Бюджет пикирования

40
Благодаря санкциям авиапром освободился от экспансии зарубежной техники, появилась надежда возродить отечественное гражданское самолетостроение, да случилась новая напасть. Минпромторг предложил скорректировать госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Инициатива министерства обсуждалась на совместном заседании Экспертного совета по авиапрому, образованного при думском Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, и профильного комитета Союзмаша.



Корректировка до полного исполнения

Председатель Экспертного совета Владимир Гутенев признал, что корректировка госпрограммы уже не первая. По сравнению с 2014 годом внесены существенные изменения и в перечень поставленных задач, и в способы их решения. О причинах корректировки рассказал председатель Комитета по авиационной промышленности Союзмаша Александр Туляков: «В первую очередь речь идет о необходимости импортозамещения. Достаточно вспомнить, что только на Украине более 50 предприятий, которые были в тесной кооперации с российским авиапромом. Во-вторых, речь идет о проблемах доступа к зарубежным финансовым ресурсам. Еще одной причиной корректировки стало то, что из-за девальвации национальной валюты ухудшилось финансовое положение отечественных перевозчиков, что привело к ослаблению спроса на нашу авиационную технику. Есть вопросы по эффективности использования бюджетных средств. Вызывает нарекания сервисное обслуживание «Сухих Суперджетов».

Чехарда с госпрограммой стала предметом горьких шуток. Туляков иронизировал: «Хотя программа де-факто уже утверждена правительством, у нас, как говорил Виктор Борисович Христенко, любые графики и планы имеют свойство корректироваться до их полного выполнения». Впрочем, в Минпромторге не отказываются от притязаний закрепиться на мировом рынке в качестве третьего по объемам выпуска производителя воздушных судов.

Выбраться из пропасти, в которой оказался отечественный авиапром, сложно. В настоящее время доля лайнеров, произведенных «Боингом» и «Эрбасом», в парке воздушных перевозчиков России превышает 60 процентов. Еще 15 процентов дают более мелкие западные авиастроители «Эмбрайер» и «Бомбардье». На самолеты отечественного производства приходится 25 процентов, причем доля достаточно современных SSJ 100, Ан-148, Ту-204, Ту-214 – крохи. Остальное – старые типы самолетов, выпущенные более четверти века назад в СССР.

Безусловные плюсы новой редакции госпрограммы – увеличение численности работающих на предприятиях отрасли с 266 до 340 тысяч человек, введение положения о развитии авиационной промышленности на Дальнем Востоке.



Но минусов больше. Так, мероприятия подпрограммы « Малая авиация» фактически растворились в составе «Самолетостроения». Велика вероятность нецелевого использования бюджетных средств. Несмотря на устойчивый спрос на самолеты для малой авиации, на ее нужды выделяется только 1,7 миллиарда рублей. К тому же часть денег будет направлена на обеспечение функционирования национального исследовательского центра, а также на реализацию международных проектов.

Главный недостаток новой редакции госпрограммы состоит в существенном сокращении бюджетных ассигнований. В 2014 году на ее нужды планировалось выделить 991,6 миллиарда рублей, к данному моменту урезали до 672,7 миллиарда, из которых 231,4 миллиарда уже израсходовано.

Законом о федеральном бюджете на 2017 год на госпрограмму выделяется 58,9 миллиарда рублей. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергей Емельянов заявил, что в 2017–2019 годах финансирование отрасли будет осуществляться главным образом за счет казны. Затем в госпрограмму планируется включить дополнительные объемы ассигнований. О каких суммах идет речь, непонятно. Емельянов сказал лишь, что они будут определены на основании оценок и расчетов интегрированных структур и Минпромторга. Дополнительный объем финансирования ориентируется на поддержку Объединенной двигателестроительной корпорации и реализацию проектов Ил-114, Ил-96-400М, ПД-35, ТВ7-117. Поддержка заключается в софинансировании НИОКР по приоритетным направлениям (это прежде всего МС-21 и Sukhoi Superjet 100, вертолеты Ми-38, Ка-62 и «Ансат», двигатель ПД-14, комплексы бортовой аппаратуры на основе интегрированной модульной авионики), а также в субсидировании перевооружения предприятий отрасли и сертификации воздушных судов и комплектующих. Но сколько средств и из каких источников будет направлено на перечисленные нужды, опять же неизвестно.

И три копейки на развитие

Если госпрограмма не будет в очередной раз оптимизирована, то «Самолетостроение» в 2017 году получит 32,7 миллиарда рублей, что составляет 56 процентов ресурсов на всю госпрограмму. При этом 8,1 миллиарда рублей выделено на НИОКР настоящей черной дыры российского авиапрома – SSJ 100, который нуждается в очередной доработке. Хорошо, если хотя бы часть этих средств пойдет на завершение создания МС-21, как надеются авторы госпрограммы. На мероприятия направления «Вертолетостроение» в 2017 году выделено 1,5 миллиарда рублей, которые предназначены для выполнения научно-исследовательской работы по доведению и сертификации Ми-38.

Финансирование «Авиационного двигателестроения» составит нынче 11,2 миллиарда рублей. Из них 6,6 миллиарда пойдет на обеспечение финансовой устойчивости Объединенной двигателестроительной корпорации и на взносы в ее уставной капитал под реализацию проектов создания ПД-35 и ТВ7-117. 4,5 миллиарда рублей инвестируется в НИОКР для доработки ПД-14.

Бюджетные ассигнования в подпрограмму «Авиационные агрегаты и приборы» составят 2,7 миллиарда. НИОКР интегрированной модульной авионики и агрегатов для перспективной авиационной техники обойдутся в 2,4 миллиарда бюджетных рублей. На «Комплексное развитие отрасли» в 2017 году выделяется 2,6 миллиарда. Около миллиарда рублей будет направлено на субсидирование части затрат предприятий авиационной промышленности, на погашение процентов по кредитам на перевооружение и лизинговые платежи за технологическое оборудование.

Знакомство с госпрограммой дает основания предполагать, что скорее всего после следующих президентских выборов наследникам нынешнего детища Минпромторга придется прибегнуть к известному средству Виктора Христенко и умерить уровень притязаний на место в мировом рынке авиастроения.

В очередной раз представлена программа выживания гражданского авиастроения, а не его развития. Речь может вестись лишь о вспомоществовании. Более или менее прилично финансирование той части госпрограммы, которая предполагает производство имеющихся образцов техники. Заботы о будущем отрасли забыты до лучших времен. Так, в частности, считает генеральный директор НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов. Он заявил членам совета, что 63-процентное сокращение подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – это по сути вырезание перспективы: «Сегодня самолет МС-21 – достаточно конкурентный продукт, но его преимущество по сравнению с мировыми аналогами исчисляется процентами. Завтра на существующем конкурентном рынке этого будет недостаточно. Можно было бы спать спокойно, если бы преимущество исчислялось десятками процентов». Представитель науки напомнил членам совета, что используемые в авиапромышленности технологии находятся в точках насыщения. «Мы можем ожидать прорыв в следующем технологическом укладе в районе 2025 года. Потому что так называемый научно-технический задел накапливается 10 лет. На сегодня можно констатировать, что существующий задел полностью исчерпан. Если приоритет перспективной тематики в госпрограмме не будет восстановлен, то в 2025-м или в 2030-м мы опять начнем заниматься реинжинирингом уже устаревших к тому времени МС-21, «Сухого Суперджета» и Ил-96», – считает Дутов. Можно добавить, что успех МС-21 будет зависеть от количества выпускаемых самолетов. «Эрбас» и «Боинг» производят по 50 машин в месяц. По мнению экспертов, надо строить хотя бы половину от этой цифры.

Опасения Дутова отнюдь не страшилки. Сегодня в «Боинге» и «Эрбасе» есть четкая программа по созданию электрических и сверхзвуковых пассажирских лайнеров, по суборбитальной тематике, что в принципе позволяет этим компаниям начать в 2025 году разработку принципиально нового поколения авиационной техники.

Наши самолетостроители понимают: конкурировать по объемам финансирования с «Боингом» и «Эрбасом» невозможно. Но в то же время за гранью разума ответ на вопрос: что же у нас за модель управления отраслью, если миллиарды долларов российских авиакомпаний потрачены на покупку зарубежной техники, в то время как вполне конкурентоспособные проекты Ту-334, Ту-214, Ан-148, Ил-96 были фактически уничтожены из-за нехватки средств? Разве нельзя было использовать эти самолеты хотя бы на внутренних линиях и тем временем продолжить доводку машин до нужных кондиций? Разве не по этому пути благодаря политической поддержке идет продвижение сверхзатратного «Суперджета»? Что происходит сейчас, когда провозглашен курс на 25 миллионов рабочих мест в наукоемких производствах, а флагману передовых технологий предлагают довольствоваться всего лишь программой выживания?

Справка «ВПК»

На сегодня госпрограмма включает следующие подпрограммы: «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы», «Авиационная наука и технологии», «Комплексное развитие отрасли» плюс нереализованная часть ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 мая 2017 15:10
    случилась новая напасть. Минпромторг предложил скорректировать госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
    да не... вывсёврёте...всё развивается и расцветает! народсчастлив! fellow
    1. +7
      28 мая 2017 15:52
      У Вас эксцесс - "Радость либериоида"?
      1. +5
        28 мая 2017 22:24
        Автора не поймешь. С одной стороны необходимо самим производить самолеты с другой стороны опять поднимает хай на SSJ 100. Чего делать то? И хватит поливать грязью SSJ 100, отличный самолет, люди заняты, работают, стараются. То что делают по 30 шт. , так кто же его на большой рынок просто так пустит. То что, намудили в 90-ые все знают, когда старье скупали пачками и тем самым опустили собственное производство. Сейчас запретили и переориентировали сухой на внутренний рынок.
        Вот с малой авиацией на самом деле беда.
        1. +2
          29 мая 2017 01:11
          Перспективы производства самолетов SSJ 100
          1. +1
            29 мая 2017 08:37
            Неполная информация, дополню:

            Даты первых полётов за 2017 год:

            01. 95122 18.01.17 | 06. 95128 23.03.17

            02. 95123 02.02.17 | 07. 95129 06.04.17

            03. 95124 08.02.17 | 08. 95130 12.04.17

            04. 95126 03.03.17 | 09. 95131 21.04.17

            05. 95127 15.03.17 | 10. 95132 23.05.17

            Даты первых полётов за 2016 год, всего 19 бортов:

            | 01. 95108 15.01.16 | 06. 95111 31.05.16 | 11. 95113 07.09.16 | 16. 95117 03.12.16 |

            | 02. 95096 26.02.16 | 07. 95104 18.06.16 | 12. 95114 21.09.16 | 17. 95119 07.12.16 |

            | 03. 95106 15.03.16 | 08. 95105 30.06.16 | 13. 95115 07.10.16 | 18. 95120 16.12.16 |

            | 04. 95107 25.03.16 | 09. 95109 11.07.16 | 14. 95116 25.10.16 | 19. 95121 27.12.16 |

            | 05. 95110 31.03.16 | 10. 95112 27.07.16 | 15. 95118 22.11.16 |
          2. +4
            31 мая 2017 22:36
            А МС-21 что?Тоже зарубят?Хотя восторгу было немеряно."Что-то не то в датском королевстве."
      2. 0
        31 мая 2017 18:48
        Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм.
  2. +5
    28 мая 2017 15:37
    «Эрбас» и «Боинг» производят по 50 машин в месяц. По мнению экспертов, надо строить хотя бы половину от этой цифры."
    Шта?!! belay
    1. +1
      28 мая 2017 16:11
      Да, и обе компании наращивают производство, Боинг хочет только одних 737 мах по 60 штук в месяц производить.
      1. +12
        28 мая 2017 16:21
        Да, но не надо забывать, что самолет собирают из блоков которые поставляются со всех концов света. А у нас же тут народ категорически требует, чтобы аэропланы полностью изготавливались чуть-ли не на одном заводе.
        Что б тут и двигателя, а за углом шасси, а в цеху через дорогу- приборы штамповали ну и т.д.
        1. +3
          28 мая 2017 22:40
          вы видимо немного не в курсе, собирают из блоков которые доставляют со всего света, но ключевые технологичные производства сохраняют у себя, в стране, ВАСО тоже делает комплектующие для эйрбаса, сухого и МС-21, но особую ценность представляет именно владение технологией окончательной сборки, еще самые ценные технологиии двигателестроения и навигации. Все ведущие самолетостроительные державы сохраняют эти производства у себя
        2. +3
          28 мая 2017 22:49
          Абсолютно согласен. Эрбас - Вся Европа, лучшее оборудование, стоимостью... Боинг - это не один Сиэтл.. Кстати, плюс Россия. А уральские титанообрабатывающие предприятия не желают терять надежного партнёра . Потому что наши чиновники: то -.Надо, то - не надо! Вон, опять что-то мутят с Ангарой и "Восточным".
          И потом, деньги-то вляпать можно. И по 20 в месяц выпускать. Месяца два-три... Потом разогнать всех в отпуск без содержания.
        3. +1
          29 мая 2017 09:09
          Цитата: Бензорез
          А у нас же тут народ категорически требует, чтобы аэропланы полностью изготавливались чуть-ли не на одном заводе.

          Ну делалось же в свое время и было обычным делом, в Самаре были и моторные заводы и где планер собирали для Ту-154, Ульяновск собирал Ил-86, Саратов Як-40, если их с Воронежом не путаю...
          1. +3
            29 мая 2017 19:16
            Дак я же не имею ничего против. Я всегда-за! Но если нет такой возможности на сегодняшний день?.. Люди пытаются делать хоть что-то из того, что возможно сделать в данных условиях. Уже за это они достойны лично моего уважения.
            Я после долгого перерыва вернулся работать в судостроение. С огромным трудом, что-то начинает двигаться, появляться рабочие места. Такой победы у нас с'93 года небыло. Тут начинается- а чего корабли не такие? А чего двигателя не эдакие? А почему не завтра они готовы будут? Ну и так далее по тексту.
  3. +3
    28 мая 2017 15:47
    А не пора ли ввести статью за саботаж? Чет явно попахивает. Что в космонавтике, что в авиации.
    1. +4
      28 мая 2017 15:58
      Скорее, введут статью, которая позволяет принять меры к авторам критических статей. МС-21 опоздал. Надо было делать сразу МС-22. По принципу Ходжи Насреддина.
    2. 0
      28 мая 2017 18:38
      Цитата: Путинец
      А не пора ли ввести статью за саботаж? Чет явно попахивает. Что в космонавтике, что в авиации.

      И с кем же тогда наимудрейшему работать придется ? Куда все денутся ?
  4. +11
    28 мая 2017 16:02
    "Неэффективное использование бюджетных средств"? Есть другая трактовка этого явления. Прописана в УК РФ.
    Правильно говорил Н. С. Михалков:
    Проблема не в том у нас, что есть богатые и бедные.
    Проблема в том, что богатые никак не могут НАЖРАТЬСЯ.
    1. +7
      28 мая 2017 18:37
      Цитата: sergo1914
      Правильно говорил Н. С. Михалков:
      Проблема не в том у нас, что есть богатые и бедные.
      Проблема в том, что богатые никак не могут НАЖРАТЬСЯ.

      Это он про себя говорил ?
  5. +7
    28 мая 2017 16:18
    Так я и не понял из статьи.Всё просто хреново или совсем хреново?Может возродить конные упряжки?Хотя коней-то где взять.
    1. +3
      28 мая 2017 16:41
      Хреново- от слабо до умеренного.
  6. +7
    28 мая 2017 16:51
    Уважаемые,ключевая фраза закрыт доступ к западным инвестициям,отсюда можно долго и много написать,но все уже написано и изложено
    1. +4
      28 мая 2017 21:06
      К западным закрыт, а родное государство инвестициями заниматься не хочет и предпочитает морозить деньги на западных счетах и в западных бумагах..
      Интересно если бы Сталин ждал западные инвестиции, выиграли мы войну?
      1. +5
        28 мая 2017 22:44
        Сталин пятую колонны частично расстрелял, колеблющихся запугал, остальные верили в светлое будущее, которое у них реально было
  7. +3
    28 мая 2017 19:07
    Имел дело с Дутовым. Общее впечатление: пока он наверху, всё так и будет плохо.
  8. +2
    28 мая 2017 21:23
    «Эрбас» и «Боинг» производят по 50 машин в месяц. По мнению экспертов, надо строить хотя бы половину от этой цифры.

    И куда же прикажете их девать. На внешние рынки их не пустят, там уже всё давно поделено.
    А ... вот куда ...
    миллиарды долларов российских авиакомпаний потрачены на покупку зарубежной техники, в то время как вполне конкурентоспособные проекты Ту-334, Ту-214, Ан-148, Ил-96 были фактически уничтожены из-за нехватки средств? Разве нельзя было использовать эти самолеты хотя бы на внутренних линиях и тем временем продолжить доводку машин до нужных кондиций?

    Дааа?! И много частных авиакомпаний ( а они все частные ) могут себе позволить содержать парк не сертифицированных для зарубежных линий самолётов? Самолёт- не трамвай, который ходит по одному и тому же маршруту. Сегодня борт летит регулярным рейсом в Красноярск, а оттуда чартером в Турцию и т.п.
    И много ли у нас рентабельных внутренних авиалиний, чтобы содержать для них "трамваи"?
    1. +1
      29 мая 2017 08:31
      Да вот меня тоже посетил вопрос-куда их девать в таких количествах?..
  9. 0
    28 мая 2017 23:01
    А по-моему - умерла так умерла. Главная причина падения нашего самолётостроения - это не только жадные капиталисты. А ещё и многолетняя советская привычка к халяве. Понимаете, когда завод благодаря твёрдому госзаказу клепал непотребный мусор и даже не чесался (всё равно купят), внезапно оказался в саблезубой конкуренции западного образца - тогда крах лентяя был предопределён. И в более глобальном смысле - так и вся наша промышленность окончательно проиграла западной. Нам дубовые самолёты, произведённые дубовыми конструкторами на дубовых заводах с дубовым оборудованием не нужны, пусть они подохнут. Не буду особо горевать, если вместо советских реликтов наши заводы будут обслуживать американские машины, но это будут действительно высокотехнологичные производства с высокооплачиваемыми рабочими местами. К чему клоню: России, вероятно, не стоит метить в сверхдержавы. Гораздо лучше для народа будет обычная европейская страна финского типа: нет ненужной блажи в лице собственной космонавтики и авиации, зато граждане живут сыто и богато. Уровень жизни первичен, а остальное приложится. Главное - не путать финский тип с румынским. Вот такой России я точно не желаю.
    1. +5
      29 мая 2017 00:57
      Цитата: Басарев
      Главная причина падения нашего самолётостроения - это не только жадные капиталисты. А ещё и многолетняя советская привычка к халяве

      По себе других не судят.
      Цитата: Басарев
      Понимаете, когда завод благодаря твёрдому госзаказу клепал непотребный мусор и даже не чесался

      Это по вашему Ту-144 мусор???
      Цитата: Басарев
      внезапно оказался в саблезубой конкуренции западного образца - тогда крах лентяя был предопределён

      Да вы голубчик видимо верите в невидимую руку рынка, которая все расставит?)))) Или вы просто с Чукотки пишите?)))))
      Цитата: Басарев
      Нам дубовые самолёты, произведённые дубовыми конструкторами на дубовых заводах с дубовым оборудованием не нужны, пусть они подохнут.

      Начинаю понимать, почему в 37 году к стенке ставили не только зажравшуюсю элиту. Так и хочется сказать, Ах ты ж контра недобитая!!!!))))
      Цитата: Басарев
      . Не буду особо горевать, если вместо советских реликтов наши заводы будут обслуживать американские машины

      А вы случаем сапоги американцам чистить не желаете????
      Цитата: Басарев
      но это будут действительно высокотехнологичные производства с высокооплачиваемыми рабочими местами

      Да да, походу еще не перевились , которые верят в цивилизованный Запад))))
      Цитата: Басарев
      Гораздо лучше для народа будет обычная европейская страна финского типа

      Может вас сразу определить в хлев к свиньям? А что, жрачки море, тепло, опять таки, каммрады кругом.
      Цитата: Басарев
      Уровень жизни первичен, а остальное приложится.

      Все с вами ясно.
      1. +2
        29 мая 2017 01:40
        отправьте его на Украину, пусть на работу западных партнеров полюбуется. европа хохлам даже унитазы мыть не доверяет
      2. +2
        29 мая 2017 14:51
        Цитата: tomket
        Не буду особо горевать, если вместо советских реликтов наши заводы будут обслуживать американские машины

        а товарищ явно контра, прям даже интересно где такие в России водятся. Уж так радеет, чтобы всё российское в угоду западу прокакать. Я аж начал кобуру на ремне искать, хоть никогда со стволом не ходил.
        1. +1
          30 мая 2017 12:30
          Цитата: uskrabut
          а товарищ явно контра, прям даже интересно где такие в России водятся

          так и думал что вызовет негодование человек который взамен благополучной жизни готов пожертвовать величием и значимостью государства. То есть готов сделать Финляндию для людей-это преступление против России? У которой свой путь-в которой все завтра будет хорошо, или было уже хорошо.В общем это обычное желание тихой благополучной страны без замашек.Для людей тут. а не для гордости за границей.
          Желание обычное...тем более в наш век информации
    2. +1
      30 мая 2017 23:32
      Я так понимаю, Вы к авиации имеете отношение только как авиапассажир.
  10. +2
    28 мая 2017 23:16
    Благодаря санкциям авиапром освободился

    А кто раньше держал what
  11. +4
    28 мая 2017 23:20
    Очередная невнятная статья - "денег мало, все пропало". Первый и главный вопрос - какова потребность в современных самолетах на фоне снижающихся доходов населения? У нас очереди стоят за билетами на самолет и авиакомпании не могут обслужить всех желающих? Летать стали больше или меньше? Каковы прогнозы на спрос на авиабилеты? Почем будут билеты на новые самолеты? Дороже или дешевле чем на старые и т.д.
  12. 0
    29 мая 2017 12:42
    СуперСу не задался с самого начала. Одна катастрофа в Азии в рекламном полете чего стоила. Может с новой машиной будет умнее? Вначале у себя полетает. А там может и в Азию удастся продать....
  13. +1
    29 мая 2017 14:46
    "о проблемах доступа к зарубежным финансовым ресурсам"
    А чего, собственно, мы так жаждем именно зарубежных ресурсов? А свои почему-то вкладываем в американские госбумаги под мизерный процент. Может пора их направить на кредитование собственной промышленности? И государству прибыль, производителю дешевый кредит.
    Меня ещё один вопрос смущает - а кто на этих новых самолетах летать будет, наше нищее население что ли? Был недавно в воронежском аэропорту - зрелище, скажу вам, удручающее и наводящее грусть с тоской. Если в 80-х это была реально воздушная гавань города-миллионника, то сейчас там царит запустение с унынием, дай Бог один-два рейса в сутки и те на мелких самолетах мест по 20. В СССР авиация была доступным транспортом, которым пользовались все слои населения, даже студенты могли позволить себе перелет вместо поезда.
    Вот что, господа-чиновники-правители, ничего у вас не получится, пока народ будет нищенствовать. А без народа нет страны, без страны и вы никому не нужны станете.
    1. 0
      29 мая 2017 18:38
      а вы знаете сколько стоил билет Москва Сочи в СССР ? или вот из моего города -Киров , который обзывается до того же Адлера ? А стоил он чуть больше 40 рублей в одну сторону. При средней зарплате в 220 рублей , это треть бюджета . Но тогда не было ни чартеров ни всяких акций и скидок и все летали за эти 40 рублей в одну сторону . Сейчас билет стоит 10-15 тыс туда обратно, причем , при желании летать можно и тыщи за две три туда обратно .Сейчас в Испанию можно слетать за 10 тыс , плюсом еще и на неделю жилье в эту сумму входит. Проблема не сколько в населении нищем а не желании некоторых товарищей тупо работать по развитию авиационного сообщения между городами. У нас в городе закрыли ПОбеду от того что как мне кажется аэропорт не мог на ней много заработать ..
  14. 0
    29 мая 2017 18:41
    Цитата: Улан

    Интересно если бы Сталин ждал западные инвестиции, выиграли мы войну?

    Ну вообще говоря, в довоенное время концессии для западных промышленников были, в военное время - знаменитый "лендлиз". В принципе в СССР западный капитал исправно крутился, и Союз свой внешний долг исправно обслуживал.
  15. 0
    2 июня 2017 21:57
    Где она (Россия) освободилась от Боинга и Эйрбаса....одни мечты (увы)