Война в эфире. Часть 2

Война в эфире. Часть 2

Популярный шведский универсальный ПЗРК RBS-70 предназначен для поражения низколетящих воздушных целей (вертолетов и самолетов) противника

ПЗРК


Впрочем, военная авиация стоит не только перед получившей второе дыхание угрозой «земля-воздух» в виде таких новых систем, как например комплекс С-400, и уже существующих платформ 9К37/9К317. Особую опасность для самолетов, работающих на высотах ниже примерно 6000 метров, представляют переносные зенитные ракетные комплексы (|ПЗРК). В современных конфликтах применение ПЗРК происходит с завидной регулярностью. Например, 13 мая прошлого года на юго-востоке Турции был сбит боевой вертолет AH-1W Super Cobra турецкой армии. Партизаны Курдской рабочей партии сбили его из ПЗРК 9К38 «Игла» ракетой с инфракрасным наведением. Тем временем, 12 марта истребитель сирийский МиГ-21бис был сбит из ПЗРК неизвестного типа, хотя также поступали сообщения о том, что самолет, возможно, был сбит зенитной артиллерией. Всего месяц спустя, 5 апреля, поступили сообщения о том, что вблизи сирийского города Алеппо бойцы из военизированной исламисткой организации «Фронт Аль-Нусра» сбили истребитель Су-22 из ПЗРК неизвестного типа.


Переносный зенитный ракетный комплекс 9К338 «Игла-С»

Во время боевых действий на Украине кроме рейса МН17 были и другие сбитые самолеты. Так, 29 августа 2014 года на востоке Украины штурмовик Cy-25М1 украинских ВВС был сбит ракетой «земля-воздух» неизвестной модели, выпущенной из ПЗРК отряда местного ополчения. Девятью днями ранее боевой вертолет поддержки Ми-24 также украинских ВВС был сбит недалеко от города Горловки, а украинский фронтовой бомбардировщик Су-24М бойцами ЛHP вблизи Луганска. Не сообщалось, каким оружием были сбиты Су-24М и Ми-24 20 августа и Су-25М1 29 августа 2014 года.

Таким образом, продолжающиеся конфликты в Сирии и Ираке, а также на Украине, наглядно иллюстрируют угрозу создаваемую ПЗРК и современными зенитными ракетными комплексами средней и большой дальности. Хотя невозможно полностью исключить опасность, которую подобные комплексы представляют, радиоэлектронная борьба и, в частности радиоэлектронное противодействие, помогают минимизировать риски, создаваемые не только этими современными системами, но также и будущими угрозами.


Учитывая активную компьютеризацию воздушных систем командования и контроля, в будущем значение киберпространства при проведении радиоэлектронной борьбы будет только повышаться

Электрическая авеню

События последнего времени на иракском, сирийском и украинском театрах указывают на то, что электромагнитный спектр, в котором работают свои и вражеские радары и средства связи, становится такой же сферой военных действий, как и океаны, небеса и суша.

Все чаще эта область военных действий также включает киберпространство, очень зависимое в современных условиях от цифровых средств связи. Ларри Рексфорд, руководитель развития стратегического средств РЭБ в компании Rockwell Collins и специалист в этой области с тридцатилетним стажем, видит РЭБ в целостной форме: «В то время как радиоэлектронная борьба зачастую ассоциируется с воздушной, наземной и морской сферами и тесно связана со специфическими платформами, она фактически работает в отдельной, иной области ведения боевых действий - электромагнитном спектре». Касательно воздушных операций это означает, что контроль и доминирование в электромагнитном спектре (ЭМС) очень важно для получения превосходства в воздухе за счет ухудшения качества сигнала, задержек в работе и вывода из строя радаров и систем связи противника и также поддержки военно-воздушных сил с целью оказания влияния на боевые действия на суше и на море. «Моя точка зрения состоит в том, что ЭМС - это боевая сфера, РЭБ - это средства проведения военных действий в ЭМС, а сигналы внутри ЭМС (как свои, так и чужие) являются потенциальными целями. Для того чтобы достичь своих целей во всем ЭМС, вам необходимы не только возможности по обнаружению, ухудшению качества, созданию условий для неприема, срыву и использованию интересующих сигналов, но и средства защиты спектра для использования его ваши бойцами».

Размышляя о недавних военных конфликтах, Рексфорд выразил мнение, что за время войны, идущей на Украине, российские вооруженные силы, поддерживая пророссийских ополченцев, неоднократно препятствовали использованию украинскими вооруженными силами ЭМС, при этом российский ЭМС был очень хорошо защищен. «В результате, принятие решений и проведение военных операций по скорости значительно превосходило принятие решений украинской стороной. Это было похоже на то, что происходило во Вторую мировую войну во время немецкого блицкрига через Голландию и Бельгию во Францию, за счет комбинации тактики выполнения задач и механизированной боевых действий... Понятно, что русские не только интегрировали средства РЭБ в свои наступательные планы, но также проходили подготовку в обстановке радиоэлектронного подавления. И наоборот, украинские войска не имели надежных средств РЭБ и не были готовы действовать в условиях подавления ЭМС».

Петтер Бедуар, глава руководитель направления РЭБ в компании Saab, сделал подобные же наблюдения. Он заявляет, что «в последние десять лет серьезный акцент (в авиационном сообществе) был сделан на международные операции и асимметричные боевые действия (прежде всего, возглавляемые США операции в Афганистане и Ираке). На этих театрах военных действий превосходство в воздухе было необходимым условием, акцент делался на защите от ПЗРК и других, довольно простых типов наземных угроз». Впрочем, ситуация в контексте Украины, а также Ирака и Сирии, обсужденная в первой части, иллюстрирует «четкую тенденцию смещения акцента обратно к сценариям эпохи Холодной войны с боевыми действиями за пределами прямой видимости и гораздо более изощренными угрозами». Упомянутое развертывание ЗРК С-400 «Триумф» в Сирии в 2015 году прямое тому подтверждение. Эти уроки без сомнения были учтены не только в российских и украинских армиях, но также в военных структурах НАТО и других стран. Далее рассмотрим некоторые реализуемые крупные программы, направленные на поддержание способности воздушных платформ защищать в целом свой ЭМС и одновременно не давать противнику возможности его использовать.


Одной из крупных американских программ по воздушным средствам РЭБ является программа по самолету РЭБ ЕА-18G Growler, который должен быть принят на вооружение военно-воздушных сил Австралии и американских ВМС


Хотя самолет РЭБ ЕА-6В был снят с вооружения ВМС США, по некоторым данным, он останется на службе у морской пехоты до конца десятилетия

GROWLER

Соединенные Штаты очень хорошо осознают угрозы, которую представляют и будут представлять радиолокационные станции и вооружение «земля-воздух» в сегодняшних и завтрашних конфликтах. Поэтому здесь нельзя обойти одну из их флагманских программ - самолет РЭБ Boeing EA-18G Growler, который поставляется американскому флоту. Самолет, принятый на вооружение в сентябре 2009 года, также поставляется австралийским ВВС. Американский флот получит в общей сложности 114 самолетов, а Австралия рассчитывает на 12 машин, первая из которых была получена в июле 2015 года. Американские ВМС закупают EA-18G на замену почтенному палубному самолету РЭБ ЕА-6В Prowler, который был снят с вооружения флота в 2015 году. По планам Корпуса морской пехоты он начнет выводить из эксплуатации свои ЕА-6В Prowler с 2019 года.

Самолет ЕА-6В представляет собой мощную платформу активного радиоэлектронного подавления благодаря своей системе групповой защиты AN/ALQ-99, которая может работать в одном из трех режимов: автоматический (обнаружение, опознавание, выбор объектов радиоэлектронного подавления и режимов работы передатчиков помех производятся без участия оператора), полуавтоматический (цели для радиоэлектронного подавления выбирает оператор) и ручной (оператор сам оценивает радиоэлектронную обстановку и определяет режим постановки помех) и разведывательному приемнику AN/ALQ-218, обеспечивающему работу двух систем постановки помех - AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126. Полученные с помощью приемника данные о радиоэлектронной обстановке обрабатываются центральной бортовой ЭВМ, которая согласовывает работу всех устройств радиоэлектронного подавления.

Хотя станция AN/ALQ-99 и была оставлена в составе бортового оборудования самолета EA-18G, она постепенно будет заменена станцией активного радиоэлектронного подавления следующего поколения NGJ (Next Generation Jammer) от компании Raytheon. Что касается некоторых характеристик NGJ, то доступной информации здесь немного. Это и не удивительно, поскольку система до сих пор разрабатывается. Одно из требований ВМС США к системе NGJ заключается в том, что она должна включать технологию АФАР (активная фазированная антенная решетка). По сути, подобная технология представляет собой множество приемопередающих модулей, установленных на специальной антенне. Если применительно к радиоэлектронному глушителю, то в нем каждый приемопередающий модуль способен интерпретировать потенциально враждебные радиочастотные сигналы, которые он обнаруживает, и инициировать соответствующее действие по постановке помех. Преимущество для РЭБ, в частности при проведении воздушных операций, заключается в том, что несколько потенциально вражеских угроз могут быть обнаружены одновременно, включая наземные РЛС наблюдения за воздушным пространством, радары истребителей или радары обнаружения целей (ракет «земля-воздух»), и заглушены одновременно за счет использования выходных сигналов разной мощности и разной формы. Форма передаваемого радиосигнала зависит от конкретной выходной мощности, характеристик распространения и может программироваться для достижения конкретной задачи.

Что касается состояния разработки, то в апреле 2016 года Командование авиационных систем ВМС США, которое курирует работы по системе NGJ, объявило, что этап NGJ Increment-1 программы перешел в стадию окончательной разработки и подготовки производства. По данным открытых источников, ВМС планируют развернуть NGJ с различными диапазонами частот. Вариант Increment-1 закроет многополосные радары средних частот (как правило, между от 18 до 27 ГГц) с 2021 года, Increment-2 закроет низкие частоты диапазона (от 0,5 до 18 ГГц), и, наконец, Increment-3 закроет высокие частоты (от 18 до 40 ГГц). В апреле же было объявлено, что компания Raytheon поставит 15 опытных контейнеров NGJ американскому флоту в течение следующих 4 лет в рамках миллиардного контракта. В Raytheon заявили, что «угрозы по-прежнему заставляют развивать воздушные средства РЭБ и развитие идет как никогда быстрыми темпами. NGJ -этой новый продукт, который даст для самолета EA-18G американского флота трансформационные возможности глушения вне зоны поражения вражеской ПВО».


Многие годы система групповой защиты AN/ALQ-99 играла важную роль в глушении вражеских радиочастотных угроз. В соответствии с существующими планами она прослужит еще несколько лет, прежде чем будет заменена новой системой NGJ

Наряду с работами, которые компания выполняет по системе NGJ, она разработала миниатюрный беспилотник воздушного запуска - ложную цель ADM-160C MALD-J (Miniature Air-Launched Decoy-Jammer), оснащенный системами РЭБ. Летом прошлого года фирма выдала контракт стоимостью 118,5 миллионов долларов на поставку системы ADM-160C военно-воздушным силам США. ADM-160C представляет собой дальнейшее развитие системы ADM-160A/B. Оба варианта Alpha и Bravo ADM-160 идентичны, хотя вариант Bravo имеет более мощный двигатель и доработанный корпус. Новый же вариант ADM-160C имеет расширенный набор средств постановки помех вражеским радарам. Эти беспилотники предназначены для постановки помех и имитации электромагнитной сигнатуры боевого самолета, с которого они запускаются. Носителями одноразового беспилотника ADM-160A/B/C являются все ударные самолеты ВВС США, включая F-16C/D, который может нести четыре системы, и стратегический бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress, который может принять на борт 16 таких систем.


Истребитель F-16 с двумя ложными целями ADM-160A (красные)

Кроме размещения ложных целей ADM-160C, семейство самолетов F-16 может принять станцию РЭБ AN/ALQ-211 (V)9 AIDEWS (Advanced Integrated Defensive Electronic Warfare Suite) компании Harris, которая может обнаруживать, классифицировать, определять местоположение и глушить радары противника, при этом обеспечивая предупреждения об угрозах с инфракрасным и лазерным наведением. Если AN/ALQ-211 (V)9 представляет собой подвесной контейнер, то другие восемь вариантов AN/ALQ-211 могут устанавливаться внутри вертолетов и самолетов. Станция, выполненная по модульному принципу, включает в себя полностью интегрированный радар предупреждения и радиотехнический комплекс средств радиопротиводействия. Недавно системы AN/ALQ-211(V)9 (фото внизу) были поставлены пакистанским и турецким ВВС для оборудования их самолетов F-16A/B и F-16C/D соответственно. AN/ALQ-211 - не единственное семейство воздушных систем РЭБ, выпускаемое компанией Harris. Год назад компания получила от американского флота контракт стоимостью 88,3 миллиона долларов на 48 систем постановки помех радиосредствам AN/ALQ-214(V)4/5; до этого, в 2015 году было поставлено 46 таких систем. Заказ на 48 систем должен быть исполнен к концу 2017 года.



Эти 48 новых систем будут использованы для защиты палубных истребителей-бомбардировщиков американского флота F/A-18C/D/E/F Hornet и Super Hornet. Система AN/ALQ-214(V)4/5 является частью семейства интегрированных систем радиоэлектронного противодействия AN/ALQ-214 IDECM (Integrated Defensive Electronic Countermeasures) этой компании. Что касается двух вариантов AN/ALQ-214(V) 4 и 5, то AN/ALQ-214(V)4 устанавливается на самолет F/A-18E/F, тогда как система AN/ALQ-214(V)5 на истребители F/A-18C/D; принципиальное отличие между ними состоит в установке оборудования, используемого для крепления системы внутри самолета, в том числе амортизационной рамы. Система AN/ALQ-214 состоит из трех основных подсистем: радиочастотное генерирующее устройство, радиопередатчики и буксируемая ложная цель. Генерирующее устройство вырабатывает радиосигнал, дезинформирующий или нарушающий работу вражеских радаров и ракет классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» с радиолокационным наведением. AN/ALQ-214 также использует модульную и перепрограммируемую систему для обеспечения соответствия выбранных конфигураций реальному театру боевых действий. По сравнению с предыдущими вариантами AN/ALQ-214, поставки которой начались в 1997 году, система AN/ALQ-214(V)4/5 легче на 45 кг, у нее существенно обновлены аппаратная часть и программное обеспечение. Это позволит системе AN/ALQ-214(V)4/5 бороться с новыми радиолокационными угрозами по мере их появления.

Несмотря на неизбежную замену системы групповой защиты AN/ALQ-99, ожидается, что она останется на вооружении ВМС США еще несколько лет, прежде чем первые станции радиоэлектронного подавления NGJ станут доступны для самолета РЭБ EA-18G (см выше). Например, компания Harris продолжает работы по воздушной системе постановки помех AN/ALQ-99E. Система постановки помех AN/ALQ-99E устанавливается на борту американских самолетов РЭБ EF-18G. В рамках этих работ, которые планируется завершить в 2017 году, будет проведена доработка компонентов универсального задающего резонатора системы AN/ALQ-99Е. По сути, все существующие части будут заменены компонентами, программируемыми в условиях эксплуатации, с целью упрощения конфигурирования AN/ALQ-99E под конкретные задачи. Система AN/ALQ-99E может генерировать активные узкополосные прицельные и заградительные радиопомехи и работать в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. В автоматическом режиме AN/ALQ-99E обнаруживает и выбирает объекты радиоэлектронного подавления и режимы постановки помех самостоятельно, в полуавтоматическом режиме выделенные системой цели для радиоэлектронного подавления выбирает оператор, в ручном оператор сам определяет цели, приоритетность глушения и режимы постановки помех.

По сообщениям, система AN/ALQ-99E для постановки помех способна генерировать почти 11 киловатт мощности. В широком доступе нет детальных характеристик системы AN/ALQ-99, хотя предположительно она закрывает диапазон электромагнитного спектра, по меньшей мере, от 2 до 18 ГГц. Однако, он может быть расширен до 0,5-40 ГГц, что позволит станции захватывать большее число радиолокационных целей, в частности работающих в диапазоне 8,5-36 ГГц, который используется морскими РЛС управления огнем и РЛС противокорабельных ракет. Кроме того, к июню 2017 года компания Harris завершит поставки нераскрываемого количества контейнеров РЭБ AN/ALQ-99 для австралийских ВВС. Австралийские ВВС закупают эти системы для установки на свои самолеты РЭБ EA-18G.


Станция активного радиоэлектронного подавления Next Generation Jammer компании Raytheon может коренным образом изменить представление о работе воздушных средств РЭБ; в систему будет включена технология АФАР



Самолет РЭБ Boeing RC-135V/W (на фото вверху вариант внутреннего оборудования для ВВС США) играет важную роль в радио- и радиотехнической разведке на иракском и сирийском театрах

EPAWSS

Компания BAE Systems имеет довольно значительные наработки в сфере РЭБ не только в Соединенных Штатах, но и в других странах мира. В связи с этим в начале 2016 года она была выбрана для выполнения работ по системе защиты самолетов бортовыми средствами EPAWSS (Eagle Passive/Active Warning Survivability System). По программе EPAWSS в октябре 2015 года компания Boeing была выбрана ВВС США в качестве основного подрядчика, она же в свою очередь выбрала BAE Systems в качестве субподрядчика по этой программе. Комплект EPAWSS, предназначенный для истребителей F-15C/E Eagle, заменит тактическую систему РЭБ AN/ALQ-135D/M производства Northrop Grumman, которая в настоящее время установлена на этих самолетах. По всей видимости, эта система способна обнаруживать и создавать помехи различным радиолокационным угрозам в виде ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух», а также радиолокационных станций обнаружения наземного, воздушного и морского базирования. Система AN/ALQ-135D/M устанавливается на эти самолеты с 70-х годов, при этом на протяжении всего своего срока службы она не раз модернизировалась. По данным компании Boeing, общая стоимость программы EPAWSS оценивается в 4 миллиарда долларов. Новая система самозащиты самолетов, как ожидается, будет установлена примерно на 412 самолетов F-15C/E, стоящих на вооружении ВВС. Поставки систем EPAWSS должны начаться в 2020 году, а ее установка на эти самолеты будет идти до 2029 года.

Одной из флагманских программ компании BAE Systems в сфере воздушных средств РЭБ является система РЭБ AN/ASQ-239, которая устанавливается на новый истребитель F-35A/B/C Lightning-II производства Lockheed Martin. Немного известно подробностей касательно проекта AN/ASQ-239, хотя в официальных документах компании подчеркивается, что система обеспечивает защиту в радиочастотном и инфракрасном спектрах и может работать в условиях сложной электромагнитной обстановки. Возможно, самым интересным для оборонного сообщества в проекте AN/ASQ-239 является несомненное использование так называемых технологий «когнитивной (познавательной)» РЭБ. Когнитивная РЭБ направлена на повышение качества обработки информации, которую бортовая система РЭБ выполняет при обнаружении потенциально враждебного радиочастотного сигнала. Традиционная радиотехническая разведка требует обнаружения, записи и дальнейшего анализа передаваемых радиосигналов. Как только сигналы проанализированы и определены как враждебные, тогда могут быть разработаны ответные действия по постановке помех этой угрозе. Однако понятно, что этот процесс занимал немало времени.




Как часть варианта интегрированного комплекта авионики для F-35 система AN/ASQ-239 от BAE Systems ведет свое начало от комплекта AN/ALR-94 EW истребителя F-22 Raptor

Когнитивная РЭБ задействует программное обеспечение внутри системы РЭБ с целью определения факта передачи радиосигнала и его формы, даже если система не встречалась с ним ранее, и далее разрабатывает соответствующие ответные меры по постановке помех. В конечном счете, подобный подход обещает значительное сокращение времени, необходимое для обнаружения и глушения вражеских сигналов. Это поможет защитить боевой самолет-носитель РЭБ, а также другие самолеты, на которых не установлены системы когнитивной РЭБ.

Продолжение следует...
Перевод: Alex Alexeev

Статьи из этой серии:

Война в эфире. Часть 1

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Bongo 30 мая 2017 08:42
    Тема интереснейшая, но автор (переводчик) к сожалению абсолютно в ней не шарит. no
    Слишком много несуразностей, даже если не копать глубоко. Например в самом начале:

    Впрочем, военная авиация стоит не только перед получившей второе дыхание угрозой «земля-воздух» в виде таких новых систем, как например комплекс С-400, и уже существующих платформ 9К37/9К317. ]
    ЗРС С-400 - это система, а не комплекс. Почему вместо 9К37/9К317 не написать семейство ЗРК "Бук" ?
    Особую опасность для самолетов, работающих на высотах ниже примерно 6000 метров, представляют переносные зенитные ракетные комплексы (|ПЗРК)
    Реальная высота поражения ПЗРК не более 3500 м.
    Популярный шведский универсальный ПЗРК RBS-70 предназначен для поражения низколетящих воздушных целей (вертолетов и самолетов) противника
    Назвать возимый зенитный комплекс RBS-70 весящий более 80 кг "переносным", при всём желании нельзя. Кроме того прежде чем называть его "популярным" было бы неплохо сравнить статистику применения и количество выпущенных экземпляров с нашим ПЗРК "Игла" или американским FIM-92 Stinger.
    Далее:
    Самолет РЭБ Boeing RC-135V/W
    С каких это пор этот дальний радиоэлектронный разведчик стал самолётом РЭБ? what На данной машине созданной на базе Боинг-707 действительно имеется весьма совершенная аппаратура постановки помех, но предназначена она исключительно для самообороны. Целевым назначением RC-135 V/W Rivet Join является сбор информации о характеристиках излучения станций наведения ЗРК и РЛС и вскрытие их позиций, а также оптоэлектронная разведка.
    1. Alexey RA 30 мая 2017 10:55
      Цитата: Bongo
      Реальная высота поражения ПЗРК не более 3500 км.

      Спутники опасносте! smile
      Цитата: Bongo
      Назвать возимый зенитный комплекс RBS-70 весящий более 80 кг "переносным", при всём желании нельзя.

      Ну... на какое-то расстояние расчёт его может перенести своими силами.
      1. Bongo 30 мая 2017 11:21
        Цитата: Alexey RA
        Спутники опасносте!

        lol Уже исправил.
        Цитата: Alexey RA
        Ну... на какое-то расстояние расчёт его может перенести своими силами.

        Пару-тройку сотен метров. Со "Стрелой-2М" не сильно то побегаешь, а этот ПЗРК в восемь раз легче чем "швед" ! belay
  2. Монархист 30 мая 2017 10:01
    Похоже в эфире теснее чем на перекрестке в часы пик.
    1. амурец 30 мая 2017 23:52
      Цитата: Монархист
      Похоже в эфире теснее чем на перекрестке в часы пик

      Увы! Это так. Для этого и существует разделение радиочастот.
  3. Оператор 30 мая 2017 10:20
    Системы РЭБ - это устаревающий тип вооружения, РЛС с АФАР игнорируют все виды помех передатчиков РЭБ методом программного "вырезания" сектора пространства, где располагаются передатчики.

    Малоразмерные ложные цели, буксируемые за самолетами, не работают против ГСН ракет, наводящихся на контур цели.

    Остаются старые добрые дипольные отражатели (блокирующие радиолокационный обзор как противнику, так и себе) и автономные БПЛА-имитаторы ударных самолетов.

    Но гораздо практичнее вообще обойтись без каких-либо затрат на РЭБ - методом нанесения ударов из-за горизонта с помощью управляемого оружия. Поэтому в современных конфликтах с высокотехнологичным противником номинальную систему РЭБ планируют использовать только в виде экономической меры - чтобы заставить противника раскошелиться на управляемое оружие.
    1. амурец 30 мая 2017 12:20
      Цитата: Оператор
      Остаются старые добрые дипольные отражатели (блокирующие радиолокационный обзор как противнику, так и себе) и автономные БПЛА-имитаторы ударных самолетов.

      С которыми уже в 60-е годы успешно боролись. Есть такие системы как СПЦ и СДЦ.
      1. Оператор 30 мая 2017 13:01
        Селекция подвижных/движущихся целей возможна только при низкой плотности диполей в воздухе. В противоположном случае они работают в радиодиапазоне как дымовая завеса в оптическом.

        БПЛА-имитаторы самолетов работают эффективно, но являются одноразовыми и в силу этого очень затратны. Гораздо дешевле уничтожать наземные цели из-за горизонта с помощью самонаводящихся ракет и бомб.
    2. opus 31 мая 2017 00:45
      Цитата: Оператор
      Системы РЭБ - это устаревающий тип вооружения,

      твоими бы устами да богу в уши

      Тады о , чем я веду речь -ниже (раз уж спец такой: рэб старьё на вате)
      ?


      Цитата: Оператор
      РЛС с АФАР игнорируют все виды помех передатчиков РЭБ методом программного "вырезания" сектора пространства

      во млин.
      а как это реализовано?
      знаю

      +ЦАР
      цифровые алгоритмы квазиоптимальны за счет потерь в
      отношении сигнал/ шум при квантовании смеси по амплитуде и
      дискретизации по времени. Но постоянство результатов и большая
      динамическая память часто дают возможность получить лучшие
      характеристики, чем в аналоговой форме, несмотря на квазиоптимальные
      алгоритмы. Кроме того, реализация алгоритмов в цифровой форме
      осуществляется на стандартных элементах вычислительной техники, что в
      ряде случаев конструкции, снижает габариты и вес.

      но, что бы по абрису цели работала АФАР... what


      Цитата: Оператор
      , не работают против ГСН ракет, наводящихся на контур цели.

      это шо за зверь такой?
      1. Оператор 31 мая 2017 02:07
        Фасеточный приемник АФАР позволяет видеть цель (на определенном расстоянии) не как точечную отметку, а как двухмерный объект - силуэт, характеризующийся своим контуром и линейными размерами.

        РГСМ сантиметрового диапазона различает силуэты крупных объектов (от ракетного катера и выше), РГСМ миллиметрового диапазона - более мелких объектов (от крылатой ракеты и выше).

        При этом имеется дополнительная возможность наведения не просто в контур цели, а в конкретную точку контура - изображение процедуры наведения ПКР JASSM в кадре из видеоролика производителя Lockheed Martin
        1. opus 31 мая 2017 13:34
          Цитата: Оператор
          Фасеточный приемник АФАР

          чё?

          Блок-схема многофункциональной управляющей МИС приемопередающего модуля диапазона 8,5–11 ГГц

          где "фасеты"?
          Цитата: Оператор
          РГСМ сантиметрового диапазона различает силуэты крупных объектов (от ракетного катера и выше), РГСМ миллиметрового диапазона - более мелких объектов (от крылатой ракеты и выше).

          не силуэты а площадной объект (2х мерный), а кое кто уже и 3х мерный

          Цитата: Оператор
          При этом имеется дополнительная возможность наведения не просто в контур цели, а в конкретную точку контура - изображение процедуры наведения ПКР JASSM

          это мультик.
          И совсем не так, не " в точку контура"
          и всё же о чём я речь вел? (скрины)
          ну или
          ТТД:
          Воздействует на РЭС всех излучений
          Подавление до 2-ух однотипных станций одновременно.
          Постановка поочередно помех в полусферах.
          Подавляет РЭС «поиска» и «сопровождения»
          Помеховое воздействие:
          Нарушение работы каналов АСД, АСС и АСН.

          всё же заява

          Цитата: Оператор
          Системы РЭБ - это устаревающий тип вооружения, РЛС с АФАР игнорируют все виды помех передатчиков РЭБ методом программного "вырезания" сектора пространства, где располагаются передатчики.

          слишком серьёзна, что бы приводить мультики от
          Цитата: Оператор
          в кадре из видеоролика производителя Lockheed Martin
          1. Оператор 31 мая 2017 14:12
            Силуэт - это профиль тени, двухмерной по определению.

            Фасеты - это ППМ АФАР.

            Запросите Локмарт на предмет соответствия промо-ролика реальности применения JASSM laughing
            1. opus 31 мая 2017 20:10
              Цитата: Оператор
              Силуэт - это профиль тени, двухмерной по определению.

              Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей.
              и не по силуэту работает гсн, а так



              ни какого " контура" , абриса и прочей чуши


              Цитата: Оператор
              Фасеты - это ППМ АФАР.

              впервые слышу
              wassat
              Это чего-то местячковое, доморощенное?
              Какой бред
              скошенная грань чего-либо,грань отшлифованного камня,одна из сторон рассматриваемого объекта, ограниченная совокупность однородных значений по некоторому классификационному признаку
              в общем и целом ахинея назвать ппм фасетой
              Цитата: Оператор
              Запросите Локмарт на предмет соответствия промо-ролика

              чего мне запрашивать?
              я знаю, как работает р ГСН (не важно фар, щель , тарелка).
              А ролик для клоунов контр адмиралов, типа
    3. Dzafdet 1 июня 2017 19:39
      А наши то не знают1 И клепают всякие Автобазы,Кактусы и прочие системы РЭБ! Аж с 3000 км могут супостата обработать! tongue
  4. амурец 30 мая 2017 12:59
    События последнего времени на иракском, сирийском и украинском театрах указывают на то, что электромагнитный спектр, в котором работают свои и вражеские радары и средства связи, становится такой же сферой военных действий, как и океаны, небеса и суша.
    Вы о чём? По воспоминаниям М.М. Лобанова,когда он по окончании ВМВ был в Германии, земля была засыпана станиоливыми лентами, которые использовали английские и американские лётчики в качестве помех, а в 60-е годы, вовремя войны во Вьетнаме уже широко использовались шумовые и прицельные помехи.
    "Чтобы снизить потери, американцы стали приспосабливаться к обстановке, принимая, по мере выявления слабых сторон ЗРК "Двина", меры сначала тактического, а затем и технического порядка: подход к объектам бомбометания на малых высотах, маневрирование в зоне огня, более интенсивные радиопомехи прикрытия (с самолетов - постановщиков помех ЕВ-6В). Все это дало заметные результаты. К середине 1966 года на один сбитый самолет в среднем расходовалось уже до 3-4 ракет. К 1967 году американцы разработали и установили на ударные самолеты аппаратуру радиопомех для ЗРК на частоте канала визирования цели, что привело к значительному снижению эффективности стрельб. Еще более сложные условия для ЗРК создались к концу 1967 года, когда на ударные самолеты стали устанавливать еще и аппаратуру помех по ракетному каналу, от воздействия которой в ряде случаев ракеты не "брались" на управление и падали." http://pvo.guns.ru/s75/s75_combat.htm
    1. Dzafdet 1 июня 2017 19:41
      Так надо было не сопли жевать, а гибко реагировать на действия матрасников! laughing
Картина дня