"Оптимизируемся за счет модернизации, а не сокращений"

23
Корветы, экспортные фрегаты, многокорпусные боевые корабли - доля военных заказов Зеленодольского ПКБ сегодня превышает 90%. В свете приближающегося Международного военно-морского салона корреспондент FlotProm обсудил с генеральным директором проектно-конструкторского бюро Виталием Волковым перспективы военных тримаранов, импортозамещение силовых установок и современные технологии судостроения.

Виталий Юрьевич, в преддверии Международного военно-морского салона-2017 вспомним корабли, показанные Зеленодольским ПКБ на МВМС-2015. Какое развитие получил проект фрегата "Русич-1", интересный своими тримаранными обводами? С какими сложностями при его проектировании столкнулись специалисты КБ? Как на разработку отреагировали в командовании ВМФ?



Проект малого фрегата "Русич-1" остался вне поля внимания командования ВМФ. Вместе с тем, инновационный характер этого проекта остался непревзойденным. Его оперативные возможности в разы превышают потенциал традиционных однокорпусных кораблей с таким же вооружением, прежде всего, за счет практически неограниченных условий использования вооружения по бальности моря.


Генеральный директор Зеленодольского ПКБ Виталий Волков

Несмотря на эти и другие качественные преимущества предлагаемых модификаций кораблей с аутригерами, ВМФ ничего не предпринимает для их реализации, ссылаясь на ограниченное финансирование. В то же время доказано, что они экономичнее как в постройке, так и в эксплуатации.

Продолжается строительство более растратных традиционных однокорпусных кораблей, оперативно ущербных. Вот в чем главная трудность на пути реализации кораблей с аутригерами типа "Русич" в железе.

Если говорить о многокорпусных проектах, весьма интересной представляется концепция SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull, судно с малой площадью сечения по ватерлинии). Как в Зеленодольском ПКБ оценивают эту концепцию? Могут ли SWATH-корабли применяться для военных целей?

Архитектурно-конструктивная схема судна с малой площадью ватерлинии (СМПВ) была скомпонована с главной целью – "улучшить" качку корабля за счет уменьшения объема его элементов, замываемых на волнении.

Теоретически эта идея верна, но, как известно, любое конструктивное решение на корабле вызывает немало сопутствующих следствий, в том числе и отрицательных. Анализ особенностей СМПВ показывает, что в данном случае количество и значимость таких следствий особенно велики. Так, например, в случае возникновения резонанса качки его мореходность ухудшается за счет слеминга горизонтального моста.


Проект малого фрегата "Русич-1"

В связи с существенным увеличением площади металлических конструкций СМПВ, как надводных, так и подводных, значительно увеличивается величина смоченной поверхности и, за счет сокращения массы полезной нагрузки, доля массы корпусных конструкций. На многорежимных кораблях типа военных, у которых нормируются малые, экономические хода, на этих ходах существенно увеличивается сопротивление движению, а вместе с ним потребная мощность энергетической установки и расход топлива.

Есть и другие серьезные недостатки СМПВ, которые полностью осветить в интервью невозможно. Их совокупность делает применение схемы СМПВ для военных кораблей нецелесообразным.

Детальный анализ особенностей схемы СМПВ опубликован в журнале "Судостроение" №2 за 2007 год в статье "Каждой корабельной архитектуре – своя сфера применения" за авторством главного конструктора многокорпусных судов и кораблей доктора технических наук Станислава Анатольевича Руденко из Зеленодольского ПКБ.

Зеленодольское ПКБ спроектировало танкер 03182 ледового класса. Он останется единственным арктическим судном в каталоге Зеленодольского ПКБ или планируется развитие линейки флота для освоения северных морей?

В настоящее время по государственным контрактам строятся два таких танкера с ледовым классом Arc4 на "Восточной верфи" (Владивосток) и еще два на судостроительном заводе "Волга" (Нижний Новгород). Кроме того, госпрограммой предусмотрено строительство еще нескольких судов проекта.


Малый морской танкер проекта 03182

Так, для усиления арктической группировки ВМФ принято решение о строительстве двух танкеров на базе проекта 03182 с ледовым классом Arc5. Однако пока что работы по ним не развернуты.

С 2018 года на рыбинском "Сатурне" начнется серийный выпуск отечественных газотурбинных двигателей, мощность которых позволит устанавливать их на корабли класса фрегат. В какие проекты Зеленодольского ПКБ будут заложены ГТД российского производства?

Наше предприятие на протяжении многих лет сотрудничает с НПО "Сатурн". В разные годы нами совместно прорабатывались газотурбинные агрегаты на базе ГТД М75РУ, М70ФРУ и М90ФР, кроме того, специалисты бюро принимали участие в испытаниях ГТД М75РУ и М70ФРУ.

В настоящее время нами совместно прорабатываются варианты замены агрегатов производства ГП НПКГ "Зоря-Машпроект" на кораблях проектов 11540 и 11661К. Что касается перспективных разработок, то здесь можно говорить про газотурбинные агрегаты для проекта 1124МА и тримарана на базе ГТД М75РУ, М70ФРУ и М90ФР.

В отрасли сегодня много говорят о реализации программы импортозамещения. Расскажите, какую деятельность ведут специалисты КБ для перевода созданных проектов на полностью отечественную компонентную базу?

В соответствии с поручением правительства Российской Федерации и в рамках реализации решений, принятых советом Военно-промышленной комиссии по кораблестроению по вопросам снижения зависимости от продукции иностранного производства, развернута работа по подготовке предложений в части импортозамещения.

Для выполнения гособоронзаказа Минобороны определило перечень проектов Зеленодольского ПКБ, под которые разработаны и утверждены "Плановые мероприятия по импортозамещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, используемой при разработке (производстве, ремонте)" и "План-графики мероприятий по импортозамещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, используемой при разработке (производстве, ремонте)".

В плановых мероприятиях отражены предложения по снижению зависимости от использования зарубежных материалов и комплектующих, замене оборудования импортного производства, применяемого в проектах Зеленодольского ПКБ, на оборудование отечественное, предложения по изменению логистики поставляемого оборудования и созданию страхового запаса комплектующих изделий и электронно-компонентной базы.

Замещением изделий электронной компонентной базы занимаются радиоэлектронные корпорации, замещением основного судового оборудования и материалов занимаются ПКБ и заводы-строители.

По строящимся заказам проекта 21631 замена основного оборудования, комплектующих изделий и материалов в части импортозамещения выполнятся в соответствии с предложениями, изложенными в "Плановых мероприятиях по импортозамещению", по согласованию с заказчиком в установленном порядке. Альтернатива импортному оборудованию имеется по всем позициям.

Так, в частности, в соответствии с решением "Об изменении комплектации оборудования малых ракетных кораблей проекта 21631" сегодня ведется работа по замене ГЭУ (дизель, редуктор, система управления).

"Оптимизируемся за счет модернизации, а не сокращений"

Малый ракетный корабль проекта 21631 "Серпухов"

В случае необходимости агрегатной замены оборудования импортного производства у находящихся в эксплуатации проектов таковая будет осуществляться при проведении ремонтов и модернизации заказов, по итогам определения объема работ после дефектации систем и механизмов корабля, в соответствии с предложениями, изложенными в "Плановых мероприятиях по импортозамещению", по согласованию с заказчиком в установленном порядке.

В рамках плановых мероприятий по импортозамещению и снижению зависимости от поставок украинской продукции все оборудование их производства заменено на отечественное.

В российском судо- и кораблестроении все чаще используются композитные материалы. Из них строят корпуса, надстройки, мачты. Какие задачи стоят перед проектантом при использовании композитных материалов?

Конкурентоспособность судов из композитных материалов обусловлена их высокой удельной прочностью, достигаемой частной экономией масс и возможностью за счет этой экономии повышать эффективность эксплуатации. Задачей проектанта является создание такого конкурентоспособного судна, у которого максимально раскрыт потенциал композитных материалов и в возможно большей степени снижены или отсрочены негативные факторы.

При наличии требований в ТЗ на использование композитных материалов при новом проектировании, Зеленодольское ПКБ готово решать такие задачи.

Еще одной перспективной тенденцией отрасли является модульный принцип строительства судов. В новых проектах Зеленодольского ПКБ он реализован?

Анализируя зарубежный опыт использования модульных концепций строительства, можно отметить, что этот принцип не может быть автоматически перенесен на строительство боевых кораблей. Это обусловлено высокой степенью насыщенности их помещений, требованиями точности позиционирования, а также эксплуатации его полезной нагрузки, каковой является вооружение.

Наиболее рациональным, на мой взгляд, является зонально-модульное проектирование, предусматривающее оптимизацию крупных объемов корабля в зонах устройств вооружения, изготовление и максимальное насыщение этих объемов вне стапеля. Особенно перспективна реализация этого метода в принципиально новом проекте Зеленодольского ПКБ - платформы тримаранного типа с аутригерами.

Среди стратегических задач ПКБ числится оптимизация производственной структуры. Расскажите, за счет чего она осуществляется?

В основу стратегического развития Зеленодольского ПКБ нами поставлено решение следующих задач: выполнение заданий по государственному оборонному заказу, обеспечение качества и сроков разработки морской техники, соответствующей мировому уровню, а также полное удовлетворение спроса отечественных заказчиков в рамках деятельности Объединенной судостроительной корпорации в области гражданского судостроения.


Стенд ОСК

Однако складывающаяся на сегодняшний день ситуация с гособоронзаказом и отсутствие в связи с этим достаточной производственной загрузки у отдельных подразделений вынуждает нас решать задачи организационного характера. Поскольку производственная структура и штатное расписание создаются под номенклатуру и объем выполняемых предприятием работ, они ежегодно корректируется.

Главное для нас - это люди, поэтому снижать издержки мы стараемся путем оптимизации структуры управления. Происходит это путем объединения недозагруженных структурных подразделений и упразднением руководящих должностей.

Вместе с тем производственная структура охватывает не только сферу управления, но и состояние материальной базы предприятия, технологические процессы. И в этом плане модернизация производства является одной из форм оптимизации производственной структуры.
Вектор движения в этом направлении нам задала федеральная целевая программа "Развитие морской гражданской техники на 2009- 2016 годы". Благодаря этой программе осуществляется кардинальное техническое перевооружение основных фондов и экспериментальной базы, а также улучшаются условия труда работников.
Хочется надеяться, что в конечном итоге та работа, которую проводит Зеленодольское ПКБ в данном направлении, принесет ощутимую пользу для бюро.

Известно, что Зеленодольское ПКБ планирует внедрить систему проектирования Aveva Marine. В чем преимущества этой системы и каким будет эффект от ее внедрения?

Зеленодольское ПКБ активно использует систему Aveva Marine в качестве базовой системы проектирования уже с 2009 года, на данный момент при помощи системы уже выполнено несколько проектов разной направленности. Система Aveva Marine не только внедрена в рабочий процесс предприятия, но и привязана также к технологическому процессу других предприятий, например, Зеленодольского судостроительного завода, Балтийского завода, Московского судостроительно-судоремонтного завода, судостроительного завода "Волга", Восточной верфи и прочих.

Основным преимуществом системы Aveva Marine является работа в едином информационном пространстве для всех конструкторских специализаций (специалисты по корпусу, электрооборудованию, судовым системам, обстройке, общепроектным дисциплинам). Любой специалист, размещая конструкции, оборудование, коммуникации, в процессе работы проводит корреляцию с окружающей обстановкой, имеет возможность оперативно влиять на смежные подразделения, избегать коллизий на начальных этапах проектирования.

В конечном итоге это способствует снижению затрат на устранение ошибок уже "в металле" на заводе-строителе. Кроме того, внедрение системы Aveva Marine позволило вплотную приблизится к концепции единой информационной модели в рамках задач PLM (Product Lifecycle Management). Таким образом, модель, созданная в Зеленодольском ПКБ, пригодна не только для непосредственно постройки, но и для решения задач эксплуатации (речь про системы информационной поддержки борьбы за живучесть и интерактивное электронное техническое руководство), обслуживания, ремонта и утилизации изделия.


Система проектирования Aveva Marine

Кроме того, система Aveva Marine позволяет подготовить модель для передачи в систему виртуальной реальности на базе IC.IDO, что позволяет нам проводить коллективное обсуждение сложных конструктивных вопросов, требующих привлечения инженеров разных специализаций.

Какие еще мероприятия технического перевооружения ПКБ планирует провести или уже провело за последнее время?

Согласно проекту "Техническое перевооружение в развитие проектно-конструкторского потенциала АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" в сфере гражданского судостроения", который закончился в 2015 году, основными объектами стали: комплекс оборудования для ситуационного центра главного конструктора КБ для оценки и принятия решений по судам и роботизированным комплексам на всех стадиях жизненного цикла; программно-аппаратный комплекс виртуального презентера (ПАК ВП) главного конструктора; комплекс оборудования и программного обеспечения имитационно-моделирующего стенда (КИМС) надводного корабля (судна) - "виртуального корабля (судна)".









В дальнейшем до 2020 года планируется создание уникальной исследовательской базы для выработки конструкторских решений при создании техники для освоения шельфовых месторождений, включая комплексы для проведения инженерного анализа, всеобъемлющего исследования характеристик технических систем любой сложности и экспериментальной доводки конструкций, а также для разработки интерактивных электронных технических руководств.

Как в конструкторском бюро решается кадровая проблема, характерная сегодня для судостроительной отрасли? Создаются ли программы взаимодействия с университетами, курсы подготовки молодых специалистов? Чем мотивируете молодежь на работу в ПКБ?

После глобальной конверсии, произошедшей в оборонно-промышленном комплексе, некогда мощнейшем секторе российской промышленности, вопрос кадрового обеспечения стал особенно актуальным для многих предприятий судостроительной отрасли. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро здесь не исключение.

При этом нам пришлось столкнуться с такими вызовами и проблемами как старение персонала и дефицит квалифицированных работников средней возрастной категории и угроза потери преемственности поколений конструкторов. Никто не отменял и мобильность трудовых ресурсов вместе с глобальной конкуренцией "за мозги" на рынке труда. Именно поэтому работе по подготовке молодых специалистов в бюро уделяют особое внимание.

Система подготовки кадров для Зеленодольского ПКБ начинается с работы с учащимися школ. Чтобы привлечь внимание школьников к конструкторской деятельности, специалисты кадровой службы бюро и конструкторских отделов в течение учебного года посещают образовательные учреждения, где проводят встречи с учениками старших классов, рассказывая об истории Зеленодольского ПКБ, знаменитых конструкторах-земляках, проектах кораблей, востребованных специальностях.

Для школьников и студентов мы проводим экскурсии, во время которых они знакомятся с работой инженера-конструктора и методами проектирования кораблей. В гимназии №3 Зеленодольска силами ее преподавателей и учащихся при содействии нашего ПКБ и Зеленодольского судостроительного завода им. А.М.Горького создан музей судостроения. Ежегодно совместно с городским Центром занятости населения специалисты бюро участвуют в проведении ярмарок вакансий для выпускников школ города и района.

К сожалению, в нашем регионе отсутствуют учебные заведения высшего образования, которые готовят "профильных" специалистов. С исчезновением системы распределения выпускников стало невозможно в достаточном количестве получать молодых специалистов из кораблестроительных ВУЗов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Поэтому с 2009 года Зеленодольское ПКБ участвует в федеральной программе, направленной на подготовку научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №180 в 2007 году.

В соответствии с этим приказом у нас появилась возможность ежегодно направлять определённое количество абитуриентов для получения высшего профессионального образования по востребованной специальности за счёт средств федерального бюджета в образовательные учреждения, среди которых ведущие кораблестроительные ВУЗы страны: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Нижегородский технический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ).

Для самих студентов весомым подспорьем является то, что обучаясь бесплатно в ВУЗе, они имеют гарантию трудоустройства по специальности после окончания учёбы, плюс имеют возможность в зависимости от успеваемости получать две стипендии – государственную и от организации.

С абитуриентами, поступающими в ВУЗы по программе целевого обучения, заключаются двусторонние соглашения "предприятие – студент", предусматривающие, помимо дополнительной стипендии и компенсации проезда к месту учебы и обратно два раза в год, обязательную отработку в бюро не менее 5 лет после окончания учебного заведения.

За 7 лет участия в данной программе мы направили на обучение 27 выпускников школ и колледжей города, но, к сожалению, только 6 выпускников трудоустроились в организацию на конструкторские должности. Остальные отказались возвращаться после окончания учебного заведения или были отчислены за неуспеваемость. В соответствии с договором они возвратили или возвращают денежные средства, затраченные на них в период обучения.

Тем не менее, к 2019 году кадровый состав инженеров-конструкторов за счёт этой программы должны пополнить еще 4 молодых специалиста, качественно обученные в профильных учебных заведениях.


Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

В вопросе подготовки профильных специалистов определенные надежды мы связываем с Центром кораблестроения, открытом в 2013 году на базе института авиации, наземного транспорта и энергетики Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ) при поддержке правительства Республики Татарстан.

В конце 2016 года мы приняли принципиальное решение поддержать предложение руководства университета о создании на территории Зеленодольского ПКБ базовой кафедры КНИТУ-КАИ "Проектирование и строительство кораблей и судов".

Для этого у нас есть все необходимое: люди, являющиеся профессионалами своего дела, современный программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования, опытовый бассейн, оборудованный по последнему слову техники, свое экспериментальное производство с уникальным станочным парком и базой на берегу волжского залива. Договор об открытии базовой кафедры был подписан в январе текущего года, другие необходимые документы уже разработаны и находятся на стадии согласования.

Кроме того, с этим ВУЗом осуществляется тесное научно-техническое сотрудничество в рамках совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тримаранной тематике, созданию акваплана, внедрению инновационных проектов, выполнению хоздоговорных работ.

Особо хочу отметить взаимодействие в части подготовки будущих специалистов Зеленодольского ПКБ с Зеленодольским институтом машиностроения и информационных технологий (филиал КНИТУ-КАИ), студентам которого наше предприятие организует производственную и преддипломную практику.


Общая конференция молодежи на территории Зеленодольского ПКБ

Также нами востребованы выпускники Казанского государственного энергетического университета, Казанского федерального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ), Казанской государственной архитектурно-строительной академии и других учебных заведений технической направленности.

Важное место в процессе подготовки инженерных кадров занимает система внутрифирменного обучения как наиболее эффективная форма переподготовки специалистов под производственные задачи, стоящие перед Зеленодольским ПКБ. В бюро разработана своя программа производственного обучения молодых специалистов и сотрудников бюро, окончивших учебные заведения не судостроительного профиля и не имеющих опыта работы в конструкторских организациях, которая включает в себя краткий курс по всем специализациям корабля. За 3 года по данной программе уже прошли подготовку около 60 человек.

Ну и, конечно же, всячески поддерживается участие молодых работников в различных тематических конференциях, выставках, конкурсах и тому подобных мероприятиях - как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Большим подспорьем в деле привлечения квалифицированных кадров стало бы включение Зеленодольского ПКБ в корпоративную ипотечную программу Объединенной судостроительной корпорации, которая подразумевает оказание содействия работникам обществ ОСК в улучшении жилищных условий путем ипотечного кредитования.

Вопрос на тему инноваций при ОСК. Как Вы оцениваете перспективы внедрения проекта "Судометрика", подразумевающего сборку кораблей и судов в так называемый "чистый размер", без припусков? Если да, то появились ли какие-либо качественные изменения в процессе проектирования?

Внедрение сборки корпусов судов и кораблей в "чистый размер" существенно сократит трудоемкость изготовления корпуса за счет минимизации подгоночных работ. Если учесть, что трудоемкость изготовления корпуса в общей трудоемкости постройки судна составляет 30-50 %, а работы по подгонке деталей, секций, блоков между собой - не менее 5 % от трудоемкости изготовления корпуса, то экономия налицо.


Проведение измерений при сборке корпуса судна

Но для внедрения технологии сборки корпусов судов в "чистый размер" необходим ряд условий. Во-первых, проектные организации и заводы-строители должны работать в одинаковых или совместимых программах 3D-моделирования, чтобы при передаче 3D-модели не терялась "математика". Во-вторых, заводы-строители надо оснастить газорезательными линиями с высокой точностью резки деталей, новейшими механизированными способами сборки секций, внедрить на них технологию безприпускной сборки. В-третьих, необходима высокая культура производства.

В процессе проектирования, при создании 3D-модели "припуски" могут отражаться (назначаться) в атрибутах и использоваться заводом-строителем.

На уровне Правительства России поставлен вопрос о постепенном выравнивании баланса судостроительной отрасли между гособоронзаказом и гражданской продукцией. В каком соотношении находятся военные, гражданские и экспортные проекты ПКБ на сегодня?

По состоянию на 01.01.2017 работы по ГОЗ в общем объеме работ составляют 93%, работы по гражданской продукции – 7%.

Поговорим о военно-техническом сотрудничестве. Вьетнам получил ракетные корабли "Гепард-3.9" по проекту Зеленодольского ПКБ, корабли эксплуатируются оператором уже более 5 лет. Какие отзывы вы получали от заказчика? Была ли модернизирована вторая пара кораблей по итогам эксплуатации первых "Гепардов"?

Отзывы по эксплуатации положительные, корабли показали хорошие мореходные качества и надежность, преодолели во время службы самый сильный 9-бальный шторм (высота волн более 11 метров). Поэтому была заказана в рамках госкредита вторая пара кораблей, которая имеет несколько другой состав ГЭУ.


Ракетные корабли проекта "Гепард-3.9"

Теперь вторая пара кораблей "Гепард-3.9" получила полноценное стационарное противолодочное вооружение. Противолодочный вертолет и боезапас к нему, как и на первой паре, также остался на кораблях.

В своем годовом отчете за 2015 год ваши соседи - Зеленодольский завод им. Горького - продемонстрировали облик океанского патрульного корабля на базе "Гепарда 5.1". Не могли бы вы рассказать о технических характеристиках кораблях подробнее и приоткрыть завесу тайны, с каким именно государством ведутся переговоры о его возможной поставке?

Заинтересованность к океанскому патрульному кораблю "Гепард-5.1" проявило одно из азиатских государств, до заключения контракта об этом говорить пока не стоит, так как сведения о проводимых переговорах с иностранными государствами о планируемых поставках вооружений и военной техники не подлежат разглашению.


Океанский патрульный корабль на базе фрегата "Гепард 5.1"

Корабль, в соответствии с рекламным паспортом, будет иметь дизельную энергетическую установку, обеспечивающую скорость полного хода не менее 23 узлов при полном водоизмещении около 2000 тонн. На корабле будет постоянно базироваться поисково-спасательный вертолет иностранного производства, вооружение по требованию инозаказчика устанавливается скромное – артиллерийская установка калибром 30мм.

Ранее Зеленодольское ПКб представляло судно 3D-сейсмической разведки "Россиянин". В каком статусе этот проект находится сейчас?

За последние 10 лет статус судна 3D-сейсмической разведки "Россиянин" не изменился: оно по-прежнему предлагается, но не востребовано потенциальными заказчиками в связи с отсутствием финансирования.

Какие задачи ставит перед собой Зеленодольское ПКБ на 2017 год? Что войдет в вашу экспозицию на Международном военно-морском салоне?

Ключевыми задачами для бюро являются выполнение ГОЗ, развитие экспортного потенциала создаваемой в бюро военно-морской техники, создание научно-технического задела в области перспективных платформ различной архитектуры, дальнейшее развитие направления гражданского судостроения, работа по импортозамещению во взаимодействии с контрагентами.


МРК "Зеленый Дол"

На Международном военно-морском салоне МВМС-2017 наше предприятие представит корабли на базе универсальной платформы "Гепард": фрегат "Гепард-3.9" с ПЛО и океанский патрульный корабль "Гепард-5.1".

Мы также покажем многоцелевой корабль проекта 21635 "Сарсар" и рекламно-информационные материалы, касающиеся других образцов военно-морской техники, созданной в бюро. Кроме того, в акватории, прилегающей к выставочному комплексу планируется демонстрация малого ракетного корабля проекта 21631 "Зеленый Дол".

Зеленодольское ПКБ примет участие в МВМС-2017 на едином стенде проектных организаций и судостроительных верфей, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 июня 2017 15:48
    Проект Русич действительно весьма интересен...и уверен перспективен
    Проект малого фрегата "Русич-1" остался вне поля внимания командования ВМФ. Вместе с тем, инновационный характер этого проекта остался непревзойденным. Его оперативные возможности в разы превышают потенциал традиционных однокорпусных кораблей с таким же вооружением, прежде всего, за счет практически неограниченных условий использования вооружения по бальности моря.

    И в этой связи действительно не понятно вот это..
    Несмотря на эти и другие качественные преимущества предлагаемых модификаций кораблей с аутригерами, ВМФ ничего не предпринимает для их реализации, ссылаясь на ограниченное финансирование.

    Но при этом...
    В то же время доказано, что они экономичнее как в постройке, так и в эксплуатации

    И на фоне этого всего,совсем в ином свете начинают видется заявления МО о нехватке денег и шедевральное по своему идиотизму высказывание Айфончика-Денег нет,но вы держитесь.
    1. +5
      1 июня 2017 16:24
      Цитата: НЕКСУС
      И в этой связи действительно не понятно вот это..

      Что тут непонятного, продавец хвалит свой товар, ещё бы он говорил, что "Русич" полное г. Какие там у МО аргументы на самом деле неясно, может своих косяков и у "Русича" хватает, может дешевле он только на бумаге, может ещё чего. В концепции "Русича" особо уникального я ничего не вижу и в мире, хотя и имеются подобные образцы, но особого фанатизма нет. Неужели другие "большие" морские страны так глупы? request
      1. +2
        1 июня 2017 17:35
        Цитата: Владимирец
        Цитата: НЕКСУС
        И в этой связи действительно не понятно вот это..

        Что тут непонятного, продавец хвалит свой товар, ещё бы он говорил, что "Русич" полное г. Какие там у МО аргументы на самом деле неясно, может своих косяков и у "Русича" хватает, может дешевле он только на бумаге, может ещё чего. В концепции "Русича" особо уникального я ничего не вижу и в мире, хотя и имеются подобные образцы, но особого фанатизма нет. Неужели другие "большие" морские страны так глупы? request

        Все это понятно, вот только бы хоть чуть, чуть перспективу реальную знать....ну может быть , это и очень секретно..., в СССР бы и этого не узнали..., надеятся хочется....,(тут вот кошка окотилась, а пока сами не ходят..., тоже перспектива...:))))) wink
        1. 0
          2 июня 2017 04:25
          а нету этой "перспективы" если не дай бог перевернётся на воде то обратно уже шиш, а ещё качка, в сравнении с однокорпусными кораблями, на одних волнах меньше, зато на других волнах больше, есть катамаран построенный ещё до ВОВ(вроде в составе ЧФ) так на нём все эти косяки и обнаружили...
      2. +2
        1 июня 2017 19:21
        Цитата: Владимирец
        В концепции "Русича" особо уникального я ничего не вижу и в мире, хотя и имеются подобные образцы, но особого фанатизма нет. Неужели другие "большие" морские страны так глупы? request

        "Большие" страны не глупы, но также ведут такие же разработки и у них уже есть изделия не только в металле, но и на службе или у вас глубокая уверенность, все что наше это г....?

        http://maxpark.com/community/14/content/1962374
        1. +2
          1 июня 2017 19:53
          Цитата: DOCTOR ZLO
          у вас глубокая уверенность, все что наше это г....

          Не Вы были прототипом главных героев в рассказе Носова "Фантазеры"? request
          Цитата: DOCTOR ZLO
          у них уже есть изделия не только в металле, но и на службе

          Вы вообще мой комментарий прочитали?
          Цитата: Владимирец
          хотя и имеются подобные образцы, но особого фанатизма нет.

          Или на западе весь флот перешел на необычайно удобные, технологичные и главное "дешевые" тримараны? Прежде чем спорить, надо думать, а то Вы спорите сами с собой.
          1. 0
            1 июня 2017 20:09
            [quote=Владимирец][quote=DOCTOR ZLO] у вас глубокая уверенность, все что наше это г....[/quote]
            Не Вы были прототипом главных героев в рассказе Носова "Фантазеры"? request
            Флудите и ничего конкретного не сказали.
            [quote]Вы вообще мой комментарий прочитали?[/quote]
            Читал про фанатизм, у "ампириалистов" его то же нет, но в использовании подобных кораблей они на первом месте...
            [quote]Или на западе весь флот перешел на необычайно удобные, технологичные и главное "дешевые" тримараны? [/quote]
            Ни автор статьи, ни я об этом ни слова ни написали. Флудите и ничего конкретного не сказали.
            [quote]Прежде чем спорить, надо думать, а то Вы спорите сами с собой.[/quote]
            Ну я понял, все кто с вами спорит не думает или спорят сами с собой....
            НИОКР за рубежом не производились бы (там деньги умеют считать), если бы не видели в пользе от подобных проектов, в противном случае мы бы до сих пор на лодках плавали бы...
            1. +2
              1 июня 2017 20:20
              Цитата: DOCTOR ZLO
              Флудите и ничего конкретного не сказали.

              Флудите Вы, обвиняя меня в какой то дури.
              Цитата: DOCTOR ZLO
              у "ампириалистов" его то же нет, но в использовании подобных кораблей они на первом месте

              Конечно на первом, но построив такие корабли в единичных экземплярах они что то не торопятся строить большие серии, с чего бы?
              Цитата: DOCTOR ZLO
              Или на западе весь флот перешел на необычайно удобные, технологичные и главное "дешевые" тримараны?

              Ни автор статьи, ни я об этом ни слова ни написали. Флудите и ничего конкретного не сказали.

              Опять глупые обвинения. Вы может и не писали, но автор точно, вот Вам из статьи, раз уж сами только заголовок осилили: "В то же время доказано, что они экономичнее как в постройке, так и в эксплуатации. Продолжается строительство более растратных традиционных однокорпусных кораблей, оперативно ущербных."
              Цитата: DOCTOR ZLO
              Ну я понял, все кто с вами спорит не думает или спорят сами с собой

              Ды Вы, батенька, тролль.
              1. 0
                1 июня 2017 20:45
                Владимирец

                Конечно на первом, но построив такие корабли в единичных экземплярах они что то не торопятся строить большие серии, с чего бы?

                У этих кораблей своя ниша, какая именно, "ампириалисты" и хотят установить максимальные и минимальные возможности и где их можно применить, а также целесообразность их вообще строительства...
                Самолеты-амфибии нашли свое применение, но это не значит, что они не нужны, т.к. не могут заменить Б-52...
                но автор точно, вот Вам из статьи, раз уж сами только заголовок осилили: "В то же время доказано, что они экономичнее как в постройке, так и в эксплуатации. Продолжается строительство более растратных традиционных однокорпусных кораблей, оперативно ущербных."

                Автор несет скорее всего ахинею (хотя мы с Вами не специалисты в этой области), но он ни слова не сказал, что подобные корабли на Западе вытеснили традиционные....
                т.е. то что Вы написали:
                Или на западе весь флот перешел на необычайно удобные, технологичные и главное "дешевые" тримараны?

                Воот, what sad
                1. +2
                  1 июня 2017 21:00
                  Цитата: DOCTOR ZLO
                  У этих кораблей своя ниша, какая именно, "ампириалисты" и хотят установить максимальные и минимальные возможности и где их можно применить, а также целесообразность их вообще строительства

                  Построили корабль, а затем выясняют зачем он нужен? belay Вы же сами писали
                  Цитата: DOCTOR ZLO
                  НИОКР за рубежом не производились бы (там деньги умеют считать), если бы не видели в пользе от подобных проектов

                  Что это за НИОКР в результате которой построен корабль непонятно для чего и как тогда они "умеют деньги считать"? request
                  Цитата: DOCTOR ZLO
                  Самолеты-амфибии нашли свое применение, но это не значит, что они не нужны, т.к. не могут заменить Б-52

                  Не утрируйте, в статье директор Зеленодольского ПКБ прямо говорит, что данный тримаран способен заменить "ущербные" традиционные однокорпусные корабли, а не искать какие то специализированные ниши.
                  Цитата: DOCTOR ZLO
                  Автор несет скорее всего ахинею (хотя мы с Вами не специалисты в этой области)

                  Ахинею несет не автор, а вроде бы компетентный человек - директор бюро, да такую, что очевидна даже простому любителю вооружений. Остается, правда шанс, что журналист озвучил его слова в своем ключе. what
                  Цитата: DOCTOR ZLO
                  но он ни слова не сказал, что подобные корабли на Западе вытеснили традиционные

                  Да, это написал я, но в том ключе, что очень развитые морские державы строят такие корабли в единичных экземплярах и не заменяют ими традиционные однокорпусные. Неужели только Зеленодольское ПКБ додумалось, что у них куча преимуществ? Не думаю. Ниже, кстати, коллега обосновал почему наше МО так отбрыкивается от расчудесных кораблей.
                  1. 0
                    1 июня 2017 21:26
                    Владимирец Ниже, кстати, коллега обосновал почему наше МО так отбрыкивается от расчудесных кораблей.

                    Ладно уговорили, но я надеюсь, что наши разрабатывая тримаран, параллельно могли сделать другие открытия и наработки, которые можно применить в судостроение...
                    А в моей ссылки ясно указано, для чего "ампириалисты" проводили НИОКР и чего достигли...
                    1. +1
                      1 июня 2017 21:43
                      Цитата: DOCTOR ZLO
                      Ладно уговорили

                      Ну спасибо, отлегло.
                      Цитата: DOCTOR ZLO
                      я надеюсь, что наши разрабатывая тримаран, параллельно могли сделать другие открытия и наработки, которые можно применить в судостроение

                      Я тоже.
    2. +4
      1 июня 2017 18:02
      Честно говоря, после слов о том, что тримаран Русич, оказывается, дешевле в производстве и эксплуатации, чем классические однокорпусники, читать дальше расхотелось. Необходимость жесткой "связки" трех корпусов приводит к тому, что корпус тримарана заведомо тяжелее корпуса однокорпусного корабля равного водоизмещения. Т.е. при прочих равных тримаран будет менее вместителен, чем однокорпусник. Откуда взяться тогда меньшей стоимости? А вот палуба будет просторнее, и качка слабее, это да. Остойчивость тримарана выше, но ИМХО до тех пор, пока не повредили один из корпусов... это же военный корабль, с ним всякое случается. И как там бороться за живучесть, в трех-то корпусах? Для обслуживания такого фрегатика требуется огромный док (у Русича ширина 35 м, больше чем у ракетного крейсера, даже Петр Великий и то 28,5 метров)...
      В общем, я наше МО, которое не хочет с этим связываться понимаю замечательно
      1. 0
        2 июня 2017 11:08
        В статье написали одну из причин, почему МО не заказывает тримараны - это повышенный расход топлива из-за большей смачиваемой поверхности.

        Ещё мало кто обращает внимание, что наши проектные бюро и учебные учреждения переходят на Британскую систему проектирования с закладками.
        И все разработки наших КБ будут, как на ладони у МИ-6.
      2. 0
        2 июня 2017 18:09
        Читал у М.Климова в статье "Схема двойного превосходства" ,что САР эффективен по сравнению с однокорпусным кораблем в водоизмещении до 1500 тонн, выше начинает сказываться вес мостов.
        Отмечал преимущество в устйчивости по сравнению с однокорпусником за счёт распахнутой компоновки.
        Климов на Отваге2004 мотивировал преимущество САР тем,что корвет ОВР должен быть относительно массовым кораблем до 1500 в/и, а в однокорпусный корвет не засунешь ПЛУР, подкильную и буксируемую ГАС, плюс базирование вертолета(в нашем случае Ка-27ПЛ),АУ, ЗРК.
        В одной из статей приводили схемы швартовки у пирса и размещения САР в сухом доке(с конкретными примерами), вроде стоять должен наискосок, а не прямо.
        1. 0
          3 июня 2017 02:51
          Цитата: strannik1985
          что САР эффективен по сравнению с однокорпусным кораблем в водоизмещении до 1500 тонн, выше начинает сказываться вес мостов.

          несогласен, САР наиболее эффективен в водоизмещении 5000т, например можно сделать фрегат с дальностью обнаружения как у крейсера...
          1. 0
            3 июня 2017 17:58
            В смысле антенный пост РЛС будет размещен выше,чем на однокорпусном корабле? Почему?
            1. 0
              3 июня 2017 20:37
              выше поперечная остойчивость, следовательно увеличивается максимально допустимая высота главной мачты, следовательно выше расположение РЛС, следовательно больше дальность обнаружения противника. Собственно говоря получаем тот же крейсер только в формате фрегата.
  2. 0
    1 июня 2017 15:52
    и по этому мы в данный момент вместо нормальных фрегатов клепаем МРК.......ага оптимизация
    1. 0
      2 июня 2017 11:12
      Катера клепаем т.к. основные расходы судостроителей уходят на оплату специалистов из Великобритании по поддержки системы проектирования Aveva.
  3. +5
    1 июня 2017 16:18
    Оригинальная штукенция этот "Русич-1".
  4. 0
    1 июня 2017 19:05
    Опять планы...планы...планы...
    Как это у поэта...
    "Планов громадье"...
    Понятно, планы нужны...
    Но, вот между строк...Читаю...
    "...импортозамещение силовых установок ..."
    И как ...с ним?
    Читал...читал..
    Про создание газотурбинных двигателей (ГТД) М70ФРУ разработки рыбинского ОАО "НПО" "Сатурн".
    Но, это будет...в 2020 году...А иначе...никак?
  5. +4
    1 июня 2017 23:45
    Equinoxe 7 Revisited Самое-то.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»