Российское вертолетостроение – из лидеров в середняки

Погромные 90-е поставили крест сразу на нескольких вертолетных проектах, из-за чего Россия из мировых лидеров едва не стала страной «третьего мира»

К сожалению, объем предыдущей статьи о потерях страны в девяностые годы («Проиграв в девяностые, Россия проиграла будущее») не позволил более детально оценить весь тот ущерб, который нанесли промышленности ельцинские «реформаторы». Поэтому имеет смысл рассказать о некоторых отраслях отдельно.

В частности, о вертолетостроении. И привести список всех тех вертолетов, которые могли бы подняться в небо и летать по всему миру, но которые пали жертвой «эффективных менеджеров» эпохи девяностых.


Российское вертолетостроение – из лидеров в середняки
МИ-38-1. Фото с сайта russianhelicopters.aero


Для начала стоит немного углубиться в историю и вспомнить, что представляло собой советское вертолетостроение. У нас в последние годы принято презрительно отзываться обо всем советском, но мало кто знает, что советское вертолетостроение способно было выпускать все типы винтокрылых машин, многие из которых и сейчас не имеют аналогов.

Именно в СССР были созданы такие уникальные машины, как Ми-8, Ми-26 и Ка-32. Кроме того, советские проекты легли в основу вертолетостроительных школ в Польше, Румынии и Китае.

Так, полякам СССР передал производство вертолетов Ми-1 и Ми-2, благодаря которым в Польше до сих пор существует собственная вертолетостроительная промышленность. Поляки, разумеется, советский период всячески проклинают, но из песни слов не выкинуть – польский PZL SM-1 и W-3 Sokol имеют советское происхождение. Последний, кстати, выпускается до сих пор.

Что касается Китая, то там собственные вертолеты начали выпускать только после передачи советских технологий и лицензии на выпуск Ми-4. Конечно, китайцы освоили бы выпуск вертолетов и без нашей помощи, вот только случилось бы это лет на двадцать-тридцать позже.

А поляки не освоили бы, скорее всего, вообще никогда. Как и румыны, которым обзавестись собственным вертолетостроением помогла лицензия на производство Ка-126.

К началу девяностых СССР подошел общепризнанным лидером мирового вертолетостроения, более того, советские конструкторы либо уже разработали, либо разрабатывали ряд интереснейших проектов, что позволило бы нам и дальше оставаться на лидирующих позициях.

Но сначала наступила горбачевская перестройка, а затем беломраморный царь Борис с белорусскими и украинскими подельниками подмахнули в Беловежской пуще бумажку, упраздняющую СССР. Из-за чего одну шестую часть суши трясет до сих пор.

А для вертолетостроительной отрасли эта бумажка имела поистине катастрофические последствия. Потому что псу под хвост отправился как ряд почти готовых проектов, так и ряд перспективных.

Началось всё со ставшей уже классической фразы – денег нет. Вернее, они были, но только на сверхкалорийный прокорм новой власти, зарубежные футбольные клубы, яхты, виллы на Лазурном берегу, но не на российские вертолеты. Многие из которых впоследствии были «оптимизированы» – обычное явление для российской авиаотрасли эпохи постперестроечных «реформаторов».

В этой связи остается только поклониться в пояс тем людям, кто уберег от «оптимизации» проекты таких машин как, Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Пусть и с опозданием от графика, но они все же пошли в серию – лучше поздно, чем никогда. А ведь без них российская ударная авиация переднего края выглядела бы сейчас весьма бледно.

Заслуженный ветеран «крокодил» Ми-24 начал разрабатываться ещё в конце шестидесятых, а его модернизированная версия – Ми-35, снимала лишь часть проблем. Но не решала их целиком. Поэтому появление новых ударных вертолетов, в прямом смысле, стало чудом, на которое мало кто рассчитывал.

Впрочем, другим вертолетам повезло не так, как российским «летающим танкам». Вот характерный пример и, увы, не единичный. В 1980 году начались работы по созданию легкого вертолета Ми-34, для замены старичка Ми-2.

В 1986 году первый Ми-34 поднялся в воздух, на Закарпатском машиностроительном заводе началась подготовка к выпуску вертолета, но тут царь Борис как раз и подмахнул свою знаменитую бумажку. Закарпатский машиностроительный завод разом оказался в ведении другого государства, которое абсолютно не горело желанием выпускать российский вертолет. Кроме того, главный заказчик Ми-34 – ДОСААФ - приказал долго жить.

Каким-то чудом Ми-34 удалось начать выпускать «на коленке» в Арсеньеве, но собрать смогли менее трех десятков машин, после чего «эффективные менеджеры» «оптимизировали» вертолет, признав его выпуск нецелесообразным. Дескать, американский Robinsоn R-44 дешевле и лучше по всем показателям.

Интересно, а как мог быть конкурентоспособным Ми-34, если его собирали штучно и некоторые детали приходилось заказывать мизерной серией, от чего они были уникальными?

Но кого это волновало в эпоху большого хапка? И если закрытие проекта Ми-34 ещё можно было пережить, то вот история создания и запуска в серию многоцелевого Ми-38 очень дорого обошлась России. Потому что этот проект изначально был, что называется, архиважным. Подтверждающим статус страны как ведущей авиационной державы, а не убогой банановой республики.

Разработка вертолета началась в 1987 году, Ми-38 позиционировался как преемник легендарного Ми-8 и должен был превзойти его по всем показателям. Ми-38 и получился таким, но преемником Ми-8 он не стал. Угадаете причину, почему это произошло? Ну да, она всё та же – держитесь там, денег нет.

Несмотря на то, что уже в 1989 году полноразмерную модель Ми-38 продемонстрировали на авиашоу в Ле-Бурже, первый раз в воздух вертолет поднялся только в 2003 году. Затем был поставлен ещё один антирекорд – только через десять лет, то есть в 2013 году, был собран всего лишь третий прототип, но и на начало 2017 года машина в серию так и не пошла. А ведь с момента начала разработки прошло уже тридцать (!) лет.

Сейчас ясно, что Ми-38 никогда не станет полноценным преемником Ми-8, что делает его перспективы достаточно туманными. А все потому, что колоссальное количество времени было потрачено черт знает на что, хотя Ми-38 мог полететь ещё двадцать лет назад и на сегодняшний день могли бы быть выпущены сотни вертолетов. Из которых значительное количество было бы экспортировано. Но вместо того, чтобы заменить ветерана Ми-8 образца 1962 года и приносить валютную выручку, Ми-38 так пока и остается штучным товаром.

Когда спрашивают, во сколько России обошлись либералы и «реформы» девяностых, можно вспоминать не только стертый с лица земли и заново отстроенный Грозный, обезлюдевшие деревни, но и вертолетостроительную отрасль. У нас почему-то стоит беломраморный памятник великому реформатору Ельцину в Екатеринбурге, напротив одноименного многомиллиардного центра, но при этом не видать в российском небе ни Ми-34, не Ми-38. На них миллиардов не нашлось. В нужный период, во всяком случае, когда этим проектам как воздух требовалось финансирование и господдержка.

Да и не только им – дальше успевайте загибать пальцы. Уже в новой и свободной России разрабатывался вертолет Ми-54. Его кто-нибудь видел, стрекочущим в небе? Разумеется – нет, потому что его разработка предсказуемо закончилась ничем. Почему? Денег нет, держитесь там.

Но Ми-54 был относительно большой и дорогой. Но вот что удивительно – денег не нашлось и на крохотный Ми-52 «Снегирь». Легкий и дешевый. Да к тому же имевший хорошие рыночные перспективы, но с таким же успехом можно было начинать в 1990 году разрабатывать звездолет. Финал истории был бы одинаковым. Да и зачем он нужен, если можно пачками завозить в Россию американские «робинсоны»?

Точно так же не кружит в российском небе Ми-60. Еще один легкий вертолет, очень вовремя появившийся на кульманах конструкторов, но не появившийся на рынке в силу тех же самых причин, что и все вышеназванные вертолеты.

Да и вообще, дабы не утомлять читателя, подведем итог – из всех милевских проектов, кроме Ми-38, в серию не пошла ни одна из вышеназванных машин.

Давайте заодно уж посмотрим, как обстояло дело у конкурентов «Миля», у фирмы «Камов». В 1990 году началась разработка вертолета Ка-60, а затем Ка-62. Но не спешите вглядываться в небо – ни Ка-60, ни Ка-62 вы там не увидите. А ведь эти машины очень пригодились бы как нашей армии, так и гражданской авиации, но их выпуск крупной серией так и не начат.

С начала их разработки прошло больше четверти века, но воз и ныне там. А все потому, что в очень неудачное время они рождались. В то самое время, когда страной рулили великие политики и ещё более великие экономисты. Вот почему так и не могут упорхнуть в небеса с грешной земли замечательные камовские стрекозы. Хотя давно должны были летать по стране роями. Да и за пределами страны тоже, ведь машины камовцы создали хорошие.

Даже сейчас, несмотря на свой возраст, выглядят они вполне современно и наверняка покупали бы их зарубежные заказчики, да только не было у них такой возможности ни десять, ни пять лет назад, да и сейчас тоже. Компанию Ка-60 и Ка-62 составил и легкий вертолет Ка-115, который так и остался «перспективной» разработкой.

А в то же самое время европейские и американские вертолетостроители отгрызают себе доли мирового рынка. Навострили лыжи и китайцы, которые никогда не соглашались выступать в роли статистов. Да и не они одни. Есть свои многоцелевые вертолеты и у Индии с Японией и даже у Южной Кореи, а вот что может предложить Россия? Ну, если только Ка-226 родом из шестидесятых и относительно новый казанский «Ансат». Последний вертолет хорош по многим показателям, но в отличие от американских и европейских конкурентов, его сложно назвать серийным, так как выпускается он в мизерных количествах, что негативно сказывается на цене.

Все то же самое можно сказать и про Ка-226 – построено семь десятков машин, и если бы не индийский заказ, сложно сказать, как сложилась бы судьба этого вертолета.

Вот и получается, что за четверть века из многоцелевых вертолетов в серию запущен только «Ансат», его собрат «Актай» до сих пор пребывает в непонятном статусе, да близок к началу серийного выпуска Ми-38. Все остальное – это переосмысление и модернизация советских разработок. В общем, как не крути, а подобными достижениями вряд ли можно гордиться. Во всяком случае, России.

Это вам не оплевываемые либералами времена «тоталитарного совка», когда вертолеты в СССР выпускались сотнями ежегодно. И продавались по всему миру. А вот свободная Россия демонстрирует просто фантастические показатели – в 2003 году выпущено 70 (!) вертолетов. Это даже не показатели фирмы Robinson, не говоря уж о Sikorsky или Eurocopter, которые с такими объемами выпуска моментально обанкротились бы.

А как обстояло дело во времена «проклятого совка»? А вот как: один только Ми-8/Ми-17 производился в количестве более трехсот штук в год. Всего же милевская «фирма» в среднем выпускала 460-485 вертолетов ежегодно. Есть разница – 485 вертолетов только марки «Ми» и 70 вертолетов на всю Россию?

Кстати, за этой статистикой стоит кое-что поважнее, чем просто цифры. А именно – люди. Выпуск такого количества вертолетов гарантировал стабильную зарплату рабочим и инженерам, стабильный доход смежникам и финансирование сопутствующей инфраструктуры: детские сады, поликлиники, жилье, дома культуры и т.д. И валютная выручка поступала, так как СССР экспортировал примерно треть вертолетов.

Говоря другими словами, и главный конструктор, и простой работяга милевской или камовской «фирмы» имели крепкий социальный тыл и работу на годы вперед. Да, они не лакомились двумястами сортами соевой колбасы и не пили американскую газировку, но и семьи их точно не голодали.

А вот как зажили коллективы заводов в постперестроечные времена, когда по стране маршировал «батальон Гайдар»? При выпуске 70 вертолетов в год? В лучшем случае, не оказались на улице.

Кстати, недавно такой серьезный источник информации, как телевизор, поспешил отрапортовать об очередной перемоге. По мнению телевизора, сейчас выпуск вертолетов достиг уровня СССР. Правда, при этом почему-то называется цифра в 300 вертолетов.

Ну, у телевизора, известное дело, своя арифметика, поэтому не будем цепляться к цифрам. Все равно это лучше, чем 70 вертолетов в 2003 году, и лучше показателей 2007 года – 120 штук и из них аж один «Ансат». Для сравнения, в том же году США выпустили 1009 вертолетов. То есть почти в 10 раз больше.

Вот за это точно можно поставить беломраморный памятник, да не один. Только не в Екатеринбурге, а, например, в городке Бетесда, штат Мэриленд. Именно там находится штаб-квартира концерна Lockheed-Martin, которому принадлежит производитель вертолетов Sikorsky. Там в девяностые годы однозначно молились на многих российских политиков и, отбивая ладошки, яростно рукоплескали проводимым ими «реформам».
Автор: Александр Плеханов
Первоисточник: http://www.km.ru/v-rossii/2017/05/24/istoriya-khkh-veka/803622-rossiiskoe-vertoletostroenie-iz-liderov-v-serednyaki


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 55

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. дядя Мурзик (дядя Мурзик) 28 мая 2017 15:34
    таки не только в телевизоре, не так давно на ВО кучка наших оптимистов в голос кричали что мы достигли выпуска количества вертолетов в СССР и даже обогнали! laughing
    1. maxim947 (Максим) 28 мая 2017 21:50
      То что, мы многое проср... для всех давно уже не новость. Можно привести и другую статистику - в 90-ые собирали вертолеты и самолеты для ВС РФ поштучно в год, и то для авиасалонов, сейчас более 3 сотен вертолетов и больше сотни самолетов, плюс возобновляем гражданскую авиацию. Такое сравнение уже выглядет интереснее. Если еще учесть, что население страны уменьшилось на 100млн. + потеряли отдельные рынки сбыта + пропали как конкурент на несколько лет и тем самым позволили увеличить производство нашим "партнерам" +потеряли тысячи спецов, то ситуация на сегодняшний день больше оптимистична, чем негативная.
      Еще один момент - это "не совсем" справедливый рынок. Если америкосы свою продукцию буквально продавливают половине мира, то мы реально боремся за рынок, а это тяжело, если они даже свои не стандартные ТВЕЛы соседям впарили, то что можно сказать о нормальном товаре?
      С кораблестроением (чисто мое мнение) ситуация была сложней, был период когда в стране не могли банально корпус для ПЛ сделать, потому единственный подходящий стан остался вна украине ( это помимо других крупных проблем), вот это был абзац полный.
      1. tomket (Александр) 29 мая 2017 01:07
        Цитата: maxim947
        То что, мы многое проср... для всех давно уже не новость. Можно привести и другую статистику - в 90-ые собирали вертолеты и самолеты для ВС РФ поштучно в год, и то для авиасалонов, сейчас более 3 сотен вертолетов и больше сотни самолетов, плюс возобновляем гражданскую авиацию.

        Хотелось бы напомнить, что 2000-е годы оказались не менее губительные чем 90-е. По факту реанимация отраслей началась с 2008 года. Когда некто на верху понял, что кормить свою армию гораздо лучше , чем чужую. Долголетие продлевает что ли. Могу напомнить, как некто Иванов зарубил поставки Ка-50 в 2004 году после учений в Казахстане , мотивировав, что "Такая корова нужна самому" Но потом благополучно забыл о том,, что же нам нужно. Можно вспомнить и "огромные суммы" , которые выделялись на доводку Ка-52, равнявшиеся аж неслыханным 4 миллионам рублей. Так что ошибочно думать, что все плохое было строго в 90-е, а с 1 января 2000 года на Россию снизошла сплошная благодать. Либералы они знаете , никуда не делись.
        1. maxim947 (Максим) 29 мая 2017 08:41
          Согласен, не поспоришь
      2. дядя Мурзик (дядя Мурзик) 29 мая 2017 07:06
        maxim947 таки судя по статье не каких 3 сотен нет,ну если только в телевизоре! belay
      3. DiKoff 29 мая 2017 10:01
        Про ПЛ это не так: все почти лодки без ЯУ всегда делались в Питере, а серьезные с ЯУ в Североморске
        1. maxim947 (Максим) 29 мая 2017 10:15
          Я про листовой метал для ПЛ. Внимательнее читайте.
          1. DiKoff 29 мая 2017 17:59
            Ну если выражение ... банально корпус .. означает листовой металл то слов нет, а если намек на стан, вероятно прокатный ... то это не правда, листовой прокат из стали повышенной свариваемости толщиной 40 - 50 мм всегда были и в Магнитогорске и на Северстали тоже, из этого же листа делали и делают корпуса ледоколов.
  2. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 28 мая 2017 15:44
    Да, Александр разложил все по по полочкам. Можно еще добавить, уничтожили, практически на 60%, предприятия и науку по созданию бортовой аппаратуры (в том числе навигационно-посадочную) для этих вертолетов. Сейчас даже некоторые антенны вертолетчики закупают за рубежом за валюту. Радуйтесь менеджеры. Честь имею.
    1. sabakina (Вячеслав) 28 мая 2017 16:00
      мичман, чё? Всё так фигово?
      1. ВЕРЕСК 28 мая 2017 16:25
        Всё так фигово? За мичмана не отвечаю,но-всё фигово.Нынешние вертокрыли летают.И неплохо.С родным брэо.ВСЁпохерили !Всёпродали,всё попилили.И вообще-мынечегонеумеем.
      2. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 28 мая 2017 18:14
        Уважаемый Слава не все так фигово. Бортовое радиооборудование (навигация, инструментальная посадка, УВД, АЗН-В) разрабатывает АО "ВНИИРА", а производит пять предприятий, в т.ч. "Концерна .....". Радиолокаторы тоже отечественные. АФС тоже отечественные. Только за этим надо следить. Мощности еще сохранились и специалисты остались. Честь имею.
        1. Басарев (Арсений) 28 мая 2017 22:25
          И радовался бы этому замечательному оборудованию... Только элементная база - всё та же рухлядь времён Союза. В электронике мы капитально отстали благодаря дешёвому Леониду Ильичу. Даже Хрущёв не посмел на неё замахнуться.
          1. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 29 мая 2017 16:21
            Ошибаетесь уважаемый Басарев. Главный конструктор этой аппаратуры Бабуров В.И. создал со своим коллективом эти изделия уже на микроэлектронной базе. Если Вам интересно ознакомьтесь с моей монографией " Развитие навигационных технологий для повышения безопасности полетов". У нас все делается уже с учетом выполнения задания по ИМПОРТО ЗАМЕЩЕНИЮ. Честь имею.
  3. ВЕРЕСК 28 мая 2017 16:22
    Чёткая статья. Последний абзац-бальзам в сигару.Плюс однозначный.
  4. sds87 (Дмитрий) 28 мая 2017 16:37
    Сложно не согласиться с автором статьи. Жду запутинцев и уракрякалок с с многочисленными обвинениям Александра Плеханова во всех грехах. При этом по теме статьи будет, как всегда, что все в России хорошо и даже лучше. Смотрите зомбоящик и просвещайтесь. А то, что масштабы не сопоставимые с СССР, так вспомнят 90-е, которые уже давно прошли и после них бессменный Путин все никак за 17 лет толком ничего не восстановит. Типа времени прошло всего ничего.
    1. ротмистр (Юрий) 28 мая 2017 18:39
      А кто развалил СССР? Может американцы или немцы? А может такие как этот автор? Может дети истинных ленинцев? Которые жили и живут в ЕС и Америке? Где детки ваших кумиров Сталина, Хрущева, Андропова . Горбачева и др. выдающихся партийных и государственных деятелей? Кто развалил огромную страну на куски ? Мой народ собирал эти земли веками, пролил море крови, понес огромные людские потери и все для того, что бы за семьдесят лет умудриться развалить все, что было завоевано веками. Как выдающиеся товарищи коммунисты воспитывали своих отпрысков, так никто из правителей в мире не воспитывал. А сейчас у нас все плохо, ай -ай -ай.Негодяи все вывезли, оставили народ ни с чем, а сейчас море критиков нынешнего режима.Где Вы были, когда верхушка коммунистов валила страну и грабила? Почему Вас не было слышно? Или денег не дали?
      1. Сильвио (Сильвио) 28 мая 2017 19:03
        Цитата: ротмистр
        А кто развалил СССР? Может американцы или немцы?

        Союз не мог не развалиться при таком гениальном стратегическом посыле, как "Наша цель - коммунизм!". Его не построили за 20 лет, как обещали, потом оказалось, что и невозможно построить. А реальность социалистическая вообще расходилась с заявленными идеалами.
        Надо было реальной экономикой заниматься, тогда бы и союз в каком-то виде наверняка дожил бы до наших дней.
      2. sds87 (Дмитрий) 28 мая 2017 20:35
        Цитата: ротмистр
        Где Вы были, когда верхушка коммунистов валила страну и грабила? Почему Вас не было слышно? Или денег не дали?

        Я в ту пору был детсадовского возраста. И мало понимал почему мои родители ходили как потерянные. Только много лет спустя понял многое, что тогда было совершенно непонятным в силу возраста.
        1. ротмистр (Юрий) 28 мая 2017 20:53
          А я был зрелого возраста и видел, как все происходило. Как 19 млн. коммунистов не встали на защиту Советской власти. И могу сказать почему. Люди уже не верили КПСС, надоело вранье им с трибун съездов. Многие тогда вспоминали Сталина, но Ленина никто не вспоминал.
          1. казак 471 (Казак) 28 мая 2017 23:53
            Рискну предположить . что если опять будут готовить развал уже России . то народ наш опять не выйдет на улицу . чтобы защитить страну . Элита опять ведёт себя также как в 1917 . 1991 годах не учат историю .Народ гнобить нельзя . Не знаю . может Путину бабка Ванга лично что то сказала . что он продолжает отважно гайдаровский курс .
      3. Постороннний (Saidov Said) 29 мая 2017 00:10

        4
        ротмистр Сегодня, 18:39 ↑
        А кто развалил СССР? Может американцы или немцы?

        Любой развал системы и её передел осуществляется с подачи и помощи извне. Любой внутренний переворот или революция не меняют систему а её используют, разве чуть модифицировав под себя. Так что СССР не сам развалился а ему активно помогли. Чем америкосы несказанно гордятся и козыряют на каждом углу. Байки про саморазвал страны толкают либералы, потому как они являются активными участниками этого процесса, но афишировать, по понятным причинам, они это не стремятся.
        Экономика СССР была замкнутой системой, что вполне объяснимо, и развиваться ей было просто некуда. Только внешняя торговля в условиях конкуренции дает толчок к быстрому развитию экономики. Пример Китая в этом смысле показателен. Китаю были открыты все рынки, плюс дешёвая рабсила вливание денег извне - и он резко рванул вверх Для СССР были практически закрыты рынки сбыта бытовой продукции, А военная поставлялась большей частью в виде "братской помощи" или,в лучшем случае, в долгосрочный кредит под смешные проценты (если они вообще были). Да и ВПК и космос съедали львиную долю денег. Все остальное по остаточному принципу. Однако ни кто не голодал, все были обуты-одеты, ездили каждое лето на моря и лечились бесплатно. Дефицит был разве что на элитные сорта колбасы, да на импортное шмотьё. Ну, сейчас мы вроде бы видим, что не в колбасе счастье?
        Тотальный дефицит, который либералы приписывают СССР начался именно при Горбачеве. Сперва борьба с пьянством. Потом исчез табак. Потом жратва стала выгружаться в лесополосы. И много чего ещё. Если вы не помните того времени, то и не судите, не разобравшись.
      4. DiKoff 29 мая 2017 10:17
        Не надо перегибать, были и люди и те кто сопротивлялся этому даже на самом верху, но основная причина развала это действительно экономическая и не дальновидная политика тогдашнего руководства. И основной причиной завала экономики стала именно недальновидное решение начать боевые действия в Афганистане + безвозмездная миллиардная помощь всяким странам коммунистического толка - при этом наша экономика была абсолютно не конкурентно способна на мировых рынках в силу государственной зарегулированности. А те кто пришел к власти потом начиная с Горбачева действительно под руководством и помощью США и Германии развалили экономику окончательно. Что бы похоронить разваливающийся СССР только штаты выделили 147 млрд долларов!! И именно здесь работал так называемый штат консультантов (экономических убийц с мировым опытом) из США в Министерстве Госимущества и именно они для наших баранов организовывали тендеры на приватизацию страны где порты и горные комбинаты с инфраструктурой на 10 ки млрд долларов уходили по цене ржавых барж, а когда министр воспротивился этому и даже аннулировал пропуска этих консультантов, то наследующий день по звонку Кессинджера (ага тот самый друг нынешнего П) из США был уволен ( хорошо не замочили сразу же) - так что диверсия и предательство были на уровне первых лиц и продолжается сегодня тоже. Тут продолжать можно до бесконечности.. Так что сказ про мальчиша Кибальчиша и Плохиша с банкой варенья ( за что и продался) работает до сих пор.. совсем недавно дал интервью бывший глава АНБ США по этому поводу: для того что бы развалить СССР нам было достаточно первых лиц взять на зарплату.. что с успехом они и сделали
    2. Вас Влад (Владислав) 28 мая 2017 18:48
      Цитата: sds87
      Сложно не согласиться с автором статьи. Жду запутинцев и уракрякалок с с многочисленными обвинениям Александра Плеханова во всех грехах.

      При чём здесь Путин?До Путина всё пр---и,а ему потом восстанавливать,спасать пришлось,заново строить! Под одобряющие нежные взгляды,что так долго,да сколько можно wassat
      1. sds87 (Дмитрий) 30 мая 2017 10:00
        Цитата: Вас Влад
        До Путина всё пр---и,а ему потом восстанавливать,спасать пришлось,заново строить!

        http://www.eifgaz.info/sup28-11.htm
        Список уничтоженных предприятий в России. Читайте как идет "спасение".
        1. Вас Влад (Владислав) 30 мая 2017 10:20
          Наш рынок был захвачен !Товары были не конкурент но способны,где то банально денег не хватило,где то конкуренты заказали!Суть, все были в опе и все предприятия финансировать государством не каких денег бы не хватило.Если уж стратегические предприятия погибали, что уж про других говорить!
  5. ланс 28 мая 2017 17:35
    ну слушайте открякалок. что вы равняете рф и ссср, который обеспечивал варшавский договор и освободительные движения всего мира, у нас что политика стать мировым лидером или обеспечить потребности прежде всего своей страны в связи с введенным эмбарго? потребность страны экономически выгодным товаром, не уступающим лучшим мировым аналогам- прежде всего, а наращивание объемов далее только по конкуретному рейтингу и заказам иначе перепроизводство, застой и полный развал.
  6. cast iron (cast iron) 28 мая 2017 17:36
    Все плохо, но народ всем кагалом проголосовал за воров из ВдРа и еще проголосует единогласно за верующего капиталиста Путина. Верной дорогой идем к Гражданской войне.
    1. Сакмагон (Вадим) 28 мая 2017 19:20
      Вот такой неправильный народ вокруг вас... и ведь опять проголосуют за Путина. Обидно, да? Окружение сменить не пробовали?
      А буде кто подталкивать меня к гражданской войне - для тех я доктор. Вот таблэтка...
      1. cast iron (cast iron) 30 мая 2017 00:55
        Народ правильный - такой какой нужно ворам-капиталистам. А Гражданская Война близится. Точите инструмент. Хотя он вам не поможет. В Гражданской войне рулят большие банды с большими пушками.
  7. ротмистр (Юрий) 28 мая 2017 18:27
    Все плохо в нашей России, пора вешаться или бежать в КНДР. КНДР единственный оплот социализма. Уважаемый Александр, бегите в Корею, Северную.Почему Вы не вышли с автоматом защищать Советскую власть? Или не царево это дело? Или может ждали. что дядя за вас придет с автоматом? А может жвачки захотелось и джинс импортных? Как я Вам сочувствую.
    1. Ингвар 72 (Игорь) 28 мая 2017 18:41
      Цитата: ротмистр
      пора вешаться

      Пора ВЕШАТЬ! am
      1. ротмистр (Юрий) 28 мая 2017 19:24
        Вешать надо было в феврале 1917г. Или в 1953г.
        1. ИмПерц (Игорь) 28 мая 2017 19:54
          А также в 1991, 1993 и 1996 гг.
        2. Постороннний (Saidov Said) 29 мая 2017 00:17
          В 53-м уже было некому эти заниматься. Всех сожрали, когда Сталин отошел от дел. И он знал, что так и будет. Время диктата тогда - уже ушло, а сейчас- еще не наступило.
  8. tegezen (Жильцов Виктор) 28 мая 2017 20:48
    Почему сравнение с депрессивным 2003-м годом? Выпуск США в 10 раз больше (?) что с чем сравнивается? Большая часть вертолетов США (600) это Робинтсоны, их можно сравнивать с ми-8 как пять к одному. Сейчас выпуск в России это примерно 300 вертолетов в год. Вполне солидно. Наращивается производство своих движков. Российское вертолетостроение на подъеме, это очевидно.
    1. Басарев (Арсений) 28 мая 2017 22:28
      Только вместо новых моделей производим всё тот же летающий хлам времён Гагарина.
      1. dauria (Алексей) 29 мая 2017 00:33
        производим всё тот же летающий хлам


        Чем Вам не угодил Ми-8 ? Какие такие новшества в него ещё нужно впихнуть ( без которых ну прям нельзя ) ? Блек-джек со шлюхами ? Или уже изобрели что-то супер-пупер прогрессивное типа антигравитации или движка на лунной воде ? Лопату ещё раньше придумали и выпускают до сих пор. Этому "хламу" времён Гагарина многие завидуют до сей поры и равняются на него.
        1. Басарев (Арсений) 29 мая 2017 05:08
          Всё же хотелось бы Ми-38 в соразмерной серии.
    2. DiKoff 29 мая 2017 17:10
      Еще бы с квадрокоптерами сравнили... реальная картина: Армия США имеет ударный вертолет «Апач-64» в количестве 740 единиц, военно-транспортные вертолеты CH-47 «Чинук» — 100 единиц, многоцелевые вертолеты МН-60 – 1100 единиц, многоцелевые вертолеты UH-72 «Лакота» — 10 единиц, легкие штурмовые вертолеты АН-6 – 20 единиц. У ВВС России насчитывается следующий парк вертолетов: ударный вертолет семейства К-50 и К-52 – 85 единиц, транспортный боевой вертолет МИ-24 и МИ-35М – 670 единиц, ударный вертолет МИ-28 – 90 единиц, многоцелевой вертолет МИ-8/17 – 530 единиц, тяжелый транспортный вертолет МИ-26 – 40 единиц, многоцелевой вертолет К-226 – 35 единиц, многоцелевой вертолет «Ансат» — 30 единиц. Таким образом, Россия уступает США по количеству вертолетов – около 1500 вертолетов против 2000 в армии США. И гражданский флот вертолетов больше 2000 шт и + более 2000 вертолетов в год на экспорт - так что наши 300 ( хотя я думаю что цифра завышена и включает экспорт тоже) это ничто и + если еще и прибавить количество вертолетов в странах НАТО и их гражданские версии. Еще > 3000 шт.
      1. Ботановед (Ботановед) 29 мая 2017 22:37
        Цитата: DiKoff
        так что наши 300 ( хотя я думаю что цифра завышена и включает экспорт тоже) это ничто и + если еще и прибавить количество вертолетов в странах НАТО и их гражданские версии. Еще > 3000 шт.


        Вы всерьез считаете, что Россия должна выпускать в год вертолетов столько, сколько весь остальной мир? И куда их денете?
      2. mahoney (Олег) 31 мая 2017 14:16
        Почти...еще прибавим 50 ah-1z viper, 1000 ah-1 supercobra
        и того .....бац....уже 3000 вертолетов США против 1500 наших....
  9. Стирбьорн (Михаил) 28 мая 2017 21:29
    В 1990 году началась разработка вертолета Ка-60, а затем Ка-62. Но не спешите вглядываться в небо – ни Ка-60, ни Ка-62 вы там не увидите.
    Извиняюсь конечно, но Ка-62 можно увидеть, как раз на днях первый полет был hi
    1. iouris (iouris) 30 мая 2017 23:34
      Я, конечно, извиняюсь, но что в этом вертолёте от фирмы Камова?
  10. Biggi_2006 28 мая 2017 22:46
    Ну вообще то весь основной погром вертолетостроительной отрасли осуществляли в начале нулевых "эффективные менеджеры" из компании Мантурова, а вовсе не в ельцинские девяностые.
    1. DiKoff 29 мая 2017 17:42
      А сам Мантуров? социолог по образованию и зять Чемезова по жизни... вот и вся картина развала промышленности и ВПК, ни один ни другой инженерного образования не имеют - какое там машиностроение
      1. iouris (iouris) 30 мая 2017 23:40
        Мантуров возглавляет структуру, которая обязана выполнять и выполняет обязательные требования ВТО. А эти требования выполнены быть не могут, потому, что своих продвинутых технологий в ряде ключевых отраслей нет и введен вечный запрет на продажу «ноу-хау». Кто этого не понял, тот ничего не понял. Оборот военной техники ВТО не регулирует, поэтому "отечественные" технологии можно внедрять только в "отечественные" ВВТ.
  11. Вечно так (евгений) 28 мая 2017 22:58
    А зачем колонии вертолёты?? если надо, из америки пришлют.
  12. Havoc (Михаил) 28 мая 2017 23:36
    Автор МИ 34, 52, 54 это концепты и обвинять государство в том что они не пошли в серию ну просто смешно, если бы в серию шло всё что КБ разрабатывало, то были бы сотни моделей и заводы просто бы задохнулись.
  13. Музыка (Влад) 29 мая 2017 10:27
    Когда страна испаряется с карты, то уж про вертолеты можно молчать. Кстати, ЧССР испарилась, но Чехия и Словакия в клинч не вошли. А то, что страна испарится, я случайно узнал в июне 84-го. На Украине. Очень помогло. И теперь не удивляют сводки с фронтов. И это до разных Ельциным было.
  14. hivemaster (Андрей) 29 мая 2017 12:27
    Ну ясен пень, за время монархии солнцеликого мы только и знаем, что встаем с колен и возрождаем все, что пролюбил богомерзкий БНЕ. Страна в говне, науки нет, производство гробится - и все это не при ельцине, а сейчас.
  15. uskrabut (Николай) 29 мая 2017 13:37
    "Кстати, за этой статистикой стоит кое-что поважнее, чем просто цифры. А именно – люди. "

    В том то и дело, что для новой власти люди не являются чем-то поважнее. Об этом свидетельствует нищета, царящая в России.
  16. Вечеслав (Вечеслав) 29 мая 2017 13:52
    До тех пор пока в России детишки чиновников и министров как и президента будут греть задницы на гнилом западе, и там же жить и работать, то не стоит ждать какого либо прогресса и прыжка в перёд всей промышленности России. Такова реальность ныне, так как не один имеющий власть в России подставлять своих детишек и свои банковские счета на западе, а значит работать во благо России и русского народа не будет
  17. Alex968m (Александр) 29 мая 2017 19:01
    Отличная статья! Все прямо и без прикрас.
    Всегда обидно видеть в небе "Еврокоптеры" и прочие "Робинзоны" - прямо как пощечина! Ведь если в гражданском самолетостроении действительно догоняющими чаще были, то уж в вертолетостроении-то, как и в военном самолетостроении, всегда были в числе лидеров!!! Особенно обидно когда иностранные вертолеты закупаются на бюджетные деньги (для нужд медицины катастроф, центроспаса и прочих подобных). Ведь вместо тех же "Еврокоптеров" вполне могли быть "Ансат", Ка-115, 226 или 62, а вместо "Робинзонов" - Ми-34.
  18. Комментарий был удален.
  19. 1536 (Евгений) 1 июня 2017 06:18
    Надо думать, как восстановить производство. Потому что с просторами России, чтобы быть мобильными, необходимы и вертолеты и самолеты, современные, надежные. А у нас на повестке дня новый план некоего "лучшего министра финансов", которые наверняка отбросит нас на десятилетия назад. И что удивительно, ведь родился он в России, учился в России, живет, наверное, тоже здесь. Что ж так не любить-то свою страну, что же так перед Западом-то пресмыкаться? Ведь должна же быть хоть капля совести, собственного достоинства, "элитой" же себя мнит. Или все доллар съел?
Картина дня