ПВО Исламской Республики Иран (часть 5)

36
ПВО Исламской Республики Иран (часть 5)


Из шахского наследства в Иране ещё остались истребители американского производства F-4Е Phantom II и F-5E/F Tiger II. Данные по их численности сильно разнятся, в некоторых справочниках приводятся совсем уж сомнительные цифры 60-70 машин каждого типа. Сколько самолётов реально осталось в лётном состоянии, является одним из строго охраняемых иранских секретов. Иранские власти всячески стараются преувеличить собственные возможности, но судя по коммерческим спутниковым снимкам, на стоянках авиабаз в последние годы образовалось слишком много свободного места, и в строю имеется по 20-25 «Фантомов» и «Тайгеров».





Исследуя спутниковые снимки крупной авиабазы Бушер за последние 5 лет, на стоянках и ВПП с большим трудом можно обнаружить пару-тройку «Фантомов», хотя авиабаза легко может принять более 50 самолётов. И это относится буквально ко всем аэродромам, летающие иранские боевые самолёты в настоящее время стали большой редкостью и, хотя формально парк иранских истребителей иностранными наблюдателями оценивается в 130-150 единиц, большую часть времени самолёты простаивают в многочисленных ангарах авиабаз.


Спутниковый снимок Google Earth: F-4E на авиабазе Бушер


В прошлом F-4Е Phantom II в Иране рассматривали как универсальную машину, способную осуществлять перехват и наносить удары по сухопутным и морским целям. Во время войны с Ираком, по официальным иранским данным, пилоты «Фантомов» одержали более 50 воздушных побед, но и парк иранских F-4D/Е сократился примерно на 70%. При этом основные потери были нанесены ЗРК и огнём зенитной артиллерии.


F-4Е ВВС Ирана


В данный момент у «Фантома» в воздушном бою с современными истребителями стран, которые рассматриваются в качестве наиболее вероятных противников, нет никаких шансов. При использовании в роли истребителя ПВО, его возможности по перехвату маловысотных целей совершенно не удовлетворительны. РЛС AN/APQ-120 обладает неудовлетворительной по современным меркам помехозащищённостью, а ракеты средней дальности AIM-7F безнадёжно устарели. Единственной реальной сферой применения этого культового для своего времени самолёта осталась бомбардировка наземных целей. Сообщалось, что в 2013 году иранские F-4Е наносили бомбовые удары по позициям исламистов на территории Ирака.


Спутниковый снимок Google Earth: F-4E и F-5E на авиабазе Мешхед


Примерно так же дела обстоят и у иранских F-5E/F Tiger II. Их на аэродромах ничуть не больше, чем «Фантомов». Этот лёгкий истребитель считается не самым простым противником в ближнем манёвренном бою. По крайней мере, в прошлом пилотам американских эскадрилий «Агрессор» неоднократно удавалось выигрывать тренировочные воздушные схватки с истребителями 4-го поколения.


Одноместные F-5E и двухместный F-5F ВВС Ирана


Однако хорошая маневренность вряд ли поможет выиграть воздушные бои с израильскими F-15I и F-16I или американскими F/A-18E/F. Из управляемого оружия «Тайгер» может нести только весьма устаревшие ракеты ближнего боя с ТГС, а его РЛС AN / APQ-153, по сути, является радиолокационным прицелом с очень ограниченной дальностью действия.



В прошлом «Тайгеры» хорошо зарекомендовали себя во время ирано-иракской войны. В ходе воздушных схваток с МиГ-21 и МиГ-23 они продемонстрировали превосходство в горизонтальном манёвре. Благодаря простой конструкции, процент исправных истребителей этой модели был выше, чем среди «Томкэтов» и «Фантомов». Так как F-5 состояли на вооружении во многих странах, достать к ним запчасти было гораздо проще.

Во второй половине 90-х иранской авиастроительной компанией HESA был создан первый иранский истребитель. Его проектирование началось в 1986 году, ещё во время ирано-иракской войны. Самолет, получивший обозначение Azarakhsh, впервые поднялся в воздух в 1997 году и во многом напоминал F-5E. Но нельзя сказать, что Azarakhsh стал полной копией F-5E. Самолёт отличается увеличенными на 10-15% габаритами, почти вдвое большим максимальным взлётным весом и составом БРЭО. Также изменилась форма воздухозаборников, и на иранском истребителе они перенесены выше. Самолёт изначально строился в двухместном варианте.


Иранский истребитель Azarakhsh


По сравнению с F-5E лётные данные остались практически одинаковыми: максимальная скорость 1650 км/ч, перегоночная дальность 1200 км. Но при этом по сравнению с «Тайгером» максимальная боевая нагрузка возросла в два раза – до 7000 кг.

Как это свойственно образцам, созданным иранской оборонной промышленностью, первый истребитель собственного производства представлял собой конгломерат американских и советских технологий. Согласно иранским данным, на самолёте используются два российских двигателя РД-33 тягой по 8300 кгс каждый, и БРЛС Н019МЭ «Топаз» (экспортный вариант радиолокатора МиГ-29). По сравнению с F-5E, построенными в конце 70-х, Azarakhsh получил более совершенные системы связи и навигации, а также датчики, предупреждающие о радиолокационном облучении, и автоматы выброса тепловых и радиолокационных ложных целей. По сравнению с «Тайгером» возросли возможности по применению современных управляемых средств поражения. Опять же, если верить иранским источникам, истребитель может нести две УР Р-27 с полуактивной радиолокационной системой наведения и четыре ракеты ближнего боя с ИК ГСН. Для работы по земле предназначены НАР, свободнопадающие бомбы и напалмовые баки. Как сообщается, в состав вооружения введены ПКР YJ-7 с дальностью пуска 35 км, с телевизионной или радиолокационной ГСН. Встроенное вооружение осталось таким же, как на F-5Е – две 20-мм пушки.

Однако начало серийного производства истребителей Azarakhsh сильно затянулось. За первые 10 лет, прошедшие с момента полёта первого прототипа, построено не более 10 самолётов. Во многом это объясняется нехваткой авиадвигателей, лишь в 2007 году был подписан контракт с Россией стоимостью $150 млн. на поставку ИРИ 50 РД-33. В настоящий момент иранский истребитель Azarakhsh не может считаться современным и конкурировать с израильскими и американскими самолётами, в связи с чем и связан фактический отказ от его крупносерийного строительства.

Одновременно с испытаниями первого истребителя Azarakhsh велась разработка его усовершенствованного варианта Saeqeh. Благодаря облагороженной аэродинамике максимальную скорость полёта самолёта удалось довести до 2080 км/ч, а перегоночная дальность составила 1400 км. Этот самолёт изначально проектировался в качестве перехватчика и истребителя завоевания превосходства в воздухе. При создании улучшенной версии большое внимание было уделено повышению манёвренности, разгонных характеристик и весовому совершенству. Максимальный взлётный вес истребителя составляет 16800 кг, что на 1200 кг меньше, чем у двухместного истребителя Azarakhsh. Для ведения воздушного боя на внешних подвесках может находиться до семи УР средней и малой дальности. По сравнению с F-5E лётные данные остались практически одинаковыми: максимальная скорость 1650 км/ч, перегоночная дальность 1200 км. Но при этом по сравнению с «Тайгером» максимальная боевая нагрузка возросла в два раза – до 7000 кг.


Иранский истребитель Saeqeh


Впервые Saeqeh оторвался от ВПП в мае 2004 года. Его внешними отличиями от Azarakhsh стало двухкилевое хвостовое, во многом сходное с американским «Хорнетом», оперение и одноместная кабина. В августе 2007 года иранские истребители Azarakhsh и Saeqeh серийной постройки были показаны широкой публике на авиационной выставке, проходившей на авиабазе Мехрабат в Тегеране.



9 февраля 2015 года в Тегеране была публично представлена и официально передана иранским ВВС двухместная модификация Saeqeh-2. Как заявил заместитель министра обороны Исламской Республики, бригадный генерал Амир Хатами, задачей нового истребителя является обеспечение непосредственной поддержки в тактических операциях и тренировка пилотов. Это можно считать косвенным признанием того, что истребитель Saeqeh оказался малопригодным для роли перехватчика ПВО, и иранская промышленность переориентирована на выпуск многоцелевой двухместной версии.


Двухместный истребитель Saeqeh-2


В данный момент в Иране построено приблизительно три десятка истребителей Azarakhsh и Saeqeh, что абсолютно недостаточно для компенсации бреши, образовавшейся в ВВС Ирана в связи со списанием выработавших свой ресурс «Томкэтов», «Фантомов» и «Тайгеров». Совершенно очевидно, что иранские инженеры не в состоянии самостоятельно создать современную модель истребителя. Положение осложняется ещё и тем, что в Иране не производятся ключевые компоненты, необходимые для сборки боевых самолётов. Бортовые радары, двигатели и ряд других узлов Иран вынужден закупать за границей. Истребители собственной постройки, поступившие в строевые эскадрильи, сильно отличаются друг от друга конструктивно и составом БРЭО, что серьёзно осложняет эксплуатацию и ремонт.



Ещё одними слабым местом иранской системы ПВО является отсутствие в этой стране самолётов радиолокационного дозора. Впервые иранцы с подобной техникой познакомились в 1991 году, когда в Исламскую Республику, спасаясь от уничтожения, перелетело примерно 30% ВВС Ирака, в том числе и все уцелевшие иракские самолёты ДРЛО. В течение долгого времени доставшиеся Ирану «летающие радары» на базе Ил-76МД простаивали на земле, и лишь в начале 21 века их удалось ввести в строй. В период с 2004 по 2009 год бывшие иракские самолёты ДРЛО Baghdad-1 и Adnan-2 были неоднократно замечены в аэропорту Тегерана, их также можно было наблюдать на спутниковых снимках авиабазы Шираз.


Самолёт ДРЛО Simorgh


В ИРИ самолёт Adnan-2 с вращающейся антенной радиолокатора переименовали в Simorgh. Судя по всему, эта машина прошла капитальный ремонт и модернизацию аппаратной части радара. Иранцы никогда не раскрывали характеристик радиотехнического комплекса, но исходная РЛС Tiger-G самолёта Adnan-2 могла видеть высотные цели на дальности до 350 км, а истребить МиГ-21, летящий на фоне земли, мог быть обнаружен на дистанции 190 км. В 2009 году единственный дееспособный самолёт радиолокационного дозора Simorgh разбился во время подготовки к воздушному параду в результате столкновения в воздухе с истребителем F-5Е.

Единственный оставшийся Baghdad-1, с антенной РЛС в хвостовой части фюзеляжа, в силу ограниченных возможностей радара не может эффективно руководить действиями перехватчиков и выдавать целеуказания ЗРК большой дальности и привлекается в основном для контроля морской акватории. В феврале 2001 года после начала испытаний первого Ан-140, собранного в Исфахане, представители компании HESA заявили, что на базе этой машины будет создан самолёт ДРЛО. Однако из-за срыва поставок комплектующих украинской стороной и сильного их удорожания сборка Ан-140 в Иране не ведётся. Учитывая тесные ирано-китайские связи, вполне логичным представляется закупка самолётов ДРЛО «тактического» класса в КНР. Исходя из критерия «цена-качество», Исламской Республике вполне бы подошли созданные для Пакистана самолёты ZDK-03 Karakorum Eagle. Но, скорее всего всё, дело упирается в финансовую сторону вопроса. В отличие от нашего руководства, китайское правительство, исходя из сиюминутных выгод, не склонно просто так делиться критическими технологиями и поставлять современные вооружения в кредит.

Рассматривая иранскую систему ПВО в комплексе, нельзя не отметить последовательные шаги, которые предпринимаются для её усиления. В первую очередь, это обусловлено угрозой авиаударов со стороны США и Израиля. В Иране тратятся значительные средства на модернизацию системы управления, создаются и закупаются за границей новые радиолокаторы и зенитно-ракетные системы. Большое внимание уделяется комплексам малой дальности и зенитной артиллерии, которые должны непосредственно противостоять средствам воздушного нападения, действующим на малых высотах. При этом около трети личного состава ПВО ИРИ несёт постоянное боевое дежурство. Стратегически важные объекты защищают не только зенитно-ракетные системы средней и большой дальности, но и армейские мобильные ЗРК, расчёты ПЗРК и многочисленные зенитные автоматы.

В то же время обращает на себя внимание, что ПВО ИРИ строится «от обороны». Для страны с площадью 1 648 000 км², находящейся во враждебном окружении, совершенно непозволительно иметь столь слабые ВВС. Практически все имеющиеся истребители можно считать устаревшими, при этом доля исправной авиатехники в IRIAF невелика. Без развития системы ПВО в комплексе и наличия современных перехватчиков даже столь совершенные противовоздушные системы как С-300ПМУ-2 рано или поздно будут обречены на уничтожение. В данный момент силы противовоздушной обороны Ирана вполне способны нанести серьёзные потери средствам воздушного нападения агрессоров, но в случае достаточно продолжительных по времени «дистанционных» атак с помощью многочисленных крылатых ракет, они будут быстро истощены и уничтожены. В то же время сухопутная операция против Исламской Республики в настоящих условиях невозможна. Даже в случае уничтожения или подавления дальнобойных зенитных систем и средств контроля воздушной обстановки вражеская палубная и тактическая авиация противника, привлечённая для оказания непосредственной авиационной поддержки, неизбежно будет нести серьёзные потери от многочисленных иранских мобильных ЗРК, ПЗРК и зенитных орудий. В этих условиях, с учётом достаточно сильной Сухопутной армии Ирана, перспективы успешной и достаточно быстрой наземной операции выглядят весьма сомнительными.

В Иране имеется достаточно развитая аэродромная сеть с капитальными взлётно-посадочными полосами. Всего в стране более 50 таких аэродромов. На постоянной основе возможно размещение истребителей на 16 авиабазах. Кардинальное усиление иранских возможностей по отражению воздушной агрессии могло бы произойти в случае приобретения за рубежом крупных партий современных истребителей. При этом масштабы закупок должны быть не меньше тех, что осуществлялись при шахе. То есть речь должна идти о двух-трёх сотнях самолётов. Оптимальной представляется связка между «тяжелыми» и «лёгкими» истребителями. При желании и наличии финансовой возможности Иран мог бы закупить многофункциональные истребители Су-30МК2.



В ноябре 2016 года лётчики пилотажной группы «Русские витязи», летающие на истребителях марки «Су», блеснули своим мастерством на Международном авиасалоне Iran Air Show – 2016, проходящем на острове Киш. При этом был показан групповой и индивидуальный высший пилотаж. При возвращении российских истребителей на родину, их над иранской территорией сопровождали F-4E и F-14AM ВВС Ирана.



К сожалению, нашей стране сейчас нечего предложить Ирану в сегменте лёгких истребителей. МиГ-35 только проходит испытания и ещё не поступил в строевые части ВКС России. Одним из наиболее вероятных претендентов на роль массового лёгкого истребителя в IRIAF выступает китайско-пакистанский JF-17 Thunder. Этот самолёт с нормальной взлётной массой немногим более 9 тонн оснащается российским авиадвигателем РД-93 или китайским WS-13. На большой высоте самолёт может разогнаться до 1900 км/ч, радиус действия в варианте истребителя ПВО – до 1300 км.


Истребители JF-17 ВВС Пакистана


JF-17 может нести ракеты воздушного боя малой и средней дальности. По заявлениям пакистанских военных, модификация JF-17 Block 2 при стоимости на внешнем рынке $20 млн. ничем не уступает F-16A Block 15. Истребитель JF-17 Block 3 с кардинально улучшенным БРЭО и оснащённый РЛС АФАР продаётся уже за $30 млн. Также КНР может предложить Ирану лёгкие истребители J-10, на которые также ставятся российские двигатели АЛ-31ФН. Китайский истребитель J-10, опирающийся на конструкцию израильского IAI Lavi, считается современным боевым самолётом 4-го поколения и с 2007 года поступает в строевые части ВВС НОАК. Пока что экспорту J-10 мешает запрет на поставки двигателей АЛ-31ФН в «третьи страны», но в отношении Ирана российская сторона это ограничение может снять. В 2010 году появилась информация, что Иран и Китай ведут переговоры по поводу продажи крупной партии истребителей на сумму $ 1 млрд. Однако впоследствии стороны выступили с опровержением. Возможно, переговоры провалились из-за неготовности КНР вести поставки J-10 в кредит. Но с учётом того, что международные санкции с Ирана постепенно снимаются и страна получила возможность свободно продавать свою нефть на внешнем рынке, деньги для закупки современных истребителей скоро появятся.


По материалам:
https://www.strategypage.com
http://www.aerospaceweb.org/question/planes/q0077.shtml
http://www.badassoftheweek.com/index.cgi?id=122867315593
https://theaviationist.com/2013/09/26/farouk-missile/
https://defence.pk/pdf/threads/iran-satellites-and-tomcats.242439/
http://www.globalaviationresource.com/v2/2016/12/05/airshows-iran-international-airshow-kish/
https://naked-science.ru/article/tech/russkie-vityazi-blesnuli-na
http://en.mehrnews.com/tag/Islamic+Republic+of+Iran%E2%80%99s+Air+Force+(IRIAF)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +4
    31 мая 2017 15:25
    Иранский истребитель Saeqeh.Отчаянный закос под Blue Angels!
    1. +4
      31 мая 2017 15:39
      Цитата: АВП 518
      Иранский истребитель Saeqeh.Отчаянный закос под Blue Angels!

      Да уж, сходство есть. Не в курсе, на какой иранской авиабазе они базируются?
      1. +2
        31 мая 2017 16:16
        Цитата: Bongo
        Не в курсе, на какой иранской авиабазе они базируются?

        Сереж привет(извини не поздоровался)
        Сначала TFB-3 Ноужех (Шахрокхи)
        Далее 21-я эскадрилья тактических истребителей.

        Все три опытных самолета были перекрашены по схеме, напоминающей самолеты пилотажной группы ВМФ США – «Голубые ангелы», после чего их официально представили на воздушном параде 22 сентября 2007 г.
        В 2009 году штаб ВВС Ирана вновь образовал 23-ю эскадрилью тактических истребителей на базе имевших «Саегхе». В течение 2009 и 2012 гг. в состав эскадрильи так же поступили пятый и шестой истребитель этого типа.
        1. +3
          31 мая 2017 16:28
          Цитата: АВП 518
          Сереж привет

          Я тоже хорош... feel
          Цитата: АВП 518
          Сначала TFB-3 Ноужех (Шахрокхи)
          Спасибо! Потом детально гляну. hi
          Цитата: АВП 518
          В 2009 году штаб ВВС Ирана вновь образовал 23-ю эскадрилью тактических истребителей на базе имевших «Саегхе». В течение 2009 и 2012 гг. в состав эскадрильи так же поступили пятый и шестой истребитель этого типа.

          В общем, в год по несколько машин. Прямо скажем, темпы "перевооружения" не велики.
          1. +2
            31 мая 2017 16:30
            Цитата: Bongo
            Потом детально гляну.

            Сереж вот ссылка на источник
            http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviacii
            a/7697-opytnyi-istrebitel-s.html
            1. +1
              31 мая 2017 17:02
              Цитата: АВП 518
              Сереж вот ссылка на источник
              http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviacii
              a/7697-opytnyi-istrebitel-s.html

              Изложенные факты в части строительства иранских истребителей скорей всего правдивы, но на указанных в источнике аэродромах, уже давно боевых самолётов нет. А один из аэродромов уже несколько лет на капитальной реконструкции.
              1. +2
                31 мая 2017 19:02
                Сереж фото датируется апрелем 2017,снято в Тегеране.
                За год до этого были замечены на авиабазе ВВС Ирана Вахдати
                1. +1
                  1 июня 2017 18:01
                  Ирану не F-5 нужно клонировать, а как подсказывает автор, закупать новейшие легкие истребители с АФАР-радарами МиГ-35 или JF-17.
        2. +2
          31 мая 2017 23:26
          Что бы они ни закупали , шансов против современных ВВС у них нет. Весь вопрос в том сколько самолетов они смогут сбить( сдается мне , что немного). Основная угроза от Ирана связана с ядерным оружием, фанатичной мессианской идеологией и экспортом шиитских революции и террора по всему миру... А ПВО ? "Неприятность эту мы переживем...
          1. +3
            1 июня 2017 00:38
            Цитата: matak4b
            Что бы они ни закупали , шансов против современных ВВС у них нет. Весь вопрос в том сколько самолетов они смогут сбить( сдается мне , что немного). Основная угроза от Ирана связана с ядерным оружием, фанатичной мессианской идеологией и экспортом шиитских революции и террора по всему миру... А ПВО ? "Неприятность эту мы переживем...

            Всё на что Израиль способен против ИРИ, это одиночные рейды против отдельных объектов(при всё моём глубоком уважении к ВВС Израиля). Но Иран достаточно большая страна, с рассредоточенными объектами и иранская система ПВО способна если не защитить, то сбить часть самолётов. Израильское руководство в нынешних условиях на это не пойдёт.
            1. +4
              1 июня 2017 09:45
              Если Саудия (злейший враг Ирана) или кто-то еще в районе дадут
              аэродромы подскока, то можно будет проводить неспешные аккуратные
              операции, постепенно, шаг за шагом, уничтожая ПВО без потерь.
              Если один большой авианалет из Израиля, то, конечно, потери будут. Потому что
              не будет времени проверить уничтожен объект ПВО или только поврежден,
              или вообще промахнулись.

              Я лично надеюсь, что до войны не дойдет.
  3. +7
    31 мая 2017 15:26
    Не знаю как кто, а я уже подсел на эти статьи. Как сериал . Давайте заранее напишем наказ о чем дальше писать...
    1. +4
      31 мая 2017 15:38
      Цитата: Zaurbek
      Не знаю как кто, а я уже подсел на эти статьи. Как сериал . Давайте заранее напишем наказ о чем дальше писать...

      Дальше будет "Полигоны Калифорнии". hi
      1. +3
        31 мая 2017 17:29
        Цитата: Bongo
        Дальше будет "Полигоны Калифорнии".

        Т.е. про ракетный потенциал Ирана я так и не узнаю?sad Или уже было? what Чем-то же отстреливаться от саудитов и, не дай Бог Израиля, иранцы же собираются...
        Может эта...про ракеты, а? feel
        А так - статьи очень познавательные и хорошо написаны. Спасибо. hi
        1. +3
          31 мая 2017 17:35
          Цитата: злой партизан
          Т.е. про ракетный потенциал Ирана я так и не узнаю? sad Или уже было?

          Здесь есть про ракетно-ядерный потенциал ИРИ, хотя и кратенько.
          Ядерная эра
          Цитата: злой партизан
          А так - статьи очень познавательные и хорошо написаны. Спасибо.

          Благодарю! drinks
          1. +1
            1 июня 2017 19:52
            Bongo, помимо этой, мне понравилась ещё Ваша предыдущая статья! good Более подробного описания про применение и эксплуатацию таких редчайших истребителей, как F-14 я ранее нигде не видел. wink
  4. +1
    31 мая 2017 15:46
    Работайте, братья! И пусть не дрогнет рука
  5. +2
    31 мая 2017 15:58
    Совершенно очевидно, что иранские инженеры не в состоянии самостоятельно создать современную модель истребителя. Положение осложняется ещё и тем, что в Иране не производятся ключевые компоненты, необходимые для сборки боевых самолётов. Бортовые радары, двигатели и ряд других узлов Иран вынужден закупать за границей. Истребители собственной постройки, поступившие в строевые эскадрильи, сильно отличаются друг от друга конструктивно и составом БРЭО, что серьёзно осложняет эксплуатацию и ремонт.

    Сергей! Спасибо за цикл. Было интересно почитать про ПВО ИРИ.
    Цитату из твоего обзора я взял потому, что да трудно создать полностью свой истребитель, но и скомпилировать самолёт из комплектующих разных стран, созданных по разным стандартам и ТУ, тоже нелёгкая задача и чем чёрт не шутит, может появиться ещё одна самолётостроительная страна. Это к тому, что санкции-двигатель прогресса. А бортовая электроника? 80% мировой электроники производиться в КНР. Освоили персы обогащение урана, освоят и другие отрасли промышленности.
    1. +4
      31 мая 2017 16:06
      Цитата: амурец
      Это к тому, что санкции-двигатель прогресса.

      Но к сожалению не для нашей страны. request
      Цитата: амурец
      А бортовая электроника? 80% мировой электроники производиться в КНР.

      Я думаю около 50%.
      Цитата: амурец
      Освоили персы обогащение урана, освоят и другие отрасли промышленности.

      Несколько разные сферы. Можно печатать схемы не понимая принципа их устройства. В Китае с созданием новых чипов дела обстоят пока не очень. Практически вся их линейка элементной базы иностранного происхождения. Хотя у нас китайская электроника, за отсутствием альтернативы очень широко используется в изделиях оборонного назначения.
      1. 0
        31 мая 2017 16:17
        Цитата: Bongo
        Несколько разные сферы. Можно печатать схемы не понимая принципа их устройства. В Китае с созданием новых чипов дела обстоят пока не очень. Практически вся их линейка элементной базы иностранного происхождения. Хотя у нас китайская электроника, за отсутствием альтернативы очень широко используется в изделиях оборонного назначения.

        Ну это не только у нас. Американцы тоже используют. Ни в этом суть. Чип становиться чипом, когда он запрограммирован, но ни американцы, ни наши делиться программами не будут.
        1. +3
          31 мая 2017 16:33
          Цитата: амурец
          Чип становиться чипом, когда он запрограммирован, но ни американцы, ни наши делиться программами не будут.

          А как программируются интегральные микросхемы? what
          1. +4
            31 мая 2017 18:02
            Цитата: Bongo
            как программируются интегральные микросхемы?

            Если 155-й серии, то с трудом. sad
          2. 0
            31 мая 2017 23:39
            Цитата: Bongo
            А как программируются интегральные микросхемы?

            По разному. Имеется ввиду новый, не запрограммируемый ЧИП. Сам я этим не занимался, но друг у меня этим занимается и на своих устройствах сам программирует микроконтроллеры.На новых насос- форсунках у нас с ноутбука производилось программирование на подачу и угол впрыска топлива, но здесь уже программы шли от производителя.
            1. 0
              1 июня 2017 02:10
              Цитата: амурец
              Имеется ввиду новый, не запрограммируемый ЧИП. Сам я этим не занимался, но друг у меня этим занимается и на своих устройствах сам программирует микроконтроллеры.

              Вот он дал мне ссылку на материал из журнала Радио за 2004год №5, о программах и программаторах.
              http://kazus.ru/nuke/users_files/3
              0092008/8396575
              .pdf
              1. 0
                1 июня 2017 02:33
                Цитата: амурец
                На новых насос- форсунках у нас с ноутбука производилось программирование на подачу и угол впрыска топлива, но здесь уже программы шли от производителя.

                Ну а это как пример:http://wiki.vag.cc/images/d/de/SSP_036_ru_
                %D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%
                D1%8C_1.9TDi_c_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%
                BC%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81-%D1
                %84%D0%BE%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA.pdf
  6. +4
    31 мая 2017 20:16
    Доброго времени суток Сергей!
    Меня тоже всегда удивляло, как
    :В ходе воздушных схваток с МиГ-21 и МиГ-23 они продемонстрировали превосходство в горизонтальном манёвре.
    Однако...
    После окончания войны во Вьетнаме в 1975 г. осталось большое количество трофейной американской военной техники, в том числе и авиационной. Многое было передано в СССР, и среди прочего истребитель F-5E «Тайгер II» (заводской номер 7300807, изготовлен 02.06.74 г. фирмой «Нортроп» в г. Палмдейл, штат Калифорния).

    Сначала машину доставили на аэродром «Чкаловское», где произошло первое непосредственное знакомство наших специалистов с этим самолетом. Затем его переправили на базу НИИ ВВС в Ахтубинск. Для детального изучения, освоения и испытаний была сформирована испытательная бригада из сотрудников инженерно- технического состава института (специалистов по планеру, силовой установке, оборудованию, вооружению, контрольно-записывающей аппаратуре и другие).

    После завершения этапа наземных испытаний, в периоде 20 июля 1976 г. по 15 мая 1977 г. были проведены летные испытания. Изучение летно- технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, маневренность и взлетно-посадочных характеристики самолета F- 5Е проводилось в объеме государственных испытаний.

    Испытания проводили ведущие летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, А.С.Бежевец и В.Н. Кондауров- все трое Герои Советского Союза.

    F-5E «Тайгер II» на аэродроме в Ахтубинске:




    Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС Герои Советского Союза НИ .Стогов (в кабине), А.С.Бежевец и В.Н. Кондауров изучают F-5E «Тайгер II»:



    Герой Советского Союза Н. И. Стогов перед вылетом на F-5E «Тайгер II»

    Справедливости ради, надо отметить, что результаты облетов были довольно неожиданными. Американский самолет получил высокую оценку своих летно-технических данных, были проведены воздушные бои (так называемое «совместное маневрирование») с истребителем МиГ-21 БИС. Результаты получились неожиданными, и обескуражили не только летчиков, проводивших эти бои, но также научных сотрудников НИИ ВВС и инженеров-конструкторов ОКБ А.И.Микояна.
    Обладающий большей тяговооруженностью, скороподъемностью, имеющий максимальную эксплуатационную нормальную перегрузку и меньшую нагрузку на крыло, в восемнадцати (18!) воздушных боях МиГ-21 БИС ни разу не смог зайти в хвост F- 5Е. При этом F-5E в большинстве боев имел реальную возможность вести огонь в заднюю полусферу МиГ- 21 БИС. Полученный нашими испытателями опыт был очень ценен и в дальнейшем был учтен в разработках наших авиационных конструкторов.

    После испытаний в НИИ ВВС самолет F-5E передали в ЦАГИ для детального изучения конструкции планера и статических испытаний на прочность.

    Ну и по поводу
    :Из управляемого оружия «Тайгер» может нести только весьма устаревшие ракеты ближнего боя с ТГС, а его РЛС AN / APQ-153, по сути, является радиолокационным прицелом с очень ограниченной дальностью действия.
    Однако (данный вариат конечно у ИАИ мог и небыть)
    На F-5E и F-5F использовалась импульсная РЛС Эмерсон Электрик AN/APQ-153, затем усовершенствованный вариант AN/APQ-159, позволяющие производить поиск воздушных целей (на фоне земли цели не обнаруживались), наведение УР и воздушной стрельбы из пушки. Дальность обнаружения цели — 74 км, дальность захвата —19 км. Установлены также радиолокационная система AN/ARN-118 TACAN, ДМВ радиостанция, прицел с вычислителем упреждения и система опознавания госпринадлежности AN/APX-101.
    1. +2
      1 июня 2017 00:24
      Цитата: NIKNN
      На F-5E и F-5F использовалась импульсная РЛС Эмерсон Электрик AN/APQ-153, затем усовершенствованный вариант AN/APQ-159,

      Согласно тем материалам, что мне удалось накопать в ИРИ были только AN/APQ-153.
      1. +3
        1 июня 2017 11:03
        Сергей, доброго времени суток. У меня к вам вопрос есть как к человеку имеющими доступ к в кудато куда я не вхож(шутка, да будет так)
        После испытаний в НИИ ВВС самолет F-5E передали в ЦАГИ для детального изучения конструкции планера и статических испытаний на прочность.
        Где найти результаты...:( я не нашел)???? Возможно с вашими связями в архивах и у меня чего то просветлится...? Но на данный день, (я всю жизнь летал на МИГ-21 от тех, что мы поставляли (МФ и иже с ним) и до 93го (как предлагали опять же за рубеж в качестве модернизации). Ремарка: ("Бис" меня знал, а нея его....") . По этому и интересно, я пока не открыл этот секрет...:(
        1. +3
          1 июня 2017 15:10
          Цитата: NIKNN
          Сергей, доброго времени суток. У меня к вам вопрос есть как к человеку имеющими доступ к в кудато куда я не вхож(шутка, да будет так)

          Это в прошлом... request
          Цитата: NIKNN
          Где найти результаты...:( я не нашел)???? Возможно с вашими связями в архивах и у меня чего то просветлится...? Но на данный день, (я всю жизнь летал на МИГ-21 от тех, что мы поставляли (МФ и иже с ним) и до 93го (как предлагали опять же за рубеж в качестве модернизации).

          МиГ-21-93, не фига себе...их построили совсем немного. Что касается информации, то в прошлом сам служил в ПВО, сейчас периодически бываю на авиазаводе и в 23-и иап, немного знаком с актуальными делами. Но к той информации о чём Вы спрашиваете, у меня доступа нет. Возможно, кое что ещё до сих пор "под грифом".
          1. +4
            1 июня 2017 15:27
            Спасибо!!! hi
        2. +2
          3 июня 2017 02:07
          Посмотрите графики здесь http://airwar.ru/other/bibl/f5ebook.html
          Возможно они скажут Вам больше чем мне feel
  7. mvg
    +2
    31 мая 2017 20:47
    Цитата: Bongo
    Цитата: амурец
    Чип становиться чипом, когда он запрограммирован, но ни американцы, ни наши делиться программами не будут.

    А как программируются интегральные микросхемы? what

    Доброго вечера. hi Там в статье ошибка. Некрасиво как то. Серия статей действительно очччень неплохая. Может все-таки ПВО Израиля... хотя бы из тех данных, что в открытой печати. (это в смысле пожелание на след рассказ). Не секрет, что израильское ПВО одно из сильнейших в мире. Ни в чем не уступает ни США, ни России, ни Европе (Британия, Франция). Хотелось бы знать, отчего так богоизбранные спят спокойно )
    1. +3
      1 июня 2017 00:24
      Цитата: mvg
      Там в статье ошибка.

      В каком месте? Данные я брал в основном с анлоязычных источников, то что пишут сами иранцы, порой весьма противоречиво. Так или иначе, список источников в конце указан.
      Цитата: mvg
      Может все-таки ПВО Израиля... хотя бы из тех данных, что в открытой печати. (это в смысле пожелание на след рассказ). Не секрет, что израильское ПВО одно из сильнейших в мире. Ни в чем не уступает ни США, ни России, ни Европе (Британия, Франция). Хотелось бы знать, отчего так богоизбранные спят спокойно )

      Намерение такое есть, но пока "не созрел".
  8. +1
    31 мая 2017 20:59
    [media=https://www.youtube.com/watch?v=16CD0M1F_O
    8 может и не все так и плохо ...и санкции ООН наконец то по ...
  9. +1
    3 июня 2017 02:18
    Сергей, извините что не ответил сразу. По поводу военного потенциала Ирана Вы погорячились. Напомню что у Ирака в 1991 был схожий потенциал, а чем все закончилось все знают. Так что при нападении США на Иран, не смотря, на все эти тысячи ПЗРК и МЗА, без массовой закупки современного вооружения все кончится для Ирана плачевно, пусть и сопротивлятся он будет подольше.
    Все равно статья отличная, огромное спасибо за выполнение моего "заказа"(чемодан денег уже в пути)
    П.С. пишу с телефона и коментирую конец статьи.
    1. +2
      3 июня 2017 05:56
      Цитата: KKND
      Сергей, извините что не ответил сразу. По поводу военного потенциала Ирана Вы погорячились. Напомню что у Ирака в 1991 был схожий потенциал, а чем все закончилось все знают. Так что при нападении США на Иран, не смотря, на все эти тысячи ПЗРК и МЗА, без массовой закупки современного вооружения все кончится для Ирана плачевно, пусть и сопротивлятся он будет подольше.

      Не стоит сравнивать ИРИ с Ираком. Иранские вооруженные силы достаточно боеспособны и в нынешнем состоянии вполне могут нанести неприемлемые потери агрессору и разрушить нефтедобычу в регионе. По всей видимости для полноты картины придётся писать про ракетно-ядерный потенциал Ирана.
      Цитата: KKND
      Все равно статья отличная, огромное спасибо за выполнение моего "заказа"(чемодан денег уже в пути)

      Пожалуйста! hi Чемодан жду с нетерпением! fellow

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»