Август. Восьмого
С именем Джаника Файзиева связано множество интересных проектов, таких как фильмы «Адмиралъ», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение»… Но его новая работа повергла некоторых критиков в недоумение: зачем вообще нужна «военная агитпропаганда» в наше время. Если говорить об «Августе…», то называть его лишь военно-патриотическим будет совсем неправильным. Да в нем присутствует большое количество военной составляющей. Однако события грузино-осетинского конфликта преподносятся как переплетение судеб множества людей, надежды, веры и любви, уничтожение материального мира и гимн лучшим человеческим душевным качествам, что вполне позволят назвать картину мелодрамой. В ней нет «железного» патриотизма, присутствует лишь любовь к своей земле, где живут близкие человеку люди. Защищать этих людей можно даже ценой собственной жизни. Патетики в этом фильме-реквиеме нет. Материнские слезы по поводу потери своего ребенка на войне это всего лишь любовь, мечта о мире, но не пропаганда против военного конфликта.
Однако не стоит называть эту картину и просто мелодрамой. Лучшим определением будет сочетание жанров, так как в ней есть и фантастические элементы, которые, как ни странно, лишь добавили фильму психологичности. Эта своеобразная «фантастическая» линия с участием боевых роботов и механических драконов лишь заостряет внимание на ужасе и бессмысленности решений конфликтов при помощи агрессии.
Также фильм можно отнести и к приключенческому жанру, чему способствует захватывающий сюжет и быстрое развитие событий. Ощущение мощи движения рождают беспрецедентные по своим масштабам съемки, которые используют самые современные достижения в области компьютерной графики и спецэффектов, которые до сих пор не имели аналогов в российском кинематографе.
Картину полностью определяет ее название – «Август. Восьмого». Известным фактом является то, что на войне все человеческие качества проявляются особенно сильно и ярко. Главным становится выживание, а нравственность уходит на второй план, становясь уделом сильных людей. Так сюжет видит Файзиев. Съемки проводились в Осетии, Абхазии и Москве. Для того чтобы найти подходящую натуру пришлось объездить почти весь Северный Кавказ для поиска видов, которые бы как можно сильнее подчеркивали уродливость и противоестественность войны. Для передачи масштаба реальных военных действий в съемках было задействовано более чем тридцать единиц реальной боевой техники – БТРы, военные танки и вертолеты. В массовке задействовали около полутора тысяч солдат, а также более чем три тысячи гражданских людей, большая часть из которых была очевидцами событий, случившихся в то время. По словам режиссера, стоит отметить и помощь Министерства обороны РФ, которая позволила сделать фильм очень правдивым и достоверным.
Так все-таки о чем фильм? Москвичка Ксения, которую играет Светлана Иванова, живет после развода со своей матерью и семилетним сыном Артемом. Новая семейная жизнь – это предел мечтаний женщины. Однако ее сыну, который увлекается играми с роботами, новоявленный мамин избранник Егор, его играет Александр Олешко, не понравился. Кстати, стоит отметить, что именно фантазии Артема дают жизнь роботам-игрушкам, с помощью которых малыш пытается решить свои проблемы.
Основное в фильме – это контраст между миром и войной. В августе Ксения едет отдыхать в Сочи вместе со своим женихом, в то же время отец Артема (Егор Бероев) забирает сына к себе, на Кавказ. Боевому офицеру даже в голову не приходит, что эта поездка может принести. Смерть настигает родителей Артема, ему лишь чудом удается спастись. А для того, чтобы вырвать сына из эпицентра боевых действий на Кавказ прилетает Ксения. Она преследует цель – спасти ребенка, преодолев обстоятельства и страх, и стать счастливой. А самое интересное в фильме то, что бессмысленно рассуждать, на сколько процентов он близок к действительности. Кажется, что это фантастическая история, однако у нее есть несколько прототипов из реальности. Об этом упоминал сам режиссер, а также один из прототипов главного героя – Алексей Ухватов, командир разведывательной группы, получивший звание герой России. Файзиев очень требователен к деталям, поэтому к съемкам он подошел очень серьезно. Как отметил герой России, в фильме даже сохранили его позывной «Липа».
Для актеров съемки были нелегкими. 50 из 90 съемочных дней на Кавказе выдались очень холодными и дождливыми. Но это не помешало участниками съемок выкладываться по максимуму. Режиссер сказал на одной из встреч со зрителями, что возможность творить дана нам Всевышними, поэтому нужно использовать все, что мы умеем, чтобы донести до зрителей одну простую мысль – войне нет места в нашей жизни. Будем надеяться, что его голос услышат.
Информация