Military Review

Tu-104: the story of the tragedy

14



More than half a century ago, the first flight tests of the first domestic passenger passenger aircraft Tu-104 began. Its creation was an important stage in the development of world aviation.

The successful use of jet aircraft in the air force helped solve the problem of introducing the same machines in civil aviation. The first aircraft of this type appeared in the 1949 year in the UK. After several years of testing, the aircraft entered mass production. However, a large number of accidents in the 50-ies forced to remove the machine from operation. It took the designers four years to fix all the problems, after which the newly re-created aircraft returned to the airline.

While the English Comet was in the process of being finalized, the Soviet Union had a great chance to become the first state in the world to have a jet passenger plane.

Its development began in the 1954 year. The basis of the passenger aircraft was the Tu-16 bomber. This solution was designed to save time on the design development. The first Tu-104 aircraft flew in early November 1955. Thus, the development took quite a bit of time. During this flight, it was not without problems: during the flight, the plane unexpectedly threw up, after which the control of the machine was lost for some time. The pilots called this state a “pickup”. The cause of this phenomenon could not be determined. Despite this, the operation of the aircraft was continued, and the tests did not stop.

The Tu-104 aircraft was so much liked by N. Khrushchev that he even decided to fly it to the UK in the 1956 year. Since the problems with the plane could not be resolved, he was persuaded to abandon such a flight. But it was necessary to demonstrate to the world the successes of the Soviet aircraft industry. Therefore, by order of Khrushchev, the Tu-104 was driven into the British capital.

Appearing in London, the first Soviet jet produced an impression of a bombshell. The next day, another similar aircraft arrived there. The British said that the Russians simply repainted the numbers on their only plane. The chief designer A.Tupolev didn’t like such statements, so he ordered to bring three Tu-104 aircraft to London at the same time. This was truly the triumph of the Soviet Union, because not a single state in the world had passenger jet airliners.

But, as further developments showed, the problems with the “pickup” were not resolved. In August, the 1958 of the year, the Tu-104 plane, having lost control, crashed, resulting in the death of the 64 man. The designer Tupolev in every possible way denied that there were any problems whatsoever, and the crash was the fault of the crew. There is a version that the plane simply did not have enough fuel. But after a while and the second Tu-104 crashed, going into a tailspin and crashing into the ground. And after another two months, the exact same situation was under Kanash. On that fateful day, the plane performed a Beijing-Moscow flight. Flight altitude was 12 kilometers. Suddenly, the plane abruptly threw up, and with such force that such a huge colossus flew up two kilometers!

The crew commander Harold Kuznetsov and the co-pilot Anton Artemyev tried to level the plane, all the way taking the helm. But it did not help. Then the plane abruptly went down, not listening to the controls. Thus, the plane entered a steep unmanaged peak. At supersonic speeds, almost vertically, the plane flew toward the ground.

According to the results of the work of the state commission, the accident lasted no more than two minutes. The commander immediately realized that death was inevitable, so from the 13-kilometer altitude he began transmitting information about what was happening to the ground. The link worked almost until the moment of collision with the ground. The last words of the commander were: "Goodbye. We die.

The information transferred to Kuznetsov was of great value, since all previous incidents remained unsolved. None of the investigations carried out by specialists from the Main Directorate of the Civil Air Fleet, the Air Force, the State Research Institute, or the Tupolev Design Bureau itself could shed light on what actually happened. Many assumptions were made: technical malfunction, design defects, bad weather conditions, crew errors. All the bumps, of course, fell on the heads of the pilots, as no one doubted the technical characteristics of the aircraft. But the information transferred to Kuznetsov dotted the "І". From the information received, the commission concluded that the airliner got into a huge upward air flow. None of the designers could even suggest that this is possible at an altitude of more than 9 kilometers, since simple piston machines could rise to a much smaller height. Therefore, the phenomenon of turbulence, was considered a trifle. Until the tragedy happened ...

Kuznetsov’s crew hit the very center of the vertical airflow. Later, during the flight reproduction, the designers were able to determine its parameters: the width of the air flow was about 2 kilometers, length - about 13, thickness - about 6 kilometers. At the same time its speed was close to 300 kilometers per hour.

It was necessary to urgently find a way to deal with such a dangerous phenomenon of nature. As a result, the maximum flight altitude was lowered, the structure itself was modernized, new techniques for centering machines were developed, but still they did not completely solve the problem. High accidents remained at the same level, but what was the cause — either errors in the design, or unavailability of the pilots — was difficult to determine.

It is not surprising that the aircraft gained notoriety. In 1960, the Tu-104 liner was discontinued, and its IL-18 turboprop liners took its place for a while. And since a long strip was needed to disperse the Tu-104, it was not often used on domestic flights.

There was a need to create new passenger aircraft. Tupolev decided not to retreat from the intended path. As a result, the first modification of the Tu-104 was created - the Tu-124, which was also distinguished by a high accident rate. Therefore, another option was created - Tu-134. This aircraft was more successful, so since the start of operation in the 1967 year, it still flies on domestic airlines. And only in 1972, the first Tu-154 jet airliner appeared, which was not converted from a military vehicle, but was originally designed as a passenger aircraft. This is one of their favorite aircraft of domestic experienced pilots.

The last Tu-104 airliners disappeared from regular flights only in the 1979 year, but for some time were used for training sea fighter pilots, as a staff plane, a flying laboratory. Finally, Tu-104 flights stopped only after one of the planes crashed near Leningrad, as a result of which the 52 man was killed.

Such a bitter experience forced domestic designers to think of new aerodynamic forms that could resist air flow.
Author:
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Brother Sarych
    Brother Sarych 24 February 2012 09: 35
    +4
    It seems that the author was not at the airfields!
    Discontinued in 1960, and flew until 1980? Twenty years of flying is not enough? Tu-104 and IL-18 were always in different niches, but they didn’t seem to interfere with one another ...
    I flew as a passenger both there and there - I didn’t like it, in principle, both of them are hopelessly outdated, so they took them off the lines ...
  2. Civil
    Civil 24 February 2012 10: 40
    0
    55 year ... jet passenger liner!
    1. Capt.stryker
      Capt.stryker 24 February 2012 13: 04
      +3
      Quote: Civil
      55 year ... jet passenger liner!

      What do you mean?
      1. Civil
        Civil 24 February 2012 18: 24
        0
        were there many passengers in 1955?
  3. Col.
    Col. 24 February 2012 11: 35
    +2
    I had a chance to fly a lot on these airplanes, and for the first time - in the fall of 1959, still almost as a baby, and the last time - in July 1979, from Simferopol to Moscow. So it turns out that he survived the entire history of the liner. Not a bad car for its time. Unfortunately, there were many tragedies. The article did not mention one of the largest disasters, when in 1981 the Tu-104, which was transporting the entire command staff of the Pacific Fleet after training in Leningrad, crashed during the arrival. A terrible tragedy, the Pacific Fleet was "beheaded", everyone was killed: from the fleet commanders to the commanders of subunits of ships and boats. The reason is the overload and misalignment, the commander of the ship did not dare to contradict the big bosses who filled the plane with luggage, "goodies, sevenirs", etc. No wonder the truth says: "Aviation laws are written in blood."
  4. Capt.stryker
    Capt.stryker 24 February 2012 12: 56
    +6
    More than half a century ago, the first flight tests of the first domestic passenger passenger aircraft Tu-104 began.

    The fact that the author of the article does not write that the Tu-104 "The world's first jet airliner" is already good in itself.

    The first aircraft of this type appeared in 1949 in the UK. After several years of testing, the aircraft entered mass production.

    Clarification: The prototype "Komet-1" made its first flight on July 27, 1949, the beginning of operation - in January 1952.

    But a large number of disasters in the 50s forced to take the car out of service.
    "A large number of accidents" - this is four aircraft, and due to design flaws, two of them died, one more due to weather conditions - a severe storm, and one due to a crew error.

    While the English Comet was in the process of being finalized, the Soviet Union had a great chance to become the first state in the world to have a jet passenger plane.
    Well, I only praised the author for his objectivity, as here you run into the stones of kvass rye-patriotism. Yes, the Soviet Union was not the first operator in the world of jet passenger aircraft! These were the British! And why did they take off - mind you, temporarily removed your airliners from passenger airlines?

    after all, no state in the world had passenger jet airliners.
    Well after all lies all this, - heinous, arrogant, propaganda lies! The Tu-104 was not even the second airliner in the world, nor was it the third. Here is the chronology of the first flights of passenger jets:
    1_Comet-I ............................................... .......... July 27, 1949
    2_Boeing - 367-80 (future "707") .............. July 15, 1954
    3_Caravelle ................................................. ....... May 27, 1955
    4_Tu-104 ............................................... .............. June 17, 1955

    The fact that the Tu-104 entered regular passenger lines earlier than the Boeing-707 and Karavella speaks not of the imaginary technical superiority of the Soviet liner, but of the notorious race for ghostly world leadership. And she, this race, got out for the "carcass" with a large number of accidents, and note (!) - its operation was not interrupted, as the British did, - the planes continued to fly, killing their passengers and crews. By the way, the Tu-104 of this "first four" left the airlines before anyone else, and the "707" is still flying.

    In August 1958, the Tu-104 aircraft, having lost control, crashed, resulting in 64 deaths.
    In 1958, three "carcasses" were broken at once. Here are some more figures. Out of 201 built Tu-104s, 37 cars crashed, or 18,5% of the total built. Komet was built 114 aircraft, twelve or 10% of the total output crashed, and if we take into account that Kometa flew six years earlier, and made its last commercial flight 18 years later than 104, and convert this into the formula LP for 1 million hours of flight, then we can make a simple conclusion about the greater reliability and safety of Western aircraft.
    1. Valboro
      Valboro 24 February 2012 23: 14
      +1
      Thank you very much for the truthful information. Unfortunately, illiterate material often appears on this site.
      But nevertheless, I am grateful to the authors of the site: you collect people who are not indifferent to the problems of the army
    2. VAF
      VAF 25 February 2012 22: 21
      0
      Everything is written correctly!
      Statistics and facts are stubborn things!
      But the problems of the Comet were nevertheless initially laid in the design and were also opened during operation.!
  5. Col.
    Col. 24 February 2012 13: 13
    0
    "Kuznetsov's crew got into the very center of the vertical air flow."
    Most likely this is not an upward flow (there are no 300 km / h in upward flows), but a jet stream (all aviators know what it is).
  6. 916-th
    916-th 24 February 2012 13: 15
    0
    He flew (as a passenger) on almost all the carcasses mentioned here. As you can see, I’m alive and well, which I also wish you.

    One story with the Tu-124 is noteworthy (I think I read it in the book by AN Tupolev "The Purpose of Life"). When one of the western journalists reprimanded Tupolev that they say the Tu-124 is just a reduced copy of the Tu-104, and therefore does not present any difficulties in manufacturing, the designer replied that yes, of course, we can proportionally reduce all the dimensions of the aircraft, but how to be with passengers - who will reduce their size in proportion to the plane?
    1. Capt.stryker
      Capt.stryker 24 February 2012 14: 08
      +3
      Quote: 916
      in my opinion read in the book of A.N. Tupolev "The Purpose of Life"

      The Purpose of Life is a book by A. Yakovlev.
      1. 916-th
        916-th 27 February 2012 07: 45
        +1
        I admit a mistake, somewhere else I read about it ...
  7. black_eagle
    black_eagle 24 February 2012 13: 45
    -1
    The Tu-104 is a completely new machine, such as the MiG-15, Tu-144, that is, completely new problems are being created, the machine is entering modes previously considered prohibitive, and no one else has similar work on this topic, so that you can only admire the courage of scientific solutions and the talent of designers, the stamina, courage and mind of test pilots of this machine
    1. Capt.stryker
      Capt.stryker 24 February 2012 14: 17
      +5
      Quote: black_eagle
      The Tu-104 is a completely new machine, such as the MiG-15, Tu-144, that is, completely new problems are being created, the machine is entering modes previously considered prohibitive, and no one else has similar work on this topic,

      You are wrong, - the Tu-104 was not created from scratch, its base was the Tu-16 bomber, but the Western jet first-born were originally conceived and created as civilian airliners - from scratch. And about "no one else has similar work on this topic", you really bent it laughing
  8. Insurgent
    Insurgent 25 February 2012 08: 43
    0
    What does it mean because of turbulence that fell, the Tu-16 that flew at lower altitudes and did not fall. Some nonsense
  9. VAF
    VAF 25 February 2012 18: 54
    +6
    Let me, as a pilot, add from myself. I apologize for the excess technical terminology, and so:
    The pickup phenomenon is expressed as a tendency for the aircraft to spontaneously increase its overload (in this case, the plane lifts its nose and goes abruptly to climb) while reducing the Mach number in the transonic range of speeds and keeping the initial position of the controlled stabilizer (elevator) unchanged. This phenomenon is one of those encountered during the formation of jet aircraft.
    In relation to the Tu-104, the absence of meteorological data at that time that there were zones of high-altitude upward currents at the working echelons of this aircraft, when hit in which the aircraft threw a pitch at a critical angle of attack, also played a role. Next - stall and corkscrew. To counter the casting, the rudder range (and the stabilizer angle) was not enough.
    Pilots of heavy vehicles are usually trained in a corkscrew only theoretically. Even among cadets, this type of flight training is excluded from the training program. In reality, practically only test pilots flying in fighters and athletes are trained in this.
    A pilot who does not have practical experience in pulling out of a corkscrew, at the initial moment, it would seem naturally gives the helm (handle) against the roll. And this just provokes a corkscrew. The second characteristic mistake is an attempt to pull the helm (handle) toward you, as in the derivation from a normal dive, instead of giving it away and reducing the angle of attack. those. when withdrawing from a corkscrew, the pilot has to suppress the accumulated pilot reflexes for a normal flight. - Attempts to pull the helm (handle) toward you.
    Moreover, often a pilot who is not familiar in practice with a corkscrew cannot even determine that the aircraft is in this mode. Typical examples of our time are the catastrophe near Irkutsk in 2001, the catastrophe A-310 near Mezhdurechensk. The pilots tried to fend off the roll with ailerons.
    I ask you not to consider what was written as an attempt to cast a shadow on the first jet pilots.

    And Harold Dmitrievich Kuznetsov is a pilot with a "capital L", a real Hero.
    Photo crew Harold Kuznetsov. Photographer: Howard Sochurek (September-October 1958), i.e. less than a month before the disaster.
    1. 916-th
      916-th 27 February 2012 08: 21
      +4
      I still remember how in Kache, in the 2nd year, we performed training flights on the L-29 to a conclusion from a simple corkscrew:

      Corkscrew entry - in horizontal flight, you take turns to a small gas, the speed drops below 300 km / h. You support the height by gradually increasing the angle of attack and when the handle is already at the navel, you give the foot in the right direction. The plane begins to shake (flow stall on the shaded fuselage wing) and it falls into a tailspin.

      Corkscrew Conclusion - you do 2-3 turns, while the nose constantly walks up and down. You catch the moment when the pitch is minimal, give the handle completely away from you and your foot against the corkscrew, increase the speed to 100%. The plane goes into a dive. Then you get out of the dive.

      We did this regularly (with instructors) with single piloting in the zone, L-29 allowed it. Further, flying on the MiG-21, I never met the practice of working out the output from a tailspin. Familiar only for instructions.
      1. VAF
        VAF 27 February 2012 13: 08
        +4
        I meant the current training of cadets in the only school of pilots in the Russian Federation, in Krasnodar!
        And in our time, this is understandable, with primary training and familiarization with aerobatics, all this was carried out and was done in all our 18 schools !!!
        Only at the conclusion "you do not give gas immediately to the stop", but after the dolphin slows down the rotation and stops prowling along the pitch, then you add the "gas" - we were taught so!
        1. 916-th
          916-th 27 February 2012 18: 10
          +1
          Yes sir! I agree, the technique was the same!
  10. anton107798
    anton107798 27 February 2012 02: 04
    0
    Kharkov did good

Ту-104: история трагедии

Ту-104: история трагедии


Более полувека назад начались первые летные испытания первого реактивного пассажирского отечественного самолета Ту-104. Его создание стало важным этапом в развитии мировой авиации.

Успешное использование реактивных самолетов в военно-воздушных силах позволило решить проблему внедрения таких же машин в гражданской авиации. Первые самолеты подобного типа появились в 1949 году в Великобритании. После нескольких лет испытаний самолет поступил в серийное производство. Однако большое количество катастроф в 50-х годах заставило снять машину с эксплуатации. Конструкторам потребовалось четыре года, чтобы устранить все неполадки, после чего на авиалинии вернулся практически заново созданный самолет.


В то время как английская «Комета» находилась в процессе доработки, у Советского Союза появился отличный шанс стать первым в мире государством, обладающим реактивным пассажирским самолетом.

Разработки его были начаты в 1954 году. Основой пассажирского самолета послужил бомбардировщик Ту-16. Подобное решение было призвано сэкономить время на разработку конструкции. Первый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года. Таким образом, на разработку ушло совсем немного времени. Во время этого полета не обошлось без проблем: в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались.

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Н.Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому, по приказу Хрущева, Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Появившись в Лондоне, первый советский реактивный самолет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. На следующий день туда же прибыл еще один такой же самолет. Британцы заявили, что русские просто перекрашивают номера на своем единственном самолете. Подобные заявления очень не понравились главному конструктору А.Туполеву, поэтому он приказал пригнать в Лондон одновременно три самолета Ту-104. Это был поистине триумф Советского Союза, ведь ни одно в мире государство не имело пассажирских реактивных авиалайнеров.

Но, как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю. А еще через два месяца – точно такая же ситуация сложилась под Канашем. В тот роковой день самолет выполнял полет Пекин-Москва. Высота полета составляла 12 километров. Неожиданно самолет резко подбросило вверх, причем с такой силой, что такая огромная махина взлетела вверх на два километра!

Командир экипажа Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемьев пытались выровнять самолет, до упора принимая штурвал на себя. Но это не помогло. Потом самолет резко пошел вниз, не слушаясь управления. Таким образом, самолет вошел в крутое неуправляемое пике. На сверхзвуковой скорости, практически вертикально, самолет несся к земле.

По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут. Командир сразу же понял, что гибель неминуема, поэтому еще с 13-километровой высоты начал передавать на землю информацию о происходящем. Связь работала почти до самого момента столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте. Погибаем».

Переданная Кузнецовым информация имела большую ценность, поскольку все предыдущие происшествия так и остались неразгаданными. Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа. Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Кузнецовым сведения расставили точки над «І». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью. Пока не произошла трагедия…

Экипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха. Позже, в процессе воспроизведения полета, конструкторам удалось определить его параметры: ширина воздушного потока составила около 2 километров, длина – около 13, толщина – примерно 6 километров. При этом скорость его приближалась к 300 километрам в час.

Необходимо было срочно найти способ борьбы с таким опасным явлением природы. В результате предельная высота полета была снижена, проведена модернизация самой конструкции, разработаны новые приемы центровки машин, но все-таки полностью проблему так и не решили. Высокая аварийность оставалась на том же уровне, но что было причиной – то ли ошибки в проектировании, то ли неготовность пилотов – было трудно определить.

Неудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах не часто.

Возникла необходимость создания новых пассажирских самолетов. Туполев решил не отступать с намеченного пути. В результате была создана первая модификация Ту-104 – Ту-124, который также отличался высокой аварийностью. Поэтому был создан еще один вариант – Ту-134. Этот самолет был более удачным, поэтому с начала эксплуатации в 1967 году он до сих пор совершает рейсы на внутренних авиалиниях. И только в 1972 году появился первый реактивный лайнер Ту-154, который не был переделан из военной машины, а изначально проектировался как пассажирский. Это один их любимых самолетов отечественных опытных летчиков.

Последние лайнеры Ту-104 пропали с регулярных рейсов лишь в 1979 году, но еще некоторое время использовались для тренировок летчиков морских истребителей, в качестве штабного самолета, летающей лаборатории. Окончательно полеты Ту-104 прекратились только после того, как недалеко от Ленинграда разбился один из самолетов, в результате чего погибло 52 человека.

Подобный горький опыт заставил отечественных конструкторов продумать новые аэродинамические формы, которые смогли бы противостоять потокам воздуха.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 14
  1. Братец Сарыч 24 февраля 2012 09:35
    Такое впечатление, что автор не был на аэродромах!
    Сняли с производства в 1960, а летали до 1980? Двадцать лет полетов - это мало? Ту-104 и Ил-18 в разных нишах всегда были, один другому вроде не особо мешали...
    Летал пассажиром и там, и там - не нравилось, в принципе они оба безнадежно устарели, вот и сняли их с линий...
    Братец Сарыч
  2. Гражданский 24 февраля 2012 10:40
    55 год... реактивный пассажирский лайнер!
    1. Capt.Stryker 24 февраля 2012 13:04
      Цитата: Гражданский
      55 год... реактивный пассажирский лайнер!

      Что вы хотели этим сказать?
      Capt.Stryker
      1. Гражданский 24 февраля 2012 18:24
        много было пассажирских в 1955 году?
  3. полковник 24 февраля 2012 11:35
    Мне довелось немало полетать на этих самолётах, причём впервые - осенью 1959 года, еще почти грудным ребёгком, а последний раз - в июле 1979 г, из Симферополя в Москву. Так что получается, что пережил всю историю лайнера. Неплохая машина для своего времени. Было немало, к сожалению, и трагедий. В статье не упомянули одну из крупнейших катастроф, когда в 1981 году при влёте упал Ту-104, перевозивший весь командный состав ТОФ после сборов в Ленинграде. Жуткая трагедия, был "обезглавлен" Тихоокеанский флот, погибли все: от комфлотом до командиров подразделений кораблей и лодок. Причина - перегруз и нарушение центровки, командир корабля не посмел перечить большим начальникам, набившим самолёт багажом, "гостинцами, севенирами" и т.д. Не зря же истина гласит: " Авиационные законы написаны кровью".
  4. Capt.Stryker 24 февраля 2012 12:56
    Более полувека назад начались первые летные испытания первого реактивного пассажирского отечественного самолета Ту-104.

    То что автор статьи не пишет что Ту-104 "Первый в Мире реактивный авиалайнер" - уже, само по себе хорошо.

    Первые самолеты подобного типа появились в 1949 году в Великобритании. После нескольких лет испытаний самолет поступил в серийное производство.

    Уточнение: Свой первый полёт опытный образец "Комет-1" совершил 27 июля 1949 года, начало эксплуатации - в январе 1952 года.

    Однако большое количество катастроф в 50-х годах заставило снять машину с эксплуатации.
    "Большое количество катастроф" - это четыре самолёта, причём из-за конструктивных недостатков погибло два из них, ещё один по погодным условиям - сильнейший шторм, и один из-за ошибки экипажа.

    В то время как английская «Комета» находилась в процессе доработки, у Советского Союза появился отличный шанс стать первым в мире государством, обладающим реактивным пассажирским самолетом.
    Ну вот, только похвалил автора за объективность, как тут-же напарываешся на камни квасного уря-патриотизма. Да не был Советский Союз первым в мире эксплуатантом реактивных пассажирских самолётов! Это были англичане! А то чего ж они сняли - заметьте, временно сняли, с пассажирских авиалиний свои авиалайнеры?

    ведь ни одно в мире государство не имело пассажирских реактивных авиалайнеров.
    Ну ведь враньё всё это, - гнусное, наглое, пропагандистское враньё! Ту-104 не был даже вторым авиалайнером в мире, не был он и третьим. Вот хронология первых полётов пассажирских реактивных самолётов:
    1_Comet-I ......................................................... 27 июля 1949 г.
    2_Boeing - 367-80 (будущий "707")..............15 июля 1954 г.
    3_Caravellе ........................................................27 мая 1955 г.
    4_Ту-104 .............................................................17 июня 1955 г.

    То что, Ту-104 вышел на регулярные пассажирские линии раньше чем "Боинг-707" и "Каравелла", говорит не о мнимом техническом превосходстве советского лайнера, а о пресловутой гонке за призрачное мировое лидерство. А она, эта гонка, вылезла для "тушки" большим количеством катастроф, и заметьте(!) - его эксплуатацию не прерывали, как это сделали британцы, - самолёты продолжали летать убивая своих пассажиров и экипажи. Кстати, Ту-104 из этой "первой четвёрки" раньше всех сошёл с авиалиний, а "707-й" всё ещё летает.

    В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека.
    В том, 1958 году разбились сразу три "тушки". Вот ещё немного цифири. Из 201 постоенных Ту-104 разбилось 37 машин, или 18,5% от общего числа построенных. "Комет" было построено 114 бортов, разбилось двеннадцать или 10% от общего выпуска, а если учесть что "Комета" полетела на шесть лет раньше, и последний коммерческий полёт совершила на 18 лет позже "104-го" и перевести это в формулу количество ЛП на 1 млн. ч налёта, то можно сделать простой вывод о бОльшей надёжности и безопастности западной авиатехники.
    Capt.Stryker
    1. ValBORO 24 февраля 2012 23:14
      Большое спасибо за правдивую информаци. К сожалению на этом сайте частенько появляется малограмотный материал.
      Но те не менее, я благодарен авторм сайта: вы собираете людей не равнодушных к проблемам армии
      ValBORO
    2. vaf 25 февраля 2012 22:21
      Всё написано правильно!
      Статистика и факты вещь упрямая!
      Но проблемы у Кометы всё таки были изначально заложены в конструкцию и были так же вскрыты в процессе эксплуатации.!
      vaf
  5. полковник 24 февраля 2012 13:13
    "Экипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха."
    Скорее всего это не восходящий поток (300 км/час в восходящих потоках не бывает), а струйное течение (все авиаторы знают, что это такое).
  6. 916-й 24 февраля 2012 13:15
    Летал (как пассажир) практически на всех упомянутых здесь Тушках. Как видите, жив-здоров, чего и вам желаю.

    Примечательна одна история с Ту-124 (по-моему читал в книге А.Н.Туполева "Цель жизни"). Когда кто-то из западных журналистов попенял Туполеву, что мол Ту-124 - это просто уменьшенная копия Ту-104, посему никакой трудности в изготовлении не представляет, конструктор ответил, что да, конечно, мы может пропорционально уменьшить все размерности самолета, но как быть с пассажирами - кто пропорционально самолету уменьшит их размеры?
    916-й
    1. Capt.Stryker 24 февраля 2012 14:08
      Цитата: 916-й
      по-моему читал в книге А.Н.Туполева "Цель жизни"

      "Цель жизни" - книга А. Яковлева.
      Capt.Stryker
      1. 916-й 27 февраля 2012 07:45
        Признаю ошибку, где-то в другом месте читал об этом...
        916-й
  7. black_eagle 24 февраля 2012 13:45
    Ту-104 - это совершенно новая машина, такая как Миг-15, Ту-144, т. е. создаются совершенно новые проблемы, машина выходит на режимы ранее считавшиеся запредельными, ни где ни у кого нет подобных на работок по даной тематике, так что можно только восхитится смелостью научных решений и таланту конструкторов, стойкости, смелости и уму летчиков-испытателей даной машины
    black_eagle
    1. Capt.Stryker 24 февраля 2012 14:17
      Цитата: black_eagle
      Ту-104 - это совершенно новая машина, такая как Миг-15, Ту-144, т. е. создаются совершенно новые проблемы, машина выходит на режимы ранее считавшиеся запредельными, ни где ни у кого нет подобных на работок по даной тематике,

      Вы не правы, - Ту-104 создавался не на пустом месте, его базой был бомбер Ту-16, а вот западные реактивные первенцы изначально задумывались и создавались как гражданские авиалайнеры - с чистого листа. А про "ни где ни у кого нет подобных на работок по даной тематике", это вы уж сильно загнули laughing
      Capt.Stryker
  8. Инсургент 25 февраля 2012 08:43
    Что значит из за турбулентности падали ,ту-16 что летал на меньших высотах и непадал. Ерунда какая то
    Инсургент
  9. vaf 25 февраля 2012 18:54
    Позвольте и мне,как лётчику, от себя добавить. Сразу прошу извинения за избыток технической терминологии, и так:
    Явление подхвата выражается в виде тенденции к самопроизвольному увеличению самолетом перегрузки (в данном случае самолет задирает нос и резко идет в набор высоты) при уменьшения числа Маха в околозвуковом диапазоне скоростей и сохранении при этом неизменным исходного положения управляемого стабилизатора (руля высоты). Это явление одно из тех, с чем столкнулись в период становления реактивной авиации.
    Применительно к Ту-104 сыграло также роль отсутствие в то время метеоданных о том, что на рабочих эшелонах этого самолета есть зоны высотных восходящих потоков, при попадании в которые самолет забрасывало по тангажу на закритический угол атаки. Далее - сваливание и штопор. Для парирования заброса не хватало диапазона руля высоты (и угла установки стабилизатора).
    Летчики тяжелых машин штопору обучены как правило лишь теоретически. Даже у курсантов этот вид лётной подготовки исключён из программы обучения . Реально этому обучены практически только летчики-испытатели, летающие на истребителях и спортсмены.
    Летчик, не имеющий практического опыта вывода из штопора, в начальный момент, казалось бы естественно дает штурвал (ручку) против крена. А это как раз только провоцирует штопор. Вторая характерная ошибка - попытка тянуть штурвал (ручку) на себя, как при выводе из обычного пикирования, вместо того, чтобы отдать его от себя и уменьшить угла атаки. т.е. при выводе из штопора летчику приходится подавлять наработанные рефлексы пилотирования для обычного полета. - попытки вытянуть штурвал(ручку) на себя.
    Причем, часто летчик, не знакомый на практике со штопором, не может даже определить, что самолет находится в таком режиме. Характерные примеры нашего времени - катастрофа под Иркутском в 2001-м, катастрофа А-310 под Междуреченском. Летчики пытались парировать крен элеронами.
    Прошу не рассматривать написанное как попытку бросить тень на летчиков первых реактивных.

    А Гарольд Дмитриевич Кузнецов - летчик с "большой буквы Л", настоящий Герой.
    Фото экипажа Гарольда Кузнецова. Фотограф: Howard Sochurek (сентябрь-октябрь 1958), т.е. до катастрофы меньше месяца.
    vaf
    1. 916-й 27 февраля 2012 08:21
      До сих пор помню, как в Каче, на 2-ом курсе, выполняли тренеровочные полеты на Л-29 на вывод из простого штопора:

      Ввод в штопор - в горизонтальном полете убираешь обороты до малого газа, скорость падает ниже 300 км/час. Поддерживаешь высоту постепенным увеличением угла атаки и когда ручка уже у пупка, даешь ногу в нужную сторону. Самолет начинает трясти (срыв потока на затененном фюзеляжем крыле) и он сваливается в штопор.

      Вывод из штопора - делаешь 2-3 витка, при этом нос постоянно гуляет вверх-вниз. Ловишь момент, когда тангаж минимальный, отдаешь ручку полностью от себя и ногу против штопора, увеличиваешь обороты до 100%. Самолет выходит в пикирование. Дальше выводишь из пикирования.

      Проделывали это регулярно (с инструкторами) при одиночном пилотаже в зоне, Л-29 это позволял. Дальше, летая на МиГ-21, никогда не встречался с практикой отработки вывода из штопора. Знаком только по инструкциям.
      916-й
      1. vaf 27 февраля 2012 13:08
        Я имел ввиду нынешнюю подготовку курсантов в единственном училище лётчиков в РФ, в Краснодаре!
        А в наше время это понятно, припервичной подготовке и ознакомлении с пилотажем всё это выполнялось и делалось во всех наших 18 училищах!!!
        Только на выводе "газы даешь не сразу до упора", а после того как дельфинчик замедляет вращение и перестаёт рыскать по тангажу, вот тогда и добавляешь "газу"-нас так учили!
        vaf
        1. 916-й 27 февраля 2012 18:10
          Так точно! Согласен, методика-то была одинаковая!
          916-й
  10. anton107798 27 февраля 2012 02:04
    Харьков делал good
    anton107798

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня