Рассказы об оружии. №1. БМ-13Н «Катюша»



Что еще можно было бы рассказать о «Катюше»? Казалось бы, всё, что можно было сделать в этом направлении, уже сделано. Тем не менее, начать наш новый цикл «Рассказы об оружии» решили начать именно с «Катюши», ибо именно это оружие, наряду с Т-34 и ППШ, является одним из символов Победы.

Происхождение названия «Катюша» до сих пор является предметом расследований. Будем придерживаться того, которое гласит, что «Катюша» — от «Проекта К», под грифом которого на заводах имени Коминтерна в Воронеже и «Компрессор» в Москве началась сборка этих машин.


Первые «Катюши» выпускались на базе автомобиля ЗИС-5 и получили название БМ-13. Предмет же нашего рассказа был выпущен в 1943 году на базе автомобиля «Студебекер US6» и имел название БМ-13Н.



Шасси.

«Studebaker US6», или, как его окрестили у нас, «Студер», был интересной машиной. Он не состоял на вооружении американской армии. Это произошло из-за того, что двигатель Hercules JXD не проходил по принятым в те времена стандартам, вследствие чего корпорация «Студебеккер» проиграла конкурс другим компаниям. Поэтому большая часть выпускающейся продукции шла в другие страны.

В СССР по ленд-лизу было поставлено около 100 000 этих грузовиков.

Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью, имел полный привод на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6, в СССР поставлялся и US6x4 с колёсной формулой 6 × 4, но в меньших количествах.







Снаряд.

М-13. Собственно, доработанный авиационный РС-132, неплохо зарекомендовавший себя в конфликтах на озере Хасан и Халхин-Голе.


[center]


По сравнению с авиационным прародителем, М-13 имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

Основным производителем снарядов стал московский завод имени Владимира Ильича (сегодня — ОАО «ЗВИ»).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части сделали 12 отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходила часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение.

Дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), зато улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13.

Пусковая установка

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Дошло до того, что одновременно в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники.

По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел — подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки на шасси любой марки автомобиля или гусеничное шасси при минимальной доработке последней.


Система наводки ПУ. Просто до безобразия.



Прицел.


На месте командира боевой машины, на передней панели был смонтирован прибор, который носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.



Кстати, это единственный в России экземпляр машины, на котором этот прибор присутствует.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10 секунд.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.



Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.



Исключительная эффективность действий батарей БМ-13 способствовали быстрому наращиванию темпов производства. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее.

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Напрочь.



Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Первоначально реактивная артиллерия применялась аналогично ствольной. Преимущество «Катюш» было в возможности выйти на рубеж уже с заряженными ПУ, произвести залп и уйти с «засвеченной» позиции.

Но для этого тоже приходилось шаманить с бубном и весьма основательно.

Сначала на позиции выходили разведчики-корректировщики, которые производили соответствующие расчёты, кстати, довольно сложные, поскольку приходилось учитывать не только расстояние до цели, скорость и направление ветра, но даже температуру воздуха, которая тоже влияла на траекторию полёта ракет.



После того как все вычисления были сделаны, машины выдвигались на позицию, производили несколько залпов (обычно не более пяти) и быстро мчались в тыл. Промедление в этом случае и впрямь было подобно смерти — немцы старались сразу накрыть место, откуда стреляли реактивные миномёты, ответным артиллерийским огнём.

Во время наступления тактика применения «катюш», окончательно отработанная к 1943 г. и до конца войны применявшаяся повсеместно, была такой: в самом начале наступления, когда требовалось взломать глубоко эшелонированную оборону врага, артиллерия образовывала так называемый «огневой вал». В начале обстрела все гаубицы (зачастую и тяжёлые самоходки) и реактивные миномёты обрабатывали первый рубеж обороны.

Затем огонь переносили на укрепления второй линии, а атакующая пехота занимала окопы и блиндажи первой. После этого огонь переносился на третий рубеж, а пехотинцы тем временем занимали второй. Благодаря хорошей, если не отличной проходимости «Студера», «Катюши» могли следовать фактически за САУ поддержки, выгодно отличаясь в этом плане от гаубиц крупного калибра, для перебазирования которых требовалось больше времени.



Боевой расчет БМ-13Н:
Командир расчета (обычно он же и наводчик)
Водитель
Заряжающий (2-4 человека).

Да, дальнобойность 122-мм и 152-мм гаубиц была выше, чем у БМ-13. Но тут стоит принять в расчет моральный и психологический аспекты. Артиллерия не вызывала такой паники у немцев, как игра «Сталинских органов». И такого воодушевления у наших бойцов.

«Наступаем? А «Катюши» будут?» — нормальный вопрос того времени.

Источники:
https://topwar.ru/643-tajny-russkogo-oruzhiya-proekt-bm-13-zagadki-i-legendy-reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-bm-13-16-katyusha.html
http://toparmy.ru/armii-istorii/krasnaya-armiya/vooruzhenie-armii/bm-13-katyusha-reaktivnaya-ustanovka-zalpovogo-ognya-foto.html
http://motors.zvi.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Studebaker_US6
Автор: Роман Скоморохов


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 41

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. костя андреев (Костя) 25 мая 2017 06:28
    100 тыс. Только одних cтудеров! А ведь были и другие машины и техника, и продукты и материалы. Да молодцы американцы и союзникам помогли и денег заработали!
    А по статье: машина и установка созданы друг для друга. Может быть я ошибаюсь из за стереотипа, но лучше машмн ив таком количестве в СССР не было.
    1. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 25 мая 2017 06:52
      Цитата: костя андреев
      лучше машмн ив таком количестве в СССР не было.

      пример живучести "студа":сосед по гаражу,дедок, служил в ГСВГ по моему во времена Карибского кризиса,и ездил на "студе",поступил приказ избавиться от американской техники... завтра нужно было снять "кунг",и разрезать машину...так они на "прощание" по парку гоняли весь день,кому не лень, к вечеру-заклинил мотор-оказалось без воды в системе охл.гоняли... wassat
      1. Uncle Lee (Владимир) 25 мая 2017 07:59
        Где-то в 57-58 Батя пришел домой злой. Поступил приказ сдать все Студеры для отправки в США. Нужно было собрать комплекты ключей и запасного оборудования. Вот тебе и Лендлиз, все нужно было вернуть и в полном комплекте. А в части было несколько Студеров. Так что не такая уж это безвозмездная помощь....
        1. AUL (Александр) 25 мая 2017 08:36
          Вот тебе и Лендлиз, все нужно было вернуть и в полном комплекте. А в части было несколько Студеров. Так что не такая уж это безвозмездная помощь....
          А что вас не устраивает? Лендлиз - не подарок! Согласно договору, это передача во временное пользование, причем в безвозмездное. Так что тут все, как договаривались.
          Конечно, жалко было возвращать машины, очень они полюбились нашим водителям за надежность, проходимость, комфортабельность по сравнению с нашими машинами. Помню, в детстве нас, пацанов, катал иногда водитель дядя Митя на студыре, когда был слегка подшафе.
          AUL
          1. Uncle Lee (Владимир) 25 мая 2017 08:55
            Меня все устраивает, только многие утверждают, что победили амерской техникой и оружием.
            Батя всю жизнь с издевкой говорил:"Американская помощь"
            1. амурец (николай) 25 мая 2017 10:00
              Цитата: Uncle Lee
              Меня все устраивает, только многие утверждают, что победили амерской техникой и оружием.

              Утверждать не надо. По ленд-лизу поставлялись только та техника и оружие которых не хватало. Все почему-то считают что всё поставлялось по ленд-лизу, но это не так. Очень много материалов, оборудования закупалось в США, когда был снят запрет на поставку материалов и оборудования двойного назначения,введённый в конце 1939 года, после начала Зимней войны с Финляндией. Это ссылка на реферат "Советско-американские отношения 1917-1945гг." "http://referatwork.ru/new/source/80286text-8028
              6.htmlИтак, по мнению Д. Кроуэ, американо-советские " споры" по вопросу о судьбе Прибалтийских государств были одной из многих проблем, которые ухудшили отношения СССР и США накануне войны и вынесли на поверхность противоречия, сказавшиеся уже в ходе ее. Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны, пишет Кеннан, "их забыли так, как будто их никогда не было".
              И по поводу закупленных материалов. У Шахурина в его книге "Крылья победы" есть: "Примерно с весны 1942 года на наших складах начали появляться материалы, прибывшие по ленд-лизу из США, Канады и Англии. Наиболее ощутимыми были поставки сырья алюминия. Что касается проката из легких сплавов, то, как правило, вследствие длительной морской транспортировки примерно около половины его приходило в негодность из-за коррозии. Такими же получали и авиатросы тонких размеров. В очень малой степени мы пользовались качественными металлами. Прокат, как правило, поступал через Персидский залив и в результате многих перевалок приходил перепутанным, каждую упаковку надо было проверять, что создавало большие трудности. В итоге импортный прокат запускался преимущественно на внутризаводские нужды, в самих самолетах применялся исключительно отечественный металл. Не надо забывать и то что американские материалы шли в дюймовой системе и характеристики материалов надо было пересчитывать.
              1. mar4047083 (Марат) 25 мая 2017 12:51
                [quote=Uncle Lee]Меня все устраивает, только многие утверждают, что победили амерской техникой и оружием.[/quote]
                Утверждать не надо. По ленд-лизу поставлялись только та техника и оружие которых не хватало. Все почему-то считают что всё поставлялось по ленд-лизу, но это не так. Очень много материалов, оборудования закупалось в США, когда был снят запрет на поставку материалов и оборудования двойного назначения,введённый в конце 1939 года, после начала Зимней войны с Финляндией. Это ссылка на реферат "Советско-американские отношения 1917-1945гг." "http://referatwork.ru/new/source/80286text-8028
                6.htmlИтак, по мнению Д. Кроуэ, американо-советские " споры" по вопросу о судьбе Прибалтийских государств были одной из многих проблем, которые ухудшили отношения СССР и США накануне войны и вынесли на поверхность противоречия, сказавшиеся уже в ходе ее. Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны, пишет Кеннан, "их забыли так, как будто их никогда не было".
                И по поводу закупленных материалов. У Шахурина в его книге "Крылья победы" есть: "Примерно с весны 1942 года на наших складах начали появляться материалы, прибывшие по ленд-лизу из США, Канады и Англии. Наиболее ощутимыми были поставки сырья алюминия. Что касается проката из легких сплавов, то, как правило, вследствие длительной морской транспортировки примерно около половины его приходило в негодность из-за коррозии. Такими же получали и авиатросы тонких размеров. В очень малой степени мы пользовались качественными металлами. Прокат, как правило, поступал через Персидский залив и в результате многих перевалок приходил перепутанным, каждую упаковку надо было проверять, что создавало большие трудности. В итоге импортный прокат запускался преимущественно на внутризаводские нужды, в самих самолетах применялся исключительно отечественный металл. Не надо забывать и то что американские материалы шли в дюймовой системе и характеристики материалов надо было пересчитывать.[/quote]
                Что заказывали ,то и получали. Исключение стратегические бомбардировшики,заказали ,но не получали. Не надо с больной головы ,валить на здоровую.
        2. Альф (Василий) 25 мая 2017 20:28
          Цитата: Uncle Lee
          Так что не такая уж это безвозмездная помощь....

          Ну сколько можно жевать одно и тоже.
          Военные материалы, уничтоженные на войне, оплате не подлежат.
          После окончания военных действий вся военная техника должна быть возвращена стране-изготовителю.
        3. Авиатор_ (Сергей) 26 мая 2017 21:51
          Возврат был не в конце 50-х, а в их начале. Причём американцы пускали машины под пресс (который привезли) чуть ли не на причале погрузки - всё шло в металлолом. Естественно, сам не видел - рассказы старших.
    2. nizhegorodec (Алекс) 25 мая 2017 07:59
      Цитата: костя андреев
      молодцы американцы и союзникам помогли и денег заработали!

      учитывая утраченную в ходе войны технику (за которую не платили), а так же продовольствие, сырьё и расходные материалы (за которые тоже не платили), то, скорее, потеряли.
      1. активатор (Николай) 25 мая 2017 11:34
        Цитата: nizhegorodec
        то, скорее, потеряли.

        Нет, не потеряли . с нападением германии на ссср все в сша понимали ,что отсиживаться не получиться если сразу открыть второй фронт то полюбому надо закупать технику для своей армии ,а это все из кармана сша и эту технику союзники оплачивать не будут, да и еще солдат терять, в случае ленд лиза часть техники все таки будет оплачена. что лучше чем ничего, заводы получат то же финансирование ,а солдаты сохранят жизни, ну и все таки участие в войне хотя бы поставками, пиар никто не отменял и в те времена. Так ,что ленд лиз был выгоден на тот момент.
        1. nizhegorodec (Алекс) 25 мая 2017 12:24
          Цитата: активатор
          Нет, не потеряли

          Вы правы только отчасти, дело в том, что в США в отличие от СССР бизнес и государство отделены. Государство оплатило из казны военные заказы по ленд-лизу. Другое дело, что часть средств вернулась в казну в виде налогов, а после войны - за оставленную технику и оборудование. Если принять во внимание то, что США печатает доллары в количествах необходимых для поддержания своей экономики (как сейчас), то не так уж много и потеряли от ленд-лиза. Зато выиграли в моральном, политическом, а в последствии (как страна-победительница, помогавшая всем деньгами и оружием) и экономически.
    3. svp67 (Сергей) 25 мая 2017 08:16
      Цитата: костя андреев
      А ведь были и другие машины

      Номенклатура грузовиков ленд-лиза
      1. амурец (николай) 25 мая 2017 11:01
        Цитата: svp67
        Номенклатура грузовиков ленд-лиза

        И это ещё не всё. Даймонд Т-980 и Т981. А полностью и то наверное не все: М.В Соколов "Автонашествие на СССР"
  2. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 25 мая 2017 06:30
    из рассказа деда,на Белостокском направлении,ночью "катюши" по узловой ж/д станции сработали,а утром, рота дедова на танках "зачистку" делали, рельсы были в спираль закручены...мясо догорало... картина был жуткая,некого было "зачищать".разрушения были ужастные...
  3. loft79 (Артем) 25 мая 2017 07:21
    "Дошло до того, что одновременно в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники" Я бы добавил, что "разновидности" включали и разные носители). Устанавливали на все что было: Форд, GMC, Шевроле, Интернейшенал. Все что по ленд-лизу поступало. hi
    1. svp67 (Сергей) 25 мая 2017 08:21
      Цитата: loft79
      Я бы добавил, что "разновидности" включали и разные носители). Устанавливали на все что было:...Шевроле, ... Все что по ленд-лизу поступало

      Ага, не все сразу и определят, что перед ними не "Студ...",а "Шевроле G7107"
      1. BAI 25 мая 2017 10:25
        Были еще и такие, на базе трактора СТЗ

        источник - "Военный альбом"
        BAI
      2. Альф (Василий) 25 мая 2017 20:31
        [quote=svp67[/quote]
        Ага, не все сразу и определят, что перед ними не "Студ...",а "Шевроле G7107"[/quote]
        Вот только увидят, что осей не 3, а 2.
  4. moskowit (Николай Иванович) 25 мая 2017 08:17
    Вот видите, друзья. Каждый материал даёт новые "крупицы" знаний... Даны данные по рассеиванию, состав расчёта.
  5. svp67 (Сергей) 25 мая 2017 08:25
    К слову, хорошо сохранившаяся машина, вот только шанцевый инструмент уже не родной...
    И, что сохранилось много старой боевой техники...

    1. svp67 (Сергей) 25 мая 2017 08:46
      это ХОРОШО...
      1. svp67 (Сергей) 25 мая 2017 08:48
        Даже ОТЛИЧНО....

    2. ЦУС-ВВС (Валерий) 28 мая 2017 16:51
      у нас на параде тоже до сих пор едят бортовые додж,газ-аа,зис-5,вилис. моглиже технику делать когдато :)))
  6. амурец (николай) 25 мая 2017 08:36
    Первые «Катюши» выпускались на базе автомобиля ЗИС-5 и получили название БМ-13. Предмет же нашего рассказа был выпущен в 1943 году на базе автомобиля «Студебекер US6» и имел название БМ-13Н.

    На шасси ЗиС-5 была установка ЕМНИП 1938года, со стартом поперёк машины. Была эта установка чисто экспериментальной. Она имела кучу недостатков: слабое шасси, раскачку пусковой установки и т.д и т.п. Поэтому и решили разрабатывать установку на шасси ЗиС-6, с продольным расположением направляющих. В книге Н.М. Афанасьева: Подвиг первых ракетчиков, тоже неясности откуда пошло название "Катюша". Первые установки называли и Раиса, от индекса РС, ясности нет до сих пор, откуда пошло название. Ну а описание и инструкцию по эксплуатации можно найти в интернете. https://eknigi.org/voennaja_istorija/58975-avtomo
    bil-studebeker-us6-1945g.html
    1. Curious (Victor) 25 мая 2017 09:36

      Вот он, живой, полностью идентичный ЗИС-6, восстановленный в музее техники клуба "Фаэтон" в нашем городе. Снято немного неудачно, второго заднего моста не видно. Помещение уже всей техники не помещает, стоит плотно.
      Второй в Питере. Больше на ходу и в оригинале нет.
  7. Grukhin (Игорь) 25 мая 2017 09:08
    Во времена были.
  8. Гончар (Гончар) 25 мая 2017 10:11
    В Питере в музее артиллерии абсолютно родная машина на ЗИС-6, но вот на ходу ли - вопрос. В музейном зале она стоит уже не один десяток лет, я впервые был там ещё студентом году в 1980-м.
    А по ленд-лизу было поставлено 420 000 машин, из них студеров более 180 000. Возвращали далеко не всё, старались спрятать с глаз долой подальше в глубинку и в Сибирь. Другое дело, массовые поставки пришлись на 2 половину войны, всё самое трудное время выдержали на полуторках и трёхтонках.
  9. Комментарий был удален.
  10. mahoney (Олег) 25 мая 2017 10:34
    не знаю насчет всего оружия, но мой дед говорил что в войну постоянно кушал американские консервы. И обувь тоже была из штатов, качество просто огонь...
    1. Curious (Victor) 25 мая 2017 11:15
      Ботинки армейские отец году в 70-м выбросил, после того, как я на рогатку язычки отрезал. Я так понимаю, в гражданских условиях они износу не поддавались.
      1. nizhegorodec (Алекс) 25 мая 2017 12:32
        Цитата: Curious
        Я так понимаю, в гражданских условиях они износу не поддавались.

        в одной из серий фильма "Комиссар Монтальбано" рассказывалось про старика, который найдя в 43-м ящик с армейскими ботинками (40 пар) решил себя обеспечить обувью надолго. К концу его жизни (80-е годы) у него оставалось ещё 38 пар, причём одну пару он подарил одному бандосу, по которым его и нашли. Фильм конечно художественный, но сам факт, снят то по мотивам...
  11. Бензорез (Виталий) 25 мая 2017 13:31
    Нравится мне Студебеккер. Что-то в нём есть... Себе бы такой взял-за пивом гонять.
    1. Curious (Victor) 25 мая 2017 13:54
      Пожалуйста, 1 800 000 руб. http://autobuy.ru/wpage/48578, в Питере.

      Но за пивом лучше на этом.
  12. tolancop (tolancop) 25 мая 2017 14:15
    "При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10 секунд.
    "

    Попадалось описание другой "системы зажигания" у "катюши"... От 1-го снаряда ко 2-му шла трубка с раструбом. От 2-го к 3-му такая же и т.д. Электрозапуск происходил только для 1-го снаряда. Далее газы от 1-го снаряда, уловленные раструбом, по трубке направлялись ко 2-му снаряду и происходило воспламенение его топлива с последующим запуском. И так последовательно от снаряда к снаряду пока не закончится боезапас.
    И не возьмусь утверждать однозначно, но вроде бы подобную систему даже наблюдал на одной из музейных установок. ИМХО, вполне рабочая схема: дешево и сердито. Хотя возможно, что система запуска существовала в нескольких вариантах.
  13. Avis (Сергей) 25 мая 2017 20:45
    Экскурсовод в СПб в музее рассказывала как один бывший вермахтовец попал на кинохронику залпа "катюш". С озвучкой. Так, даже от кинокадров весь зажался, закрыл голову руками и, вообще, в ужас впал. Дело было, по её словам, лет через 20-30 после войны.
  14. ЦУС-ВВС (Валерий) 28 мая 2017 16:48
    почему истинно русская установка не установилась на русскую машину? почему не превозносят катюши на шасси зис-6 ? и почему имея в распоряженнии студеры нельзя было их тупо скопировать?
    1. svp67 (Сергей) 28 мая 2017 17:39
      Цитата: ЦУС-ВВС
      почему истинно русская установка не установилась на русскую машину?

      Да потому что установка не была РУССКОЙ, а была СОВЕТСКОЙ. И СССР был далеко не столь развитой в экономическом плане державой, в то время. Он не смог наладить массовое производство необходимых для этого машин повышенной проходимости.
      Цитата: ЦУС-ВВС
      почему не превозносят катюши на шасси зис-6 ?
      По той же причине, что и говоря о Т-34, все сразу вспоминают Т-34/85, а Ил-2 только двухместный... Массы вспоминают то, что штурмовала Берлин, а не отступало до Сталинграда...
      Цитата: ЦУС-ВВС
      и почему имея в распоряженнии студеры нельзя было их тупо скопировать?
      Да же в современной России производство современных движков идет с ОГРОМНЫМ "скрипом", а что Вы хотите от тех времен. Вспомните КТО РАБОТАЛ на производствах. И на каком оборудовании. Да и производство "Студов" на территории СССР было налажено, правда "отверточное"
      Их сборкой занимались четыре автомобильных предприятия — Московский автозавод ЗИС, развернувший конвейерное производство, Ульяновский автосборочный, Московский завод имени КИМ и будущий Минский автомобильный.
      И хоть по американским меркам
      STUDEBAKER US6 ЯВЛЯЛСЯ «ВТОРОСОРТНЫМ» ГРУЗОВИКОМ ДЛЯ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ В СЛАБОРАЗВИТЫЕ СТРАНЫ, ПОД КОТОРЫМИ ПОДРАЗУМЕВАЛСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Для нас же он оказался просто "находкой", так как в отличии от базовой машины
      GMC CCKW-353

      и отличался ... более простым и неприхотливым силовым агрегатом Hercules JXD с уменьшенной до 5,24 степенью сжатия, рассчитанным на применение низкосортных видов бензина и масел.

      Хотя даже в военное время пытались создать СВОЮ машину, с использованием решений "Студа"
      1943 год ГАЗ-63

      1944 год опытный грузовик НАТИ

      Ну а после войны, конечно же ЗИС-157, первые варианты которого выглядели так

      http://www.kolesa.ru/article/legendarnyj-studebak
      er-i-krasnaya-armiya-chto-by-stalo-kaby-ne-bylo-t
      ebya
    2. nizhegorodec (Алекс) 28 мая 2017 19:34
      Цитата: ЦУС-ВВС
      почему истинно русская установка не установилась на русскую машину? почему не превозносят катюши на шасси зис-6 ?

      потому что по сравнению со студером эта машина была г...но, а установка была ценная нужна была подвижность и надёжность.
      Цитата: ЦУС-ВВС
      почему имея в распоряженнии студеры нельзя было их тупо скопировать?

      скопировали, но после войны ЗиЛ-152
      1. tolancop (tolancop) 29 мая 2017 22:10
        ЗиС-6 не была, как Вы выразились г.... Просто их было очень мало. Встречал упоминания, что под "катюши" были изъяты все ЗиС-6, что нашлись, но все равно их было явно недостаточно.
        Студер несомненно, превосходил ЗиС-6 по большинству параметров, но это не повод обливать грязью советский автомобиль. Кстати, немцы не брезговали использовать изделия советского автопрома.
        1. nizhegorodec (Алекс) 30 мая 2017 12:55
          Цитата: tolancop
          ЗиС-6 не была, как Вы выразились г....
          сама по себе нет, особенно по сравнению с полуторкой, но так как
          Цитата: tolancop
          Студер несомненно, превосходил ЗиС-6 по большинству параметров
          то в сравнении с ним г..., причём, унылое
          Цитата: tolancop
          это не повод обливать грязью советский автомобиль.

          а если бы он был не советским автомобилем? Так и вспоминается роман Б. Полевого: "Но ты же советский человек!" lol
          Цитата: tolancop
          Кстати, немцы не брезговали использовать изделия советского автопрома.

          а они ничем не брезговали, особенно когда прижало.
      2. 73petia (73petia) 27 марта 2018 04:53
        Цитата: nizhegorodec
        скопировали, но после войны ЗиЛ-152


        Бред! После войны был ЗиС 151. ЗиЛом он стал в 1956г. И ни какого "ЗиС 157"не было. 157 сразу был "зилком". А вот ЗиС 151 с 1956 по 1958 назывался ЗиЛ 151. И ЗиС 152 был не грузовым автомобилем а был БТР(БТР 152).
Картина дня