Рассказы об оружии. Трактор С-65 «Сталинец»

53


Кто-то может быть, скажет, что трактор — не оружие. Но это как подойти к этому вопросу. Конечно, в обычное время трактор — труженик полей, но если настают тяжелые военные времена, трактор становится первейшим помощником у артиллеристов. Так что если не оружие в прямом смысле, то без трактора сложно представить себе некоторые аспекты армейского бытия.



«Сталинец-65», или С-65, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 гг. Цифры в названии означают количество лошадиных сил дизельного двигателя М-17. Это был первый советский дизельный трактор.

Технические характеристики:

Число мест в кабине — 2.
Масса, кг — 11 200.
Масса прицепа, т — до 10.
Габариты, м:
длина — 4,09;
ширина — 2,395;
высота — 2,77;
клиренс — 0,405.

Двигатель дизельный, 65 л.с. (47,8 кВт).

Коробка передач — 3 вперёд и 1 назад.
Макс. скорость, км/ч — 7,0 вперед и 2,5 назад.

Запас топлива, л — 300.
Лигроин/диз.топ.

Немного истории.

В январе 1935 года С. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. Было решено начать подготовку завода к реконструкции, а проектирование дизеля было начато ещё в феврале.

15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.

Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива, мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-сильного бензинового двигателя с электрическим стартером. Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами. "Пускач" можно было завести и ручным способом, с помощью "кривого" стартера. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска.

Новым трактором С-65 был назван не зря. По сравнению с предшественником С-60 изменений было много.

Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом.






Подкладушки внизу не просто так. Машина рабочая, поэтому вечно откуда-то подтекает. Возраст...


В марте 1937 года заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал. После переоборудования 20 июня с него сошел первый дизельный трактор С-65.

В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.

Вообще, мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на поток. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и образец С-65. Он удостоился «Гран-при» выставки.

Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем, работающим на лигроине.







С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.

"Сталинец" внутри.

Кабина, надо сказать, просторная. Сиденье водителя можно назвать роскошным, особенно если сравнить с автомобилями того времени.



Диван, как есть — диван.





Забавная деревянная конструкция окон позволяла неплохо проветривать кабину, что при запредельной скорости трактора в 7 км/ч было не лишним ничуть.


Приборов не сказать, что много, но все по теме.





Общий план кабины. Рычагов многовато, но не для тех, кто соображает, когда за что надо дергать.



Вид из кабины, можно сказать, значительный. Там, впереди, танк стоит. Т-26. "Сталинец" размерами сами видите, как.

Всего за годы выпуска было изготовлено более 37 000 тракторов «Сталинец».

С началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20.



Рассказы об оружии. Трактор С-65 «Сталинец»













Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки своих орудий средних и крупных калибров. И не только орудий.



Была ещё модификация "Сталинцев" — газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65.



Что сказать в заключение? Могучий трактор. А если еще вспомнить, когда он был разработан и выпускался... Всего-то через 20 лет от сотворения СССР уже был свой трактор со своим, подчеркну, дизелем. Да, в деле оснащения дизелями мы не стали первыми, немцы нас опередили. Но то, что С-65 отпахал всю войну, говорит лишь о том, что дизель был весьма и весьма неплох. Как и трактор, таскавший все 4 года 122-мм и 152-мм гаубицы.

Хорошая машина.


Экспонат для съемки предоставлен Музеем отечественной военной истории (Падиково, Московская область).

Источники:
http://zazsila.ru/news/2011-02-19-32
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/686810
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 мая 2017 07:19
    "Сталинец" в музее под открытым небом "Линия Сталина" дер.Холматка Островского р-он Псков. обл.
    1. +2
      27 мая 2017 00:28
      легендарный трактор. настоящий СОЛДАТ
  2. +5
    26 мая 2017 07:38
    "Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами".
    Это смотря что понимать под "танцами". О применении в качестве охлаждающей жидкости в тракторах антифриза никто даже не мечтал. Вода. Двигатель заглушил, воду сливай. Забыл слить зимой - блок циллиндров размерзся.
    Утром надо нагреть несколько ведер воды (холодная замерзнет), залить, потом заводить. Я эти танцы на ДТ-75 еще застал. И мат трактористов помню, "шморгалку" дергающих.
    1. +2
      26 мая 2017 08:02
      Да и без кабины при - 30 не "очень комфортно".
      Уж лучше С-2.
  3. +6
    26 мая 2017 07:43
    4-е военное фото . Молодца,умудрились прилепить кабину на "Сталинец" по моему от "студера" wink
    1. +4
      26 мая 2017 08:24
      От Опель Блиц,есть и другие фото подобной рационализации.
    2. +2
      26 мая 2017 08:35
      Цитата: bionik
      4-е военное фото . Молодца,умудрились прилепить кабину на "Сталинец" по моему от "студера"


      Да, умельцы и мудрецы. Цельнометаллическая и теплая (если вставят стекла) кабина. Правда лишились дивана и простора. Использована от лендлизовского Chevrolet G7107 или Ford 2G8, трудно определить,они очень похожи.
  4. Комментарий был удален.
  5. +6
    26 мая 2017 08:05
    Общий план кабины. Рычагов многовато, но не для тех, кто соображает, когда за что надо дергать.
    Д а не так уж и много, по сравнению с нынешними тракторами.
    Кабина трактора ДТ-75м
  6. +3
    26 мая 2017 08:13
    Наличие тракторов С-65 во фронтах и военных округах на 1 сентября 1942 г.
    Фронт и военный округ С-65
    Карельский фронт 170
    Ленинградский фронт 473
    Волховский фронт 705
    Северо-Западный фронт 500
    Калининский фронт 290
    Западный фронт 1325
    Брянский фронт 314
    Воронежский фронт 211
    Сталинградский фронт 296
    Юго-Восточный фронт 67
    Северо-Кавказский фронт 75
    Закавказский фронт 574
    7-я отдельная армия 101
    Забайкальский фронт 757
    Дальневосточный фронт 2634
    Московская зоны обороны 117
    Архангельский военный округ 77
    Московский военный округ 721
    Прибалтийский военный округ 528
    Уральский военный округ 89
    Южно-Уральский военный округ 48
    Сталинградский военный округ 50
    Средне-Азиатский военный округ 209
    Сибирский военный округ 55
    Север-Кавказский военный округ 29
    Всего 10415
    1. +1
      26 мая 2017 15:44
      разве в сентябре 42года существовал прибалтийский военный округ?
  7. 0
    26 мая 2017 08:39
    Как то случайно нарвался на заброшенный Т-100 с кубической кабиной, похож на С-100, но капот другой. Ещё и с прицепной крановой установкой, может поэтому до сих пор сохранился. Фотографий жаль не сделал.
    1. +1
      26 мая 2017 19:40
      Уж не в поселке Октябрьский Перелюбского района? Есть там подобная машина с краном.Правда на шасси С-100...
      1. 0
        27 мая 2017 13:42
        Нет, не там.
  8. +2
    26 мая 2017 12:30
    У меня вопросов- два.
    Что такое лигроин?
    Расположение тракториста справа- особенности конструкции или так удобнее водить?
    1. +6
      26 мая 2017 12:43
      лигрои́н
      один из продуктов перегонки нефти, несколько большей плотности, чем бензин, почему называется также тяжелым бензином ; перерабатывается в бензин; примен. как дизельное топливо, как растворитель в лакокрасочной промышленности; тяжелые лигроиновые фракции используются в качестве сырья для получения высокооктановых бензинов.
      На второй вопрос ответить сложнее, но более вероятно то, что трактор использовался для вспашки, а правше (которых больше) при таком расположении удобнее следить за плугом, гидравлики то не было, плугом управлял сцепщик, его надо было видеть.
      1. +3
        26 мая 2017 13:39
        Цитата: Curious
        На второй вопрос ответить сложнее, но более вероятно то, что трактор использовался для вспашки, а правше (которых больше) при таком расположении удобнее следить за плугом, гидравлики то не было, плугом управлял сцепщик, его надо было видеть.

        Да нет. Всё правильно. И на Кировце и на других тракторах тоже самое. Трактористу лучше следить за прицепными агрегатами даже если сцепщика нет.

        Лигрои́н или На́фта — смесь жидких углеводородов, получают при прямой перегонке нефти или крекинге нефтепродуктов (выход 15-18 % от массы сырья). Прозрачная желтоватая жидкость. Ранее вырабатывался главным образом как моторное топливо для тракторов. В связи с переводом тракторного парка на дизельные двигатели лигроин, как моторное топливо утратил своё значение.
        1. +2
          26 мая 2017 13:47
          Цитата: амурец
          Лигрои́н или На́фта — смесь жидких углеводородов, получают при прямой перегонке нефти

          Кстати, лигроиновые трактора могли работать и на керосине но тогда карбюратор должен был иметь дополнительную камеру карбюратора для подачи воды в цилиндр, чтобы избежать детонации топлива в цилиндре. Тракторные карбюраторы
          1. +1
            26 мая 2017 13:49
            Цитата: амурец
            Тракторные карбюраторы

            И карбюратор ЧТЗ
      2. 0
        5 января 2022 04:05
        Я просто в... в этом самом... Я очень удивлён! До чего мы дожили. Не знаем почему рычаги справа. sad
        Тракторист на вспашке должен видеть борозду. Плуг имеет правый отвал. Соответственно, борозда получается справа.
    2. 0
      26 мая 2017 13:01
      Цитата: Бензорез
      Что такое лигроин?


      Фракция нефти
  9. +2
    26 мая 2017 12:34
    Это видимо тот случай, когда не стоило этот трактор на войну отправлять, пусть бы и дальше землю пахал...
  10. +3
    26 мая 2017 12:52
    Сравниваем Caterpillar D2 и C-65


    И не спрашивайте, почему размерности ходовой части, опорных катков, траков и т.п. ЧТЗовских тракторов, повторяют размеры Caterpillar.
    Это кстати за небольшими изменениями продолжается и в послевоенных моделях - Т-100 Т-130 Т-170 Б10.
    Такое впечатление, что все годы, конструкторский отдел ЧТЗ - это "ухудшайзер" моделей катерпиллера :)
    Видимо потому, что катерпиллер продавал свою продукцию и стремился сделать ее надежной и конкурентной - поэтому он сейчас занимает до 65% мирового рынка спецтехники, а ЧТЗ сдавал свое барахло государству и стремился только выполнить план и сейчас "скатился" до десятка производимых единиц тракторов в месяц.
    1. +2
      26 мая 2017 14:19
      Цитата: DimerVladimer
      Это кстати за небольшими изменениями продолжается и в послевоенных моделях - Т-100 Т-130 Т-170 Б10.

      Да, а как вспомню ремонт и регулировку ТНВД в сборе с регулятором, так сразу спина болеть начинает. Не нашёл в сборе, но если в топливном цеху небыло тали, громоздить эту бандуру на стенд приходилось двоим- троим слесарям.
      Это только насос, а ещё и регулятор в два раза больше
      1. +2
        26 мая 2017 14:43
        Цитата: амурец
        Это только насос, а ещё и регулятор в два раза больше


        Эт-точно. А сколько весит турбина на Т-170!

        Зато сейчас Cummins делает алюминиевые ТНВД со вкладышами - весит 10-12 кг.
        конфетка!
        1. +1
          26 мая 2017 14:55
          Цитата: DimerVladimer
          Зато сейчас ТНВДделает алюминиевые ТНВД со вкладышами - весит 10-12 кг.
          конфетка!

          Ну ТНВД Cummins я не видел, то что было на этих дизелях было Фирм Бош или Зексель, но согласен да ТНВД лёгкие, да и наши ТНВД для Мазов и Камазов тяжёлыми не назовёшь, по крайней мере с ЧТЗовским не сравнишь.
    2. +1
      28 мая 2017 08:17
      Проблема в другом. отставание по станкам, металлам. Единичную модель хорошую сделать можно. Проблемы начинаются при массовом производстве. Это поставщики, входящее сырье, отсутствие конкуренции- одна из проблем.
    3. 0
      23 ноября 2017 07:46
      Цитата: DimerVladimer
      Такое впечатление, что все годы, конструкторский отдел ЧТЗ - это "ухудшайзер" моделей катерпиллера

      Не повторяйте галиматью услышанную от других. Именно дизеля от 60-го до 80-го, и в небольших количества 100ых, американцы до сих пор покупают для установки на свои насосные и электрогенераторные станции, в том числе и для северных и антарктических экспедиций. А так же для тросовых экскаваторов среднего класса - так называемых драгляйнов. Из за их потрясающей надёжности и простоты конструкции и ремонтопригодности.
  11. +6
    26 мая 2017 13:25
    Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году


    Нашел прототип, с которого копировался С-65 - 100% совпадение.

    Автору бы следовало лучше ознакомится с тракторной темой, откуда ноги растут


    Прототип - с которого копировался С-65 это американский бульдозер Caterpillar Model 10 Tractor, 1929 года (1929 Caterpillar Ten Crawler).
    https://www.kimballstock.com/results.asp?txtkeys1
    =caterpillar

    Пиши дальше свою фигню о творческих муках советских конструкторов, как они замучились переделывать Cat 1929 года и ставить его на конвейер в 1937 году! :)
    1. +8
      26 мая 2017 13:37
      Больше скажу, только никому не говорите: СССР, скопировал даже (страшно подумать) метод производства людей! А Россия его всего лишь ухудшила, раз вы появились на свет (ну не может нормальный человек не понимать, что одинаковые технические задачи порождают ОЧЕНЬ похожие решения).
      1. +9
        26 мая 2017 14:02
        Господа обличители и ниспровергатели! Не ломитесь в открытую настежь дверь!
        Факт того, что "Сталинец" 60" является переведенным в метрическую систему Катерпиллером 60, не скрывал никто и никогда. Это такой тракторный ТУ 4. Но Катерпиллер использовал газолин.
        А в СССР стремились перейти на дизели.
        Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс - испытание дизелей. Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.
        Группа работников ЧТЗ - Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой "Катерпиллер" о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск "Катерпиллеров", и это, конечно, очень беспокоило Хайкока. Он считал, что советские специалисты в конце концов и сами наладят выпуск дизелей, но затратят несравненно больше средств и времени, чем при техническом содействии "Катерпиллера". А это очены важно для фирмы, поставляющей большую часть своей продукции за рубеж и опасающейся конкуренции.
        В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи.
        Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся "потомком" моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода.
        Так что никаких тут нет секретов.
        1. +1
          26 мая 2017 14:30
          Цитата: Curious
          Так что никаких тут нет секретов.


          Это понятно, вопрос не к Сталинцу С-60.
          Все понимают, что невозможно было создать с нуля трактор, не имея опыта конструирования. Поэтому закупались технологии, если технологии не продавались - закупались образцы и копировались.

          Вопрос к подаче автора.
          Зачем писать "Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году"- когда это компиляция конструкции Caterpillar и переделанного дизеля.

          Мы же известно как относимся, допустим, к копированию Су-27 и прочих советских наработок.

          Вот фото - тракторный завод YTO в Китае - делает копии волгоградских тракторов (продали технологию СССР), "поженив" его с дизельным двигателем Рикардо (выкуплен в Англии) и никто не кричит, что это невообразимый успех тракторостроения...
          1. +6
            26 мая 2017 14:38
            Вы знаете, практически все авторы ВО страдают наличием индивидуальной "подачи". Во первых сказывается недостаточная проработка вопроса, связанная с отсутствием знаний. Знать все невозможно. Однако писать хочется обо всем. Вот и рождаются всякие ляпы. Во вторых, многие имеют свою "историческую доктрину", в которую они впихивают любые факты, даже если те туда не лезут. Для этого их можно и топором обрубить. Так что воспринимайте все спокойно, но осторожно.
        2. 0
          26 мая 2017 14:33
          Цитата: Curious
          Но Катерпиллер использовал газолин.
          А в СССР стремились перейти на дизели.


          Вот это не верно - с 1931 года Caterpillar Sixty выпускался и в дизельном варианте.
          вот линейка их тракторов какой с какого года и на чем работал:
          https://www.acmoc.org/about-caterpillar?showall=1
          1. +1
            26 мая 2017 14:40
            Вы мой коммент внмательно прочтите. Еще раз.
    2. AUL
      +7
      26 мая 2017 14:03
      А что вы так заволновались, уважаемый? Я вам по секрету скажу(только никому ни слова!) - полуторка - это Форд, а ЗИС-5, знаменитый Захар - это тоже американец, не помню название фиры, что-то типа АутоКар. Правда, была проведена нехилая работа по адаптации моделей к нашим условиям эксплуатации и технологическим возможностям производства. И никого это не удручает! Так почему бы не сделать по той же схеме и трактор? Тем более, что машина получилась добротной!
    3. +5
      28 мая 2017 08:21
      А вы думаете легко без технической помощи производителя , скопировать и поставить на конвейер трактор? и это в стране только начавшей индустриализацию! Соответственно нужны металлы, станки, двигателисты, инженеры...
  12. +1
    26 мая 2017 14:03
    Откуда растут "ноги" у трактора C-65 ЧТЗ. Уточняю по D2 и TEN бал не прав, они были меньшей размерности и мощности, у них отсутствовали поддерживающие катки и было всего по 4 опорных катка.

    По ходовой части C-65 соотвествует Caterpillar Sixty - у обоих по 2 поддерживающих катка с каждой стороны и по 5 опорных катков.

    Caterpillar Sixty был самым мощным гусеничным трактором в линейке Caterpillar в то время - 60 лошадиных сил (45 кВт) производится в Caterpillar Tractor Company с 1925 до 1931 года.
    А до этого C. L. Best Tractor Company с 1919 года до слияния в 1925 году с Holt Manufacturing Company (кстати на танк КВ устанавливалась устаревшая КПП от трактора Хольта 1919 года - крайне ненадежная из за разницы в массе донора и танка) и образования Caterpillar Tractor Company.

    Так что исторически корни C-65 восходят к аж к 1919 году, а конструктивно он в линейке Caterpillar соответствует размерности Caterpillar Sixty.

    Идея "поженить" дизельный двигатель и трактор - тоже не принадлежит советским конструкторам - производство Caterpillar Sixty с дизельным двигателем, началось еще в 1931 году.
    Diesel Sixty diesel 1931 (https://www.acmoc.org/about-caterpillar?showall=
    1)

    Так что воспринимать С-65 как нечто революционное в мировом тракторостроении - это невежество.
    Хотя для СССР - это был безусловно шаг в перед.
    Но это уже была подустаревшая модель, причем значительно ухудшенная на ЧТЗ.

    Вот крупно фото Caterpillar Sixty - сравните со Сталинцем.
    1. +1
      26 мая 2017 14:50
      А вот интересно есть ли прототип у этой модели?

      1. +3
        26 мая 2017 15:49
        Это Т-180 (примерно 15 тяговый класс) Производство данной модели началось в 1965-ом году на Брянском автомобильном заводе.
        Прототипом модели Т-180 выступил трактор Т-140. Именно после его глубокой модернизации и появился новый продукт Брянского автомобильного завода.

        Работа над новым промышленным трактором под названием С-140 началась ещё в конце 40-х годов под руководством В. И. Дурановского на Челябинском тракторном заводе. Как и С-80, новый трактор планировали использовать для работ общего назначения. При его проектировании были использованы наработки артиллерийского тягача АТ-С.

        Первый образец С-140 был выпущен в 1951 году. Его двигатель был максимально унифицирован с двигателем трактора С-80, но отличался от него двумя дополнительными рабочими цилиндрами. В начале 50-х Челябинский завод был перегружен и не мог наладить серийное производство, поэтому выпуск С-140 был поручен только что созданному Брянскому автомобильному заводу, после чего конструкторы вместе с В. И. Дурдановским уехали налаживать производство в Брянск, где в 1956 году трактор получил нынешнее название — Т-140.

        В ходе Великой Отечественной войны в Советский союз по ленд-лизу поставлялись тракторы Caterpillar D7ruen. После её окончания, когда на Кировском заводе на Урале было возобновлено тракторостроение, было принято решение скопировать его. При этом особо было оговорено требование вносить минимум «улучшений» в конструкцию трактора на заводе.[1] 5 января 1946 года собран первый «Сталинец-80»

        Так что все бульдозеры "немного катерпиллар" :)
        Даже японский Komatsy (Комацу) в свое время скопировал Cat, но дальше пошел своим путем.
    2. +3
      26 мая 2017 15:36
      модель была скорее не ухудшена, а приведена к реалиям технической культуры ссср того времени
      1. +2
        26 мая 2017 16:00
        Цитата: faiver
        модель была скорее не ухудшена, а приведена к реалиям технической культуры ссср того времени

        Скорее стремились "упростить" конструкцию, оптимизировав ее под валовое производство, не всегда понимая, что это приводит к ухудшению качества и падению ресурса.
        Лучшими считались Т-100 и Т-130
        1. 0
          26 мая 2017 16:07
          ну это одно и тоже написанное разными словами :)
      2. +2
        26 мая 2017 16:13
        Кстати обратите внимание - на Т-140 подвеска опорных катков, совсем не характерная для Caterpillar. Такая парная подвеска (по типу как на танках типа Pz III, только с одинарным катком) обеспечивает лучшие сцепные характеристики, за счет лучшего прилегания гусеницы к грунту. Не могу утверждать, что послужило прототипом данной подвески, но это был явно шаг вперед.

        Катерпиллар и комацу к усовершенствованию подвески пром-тракторов пришли гораздо позже
        1. +2
          26 мая 2017 16:21
          Цитата: DimerVladimer
          Катерпиллар и комацу к усовершенствованию подвески пром-тракторов пришли гораздо позже


          Обратите внимание на современную подвеску от Комацу
          и разработку подвески для Т-140 конца 40-х годов!
          Насколько впереди были наши конструкторы по пониманию вопроса.
  13. +2
    26 мая 2017 16:49
    Ну вот насчет концовки - "хорошая машина" вопрос довольно спорный, в армию данный трактор попал только по причине тотальной нехватки тягачей, все таки один трактор лучше чем десяток живых лошадок..., но скорость возки кошмар, пехота на марше пешком обгоняла тяжелую артиллерию...
  14. +2
    26 мая 2017 17:28
    У нас в колхозе стоял "раскулаченый" трактор и на нем еще можно было прочесть"сталинец",а во время разных мероприятий его закрывали плакатами:"Слава КПСС " и пр.
    Мы на нём" отвисали".. Самое интересное,что кабина сохранилась почти как на фотографии,но без сиденья.
    В селах и сейчас ещё кое,где сохранились т.н."качалки"(насосы) сделанные из цилиндров старыхЧТЗ
  15. 0
    28 мая 2017 03:05
    Подтекает в силу возраста
    1. +1
      28 мая 2017 03:47
      ЧТЗ в любом возрасте подтекает,я его называю менуструально-канисторный трактор.
      1. 0
        31 марта 2018 15:45
        Цитата: Юлай Салаватович
        ЧТЗ в любом возрасте подтекает,я его называю менуструально-канисторный трактор.

        Это и стало одной из причин постепенной деградации ЧТЗ. Сейчас выпускает всего несколько десятков тракторов в месяц и те кое-как сбывает. А ведь когда он строился - это был чуть ли не крупнейший тракторный завод в мире. Правда нет худа без добра. В Челябинске появился новый завод "ДСТ-Урал". Делает примерно столько же тракторов подобного класса в месяц, но не "менструально-канисторных", а вполне приличных и расходятся со свистом. Загружен заказами до октября.
  16. 0
    28 мая 2017 17:58
    В фильме "Трактористы" он фигурирует?
  17. +1
    28 мая 2017 18:02
    Машина, конечно, достойная, но роли арттягача оказалась неэффективной, ибо таскала пушки довольно медленно.
    1. +2
      30 мая 2017 05:39
      Но ведь таскала? До Берлина!
  18. PXL
    0
    25 апреля 2021 07:47
    Цитата: Type 63
    Машина, конечно, достойная, но роли арттягача оказалась неэффективной, ибо таскала пушки довольно медленно.

    Интересно, в сводке ТТХ С-65 указано, что масса буксируемого прицепа - до 10 т., а в статье видим пару фоток, где этот трактор буксирует 203-мм гаубицу Б-4. Это орудие в боевом положении весило 17 т., а в походном - 19! Что бы это значило?