Военное обозрение

«Electron»: орбитальный прыжок Rocket Lab из Новой Зеландии

49



«А знаешь, — сказал он, — если бы от меня зависело, я бы запретил всем, кто верит в астрологию, библию, чудесное исцеление и прочую хиромантию, пользоваться электричеством…»[1]


25 мая 2017, 01:00-05:00 (UTC) Новая Зеландия стала тринадцатой страной в мире, с территории которой был произведен пуск "электрической" ракеты-носителя. И хотя ракета-носитель не вывела ММГ на заданную НОО, Rocket Lab действительно может гордиться: "У нас есть lift-off!" Первый частный космодром уже вошёл в историю. #ItsATest и очень примечательный тест получился.



Перед пуском: в 9 утра понедельника 2017 по новозеландскому времени (21:00 GMT, 23:00 MSK) открылось десятидневное стартовое окно для первого запуска легкой ракеты-носителя Electron.

В Новой Зеландии в это время очень ветрено, и даже вывоз ракеты на старт уже переносили.


Испытательный полёт был запланирован без полезной нагрузки. Ракета снаряжена дополнительным оборудованием для сбора телеметрии во время полёта. Всего за 2,5 минуты после старта после старта Electron, скорость которой составила 27 тыс. км/час, достигла высоты свыше 100 км, чем формально подтвердила достижение космического пространства (с инженерной точки зрения — линия Кармана).


«Мы не смогли достичь запланированной орбиты, и мы будем расследовать, почему так произошло, однако, достигнув успеха в нашем первом пуске, Rocket Lab получила невероятно сильные позиции, чтобы ускорить коммерческую фазу нашей программы»,
— сказал основатель и исполнительный директор Питер Бек.
SPACE IS NOW OPEN FOR BUSINESS

Это всё была лирика (как выразился Роман Скоморохов) теперь вернемся к физике.


Ракета, стартовавшая из Новой Зеландии названа электрической и имеет значимое название "Электрон". Нет это не ошибка, хотя ракета и не имеет ЭРД.

Носитель оснащен "обычными" ЖРД Rutherford, сжигающими традиционную уже топливную пару жидкий кислород (LOX) и керосин (JP-4 or JP-5), но не обычным насосным агрегатом.

Подробнее, кто подзабыл, о жидких ракетных топливах: "Сага о ракетных топливах".)

ЖРД Rutherford — это первый в мире практический ракетный двигатель для привода насосов топлива и окислителя которого используются электрический мотор, запитанные от литий-полимерных батарей.

Нет традиционного, дорогущего и являющегося причиной большинства отказов аварий турбонасосного агрегата.
«Electron»: орбитальный прыжок Rocket Lab из Новой Зеландии


ТНА — насос с турбиной, которую обычно приводят в действие отдельной небольшой камерой сгорания (газогенератором), где сжигают (как правило) те же компоненты топлива, что и в основном двигателе (несколько в другом соотношении, чем в КС). Отдельная камера сгорания и турбина, работающая на ее выхлопе, — очень сложная вещь, и опасная штуковина. Судите сами:

Слева — схема ТНА РД-107/108 для семейства Р-7, справа — фото ротора ТНА для РД-180 («Атлас-V»)


Схема ротора этого же ТНА в разрезе, сам ТНА и схема ЖРД РД-180:


Впечатляет?

На одном валу находятся: осевая турбина, в которую летят продукты сгорания ТК (пусть и не те Km и αок, как в КС) с температурой 500-700°C, за ней одноступенчатый шнекоцентробежный насос окислителя и двухступенчатый шнекоцентробежный насос горючего. Часто, для повышения давления компонентов топлива перед входом в основной ТНА используются дополнительные бустерные насосные агрегаты (БНА). Ещё заковыка: привод БНА окислителя осуществляется генераторным газом, отбираемым с выхода турбины основного ТНА, а привод БНА горючего — основным горючим, отбираемым с выхода первой ступени насоса.

Жутковатая мешанина из машинерии, подшипников, системы предотвращения протечек, уплотнений, трубопроводов и систем "выхлопа". Мощность на валу достигает 250 000 л/с, десятки тысяч оборотов в минуту. Всё это на 100-140 секунд работы. Фантастические параметры и потрясающе малые габариты с массой.

И это сердце ЖРД может бабахнуть (малейшая протечка: раскалённые газы, окислитель и топливо-всё это уплотнено в одной "коммунальной комнате"), и часто бабахает: 2 аварийных пуска "лунной ракеты Н-1" на его совести. Фантастическое давление в арматуре подачи ТК. Судите сами: в КС РД-180 бушуют 258 атмосфер давления из пламени под 2000К, стремящиеся сорвать крышку КС (шпильки и их количество впечатляет):


И сюда, в этот котёл, надо пропихнуть топливо и окислитель с давлением бОльшим, чем в КС, причём с заданным секундным расходом и соотношением топлива к окислителю. Иначе не потечёт и не "заведётся" мотрочик.

Это обуславливает такое специфическое расположение ТНА: как можно ближе к впускным трактам.
Давление, следовательно масса топливопроводов + потери давления в трубопроводе+ всякие нехорошие явления при течении жидкости в трубопроводах.

Чем ближе к КС, тем лучше. Однако там и жарко и совсем нет места.
Фото: RS-25 — на вид результат взрыва кастрюли с толстыми и длинными макаронами, мешанина, схожая с волосяным покровом на голове Горгоны.


Да, ещё dazu: куча электропневмоклапанов (ЭПК), установленных в пневмоблоке двигателя и его топливных системах и пусковое горючее (для воспламенения компонентов топлива в газогенераторе), размещаемое в специальных ампулах и установленных в соответствующих магистралях двигателя.

Сверхдорого, технологически архисложно, многоразовость использования под большим вопросом (у RS-25 была полная переборка, промывка, дефектоскопия и замена износившихся деталек).

"Это же не наш метод" решила данная частная ракетная компания и изобрела... нет не велосипед, а электрический насосный агрегат.
ЭНА —?


У насоса Rutherford два вентильных двигателя постоянного тока «размером с банку газировки», которые вращаются со скоростью 40000 оборотов в минуту и развивают мощность 37 кВт каждый. Один двигатель качает жидкий кислород, другой — керосин. Всё просто, безопасно и размещай где удобно.

— Полимерные литий-ионные батареи.


— Всего один мегаватт мощности (примерно такой же мощности трех «Тесла» модели Xs).

Удельная плотность энергии современных литий-ионных батарей достигла такого уровня, что сэкономленные на отказе от газогенератора, турбины и топлива для их работы килограммы становятся сравнимы с весом батарей.

По словам Питера Бека, они сумели поднять эффективность насосов до 95% (по сравнению с традиционными ТНА на основе газогенератора около 50%).

Шедевр? Мечта наших ЖРДистов (особенно конструкторов и эксплуатантов ЗУР и БР подводного старта)?

Безопасность, плавная регулировка секундной подачи ТК и давления в широких пределах, многократные отсечки и включения, надёжность, дешевизна, многоразовость и т.д.?

Ложки дёгтя:
— Батареи (аккумуляторы), как ни печально, не теряют свою массу, по мере расходования запасённой электроэнергии (электрончики ничего не весят), в отличие от топлива, которым заправлена ракета и которым "питается" традиционный ТНА (вместе с ЖРД): с каждой секундой полёта всё легче и легче ракета, а разряженные аккумуляторы (даже полимерные литий-ионные) имеют всю ту же массу. Паразитный вес тары…

Разве, что сбрасывать их?
what + good


Не видать мне Нобелевки, как своих ушей без зеркала.

Так всё и реализовано на второй ступени РН "Электрон".
Но... последнюю батарейку точно не сбросить. Да и хлопотно всё это. Т.ч. чайная ложка продукта, получаемого путём сухой перегонки дерева, торфа или каменного угля остаётся.
— Замена ТНА более простым и существенно более дешёвым ЭНА не решает пока фундаментальную проблему, которая представляет собой отношение мощности к массе (турбина пока вне конкуренции). Электродвигатели ещё и близко не подходят по параметру удельной мощности ТНА (мощность/на кг массы).


Внимание: 95% для насосов — это явно маркетинговое заявление, без конкретики, потому что приведена эффективность только части двигателя. В то же время двигатель в целом получился достаточно современным (по кпд и удельному импульсу). С Iуд. у Rocket Lab наблюдается некоторый беспорядок, потому что непонятно, для уровня моря или вакуума указаны 303 секунды удельного импульса двигателей первой ступени. Более вероятно, что это данные для вакуума, где УИ выше, но даже в этом случае Rutherford (303 секунды в вакууме(?)/333 с высотным соплом) занимает хорошее место, почти не уступая Merlin 1D компании SpaceX (311 секунд в вакууме/348 с высотным соплом) и близок к советским/российским вершинам кислородно-керосинового двигателестроения РД-180 (338 секунд в вакууме) и РД-0124 (359 секунд с высотным соплом).Причём всё это за относительно малые деньги.

Что ещё такого вкусненького на этой ракете?

3D-печать.




Как заявляют в Rocket Lab, двигатель Rutherford — первый, у которого все основные компоненты печатаются на 3D-принтере. Принтеры на лазерном и электронном спекании используют титан и инконель (никель-хромовый жаропрочный сплав). В результате один двигатель печатается за 24 часа. Жесть: за сутки -1 ЖРД.


Композитная ракета




Electron — двухступенчатая ракета-носитель высотой 17 метров и диаметром 1,2 метра.


При начальной массе в районе 12,5 тонны она будет способна вывести 150 кг на полярную орбиту высотой 500 км. Типичная солнечно-синхронная орбита обычно выше, 600-800 км, там грузоподъемность будет пониже. Также при необходимости ракета может вывести 225 кг на орбиту 180х300 км с наклонением 45°.


Первая ступень высотой 12,1 метра имеет сухую массу 950 кг и несет 9250 кг топлива. На ней стоят девять двигателей Rutherford суммарной тягой 16,5 тонны на старте. Максимальная тяга ступени в полете должна будет достигнуть 19,5 тонны, а удельный импульс двигателей на уровне моря составит 303 секунды. По плану полета первая ступень должна будет проработать 2,5 минуты. На ступени около двигателей установлены 13 батарейных сборок суммарной мощностью больше мегаватта.

Вторая ступень высотой 2,1 метра имеет сухую массу 250 кг и несет 2150 кг топлива. На ней стоит один двигатель Rutherford с высотным соплом, тягой 2,2 тонны и удельным импульсом 333 секунды, а так же блок двигателей ориентации (слева на фото на 20:00).


Двигатель второй ступени по плану должен работать чуть меньше пяти минут. На ступени установлены три батарейных блока, два из которых будут сбрасываться в полете по мере исчерпания, чтобы облегчить ступень.

Ещё один примечательный момент-обтекатель/адаптер полезной нагрузки с доставкой.


Обычно спутники привозят в цех компании, занимающейся пуском, устанавливают на адаптер полезной нагрузки и закрывают обтекателем.


Rocket Lab и тут отчебучила. Know how logistica: новоявленный космический извозчик предлагает интересное новшество в области процессов подготовки спутника к запуску, а именно: доставку единого блока адаптера полезной нагрузки и створок обтекателя в цех заказчика, чтобы он мог установить спутник на адаптер в удобных ему условиях.

Затем закрытые или кондиционируемые модули перевозятся в монтажно-испытательный комплекс Rocket Lab и устанавливаются на ракету.


Цель Rocket Lab — стоимость одного пуска в $4,9 миллиона. При том, что стоимость запуска «взрослых» ракет начинается от примерно 60 миллионов долларов ($62 млн. у SpaceX на 2018 год), предложение Rocket Lab будет потенциально выгодным для тех, у кого есть небольшой спутник, целевая орбита низкая околоземная или полярная, и нет времени ждать попутчиков на ракету-носитель средней грузоподъемности.

Первый пуск — волнительное событие. Несмотря на всю подготовку ни у кого нет стопроцентной гарантии успеха. Но Rocket Lab продемонстрировала очень серьезный подход для ракетного стартапа, провела множество испытаний, в том числе и полностью собранных ступеней:




С таким подходом, с такой стоимостью запуска их будущее кажется многообещающим.


Компания ранее планировала начать осуществлять коммерческие запуски небольших спутников уже в 2017 году.
Подробнее об РН "Электрон" (на англике)


Питер Бек рядом с ракетой РН Electron и как росли его ракеты на заднем плане, фото Rocket Lab


Покровители и партнёры Rocket Lab фирмы из США: Kholsa Ventures, Beesemer Venture Partners, Data Collective, Promus Ventures, Lockheed Martin и Stephen Tindall's K1W1.

Космодром на полуострове Махиа (залив Хок, Северный остров Новой Зеландии), анимация:


Расположение в восточной части острова позволит без проблем выводить полезную нагрузку на солнечно-синхронную или низкую околоземную орбиту — в южном и восточном направлении на многие сотни километров раскинулся океан, в который можно, ни с кем не договариваясь, ронять отработанные ступени.

О компании Rocket Lab




Её в 2006 году основал Питер Бек (Peter Beck). Юридически это американская частная компания с новозеландским филиалом. В 2009 году они запустили геофизическую ракету Ātea-1 (с языка маори — «космос») и утверждают, что стали первой частной компанией, достигшей космоса в южном полушарии. Теоретически ракета должна была подняться на 100-120 км, первая ступень отработала нормально, и на ней были обнаружены следы успешного разделения, но головную часть не сумели найти после полета, и достижение остается под вопросом.


На старом сайте можно найти планы создания геофизической ракеты Ātea-2, но после успеха 2009 года фирмой заинтересовались в DARPA. Следующие несколько лет Rocket Lab разрабатывала ракетные технологии в сотрудничестве с Lockheed Martin, DARPA и Министерством обороны США. В 2010 году было испытано новое топливо. В баке оно хранилось в твердом виде, но, когда на бак оказывалось давление, топливо превращалось в вязкую жидкость и могло подаваться в камеру сгорания. Таким образом, оно должно было сочетать достоинства твердого топлива (удобное хранение одного компонента) и жидкого (возможность управления тягой и перезапуска двигателя).


В 2011 году испытания проходил компактный дрон с ракетной тягой. Небольшую ракету мог запустить солдат с вытянутой руки, а картинка со спускающегося на парашюте дрона должна была помочь вести бой в условиях сильно пересеченной местности, например, в городе.


К 2013 году компания оказалась на распутье. Можно было и дальше зарабатывать на оборонных контрактах, но Бек мечтал о коммерческом космосе. Собрав дополнительные инвестиции, Rocket Lab приступила к разработке новой ракеты-носителя. В 2013 году был успешно испытан двигатель с подачей компонентов при помощи электромоторов, и был анонсирован проект Electron. В 2014 году был проведен второй раунд сбора инвестиций. В 2015 году стало известно, что при производстве двигателя будет широко использоваться 3D-печать, а сам двигатель получил имя «Резерфорд» (Rutherford) в честь физика новозеландского происхождения, в том же году началось строительство космодрома.

А кто же этот новый американский ракетный киндер-сюрприз (клон Илона Маска)?
Подробнее: The Rocket Man: Who is Peter Beck? Правда, на английском. Но есть и на русском-это уже для самостоятельного домашнего задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не стоит меня опять пинать за пропаганду американского здорового образа жизни ракетостроения (я и не фил и не фоб, я крепкий середнячок. Это просто технически интересное решение и отличное воплощение в металле (вернее, в композите).
Для любителей "американцы такие тупые" и адептов очередного "распила бюджета" (американского причём: зачем так волноваться?) напомню недавние истории:
Макаронный монстр Илона Маска, или Закономерный итог авантюры.

— нанимаете болтливого чувака с блестящими глазами,
— нанимаете команду пиарщиков, дезигнеров и прочих сколь энергичных, столь и беспринципных,
— регистрируете частную компанию в Калифорнии, причём эта private company не обязана раскрывать нюансы своего финансового здоровья (гыгы).

В защиту макаронного монстра Илона Маска замолвим слово. Часть 1.
В защиту макаронного монстра Илона Маска замолвим слово. Часть 2.

Как там делишки у
бойкого пацана с наглыми глазами?
Загнивает с " его величество железнодорожный габарит"?
У меня всё нет времени дописать статью "Безразмерный желудок Илона Маска", не успеваю я за повышенным потреблением контрактов на запуски Space X.
Можно бы написать и о наших успехах. Ну, например, "Студенты из «Сколково» взорвали ракету в Москве". Хорошая тема?

Четверо студентов и выпускников МГТУ имени Баумана сконструировали и запустили ракету в складском помещении на Южнопортовой улице на юго-востоке Москвы. Испытания прошли неудачно: ракета взорвалась, ее осколком оторвало руку находящемуся поблизости 54-летнему мужчине.


О состоянии (достаточно плачевном, надо сказать) ракетно-космической области РФ много писал, упоминавшийся выше "лирик" Banshee.

О прочих наших последних прорывах, вероятно, расскажет в чате мой извечный қарсылас "Оператор".

Нет, конечно, есть и успехи (перебороли почти провал): долго мучаю статью «"Марс" и "Дракон" спасают "Протон"», наверное, к годовщине события как раз и осилю, лень моя и некий тормоз:
Государственная тайна в российском законодательстве это: защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.
Один из вариантов "спасителя" используется в известной всему миру боевой МБР, как бы по ушам не получить между прочим.

В общем и целом, кто смог дочитать до конца, сильно не пинайте, я НАШ, но в ракетной отрасли и в касте "космических извозчиков" явно назрели серьёзные изменения (это факт), и очень похоже, что русские опять очень "долго запрягают". Как бы не лошадь не померла совсем.
— А эти русские ракеты безопасны?
— Ну, безопасны настолько, насколько это возможно для народа, который подарил нам Чернобыль.[2]

А Новая Зеландия уже де-факто стала космической державой. Эта двухгодовалая анимашка-уже реальностьданная нам (новозеландцам) в ощущение.


Первоисточники, ссылки, использованные документы, фотографии и видео
Как всегда, danke schön Филиппу Терехову:
В ожидании пуска электрического «Электрона».
[1]The Bridge (Мост), Iain Menzies Banks;
[2]Теория большого взрыва (The Big Bang Theory), Говард Джоэл Воловиц (Howard Joel Wolowitz).
www.twitter.com/RocketLabUSA
www.rocketlabusa.com
www.wikipedia.org
www.youtube.com
www.spacenews.com
www.nzherald.co.nz
www.nbr.co.nz
www.pinterest.se
www.naked-science.ru
www.bbc.com
www.vimeo.com
Автор:
49 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. МВГ
    МВГ 28 мая 2017 07:07
    +1
    Как то сильно залихвастски инновационно. Как бы не очередной рекламный трюк для вышибания денег
    1. андрей юрьевич
      андрей юрьевич 28 мая 2017 07:32
      +5
      В общем и целом, кто смог дочитать до конца, сильно не пинайте, я НАШ, но в ракетной отрасли и в касте "космических извозчиков" явно назрели серьёзные изменения (это факт), и очень похоже, что русские опять очень "долго запрягают". Как бы не лошадь не померла совсем.
      у нас то кадры "тусуют",то с "коррупцией борются"-некогда работу работать... recourse
    2. ЮБОРГ
      ЮБОРГ 28 мая 2017 20:38
      +1
      Ну всё, теперь Новая Зеландия, порвёт всех по космическим технологиям. laughing
    3. Красный карлик
      Красный карлик 29 мая 2017 20:07
      +1
      Да ерунда это всё, эти новозеландские каки, пусть лучше властелина колец переснимут ещё раз, а ракеты это дело великих держав.
  2. a.s.zzz888
    a.s.zzz888 28 мая 2017 07:32
    +4
    ... чтобы прочесть эту статью и ВНИКНУТЬ ВО ВСЕ цифры и выкладки, понадобится уйма времени (одолел больше половины), т.к статья очень и очень специфическая...
    1. opus
      28 мая 2017 13:34
      +1
      Цитата: a.s.zzz888
      ВНИКНУТЬ ВО ВСЕ цифры и выкладки

      да цифр-то и нет вообще.
      "Марс" и "Дракон" спасают "Протон"»

      там будет много: циклограмма полёта, хар-ки БЦВК, программирование, тангаж, крен, рыскание, импульс
      Цитата: a.s.zzz888
      т.к статья очень и очень специфическая...

      для юного техника и то не взяли бы.
  3. rotmistr60
    rotmistr60 28 мая 2017 07:40
    +3
    Автор, вы меня извините, но написали вы конечно много, проделали огромную работу, а для чего? Чтобы извинившись несколько раз и попросив, чтобы вас "не пинали" сказать о том, что у нас все плохо, отстаем , а вот у них... Еще не известно, что и как напечатано на 3D принтере, да и 100 км над планетой назвать космосом можно с натяжкой.
    1. opus
      28 мая 2017 12:05
      +6
      Цитата: rotmistr60
      Чтобы извинившись несколько раз и попросив, чтобы вас "не пинали" сказать о том, что у нас все плохо, отстаем , а вот у них.

      1. где это "несколько раз"
      2.наоборот, что бы пинали, "да будет ср**"
      3.у нас сейчас плохо.
      Написал, кроме п.2 ещё и для
      Цитата: ukoft
      думаю главная мысль это поддержка инициатив. пусть там много и странных, но на массе выходит и результат. есть такое понятие как "критическая масса" или количество. как угодно это момент после которого количество переходит в качество.

      напишите Вы как надо. Я почитаю

      Цитата: rotmistr60
      Еще не известно, что и как

      не известно, так и бурчать не о чем
      Цитата: rotmistr60
      а и 100 км над планетой назвать космосом можно с натяжкой.

      fool
      1. С инженерной (практической) точки зрения- это космос

      на этих высотах тело может двигаться с орбитальной 1 космической, значительное время без двигательной установки
      2.С юридической это космос
      ниже- вас собьют на нарушение воздушной границы, выше нет (спутники)
      Воздушная территория.

      Определение: воздушный столб,находящийся над сухопутной и водной территориями государства,внешняя граница которо находится на удалении 100-110 км(Наименьшая устойчивая высота полета орбитальных спутников Земли).

      Так прописано в документа РФ (и не только) о государственной границе

      3. С точки зрения ИКАО и др. гинесов( для регистрации рекордов)-это космос
      1. андрей юрьевич
        андрей юрьевич 28 мая 2017 12:52
        +3
        opus
        доходчиво Антон... good hi
        1. opus
          28 мая 2017 13:35
          +2
          Цитата: андрей юрьевич
          доходчиво

      2. rotmistr60
        rotmistr60 29 мая 2017 02:19
        0
        не известно, так и бурчать не о чем

        А может проще не спешить хвалить? Вроде и не бурчал, а высказал свое мнение. !00 км граница атмосферы, поэтому я и написал, что с натяжкой можно назвать космосом. Творческих успехов. hi
        1. opus
          29 мая 2017 20:42
          +1
          Цитата: rotmistr60
          А может проще не спешить хвалить?

          кто хвалил?
          Цитата: rotmistr60
          Вроде и не бурчал

          Да?
          Цитата: rotmistr60
          тобы извинившись несколько раз и попросив, чтобы вас "не пинали" сказать о том, что у нас все плохо, отстаем , а вот у них... Еще не известно, что и как напечатано на 3D принтере


          Цитата: rotmistr60
          !00 км граница атмосферы, поэтому я и написал, что с натяжкой можно назвать космосом.


          ?
          Космическое пространство (космос) — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел.
          вопросы?
          1. aKtoR
            aKtoR 30 мая 2017 04:57
            +2
            Пять баллов))))
  4. sa-ag
    sa-ag 28 мая 2017 07:44
    +7
    молодцы, с первого раза ракета ушла со стартового стола, дошла до границы космоса, для новичка это уже успех, тем более с напечатанным двигателем, у них может получиться, рискну предположить, что замахнутся на возвращаемую первую ступень
    1. sabakina
      sabakina 28 мая 2017 10:26
      +2
      Цитата: sa-ag
      молодцы, для новичка это уже успех, тем более с напечатанным двигателем,

      Ну, если они ещё и еду "напечатают"......
      1. opus
        28 мая 2017 12:40
        +5
        Цитата: sabakina
        Ну, если они ещё и еду "напечатают".....


        Давно уж печатают


        принтер Goop от Bizon


        Natural Machines первый в мире 3D-принтер для производства пиццы.
        1. sabakina
          sabakina 28 мая 2017 12:44
          +2
          Не, ну что китайцы делают искусственные яйца видео я видел. А супчика, да с потрашками можно?
          1. opus
            28 мая 2017 13:30
            +6
            У меня жена отлично готовит.
            Но мораль сей басни такова: технологии поменялись, жизнь меняется.
            10 лете назад могли ли представить мобильник без кнопок?
            А сейчас Блэком Берри умер.
            А что бы госдепа/ Мид по свои разъяснения давал в твиттере/ фейсбуке и тд.
  5. ukoft
    ukoft 28 мая 2017 07:48
    +3
    думаю главная мысль это поддержка инициатив. пусть там много и странных, но на массе выходит и результат. есть такое понятие как "критическая масса" или количество. как угодно это момент после которого количество переходит в качество.
    так фэйсбук это один из многих проектов своего времени. и приходилось им вырываться из себе подобных.
    это и есть двигатель прогресса. креативные рискованные люди. основная масса , как всегда чтото делает не так. но есть и брилианты. но не легко найти эти брилианты. приходится кормить всю массу.
  6. zulusuluz
    zulusuluz 28 мая 2017 07:51
    +2
    Ракета Н-1 показала проблему с размещением большого кол-ва двигателей в одной ступени. Новозеландцев это ждет впереди...
    1. sa-ag
      sa-ag 28 мая 2017 07:54
      +8
      Цитата: zulusuluz
      Ракета Н-1 показала проблему с размещением большого кол-ва двигателей в одной ступени.

      синхронизацией ныне занимется компьютер, на H-1 его не было
      1. zulusuluz
        zulusuluz 28 мая 2017 08:08
        +3
        А он будет измерять давление в факеле в разных его точках?
        1. sa-ag
          sa-ag 28 мая 2017 09:12
          +4
          Цитата: zulusuluz
          А он будет измерять давление в факеле в разных его точках?

          давление в камере сгорания измеряется же, точка наибольшего давления в факеле имеет наибольшую температуру, это дистанционно замерить можно
        2. opus
          28 мая 2017 11:24
          +2
          Зачем давление в факеле?
          Меряется тяга
    2. opus
      28 мая 2017 12:07
      +2
      Цитата: zulusuluz
      это ждет впереди..

      не ждёт.
      1. Их (ДУ) мало
      2.Массы мощности меньше
      3. у НЗ- электро НА со своими плюсами
      4. Сейчас совсем другая электроника и БВК
      1. zulusuluz
        zulusuluz 28 мая 2017 17:53
        0
        Мало пока мал забрасываемый вес. Но амбиции растут.
        1. opus
          28 мая 2017 20:31
          +3
          Спутники мельчают, нанонизируют. Cube-sat.
          Обратите внимание на военные корни Roket Lab
  7. Басарев
    Басарев 28 мая 2017 08:46
    +7
    Похоже, Роскосмос становится всё менее нужным.
  8. vlad007
    vlad007 28 мая 2017 09:50
    +10
    С Сайта Журнал "Все о космосе"
    http://aboutspacejornal.net/первый-пуск-частной-с
    верхлегкой-раке/
    "Первый пуск частной сверхлегкой ракеты «Electron» закончился частичной неудачей"

    Новозеландская компания Rocket Lab произвела пуск своей ракеты, разработанной и произведенной полностью на частные средства (по большей части американских инвесторов).

    Пуск состоялся сегодня с космодрома на тихоокеанском побережье Новой Зеландии. Ракета «Electron» имеет композитный корпус и топливные баки, топливную пару кислород/керосин, 3D печатные элементы ракетных двигателей с электроприводом турбонасосов. Ракета должна выводить грузы массой до 150 кг на околоземную солнечно-синхронную орбиту, и стоить около $5 млн.

    Со стартового стола ушла красиво, первая ступень отработала хорошо, прошло разделение первой и второй ступени, успешно отделились створки головного обтекателя, но со второй ступенью произошел сбой и до орбиты груз не долетел. Первая тестовая ракета itsaTest должна была вывести габаритный макет спутника на эллиптическую орбиту высотой 300-500 км с наклонением 83 градуса.
    ---------------конец цитаты-------------------------------------------
    За 5 лимонов баксов выводить на орбиту 150 кг груза это ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ дорого - 33 333 доллара за кг. Запуск полезного груза на Протоне обходится 2 830 (НОО) - 13 000(ГПО) долларов за кг (ГПО - гелиопереходная орбита).
    Большинство публикаций о запусках рассчитаны на ЛОХОВ! Пишут всякую чушь без зазрения совести!
    1. opus
      28 мая 2017 12:28
      +6
      Цитата: vlad007
      то ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ дорого - 33 333 доллара за кг. Запуск полезного груза на Протоне обходится 2 830 (НОО) - 13 000(ГПО)

      ну и выведите свои 150 кг на протоне (или у спайс Х) за 2830* 150 кг= $424500
      адрес дать?
      Цитата: vlad007
      рассчитаны на ЛОХОВ!

      на лохов рассчитаны заявления о кг
      За 5 лимонов баксов выводить на орбиту 150 кг груза это ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ дорого


      Цитата: vlad007
      Пишут всякую чушь без зазрения совести!

      согласен
      По внешнему виду корабль Lynx очень похож на СпейсШаттл, поэтому хочу напомнить, что СпейсШаттл, в отличии от Lynx, выводился на орбиту ОДНОРАЗОВОЙ ракетой-носителем, а садился в пилотируемом режиме.
  9. Старый26
    Старый26 28 мая 2017 11:13
    +8
    Антон! Спасибо за статью. Мне кажется, что наиборее интересным и "революционным" в этом носителе - доставку единого блока адаптера полезной нагрузки и створок обтекателя заказчику. Такого еще в мировой практике не было.

    Цитата: rotmistr60
    Автор, вы меня извините, но написали вы конечно много, проделали огромную работу, а для чего? Чтобы извинившись несколько раз и попросив, чтобы вас "не пинали" сказать о том, что у нас все плохо, отстаем , а вот у них... Еще не известно, что и как напечатано на 3D принтере, да и 100 км над планетой назвать космосом можно с натяжкой.

    Увы, 100 км - это не с натяжкой. Вот если бы то, что первоначально американцы считали космосом, ЕМНИп - 80 км - да, то можно было бы с натяжкой считать космосом. А 100 км - увы, международно признанная граница
    Что касается того, что отстаем - да, в создании сверхлегких носителей мы отстаем. Работы идут, но до пуска пока еще далеко. А рынок год от года становится все обширнее. Этот электрон может вывести на орбиту )солнечно-синхронную) с высотой в 500 км нагрузку в 150 кг. Или на низкую 200-км - 225 кг.

    Цитата: zulusuluz
    Ракета Н-1 показала проблему с размещением большого кол-ва двигателей в одной ступени. Новозеландцев это ждет впереди...

    Не ждет. И сразу по нескольким причинам.
    1. Ракета не новозеландская, а американская. Новая Зеландия стала очередной страной с чьей территории был произведен космический запуск.
    2. Количество двигателей на "Электроне" и на Н-1 - не соизмеримо. На электроне их 9, на Н-1 было 30
    3. Двигатели на Н-1 имели тяги ЕМНИП примерно по 150 тонн, и эти 30 движков создали достаточно серьезные проблемы. Рассинхронизацию и вибрацию. У "Электрона" суммарная тяга 9 двигателей 162/192 тонны. То есть каждый в отдельности имеет тягу в 18/21 тонну.
    4. Опыт у американцев есть. На "Фальконе-5" у них тоже 9 двигателей
    1. opus
      28 мая 2017 12:32
      +5
      Цитата: Старый26
      Мне кажется, что наиборее интересным и "революционным" в этом носителе - доставку единого блока адаптера полезной нагрузки и створок обтекателя заказчику

      Это логистика ( к вопросу о контейнерах ISO)
      ЖРД за 24 часа на 3-Д принтере это не хило.
      мне больше понравился электропривод насосного агрегата и отстрел разряженных батарей
      -дешево
      -доступно.
      Мы электромоторы как привод НА даже не изучали
      Цитата: Старый26
      А 100 км - увы, международно признанная граница

      старая гвардия хорошо училась в школе
  10. михаил3
    михаил3 28 мая 2017 12:58
    +4
    Продолжается совершенствование волокуш, серьезно обсуждаются перспективы их развития, а так же плюсы и минусы волокуши перед шестом для переноски. О боже, наши конкуренты перешли с кишок на веревочку для связывания палок друг с другом! Все погибло...
    Космонавтика в полнейшем тупике, и выхода не видно. Ракетами космос освоить невозможно, даже жалкие подскоки на ближайшую орбиту - жутко дорогое и технически сложное занятие. Совершенствование ракетного двигателя бессмысленно. Спутники с ретрансляторами мы кидаем на орбиту устойчиво, и того довольно, есть на что другое деньги потратить.
    Космос начнет осваиваться не тогда, когда мы сменим типы насосов в ЖРД или подберем смесь для ТРД. Там все уже исчерпано. Нужен принципиально новый тип двигателя. Без этого - просто деньги на ветер.
    «А знаешь, — сказал он, — если бы от меня зависело, я бы запретил всем, кто верит в астрологию, библию, чудесное исцеление и прочую хиромантию, пользоваться электричеством…»
    А знаешь... Всем, использующим эту цитату и эту идею, я б запретил напрочь использовать все, что имеет корень в ньютоновском разделе физики. Всвязи с тем, что сэр Исаак был глубоко верующим человеком, и библию не просто читал и веровал, а даже тщательно изучал. Добро пожаловать в пещеру, умники! И сидеть там тихонько, не беря в руки абсолютно ничего от современной цивилизации, а особенно компьютер. Мозгов бы вам, да вставить некуда, там же кость...
    1. opus
      28 мая 2017 13:42
      +4
      Цитата: михаил3
      Космонавтика в полнейшем тупике, и выхода не видно. Ракетами космос освоить невозможно

      Из одной системы нам еще долго не выбраться — из солнечной.

      Стани́слав Е́жи де Туш-Летц (Stanisław Jerzy de Tusch-Letz)
      Цитата: михаил3
      Ракетами космос освоить невозможно

      космос освоить не возможно ни чем, по определению, т.к. это (к)=относительно пустые участки Вселенной.
      А Вселенная безгранична
      Цитата: михаил3
      я б запретил напрочь использовать все, что имеет корень в ньютоновском разделе физики.

      запрещайте, тем паче не существует
      в ньютоновском разделе физики

      НЗ- это классическая механика
      и
      се, что имеет корень

      у Ньютона не было корней. у него дифференциалы
      d(V)/d(t), d(p)/d(t) и так далее (+ суммы)
      1. михаил3
        михаил3 28 мая 2017 16:47
        +1
        Честно? Ваше жонглирование словами довольно жалко. О чем ваш флуд, не поделитесь?
        1. opus
          29 мая 2017 20:44
          +1
          Цитата: михаил3
          О чем ваш флуд, не поделитесь?


          Да чего тут "делиться"?*
          Цитата: михаил3
          Космонавтика в полнейшем тупике, и выхода не видно. Ракетами космос освоить невозможно, даже жалкие подскоки на ближайшую орбиту - жутко дорогое и технически сложное занятие. Совершенствование ракетного двигателя бессмысленно. Спутники с ретрансляторами мы кидаем на орбиту устойчиво, и того довольно, есть на что другое деньги потратить.
          Космос начнет осваиваться не тогда, когда мы сменим типы насосов в ЖРД или подберем смесь для ТРД. Там все уже исчерпано. Нужен принципиально новый тип двигателя. Без этого - просто деньги на ветер

          Цитата: михаил3
          А знаешь... Всем, использующим эту цитату и эту идею, я б запретил напрочь использовать все, что имеет корень в ньютоновском разделе физики. Всвязи с тем, что сэр Исаак был глубоко верующим человеком, и библию не просто читал и веровал, а даже тщательно изучал. Добро пожаловать в пещеру, умники! И сидеть там тихонько, не беря в руки абсолютно ничего от современной цивилизации, а особенно компьютер. Мозгов бы вам, да вставить некуда, там же кость...

          понос на уровне генератора случайного бреда.
          И этот поц вещает о
          Цитата: михаил3
          О чем ваш флуд

          fool
          1. михаил3
            михаил3 31 мая 2017 14:32
            0
            Тролль. Ну что ж удачи...
    2. капрал
      капрал 28 мая 2017 23:55
      +2
      Цитата: михаил3
      что сэр Исаак был глубоко верующим человеком, и библию не просто читал и веровал, а даже тщательно изучал.

      А вот не забивал бы голову всякой ерундой, больше времени на чистую науку осталось бы.

      =================================================

      Антон, статья как всегда good
      1. wazza
        wazza 29 мая 2017 01:56
        +1
        Рисовал индуист? Если бы не забивал то просто съел это яблоко ...
  11. Рабинович_007
    Рабинович_007 28 мая 2017 13:07
    +1
    Опасная штука.
  12. Оператор
    Оператор 28 мая 2017 18:44
    +2
    Проект компании Rocket Lab провальный - их недоракета способна выводить на низкую опорную орбиту всего лишь 2 (два) процента от стартового веса, для сравнения - российский "Протон" выводит 4 процента.

    Причины просты как гвоздь:
    - двухступенчатая, а не трехступенчатая конструкции ракеты;
    - куева туча двигателей на первой ступени;
    - примитивная конструкция двигателей с более низким импульсом по сравнению с российскими;
    - древнее как .овно мамонта горючее (керосин).

    В результате стоимость запуска 225 кг полезной нагрузки на НОО с наклонением 45 градусов составит 4,9 млн. долларов или 21000 долларов за 1 кг (в семь раз дороже, чем у "Протона") - намечается хаароший попил новозеландского бюджета laughing

    P.S. "... безопасны настолько, насколько это возможно для народа, который подарил нам Чернобыль", - автор, напомните: кто нам подарил Фукусиму?
    1. opus
      28 мая 2017 22:09
      +2
      Отпправьте 225 кг на протоне и спросите press НА 225 кг
      И " уху ели", тока присядьте
      Оператор , ну есть разница м/ у оптом и розницей и здесь и сейчас и потом когда наберём?
      Фукусима - это америкосы.
      Неудачных пусков японских ракет не припомню.
      И вааще: я жизнь жены , детей на путешествии из точки А в Т. В доверю лучше тойоте, чем автовазу
      1. Оператор
        Оператор 28 мая 2017 22:45
        +2
        В огороде бузина, а в Киеве дядька - вы бы ещё упомянули о доверии/недоверии отечественной водке laughing

        Так а я про что - американская Фукусима есть, а память про её катастрофу - нет.

        Легкие спутники запускаются оптом с помощью тяжелой ракеты-носителя с на порядок меньшей стоимостью запуска и разводятся в розницу на нужные орбиты орбитальными буксировщиками.

        Но речь о другом - у легкой РН Electron дрянь компоновка, горючее и ракетный двигатель, что в сумме и определяет на порядок большую цену вывода 1 кг полезной нагрузки на НОО. Создается впечатление, что её разработчиков поперли из США за низкие результаты и они прибежали в Новую Зеландию для финансовой разводки руководства местной космической программы.

        Сейчас рулят метан и двигатель ВЕ-4. А насосный агрегат ЖРД с турбинным или электрическим приводом может вообще не понадобиться, если обратить внимание на высокопрочные пленочные материалы, выдерживающие давление в несколько сот атмосфер и позволяющие (в качестве конструкционного материала криогенных топливных баков) подавать топливо вытеснительным способом.
        1. opus
          29 мая 2017 00:25
          +2
          Цитата: Оператор
          о доверии/недоверии отечественной водке

          Я сам самогон гоню=после этого Finlandia, что дочка,живущая в Финляндии привозила- пить перестал: отстой
          Цитата: Оператор
          ак а я про что - американская Фукусима есть, а память про её катастрофу - нет.

          есть.
          приведённая цитата:
          — А эти русские ракеты безопасны?
          — Ну, безопасны настолько, насколько это возможно для народа, который подарил нам Чернобыль.[2]

          есть лишь ЦИТАТА, тем паче это вымышленный фильмовый персонаж
          Цитата: Оператор
          Легкие спутники запускаются оптом с помощью тяжелой ракеты-носителя с на порядок меньшей стоимостью запуска и разводятся в розницу на нужные орбиты орбитальными буксировщиками.

          хрен вам- коэффициэнт 5:1 ,не надо ля-ля
          Цитата: Оператор
          Но речь о другом - у легкой РН Electron

          речь о том, что чел, работающий на оборонку запустил РН в космос (пусть и не совсем), посмотрим чЁ дальше будет.
          Конаныхин тоже на гумно исходил.
          Макаронный монстр Илона Маска, или Закономерный итог авантюры.
          https://topwar.ru/95392-makaronnyy-monstr-ilona-m
          aska-ili-zakonomernyy-itog-avantyury.html
          И?
          на сейчас : Роскосмос в гумне,Маск в шЁколаде.

          а не позже чем год назад некто "Оператор" визжал
          " двигатели отстой, гумно, прошлый век, археология"
          Как там с заказами на запуски дела?
          Цитата: Оператор
          Сейчас рулят метан и двигатель ВЕ-4. А насосный агрегат ЖРД с турбинным или электрическим приводом может вообще не понадобиться, если обратить внимание на высокопрочные пленочные

          ну пАнятно
          Цитата: Оператор
          подавать топливо вытеснительным способом.

          fool
          глупый шо ли?
          РД-180= 256 атм
          вытеснительная подача:+10%
          под 300 атм бак , ЕГО КОНСТРУКЦИОННАЯ ПРОЧНОСТЬ И МАССА

          чЁ совсем , что ли тю-тю с мозгами " высокоплёночный"?
          а?
          1. Оператор
            Оператор 29 мая 2017 00:45
            +2
            Цитата: opus
            "... это возможно для народа, который подарил нам Чернобыль", - есть лишь ЦИТАТА, тем паче это вымышленный фильмовый персонаж

            Вы то не вымышленный, а русофобствующий персонаж.

            P.S. Смените свой флаг на финский, чё.
            1. Оператор
              Оператор 29 мая 2017 10:47
              0
              Предел прочности на разрыв кевларовой пленки равен 3620 МПа или 36 тысяч атмосфер при удлинении 2 процента. Кевлар сохраняет свои свойства до -196 градусов Цельсия.
            2. opus
              29 мая 2017 20:45
              +1
              Цитата: Оператор
              а русофобствующий персонаж.

              да ладно?
              Цитата: Оператор
              Смените свой флаг на финский, чё.

              зачем если у меня российское гражданство
              Цитата: Оператор
              Предел прочности на разрыв кевларовой пленки равен 3620 МПа и

              кевлар-то тут каким боком?
    2. AwaZ
      AwaZ 30 мая 2017 19:10
      +1
      к PS добавлю. Есть в японии еще опыт Хиросимы и Нагасаки )))
  13. nemoXX
    nemoXX 1 декабря 2018 08:17
    0
    Бедный автор! Еще бы справку с печатью представил, что "я (он) наш"...
    В стране, где "врагов народа" - больше, чем народа, без этого никак.
    А в остальном - браво, Новая Зеландия!
    Столько инноваций и потенциальной пользы за кратчайшее время при сравнительно смешных тратах.
    Хороший ответ любителям теории "космос - только для великих держав".
    Но будет, как всегда - самопровозглашенным "великим" - великие расходы, а маленьким, но умным - доходы.
    Ну а тем, кто уютно устроился критиком "не были они на Луне", сам на Луне не побывав - ничего кроме презрения.