«Змея» вместо «Молнии»? Модернизация F-16

Сколько можно модернизировать старую технику? У американцев уже есть самолеты пятого поколения, а когда в войска пойдет российский? Такие и подобные им вопросы регулярно возникают в комментариях к новостям об отечественном поколении «4++». Тем не менее, и вышеупомянутые американцы вынуждены модернизировать старые самолеты, дабы они соответствовали современным требованиям. Свой, как они утверждают, революционно новый и уникальный, самолет F-22 Raptor США создавали очень долго и, наверное, даже пожалели – в итоге программа обошлась в такие суммы, что от первоначального плана в 750 машин со временем осталось всего две сотни. А вот «каменный цветок» под названием F-35 Lightning II («Молния-2») пока не выходит. Вот и приходится американским конструкторам в срочном порядке создавать комплекты оборудования, позволяющие в достаточной мере улучшить характеристики старых самолетов, чье четвертое поколение уже можно считать устаревшим.

«Змея» вместо «Молнии»? Модернизация F-16


Первым «бюджетным» решением проблемы стал самолет Boeing F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Набор новой аппаратуры позволяет значительно поднять боевые качества исходного F-15E без особых изменений в конструкции. Опытный образец «Бесшумного орла» был представлен еще в 2009-м, а в следующем году начались его испытания. C тех пор особых новостей по поводу модернизации F-15 не появлялось, зато была масса предположений на тему, кому именно может понадобиться его новая модификация. Пока парни из «Боинга» проводят очередной испытательный полет F-15SE и ищут потенциальных заказчиков, Lockheed Martin начинают свои работы в том же направлении.


В середине февраля на авиасалоне Singapore Airshow вице-президент «Локхида» Дж. Стэндридж объявил о начале создания новой модификации истребителя F-16, получившей индекс F-16V и прозвище Viper – змея. Это решение было вызвано желанием множества заказчиков иметь современный самолет, который не обязательно было бы строить заново, ведь переоборудование имеющихся истребителей до новой модификации обойдется гораздо дешевле, чем закупка новых. Кроме того, Стэндридж называет F-16V «переходным звеном» между четвертым и пятым поколением. Имея ряд признаков и того, и другого, «Вайпер» сможет в некотором роде помочь стране-эксплуатанту старых модификаций F-16 построить и отработать инфраструктуру, необходимую для использования истребителей пятого поколения. И, судя по регулярным срывам сроков создания F-35 (между прочим, проект все того же Lockheed Martin), F-16V может иметь успех среди заказчиков. К тому же пресловутый F-35, как ожидается, будет иметь куда большую стоимость нежели F-16V, переоборудованный или построенный заново.

«Змея» вместо «Молнии»? Модернизация F-16


Обеспечивать интерес покупателей к новому старому самолету должна почти полностью обновленная авионика. Главным нововведением станет радиолокационная станция с активной фазированной решеткой. Конкретный ее тип пока не назывался – еще идет конкурс, в котором участвуют Northrop Grumman и Raytheon с проектами SABR и RACR соответственно. Одновременно с продвижением своих проектов в качестве БРЛС для «Вайпера», «Нортроп» и «Рейтеон» пытаются заинтересовать своими станциями Тайвань и Южную Корею. Вероятно, та РЛС, которая сможет заинтересовать эти азиатские страны, сможет в итоге войти в состав комплекта обновления самолетов F-16. Вполне возможно и такое развитие событий, при котором Тайвань или Корея станут одними из первых зарубежных покупателей Viper. Как говорят в Lockheed Martin, полдесятка зарубежных эксплуатантов уже выказали свою готовность, как минимум, рассмотреть возможность модернизации своих F-16 до модификации «Вайпер».

Компания «Локхид Мартин» намерена предлагать Viper не только на экспорт. Начальник штаба американских ВВС генерал Н. Шварц не так давно в очередной раз подтвердил намерения военных продлить сроки эксплуатации имеющихся F-15 и F-16. Основная причина этого решения – проблемы с заменой для старых, но доведенных до ума самолетов. F-22, который по первоначальной задумке должен был прийти на смену F-15, оказался слишком дорогим, а F-35 – замена для F16 – пока что остается довольно дальней перспективой, причем не менее дорогой. Единственный выход из сложившейся ситуации, кроме попыток удешевить новые самолеты, кроется в модернизации существующих самолетов до приемлемого уровня. На данный момент, по подсчетам аналитиков из USAF, требуется переоснастить около трех сотен F-15 и F-16. И, как оказалось, проектов таких модернизаций не так уж и много – «Сайлент Игл» и «Вайпер». К тому же, первый все еще находится на стадии испытаний, а о втором только-только объявили. В общем, командованию ВВС США нужно срочно решать, что им нужно и какую сумму за это они готовы выложить.

«Змея» вместо «Молнии»? Модернизация F-16


Тем временем, Lockheed Martin обещает уже к концу этого года сделать опытный образец F-16V. Подобная торопливость фирмы вполне объяснима: проект обновления F-16 сулит очень хорошую прибыль, ведь этих самолетов было выпущено более четырех с половиной тысяч и поставлялись они в 26 стран. Скорейший выход «Вайпера» на рынок сможет позволить Штатам не только обновить собственный парк самолетов, но и удержать свою долю в мировых продажах истребителей и не позволить российским самолетам поколений «4+» и «4++» отобрав у них еще несколько процентов экспорта.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. flukked 23 февраля 2012 09:42
    Viper перекводится, как "гадюка".
    flukked
    1. atesterev 23 февраля 2012 20:35
      Ага, а Silent скорее как "тихий"
  2. Игорек 23 февраля 2012 09:59
    В течении 40 лет никакие фу-22,35,Т-50 не заменят Су-27,30,35,ф-15,16,18.
    Игорек
    1. black_eagle 23 февраля 2012 21:45
      Ну 40 ты загнул! А до 2030-2040 еще точно на крыле будут данные машины
      black_eagle
      1. Игорек 24 февраля 2012 06:23
        А что сейчас их не производят?Сейчас и наши и американцы пытаются обстелсить самометы 4+,так что вы очень рано их списываете.
        Игорек
  3. вард 23 февраля 2012 10:38
    Физику увы никто не отменит... На сверх звуке импортные самолётики слепнут... Аналогичную проблему наши решили крайне специфическими средствами... А западникам наверно или западло или они думают что современного противника у них не будет...
    1. gagar1n 23 февраля 2012 11:45
      а можно поподробнее об этом?
      gagar1n
      1. вард 23 февраля 2012 20:57
        Температура в носовом обтекателе на сверхзвуке не позволяет работать полупроводниковым элементам долго и надёжно... Именно поэтому самолётные РЛС на МИГ-25 и МИГ-31 делают... на лампах. Да..да на старых добрых лампах.
        Кстати в сборках управления реактором на наших подводных лодка применяют старые добрые реле... И что интересно и вес и объём меньше... Нахождение в атаке на сверхзвуке F-15 пять минут, МИГ-25 не ограничено... Конечно авионика это красиво и удобно... Но по отзывам летунов на конечный результат не влияет... И ещё один маленкий показатель... Резерв по электронным блока для F-15 6-10, для МИГ 2-3.. Это количество запасных электронных блоков... И если для МИГ можно имея тестер, осцилограф, паяльник и ... всё починить... То у Амеров электроника востановлению не подлежит...
        1. Виктор 24 февраля 2012 12:49
          вард Большое спасибо за ценную информацию. Для меня это очень интересная новость
        2. Zerstorer 24 февраля 2012 15:46
          Позвольте уточнить вопрос по поводу функционирования РЛС при сверхзвуковом полете. Температура на обтекателе РЛС действительно большая, но в отсеке, где установлены блоки радио-электронного оборудования, можно получить вполне приемлемую температуру используя охлаждение блоков (используя систему кондиционирования воздуха или жидкостное охлаждение). Так, например, головку самонаведения ракеты охлаждают азотом, аргоном и тд. и тп. РЛС самолета охлаждают, насколько я знаю, водо-спиртовой смесью (МАССАНДРА).
          1. novic 26 февраля 2012 18:07
            Проблема не в температуре, а в том, что на больших высотах на сверхзвуке приосходил выход из строя микросхем и транзисторов, а лампы работают надежно. Американцы получив МИГ-25, перегнанного Беленко в Японию,обнаружили оборудование на лампах. А насчет решения вопроса с нагревом корпуса самолета, что ограничивает скорость, в МИГе была решена изготовлением корпуса из металла, что также облегчало вопрос ремонта обычной свркой.
            novic
  4. Sas 23 февраля 2012 11:47
    На верхнем фото - f-15
    Sas
  5. Рожденный в СССР 23 февраля 2012 13:52
    Да, попали амеры со своими непревзойденными ф35 :-)
    Рожденный в СССР
    1. novic 26 февраля 2012 18:43
      Да, наши им продали наработку по Як-141, что, усложнило и удорожило F-35. Для наших вертикальный взлет не актуален, т.к. палубы достаточно для взлета обычным способом полноценных самолетов.
      novic
  6. аксакал 23 февраля 2012 15:57
    Да уж, при том, что в первоначальном варианте МиГ-29 и СУ--27 серьезно уступали Ф-16 и Ф15 (наши были только в варианте истребителей, работать по змеле не могли, небольшая номенклатура носимого вооружения, гораздо более меньшая боевая нагрузка по сравнению с амерскими, слабая электроника), модернизационный потенциал российских самолетов оказался куда более мощным.
    Не догонят, как пить дать. И тот же Ф-15 в модернизированном варианте будет уступать тому же СУ-35, а Ф-16 гадюка - МиГ-35
  7. вард 23 февраля 2012 21:08
    Ну что такое F-22? эТО САМОЛЁТ ЗАВОЕВАНИЯ ПРЕВОСХОДСТВА В ВОЗДУХЕ... Но у нас уже давно есть МИГ-25 и МИГ-31... И я ставлю 10 против 1 что результат боя на сверх звуке предсказуем... Вот Белов... сволоч.. предатель.. угнал самолёт МИГ-25... ДАААА НО...НО... Американцы коренным образом перекроили свою авиастроительную программу... Они сделали вывод что ВСЕ их самолёты будут выбиты в течении трёх-четырёх дней... И мозгов сделать что то анологичное у них не хватит... И ребята что с ним служили очень уж хорошо о нём отзывались... Да и умер он както странно...
    1. Glenn Witcher 23 февраля 2012 22:17
      Во-первых, Беленко, во-вторых, он еще живой.
    2. vaf 25 февраля 2012 00:38
      Как прочитал Ваш первый комент,так для себя решил-посмотрю и всё,ну всякое бывает....,но прочитал ниже и аж "заклинило" - ну всякого начитался уже,понятно много студентов-профи здесь.но вот такого бреда я ещё ни у кого не читал"!
      Хотя Glenn Witcher , FROST и ФРЕГАТЕНКАПИТАН тебя "поправили" чуть-чуть, но.... "как всё запущено,куда катимся?"
      vaf
  8. 755962 23 февраля 2012 23:03
    8 тонн ,при боевой нагрузке почти 16 тонн.Не хило .Рано F-16 списывать со счетов.Серьёзный парень.....даже сейчас/
    755962
  9. вард 24 февраля 2012 09:08
    Не хотелось лишний раз обострять... Это по поводу Беленко Виктора Ивановича... А насчёт живой... В США нет такого человека по карточке соц. страха.. Значит официально ....
  10. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 24 февраля 2012 09:16
    Беленко живой...недавно показывали ..полковника ВВС США....служит то-ли советником . то-ли специалистом по нашей авиации....
  11. FROST 24 февраля 2012 16:47
    Нахождение в атаке на сверхзвуке F-15 пять минут, МИГ-25 не ограничено...


    Это полная глупость. Нет таких огрничений. По поводу БРЛС, их очень давно не делают на лампах.

    Но у нас уже давно есть МИГ-25 и МИГ-31... И я ставлю 10 против 1 что результат боя на сверх звуке предсказуем...


    МиГ-25 и МиГ-31 не конкуренты в воздушном бою для F-15 и F-16. МиГ-25 устаревший истребитель, а МиГ-31 вообще перехватчик, предназначен для борьбы со стратегическими бомбардировщиками, ДРЛО, постановщиками помех, крылатыми ракетами, координации действий других истребителей. Для борьбы с маневренными истребителями он не предназначен. Это уже прерогатива МиГ-29 и Су-27.
    FROST
  12. FROST 26 февраля 2012 02:08
    Но по существу - о каком еще воздушном бое идет речь? Никакого маневренного боя не будет - будет отлов цели за счет мощного радара, атака на максимальной скорости (кстати, неспособность МиГ-31 работать по целям, способным на высокие перегрузки - очень старое заблуждение)


    Это не заблуждение, изучите ТТХ ракет Р-33. Они атакуют цели маневрирующие с перегрузкой до 4 по характеристикам с завода изготовителя. В реале же около 3-3,5. При условном дальнем ВБ скажем с МиГ-29, последнему не составит никакого труда при подлете ракеты делать змейку или крутить спираль с перегрузкой 5-6 едениц и ракеты уйдут в молоко. Перехватчик - это тип истребителя, который может эффективнее перехватывать и валить пачками бомбовозы и прочие маломаневренные цели( для них перегрузка в 4 единицы непреодолима), за счет жертвы возможностей маневренных истребителей.
    FROST
  13. FROST 26 февраля 2012 11:28
    Это именно что заблуждение. Где-то проскочила такая опечатка, и пошла кочевать из одного источника в другой. Я даже не буду вспоминать про Р37, но и у Р33 перегрузка цели ну совершенно не 4.


    Какая опечатка?) Это искомые данные по Р-33, ее аэродинамическая схема позволяет маневрировать именно так. Она и создавалась для поражения бомберов, крылатых ракет, ДРЛО и для их поражения ее хватает. Самыми маневренными на сегодняшний день являются ракеты средней (преимущественно aim-120, mica-ar, р-77) и малой дальности. Может вы хотите привести другие источники?
    Судя по вашей логике, вообще тогда бы не нужно было МиГ-29 и Су-27 с их ракетами средней дальности. МиГ-31 мог бы валить любых супостатов издалека пачками. Поучите матчасть молодой человек.
    FROST
  14. FROST 26 февраля 2012 12:39
    Основные характеристики:

    * стартовая масса, кг — 490
    * длина, м — 4,15
    * диаметр корпуса, м — 0,38
    * масса боевой части, кг — 47
    * боевая часть — осколочно-фугасная
    * размах рулей, м — 1,1
    * размах крыльев, м — 0,9
    * дальность пуска, км — 120
    * высота поражаемых целей, км — 0,05-25
    * скорость поражаемых целей, км/ч — 3000
    * головка самонаведения — доплеровская полуактивная радиолокационная головка самонаведения
    * двигательная установка — двухрежимный РДТТ
    * система наведения — инерциальное наведение на начальном участке полета и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета
    * неконтактный датчик цели — активный импульсный с дальностью 20 м
    * перегрузка поражаемых целей, g — 4


    По данным ГосМКБ Вымпел.
    FROST
  15. Jupiter 9 марта 2012 14:48
    Модернизация F-16 - естественное и логичное желание!
    Жаль такого желания нет у нас по отношению к Миг-29, напр.

    Кстати, Viper это не просто змея! Просто змея это snake.
    А viper - это гадюка, гадина даже. И, что примечательно, ещё и коварный человек.
    Jupiter

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня