Дорогу – горьковским подлодкам

32
История канала между Волгой и Доном восходит к временам Петра I, задумавшего соединить Каспийское и Черное моря. Но император не соразмерил свой размах с возможностями тогдашней России, и осталось от его задумки только необычное географическое название между Камышиным и Волгоградом – Петров Вал.

Шли столетия, вопрос витал в воздухе, но так и не находил практического решения. 14 мая 1918 года стал первым днем советской истории канала – Ленин подписывает декрет о Волго-Доне. Его сооружение объявляется задачей первостепенной государственной важности. Но лихолетье Гражданской войны не позволяет приступить к работам.



Вопрос о строительстве канала опять ставится на повестку дня с началом индустриализации. Чтобы основательно проверить все расчеты и обоснования, на водоразделе вблизи станции Тундотово прорывается опытный участок. Здесь проводились различные эксперименты, изучались образцы креплений, фильтрационные свойства откосов. У проекта оказались серьезные недостатки – он не решал всех проблем, связанных с судоходством и орошением. Но был накоплен богатый научный материал и уже создавались первые отряды строителей, когда стране вновь пришлось взяться за оружие. В 1942 году в громадном междуречье Дона и Волги начинается великая битва за Сталинград.

Окончилась Великая Отечественная, и через три года от южной окраины Сталинграда до Калача развернулся фронт строительства Волго-Донского канала. Сюда двинулись колонны мощных грузовиков, тракторов, бульдозеров, скреперов, шли железнодорожные составы с экскаваторами, портальными кранами и другой техникой.

Воды двух рек соединились утром 31 мая 1952 года. А 11 июня публикуется в газетах и передается по радио постановление Совета министров Союза ССР об официальном открытии Волго-Донского судоходного канала. Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями. Двенадцати присваивается звание Героя Социалистического Труда.



Одним из руководителей строительства Волго-Донского канала был инженер-подполковник Александр Лысов, потом возводивший Асуанскую плотину в Египте. С ним встречался писатель Виталий Гузанов, передавший мне рассказ очевидца о Волго-Доне. «Канал строили зэки. Сроки были минимальны. Кроме основных строительных работ приходилось претворять в жизнь сталинский план преобразования природы – сажать лесозащитные полосы. Но то, что стройка была ударной, – факт. Канал длиной в 101 километр с 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, восемью мостами, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, паромными переправами, пристанями и приканальной стокилометровой автодорогой был построен менее чем за четыре года».

К чему такая спешность, затраты и жертвы, объясняется просто: стратегическая необходимость. Не прошло и года с момента победы антигитлеровской коалиции над фашизмом, как Черчилль в Фултоне обозначает идеи нового противостояния («Прямая речь империалиста»). Сталин не хочет уступать и лично берет под контроль все военные программы. В 1947 году на одном из совещаний произошел случай, о котором нет упоминаний в официальной литературе. Я услышал о нем от доктора технических наук, профессора Виктора Толокнова, общавшегося с непосредственными участниками. «Шло совещание у Сталина по вопросам судостроения. Нарком ВМФ Николай Кузнецов, отстаивая строительство больших надводных кораблей, говорит:

– Товарищ Сталин, зачем нам строить подводные лодки в Горьком, нам ими некого воевать в Каспийском море.

– Неправильно говорите, товарищ Кузнецов, – отвечает Сталин. Подходит к столу, берет красный карандаш и идет к карте, одновременно задавая вопрос Кузнецову:

– А на Черном море нам нужны подводные лодки?

– Да, – отвечает Кузнецов. – Если мы будем иметь там достаточное их количество, то завоюем полное господство в Черном море, а потом выйдем и в Средиземное.

– Правильно думаете, товарищ Кузнецов! А для этого мы так сделаем.

И проводит две красные линии на карте от Сталинграда до Калача».

Так решилась судьба Волго-Донского канала. Одним из главных аргументов для ускорения строительства послужили подводные лодки Горьковского производства.

Сегодня Волго-Донской судоходный канал воспринимается как нечто естественное. Его шлюзы в навигацию ежедневно преодолевают суда класса «Волго-Балт», типа «река-море», и мало кто из молодых матросов, да уже и капитанов задумывается о том, что это сооружение – одна из ярких страниц нашей недавней истории, с одной стороны – славной, с другой – трагичной.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    28 мая 2017 06:17
    Всегда *умиляла* реакция *либроидов* на упоминание работы заключённых. При этом внятно причину неприятия никогда не озвучивали.
    В США заключённые не только работают над заказами, но и в частных тюрьмах сидят и отрабатывают пайки и прочие издержки. Кстати практически все большие строительные проекты САСШ в тридцатых годах были выполнены заключёнными и теми кого приравняли к заключённым. И никаких претензий. В европах тоже принято что заключённые отрабатывают собственное содержание и приносят прибыль. И снова никаких претензий не было и нет, в том числе и со стороны *международных правозащитников*.
    Странно? Правда?
    1. +3
      28 мая 2017 06:43
      Цитата: василий50
      теми кого приравняли к заключённым.

      Цитата: василий50
      Странно? Правда?

      Странно, правда! belay lol
      1. +4
        19 июня 2017 15:22
        Ничего странного. Либероиды, одни из первых кандидатов на попадание за решётку, а работать им не хочется....хочется не работать и кушать в тюрьме. Потому что ничего из себя не представляют, кроме трепотни и ненависти ко всему, что им не нравится.
    2. +15
      28 мая 2017 06:45
      Вот и *либроид* критикнул.
      Значит всё правильно написал.
      1. +3
        28 мая 2017 07:31
        Цитата: василий50
        Вот и *либроид* критикнул.

        глупость разве критикуют.? belay request
        Цитата: василий50
        всё правильно написал.
        fool lol
        1. avt
          +20
          28 мая 2017 09:06
          Цитата: Ольгович
          глупость разве критикуют.?

          Когда ещё раз захочется типа поржать и глубокомысленно кинуть в массы
          Цитата: Ольгович
          Странно, правда!

          Ищите и брящете КАК и на каких условиях Рузвельт собрал , по типу трудовых армий Троцкого, в депрессию рабочих на строительство тех же дорог. Практически их более гуманно ,в отличии от ранней Бритии , в которой за бродяжничество просто вешали, по мотивам СССР за ,,тунеядство" , вызванное повальной безработицей в кризис, закатали на каторжные работы. На которых из зарплаты 25 $ на счет попадало 5, а двадцать шло на ,,обеспечение жизни"....в палатках О чём свидетельствуют кадры тогдашней кинохроники USA.. Заодно поинтересуйтесь смертностью на таких работах - ГУЛАГ конечно не отдыхает, всё таки климат с Колымой не сравнить , но сравнимо по отношению к трудовому,,спецконтингенту".Да . Надумаете схавать котлету в сети KFC, помните - эта компания и сейчас один из лидеров в использовании труда заключённых.Так что встаньте перед зеркалом и крутите себе fool
          1. +3
            28 мая 2017 09:42
            Цитата: avt
            встаньте перед зеркалом и крутите себе

            1. Встаньте же и крутите -себе fool
            Цитата: avt
            захочется типа поржать

            2.Типа , ржите, кто же вам мешает request lol .
            Цитата: avt
            по типу

            3. ВАШИ притягивания-выдумки : "по типу" , "практически" стоят меньше, чем ноль.Вернее,столько же, сколько и ого приравняли к заключённым" fool
            Цитата: avt
            ГУЛАГ конечно не отдыхает, всё таки климат с Колымой

            ГАЛАГ был только на Колыме?!
            Вернитесь к П.1 yes
            1. avt
              +11
              28 мая 2017 09:53
              Цитата: Ольгович
              ГАЛАГ был только на Колыме?!

              bully Ох уж мне эти интеллигентские торопыжки bully Для особо одарённых в свидомизме - ГУЛАГ был даже на Лубянке - там в здании собственно управление и было , потом дирекция БАМа . Ну а вопрос о Колыме, так это реально дураков учить - только портить , но попробую . Сосредоточьтесь на
              Цитата: avt
              всё таки климат

              и
              Цитата: avt
              .в палатках

              Конечно тысячи японцев , своих кстати граждан, репрессированных исключительно по национальному признакоу,они уже закатали в бараки .
              1. +4
                28 мая 2017 12:03
                avt, возможно,я ошибаюсь,но Ольгович не ставил под сомнение "трудовую повинность катаржников" в САСША.
                Если Ольгович не вопит "Слава КПСС" не означает,что он поклонник"матрасов"
                1. +7
                  28 мая 2017 13:05
                  монархисту
                  Вы не поняли сути спора с *ольговичем*, который ничего не знает про *глодомор* в САСШ и в Европе, про то как *трудоустраивали* *лишних* едоков. Просто хватали людей и мужчин на каторгу женщин в *услужение* детей в рабство и всё это без суда.
                  В Англии отлавливали детей и отправляли в колонии где продавали в рабство.
                  В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ всё же нужно было самому что то сделать чтоб попасть под суд, затем в заключение и на *зону*, в отличии от демократического запада.
                  1. +2
                    28 мая 2017 18:07
                    Цитата: василий50
                    Вы не поняли сути спора с *ольговичем*, который ничего не знает про *глодомор* в САСШ и в Европе,


                    Никакого голодомора в США не было: его "открыли" постсоветские коммунистические фантасты, даже в СССР это постыдились говорить.
                2. avt
                  +5
                  28 мая 2017 13:28
                  Цитата: Монархист
                  avt, возможно,я ошибаюсь,но Ольгович не ставил под сомнение "трудовую повинность катаржников" в САСША.

                  request Возможно я ошибаюсь , но таки по
                  Цитата: Ольгович
                  Странно, правда!
                  пожалуй трудно определить . Но в чём то Вы правы .Это скорее наш застарелый разбор на тему как большевики порушили мир грёз Росссийской Империи , обвалив кисельные берега в молочные реки . Я же утверждаю , как собственно и Кургинян не один раз говорил,что ничего супер из ряда вон выходящего , что бы не укладывалось в мировые процессы и более того- ранее небывалого нигде и никогда в Мире, после 1917 не происходило .и уж тем более какого то чудовищно ужасного .Хотя истовым до сектантства кургинянцем не являюсь , ну не адепт никаких сект и на веру ничего не воспринимаю . Исключительно подвергая сомнению познаю в сравнении и ,,не сотвори себе кумира".
              2. +2
                28 мая 2017 12:22
                Цитата: avt
                так это реально дураков учить - только портить ,


                Согласен! Но Вы , все-таки, попробуйте самообучение-может, хоть тут получится? yes
                Цитата: avt
                Сосредоточьтесь на
                Цитата: avt
                всё таки климат
                и
                Цитата: avt
                .в палатках

                Сосредоточьтесь на своем прежнем сравнении-ГУЛАГА Колымы и-типа, приравненных к зазаключенным lol " США. Типа, это, типа, одно и то же, типа.[i][/i] lol

                Цитата: avt
                Конечно тысячи японцев , своих кстати граждан, репрессированных исключительно по национальному признакоу,они уже закатали в бараки .

                Что-"конечно"? При чем тут уже и ....японцы? fool
                1. avt
                  +3
                  28 мая 2017 13:31
                  Цитата: Ольгович
                  Что-"конечно"? При чем тут уже и ....японцы?

                  laughing Походу удержать целиком и уж тем более как то сопоставить мозг уже не способен ? Ну ещё раз выделенную цитату прочитать и попытаться осмыслить в совокуплении ранее изложенного текста. ,не вырывая из контекста. Хотя походу сие труд для вас непосильный .
                  1. +1
                    28 мая 2017 18:03
                    Цитата: avt
                    Походу мозг уже не способен

                    Cочуствую вашей неспособности. yes
                    Цитата: avt
                    Ну ещё раз выделенную цитату прочитать и попытаться осмыслить в совокуплении ранее .

                    Ну, типа, походу,- совокупите сами lol
                    Цитата: avt
                    Хотя походу сие труд .

                    Походу, ну, типа, по-русски, напишите, а? yes "Походу", типа, не понимаю ваш т.н. типа "язык", stop
  2. +5
    28 мая 2017 06:39
    История канала между Волгой и Доном восходит к временам Петра I, задумавшего соединить Каспийское и Черное моря. Но император не соразмерил свой размах с возможностями тогдашней России, и осталось от его задумки только необычное географическое название между Камышиным и Волгоградом – Петров Вал.

    Какая задумка? Канал СТРОИЛСЯ с 1697 по 1701 год, но затем Северная война отвлекла ресурсы и силы.
    Но и до этого турецкий султан в 1659 году направил 22 тыс солдат для рытья канала и копал его, но через месяц бросил работу-не рассчитал сил.
    1. +2
      28 мая 2017 12:11
      Об этом было на страницах нашего обозрения, видимо,автор об этом забыл,а может и не читал.
      Я всё собираюсь "нырнуть" в архив ВО,чувствую там уйма интересного,но времени не нахожу
    2. +12
      28 мая 2017 13:13
      Уважаемый Ольгович! Все время слежу за Вашими комментариями, и меня мучает вопрос. Как Вы, учитывая, с одной стороны, Ваш зрелый возраст, а с другой, Ваши взгляды, уцелели в кровавой мясорубке советских времен, когда коварная гебня на раз выхватывала всех инакомыслящих для пополнения рядов строителей великой тоталитарной державы. Как Вы маскировались, что не оказались строителем Беломорканала или золотодобытчиком Бодайбо. Может Вам, как заслуженному подпольщику, орден положен? Только отвечайте на вопросы, не виляйте интеллектом.
      1. +2
        28 мая 2017 18:23
        Цитата: Curious
        Уважаемый Ольгович! Все время слежу за Вашими комментариями, и меня мучает вопрос. Как Вы, учитывая, с одной стороны, Ваш зрелый возраст, а с другой, Ваши взгляды, уцелели в кровавой мясорубке советских времен, когда коварная гебня на раз выхватывала всех инакомыслящих для пополнения рядов строителей великой тоталитарной державы. Как Вы маскировались, что не оказались строителем Беломорканала или золотодобытчиком Бодайбо. Может Вам, как заслуженному подпольщику, орден положен? Только отвечайте на вопросы, не виляйте интеллектом.


        Это же надо умудриться: столько текста и-НИ СЛОВА о статье, чистейший ФЛУД! belay

        А строителем я уже 40 лет работаю, строил и каналы, и Ставки, и пр.и пр... yes Некуда дальше ссылать yes
        Цитата: Curious
        Только отвечайте на вопросы, не виляйте интеллектом.

        Я Вам что-то должен?! belay Ответьте, же не болтая ерундой! lol
        1. +4
          28 мая 2017 18:33
          Да, ФЛУД - Ваш спасательный круг. Опять ушли на глубину. Ладно.
          А что Вы о своей работе так, как о ссылке. Строитель - нужная и почетная работа. Я тоже успел кое что построить, всегда приятно, проезжая мимо, показать дело рук своих.
      2. 0
        8 февраля 2018 16:00
        Curious. В качестве реплики. Углубитесь в арифметику, и поймете, что Ольгович трудился в другие времена. Кровавая гебня была уже не та.
        1. 0
          8 февраля 2018 16:19
          Да тут не в арифметику углубляться надо, а в психиатрию. Деменция - страшная вещь
  3. +13
    28 мая 2017 07:15
    Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями. Двенадцати присваивается звание Героя Социалистического Труда.
    ..
    «Канал строили зэки.
    ..Сурово обошлись...
    1. +3
      15 июня 2017 11:33
      СКАЗКА
      в 13г работал на одном заводе . в пыльном отделе
      Начальник 2 раза отмечал ( с чаем) День рождения
      Оказалось-----!!!!!!! Рурукович и Авт!!!!!!!
      его отец был одним из нач-ов строит-ва ж\д от Тайшета на Байкал.Погиб рабочий. "Тогда строго было - посадили , по минимуму, на 3 г. отработал А в это время мать родила. А ехать надо было в ЗАГС- да далеко . Просила с оказией, зарезервировать № -дату в ЗАГСе. Потом приеду оформлю. С маленьким ребенком на руках, без мужа трудно все успеть.Когда приехала-- нет строчки свободной. пришлось той датой . так 2 ДР и стало.
  4. +1
    28 мая 2017 12:11
    И стала Москва портом пяти морей ... Хотя Сталин сказал эту фразу еще при открытии канала имени Москвы ...
  5. 0
    28 мая 2017 12:20
    Цитата: василий50
    Всегда *умиляла* реакция *либроидов* на упоминание работы заключённых. При этом внятно причину неприятия никогда не озвучивали.
    В США заключённые не только работают над заказами, но и в частных тюрьмах сидят и отрабатывают пайки и прочие издержки. Кстати практически все большие строительные проекты САСШ в тридцатых годах были выполнены заключёнными и теми кого приравняли к заключённым. И никаких претензий. В европах тоже принято что заключённые отрабатывают собственное содержание и приносят прибыль. И снова никаких претензий не было и нет, в том числе и со стороны *международных правозащитников*.
    Странно? Правда?

    Сегодня столько никчёмных людей развелось, которые могут работать лишь под строжайшим ,,присмотром"... А в стране столько дел!...
  6. +3
    28 мая 2017 12:45
    Главное - серьёзные задачи ставились, и эти задачи выполнялись.
  7. +3
    28 мая 2017 21:25
    Приведён старинный снимок шлюзования судна, причём вместе с ним шлюзуются и маломерные плавсредства - сейчас это строжайше запрещено (и правильно - при заполнении шлюза эту мелочь может опрокинуть).
    1. +2
      5 июня 2017 17:22
      Опрокинуть не может, запрет на шлюзование маломерных судов вместе с болшегрузами исходит из-за ВОЗМОЖНОСТИ раздавить маломерное судно. Сам на практике видел, как лопаются швартовы по недосмотру матросов на большегрузах. hi
    2. +1
      19 сентября 2018 00:54
      Абсолютно не запрещено. Правила другие, конечно, но все можно, только не так, как на фото. Это я как капитан говорю, который и маломерные лодки гоняет в порядке подработки.

      Шлюз на фото, кстати не Волго-Донский. Это Горьковский гидроузел, г. Городец. Вид с автодорожного моста над шлюзом. Строился он в самом начале 50-х.
      1. 0
        20 сентября 2018 10:10
        Живу в Подмосковье. На Софьинском гидроузле маломерные пропускают лишь на борту больших судов.
  8. +4
    29 мая 2017 12:53
    https://yadi.sk/d/e3sc3Q5z9Jqa9

    Отчёт по проектированию, строительству и первым годам эксплуатации канала. Очень подробный и показательный.
    Несколько фактов:
    - для строительства подготовлено 44000 квалифицированных рабочих. Для чего образован учебный комбинат и учебные центры на заводах-изготовителях техники.
    - Земляные работы механизированы на 98%, 2% ручных работ - зачистка и планировка, это и сейчас делают в ручную или малой механизацией.
    - Бетонные работы механизированы на 99,5%, 0,5% ручной работы - малые и вспомогательные сооружения.
    На стройке работало:
    - 3159 самосвалов, в том числе ЯАЗ-210, г/п 10т, МАЗ-525, г/п 25т, Татра-111, г/п 10т;
    - 1615 бортовых машин;
    - 37 земснарядов. Большая часть земработ выполнена способом гидронамыва.
    Вот вам и построен заключенными.
    Спецконтингент на стройке был, его использовали в гидростроении и дальше, вплоть до Красноярской ГЭС. Мне об этом рассказывал старший коллега, он начинал работать в 1960-е, на КрГЭС был на практике молодым спецом. Но основные работы делались вольнонаёмными рабочими и специалистами. Спецконтингент - уровень чернорабочих. Те самые 2% ручных земработ.
    Затраты на зарплату - 15,74% стоимости строительства. Для такой стройки сейчас было бы больше, процентов 25%. Для того времени вполне нормально.