Русские не сдаются. Как два корабля разгромили целую эскадру

В 1821 году в Греции вспыхнуло очередное восстание против владычества Османской империи, переросшее в национально-освободительную войну греческого народа. Поддержку грекам оказывали Франция и Англия, которые надеялись ослабить Порту и, кроме того, рассчитывали укрепить свое влияния на Балканском полуострове. Александр I предпочитал в греко-турецкое противостояние не вмешиваться, хотя на неофициальном уровне Россия, разумеется, оказывала помощь греческим повстанцам. Сменивший Александра I его брат Николай I был более жестким политиком. Он предпочел обозначить позицию Российской империи по греческому вопросу, чем тут же не преминули воспользоваться в Стамбуле. Султан Махмуд II закрыл для русских кораблей Босфорский пролив и распорядился выгнать из Османской империи находившихся на ее территории российских подданных. Это был прямой демарш, направленный на оскорбление Российской империи и демонстрацию воинственного настроя Порты.

— Красовский, Н.П. Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями, 1829 год. 1867.

14 (26) апреля 1828 года Николай I объявил войну Османской империи. Так началась очередная русско-турецкая война, продлившаяся два года и отметившаяся новыми подвигами русского оружия. Естественно, Франция и Англия, заинтересованные в стравливании России и Османской империи, и не подумали выступать против Стамбула. Более того, европейские советники принимали деятельное участие в совершенствовании оборонительных позиций турецких войск на Балканах. Сухопутные армии предприняли наступление на Балканском и Закавказском театрах военных действий, причем основные сражения развернулись на территории Валахии и Болгарии. Ударной силой на Балканах была Дунайская армия под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна, насчитывавшая 95 тысяч солдат и офицеров. В Закавказье предстояло действовать Отдельному Кавказскому корпусу генерала от инфантерии Ивана Паскевича общей численностью в 25 тысяч солдат и офицеров.


Кроме того, с моря боевые действия русской армии на Балканах и на Кавказе прикрывали корабли Черноморского флота. Командовал Черноморским флотом в это время адмирал Алексей Грейг. Занявший пост командующего флотом в 1816 году и остававшийся в должности до 1833 года, Алексей Грейг был потомственным адмиралом — его отец, бывший британский морской офицер, перешел на российскую службу и дослужился до адмиральского звания и должности командующего Балтийским флотом. Главные базы Черноморского флота к моменту начала русско-турецкой войны 1828-1829 гг. находились в Севастополе и Николаеве.

Вице-адмирал Алексей Грейг, занимавший пост командующего Черноморским флотом, одновременно являлся военным губернатором Севастополя и Николаева. Стоит отметить, что под его командованием Черноморский флот очень хорошо зарекомендовал себя во время русско-турецкой войны. В частности, в июне 1828 года эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Грейга осадила крепость Анапу и вскоре установила над ней контроль. За успешное командование флотом Грейг был повышен в звании до адмирала.

Хотя основные боевые действия разворачивались на суше, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. произошел и ряд впечатляющих морских сражений, навсегда вошедших в историю русского военно-морского флота. Пожалуй, самым знаменитым из них является подвиг брига «Меркурий», которым командовал капитан-лейтенант Александр Казарский. 14 (26) мая 1829 года бриг «Меркурий» принял бой с двумя турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Несмотря на превосходящие силы противника, бригу удалось выйти в неравном бою победителем.

Но если подвиг брига «Меркурий» и имя его командира капитан-лейтенанта Казарского широко известны отечественному читателю, то другое героическое сражение российских моряков, произошедшее за неделю до боя «Меркурия» с турецкими кораблями, осталось «в тени». Речь идет о сражении в бухте Шали 7 мая 1829 года — между двумя русскими кораблями и целой османской эскадрой из 9 военных судов.

В феврале 1829 года русские войска продолжали наступление на турецкие позиции на территории современной Болгарии. В частности, была захвачена очень важная в стратегическом отношении крепость Сизополь (ныне Созопол), находящаяся на юго-востоке современной Болгарии, на берегу Черного моря. Сизополь русские войска взяли за два дня — 15 и 16 февраля 1829 года. К крепости со стороны моря подошла эскадра в составе линейных кораблей «Императрица Мария», «Пантелеймон» и «Пимен», фрегатов «Рафаил» и «Евстафий» и трех канонерских лодок. Командовал эскадрой контр-адмирал Михаил Кумани. В течение дня 15 февраля 1829 года корабли вели обстрел крепости, подавив батареи береговой артиллерии противника. Утром 16 февраля на берег высадились 500 русских десантников, которые заставили превосходящий их по численности в три раза османский гарнизон покинуть крепость. Начальник османского гарнизона Хамиль-паша был взят в плен.

Русским войсками достались 2 боевых знамени гарнизона, 11 артиллерийских орудий, боеприпасы и продовольствие. Захватив Сизополь, русский отряд сразу же превратил его в свой плацдарм, приступив к дальнейшему укреплению крепости. Командование планировало превратить Сизополь в базу Черноморского флота для дальнейших действий против османского флота и османских войск на западном побережье Черного моря. Поскольку крепость представляла большой стратегический интерес, 28 марта 1829 года османские войска предприняли попытку отбить ее у русской армии. На этот раз в районе Сизополя были сосредоточены 4-тысячное пехотное соединение и кавалерия численностью 1800 человек. На протяжении целого дня 28 марта османские войска штурмовали крепость, но их попытка отбить Сизополь так и не завершилась успехом. Оборона Сизополя стоила русским войскам жизни 27 солдат и матросов крепостного гарнизона и 5 корабельных матросов.

Для усиления русской эскадры, базировавшейся в Сизополе, из Севастополя к крепости был направлен 44-пушечный фрегат «Штандарт», которым командовал капитан-лейтенант П.Я. Сахновский. Он должен был усилить группировку кораблей, базировавшихся в Сизополе. Общее командование отрядом судов также было поручено капитан-лейтенанту Сахновскому. В конце апреля 1829 года командование флота получило информацию о том, что в море вышла османская эскадра. В поисках неприятеля русские корабли прошли вдоль северного побережья Малой Азии, уничтожая артиллерийским огнем местную инфраструктуру.

7 мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 18-пушечный бриг «Мингрелия» под командованием лейтенанта А.И. Рогули преследовали девять турецких кораблей. Они подошли к бухте Шали и, несмотря на то, что османская артиллерия открыла по ним огонь, спустили на воду гребные лодки. Такой дерзости русских моряков османские командиры просто не ожидали. Пока офицеры турецкого флота переваривали увиденное, русские моряки подплыли вплотную к османским кораблям и вступили в рукопашную схватку с османскими матросами. В результате два турецких корабля были захвачены русскими моряками, а другие корабли сожжены или выбросились на берег. Погибло много османских моряков, тогда как потери русских экипажей были весьма незначительными.

Через две недели фрегат «Штандарт» привел в Сизополь захваченные в плен османские корабли. После этого победоносный корабль направился снова к малоазийскому побережью — на разведку. Бриг «Мингрелия», в свою очередь, получил назначение в район Ачкесара с целью уничтожения османского корвета, который собирались вот-вот спустить на воду.

Подвиг фрегата «Штандарт» и брига «Мингрелия» навсегда вошел в историю русского флота как пример невероятной доблести наших военных моряков. Двум немногочисленным экипажам русских кораблей удалось наголову разгромить целую османскую эскадру, взять в плен два корабля и привести их на базу русского флота в Сизополе, а остальные корабли уничтожить.

Русские не сдаются. Как два корабля разгромили целую эскадру


Кстати, бриг «Мингрелия», названный так в честь вхождения в состав Российской империи княжества Мингрелия (Мегрелия) и спущенный на воду в 1813 году, вошел в историю не только военно-морского флота, но и … русской литературы. В августе 1820 г. на бриге совершил морское путешествие русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который как раз в это время написал свою «Элегию».

14 (26) мая 1829 года в очередном крейсерском рейде у выхода из пролива Босфор опять находились три судна — фрегат «Штандарт» капитан-лейтенанта Сахновского, 20-пушечный бриг «Орфей» капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского и 20-пушечный бриг «Меркурий» капитан-лейтенанта А.И. Казарского. Общее командование отрядом осуществлял капитан-лейтенант Сахновский как командир основного судна. На рассвете отрядом была засечена турецкая эскадра из 14 судов, следовавшая от анатолийского побережья. Капитан-лейтенант Сахновский принял решение произвести разведку и сосчитать количество турецких кораблей. После того, как цель была выполнена, Сахновский приказал русским кораблям поворачивать назад. Это было правильным решением, поскольку османская эскадра, заметив русские корабли, направилась за ними в погоню.

Бриг «Меркурий» находился в дрейфе, когда Казарский увидел возвращающиеся с разведки «Орфей» и «Штандарт». Им удалось достаточно быстро отойти на большое расстояние от турецких кораблей. Бригу «Меркурий» везло меньше — его настигали лучшие и быстроходные корабли османского флота — 110-пушечный «Селимие» под флагом самого капудан-паши — командующего эскадрой, и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана. Остальные османские суда предпочли находиться в дрейфе. Турецкое командование не сомневалось, что со столь превосходящими силами 20-пушечный русский бриг будет уничтожен или захвачен. Однако, как известно, этого не случилось.

Команда русского брига приняла решение биться до конца. Последний оставшийся в живых моряк должен был взорвать корабль на воздух, подтверждая тем самым, что русские не сдаются. Победа «Меркурия» над турецкими кораблями, обладавшими колоссальным превосходством в артиллерии и личном составе, казалась действительно фантастической. У турок были 184 артиллерийских орудия, у «Меркурия» — лишь двадцать орудий. Конечно, сам бриг получил сильные повреждения и не принимал в дальнейшем участия в морских сражениях этой войны. Но его экипаж был щедро награжден после удивительной победы.

Капитан-лейтенант Казарский был произведен в капитаны 2 ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. Капитану Казарскому светила блестящая военная карьера, но к глубочайшему сожалению он умер в 1833 году — в возрасте 36 лет. Героя русско-турецкой войны, служившего к этому времени в звании капитана 1 ранга в свите императора Николая I, отравили кофе с мышьяком. Капитан был направлен с инспекцией в Николаев для проверки Черноморского флота и черноморских портов. Судя по всему, его убийство с целью избежать проверки подстроили представители командования и интендантских служб флота. Так погиб бесстрашный русский офицер, уцелевший во многих кровопролитных сражениях с неприятелем и, наверное, даже в страшном сне не могший представить себя павшим от рук собственных сослуживцев по Черноморскому флоту.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг. стала для Российской империи крайне успешной и победоносной. 14 сентября 1829 года был подписан Адрианопольский мир, в соответствии с которым к Российской империи отходили обширные территории на восточном побережье Черного моря, включая важные в стратегическом отношении города Анапу и Сухум, а также дельта Дуная. Правительство Османской империи было вынуждено официально признать российский суверенитет над Грузией, Имеретией, Мингрелией, Гурией, Эриванским и Нахичеванским ханствами. Кроме того, Стамбул обязался соблюдать автономию Сербии, утвержденную Аккерманской конвенцией 1826 года. Также автономию получали Валахия и Молдавия, а на их территории оставались русские войска. Османская империя была вынуждена предоставить автономию Греции, согласившись с условиями Лондонского договора 1827 года. Наконец, признанием поражения Османской империи было и согласие Стамбула выплатить Российской империи внушительную контрибуцию в размере 1,5 млн голландских червонцев.

В победе России над Османской империей важнейшую роль сыграл Черноморский флот. Многие прославленные корабли, участвовавшие в морских сражениях войны 1828-1829 гг., еще длительное время продолжали службу в составе Черноморского флота. В частности, бриг «Мингрелия» в 1830-1831 гг. занимал брандвахтенный пост в Одессе. Разобрали корабль только в 1842 году. Фрегат «Штандарт» в 1830 году перевозил русские войска из Румелии в Россию, затем участвовал в высадке десантов на кавказском побережье. В 1832 году на фрегате «Штандарт» в Александрию плавал на переговоры с египетским пашой генерал-лейтенант Николай Николаевич Муравьев. В 1841 году фрегат переоборудовали в магазин. Знаменитый бриг «Меркурий» прослужил в составе Черноморского флота еще почти тридцать лет — до 9 ноября 1857 года.



В 1834 г. в Севастополе, на Мичманском бульваре, был поставлен памятник капитану Александру Казарскому. Инициатором установки памятника был командующий Черноморской эскадрой М.П. Лазарев, а непосредственно проект памятника готовил известный в то время архитектор А.П. Брюллов. Но не мешало бы в назидание потомкам (а именно эти слова высечены на памятнике — «Казарскому. Потомству в пример») запечатлеть и память о подвиге русских моряков фрегата «Штандарт» и брига «Мингрелия».
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Ольгович 31 мая 2017 06:52
    мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 18-пушечный бриг «Мингрелия» под командованием лейтенанта А.И. Рогули преследовали девять турецких кораблей. Они подошли к бухте Шали и, несмотря на то, что османская артиллерия открыла по ним огонь, спустили на воду гребные лодки. Такой дерзости русских моряков османские командиры просто не ожидали. Пока офицеры турецкого флота переваривали увиденное, русские моряки подплыли вплотную к османским кораблям и вступили в рукопашную схватку с османскими матросами. В результате два турецких корабля были захвачены русскими моряками, а другие корабли сожжены или выбросились на берег. Погибло много османских моряков, тогда как потери русских экипажей были весьма незначительными.


    Интереснейший рассказ! Спасибо автору за еще одну страничку в череде подвигов русских моряков..
    1. netslave 31 мая 2017 09:10
      Было бы неплохо уточнить, каких классов были турецкие корабли.
      1. Монархист 31 мая 2017 11:22
        Думаю это были линейные корабли: на фрегатах более 4 0 орудий не устанавливали, а тут 110-явно указывать на линейный корабль.
        Юности мне подарили книгу"Доблесть русского флота"( по-моему она и сейчас, где-то лежит) и там рассказывали о различиях фрегатов и линейных кораблей.
      2. Alexey RA 31 мая 2017 12:29
        Цитата: netslave
        Было бы неплохо уточнить, каких классов были турецкие корабли.

        Было бы неплохо уточнить - были ли это вообще корабли.
        Ибо современниками этот бой описывался так:
        Май. 7-е число. В 2 часа 40 минут пополудни брик «Меркурий» прибыл от отряда капитана 1 ранга Скаловского с бумагами и двумя призовыми судами. Командир отряда доносил, что 25 апреля, усмотрев вблизи берега около 15 турецких судов, он отделил для взятия и истребления их фрегат «Штандарт» и брик «Мингрелия». Суда неприятельские, заметя погоню за ними, бросились одни на ближайший берег, а другие, в числе девяти, укрылись в бухте местечка Шили. Фрегат и брик, войдя в бухту, стали на якорь и посредством гребных судов овладели двумя судами; прочие же, плотно на мели стоявшие, были истреблены. Покушение это, совершенное под сильным и непрерывным огнем неприятельской батареи и стрелков, стоило нам 1 убитого и 2 раненых нижних чинов.

        © Мелихов В.И.(1794-1863). Описание действий Черноморского флота в продолжение войны с Турцией, в 1828 и 1829 годах.
        А в советское (имперско-сталинское smile ) время так:
        25 апреля. Преследуя отряд из 9 легких турецких судов, 44-пуш. фрегат «Штандарт» (капитан-лейтенант П. Я. Сахновский) и 16-пуш. бриг «Мингрелия» (лейтенант А. И. Рогуля) вынудили противника укрыться под защиту береговых батарей в бухте местечка Шили. Войдя в бухту, оба корабля под огнем батарей и стрелков, находившихся на берегу, спустили гребные суда и, овладев двумя турецкими судами, остальные сожгли, потеряв 1 убитым и 2 ранеными.

        © Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948.
  2. Русфанер 31 мая 2017 07:21
    Вот, уж, воистину "потомству в пример" (с)!!!
  3. parusnik 31 мая 2017 07:30
    Храбрость русских моряков является давно известным фактом. Не числом они брали, а умением, отвагой и твердой воинской выучкой, позволявшей одерживать верх над значительно превосходящим силою неприятелем.
  4. igor1981 31 мая 2017 08:41
    Большое спасибо автору за интересный рассказ. Про бой брига "Меркурий" я знал, а вот про бой фрегата "Штандарт" и брига "Мингрелия" нет.
  5. kvs207 31 мая 2017 09:36
    . К крепости со стороны моря подошла эскадра в составе линейных кораблей «Императрица Мария», «Пантелеймон» и «Пимен», фрегатов «Рафаил» и «Евстафий»

    Про "Меркурий" читал ещё в детстве и всегда восхищался этим подвигом, а вот про вышеописанный бой читаю впервые. Автору - респект. Но была в той войне и печальная страница - фрегат "Рафаил".
    1. Котище 31 мая 2017 12:05
      Возможно буду резок, но правду в помойгое ведро не выльешь.
      На военных кораблях Русского флота не раз и не два поднимался флаг супостата. История с Рафаиллм неоднократно повторялась до и после. Вспомнить только судьбу второй Тихоокеанский эскадры.
      Вопрос в другом, как относились к подобным событиям современники! Непринятие истории с Рафаилом понятно, что подтверждает указ императора Николая I, о том что не место кораблей с подобным наименованием в составе ВМФ России и все - точка. Либо взгляните на ситуацию дня настоящего, когда восхваляется Рождественский и Небогатов - виновники Цусимской трагедии, обеляются Трибуц и Октябрьский (первый виновник "Талинского похода", второй "падения Севостополя".
      Если мы будем потакать им то подвиг матросов и офицеров "Меркурия", "Штандарта" и др. так и останутся в памяти, но без надежды найти своих последователей.
      П.с. Где в нашем флоте "Память Азова", "Память Меркурия", "Штандарт", "Диана" или оскудела земля русская подвигом! Пока юороздит просторы только "Адмирал Трибуц".
      П.с.с. В годы Великой Отечественной войны ни один корабль и катер ВМВ СССР не спустил красный флаг перед врагом! Пример достойный памяти и подражания!
      1. Nehist 31 мая 2017 12:36
        ТК-51 захвачен фин. кор. в ночном бою 17 июня 1944 в Финском зал. (в составе ВМС Финляндии - ТКА V3, после сентября 1944 возвращен СССР)
        БК-215 23 августа 1941 в повр. состоянии захвачен финнами в Выборгском зал. (у о. Паатио), в составе фин. Онежской воен. фл. как VTV1, после 4 сентября 1944 возвращен СССР
        № 52 14 октября 1941 захвачен финнами у о. Суурсаари (в ВМС Финляндии СКА «Васама», в 1944 г. возвращен СССР)
        Откуда тогда это? А если вспомнить РККФ!!! То там вообще весело флаги меняли
        1. Котище 31 мая 2017 19:04
          Вы меня умиляете! Тезис звучал следующим образом!
          В годы Великой Отечественной войны ни один корабль и катер ВМФ СССР не спустил красный флаг перед врагом!
          ТК51 был захвачен, а не сдался!
          Два последних были брошены при отступлении сухопутных войск.
          Теперь о флоте "Советской россии" 1917 - 1922 годов! Шла гражданская война и кто был более русскими "красные", "белые" или "зеленые" еще тот вопрос? Аналогично можно воспринимать захваты наших судов и кораблей: французами, британцами, японцами и др. интервентами. Не считать ведь заслугой красной армии потерю эскадры в Бизерте. Так для убогих напомню, что СССР появтся на карте в 1925 году!
          Учите историю своей Родины!
          1. Nehist 31 мая 2017 19:55
            Уважаемый Котище!!? Так для убогих напомню ,прочтите еще раз корабельный устав военно морского флота СССР! Так вот в нем вообще захват корабля противником не допускался! Выше вам привел примеры про финские трофеи! А еще есть как минимум 15 фактов сдачи совецких кораблей. Так что учите историю.
            1. Котище 31 мая 2017 21:57
              Финские трофеии это единственное, что Вы нашли в инете? Как 15 мифических кораблей и судов ВМФ СССР. Хоть один из них выбросил белый флаг? Либо спустил красный и сдался на милость победителя? Ответ НЕТ! Все корабли и катера бились до последнего, либо были захвачены брошенными или в доках! Как входящий в Ваш список КЛ«Белорусс» — бывш. пол. «Zaradna» (1935), в составе ПФ с 21.02.41. + 15-17.09.41 на р. Днепр (в р-не Киева) затонула в результате повреждений, полученных от огня герм, берег, арт. Позднее поднята немцами, введена в строй как речная КЛ, герм. «Kanonenboot № 91» (на р. Днепр). + 1943 г. в Днепровско-Бугском кан. подорвалась на мине, вторично поднята немцами и сдана на слом. Где факт сдачи? Трусости и неисполнения устава? С остальными "совецкими" кораблями тоже самое!
          2. Nehist 31 мая 2017 21:10
            Да кстати по Вашему выходит что флот СССР вообще в 1935 году появился))))
            1. Котище 31 мая 2017 22:12
              Сам СССР возник в 1922 году, конституция СССР в 1925 году. См. справку!
              Государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии. СССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли; на момент распада был самой крупной по площади страной мира. Образован на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского царства и некоторых других территорий.
              Причем тут 1935?
              Если юридическим языком то де факто СССР был образован в 1922 году, де юре с 1925. Таким образом флот СССР появился как понятие в 1922 как де факто, а де юре 1925. См. История государства и права, Ягофаров, Екб 1995. Перепитии гражданской войны это беда и боль в лучшем случае РСФСР но не СССР однозначно.
              1. Рязанец87 8 декабря 2017 12:43
                Кстати, 1-я Конституция СССР была принята 31.01.1924 года.
          3. Рязанец87 8 декабря 2017 12:41
            Не знаю насчет убогих, но Договор об образовании СССР был подписан 29.12.1922 г., утвержден 30.12.1922 года.
      2. Мур 31 мая 2017 12:37
        Цитата: Котище
        Либо взгляните на ситуацию дня настоящего, когда восхваляется Рождественский и Небогатов - виновники Цусимской трагедии, обеляются Трибуц и Октябрьский (первый виновник "Талинского похода", второй "падения Севостополя".


        1. Где восхваляются Рожественский З.П. (без д) и Небогатов Н.И.? Рожественский был судим, оправдан по ранению и затравлен прессой (хотя есть много вопросов не только к нему), Небогатов и бывшие капитаны 1 ранга: Смирнов, Григорьев, Лишин были судимы и приговорены к смертной казни, которую царь заменил им заточением в крепости на десять лет каждого. Что признается правильным и сейчас.
        2. Трибуца В.Ф. и Октябрьского Ф.С., конечно же, недалёкий Сталин помиловал? Ему-то, ясен пень, хуже было всё видно, чем нынешним "экспертам", не знающим как пишется "Севастополь" и фамилия адмирала?
      3. Ищущий 31 мая 2017 15:01
        не пойму как можно неудачу Севастополя,которая была обусловлены целым рядом объективных и субъективных причин приписывать одному человеку.Может стоит вам подумать кого конкретно обвинить в поражении России в крымской войне.?Только давайте -конкретно-одного! Кстати,что была альтернатива Таллинскому переходу?
        1. Котище 31 мая 2017 19:55
          По порядку!
          История не имеет слогательного склонения, но ошибкой была сама Русско-Японская война 1904-05 гг. Причем в хотелкиных этой победоносной войны можно записать, как самого императора, так и его дядей и всю клику дома романовых. Они же этих желтых макак левой!? Ошибками были и направление самой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артур, точне тот состав "солянка", в частности хвостик из 3-й Тихоокеанской эскадры. К слову суда Добровольческого флота ходили из Одессы во Владик 21 день. А сколько ползла Тихоокеанская эскадра?
          Я думаю смысла продолжать нет! К слову почитайте статьи в инете о Рождественском. В 2010 его даже включали в пятерку великих флотоводцев России!!!?
          Теперь о Таллинском походе! Зачем было ложить в одну корзину все яийца. Изначально Таллин, как и Либава были ловушками для нашего флота. Только в ходе первой мировой русское командование это своевременно увидело, во вюремя ВОВ мы получили то, чего хотел противник. Или виноват Сталин? Нет! Вина лежит на командовании Балтийского флота, которое позволило противнику заминировать пути отхода в темные "белые" ночи! Не провели разведку минной обстановки, должным образом не смогли организовать эвакуацию сухопутных войск и кораблей (судов) Балтийского флота. Кто виноват? Тот кто стоял у руля "штурвала" адмирал Трибуц. Пресекая скулеж, что это было невозможно приведу пример эвакуации Одессы в 1941 или немецких и румынских войск из Крыма в 1944.
          Последнее Севостополь и адмирал Октябрьский + субъективные и объективные причины! По порядку описывать причины и условия падения Севостополя в годы ВОВ займет не один том! Если кратко: Черноморский флот не имел равного противника на протяжении всех 4 лет войны. Но его участие в обороне Севостополя было номинальным. Почему? Да все просто ни один корабль ЧВМФ не израсходовал боеприпасов 100мм и выше больше двух боекомплектов за всю войну! Неудовлетворительная организация обороны Крымского полуострова и Севостополя в частности..... Одно только минирование Севлстопольской бухты стоило нам свыше 100 000 водоизмещения, дальше продолжать. Продолжу эвакуация боеприпасов и зинитной артеллерии в Поти, а потом судорожные попытки его возврата....... За то драпало начальство знатно. Тем самым вызывает поведение начальника местного ОВД Иванова, который отказался покидать город. Это пример!
          Возможно виноваты солдаты и офицеры? В ариии так не бывает всегда виноват командир, в нашем случае адмирал Октябрьский. Все тчк.
          1. Alexey RA 1 июня 2017 12:14
            Цитата: Котище
            Теперь о Таллинском походе! Зачем было ложить в одну корзину все яийца. Изначально Таллин, как и Либава были ловушками для нашего флота. Только в ходе первой мировой русское командование это своевременно увидело, во вюремя ВОВ мы получили то, чего хотел противник.

            А можно узнать - какие это "все яйца" сложило в корзину командование КБФ в Таллине? "Октябрину" оттуда увели ещё в начале июля 1941. И остались в главной базе флота только лёгкие силы ("Киров", 2 лидера и 6 новых ЭМ) и 4 старых "новика". Причём лёгкие силы эти были нужны для работы в Рижском заливе.
            Цитата: Котище
            Если кратко: Черноморский флот не имел равного противника на протяжении всех 4 лет войны. Но его участие в обороне Севостополя было номинальным. Почему? Да все просто ни один корабль ЧВМФ не израсходовал боеприпасов 100мм и выше больше двух боекомплектов за всю войну!

            Угу... "номинальное" участие той же "Парижанки" привело к тому, что в марте 1942 года:
            у шести 305-мм орудий треснули стволы у дульных срезов, причем у некоторых концы стволов были оторваны, ресурс орудий (250 боевых выстрелов на ствол) оказался полностью израсходованным

            А ещё не лишним будет напомнить, что после оставления Николаева и выхода противника к Севастополю ЧФ потерял все довоенные судостроительные и судоремонтные мощности. В результате, боевой состав флота уже в 1942 сократился до 1-2 КР, 1-2 ЛД, 3-5 ЭМ и пары СКР.
            Цитата: Котище
            Неудовлетворительная организация обороны Крымского полуострова и Севостополя в частности

            То есть, это флот не удержал противника на Перекопских и Ишуньских позициях? belay
            Для обороны Крыма флот сделал всё возможное - достаточно вспомнить хотя бы блестяще проведённую эвакуацию Приморской армии из Одессы. К сожалению, повторить её в Севастополе было невозможно - хотя бы потому, что над одесскими конвоями флот мог подвесить истребительный зонтик (с аэродромов в Крыму работало 60 машин).
            Цитата: Котище
            Продолжу эвакуация боеприпасов и зинитной артеллерии в Поти, а потом судорожные попытки его возврата..

            В порты Кавказского побережья эвакуировали боеприпасы флота. Потому как в конце октября 1941 никто не мог гарантировать, что базу удастся удержать: было неясно, кто выиграет "бег к Севастополю" - то ли немцы подтянут основные силы и прорвут оборону гарнизона базы, то ли на помощь гарнизону успеет подойти Приморская армия.
            А если немцы возьмут Севастополь, то флот остаётся без боеприпасов.
            Основные запасы артиллерийско-стрелкового боезапаса Черноморского флота находились в Севастополе на артбоескладе № 7, в других базах флота боезапас имелся только для береговых батарей

            Причём большая часть вывезенных из Севастополя боеприпасов - это снаряды для 305/52 АУ (которых в базе было 8, а за пределами - 12), снаряды для пушек калибра 100 мм (стояли на крейсерах, тральщиках, ПЛ) и 76-мм зениток всех типов (стояли на "Парижанке", всех ЭМ и мобилизованных судах + ПВО вновь оборудуемых баз).
            Широкорад, помницца, прошёлся по поводу необходимости усиления ПВО портов Кавказа (мол, в том же Новороссийске уже был аж целый дивизион), громко заявив, что в 1941 г. германская авиация бомбила лишь объекты, на которые непосредственно наступали части вермахта. Но при этом он как-то подзабыл, что тот же Новороссийск - основную базу лёгких сил и порт для доставки грузов в Крым - немцы бомбили уже 30 августа 1941 года.
            30 августа 1941 года, в 21. ч. 02. м. со стороны Верхне-Баканской, появилось три самолета Ю-88. Отбомбившись по корме и носу крейсера «Красный Крым», они сделали еще четыре захода по городу и порту, в 21.31, 21.47, 21. 59, 22.17. Всего было сброшено 5-7 фугасных авиационных бомб массой, ориентировочно, по 250 - 500 килограммов. Из них от 3 до 5 бомб было сброшено в бухту и 1-2 на берег. Зенитная артиллерия военно-морской базы и кораблей Черноморского флота вела интенсивный заградительный огонь, но ни одного самолёта не сбила.

            А уже в ноябре был первый массированный налёт:
            2 ноября налет начался в 9ч.25м. утра. Город подвергся атаке с воздуха в которой участвовали 30 Ю- 88. Они заходили на город восьмью эшелонами. Было сброшено « свыше 50 ФАБ весом 50 – 200 кг, и 3 мины, на внешнем рейде ориентировочно свыше 10 мин. 10 человек было убито, ранено 43, всего пострадавших было 53 человека. Было разрушено 3 жилых дома, гараж «Новорэса» с тремя машинами, получил значительные повреждения цементный пирс, 3-я элеваторная пристань, портальный кран. В нескольких местах разрушено и повреждено 75 метров ж\д путей, одна секция водопроводной линии. Частично повреждена контора - лаборатория ц/з «Пролетарий», контора «Новорэса», поликлиника. Незначительные повреждения получили печи ц/з «Октябрь». Получил частые повреждения телефонный кабель городских сетей». В 11 ч.39м. прозвучал сигнал отбой воздушной тревоги, а в 11ч.53м. начался новый налет, в котором участвовали 5 вражеских самолетов. В этот налет « взрывом ФАБ была нарушена телефонная связь в Туапсинском направлении и с Гайдуком, оборван пролет трамвайного провода, разрушен на импортном пирсе товарный вагон с цементом. Нарушена связь на 2-х промобьектах. В районе взрывов во многих домах выбиты стекла и рамы. На «Новоросе» осколками пробиты баки с горючим и нанесен ущерб электростанции. В районе взрывов на объектах осталось 3 неразорвавшихся ФАБ. Возникли пожары на нефтеперекачке, т/х «Кутюрье», крейсере «Ворошилов» которые были быстро ликвидированы. Подорвался на мине и затонул тральщик № 56. Частично повреждено рыболовецкое судно. Поврежден и сел на грунт у цементного пирса п/х «Чапаев».
            В этот налёт был повреждён крейсер «Ворошилов». Бомбы, попавшие в гараж «Новорэса» предназначались ему. Пострадал и танкер «Ваян Кутюрье» в машинное отделение, которого попала фугасная бомба вызвавшая пожар.
          2. Монархист 1 июня 2017 17:23
            Котище,по поводу Адмирала Октябрьского и Трибуца:1 не смел рта открыть и выполнял указания "Адмирала от лошади"Буденного+Сталин , человек сухопутный, болезненно реагировать на потерю надводных кораблей. Правда почему-то спокойно воспринял"Талинский прорыв".
            2 где-то встречал предположение:Трибуца защитил Жданов
            1. Alexey RA 1 июня 2017 17:44
              Цитата: Монархист
              Сталин , человек сухопутный, болезненно реагировать на потерю надводных кораблей

              Да ладно... на КБФ на второй день войны потеряли на минах ЭМ "Гневный" (причём добивали его сами - и так и не добили) и чуть не потеряли КРЛ "Максим Горький" - оргвыводов не было. На ЧФ на четвёртый день войны на минах потеряли ЛД "Москва" - без последствий.
              Над кораблями начали трястись в 1943 - на ЧФ после "Верпа". Ибо пополнять ЧФ было нечем, да и ремонтироваться особо было негде. Достаточно вспомнить техническую камасутру с постановкой в док грузоподъёмностью 5000 т КРЛ водоизмещением 10 000 тонн, длина которого была больше длины док на треть (причём не просто постановка, а для стыковки с кормовой частью КРЛ другого проекта).
      4. Цитата: Котище
        Либо взгляните на ситуацию дня настоящего, когда восхваляется Рождественский и Небогатов - виновники Цусимской трагедии

        Эээээ... ну ладно, за Рожественского я сам лично много раз вступался. Он, кстати, без буквы "ДЮ" пишется, он РоЖЕственский, а не РожДественский. И я до сих пор готов вполне аргументировано пояснять, что нельзя на Рожественского взваливать ответственность за Цусиму. Если с такой точки зрения подходить, то Жукова расстрелять надо было за проигрыш приграничного сражения.
        Но кто и когда Небогатова восхвалял?! Кое-кто пытался его оправдывать тихой сапой, это было, но восхвалять?!
        Цитата: Котище
        П.с. Где в нашем флоте "Память Азова", "Память Меркурия", "Штандарт", "Диана"

        Мы еще столько кораблей не построили, сколько Вы названий перечислили:)))
        З.Ы. А вообще - да, стоило бы вернуть старые, "марсофлотские" названия отличившихся кораблей. Хоть "Азов", хоть "Память Азова" - корабль-то воевал замечательно.
        З.З.Ы И "Три рюмки" тоже вернуть надобно! laughing
        1. Котище 31 мая 2017 21:15
          Мне более "Не тронь меня" по душе! А в целом, грустно, что кораблей мало!
          По Рожественскому, я с Вами Андрей согласен только частично! Да жертва обстоятельств, да был ранен в начале боя, да...... Но сколько раз оусский флот вопреки всему одерживал победу, будучи в меньшинстве!
          По поводу фамилии виноват, буду внимательнее - лапы большие!
      5. nizhegorodec 31 мая 2017 20:25
        в общем то вы всё правильно написали, но это к чему?
        Цитата: Котище
        В годы Великой Отечественной войны ни один корабль и катер ВМВ СССР не спустил красный флаг перед врагом! Пример достойный памяти и подражания!
        разве в годы ВОВ были морские сражения между РККФ и "кригсмарине"? Да и морских побед крупных за РККФ не числится.
        1. Котище 31 мая 2017 21:29
          Вопрос не в крупных морских победах, а в человеческих качествах! К примеру. Гибель Варяга - это тактическая, даже оперативная ошибка руководства в начале Русско-Японской войны, но яркая страница - Русского мужества, Русского духа, по сути спустя век это маркер русской самоиндентификации и матрицы русской цивилизации! Вывод - поражение ставшее геополитической победой России.
          Да потери флота СССР в ВОВ были не соизмеримы победам, но ни один военный корабль или катер в период с 1941 по 1945 белый флаг не выкинул. А если и был захвачен врагом, то либо в бою или брошеным после повреждений либо неисправностей.
          1. Nehist 31 мая 2017 21:40
            Белый флаг? Возможно а вот военно-морской флаг спускали
            1. Котище 31 мая 2017 22:24
              Факты в студию!
              Возможно? В финских и германских источниках примеров нет! Неоднократно участвовал в конференциях на подобные темы, если бы у них была возможность, то нашего брата они носом ткнули. На море было все от подрыва ботов нетралов абордажной командой с советской подводной лодки до пиратства и геноцида. Но все захваченные военные корабли и катера, повторюсь были захвачены в ходе боя, подняты после затопления, достроены или брошены при отступлении. Добровольных сдач не было!
          2. nizhegorodec 31 мая 2017 22:55
            Цитата: Котище
            но ни один военный корабль или катер в период с 1941 по 1945 белый флаг не выкинул.

            так это уже другая война была, Вы можете привести пример захвата в плен с выбросом белого флага, корабля другого государства в период ВМВ?
  6. Rostislav 31 мая 2017 09:49
    Вот о ком фильмы снимать надо! А не крутить бесконечных "райанов".
    Спасибо автору!
  7. Злюка Бобёр 31 мая 2017 11:39
    Интересная статья. Не знал об этом эпизоде.Спасибо автору.
  8. Монархист 31 мая 2017 11:46
    Илья , спасибо Вам за рассказ о доблести наших матросов.
    По поводу Казанского:"...Отравили кофе с мышьяком.... подстроили представители командования и интендантских служб" это одна из нескольких версий,но достоверных фактов нет.( По ТВ несколько лет назад говори об этом)
    По справедливости надо как-то увековечить имена: Грейга, Сахновского и Колтовского,как минимум в музее отдельный стенд о них.
    Илья,Вы не знаете : как было отмечено это событие? Всё таки плинение неприятельских кораблей это не частое явление
  9. Библиограф 31 мая 2017 12:20
    Самое печальное во всей истории что основное поражение русский моряк -герой получил от своих же - отраву
  10. Alexey RA 31 мая 2017 12:45
    Если уж и брать неизвестный эпизод той войны "потомству в пример", то это сожжение турецкого линейного корабля в Пендераклии - прямо у верфей, в защищённой береговыми батареями гавани. Причём когда выяснилось, что орудийным огнём корабль поджечь не удаётся, то в гавань днём (!) вошло гребное судно с добровольцами, которые прибили в портах и по бокам его пеньковые кранцы, облили их смолою и зажгли.
    11-е число... В 7 1/2 часов отряд капитана 1 ранга Скаловского прибыл в Сизополь; донесение начальника отряда о его действиях заключалось в следующем: узнав от греков, на одном из взятых купеческих судов находившихся, что в Пендараклии вооружается линейный корабль, а в местечке Акчесар приготовляется к спуску 26-пушечный корвет, Скаловский отправил для истребления последнего фрегат «Поспешный», а сам, с прочими судами, направился к Пендараклии, в намерении овладеть неприятельским кораблем или, если то окажется невозможным, истребить его. 3 мая после полудня отряд подошел к мысу Баба, ограничивающему Пендараклийский рейд с северной стороны, для уничтожения устроенной на оконечности мыса батареи, прикрывавшей ошвартованный у адмиралтейства корабль; так как ветер не дозволил расположиться перед батареею на якоре, а потому, введя все суда в кильватер корабля «Пармен», Скаловский открыл по ней огонь, возобновляемый по очереди каждым судном; в продолжение этого маневра усмотрено, что корабль защищается еще несколькими укреплениями, устроенными по берегу рейда, в адмиралтействе и на лесистых высотах, огибающих рейд, и что все эти места наполнены вооруженными толпами. 4-го числа, пользуясь благоприятною погодою, начальник отряда приказал фрегату «Поспешный», прибывшему утром из Акчесара, стать вблизи неприятельского корабля и быть сборным пунктом для отделенных к абордированию его гребных судов; кораблям «Иоанн Златоуст» и «Норд Адлер» занять места против главных батарей; фрегату «Штандарт» расположиться перед городом и не допускать жителей вспомоществовать войскам; на брик «Мингрелия» возложено было истребление судов, к югу от Пендараклии стоящих; наконец, корабль «Пармен» назначено поставить в центр расположения прочих судов, чтобы иметь возможность подкреплять с него то из них, которые будут требовать пособия. К вечеру все суда заняли места, им определенные, исключая фрегат «Поспешный», который не мог исполнить этого по причине отдаленности и противного течения, что побудило начальника отряда заменить его кораблем «Норд Адлер». Последний, с наступлением ночи, подошел, посредством завозов 208, к неприятельскому кораблю на расстояние 200 сажен и на глубине 30 футов положил якорь. Тогда Скаловский отправился на «Норд Адлер» для окончательного обозрения местности и преподания наставлений офицерам, избранным для абордирования неприятельского корабля. Около полуночи гребные суда наши в двух отделениях под командою капитан-лейтенантов Броневского и Скрыдлова отвалили от корабля «Норд Адлер» в совершенном порядке и тишине, но ясная ночь изменила им, и они подверглись огню со всего неприятельского берега, до того ужасному, что начальник отряда, опасаясь весьма значительной потери людей, решился призвать оба отделения обратно на «Норд Адлер» и приступить к истреблению корабля; к этому побудили его, сверх того, два следующих обстоятельства: во-первых, как скоро мы обнаружили наше намерение, то, по всей вероятности, значительное число войск будет послано на корабль для защиты его, последствием чего должна быть самая жестокая борьба, в которой все выгоды будут на стороне неприятеля; и во-вторых, глубина, на которой стоял «Норд Адлер», давала основательный повод к предположению, что турецкий корабль находится на мели и что, следовательно, снятие его, под перекрестным огнем батарей и стрелков, будет стоить нам очень дорого. С наступлением утра была открыта с корабля «Норд Адлер» жесточайшая по неприятельскому кораблю канонада, но так как и первый подвергался огню девяти батарей, а потому, для развлечения внимания неприятеля, были приближены к месту действия корабль «Иоанн; Златоуст» и фрегат «Поспешный». Турецкий корабль, находясь на мели, не тонул, произвести на нем пожара брандскугелями не удавалось; поэтому, для истребления его, оставалось только одно средство – зажечь с гребного судна. Несмотря на всю опасность такого подвига, по первому вызову явилось множество охотников, из которых и были назначены: 37-го флотского экипажа мичман Трески, корпуса флотских штурманов кондуктор Черкасов, 6-й морской артиллерийской бригады унтер-офицер Дементьев и 37-го флотского экипажа 4 унтер-офицера и 4 рядовых; пристав к турецкому кораблю, они прибили в портах и по бокам его пеньковые кранцы, облили их смолою и зажгли. В 10 часов корабль обнялся пламенем, почему, прикрываясь огнем корабля «Иоанн Златоуст», «Норд Адлер» и «Поспешный» оставили свои места, а за ними удалился и «Иоанн Златоуст». Кроме корабля истреблен находившийся вблизи его военный транспорт и около 15 других судов. Потеря наша состояла из 7 убитых и 12 раненых нижних чинов, сверх того, на корабле «Норд Адлер» ранен осколком гранаты 37-го флотского экипажа капитан-лейтенант Чупрасов. Повреждения судов были следующие: «Норд Адлер» имел 32 пробоины и 88 других повреждений, «Иоанн Златоуст» – 16 пробоин и 18 других повреждений, «Пармен» – 4 пробоины, «Поспешный» – 19 пробоин и 52 других повреждения. Урон турок долженствовал быть весьма значителен, судя по тому самоотвержению, какое оказывал неприятель для спасения своего корабля; огонь с берега не прерывался во все время действия; везде, где только можно было, неприятель устраивал батареи, и если артиллерия наша заставляла его оставлять одну, он немедленно открывал огонь с другой позиции и действовал вдруг более нежели из 20 орудий; стрелки его, несмотря на то что берег был осыпаем картечью, всегда во множестве были видимы, и некоторые из них отваживались даже на потушение огня на корабле. Относительно действий в Акчесаре донесение капитана 1 ранга Скаловского состояло в следующем: фрегат «Поспешный», прибыв 3-го числа в час пополудни в Акчесар, подошел к находившемуся на стапеле корвету и действием артиллерии нанес ему множество повреждений, но зажечь посредством брандскугелей не мог, исполнить же этого высадкою десанта не решился по множеству турок, которыми был усеян берег. После сожжения корабля в Пендараклии начальник отряда вновь отправил в Акчесар фрегат «Поспешный» и брик «Мингрелия», которые по прибытии на место, положив якоря в самом близком от берега расстоянии, совокупным действием артиллерии разрушили корвет до основания. Оставив Пендараклию 6 мая в 2 часа пополудни, Скаловский пошел вдоль берега к Босфору, поджидая из Акчесара фрегат «Поспешный» и брик «Мингрелия», и по соединении этих судов с отрядом, 8-го числа в 6 часов пополудни, взял направление к Сизополю...
    © Мелихов В.И.(1794-1863). Описание действий Черноморского флота в продолжение войны с Турцией, в 1828 и 1829 годах.
  11. Ищущий 31 мая 2017 15:17
    Вот потому то фамилии Сахновского и Колтовского и были преданы забвению, что несмотря на их былые заслуги.ими была проявлена обыкновенная трусость заключающаяся в позорном бегстве и оставлении боевого товарища(Меркурия).Суворовское выражение-сам погибай,а товарища выручай-в те времена не допускала двоякого истолкования.
    1. Владимирец 31 мая 2017 17:41
      Цитата: Ищущий
      ими была проявлена обыкновенная трусость заключающаяся в позорном бегстве и оставлении боевого товарища(Меркурия).

      С точки зрения военной чести да, с точки зрения военной целесообразности нет.
  12. kvs207 31 мая 2017 15:24
    Цитата: Alexey RA
    © Мелихов В.И.(1794-1863). Описание действий Черноморского флота в продолжение войны с Турцией, в 1828 и 1829 годах.

    Где бы такую почитать?
    1. Alexey RA 31 мая 2017 18:12
      Цитата: kvs207
      Где бы такую почитать?

      В сети. smile
      http://drevlit.ru/docs/turky/XIX/1820-1840/Melich
      ov_V_I/text1.php
      1. kvs207 31 мая 2017 18:44
        Цитата: Ищущий
        фамилии Сахновского... были преданы забвению,

        Чем хороши подобные статьи, так это то, что хочется порыться в источниках, почитать исследования по этой теме.
        Оба сына Сахновского дослужились до адмиралов, так что, вполне достойные и заслуженные моряки. И оба служили на Черноморском флоте.
  13. Ken71 31 мая 2017 21:32
    Интересно а почему бой Меркурия считается победой русских. Меркурий не победил а сумел удрать. Что в тех обстоятельствах было подвигом но не победой.
    1. Alexey RA 1 июня 2017 10:38
      Цитата: Ken71
      Интересно а почему бой Меркурия считается победой русских. Меркурий не победил а сумел удрать. Что в тех обстоятельствах было подвигом но не победой.

      Для посланного на разведку брига "удрать с данными о флоте противника" - значит "победить". smile
      Тем более, что проигравшая сторона в этом бою точно есть - 2 турецких ЛК, которые догнали бриг, но оказались неспособны его утопить или принудить к сдаче.
  14. Котище 31 мая 2017 21:54
    Финские трофеии это единственное, что Вы нашли в инете? Как 15 мифических кораблей и судов ВМФ СССР. Хоть один из них выбросил белый флаг? Либо спустил красный и сдался на милость победителя? Ответ НЕТ! Все корабли и катера бились до последнего, либо были захвачены брошенными или в доках! Как входящий в Ваш список КЛ«Белорусс» — бывш. пол. «Zaradna» (1935), в составе ПФ с 21.02.41. + 15-17.09.41 на р. Днепр (в р-не Киева) затонула в результате повреждений, полученных от огня герм, берег, арт. Позднее поднята немцами, введена в строй как речная КЛ, герм. «Kanonenboot № 91» (на р. Днепр). + 1943 г. в Днепровско-Бугском кан. подорвалась на мине, вторично поднята немцами и сдана на слом. Где факт сдачи? Трусости и неисполнения устава? С остальными "совецкими" кораблями тоже самое!
    1. Nehist 31 мая 2017 22:05
      На доже!!! А интернированные в Шведских портах? Что уставом ВМФ СССР приравнивалось к преступлению? Н уда по вашему и Флот СССР только в 35 году появился ведь флаг ВМФ СССР утвержден 27 мая 35 года!!! Для вас же флаг первичен а не флот!!! Может хватит казуистикой заниматься!! Вот только почему то во всех документах времен СССР годы существования совецкого флота указываются 1918-1992! Так что уважаемый это вам надо подучить историю а не заниматься словоблудием на политические темы выискивая разницу между РККФ и ВМФ СССР!!!!
  15. Nehist 1 июня 2017 00:58
    Уважаемый Котище прочтите К.Б.Стрельбицково Мы идем в Швецию. Про интернирование тральщиков в Швеции. Проще говоря сдача в плен не воюющей стране.
    1. Котище 2 июня 2017 21:05
      Интернирование судна - захват корабля - сдача в плен экипажа корабля (судна) разные юридические понятия! Даже термин казуистика имеет конкретное определение, к сожалению Вы его путаете с софистикой! Ну и последнее есть такая специальность военная юриспруденция! Там как раз обучают людей видеть различия в юридических терминах. К слову мелкое хулиганство это тоже административное правонарушение, но ..... согласно законам формальной логики суть определяют конкретные термины "индикаторы", а хвост виляет собакой, только по желанию самой собаки!
      Это Ваше право считать, что "совецкий" флот сборище трусов и негодяев, которые только и делали, что в годы Великой Отечественной войны: топились, сдавались, интернировались и т.д., т.п. Мое мнение проще наш флот в годы войны был не эффективен в связи с неудовлетворительным руководством отдельных "руководителей", но матросы, старшины и офицеры вины в этом не имеют, что и доказали своей храбростью на протяжении всей войны.
      Последнее почти десять лет назад, я имел доступ к архивам судебных документам КБФ и СФ времен ВОВ и со всей ответственностью Вам заявляю, что фактов трусости, малодушия, паникерства и дезертирства экипажей кораблей и катеров ВМФ в полном составе повлекших сдаче корабля противнику, я не увидел. Считать случаи такие как захват в плен капитана смытого за борт ПЛ позором - отказываюсь! Жизнь полна живых случаев, а не строчек устава, точнее их отсутствия. Это не касается гражданской войны в России, там все сложно!
      И последнее не позорьте форму!
      1. Nehist 3 июня 2017 04:07
        В чем то с Вами соглашусь! И не сщитаю совецкий флот сборищем как вы написали... Просто раз Вы знакомы с документами то должны знать ио нелециприятных моментах дейтельности флота, умалчиватьоб этом не правельноа вотобьяктивно оценивать вполне! Вот только по военной юриспурденции не надо! Так как вся дейтельность регламентируется приказами и согласно текущему моменту один и тот же приказ можно трактовать как преступный или как необходимый в данной ситуации (вот вам казуистика)
        Кстати если Вы имели доступ к документам КБФ то не встречались ли Вам документы о судьбе тех кто был интернирован в Швеци и после вернулся в СССР?! С уважением!!! hi
        P.S. А вот форму не трогайте...
  16. ALEX_SHTURMAN 1 июня 2017 14:49
    Обожаю Севастополь! Город просто пронизан патриотическим духом и силой Русского оружия! Вот какие фильмы надо снимать где Вы режиссёры?? Не надо ничего выдумывать..Просто брать нашу Историю и снимать фильмы про каждый отдельный подвиг, про Казарского, про снайпера Розу Шанину, про лётчицу Лидию Владимировна Литвяк в 20 лет сбивавшая фашистских асов..Про подвиги танкистов в одиночку сражавшихся с целыми колоннами фашистов....Про 35 береговую батарею, которая вела сражение, под неприкращающимися арт абстрелами и налетами авиации.. А сколько их героев и несосчитаешь...Вечная память и слава всем героям сражавшимся за Родину!!! Ещё раз огромная просьба к режисёрам не копируйте Голливуд у нас всё есть, надо просто открыть книжку под назв. История России!
Картина дня