Мексиканская экспедиция Кортеса. Осада и падение Теночтитлана

45
Мексиканская экспедиция Кортеса. Осада и падение Теночтитлана

Взятие Теночтитлана. Испанское изображение XVII в.


Измученный 93-дневной осадой, город был наконец покорен. Уже не слышалось на его улицах ни яростных криков «Сантьяго!», ни хриплых боевых кличей индейских воинов. К вечеру стихла и беспощадная резня – победители сами были измотаны упорными боями и пресытились кровью на сегодня. Эрнан Кортес, командующий испанским экспедиционным отрядом и военный вождь многочисленных индейских союзников, позволил остаткам населения покинуть опустошенный осадой, голодом и эпидемиями Теночтитлан. Около 30 тысяч жителей – все, что осталось от некогда густонаселенного города, измученные и истощенные, побрели по дамбам озера Тескоко. Дымящиеся и щедро усыпанные мертвецами руины подвели итог не только начатой 22 мая 1521 года от Рождества Христова осады «столицы дикарей», по сравнению с которой многие города родной Испании выглядели как большие деревни, но и завершили череду военных экспедиций против страны ацтеков. Экспедиций, которые должны были принести две самые необходимые вещи в здешних, уже начавшихся становиться колониальными, землях – золото и славу. В обретении славы испанцы не сомневались. Их подвиги в джунглях и болотах Вест-Индии должны были затмить даже заслуги покорителей мавританской Гранады. Предполагалось, что о золоте Эрану Кортесу поведает не кто иной, как правитель ацтеков Куаутемок, захваченный в плен. Но воля последнего вождя ацтеков оказалась крепче стен Теночтитлана. Победители еще не знали этого, надеясь взять богатую добычу.



Вслед за Колумбом

Открытие в 1492 г. новых земель за океаном создало для Испании перспективу превратиться из регионального королевства в мировые лидеры. Многовековой процесс реконкисты был завершен падением последнего мавританского оплота – Гранадского халифата. Многочисленное гордое и столь же бедное, сколь и воинственное испанское дворянство неохотно вложило меч в ножны. На Пиренейском полуострове более не осталось мест, где можно было сникать славу и раздобыть золото, – оставалось уповать на поиск далеких и, по слухам, сказочно богатых стран, расположенных далеко на Востоке. Можно было, конечно, заняться берберскими пиратами североафриканского берега, но трофеи, добываемые в подобных рейдах, не шли ни в какое сравнение с рассказами об Индиях, где золото валяется чуть ли не под ногами.

Энергия оставшейся на какое-то время не у дел военной аристократии и прочего поднаторевшего в ратных делах служилого люда уже начала искать себе выход, конвертируясь в рост внутренней напряженности. И тут очень кстати страну облетела весть о чудаковатом, но весьма энергичном генуэзце, добившемся у королевской четы Фердинанда и Изабеллы финансирования рискованной экспедиции, и об ее удачном завершении. Конечно, не возможное буйство скучающих идальго сподвигло монархов дать добро мореплавателю – государственная казна была так же далека от наполненности, как легендарный Катай или Индия от Мадрида. Колумб и его спутники поведали о многочисленных и сказочно богатых тропических островах и миролюбивых дикарях, обитавших на них. Начало было положено, и за океан потянулись все новые и новые экспедиции.

Вслед за Колумбом в новые земли направились личности, в чьих глазах и сердцах горел огонь не познания мира, а прагматичное пламя наживы. Их вела жажда золота. Многочисленные острова были действительно прекрасны, природа поражала пышностью и буйством красок. Однако это великолепие никак нельзя было превратить в звонкие дублоны. Драгоценного желтого металла у дикарей было немного, и его не прибавилось даже тогда, когда их начали истреблять и обращать в рабство со все более увеличивающимся размахом. Очень скоро испанцы получили сведения о находившемся дальше на западе обширном континенте, где, по неясным и противоречивым слухам, располагались большие города, битком набитые столь вожделенным желтым металлом. В ходе своего третьего плавания в Новый Свет корабли Колумба, наконец, достигли берегов современной Панамы и Коста-Рики, где местные жители поведали прибывшим о землях, богатых золотом, которые были расположены гораздо южнее. Очевидно, именно тогда испанцы впервые узнали о Перу.

Довольно долго испанская экспансия в Новом Свете ограничивалась бассейном Карибского моря – требовалось создать базу для дальнейшего продвижения на запад. Начало добычи золота на Эспаньоле подстегнуло испанцев к более интенсивной колонизации. В начале 1517 г. экспедиция Франсиско де Кордобы на трех кораблях в результате шторма очутилась у побережья полуострова Юкатан. Удалось выяснить, что эти земли населяют не примитивные с точки зрения европейцев дикари Карибского моря, а гораздо более развитый народ майя. Аборигены в изобилии носили золотые украшения, однако встретили пришельцев враждебно – испанцы, потрепанные в вооруженных стычках, где сам де Кордоба был тяжело ранен, были вынуждены вернуться на Кубу. Так стало известно, что довольно близко от недавно основанных колоний имеются еще не исследованные и, самое главное, богатые территории.

Сведения, полученные людьми де Кордобы, чрезвычайно взволновали местных поселенцев и вызвали живейший интерес губернатора Кубы Диего Веласкеса де Куэльяра. В 1518 году для более детального изучения открытых земель была снаряжена экспедиция Хуана де Грильхавы. Де Грильхава достиг побережья Юкатана и двинулся вдоль него на запад, достигнув вскоре Мексики, которую он назвал Новой Испанией. Тут экспедиция вступила в контакт с представителями правителя государства ацтеков, которые уже знали о появлении пришельцев. Де Грильхава доброжелательно и умело провел переговоры с индейцами, заверив их в самых мирных намерениях, и, кроме того, осуществил ряд выгодных торговых сделок, выменяв довольно много золота и драгоценных камней. Тепло попрощавшись с принимающей стороной, испанцы после 6-месячного похода вернулись на Кубу.

Догадки Диего Веласкеса подтвердились: на западе действительно располагались богатые золотом и другими драгоценностями земли. И эти земли еще не принадлежали испанской короне. Такое вопиющее упущение необходимо было исправить. И тогда предприимчивый губернатор начал готовить новую экспедицию, и была она уже не исследовательской.

«Денег у него было мало, зато долгов – много»


Фернандо Кортес де Монрой и Писарро Альтамирано. Так представлял конкистадора неизвестный художник XVIII в.


Вокруг будущей экспедиции почти сразу начали бушевать кастильские страсти с карибским оттенком. Предполагаемый размер богатства неизведанной страны в предприимчивых головах колонистов удобно трансформировался в достойный куш. Пользовавшийся большим авторитетом у своих солдат и моряков де Грильхава был оттеснен губернатором от участия в новом проекте. Веласкес опасался, что всё золото и другие сопутствующие оному приятные факторы, как расположение королевского двора и почести, пройдут мимо него. Для этой цели губернатор решил назначить другого человека, не подозревая, что с ним хлопот будет гораздо больше.

Эрнан Кортес, которому было суждено расширить владения испанской короны и необычайно обогатить королевскую сокровищницу, происходил из бедного, хотя и весьма знатного дворянского рода. Он родился в 1485 году – к моменту совершеннолетия юноши мавританских государств на территории Испании уже не осталось. Поэтому молодой Кортес отправился на учебу в университет Саламанки, где проучился два года. Однако учеба наскучила юному идальго, тем более все вокруг твердили о новых землях, открытых за океаном, где можно не только сделать карьеру, но и быстро разбогатеть. В 1504 г. Кортес бросает университет и отправляется через океан на Эспаньолу. Позже, в 1510–1514 гг. он принял участие в полном завоевании Кубы испанцами под командованием Диего Веласкеса.

К моменту снаряжения экспедиции в Мексику Кортес занимал должность алькальда в недавно основанном городе Сантьяго. Современники отмечали его живой, динамичный ум и образованность – несостоявшийся выпускник Саламанки хорошо знал латынь и в своих письмах не единожды цитировал античных авторов. В конце октября 1518 г. Веласкес подписал контракт и инструкции для Кортеса, согласно которому губернатор Кубы снаряжал три корабля, а средства для остальных десяти предоставлял сам Кортес и казначей колонии Амадор де Ларес. Таким образом, Веласкес курировал экспедицию, но вложил туда гораздо меньше средств, чем другие ее организаторы. Для изыскания необходимых средств Кортесу пришлось заложить все свое имущество и основательно влезть в долги. Вербовка участников шла подозрительно быстро – каждому Кортес обещал долю в добыче и обширное поместье с рабами.

Отряд искателей удачи численностью более 500 человек был набран без особого труда, однако такая активность несколько озадачила сеньора Веласкеса. В колониальной администрации, где одним из действенных средств достижения верхних ступенек карьерной лестницы являлось банальное подсиживание и регулярное доносительство, у Кортеса хватало и врагов, и соперников. По углам шептались даже, что гордый идальго хочет завоевать Мексику лично для себя и сделаться ее правителем. Естественно, подобные слухи тревожили сеньора Веласкеса, и он издал приказ сместить Кортеса с должности руководителя экспедиции, однако в ответ получил лишь ироничное письмо с просьбой не принимать ябедников всерьез. Взбешенный губернатор распорядился арестовать наглеца и задержать готовую к отплытию эскадру, однако 10 февраля 1519 г. 11 кораблей экспедиции покинули Кубу и взяли курс на запад.

Пришельцы и хозяева

Предприятие Кортеса по своей сути не являлось полноценным вторжением, а было скорее похоже на обычный разбойничий набег, организованный большой и хорошо вооруженной бандой. В распоряжении авантюриста было чуть более 550 человек (в их числе 32 арбалетчика и 13 аркебузиров), располагавших 14 орудиями и 16 лошадьми. К ним следует прибавить около сотни моряков из состава корабельных экипажей и около двухсот индейцев-носильщиков. На стороне испанцев был не только солидный боевой опыт европейских и колониальных войн, но и значительное технологическое преимущество. Кроме огнестрельного оружия и арбалетов, они располагали стальным оружием и доспехами. Лошади, совершенно не знакомые индейцам, долгое время воспринимались ими как своеобразное «чудо-оружие» белых пришельцев.



Обогнув полуостров Юкатан, Кортес сделал остановку в заливе Кампече. Местное население не испытывало к испанцам и крупицы радушия и поэтому ринулось в бой. Умело применив против индейцев артиллерию и всадников, Кортесу удалось рассеять многочисленного врага. Сделавшие необходимые выводы местные вожди прислали грозным пришельцам дары, включая 20 молодых женщин. Одну из них, после крещения получившую звучное имя донна Марина, руководитель экспедиции приблизил к себе, и она сыграла важную роль в завоевательном походе против ацтеков. Двинувшись дальше на запад вдоль побережья, 21 апреля 1519 г. испанцы высадились на берег и основали укрепленное поселение Веракрус. Оно стало главным опорным пунктом и перевалочной базой предстоящей кампании.

Кортес и его спутники в общих чертах уже представляли себе обстановку в местных краях. На большей части Мексики, от Тихого океана и до Мексиканского залива, раскинулось обширное государство ацтеков, фактически являющееся союзом трех городов: Тескоко, Тлакопана и Теночтитлана. Реальная власть была сосредоточена в Теночтитлане и находилась в руках верховного правителя, или императора, как его называли испанцы. Большое количество различных городов ацтеки обложили ежегодной данью – во внутренние дела они не вмешивались, требуя от местных властей лишь своевременных выплат и предоставления воинских контингентов в случае военных действий. Существующему порядку вещей имелась внушительная оппозиция в лице большого и сильного города Тласкалы, чье население достигало почти 300 тыс. человек. Правители Тласкалы являлись старыми врагами Теночтитлана и вели с ним непрекращающуюся войну. Императором ацтеков на момент появления Кортеса был Монтесума II, девятый по счету правитель. Он слыл опытным и искусным воином и талантливым администратором.

Вскоре после того, как испанцы укрепились в Веракрусе, к ним прибыла делегация во главе с местным ацтекским наместником. Его приняли доброжелательно, устроив целое представление, которое по совместительству являлось демонстрацией военной мощи. Люди Кортеса показали потрясенным аборигенам всадников, свое оружие и в качестве заключительного аккорда устроили артиллерийский салют. Глава конкистадоров был любезен и передал через наместника дары Монтесуме. Среди них особенно выделялся позолоченный испанский шлем.

Тем временем отряд Кортеса начал пробираться вглубь континента. Спутниками этого похода стали жара, москиты и вскоре начавшийся голод – привезенная с Кубы провизия пришла в негодность. Через неделю после визита наместника от ацтеков прибыла новая делегация с большими дарами, включая золото и дорогие украшения. Монтесума через своих посланников благодарил Кортеса, однако категорически отказался вести с пришельцами какие-либо переговоры и настойчиво просил их повернуть обратно. Большая часть испанского отряда поддержала подобную идею, считая полученную добычу достаточной, а невзгоды, испытываемые в походе, – слишком тяжелыми. Однако Кортес, который в этом предприятии поставил на карту всё, решительно настаивал на продолжении похода. В конце концов аргумент, что впереди ждет еще много добычи, сыграл свою роль, и поход продолжился. Постепенно Кортес и его спутники поняли, что им предстоит иметь дело не с диковатыми племенами Кубы и Эспаньолы, а с многочисленным и хорошо вооруженным по индейским меркам противником. Самым разумным в этой ситуации было воспользоваться раздорами среди индейцев и тем, что часть населения выражала недовольство ацтеками, и заполучить союзников среди местных.

По мере продвижения вглубь Мексики испанцы столкнулись с воинами города Тласкала, самого сильного и упорного соперника Теночтитлана. Первоначально тлашкальтеки по ошибке приняли белых за союзников ацтеков и напали на них. Это нападение было отбито, однако испанцы высоко оценили боевые качества воинов этого племени. Выяснив ситуацию, вожди Тласкалы предложили Кортесу свою помощь, выделив для его отряда носильщиков и воинов. Впоследствии испанцев подержали и другие племена. Никто из этих туземных князьков, очевидно, даже не подозревал, что после уничтожения ацтеков наступит и их черед, а кажущиеся дружелюбными белые не оставят даже памяти о своих индейских союзниках.

Поведение Монтесумы вызывало смущение у его приближенных – чем дальше продвигался отряд Кортеса, тем больше ацтекский правитель терял присутствие духа и присущую ему волю. Может быть, тут сыграла роль легенда о боге Кетцалькоатле, который однажды должен был вернуться, и которую Кортес якобы использовал в своих целях. А может, на Монтесуму повлияли сильно преувеличенные рассказы об оружии белых пришельцев и их лошадях. Раз за разом ацтекский правитель направлял к конкистадорам своих посланцев с богатыми дарами, настойчиво требуя от них повернуть обратно и не идти в Теночтитлан. Однако подобные мероприятия оказывали обратное действие. Аппетиты белых только росли, как и их стремление продолжать путь.

Монтесума продолжал удивлять своих подданных нерешительностью. С одной стороны, не без его ведома на испанцев была организована засада в городе Чолула, лишь в последний момент раскрытая спутницей Кортеса донной Мариной. А с другой стороны, ацтекский правитель с легкостью отрекся от правителей Чолулы, казненных пришельцами, объяснив произошедшее легким недоразумением. Располагая крупными военными силами, многократно превосходившими отряд испанцев и их союзников, Монтесума тем не менее не сдвинулся с места, а продолжал отправлять дары, каждый раз все больше и роскошнее, чем предыдущие, и просил пришельцев повернуть обратно. Кортес был неумолим, и в начале ноября 1519 г. его отряд увидел перед собой столицу ацтеков Теночтитлан.

Кортес в Теночтитлане, или Ночь печали

Отряд европейцев и их союзников беспрепятственно вошел в город, расположенный на острове посреди озера Тескоко, через одну из дамб, соединяющую Теночтитлан с берегом. При входе их встречал сам Монтесума и его ближайшие сановники в дорогих и нарядных одеждах. Наблюдательные солдаты к своему удовольствию заметили на «дикарях» большое количество золотых украшений. Город поразил европейцев своими размерами и благоустроенностью. В нем были и широкие улицы, и обширные площади – столица ацтеков ярко контрастировала со многими европейскими городами. Местность вокруг Теночтитлана была густо заселена, рядом располагались и другие не менее великолепные и большие города. И посреди всех этих рукотворных богатств находился Кортес с несколькими сотнями воинов, измученных дорогой через джунгли.


Испанское изображение Теночтитлана XVII в.


Не могло быть и речи о завоевании этой огромной и богатой страны такими мизерными силами, и главарь конкистадоров повел себя умно, расчетливо и изощренно. Он начал «обрабатывать» Монтесуму, постепенно подчиняя волю ацтекского правителя своей. Отряд расположился в обширном здании, почти в центре Теночтитлана, и Кортесу удалось уговорить Монтесуму в знак своего расположения к пришельцам перейти туда жить. Используя волнения индейцев и нападение их на гарнизон Веракруса, Кортес добился выдачи виновных в этом вождей и сожжения их на костре. Для пущей острастки самого Монтесуму заковали в кандалы.

Предприимчивый идальго начал править страной от его имени и в первую очередь потребовал от подвластных Теночтитлану правителей дани золотом. Объем взятой добычи был просто колоссален. Для удобства транспортировки испанцы большую часть украшений и ювелирных изделий перелили в золотые слитки. Малограмотные солдаты из Кастилии и Андалусии не знали таких цифр, чтобы подсчитать денежный эквивалент захваченных сокровищ. Однако их еще надо было вывезти из города, гостеприимство которого вызывало все больше опасений.

С побережья тем временем пришли тревожные новости. Губернатор Кубы сеньор Веласкес продолжал беспокоиться о судьбе удравшего Кортеса и его людей, поэтому послал по следам беглецов своего доверенного человека, Панфило де Нарваэса, на 18 кораблях в сопровождении отряда из 1500 солдат с приказом доставить Кортеса «живым или мертвым». Оставив в Теночтитлане небольшой гарнизон охранять Монтесуму, а также больных и раненых, Кортес ринулся к Веракрусу, имея при себе около 260 испанцев и 200 индейских воинов, вооруженных пиками. Он собирался хитростью и силой решить проблему с вновь прибывшими. Для начала к Нарваэсу были отправлены несколько офицеров, на которых предусмотрительно навесили много золотых украшений. Нарваэс был исправным служакой и отверг все попытки договориться, зато его подчиненные, узрев в нарядах парламентеров потрясающие возможности и перспективы, сделали надлежащие выводы. Под покровом ночи люди Кортеса напали на отряд Нарваэса. Им удалось незаметно снять часовых и захватить пушки. Их противники сражались неохотно и без должного энтузиазма, охотно переходя на сторону Кортеса. Сам Нарваэс потерял в бою глаз и был пленен. Его войско фактически пополнило ряды конкистадоров – Кортес распорядился вернуть им оружие и личные вещи, расположив их к себе подарками.

Во время разборок между испанцами прибыл гонец из Теночтитлана с пугающим известием, что в столице ацтеков началось восстание. Вскоре против пришельцев поднялась вся страна. Кортес оказался готов и к такому развитию событий. Теперь его армия насчитывала 1300 солдат, 100 всадников, 150 аркебузиров. Тлашкальтеки, оставшиеся его надежными союзниками, прибавили к этому числу более 2 тыс. отборных воинов. Стремительно наступая, союзники 24 июня 1520 г. подошли к Теночтитлану. И тут стали известны причины восстания: во время традиционного для индейцев празднества в честь бога войны Уицлипочтли испанцы во главе с командующим гарнизоном Педро де Альварадо захотели присвоить себе богатые золотые украшения, надетые на жрецов. В результате возникшей ссоры множество местных жителей и жрецов были убиты и ограблены. Это переполнило чашу терпения ацтеков, и они взялись за оружие.

Неверно представлять государственное образование ацтеков раем Нового Света, а его население доверчивыми и добродушными жителями сказочной страны. Власть ацтеков была жестока и беспощадна, их религиозный культ включал в себя регулярные и многочисленные человеческие жертвоприношения. Однако белые пришельцы, ошибочно принятые вначале за посланников богов, оказались на деле не менее жестокими, чем ацтеки, а их алчность и жажда золота не знала пределов. Кроме того, они привезли с собой доселе неизвестную болезнь, которая начала опустошать страну. Как оказалось, один из чернокожих рабов с кораблей Нарваэса был болен оспой, о которой индейцы и понятия не имели.

Располагая более крупными, чем в начале похода, силами, Кортес без особого труда вошел в Теночтитлан и деблокировал гарнизон Альварадо. Однако в скором времени индейцы блокировали захватчиков в занятых ими строениях, перекрыв к тому же подвоз продовольствия. Атаки продолжались практически ежедневно, и испанцы начали нести ощутимые потери, к которым прибавился голод. Находясь в осаде, Кортес вновь решил прибегнуть к помощи своего знатного пленника: он убедил Монтесуму выступить перед своими подданными и убедить их прекратить борьбу. Правитель ацтеков вышел в парадном одеянии на крышу здания и начал увещевать жителей и воинов остановить штурм и позволить пришельцам покинуть город. Его речь была встречена ливнем камней и стрел. Получив смертельное ранение, Монтесума через некоторое время скончался. Вместе с ним закончились попытки договориться с индейцами мирно.

Силы осаждающих увеличивались, положение осажденных в императорском дворце ухудшалось. Заканчивалось не только продовольствие, но и запасы пороха. В начале июля Кортес принимает нелегкое решение идти на прорыв из города. Из всех награбленных сокровищ он выделил обязательную к транспортировке королевскую долю, остальным же разрешил взять столько золота, сколько смогут. Опытные вояки прихватывали драгоценные камни, тогда как новички, бывшие солдаты Нарваэса, отягощали себя большим количеством желтого металла. Впоследствии это сыграло с ними смертельную шутку.

В глухую полночь, навьючив поклажу на индейцев и немногочисленных лошадей, отряд Кортеса пошел на прорыв. Однако шум походной колонны услышали часовые, и вскоре она была атакована многочисленными силами. Переносной мост, собранный для удобства форсирования каналов, опрокинулся, и многие из отступавших оказались в воде. Тяжесть только что обретенного богатства тянула своих новоиспеченных хозяев вниз, и многие попросту утонули. В сумятице ацтекам удалось взять некоторое количество пленных. С большим трудом испанцы и их союзники достигли берега озера Тескоко. В эту ночь, получившую впоследствии поэтическое название «Ночь печали», они понесли большие потери.

В последующие дни конкистадоры подверглись новым атакам и в конце концов отступили в союзную Тласкалу. В ночь печали и в последующие дни Кортес лишился почти 900 испанцев и около 1,5 тысяч союзников-индейцев. Захваченные в плен были принесены в жертву, как и несколько лошадей. У союзников Кортесу удалось привести в порядок свое потрепанное воинство и приступить к осуществлению реванша.

Осада и гибель Теночтитлана

Предводитель конкистадоров, несмотря на нелегкое положение и потери, со всей энергией начал готовить захват столицы ацтеков. Уговорами, обещаниями, подарками он смог склонить на свою сторону ряд индейских племен. Его соратники смогли перехватить несколько кораблей с подкреплениями и припасами, посланных губернатором Кубы на помощь отряду Нарваэса, о судьбе которого тот не имел ни малейшего представления. Понимая, что атаковать Теночтитлан только с суши будет дорого и не продуктивно, Кортес приказал находящемуся в его войске корабельному мастеру Мартину Лопесу построить 13 небольших разборных бригантин для действий на озере Тескоко.

Готовились к битве и ацтеки. После гибели Монтесумы верховная власть перешла к его брату, Куитлауаку, однако он вскоре скончался от оспы, и командование взял на себя его племянник, талантливый и смелый полководец Куаутемок. Он прилагал большие усилия, чтобы укрепить город и повысить боеспособность все еще многочисленного ацтекского войска.

28 декабря 1521 г. войска Кортеса выступили в поход на Теночтитлан. В его распоряжении было около 600 испанцев (из них 40 всадников и около 80 аркебузиров и арбалетчиков) и более 15 тысяч воинов союзных индейских племен. Достигнув лояльного ацтекам города Тескоко недалеко от одноименного озера, Кортес решил оборудовать тут свою штаб-квартиру. Здесь планировалось осуществить сборку построенных испанцами речных судов, для чего потребовалось прорыть канал в озеро Тескоко. На эту трудоемкую операцию ушло всего лишь несколько месяцев – рабочей силы у испанцев было в избытке. Кортес направил Куаутемоку послание, предлагая ему мир и власть над его государством в обмен на присягу испанскому королю. Зная, чем кончил не в меру доверчивый дядя, молодой правитель торжественно поклялся, что любой попавший в плен испанец будет в обязательном порядке принесен в жертву. Договориться не удалось, и вскоре боевые действия возобновились.

28 апреля 1521 г. испанцы вывели в озеро свои первые три судна, на каждом из которых была размещена пушка. 22 мая испанские и индейские войска блокировали все три дамбы, соединяющие Теночтитлан с берегом. Так началась трехмесячная осада города. Большое содействие союзникам оказывали предусмотрительно построенные бригантины, регулярно обстреливающие позиции ацтеков. Начатые штурмовые атаки, несмотря на достигнутый первоначальный успех, не привели к желаемым результатам – попытки закрепиться в городских кварталах раз за разом проваливались. Куаутемоку удалось хорошо укрепить свою столицу.

И все же стратегическое положение ацтеков ухудшалось. Видя их незавидное состояние, на сторону противника начали переходить прежние союзники. Теночтитлан оказался полностью блокирован, и в него прекратился подвоз продовольствия. В довершение всего по приказу Кортеса был разрушен акведук, снабжающий остров питьевой водой, которую осажденным пришлось добывать из колодцев. Одна из атак испанцев закончилась окружением и разгромом штурмовой колонны – 60 пленных были торжественно принесены в жертву на вершине Большого Храма, возвышающегося в центре города. Это тактическое поражение врага подбодрило защитников и заронило сомнения у союзников конкистадоров.

Тогда Кортес решил изменить тактику – вместо лобовых атак и попыток прорваться в центр города он начал планомерно прогрызать оборону. Захваченные здания разрушались, а городские каналы засыпались. Таким образом, получалось больше свободного пространства, удобного для действий артиллерии и кавалерии. Очередная попытка переговоров была с презрением отвергнута Куаутемоком, и 13 августа союзники пошли на общий штурм. Силы защитников к этому времени были подорваны голодом и прогрессирующими болезнями, и все же они оказали серьезное сопротивление.

О последних часах Теночтитлана имеются противоречивые сведения. Так, согласно одной из легенд, последний очаг сопротивления находился на вершине Большого Храма, где после беспощадной схватки испанцам удалось водрузить королевское знамя. С одной из бригантин были замечены четыре больших пироги, пытавшихся перейти озеро – корабль погнался за ними и захватил их. На одной из пирог находился Куаутемок, который предложил себя в заложники в обмен на неприкосновенность своих близких и спутников. Его отправили к Кортесу, который встретил пленного правителя с подчеркнутой вежливостью. В самом городе продолжалась резня, которая начала стихать лишь к вечеру. Потом победители «милостиво» разрешили оставить уцелевшим жителям свой город, превращенный в руины. Куаутемока впоследствии подвергли допросу и пыткам в надежде получить сведения о золоте – испанцы взяли куда более скромную добычу, чем ожидали. Не сказав ничего, последний правитель ацтеков был казнен, вместе с ним умерла тайна спрятанного по его приказу золота. Это не спасло ацтеков от колонизации. Как, впрочем, индейское золото впоследствии не только не спасло от краха испанскую колониальную империю, но и стало одной из причин упадка Испании.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    31 мая 2017 07:14
    И все же пару слов в защиту испанцев.
    1. Насчет оспы - это было исторически неизбежно. Раз уж Америку открыли, европейские микробы туда все равно попали бы, так или иначе. Но о том, что болезни вызываются бактериями и вирусами в 16 веке еще никто не знал. Так что оспа - это все-так непреднамеренная штука. В ответ индейцы наградили завоевателей сифилисом, так что один-один.
    2. Завоевание было жестоким. Но разве менее жестокими были вообще войны того времени? Ничем особо эта война не отличается от тысяч других, что гремели от Теночтитлана до Пекина.
    3. Сами ацтеки были те еще невинные овечки. Автор об этом сказал, но как-то скомканно, скороговоркой. А между тем изощренности местных жрецов позавидовал бы любой Чикатило. Вырезание сердца - это наиболее простой и быстрый способ умерщвления жертв. Были куда более длинные ритуалы. Данникам любить ацтеков было не за что. Был у этих индейцев интересный обычай. Жертв надо было много, очень много. Как правило, их добывали набегами на соседей. Но если вдруг набег оканчивался неудачей, то данников заставляли объявить войну ацтекам. Вот только вместо боевого оружия их воины должны были идти в бой с букетами цветов. "Цветочные войны" - вот как это называлось. Естественно, армии с букетами почти в полном составе попадали в плен и отправлялись на жертвенные алтари. Так что нет ничего удивительного, что государство этих маньяков было сметено, как только появились испанцы, сумевшие объединить всех ацтекских врагов под одним знаменем.
    4.Военное дело мексиканских индейцев было весьма своеобразно. На войне, как на войне - иной раз врагов и убивали. Но основным мерилом воинского искусства и доблести было не число убитых, а число плененных супостатов. Так что у испанцев было мало шансов именно погибнуть в бою. Едва ли не единственный случай массовой гибели белых - Ночь Печали. При полном превосходстве в тактике и весьма серьезном - в вооружении испанцы могли просто резать индейцев, как свиней, пока те голыми руками пытались выдернуть врагов из строя, чтобы пленить их. Хотя если бы тактика индейцев была направлена на истребление врагов, дело для Кортеса могло обернуться очень плохо. Ведь уровень снаряжения конкистадоров был по европейским меркам до смешного низким, закованных в миланскую броню по самые уши среди них были единицы, большинство же было защищено лишь кольчугами или стеганными куртками. Для сравнения: когда испанцы столкнулись с арауканами, которые не заморачиваясь, просто убивали врагов, им не помогли ни пушки, ни конница, ни аркебузы. Хотя арауканы сражались оружием каменного века, испанцы за 150 лет войн так и не смогли завоевать эти племена.
    5. После завоевания, однако, испанцы поступили с местными вполне по человечески. В случае крещения наделяли полными правами, за местной знатью остались ее привилегии, только титулы сменились. Короткий промежуток времени испанцы пытались обращать местных индейцев в рабство, но быстро от этого отказались. А некоторое время спустя индейцы получили от испанской короны права подданных и как таковые стали защищаться королевской властью от притеснений (ибо налогоплательщики, к тому же христиане). Большая часть современного населения Южной и Центральной Америк - это прямые потомки индейских аборигенов. Вообще, владычество испанцев было намного мягче и куда менее кровавым, чем действия англосаксов в Северной Америке, где они устроили форменный геноцид.
    1. +4
      31 мая 2017 08:12
      Цитата: Molot1979
      Вообще, владычество испанцев было намного мягче и куда менее кровавым, чем действия англосаксов в Северной Америке, где они устроили форменный геноцид.

      Да-да, "мягче": население Мексики сократилось "всего лишь" в 25 раз(с 25 млн-до 1 млн человек). В остальных частях Латинской Америки было не лучше. Такие вот "гуманисты".

      Кстати, 500 летие открытия Америки в Южной Америке праздновали только в Аргентине: в остальных странах прошли протесты, обливания памятников колумбу краской и требования о признании этого дня траурным.
      Цитата: Molot1979
      И все же пару слов в защиту испанцев.
      .

      Не увидел ничего их оправдывающего:испанские варвары разрушили две цивилизации , которые во многом были выше их наголову.
      1. +9
        31 мая 2017 08:56
        Ацтеки то выше? Которые колеса не знали)) Но зато любому маньяку-садисту фору давали. И да! Они были сатанистами. Людей приносили в жертву сотнями и очень часто. Широко был распространен каннибализм и считался нормальным явлением.
        1. +5
          31 мая 2017 09:49
          Да что с ним говорить. Советский учебник , упавший на голову, выбил из нее последние остатки здравого смысла. Превосходили на голову. Ага, зная из металлов лишь золото, серебро и медь. Уж так превзошли, ой, как превзошли. А испанцы их из зависти уничтожили. Нечего тут нас превосходить на голову.
          1. +6
            31 мая 2017 17:37
            Цитата: Molot1979
            Да что с ним говорить. Советский учебник , упавший на голову, выбил из нее последние остатки здравого смысла.

            Весьма убедительный аргумент! Добродушный, интелигентнтный, вежливый у нас народ, пропитанный уважением и почтением ко всему и вся..... в духе романтики и благородных подвигов изложенных в статье. Дон Кихоты Ламанческие laughing
          2. 0
            1 июня 2017 11:13
            Цитата: Molot1979
            Да что с ним говорить. Советский учебник , упавший на голову, выбил из нее последние остатки здравого смысла.


            Для вас и кирпич -безопасен:нечего выбивать yes
            1. 0
              4 марта 2018 16:19
              Ты, товарищ, так и не привел ни одного РАЗУМНОГО довода за ацтеков. Кроме одного - испанцы напали на них, а не наоборот. Но для 16 века эта логика не работает. Кто сильнее, тот и прав. И сами ацтеки столетиями жили по этому правилу. Пока не пришли испанцы и не вломили каннибалам по первое и по десятое. Кто там булькнул про сокращение населения в 25 раз? Головой думать - не, не наш метод? Даже немцы, признанные доки по части геноцидов, при всей своей технике не смогли истребить сопоставимое количество мирняка. Ну невозможно это технически. А в 16 веке ни газовых камер, ни пулеметов.... Абсолютное большинство индейцев погибли от эпидемий, которые были исторически абсолютно неизбежным итогом трансатлантических путешествий. Даже приложи дон Фенрнандо все возможные усилия для спасения индейцев, ничего бы не вышло. Антибиотики еще не придумали. Единственным методом спасения аборигенов было бы сидеть дома. Но это ведь нереально.
              Так что, Ольгович, разберись уже с головой, что бы на нее ни упало, и не мели ерунды про превосходство на голову.
        2. 0
          31 мая 2017 19:34
          Цитата: Velizariy
          Широко был распространен каннибализм и считался нормальным явлением.

          ну обычай поедать тело бога или его часть(ну или часть объявленной священной) в каждой религии. Наша не исключение.
          У них более животная была..
          А впрочем мы все потомки каннибалов и трупоедов..иначе бы не выжили бы.
          1. +1
            1 июня 2017 08:28
            Ты точно потомок трупоеда... С таким мышлением
            1. 0
              1 июня 2017 19:23
              Цитата: Velizariy
              Ты точно потомок трупоеда... С таким мышлением

              если выжил мой предок-то не исключено. Человечеству через многое пришлось пройти-каннибализм, поедание сгнившего(отголоски любви к таким сырам, мясу у сев. народов и пр)
              Тут даже дело в не в том что предки слезли с деревьев или попали в саванну. Ну не обладаем мы способностями хищников-природных машин. А выживать надо было, а растительной пищи не было вдоволь.На севере тем более. А ледниковые периоды не шутка.
              Не исключено что вы тоже.
              1. +1
                2 июня 2017 08:21
                Цитата: Екатерина II
                Не исключено что вы тоже.

                Исключено. А Вам сочувствую.
          2. 0
            4 марта 2018 16:25
            Однако христиане все же не жрали людей, зарезанных до этого на алтаре. В отличие от. И вообще, почему мы все время про испанцев? Их там горстка была. И 2000 не наберется. А вот тласкаланцы дали Кортессу порядка 150 тысяч бойцов. Почти в сто раз больше. Именно они, а не жалкая горстка белых, завоевали Мексику. Да, потом испанцы им немало кровушки попили. Но они-то еще только должны были это сделать, а ацтеки выедали печень местным уже лет 300. Естественно, испанцы наши себе массу добровольных помощников.
      2. +5
        31 мая 2017 09:46
        Если бы уважаемый внимательнее читал сам текст, то заметил бы, что там прозвучало слов "оспа". Именно она, а вовсе не клинки испанцев так проредила индейские народы. Но, видимо, от возмущения у вас то ли глаза закрылись в нужном месте, то ли логика сказала досвидос.

        И таки что, что только в Аргентине? Вы неуч, дорогой мой, поэтому просто не в курсе, что на протяжении многих веков американские колонии боролись с метрополией, пока , наконец, товарищ С. Боливар не освободил их окончательно. Поэтому, естественно, что отношение к Мадриду там долгое время было равно отношению Риги к Москве.

        В чем конкретно они были вышен на голову? В деле истребления себе подобных? И правда, испанцы додумались всего лишь до сожжения живьем. В то время как превосходившие их на голову рабовладельческие индейцы уровня раннего бронзового века додумались бросать людей в огонь, потом сразу вытягивать обратно крючьями, закинув на плечи, сплясать ритуальный танец, а потом дожечь. Ореол бедненьких невинных жертв этим изуверам создали романтики типа Хаггарда и советские учебники, в которых любые борцы с феодализмом однозначно были "хорошими". Кстати, была еще одна сера, где ацтеки превзошли испанцев не на голову даже, а на всю Эйфелеву башню. Может, вы и не знали, но "блаародные дикари" не только приносили людей в жертву, но потом еще и поедали их. То есть, были банальными людоедами. О чем и сами в своих кодексах писали без всякого стеснения. Жрал человечинку в том числе и Куаутемок, организатор обороны Теночтитлана. Причем не от голода, а потому, что ему, как правителю, полагалось участовать в этом религиозном акте. Кстати, повесил его Кортес вовсе не за сокровища, а по подозрению в заговоре. Что несколько меняет дело.
        1. +4
          31 мая 2017 13:39
          По вашей логике, если человек менее образован и культурен, то ему можно смело бить в морду?Если индейцы были, по-вашему, варварами, то их следовало, не спрашивая, оцивилизовывать? Защищая испанцев, вы хотя бы ответьте на вопрос, а зачем они туда вообще полезли? Ради доброго и светлого? А по-моему, ради грабежа. и захвата колоний. К тому же Вы говорите, что не истребляли индейцев, так зачем убивать корову, которая дает молоко? Так и индейцы использовались на рудниках, куда благородные испанцы не шли. И мерли там индейцы, как мухи. К тому же, когда римский папа признал, что индейцы тоже люди и у них есть душа?
          1. +4
            31 мая 2017 14:48
            А чего вообще народы друг с другом воевали, ваше морализаторство нелепо. Назовите гуманный народ 16века
          2. 0
            4 марта 2018 16:27
            Это, друг мой, не моя логика, а логика истории. Кто культурнее, у того и оружие получше, а значит он нагибает всех вокруг. И так было везде и всегда. Протестовать против этого не продуктивнее, чем ругаться на снег зимой.
        2. +4
          31 мая 2017 17:32
          Про людоедство рассуждения и оценки малость лукаво выходит .
          Взгляд с нашей стороны и с позиции нашей марали , то есть по нашему это аморально , однако с точки зрения ацтеков это правильно и правильно с точки зрения их марали .
          Это было правильным в их системе ценностей ! Да к стати может вспомнить ахренентительно цивилизованных Японцев их самурайские традиции ( что там про по кушать врагов )?
          Собственно травить газами и швырять ядерными бомбами в супостатов изобретения цивилизованных .
          Ну и как сравнение людоедов и массовых душегубов в вопросе морали ?
          Гордость от свово превосходства в деле уничтожения себе подобных не распирает ?
          Может нам цивилизованным стыдно должно быть за свои достижения !
          Хотя оправдаться мы умеем лутьше так сказать дикарей
        3. +2
          1 июня 2017 11:42
          Цитата: Molot1979
          Если бы уважаемый внимательнее читал сам текст, то заметил бы, что там прозвучало слов "оспа". Именно она, а вовсе не клинки испанцев так проредила индейские народы. . Но, видимо, от возмущения у вас то ли глаза закрылись в нужном месте, то ли логика сказала досвидос.

          У меня про клинки-ни слова. Но, видимо, от возмущения глазки застило. Заражение же оспой ( и не только ней) было не только непроизвольным , но и намеренным: например, одеяла , зараженные оспой и т.п. .
          Цитата: Molot1979
          И таки что, что только в Аргентине? Вы неуч, дорогой мой, поэтому просто не в курсе, что на протяжении многих веков американские колонии боролись с метрополией, пока , наконец, товарищ С. Боливар не освободил их окончательно. Поэтому, естественно, что отношение к Мадриду там долгое время было равно отношению Риги к Москве.


          Вы безграмотны просто на удивление: прочтите сами : КАК "праздновалось" 500 летие открытия Америки в Южной Америке, тут не ликбез и не школа для слабопонимающих.
          Цитата: Molot1979
          В чем конкретно они были вышен на голову?


          Я же написал-во многом. Например, они НЕ уничтожили несколько цивилизаций в Старом Свете и не уничтожили там тем или иным способом десятки миллионов людей.
          Цитата: Molot1979
          И правда, испанцы додумались всего лишь до сожжения живьем

          fool Такого бреда давно не слышал: почитайте о методах святой инквизиции, будете приятно удивлены.
          Цитата: Molot1979
          то время как превосходившие их на голову рабовладельческие индейцы уровня раннего бронзового века додумались бросать людей в огонь, потом сразу вытягивать обратно крючьями, закинув на плечи, сплясать ритуальный танец, а потом дожечь.


          На том этапе раннего развития цивилизации для них это была НОРМА: такими были традиции и верования, других примеров у них не было. Дети, одним словом. Оценивать их с сегодняшних позиций гуманизма-верх идиотизма..
          fool
          А вот средневековые европейцы стали откровенным невежественным немытым зверьем после тысячелетий развития цивилизации- с античностью и пр.И вот их-то судить и называть своими словами- можно.

          Я понятно излагаю или повторить? yes
      3. +1
        31 мая 2017 11:01
        Большая часть южно и центрально американских индейцев погибла от болезней, посмотрите, а лучше почитайте Ружья, микробы и сталь: история человеческих сообществ (англ. Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies) — американского учёного Джареда Даймонда,
        Развитие животноводства привело к ещё одному важному эффекту: передаче возбудителей болезней от домашнего скота к человеку. Так, например, оспу, корь и грипп человек получил от животных. С течением времени, через череду регулярных эпидемий с помощью механизмов естественного отбора выжившие евразийцы выработали значительную сопротивляемость возбудителям этих болезней. Такой сопротивляемости не было у жителей других частей света и они массово умирали от завезённых евразийцами болезней.
        Испанцы не осознанно принесли болезни в Новый Свет, а вот англосаксы травили аборигенов вполне осознанно. В Тасмании вообще объявили местных не людьми и тупо жрали.
        1. 0
          1 июня 2017 11:53
          Цитата: sterx20072
          ольшая часть южно и центрально американских индейцев погибла от болезней,


          Да Вы что?! belay Не может быть! А кто-то утверждал другое?
          Цитата: sterx20072
          Испанцы не осознанно принесли болезни в Новый Свет,

          Да-да, а если бы сознавали, то, конечно, не пришли бы , да. lol fool
      4. +2
        31 мая 2017 16:59
        Откуда там 25 млн? Где в Европе тогда были такие численности?
        А так мексиканцы и есть потомки ацтеков, испанцев и их смешения.
        1. +2
          31 мая 2017 22:13
          Откуда с потолка конечно как там считать то можно было.
          1. 0
            1 июня 2017 12:04
            Цитата: Cartalon
            Откуда с потолка конечно как там считать то можно было.


            Можете опровергнуть, кроме тпг " с потолка"?
        2. 0
          1 июня 2017 12:09
          Цитата: EvilLion
          Откуда там 25 млн?

          В Центральной Мексике к 1519 г. жило примерно 25 млн. человек, а к концу 60-х годов XVI в. почти в 10 раз меньше — 2,6 млн
          http://uchebniki-besplatno.com/stran-evropyi-isto
          riya/naselenie-43411.html
      5. +3
        31 мая 2017 22:52
        Цитата: Ольгович
        население Мексики сократилось "всего лишь" в 25 раз(

        главным образом в результате эпидемий - против кори у индейцев иммунитита не было
        Цитата: Ольгович
        испанские варвары разрушили две цивилизации , которые во многом были выше их наголову.

        Ага, особенно впечатляют таки достижения ацтекской цивилизации, как "войны цветов" - 25 тысяч человек ежегодно в жертву Тескатлипоке и Уицилопочтли!
        1. 0
          1 июня 2017 12:12
          Цитата: Weyland
          главным образом в результате эпидемий - против кори у индейцев иммунитита не было

          И?
          Цитата: Weyland
          Ага, особенно впечатляют таки достижения ацтекской цивилизации, как "войны цветов" - 25 тысяч человек ежегодно в жертву Тескатлипоке и Уицилопочтли!

          И что? Это был ранний этап развития их цивилизации.
          А испанцы были зверями после тысячелетних цивилизаций.
          Разницу уловили?
          1. +1
            2 июня 2017 22:51
            Цитата: Ольгович
            Это был ранний этап развития их цивилизации.

            По уровню развития (как и по древности, если даже считать испанцев от римской эпохи. а ацтеков - от ольмеков) разница не столь велика. Лошадь, железо, огнестрел - вот основные преимущества испанцев.
            1. 0
              3 июня 2017 13:57
              Цитата: Weyland
              как и по древности, если даже считать испанцев от римской эпохи. а ацтеков - от ольмеков

              С какого перепугу испанцев считать с "римской эпохи"?! Европа-не изолированный, как Ю Америка , континент.
          2. +3
            10 января 2018 04:52
            Цитата: Ольгович
            И что? Это был ранний этап развития их цивилизации.

            а где в европе были такие "ранние этапы"?
            Цитата: Ольгович
            А испанцы были зверями после тысячелетних цивилизаций.

            Нормальные испанцы были , поэтому Большая часть нынешних мексиканцев потомки аборигенов. Сравните с англосакскими колониями.
  2. +2
    31 мая 2017 07:41
    в Теночтитлане и находилась в руках верховного правителя, или императора, как его называли испанцы
    ..Конечно написать в отчете взяли в плен правителя трех городов, как-то и слава не та, а ежели отчитаться, что пленили императора туземной империи..Тут и слава и почет другие.. Спасибо, Денис за подробный и интересный рассказ..
    1. +2
      31 мая 2017 09:55
      Ну, вообще титул тлатоани правильно все таки как императорский переводить. Император Священной Римской Империи тоже был так себе император, но ведь был. Каганы кочевых империй тоже не были абсолютными монархами, однако каган - это именно император, потому что выше всех прочих племенных ханов.
  3. +3
    31 мая 2017 13:09
    ацтеки по сравнению с испанцами вообще извергами были..и не зря масса окрестных племен примкнуло к испанцам даже с учетом с местным менталитетом какие виды жертв приносили это что нечто было.кстати испанцы в отличие от англосаксов практически не занимались прямым истреблением коренных..принять католизм ,изьявлять лояльность к администрации практически делало чуть ли не полноправными королевства испании,ну а работы и дань что платили так это и в метрополии простолюдинам не лучше жилось..вот что касается жречества и аристократии местных тут да многие были казнены..ну а англы вообще всех под корень изводили.
    1. +4
      31 мая 2017 22:55
      Цитата: tiaman.76
      .принять католизм ,изьявлять лояльность к администрации практически делало чуть ли не полноправными королевства испании,

      Без всякого "чуть ли": вождь, принявший христианство, автоматом получал дворянское достоинство (а великий вождь - еще и титул), и благородный испанский дон не гнушался за такого индейского дона выдать дочь! Сравните с наглами. В результате в большинстве стран ЛА большинство населения составляют или индейцы, или, ЧСХ, метисы
      1. 0
        1 июня 2017 00:11
        согласен..
  4. +6
    31 мая 2017 15:59
    Считал и считаю Кортеса замечательным человеком своего времени . Хоть и цели его были далеки от альтруизма , но рассматриваю уничтожение цивилизации ацтеков как событие исключительно положительное .
    1. +3
      31 мая 2017 22:57
      Цитата: Шалтай
      Считал и считаю Кортеса замечательным человеком своего времени


      ЧСХ, в числе прочих его заслуг: он добился от короля, чтобы в Мексике было введено феодальное право (ка и в Испании) - а не рабовладение!
  5. +2
    31 мая 2017 19:53
    Прочел с удовольствием.
    Согласен с многими по поводу -кто такие ацтеки и почему их не любили.
    Нация жрецов и жестокости, даже по мерам исторического времени(Америка отставала от Европы и Азии приблизительно на 500-1000 и более лет из за длительности колонизации человеком)
    Неудивительно что легко удавалось привлечь на свою сторону всех подчиненных народов.
    Испанцы тот еще эталон жестокости.
    Так что европейский эталон жестокости колонизировал американский эталон жестокости. В деле прогресса ценой миллионов жертв(не только от рук, но и от болезней).
    Хотя 3 империи американцев держались на жестокости и жертвоприношениях-они смогли оставить массу уникального.
    Можно добавить описание последнего штурма
    Последняя линия обороны у Великого Храма, 1521 год
    В ходе затяжного штурма Теночтитлана летом 1521 года испанцам удалось однажды прорваться в центр города, но лишь для того, чтобы уже ночью индейцы смогли выбить их оттуда. Уличные бои всегда отличаются кровопролитностью. Город для чужаков – это лабиринт. В результате попытки вести наступление для испанцев часто заканчивались тем, что они попадали в окружение, и индейцы атаковали их со всех сторон и даже сверху. Великий Храм имел в высоту порядка 30 метров и представлял собой ступенчатую пирамиду. Здесь показано, как испанский артиллерийский расчет ведет огонь по отряду ацтеков.
    Пушку обслуживают моряки, ими командует конный офицер. Из поврежденного цомпантли – хранилища голов – выкатилось множество черепов людей, принесенных ацтеками в жертву богам.Повсюду шла резня. Мужчин, женщин, детей убивали сотнями и трупы сбрасывали в каналы. Среди солдат распространился слух, что дети и женщины прячут в одежде золото, поэтому обращение с беспомощными было особенно жестоким. К концу дня на улицах Теночтитлана лежало порядка 40.000 трупов. Резня кончилась только 13 августа 1521 года, когда капитан одной из бригантин Гарсиа Ологин взял в плен Куаутемока, пытавшегося на каноэ переправиться через озеро. Пленного императора ацтеков доставили к Кортесу. «Я исполнил свой долг, защищая город до последнего. Теперь я твой пленник. Прошу тебя об одном: убей меня. Так будет покончено с всем, и с великим мексиканским царством тоже», — сказал император, а Марина и Агилар перевели его речь.
    Марина стала вербовщиком союзников. Это огромная роль в победе испанцев.
    Итоги экспедиции в финансовом плане
    Главной целью экспедиции Кортеса было золото, но много богатства обнаружить не удалось. В каноэ Куаутемока находилась небольшая часть императорской казны, но это были крохи по сравнению с тем, что испанцам пришлось бросить в «Ночь скорби». Император и другие знатные ацтеки подвергались постоянным допросам, но добиться от них чего-либо определенного не удалось. Наконец, у Кортеса лопнуло терпение, и он приказал казнить Куаутемока. Больше золота удалось получить у союзников. Общие доходы экспедиции не превысили 200.000 песо. Корона получила 37000, в карман Кортеса пошло 29600. Были оплачены счета, пришлось потратиться и на подкуп чиновников. Франциско де Монтехо получил 6000 песо, хотя его участие в экспедиции было минимальным. Выплаты юристам, секретарям и другим компаньонам колебались от 2000 до 3000 песо. Командиры подразделений, вроде Алварадо, Сандовала и Олида получили только по 400 песо, хотя все они сумели припрятать кое-какие трофеи. Простые солдаты получили всего по 60 песо – стоимость нового меча.
    Тактика Кортеса сочетала в себе волю и безжалостность. Особой безжалостностью прославился Педро де Алварадо, который перебил ацтекскую знать во время фестиваля в Токскатле. В 1522 году Алварадо прибыл на тихоокеанское побережье Оахаки во главе отряда численностью 240 человек. Он покорил столицу микстеков Тутутепек. Далее он направился на юг к Тегуантепеку, где захватил большое количество золота у местного правителя запотеков. Спустя еще два года Алварадо разбил индейцев майя-киче в Гватемале, а местного вождя Текума взял в плен и сжег заживо.

    В 1526 году еще один из офицеров Кортеса Франциско де Монтехо получил разрешение совершить экспедицию по полуострову Юкатан. Испанцы действовали с такой жестокостью, что озлобленные индейцы еще 20 лет продолжали здесь вести войну с испанцами. Позднее де Монтехо сумел свалить часть своих проблем на Гонсало Герреро, спасшегося после кораблекрушения и долгие годы прожившего в плену у майя.

    В 1529 году Нуньо де Гусман, сторонник Веласкеса и враг Кортеса, оказался в опасной ситуации. Он решил добиться милости короля, подчинив короне запад Мексики. Он собрал армию из нескольких тысяч испанцев и индейцев-союзников и прошелся огнем и мечом от Мичоакана до Соноры. Вождя Пурепечу сначала привязали к лошади и волочили по земле до полуживого состояния, а потом сожгли заживо. Испанцы сожгли многие индейские поселения, тысячи индейцев были обращены в рабство.
    1. 0
      31 мая 2017 23:27
      Цитата: Екатерина II
      К концу дня на улицах Теночтитлана лежало порядка 40.000 трупов.

      Теперь понимание сторонников и поклонников Кортеса стало больше. laughing

      Срочно нужно ставить памятник Чикатило lol Кризис только начинается и кровавые описания бодрят, где полночь с зомби? smile
      1. +1
        1 июня 2017 19:53
        Цитата: Роман 11
        Теперь понимание сторонников и поклонников Кортеса стало больше.

        поклонников вот этого меньше
        мы все таки представители Европы(пусть тоже жестокой и геноцидной)
        Ацтеки считали, что человеческие жертвы необходимы для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Это означает, что тысячи людей приносились в жертву ежегодно. У ацтеков имелись огромные пирамидальные сооружения, со ступенями, ведущими к вершине, на которой находился жертвенный стол. Там людей убивали, а их сердца вырывали из груди, и поднимали к Солнцу. Тела людей затем сбрасывали вниз по ступеням, к восторженной толпе. Многие тела скармливались животным, другие развешивались на деревьях, также были известны случаи каннибализма. Помимо жертвоприношений на пирамидах, ацтеки также жгли людей, расстреливали их из луков, или заставляли их убивать друг друга, так, как это делали гладиаторы.
        Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд - на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества. Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд - супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, - дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.
        Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй - расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.
        Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.
        В общем-любили кровушку и зрелище...
        1. +1
          2 июня 2017 18:32
          Цитата: Екатерина II
          В общем-любили кровушку и зрелище.

          То есть, если они дикари их можно было истребить под ноль? Испанцы тоже не святилы просвещения, у них была инквизиция ..... но искоренять потому что дикари? Тогда чем они лучше?
    2. +3
      10 января 2018 04:57
      Цитата: Екатерина II
      Испанцы тот еще эталон жестокости.

      С чего вы это взяли? Потому что такова англосакская пропаганда? Так мы русские для европейцев до сих пор дикари и тоже благодаря этой пропаганде.
      Эталон жестокости это англосаксы без вопросов . Просто сравните сколько потомков аборигенов в Мексике и сколько в США.
  6. +3
    31 мая 2017 22:50
    Ага... благородные миролюбивые ацтеки - и кровожадные испанцы, как всё знакомо!
    Погуглите "войны цветов": ацтеки постоянно нападали на соседей исключительно с целью захвата пленных и принесения их в жертву (всего-то по 25 тысяч фрагов в год) - потому-то все соседи (кроме отоми, связанных с ацтеками династическими браками) при появлении Кортеса дружно рванули под его "крышу" - резонно полагая, что хотя испанцы "не очень-то пушистые" (хотя, конечно. и белые lol ) - но лучше "правильная бригада" Кортеса, чем отморозки-беспредельщики Монтесумы!
  7. +1
    5 июня 2017 20:53
    Прекрасная статья,Денис! good Но всё-таки укажу на одно ваше упущение,очень важный момент в походе Кортеса,а именно "Чудо при Отумбе" 7 июля 1520г.После "Ночи печали(La Noche Triste)" измученный отряд испанцев(примерно 450 человек),стремившейся к союзной Тласкале был встречен ацтекской армией в 20 тыс.человек(в некоторых источниках-30 тысяч)на равнине Отумба.Испанцам оставалось только победить или умереть.И они победили.Берналь Диас,участник экспедиции Кортеса, автор хроники "Правдивая история завоевания Новой Испании" (1557—1575) указывает,что сам Св.Яков вёл испанцев за собой,потому свою победу они считали настоящим чудом.В общем,испанские конкистадоры одержали самую блестящую свою победу. Она имела огромные политические последствия. После неё в конкистадорах вновь стали видеть ту силу, которая сокрушит империю ацтеков.К Кортесу возвратились отпавшие было индейские союзники и примкнули новые.Без "Чуда при Отумбе" не было-бы и падения Теночтитлана! hi
  8. ert
    0
    9 октября 2017 07:38
    Цитата: Molot1979
    4.Военное дело мексиканских индейцев было весьма своеобразно. На войне, как на войне - иной раз врагов и убивали. Но основным мерилом воинского искусства и доблести было не число убитых, а число плененных супостатов. Так что у испанцев было мало шансов именно погибнуть в бою. Едва ли не единственный случай массовой гибели белых - Ночь Печали. При полном превосходстве в тактике и весьма серьезном - в вооружении испанцы могли просто резать индейцев, как свиней, пока те голыми руками пытались выдернуть врагов из строя, чтобы пленить их.
    Предполагаю что Ацтеки атаковали испанцев голыми руками когда их оружие приходило в негодность. Предположение что оно ломалось в результате контакта с испанскими доспехами выглядит вполне оправданным. Таким оружием какое было у атцеков достаточно трудно нанести смертельные раны, скорее всего противники получали ранение и теряли боеспособность, а непосредственно на поле боя их не добивали. Захватить пленного действительно было почётно.
  9. ert
    0
    9 октября 2017 08:00
    Цитата: Weyland
    Погуглите "войны цветов": ацтеки постоянно нападали на соседей исключительно с целью захвата пленных и принесения их в жертву (всего-то по 25 тысяч фрагов в год)
    К конкретным цифрам в источниках надо относится осторожно. Оссобенно в военной истории. Потери противника часто сильно преувеличивали, а свои сильно преуменьшали. Это справедливо как для древних римлян, так и для современных американцев. В случае с Ацтеками просвещённым испанцем было выгодно выставить их этакими кровожадными дикарями, а на бумаги нолик нарисовать несложно...В общем, автор статьи правильно указал, что Ацтеки практиковали массовые жертвоприношения. Всё, конкретный масштаб установить не представляется возможным. Ацтеки делали набеги на дикии племена с целью захвата пленных, но чем это по сути отличается от набегов Европейских купцов за чёрным товаром? Может кто-то скажет, что набеги этих купцов не были бессмысленной жестокостью, то есть одобрить с точки зрения современной морали нельзя, но понять вполне, но так и набеги ацтеков имели рациональное звено. Устрашение покорённого населения, укрепление своей власти.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»