Хулиганский террор в Советской России 20-х годов



На заре становления Советской России в 1920-е годы фигурой, определявшей жизнь городов, стал хулиган. Счёт преступлений такого рода (побои, грабежи и другое насилие) шёл на сотни тысяч. Постепенно хулиганство стало переходить к террору – «рельсовой войне», срыву митингов и массовых мероприятий. Панические настроения обывателей привели к укреплению в общественном сознании «расстрельной психологии», а само общество морально подготовило к репрессиям 1930-х.

Термин «хулиганство» появился в официальных документах в конце XIX века (приказ петербургского градоначальника фон Валя, который в 1892 году предписал всем органам полиции принять решительные меры против бесчинствовавших в столице «хулиганов»), с 1905 года – в печати, а с 1909-го – в справочных изданиях. При этом дореволюционное законодательство такое преступление, как хулиганство, не предусматривало. Только в 1920-е в уголовном кодексе появляется состав этого преступления – именно в это время распространение хулиганства достигло степени национального бедствия, что и нашло отражение в законодательстве той эпохи. Достигло – в городах. В деревне (крестьяне составляли тогда 80% населения СССР) это явление было мало распространено.


Главная причина расцвета хулиганства в городах – это отсутствие «института» общины. В деревне над молодёжью существовала 3-этажная надстройка: малая семья, большая семья, община под руководством большаков (её дополняла и церковь). Выход хулиганской энергии давался дозированно и под контролем – в виде тех же кулачных боёв или борьбы деревня на деревню. В городах же и царская, и советская власть не предусмотрели никаких низовых институтов контроля над вчерашними крестьянами, ушедшими из деревни. Ситуация обострялась тем, что деревню покидали в основном мужчины, к 1916 году женщины в крупных городах составляли всего 35-40% социума. С этой же проблемой сталкивались и на Западе, но там власть быстро стала насаждать эти институты низового контроля – скаутские организации для молодёжи, спортивные секции, общественные кружки и политические партии, благотворительные общества: у рабочего был выбор, чем занять досуг и как найти

В СССР же после 7-8 лет войн, революции и разрухи, при уничтожении прежнего госаппарата, новые власти на протяжении десятилетия не знали, как справиться с проблемой хулиганства. Единственным низовым «институтом» в таких условиях становилась только криминальная субкультура. Так, по данным статистического отдела НКВД, по интенсивности совершения хулиганских действий советские города далеко опережали сельские поселения. В это время в городах проживало около 17% населения страны, а из общего числа хулиганских поступков здесь совершалось более 40%. В Ленинграде число приговоренных к различным срокам тюремного заключения за нарушение общественного порядка с 1923 по 1926 годы увеличилось более чем в 10 раз, а доля их в общем числе осужденных возросла с 2 до 17%. Основная масса хулиганов была в возрасте от 12 до 25 лет. При этом хулиганство занимало одну из основных позиций в списке правонарушений, совершавшихся несовершеннолетними. Мировая и Гражданская войны, революция, эпидемии и голод травмировали детей и подростков физически, психически и морально. Психиатры констатировали, что молодые люди, детство и переходный возраст которых совпали с периодом социальных потрясений,проявляли повышенную нервозность, истеричность, склонность к патологическим реакциям. Например, из 408 обследованных подростков Пензы в 1927 году 31,5% оказались неврастениками, а среди рабочих подростков 93,6% имели нервные заболевания, осложненные туберкулёзом и малокровием.

Не лучше обстояло дело и среди школьников. В начале 1928 году в психоневрологическом кабинете было обследовано 564 ученика различных учебных заведений Пензы. Было обнаружено 28% умственно отсталых. Причем в школах городских окраин (населённых преимущественно рабочими) этот процент возрастал до 32-52, а в центральных районах (с минимальным присутствием рабочих) падал до 7-18. Исследование, проведенное в столичных городах в 1920-е известным исследователем проблемы А.Мишустиным, выявило, что среди обследованных хулиганов травматико-невротиков было 56,1%, а неврастеников и истериков – 32%. 1920-е стали временем массового распространения «трущобных» болезней, и в первую очередь венерических, среди городских жителей. Настоящим бедствием стало распространение этих заболеваний в молодёжной среде. В запущенных формах сифилис и гонорея оказывали существенное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье населения. Они деструктивно воздействовали на восприятие окружающей действительности и, как следствие, нередко вызывали неадекватную реакцию на внешние раздражители.

Поэтому не случаен факт, что среди хулиганов эпохи НЭПа был чрезвычайно высок процент «венериков», доходивший до 31%. «Серая повседневность», отсутствие героики и романтики, весьма и весьма специфичной, усиливали у молодёжи и без того присущую ей тягу к протесту против окружавшей их действительности, в том числе и через действия, рассматривавшиеся обществом как хулиганские. В этом плане знаковым был внешний вид части хулиганов эпохи НЭПа: брюки клёш, куртка, походившая на матросский бушлат, шапка-финка. Данные атрибуты внешнего вида хулигана копировали антураж братка-матроса первых лет революции. Язык хулигана тоже играл знаковую роль. Для него была характерна ненормативная лексика и воровской жаргон. Большое значение в эскалации городского хулиганства в исследуемое время имело употребление алкоголя и наркотиков. «Все специалисты сейчас, безусловно, сходятся в том, что современный алкоголизм отличается от довоенного. Война и революция с их потрясающими переживаниями, большее количество инвалидов и травматиков, в частности, с ослабленной нервной системой, эпидемии, в особенности недоедание голодных годов, сделали многих менее устойчивыми против алкоголя, и реакции на алкоголь стали более бурными», – говорил в 1928 году доктор Цирасский.

Кроме того, население советских городов во второй половине исследуемого периода потребляло спиртного больше, чем горожане в царской России. Все это в совокупности и определило значительное влияние алкоголя на этиологию хулиганства 1920-х. По данным исследования А. Мишустина в семьях хулиганов 1920-х пили оба родителя в 10,7% случаев, пил отец – 61,5%, пила мать – 10,7%. Хулиганы этого времени были на 95,5% пьющими. 62% пили постоянно. 7% принимали наркотики. Из материалов ГУМЗа видно, что среди осужденных в городах в 1920-е за хулиганство 30% выросли без одного или обоих родителей, 45% какое-то время были беспризорными. Хулиганы редко действовали в одиночку. Они проявляли свою личность в товарищеской группе или шайке, мнением членов которой они дорожили и за влияние на которых они обычно боролись. Если в царской России стремление к самоорганизации демонстрировали только столичные хулиганские сообщества, то в 1920-е эта тенденция распространилась и на провинциальные города. Были созданы «Кружки хулиганов», «Общество долой невинность», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.

В школах образовывались хулиганские кружки, и в них даже избирали бюро и платили членские взносы. Хулиганство в городских школах достигло такого уровня самоорганизации и агрессии, что, например, под влиянием террора со стороны хулиганов как внешних, так и внутренних администрация 25-й школы Пензы на некоторое время была вынуждена закрыть учебное заведение. Неточность определения хулиганства привело к тому, что под хулиганством понимались самые разнообразные действия: произнесение нецензурных слов, стрельба из огнестрельного оружия, шум, крики, пение озорных или нецензурных песен и частушек, обрызгивание граждан нечистотами, бесцельное постукивание в двери домов, устройство загромождений на дорогах, кулачные бои, драки и т.д. При этом были несомненные лидеры по числу совершений. Так, из числа задержанных за нарушение общественного порядка в 1926 году 32% было арестовано за избиение прохожих, 28% – за дебош в пьяном виде, 17% – за ругань, 13% – за сопротивление милиции. Основная масса хулиганских поступков совершалась на улицах советских городов, причём часто они походили на террор. Например, в Казани хулиганы закидали палками и камнями самолёт и пилота Авиахима и сорвали агитационный полёт, в Новосибирске – разогнали комсомольскую демонстрацию, а в Пензенской губернии – даже развернули настоящую «рельсовую войну».

Её тактика заключалась в том, что хулиганы разбирали ж/д полотно и подкладывали на пути проходивших поездов шпалы в Пензе и Рузаевке. Но если в Пензе это удавалось обнаружить заранее, то в Рузаевке события вышли из-под контроля. За весну 1925 году хулиганам удалось здесь пустить под откос три поезда: в марте сошел с рельсов скорый поезд около ст. Сура (двое погибло и девять человек было ранено), в апреле произошло крушение товарного поезда №104, а в мае по той же причине сошел с рельсов паровоз и 4 вагона. Городское хулиганство 1920-х часто совершалось с применением холодного и огнестрельного оружия, которого на руках у населения было в избытке. Как писал некий Максимов в 1925 году в «Административный вестник» о городском хулигане: «Он вооружён – перчатка, кастет, финка, а иногда и предмет всех высших желаний хулигана – шпалер – револьвер всегда при нём». С сентября по декабрь 1926 года многие жители Пензы не могли вовремя попасть на работу, так как три улицы города каждое утро были парализованы – хулиганы периодически разливали по ночам человеческие экскременты из ассенизационного обоза.

Вечерами рабочие и служащие, возвращавшиеся или, наоборот, идущие на работу, рисковали быть избитыми или даже убитыми. В том же году руководство фабрики «Маяк Революции» было вынуждено обратиться с заявлением к Пензенскому губпрокурору. В нём отмечалось, что регулярно «с 20.00 до 22.00 происходили нападения шаек хулиганов на рабочих фабрики и на учащихся школы ФЗУ при фабрике». Непосредственным поводом для обращения послужил факт очередного избиения пяти учеников-рабочих школы ФЗУ и регулярный срыв по этой причине её занятий. В Астрахани в связи с распространением хулиганства в вечернее время рабочие-строители перестали посещать читальню и красный уголок укома №8.

В газете «Возрождение» от 18 января 1929 года сообщалось об обстановке в Москве: «На окраинах Москвы хулиганы обнаглели. С семи часов вечера, когда рабочая часть населения выходит отдохнуть на улицу и в скверы, её встречает матерщина. Хулиганы выдумали играть в футбол дохлыми кошками, и ради шутки бросают этот «мяч» в публику, предпочтительно в женщин. Горе тому, кто пытается унять хулиганов: он может легко познакомиться с финским ножом. В районе Черкизова по вечерам можно наблюдать цепь хулиганов, расставленную по всем правилам искусства. Эта цепь занимается тем, что задерживает почему-либо не понравившихся хулиганам». К концу 1920-х масштабы хулиганства только росли: лишь в первой половине 1928 года в городах РСФСР только в милиции было заведено 108.404 дела о хулиганстве. Распространение хулиганства вызывало у горожан недовольство, отчаяние и страх одновременно. Панические настроения привели к укреплению в общественном сознании «расстрельной психологии». Горожане были недовольны тем, как власти борются с хулиганством, и призывали к максимальному ужесточению карательной политики. Например, Губернский отдел ГПУ по Пензенской губернии сообщал в Центр в 1927 году, что рабочие крупнейшего в регионе Трубочного завода вели разговоры следующего содержания: «Ведь это что такое, стало невозможно, нигде покоя тебе нет от этих хулиганов. Пойдешь на семейный вечер, в клуб или кино, а там все время только и слышишь, что кого-нибудь бьют или ругаются матом, кричат: «Зарежу!», «Застрелю!» Это происходит оттого, что Власть слабо борется с хулиганством». В этой связи ужесточение карательной/репрессивной машины в 1930-е было воспринято большинством того общества как «нормализация обстановки» – тем более что всё это происходило на фоне вновь усиливавшегося потока деревенских жителей в города (индустриализация, коллективизация).
Первоисточник:
http://ribalych.ru/2017/01/01/xuliganskij-terror/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

41 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. moskowit Офлайн
    moskowit 27 мая 2017 07:21
    +14
    Да, вопрос стоял очень остро. Одновременно надо было решать множество проблем. Восстановление народного хозяйства, борьба с беспризорностью, хулиганство....
    Проблема касалась всех.... Владимир Маяковский внёс свою лепту, снявшись в фильме "Барышня и хулиган"

    И своими выступлениями на диспутах ...
    "... Тов. Маяковский касается вопроса о хулиганстве постольку, поскольку он отражается в искусстве, сообщает яркие факты хулиганства за границей и заявляет:
    -- Нужно видеть, где хулиганство переходит в другие виды преступления. Хулиганство именно бесцельное озорство. Не нужно выступать резкими моралистами, нужно изживать хулиганство культурными и административными мерами, развертыванием работы клубов. А как лучше привлечь массу в клуб,-- этот вопрос надо задать Наркомпросу во всей его боевой срочности.
    Заканчивая свое слово, т. Маяковский зачитывает стихотворение "Хулиганство", подчеркивая его конец:

    ...Суд не скрутит --
    набрать имен
    и раструбить
    в молве многогласой,
    чтоб на лбу горело клеймо:
    "Выродок рабочего класса".
    А главное -- помнить,
    что наше тело
    дышит
    не только тем, что скушано;
    надо --
    рабочей культуры дело
    делать так,
    чтоб не было скушно..."
    1. Сакмагон Офлайн
      Сакмагон 27 мая 2017 07:36
      +16
      А расцвело это, как ни смешно (хотя должно быть страшно) при полном содействии тогдашних либералов, горой стоящих за "свободную личность", "слезу ребенка" и прочие рэволюциённые аксиомы.
      Кстати, когда нападали на них - тут же вызывалась милиция, а то и в ЧК бежали; кто из этой швали был ответственным работником, т.е., вооруженным - доставали ствол и палили, не разбирая уже, где взрослые, а где подростки, а то и дети. Мол, "а нас нельзя!".
      Смотрите "Путевка в жизнь", читайте Макаренко (не Олега laughing ). Все это создавалось в то время и является воистину документальным свидетельством...
      1. Monster_Fat Офлайн
        Monster_Fat 27 мая 2017 09:12
        +12
        Это хорошо показано в кино-шедевре "Республика ШКИД"....
        1. рич Офлайн
          рич 28 мая 2017 00:55
          +6
          И роман Л.Пантелеева, и снятый по нему фильм замечательно отражают обсуждаемые нами здесь события 20-х годов и хулиганский беспредел того времени
      2. Alikos Офлайн
        Alikos 27 мая 2017 09:13
        +3
        Цитата: Сакмагон
        А расцвело это, как ни смешно (хотя должно быть страшно) при полном содействии тогдашних либералов, горой стоящих за "свободную личность", "слезу ребенка" и прочие рэволюциённые аксиомы.
        Кстати, когда нападали на них - тут же вызывалась милиция, а то и в ЧК бежали; кто из этой швали был ответственным работником, т.е., вооруженным - доставали ствол и палили, не разбирая уже, где взрослые, а где подростки, а то и дети. Мол, "а нас нельзя!".
        Смотрите "Путевка в жизнь", читайте Макаренко (не Олега laughing ). Все это создавалось в то время и является воистину документальным свидетельством...


        Это было уже не хулиганство, а бандитизм, саботаж, диверсии и с проявлением оных бороться нужно беспощадно, при помощи расстрелов.
        А с хулиганством в советские времена прекрасно справлялись народные дружинники ДНД из числа рабочего класса
        1. Венд Офлайн
          Венд 29 мая 2017 10:37
          +1
          Очень хорошо отражает этот момент становления страны сериал "Рожденная революцией".
  2. василий50 Офлайн
    василий50 27 мая 2017 07:34
    +18
    Автор много чего *накрутил* с причинами. В двадцатых годах ещё была эйфория от свобод и наивность того что ВСЕ ценят эти свободы. Упустили что есть те кто без страха наказания не умеет вести себя по человечески. Тем более церковь вела установку что совесть и воспитание возможны только с *помощью* попа, а сам человек *сосуд мерзостей*.
    Получилось что собственной совести нет и страха перед наказанием нет, вот и распоясались.
    В тридцатые годы их ЗАСТАВИЛИ вести себя по человечески, а тех кто не сумел просто отстреляли, как бешеных псов.
    Подобное произошло в девяностые, когда вроде как из *ниоткуда* повылазили *братки*, но сегодня из них делают *бизнесменов*, а самых придурошных собирают в ЧОПах или коллекторах. И попы рядом, вон даже в тюрьмах отпускают грехи.
    1. Ольгович Офлайн
      Ольгович 27 мая 2017 09:14
      +5
      Цитата: василий50
      В тридцатые годы их ЗАСТАВИЛИ вести себя по человечески, а тех кто не сумел просто отстреляли, как бешеных псов.


      Человек написать ТАКОЕ о людях-не может....
    2. Zulu_S Офлайн
      Zulu_S 27 мая 2017 13:09
      +3
      Цитата: василий50
      Тем более церковь вела установку что совесть и воспитание возможны только с *помощью* попа, а сам человек *сосуд мерзостей

      Институт церкви планомерно преследовался советской властью, наачиная с 1917 г. Храмы разрушались, священники репрессировались, "церковные ценности" - а это атрибутика богослужений - конфисковывалась, иконы сжигались. Это было ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ Советской власти. Не надо с больной головы на здоровую стрелки переводить.
      1. Ольгович Офлайн
        Ольгович 27 мая 2017 14:24
        +2
        :
        Цитата: Zulu_S
        Не надо с больной головы на здоровую стрелки переводить.

        Тем более, ТАКОГО явления в ТАКИХ масштабах при царизме не было и в помине.

        А как "по-русски" написано
        Цитата: василий50
        церковь вела установку что совесть возможна только с *помощью* попа,
        belay fool lol
        1. Zulu_S Офлайн
          Zulu_S 27 мая 2017 17:37
          +4
          Цитата: Ольгович
          А как "по-русски" написано

          2 высших обазования у Василия, 1-е гуманитарное. Где такому учат? Или это детство трудное было?
          1. nizhegorodec Офлайн
            nizhegorodec 27 мая 2017 21:08
            0
            Цитата: Zulu_S
            2 высших обазования у Василия, 1-е гуманитарное. Где такому учат?

            определительные наречия уподобления, образованные от прилагательных, с окончаниями -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи пишутся через дефис
            1. Zulu_S Офлайн
              Zulu_S 28 мая 2017 12:52
              0
              Цитата: nizhegorodec
              определительные наречия уподобления, образованные от прилагательных, с окончаниями -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи пишутся через дефис

              Это вы о чём?
      2. speelforce Офлайн
        speelforce 30 мая 2017 23:11
        +5
        Вообще-то, официально считается , что 1921 года когда на пике голода, власть сначала предложила РПЦ поделиться своими ценностями в пользу голодающего народа, и не найдя отклика, принялась частично изымать из церквей ценности. В тоже время в 1919 году рейд Мамонтова - самый вопиющий случай грабежа 80 церквей. Запись в белой газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года:
        «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей». Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты».
        Так что грабёж церквей - был официальной политикой Белого движения. Замечу - раньше большевиков, с одобрения попов и бывшей честью и совестью Российской империи. Так что - вашими же словами - "Не надо с больной головы на здоровую стрелки переводить."
  3. parusnik Офлайн
    parusnik 27 мая 2017 07:42
    +7
    Примерно такая же ситуация сложилась..и в конце 80-х начале 90-х
    1. Reptiloid Онлайн
      Reptiloid 28 мая 2017 00:36
      +3
      Уже наверно пошло разрушение всех социалистических и моральных норм и наверно тогда в обиход стали входить какие-то жаргонные слова типа: разводить,обуть ,разу-ть, забить стрелку, ну братан----ты попал......А в это же время Яковлев писал свой мерзкий дневник и были там записи о том, что не только коммунизм хотят они сломать, а вообще всё русское, национальное.Дословно не помню .Криминал, конечно , быстро сориентировался, а многие обычные люди просто оказались беззащитными.Я это понимаю сейчас как бы по каким -то разговорам того времени, тогда по возрасту не сознавал
  4. Ольгович Офлайн
    Ольгович 27 мая 2017 09:38
    +5
    в 1927 году среди рабочих подростков 93,6% имели нервные заболевания, осложненные туберкулёзом и малокровием.

    Какой гнусный поклеп на сов. власть negative : все знают, что рабочая молодежь в эти годы на 100% училась, здоровела и иделогически крепла. lol Кстати, подростки к 1927 г-сознательную жизнь прожили уже именно при ней, родной.
    Какие хулиганы?! angry
    по интенсивности совершения хулиганских действий советские города далеко опережали сельские поселения.

    ЛОЖ и лож! В городах-сосредоточие сознательнейшего пролетарьята и его руковдящей силы-ПАРТИИ кпб! yes
    Причем в школах городских окраин (населённых преимущественно рабочими) этот процент возрастал до 32-52, а в центральных районах (с минимальным присутствием рабочих) падал до 7-18

    Это на что же он, царская его а, грязно намекаеТ? belay

    население советских городов во второй половине исследуемого периода потребляло спиртного больше, чем горожане в царской России.

    Автор забыл указать, куда исчезла значительнейшая часть населения городов, которая не пила. Составчик населения городов-то поменялся и круто.
    Данные атрибуты внешнего вида хулигана копировали антураж братка-матроса первых лет революции

    Вот так, походя, оскорбил буревестников и альбатросов ВОРа. angry
    . Были созданы «Кружки хулиганов», «Общество долой невинность», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.

    Подстать строю...
    ужесточение карательной/репрессивной машины в 1930-е было воспринято большинством того общества как «нормализация обстановки»

    Да-да: сотни тысяч ,прямо-таки с облегчением, отправились на расстрел. fool
    1. Rastas Офлайн
      Rastas 27 мая 2017 11:14
      +23
      Ольгович, не надо вашего дешевого популизма, счастливой жизни никто сразу не обещал. И про трудности и проблемы всегда писалось и обсуждалось.
      1. Ольгович Офлайн
        Ольгович 27 мая 2017 12:11
        +4
        Цитата: Rastas
        счастливой жизни никто сразу не обещал. И про трудности и проблемы всегда писалось и обсуждалось.
        lol fool request yes
      2. nizhegorodec Офлайн
        nizhegorodec 27 мая 2017 15:03
        +4
        Цитата: Rastas
        счастливой жизни никто сразу не обещал

        Почему не обещал? Сразу лозунги были "Миру - мир", "Земля - крестьянам", "Фабрики - рабочим". Это потом коммунизм нам светил из-за пика и шло всё общество за ним, как осёл за морковкой.
        Цитата: Rastas
        про трудности и проблемы всегда писалось и обсуждалось.

        может и писалось-обсуждалось, только вопрос - зачем их создавать то надо было?
        1. Reptiloid Онлайн
          Reptiloid 28 мая 2017 00:18
          +3
          Были какие-то х/фильмы о том времени.Была у людей вроде вера, что преступности при Советской власти не должно быть и полиция ,да и таможня скоро не нужны будут.Да и границы.Будет новая жизнь, правильная.Однако, преступные и другие элементы сразу активизировались. Пришлось бороться с ними изо всех возможностей.
  5. vladimirvn Офлайн
    vladimirvn 27 мая 2017 10:02
    +4
    Советская власть прошла в своем взрослении и становлении самые трудные этапы. А развалилась на кризисе идеологии и экономики.
    1. РУСС Офлайн
      РУСС 27 мая 2017 12:14
      +3
      Цитата: vladimirvn
      Советская власть прошла в своем взрослении и становлении самые трудные этапы

      один из этапов...
      26 мая 1953 года в норильском Горлаге вспыхнуло восстание заключённых, ставшее самым крупным за всюВ нём участвовало сразу несколько лагерных отделений общей численностью свыше 16 тысяч человек. Характерной чертой восстания стало то, что в нём не принимали никакого участия уголовные, а только политзаключённые. На протяжении двух с половиной месяцев заключённые отказывались повиноваться, требуя приезда комиссии из Москвы и прекращения произвола. историю.
  6. Curious Офлайн
    Curious 27 мая 2017 13:25
    +6
    Есть такой автор, Панин Станислав Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории и методики преподавания истории исторического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.
    У него много публикаций о повседневной жизни советских городов 20 - 30 х годов. Есть у него и статья "Хозяин улиц городских". Хулиганство в Советской России в 1920-е годы" (http://eavest.ru/biblioteka/stati-i-knigi/lyudi/
    25-stanislav-panin-khozyain-ulits-gorodskikh-khul
    iganstvo-v-sovetskoj-rossii-v-1920-e-gody). А всякие "хулиганы" занимаются не то что плагиатом, а непонятно чем, дергают фрагменты, ухудшая оригинал и не указывая первоисточник. Статья на сайте - как раз пример такой деятельности. Так что читайте лучше оригинал (см. ссылку).
    Кстати, автор ошибается насчет отсутствия хулиганства в деревне. Хулиганство на селе приняло в 1920е гг такие масштабы, что его тщательно изучали на Лубянке, посылали соответствующие доклады руководству страны. Эти доклады сегодня опубликованы в сборнике документов Лубянка-Сталину. Именно оттуда взято и стало широко известно большинству исследователей название одной из хулиганских группировок, упомянутое в тексте статьи - Центральный Комитет Шпаны (ЦКШ).
    1. nizhegorodec Офлайн
      nizhegorodec 27 мая 2017 15:06
      +1
      Цитата: Curious
      Хулиганство на селе приняло в 1920е гг такие масштабы, что его тщательно изучали на Лубянке, посылали соответствующие доклады руководству страны.

      то есть большевики и в селе устои обрушили, да, натворили делов. И заметьте, как раз в это время воинствующие безбожники храмы крушили и попов гоняли.
      1. Reptiloid Онлайн
        Reptiloid 28 мая 2017 00:50
        +4
        Как раз реформы Столы пина планировали для того, что бы разрушить уклад российской деревни, чтобы быстрей происходил капитализм.Разрушение деревни происходило до революции.Иначе не жгли бы усадьбы в 1905-1906, не жгли, не захваты вали бы усадьбы, не убивали бы помещиков в НАЧАЛЕ 1917.!!!!!!!!!!!А февральская революция деструктивные процессы усилила! !!!!!
        1. nizhegorodec Офлайн
          nizhegorodec 28 мая 2017 07:28
          +1
          Цитата: Reptiloid
          Как раз реформы Столы пина планировали для того, что бы разрушить уклад российской деревни

          вы сначала поймите суть Столыпинской реформы (не из советских учебников), а потом выводы делайте. Что то деревню рушили рушили, а даже в 30-х годах деревенское население преобладало над городским
          1. Reptiloid Онлайн
            Reptiloid 28 мая 2017 13:10
            +4
            Еслибы реформы Столыпина осуществились, как он планировал, то революция произошла бы гораздо раньше........Что хвалить Столыпина?Пытаются сторонники царской власти найти хоть какого положительного героя в своих рядах!!!!!!А нет никого!!!!!!.А Советских учебников не читал к сожалению!!!!!!!!.Опаздал!!!!!!!
            1. nizhegorodec Офлайн
              nizhegorodec 28 мая 2017 13:49
              +3
              Цитата: Reptiloid
              Еслибы реформы Столыпина осуществились, как он планировал, то революция произошла бы гораздо раньше
              да вы что?! Садитесь за докторскую, разъясните миру правду, а то народ то не знает laughing
              Цитата: Reptiloid
              А Советских учебников не читал к сожалению!!!!!!!!.Опаздал!!!!!!!

              так оно и видно!
              1. Reptiloid Онлайн
                Reptiloid 28 мая 2017 14:37
                +1
                Эти исследования проведены современными авторами как раз,это Вы не в курсе, уже всё написано.
  7. Фагелов Офлайн
    Фагелов 27 мая 2017 13:59
    +4
    Цитата: Ольгович
    ЛОЖ и лож! В городах-сосредоточие сознательнейшего пролетарьята и его руковдящей силы-ПАРТИИ кпб!

    Печально, когда хулиганят в постах. Ложь -пишется с мягким знаком. Н.С. Хрущев мог себе позволить и "пролетрьЯт" и "империализЬм" с "социализЬмом", а современный автор должен быть чуточку грамотней.
  8. Molot1979 Офлайн
    Molot1979 27 мая 2017 14:18
    0
    Сперва пишет, что большая часть хулиганов орудовала в городах, а дальше вот это: " В это время в городах проживало около 17% населения страны, а из общего числа хулиганских поступков здесь совершалось более 40%."
    Вопрос: а где тогда совершались прочие 60% хулиганских поступков? Выбор-то не велик, город или деревня.
    1. Mavrikiy Офлайн
      Mavrikiy 27 мая 2017 16:01
      +1
      Цитата: Molot1979
      Сперва пишет, что большая часть хулиганов орудовала в городах, а дальше вот это: " В это время в городах проживало около 17% населения страны, а из общего числа хулиганских поступков здесь совершалось более 40%."
      Вопрос: а где тогда совершались прочие 60% хулиганских поступков? Выбор-то не велик, город или деревня.

      Да, прозорливый вы наш, в деревне. Только сколько приходится случаев хулиганства на душу населения в городе и в деревне. Посчитайте и вопроса не будет.
  9. rumatam Офлайн
    rumatam 27 мая 2017 15:26
    0
    а что вы всё про то что было? Оно уже давно в школе и на улице а дома ,паиньки. Дораскрепощались.
  10. Mavrikiy Офлайн
    Mavrikiy 27 мая 2017 15:51
    +3
    Неточность определения хулиганства привело к тому, что под хулиганством понимались самые разнообразные действия: произнесение нецензурных слов, стрельба из огнестрельного оружия, шум, крики, пение озорных или нецензурных песен и частушек, обрызгивание граждан нечистотами, бесцельное постукивание в двери домов, устройство загромождений на дорогах, кулачные бои, драки и т.д.
    Автор, хочешь сказать, что перечисленное тобой не все есть хулиганство? А по мне все.
  11. михаил3 Офлайн
    михаил3 27 мая 2017 20:37
    +2
    Это про какие года? Вполне живая зарисовка, только не отображено влияние интернета. Описана сильная и активная часть молодежи. А чахлая и пассивная сидит круглые сутки в сети.
  12. Barcid Офлайн
    Barcid 29 мая 2017 09:34
    +17
    Даже не знал о таких масштабах. Спасибо за статью
  13. voyaka uh Офлайн
    voyaka uh 29 мая 2017 10:19
    +2
    Когда-то опубликовал пост о разгуле хулиганства и уголовщины в 30-е
    годы в Ленинграде ( рассказы моего отца) ... так меня так заклевали recourse .
    А тут - целая статья.
  14. Авиатор_ Офлайн
    Авиатор_ 29 мая 2017 20:23
    0
    Статья явно не окончена. Где продолжение?
  15. Авиатор_ Офлайн
    Авиатор_ 29 мая 2017 20:28
    0
    Лев Шейнин, "Записки следователя" - там много документальных дел того времени, в частности, о питерском Лёньке Пантелееве.
  16. tiaman.76 Офлайн
    tiaman.76 30 мая 2017 19:55
    0
    как решили то проблему?в лагеря загнали или как..на перевоспитание таких типов можно и не надеется