С днём рожденья, «Аврора»! 120 лет со дня начала строительства крейсера

57


Да, немногие корабли в истории человечества могут похвастаться таким сроком своего существования. И тем более существования в качестве корабля. Пусть даже и корабля-музея.



Ценность «Авроры» огромна, учитывая тот факт, что у нас в статусе кораблей-музеев всего-то 10 реальных кораблей и одна реплика. А «Аврора» — еще и один из старейших. Рядом с ним можно поставить самый старый в мире ледокол-музей «Ангара», который стоит в Иркутске. Они ровесники.

И дело даже не в политической составляющей, которая позволила «Авроре» прожить столько лет. Прекрасно, что в ту ночь пушка крейсера бабахнула холостым, благодаря этому не особо-то и примечательному факту мы имеем в своем распоряжении крейсер, который отпахал не одну войну. Замечательно.

Итак, «Аврора».

С днём рожденья, «Аврора»! 120 лет со дня начала строительства крейсера


Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».

Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

Кораблестроительная программа 1895 г. предполагала постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем — три) — «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Основой для разработки будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D'Entrecasteaux (1896).

В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. по старому стилю. По новому стилю это будет 4 июня. Этот день можно считать днем рождения корабля.



Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны.



Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние — 14 июня 1903 г.

Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.



Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.

Наружная стальная обшивка имела толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.

Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.

На крейсере имелось две мачты, основания которых крепились к броневой палубе. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м.



Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.

Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.

Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля. Нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.

Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях).

Движители крейсера ― три трёхлопастных бронзовых гребных винта. Средний винт был винтом левого вращения, правый вращался против часовой стрелки, левый ― по часовой стрелке (вид с кормы на нос).

Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов) и на размещение флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля, 10 кондукторов располагались в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях в кормовой части корабля. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.







Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.





На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов.

На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно.


Округлое утолщение в носу чуть выше зеленой линии — это и есть носовой торпедный аппарат.

Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 узлов. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов.

Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов.

Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.



Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. Крейсер был направлен на Дальний Восток по маршруту Портленд — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — Порт-Саид — порт Суэц. Достигнув Джибути в конце января 1904 г. соединение контр-адмирала А.А. Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.

После возвращения на Балтику «Аврора» была включена в состав 2-ой эскадры Флота Тихого океана, которая должна была отправиться как можно скорее во Владивосток, чтобы, во-первых, помочь кораблям 1-ой Тихоокеанской эскадры, и, во-вторых, разбить японский флот и установить господство в Японском море. Крейсер поступил под командование вице-адмирала З. П. Рожественского, и 2 октября 1904 г. в составе его соединения покинул Либаву, тем самым начав длительный переход на Тихий океан.

7 октября крейсер и его соединение почти достигли берегов Великобритании, которая являлась политическим противником России в борьбе с Японией и союзником последней, — поэтому З. П. Рожественский приказал привести все корабли в состояние повышенной боевой готовности. В районе Доггер-Банки соединение обнаружило неопознанные суда (оказавшиеся британскими рыболовецкими судами) и обстреляло их. Причём под огонь броненосцев попали также «Аврора» и «Дмитрий Донской». Этот так называемый Гулльский инцидент вызвал в итоге крупный международный скандал и привел к пику ухудшения отношений между Россией и Великобританией.

А «Аврора» понесла первые потери. В крейсер «Аврора» попало 5 снарядов, выпущенных русскими кораблями, которыми был тяжело ранен судовой иеромонах Анастасий Рукин (оторвало руку, в октябре 1904 года умер в госпитале Танжера) и легко — комендор.

К 1 мая 1905 г. эскадра Рожественского достигла бухты Ван-Фонг, откуда вышла в последний переход к Владивостоку. Ночью 14 мая 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив, где несколькими часами позже произошло Цусимское сражение.

В ходе этого сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста. Из-за выбранного Рожественским построения кораблей «Аврора», как и прочие крейсера своего соединения, в первые 45 мин сражения (с 13 ч. 45 мин. до 14 ч. 30 мин.) участия не принимала.

К 14 ч. 30 мин. девять японских крейсеров выбрали своими целями транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступили с ними в бой. По мере возможности им также помогали «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Светлана».

Однако разгром русской эскадры был уже неизбежен. С наступлением ночи 15 мая разрозненные корабли русской эскадры предприняли отдельные попытки прорыва во Владивосток. Так, «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» предприняли такие попытки, но неуспешно. Уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, эти корабли получили приказ О. А. Энквиста повернуть на юг, тем самым покинуть зону боя и Корейский пролив.

К 21 мая эти три крейсера с почти закончившимися запасами топлива смогли достичь Филиппинских островов, где в порту Манила были интернированы американцами. Во время Цусимского сражения «Аврора» получила серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 — ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев.





Находясь в Маниле в течение четырёх месяцев, экипаж «Авроры» своими силами проводил ремонтно-восстановительные работы.

10 октября 1905 г., получив сообщение об окончании войны с Японией, на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг и гюйс. Американцы возвратили ранее сданные орудийные замки.

Получив предписание вернуться на Балтику, «Аврора» достигла Либавы 19 февраля 1906 г. Здесь прошло освидетельствование состояния корабля. После этого силами Франко-Русского, Обуховского заводов и Кронштадского военного порта прошёл ремонт крейсера и его артиллерийского вооружения. Уже в 1907 — 1908 гг. «Аврора» смогла принять участие в учебных плаваниях.

Примечательно, что отечественные военно-морские конструкторы ещё в 1906 г., то есть, когда «Аврора» только вернулась в Либаву, оценили новый качественный уровень развития кораблестроения других стран.

Когда в сентябре 1907 г. была введена новая классификация кораблей российского флота, то согласно ей (крейсера теперь подразделялись на броненосные крейсера и крейсера, а не по рангам и в зависимости от системы бронирования) «Аврора», равно как и «Диана», была отнесена к крейсерам.

В 1909 г. «Диана» (флагман), «Аврора» и «Богатырь» были включены в состав «Отряда судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами», и после высочайшего смотра Николаем II отправились 1 октября 1909 г. в Средиземное море, в акватории которого находились до марта 1910 г.

За это время было проведено множество различных учений и занятий. 1911 — 1913 гг. «Аврора» оставалась учебным кораблём, совершив дальние плавания в Таиланд, на о. Ява.

В июле 1914 г. началась Первая мировая война. В середине августа почти после десятилетнего перерыва «Аврора» была включена в состав боевых кораблей, её зачислили во 2-ю бригаду крейсеров. Все корабли этой бригады были построены ещё перед русско-японской войной, поэтому командование стремилось использовать их лишь в качестве дозорной службы.



В ноябре-декабре 1914 г. «Аврора» обследовала фарватеры, ведшие из Финского в Ботнический залив. Зиму «Аврора» и «Диана», которая также была включена в состав этого соединения, провели в Свеаборге, где за это время прошли некоторую модернизацию. Затем — опять дозорная и шхерная служба.

Лишь во время кампании 1916 г. «Авроре» довелось принять участие непосредственно в боевых действиях. В это время крейсер состоял в распоряжении командования Морского корпуса, где на ней сдавали экзамены по управлению кораблем. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолётам, чего хватало для успешной стрельбы по самолётам времён Первой мировой войны. Так, находясь в Рижском заливе «Аврора» успешно отражала атаки с воздуха.

Но на корабле требовалось провести ремонт, поэтому 6 сентября 1916 г. «Аврора» прибыла в Кронштадт. В сентябре её перевели в Петроград к достроечной стенке Адмиралтейского завода.

За время ремонта было заменено второе дно в районе котельного отделения, крейсер получил новые котлы и отремонтированные паровые машины. Было подвергнуто модернизации и вооружение крейсера: был увеличен наибольший угол возвышения 152-мм орудий и соответственно максимальная дальность стрельбы. Подготовлены места для установки трёх 76,2-мм зенитных орудий системы Ф. Ф. Лендера, которые, однако, установили лишь в 1923 г.

27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт, началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента командиры корабля избирались судовым комитетом.

С 24 октября 1917 г. «Аврора» принимала участие непосредственно в революционных событиях: по приказу Временного революционного комитета (ВРК) в этот день крейсер поднялся вверх по течению Большой Невы от достроечной стенки завода к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить.

Затем электрики «Авроры» свели проёмы моста, тем самым соединив Васильевский остров с центром города. На следующий день все стратегические объекты города находились в руках большевиков. По договорённости с секретарём ВРК В. А. Антоновым-Овсеенко «Аврора» «незадолго до начала приступа Зимнего дворца по сигнальному выстрелу Петропавловки даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки».

В 21 ч. 40 мин. выстрел орудия Петропавловской крепости последовал, и спустя пять минут «Аврора» произвела один холостой выстрел из носового 152-мм орудия, сделавший её знаменитой. Однако штурм Зимнего дворца с этим выстрелом напрямую никак не связан, так как начался позже.



В конце октября 1922 г. началась расконсервация крейсера, чтобы в дальнейшем его использовать в качестве учебного корабля для Балтийского флота. В праздничный день 23 февраля 1923 г., несмотря на то, что «Аврора» была ещё технически не готова, на крейсере был поднят флаг и гюйс.

За июнь 1923 г. корпус корабля был значительно отремонтирован, несколько позже он был перевооружён, в том числе были переделаны артиллерийские погреба и элеваторы. Так, «Аврора» получила десять 130-мм орудий (вместо 152-мм), два 76,2-мм зенитных орудия системы Лендера, две пары 7,62-мм пулемётов «Максим». 18 июля провели ходовые испытания, и уже осенью крейсер принял участие в маневрах кораблей Балтийского флота.

Но канонизация «Авроры» началась ранее. 3 августа 1923 г. шефство над крейсером взял Центральный Исполнительный Комитет, верховный орган государственной власти. Это сразу же повысило идеолого-политический статус корабля, возведя его в ранг символа революции.


"Аврора" в Бергене


В 1924 г. «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом: крейсер обогнул Скандинавию, достиг Мурманска и Архангельска. Вплоть до 1927 г. корабль участвовал в различных походах (преимущественно в территориальных водах СССР). 2 ноября 1927 г. в честь 10-летней годовщины революции «Аврору» наградили единственной на тот момент государственной наградой — орденом Красного Знамени:

«…Президиум, с искренним восхищением вспоминая в дни 10-летия Октябрьской революции борьбу крейсера «Аврора» на передовых позициях революции, награждает его орденом Красного Знамени за проявленные им отличия в Дни Октября.
(Из постановления ЦИК.)»

В том же году была снята кинофильм-эпопея «Октябрь», где в съёмках приняла участие и «Аврора». Эти два события сделали крейсер ещё более известным.

С 1928 г. крейсер вновь стал учебным кораблём и ежегодно совершал учебные походы на борту с курсантами за границу. В частности, «Аврора» посетила Копенгаген, Свинемюнде, Осло, Берген.

Визит в Берген в августе 1930 г. стал для «Авроры» последним заграничным походом из-за изношенности котлов (треть их была выведена из эксплуатации). Крейсеру требовался капитальный ремонт, на который он отправился в конце 1933 г.



В 1935 г. по разным причинам, в том числе и потому, что ремонтировать морально и технически устаревший корабль было нецелесообразно, ремонт прекратили. Теперь ставшую несамоходной из-за того, что рабочие завода им. Марти не успели за время ремонта заменить котлы, «Авроре» пришлось стать учебной брандвахтой: её выводили на Восточный Кронштадтский рейд, где на ней проходили практику курсанты первых курсов военно-морских училищ.

По мнению некоторых исследователей, в 1941 г. «Аврору» планировали исключить из состава флота, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Когда создалась угроза выхода немецких войск к Ленинграду, крейсер был немедленно включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Ещё в июне 1941 г. курсанты «Авроры» ушли на фронт, затем началось постепенное сокращение экипажа крейсера (к началу войны — 260 чел.), который распределяли на действующие корабли Балтийского флота либо на фронт.



К началу войны «Аврора» имела десять 130-мм орудий, четыре 76,2- и три 45-мм зенитных орудия и один пулемёт «Максим». С июля 1941 г. с «Авроры» начали демонтировать артиллерийское вооружение и использовать его либо на других кораблях (например, на канонерках Чудской военной флотилии), либо в составе сухопутных батарей.

9 июля 1941 г. из девяти 130-мм орудий крейсера сформировали артиллерийскую батарею специального назначения. Из найденных в арсеналах Ленинграда и Кронштадта орудий вскоре сформировали и вторую батарею, и обе были переданы 42-ой армии Ленинградского фронта.

В истории обороны Ленинграда они известны как батарея «А» («Аврора») и батарея «Б» («Балтиец» / «Большевик»). Из собственного экипажа «Авроры» в личном составе батареи «А» было лишь малое количество бойцов.

По наступающему врагу батарея «А» впервые открыла огонь 6 сентября 1941 г. Затем в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26.

Сам же крейсер «Аврора» принял участие в боевых действиях под Ленинградом 8 сентября 1941 г.

Оставшемуся на корабле экипажу приходилось отражать налёты немецкой авиации, и 16 сентября, по свидетельствам очевидцев, зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолёт. При этом «Аврора» постоянно находилась под артиллерийским обстрелом, который время от времени вели немецкие батареи вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда. Всего за время войны крейсер получил не менее 7 попаданий. В конце ноября условия обитания на крейсере стали невыносимыми, и экипаж перевели на берег.

Так о скромном, но всё же значимом участии «Авроры» в обороне Ленинграда высказался нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов:

«Крейсер «Аврора» не представлял серьёзной боевой ценности, но нёс посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они "потеряли" первоначальные боевые качества. Таков крейсер «Аврора».

В середине 1944 г. было решено создать Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Часть нахимовцев планировалось разместить на плавучей базе, которой временно должна была стать «Аврора». Однако по решению А. А. Жданова крейсер «Аврора» должен был быть навечно установлен на Неве, «как памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства». Тут же начались работы по восстановлению водонепроницаемости корпуса крейсера, получившего многочисленные повреждения.

В течение более чем трёхлетнего капитального ремонта (с середины июля 1945 г. по середину ноября 1948 г.) были отремонтированы: корпус, гребные винты, бортовые паровые машины, бортовые гребные валы, кронштейны валов бортовых машин, оставшиеся котлы. Также было проведено переустройство в связи с новой функцией корабля-плавбазы.

Это переустройство негативным образом сказалось на сохранении исторического облика крейсера, равно как и переделки, вызванные киносъемками. В 1947 году «Аврора» сыграла роль «Варяга» в одноименном фильме.



17 ноября 1948 г. крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке. Сразу же на «Авроре» была размещена выпускная рота нахимовцев. С этого времени и до 1961 г. стало традицией для нахимовцев-выпускников жить и служить на «Авроре».

Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством. С 1961 г. в музей, который существовал на корабле с 1950 г. по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена. Вскоре «Аврора» стала одним из популярных мест в городе.

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин.



В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г.

Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный.

26 июля 1992 г. на «Авроре» был вновь поднят Андреевский флаг, а корабль нёс службу уже в составе российского ВМФ. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.

21 сентября 2014 г. «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для капитального ремонта.



16 июля 2016 года Санкт-Петербург приветствовал крейсер, вернувшийся на свое историческое место после ремонта.







Вот такая судьба. Длиннее, чем у множества не менее заслуженных кораблей. Все-таки в том холостом бабахе 1917 года оказался большой смысл. Через 100 лет у нас все еще есть корабль-ветеран, прошедший три войны.

Бог с ним, с переворотом. С днем рожденья, «Аврора»!

Источники:
http://wiki.wargaming.net/ru/Ship:Аврора
http://www.fontanka.ru
Скворцов А. В. Крейсера I ранга «Аврора», «Диана» и «Паллада».
Новиков В., Сергеев А. Богини российского флота. «Аврора», «Диана», «Паллада».
Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    1 июня 2017 06:20
    был на Крейсере лет 30 назад... soldier
    1. 0
      1 июня 2017 13:04
      То же был в 73году
      1. +1
        2 июня 2017 01:19
        С Днем Рождения Аврора! С Днем Рождения легендарный крейсер!
  2. +3
    1 июня 2017 06:45
    "Ценность «Авроры» огромна". Как постоянное напоминание о предательстве
    1. +7
      1 июня 2017 09:24
      Цитата: Толстоевский
      "Ценность «Авроры» огромна". Как постоянное напоминание о предательстве

      bully и это пишет последователь графа Толстого - графа не мало приложившего усилий к развалу Империи!
    2. +2
      6 июня 2017 19:59
      Предательства кого. Думай головой
  3. +3
    1 июня 2017 07:43
    По мнению некоторых исследователей, в 1941 г. «Аврору» планировали исключить из состава флота, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

    В книге Поленова "Крейсер Аврора" о том что А.И. Матвеев,обращался с письмом Н.Г Кузнецову с просьбой : "Сохранить крейсер Аврора". Не быдо бы счастья, да несчастье помогло. Аврору сохранила ВОВ.
  4. +4
    1 июня 2017 08:39
    Цитата: амурец
    В книге Поленова "Крейсер Аврора" о том что А.И. Матвеев,обращался с письмом Н.Г Кузнецову с просьбой : "Сохранить крейсер Аврора". Не быдо бы счастья, да несчастье помогло. Аврору сохранила ВОВ.

    Совершенно верно. Тем более, что перед войной начата была серия крейсеров проекта 68-К.
    Планировалось иметь 17 (Имена 15 известны, в конечном результате осталось 5) - Чапаев, Чкалов (с 1958 - Комсомолец), Железняков, Фрунзе, Куйбышев, Дзержинский, Ленин, Орджоникидзе, Свердлов, Котовский, Пархоменко, Щорс, Лазо, Аврора, Камо. И новая "Аврора" должна была быть заложена в сентябре 1941 (16 мая Кузнецов подписал приказ о присвоении имени "Аврора" новому крейсеру). И если бы не война - неизвестна была бы и судьба "Авроры".

    Николай! Судя по всему страницы из книги Поленова "Крейсер "Аврора"?
    1. +2
      1 июня 2017 10:11
      Цитата: Старый26

      Николай! Судя по всему страницы из книги Поленова "Крейсер "Аврора"?

      Володя! Доброго дня. Да ты прав. Именно оттуда. Я очень люблю серию "Замечательные корабли". Не только за основной текст, но и за приложения и сноски, которые в советское время давали не политизированное представление о развитии промышленности Российской империи.
      И спасибо за статью на соседней ветке, я прочитал её очень внимательно, просто писать комментарий не стал. https://topwar.ru/116772-bystryy-globalnyy-udar-c
      hast-3.html Это про неё.
    2. 0
      2 июня 2017 10:11
      Цитата: Старый26
      И новая "Аврора" должна была быть заложена в сентябре 1941 (16 мая Кузнецов подписал приказ о присвоении имени "Аврора" новому крейсеру). И если бы не война - неизвестна была бы и судьба "Авроры".

      Причём это была бы уже третья "Аврора".
      До этого, 25 сентября 1940 года, имя "Аврора" было присвоено планировавшемуся к перестройке в учебный крейсер КРЛ "Адмирал Бутаков". Перестройку эту отменили после того как выяснилось, что она затянется на 3-4 года, а получившийся корабль будет стоить всего на треть дешевле полноценного КРЛ пр. 26.
  5. +6
    1 июня 2017 09:44
    Интересно. Все привыкли к каноническому образу "Авроры", а в материале показана "повседневная" жизнь легендарного корабля. Это, видимо, единственный корабль Российского флота, изображение которого отчеканено на монете...
    1. +5
      1 июня 2017 10:46
      Ну и не забыть, что и на Ордене Октябрьской революции он же изображен. Так, что это единственный корабль, который получил орден со своим изображением.
  6. +1
    1 июня 2017 10:30
    Цитата: амурец
    Цитата: Старый26

    Николай! Судя по всему страницы из книги Поленова "Крейсер "Аврора"?

    Володя! Доброго дня. Да ты прав. Именно оттуда. Я очень люблю серию "Замечательные корабли". Не только за основной текст, но и за приложения и сноски, которые в советское время давали не политизированное представление о развитии промышленности Российской империи.
    И спасибо за статью на соседней ветке, я прочитал её очень внимательно, просто писать комментарий не стал. https://topwar.ru/116772-bystryy-globalnyy-udar-c
    hast-3.html Это про неё.

    Николай! За спасибо - спасибо, но должен сказать, что моя доля участия в этой статье крайне незначительна. Я просто написал автору, что он не прав в отношении станций СПРН и на просьбу внести поправки - просто внес их. так что там моего только фрагмент по РЛС.Остальное - сам автор
  7. +6
    1 июня 2017 10:52
    Надо также упомянуть интересный факт: "В ноябре 1910 года «Аврора» вышла в заграничное плавание. Находясь на Средиземном море, крейсер посетил Мессину для получения золотой медали в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах во время землетрясения 1908 года. В первую же ночь визита в городе вспыхнул большой пожар; аварийная партия с крейсера первой прибыла на место бедствия и вступила в борьбу с огнём задолго до приезда городской пожарной команды."
    1. +1
      1 июня 2017 11:08
      Да, был такой факт, спасибо.
  8. +2
    1 июня 2017 11:46
    Для русско-японской войны нормальный крейсер.
    1. Водоизмещение для океанского корабля было минимально приемлемым. Англичане считали, что водоизмещение океанского крейсера должно быть не менее 6000 т. Японцы со своими крейсерами II ранга намучились : плохая мореходность, низкая боевая устойчивость и т.д.
    2. Бронирование. КМУ надежно защищена карапасной броневой палубой. То, что скосы не препятствовали попаданию воды в корпус..., а схемы с наклонным внутренним поясом препятствовали ? Или американская схема с коротким и узким поясом и внутренней защитой погребов ? В цусимском сражении, "Асама" получила два снаряда в кормовую часть корпуса, над броневой палубой. Но, низкое качество брони привело к затоплению кормовой оконечности.
    3. Скорость. Реальная 17 узлов длительно. Как ни странно, но реальная скорость японских броненосных крейсеров была от 15 до 17 узлов. Японцы, восстановив "Палладу", получили на ней скорость 20 узлов, а максимальную - 21,5 узла. Потребовалось лишь перераспределить грузы, настроить КМУ и заменить винты. И никаких проблем с якобы неудачными обводами корпуса.
    4. Вооружение. Даже с таким набором артиллерии. бортовой залп из пяти 6 ". У " Варяга" - шесть . У "Аскольда" - семь, но в Желтом море тоже шесть ( по одному бортовому осталось в Артуре ).
    1. 0
      1 июня 2017 18:15
      Цитата: ignoto
      Для русско-японской войны нормальный крейсер.

      А если сравнить с Олегом, Аскольдом или Богатырем ? Те же одногодки, те же шеститысячники.
      Кстати, полная стоимость Авроры составила 6 миллионов 400 тысяч рублей, Аскольда-5 миллионов, Богатыря-6 миллионов. При более высоком качестве как корабля, так и его ТТХ.
      1. +1
        3 июня 2017 14:13
        Цитата: Альф
        А если сравнить с Олегом, Аскольдом или Богатырем ? Те же одногодки, те же шеститысячники.

        И что? Принято сравнивать одноклассников, а не одногодок.
        Кстати, Богатырь с Аскольдом в чем-то частично таки одноклассники.
    2. +1
      3 июня 2017 14:11
      Цитата: ignoto
      Для русско-японской войны нормальный крейсер.

      Вы ТТХ этого "нормального крейсера" когда-нибудь видели?
      Цитата: ignoto
      Водоизмещение для океанского корабля было минимально приемлемым.

      Еще и океанского. Хорошо хоть не межгалактического.
      Цитата: ignoto
      Как ни странно, но реальная скорость японских броненосных крейсеров была от 15 до 17 узлов.

      Гы-гы-гы. Асама и Иосино, самый отстой, 19,5 узлов. Остальные, кроме откровенной рухляди, больше. Вплоть до 20,5 узлов Адзума и 21,0 узла Отова.
      Цитата: ignoto
      Японцы, восстановив "Палладу", получили на ней скорость 20 узлов, а максимальную - 21,5 узла. Потребовалось лишь перераспределить грузы, настроить КМУ и заменить винты. И никаких проблем с якобы неудачными обводами корпуса.

      Не 20, а 200 узлов. И это еще с Микасой на прицепе.
      Нельзя на таких машинах и при таких размерениях получить 20 узлов. Законы гидродинамик не позволяют.
      Цитата: ignoto
      Даже с таким набором артиллерии. бортовой залп из пяти 6 ". У " Варяга" - шесть . У "Аскольда" - семь, но в Желтом море тоже шесть ( по одному бортовому осталось в Артуре ).

      Эээээ. Да вы, братец мой, совсем в крейсерах ни бум-бум. Это ведь корабли совершенно разный классов. "Крейсер", это ведь не класс корабля.
  9. +5
    1 июня 2017 12:43
    Был на нем в прошлом году с женой и ребенком. Всем понравилось. И мой прадед, Дударев Василий Семенович, в 1917 году служил на нём. Когда рассказал это сыну (7 лет), у ребенка было столько гордости smile - всем друзьям во дворе похвалился smile
  10. +4
    1 июня 2017 14:21
    Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный.

    Не всё так однозначно. ©
    На "Авроре" в 80-е годы прошлого века была заменена подводная часть корпуса. Причём снаружи обшивку и прилегающие к ней конструкции меняли даже выше ватерлинии, а внутренние конструкции сохранялись практически до самого нижнего уровня.
    У Перископа был фотоотчёт по "Авроре" с точной границей новодела и оригинальных конструкций.
    На "Жданове" ставили обратно три палубы, и только самая нижняя новодел. А обшивку врезали новую на уровне пола жилой палубы - так как иначе нельзя было, она вообще сгнила к восьмидесятому году.


    Вот на этой схеме хорошо видно, как историческую "Аврору" вставили в новые борта. Смотрите, буква А - это место, где сращивается старый корпус и новая обшивка 1984 года, а Б - это уровень, где граница старого и нового проходит изнутри. Получается, что "новодельные" объемы занимают около 12-15% от суммарного объема помещений.

    http://periskop.livejournal.com/1408802.html
    Визуально новодел от исторической части отличается "на раз": сварные конструкции трудно спутать с клёпаными.
    1. +2
      1 июня 2017 14:30
      Историческая часть упокоилась в Лужской губе.
      http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.754277&a
      mp;lon=28.413734&z=14&m=b&show=/43994
      53/ru/%D0%94%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5-%D0%BA%D1%80
      %D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0-%C2%AB%D0%90
      %D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%C2%BB
      1. +1
        1 июня 2017 15:20
        Цитата: Blue Fox
        Историческая часть упокоилась в Лужской губе.

        Судя по истории службы "Авроры", эта часть тоже не особо историческая - со времён послевоенного ремонта в ней полно бетона. Да и 3 военных года, которые Аврора провела в полузатопленном состоянии, сидя на грунте в гавани Ораниенбаума, своё действие оказали.
      2. 0
        1 июня 2017 16:08
        На ТВ раза два показывали,в ближайших селах есть и сейчас предметы с"Авроры", какой-то рассказывал,что как-только узнали,что э то"Аврора" кинулись грабить. Счастливчикам достались дореволюционные монеты.
  11. +5
    1 июня 2017 16:08
    Не переворот, а РЕВОЛЮЦИЯ!!! good
    1. 0
      3 июня 2017 14:13
      Цитата: da Vinci
      Не переворот, а РЕВОЛЮЦИЯ!!!

      Признаки революции назвать сможете? А обнаружить их там?
      1. +1
        3 июня 2017 16:24
        Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
        (Из Википедии) hi
        Более радикального изменения государственного строя вряд ли можно придумать. Более качественное ли - посмотрите фотографии России 1905 года - 1935 года - 1965 года - 1985 года. Если нет качественных изменений, тогда request
        1. 0
          3 июня 2017 20:37
          Цитата: da Vinci
          Более радикального изменения государственного строя вряд ли можно придумать.

          Радикальное изменение государственного строя само по себе не есть революция. Т.к. оно, это изменение, бывает в 2 стороны. В одну сторону это революция. А в другую, реакция. И оба раза изменение госстроя будут радикальными.
          Что касается событий октября 1917 - января 1918гг, то в сравнении с периодом марта-октября 1917г. в России произошел банальный реакционный вооруженный переворот. Радикальный, со сменой элит. Захват власти и реставрация прежних, дореволюционных (до буржуазной революции марта 1917г) порядков. Под эгидой новых дворян, большевиков. И те самые большевики-революционеры с точки зрения нормальной, не советской истории, они обычные реакционеры. Контра, если выражаться языком тех лет.
          Дальше, в конце 1927г. некто Джугашвили (из недоучившихся семинаристов и бывших налётчиков) замутил в СССР и вовсе полный маразм. Но это уже другая история.
          Цитата: da Vinci
          Более качественное ли - посмотрите фотографии России 1905 года - 1935 года - 1965 года - 1985 года. Если нет качественных изменений, тогда

          А откуда вы знаете, как могла бы развиться Россия, если бы не случилось реакционного большевистского переворота октября 1917 - января 1918гг? Может сегодня это была бы страна-эльдорадо?
          1. 0
            3 июня 2017 23:46
            Про реакционный переворот или революцию можно долго спорить и с пеной у рта, и с хватанием за грудки. И остаться при своём мнении. Нет в истории сослагательного наклонения. "Прогрессивное" временное правительство власть не удержало, большевики сделали что смогли. Историки лет через сто поставят точку. Возможно.
            1. 0
              3 июня 2017 23:57
              Цитата: Zulu_S
              Про реакционный переворот или революцию можно долго спорить и с пеной у рта, и с хватанием за грудки

              Зачем спорить? Все понятно и в общем-то очевидно.
              Да, кому-то может быть и не нравится, что ВОСР в результате оказалась вовсе не революцией, а реакционным переворотом. Но из песни слов не выкинешь. Даже если зарыть голову в песок.
              Цитата: Zulu_S
              "Прогрессивное" временное правительство власть не удержало

              Как бы вы не брали в ковычки слово "прогрессивное", но это так. К тому же вы еще забываете и тот факт, что оно было ЛЕГИТИМНОЕ. Так же, как и разогнанное большевиками Учредительное собрание. А вот большевики были совсем не легитимны. Потому что были обычными путчистами реакционерами.
              Но они победили. А победителей не судят. По крайней мере, сразу.
          2. +1
            4 июня 2017 13:38
            Я не могу знать как она бы развивалась "если бы", я знаю как она развивалась в реальности, какой она была в сравнении с другими странами в 30-х, в 40-х, 50-х, 60-х и так далее. Я знаю что ВОСР стала тем, что изменила во всем мире восприятие трудового человека из понятие "рабочий скот", которого гонят кнутом и штрафом, до "рабочий человек", которому нужно платить хорошую зарплату, а он сделает свою работу как можно лучше. А что сказать о тех странах, которые были бесправными колониями, а стали одними из крупнейших лидеров экономики (Индия, Китай). Да много чего, но вам, увы, не понять. request
            1. 0
              4 июня 2017 13:54
              Цитата: da Vinci
              Я знаю что ВОСР стала тем, что изменила во всем мире восприятие трудового человека из понятие "рабочий скот", которого гонят кнутом и штрафом, до "рабочий человек", которому нужно платить хорошую зарплату, а он сделает свою работу как можно лучше.

              Зря вы позволили вбить себе в голову эту чушь. Ничего кроме голой пропаганды в этом нет. Прямо мессианство какое-то чистой воды.
              Что касается "рабочий скот за Западе" и прочей советской чуши, то я вам должен сообщить, что из этого состояния человек выходит не тогда, когда узнает о ВОСР. А тогда, когда в его стране произойдет буржуазная революция. Со всеми вытекающими из нее последствиями. В Британии она, к примеру, произошла еще в середине 18 в. Задолго до т.н. ВОСР.
              И вот вам вопрос, в СССР что, не знали о т.н. ВОСР? Знали. А чего же жили так плохо? В т.ч. и те самые рабочие, о которых вы так печетесь?
              А вот на Западе до 2МВ многие вообще о СССР и т.н. ВОСР ничего не слышали. А жили весьма неплохо. В т.ч. и рабочие.
              Цитата: da Vinci
              А что сказать о тех странах, которые были бесправными колониями, а стали одними из крупнейших лидеров экономики (Индия, Китай).

              Ну, допустим, Индии и Китаю до "лидеров экономики" еще, как .... Ну, вы в курсе. В Китае, правда, ситуация получше. Только ведь причем здесь т.н. ВОСР?
              Цитата: da Vinci
              Да много чего, но вам, увы, не понять.

              Да, мне ваших мантр не понять. Отвык я от них. Забыл.
              1. +1
                4 июня 2017 14:25
                Не люди услышали о революции, а капиталист понял, как не допустить революцию у себя дома, поэтому требования рабочих стали учитывать, простой человек понял свою значимость (это очень упрощенно, на этом сайте политикой заниматься не надо). Революцию в октябре делали отнюдь не одни большевики, агентов КГБ и золота КПСС тогда не было (я так думаю, вам виднее). А если вы считаете, что у простого народа который был у станка или у сохи революция забрала его дома на 5-6 комнат, экипажи, поездки в Париж на недельку, соколиную охоту, хруст французской булки и прочее crying , тогда да Sapienti sat... wassat wink
                1. 0
                  4 июня 2017 14:58
                  Цитата: da Vinci
                  Не люди услышали о революции

                  Какую революция? Я вынужден вернуться к началу - вы признаки революции назвать сможете?
                  Признаки революции носят события 3 марта 1917г.
                  События же октября 1917 - января 1918гг. носят признаки глубинного (со сменой элит) реакционного (это, как революция, только наоборот) переворота.
                  Цитата: da Vinci
                  а капиталист понял, как не допустить революцию у себя дома,

                  Ну, допустим, капиталисты (а они более информированы, чем рабочие) испугались такого вот реакционного переворота в своей стране. Допустим, как вариант.
                  Цитата: da Vinci
                  поэтому требования рабочих стали учитывать, простой человек понял свою значимость (это очень упрощенно, на этом сайте политикой заниматься не надо).

                  А не проще ли "затянуть гайки"? Не дешевле ли?
                  На самом деле вы ментально находитесь в феодализме (это ОЭФ позднего СССР, если без идеологической чепухи). А рассуждать пытаетесь о капитализме. Если бы дешевле было бы затянуть гайки капиталисты их затянули бы. Что с т.н. ВОСР, что без нее. Но дешевле и выгоднее было стимулировать рабочих денежкой. Поэтому их и стимулировали. Все просто, Ватсон.
                  Цитата: da Vinci
                  Революцию в октябре делали

                  Еще раз повторяю, это заблуждение. См. выше.
                  Цитата: da Vinci
                  А если вы считаете, что у простого народа который был у станка или у сохи революция забрала его дома на 5-6 комнат, экипажи, поездки в Париж на недельку, соколиную охоту, хруст французской булки и прочее crying , тогда да

                  Нет. Последствия большевистского переворота зачастую забирали самое необходимое. Последний кусок хлеба, жизнь детей, родителей, родственников. Свободу.
                  Внедрение рабовладельческих ТПО, взамен феодальных, в СССР началось в декабре 1932г. Сначала они носили частичный характер, но 26.06.1940г. рабовладельческие ТПО были оформлены в законодательно порядке Указом ПВС СССР. Для всех.
                  Обратный переход к феодальным ТПО осуществлялся тоже постепенно. Сначала по Указу ПВС СССР от 25.04.1956г. они были отменены частично. А потом, уже в 1974г. ТПО в СССР окончательно стали феодальными.
                  При этом СССР с декабря 1927 по декабрь 1991г. (до своего последнего дня) был государством теократическим, а не светским.
                  1. +1
                    4 июня 2017 20:03
                    Ну что тут скажешь? wassat wassat wassat wassat wassat request
                    1. 0
                      4 июня 2017 20:37
                      Цитата: da Vinci
                      Ну что тут скажешь?

                      Вы видимо ничего не сможете. Поэтому рекомендую:
                      1. Учите историю.
                      2. "Зри в корень" (Козьма Прутков).
                      Там, кстати, никаких шуток нет. Все на самом деле так и было. Если отвлечься от советской пропаганды.
                      1. 0
                        4 июня 2017 22:21
                        Пропаганда - она везде пропаганда: что советская, что российская, что американская, что конголезская....
                      2. 0
                        11 ноября 2017 18:23
                        Вы батенька студент демагог. В октябре была РЕВОЛЮЦИЯ. Можете сколько угодно бухтеть про признаки
                    2. 0
                      4 июня 2017 23:04
                      Цитата: da Vinci
                      Пропаганда - она везде пропаганда

                      Вот и надо ее отсеивать, чтобы понять суть вещей.
      2. 0
        6 июня 2017 20:22
        Я могу. Конечный результат
  12. +1
    1 июня 2017 16:25
    Роман, спасибо за работу:читал с наслаждением. Но по поводу мачт позвольте усомниться: грот мачта-основная и самая высокая,а у Вас приведены данные,что Фок мачта основная. Во всех справочниках я читал:Грот мачта основная.
    По поводу"гулльского инцендента" : есть основания считать,что японские миноносцы в темноте подкрадываться к эскадра, возможно,получили"пару оплеух". Об этом как-то было в СМИ и ещё я читал воспоминания ( к сожалению не помню автора) как-то название"На "Орле" в Цусиме" или как-то похоже
    1. +1
      1 июня 2017 17:35
      Цитата: Монархист
      По поводу"гулльского инцендента" : есть основания считать,что японские миноносцы в темноте подкрадываться к эскадра, возможно,получили"пару оплеух".

      По поводу "Гулльского инцидента" есть основания считать, что японские миноносцы не смогли бы незаметно дойти до Британии (если это были ММ из Метрополии) или не смогли бы незаметно базироваться на базы Британии (если бы это были тайно купленные в Британии ММ).
      Слишком много в тех краях различных глаз - те же рыбаки. Это всё равно как пытаться скрытно проехать на БТР по Невскому. smile
    2. 0
      1 июня 2017 18:03
      Цитата: Монархист
      Об этом как-то было в СМИ и ещё я читал воспоминания ( к сожалению не помню автора) как-то название"На "Орле" в Цусиме" или как-то похоже

      Не только. В Тех-Мод в свое время был очень интересный разбор Гулльского инциндента. Было убедительно доказано наличие японских миноносцев.
      1. +1
        3 июня 2017 14:16
        Цитата: Альф
        В Тех-Мод в свое время был очень интересный разбор Гулльского инциндента. Было убедительно доказано наличие японских миноносцев.

        Гы-гы-гы. Что-то международный суд признал другое. И Россия выплатила пострадавшим рыбакам и их семьям нехилые компенсации.
        А вообще, странные какие-то миноносцы были. Видимо сделанные по технологии Стэллз. Только более совершенной, чем сейчас.
    3. 0
      3 июня 2017 23:49
      Цитата: Монархист
      По поводу"гулльского инцендента" : есть основания считать,что японские миноносцы в темноте подкрадываться к эскадра,

      Японские миноносцы у берегов Великобритании?
  13. +1
    1 июня 2017 18:05
    USS Olimpia в Филадельфии- посташе будет. И в более аутентичном состоянии сохранилась. Тоже знаменитый корабль: с него, по сути, США начались, как морская сверхдержава (флагман эскадры в испано-американской войне конца 19 века)
  14. 0
    1 июня 2017 18:58
    Цитата: Монархист
    я читал воспоминания ( к сожалению не помню автора) как-то название"На "Орле" в Цусиме" или как-то похоже

    В.П. Костенко. "На "Орле" в Цусиме"
  15. 0
    2 июня 2017 11:31
    Был на
    Авроре если не ошибаюсь летом 1990 года. Там музей с моделями кораблей во внутренних помешениях. Отстал заблудился потерялся и не заметил. По громкой связи обьвляют " такойто такойто поднимитесь на палубу вас родители потеряли." А я не слышу.
    Интересно было и необычно. Кое какие мелочи помню до сих пор , не смотря на прошедшие годы. Дети подрастут обязательно поеду в Питер и обязательно покажу им Аврору. Историческая и культурная ценность подобных музеев для молодого поколения огромна .жаль что их так моло по стране.
  16. 0
    2 июня 2017 17:26
    Цитата: Alexey RA
    На "Авроре" в 80-е годы прошлого века была заменена подводная часть корпуса. Причём снаружи обшивку и прилегающие к ней конструкции меняли даже выше ватерлинии, а внутренние конструкции сохранялись практически до самого нижнего уровня.

    Есть прекрасная книга о ходе реставрации "Авроры". Посчастливилось купить в букинистическом магазине, да ещё и с автографами авторов.

  17. +3
    2 июня 2017 17:35
    Честно говоря, я не понимаю стенаний по поводу "новодельной" подводной части "Авроры", которая, кстати, вполне "водоплавающая" (что показал переход в Кронштадт и обратно). Японцы, вообще, "Микасу" в бетон залили по ватерлинию.
  18. +1
    2 июня 2017 20:25
    очень удивился сейчас увидев на фото спальные места матросов в виде гамаков под потолком. а карцер в носу это видимо прикол такой чтоб наказаного протрясти как следует :))))))))))))))))))
  19. 0
    2 июня 2017 20:30
    и ещё какая разница что и как реконструировали? аврора это символ. как и ленин. у него кроме тела тож ничего не осталось всё вытащено да вырезано,а может вообще это восковая кукла лежит в мавзолее ? тока голова Ильича :)))))
  20. +2
    3 июня 2017 13:56
    Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

    Прежде всего, в России не было современных корабельных машин. Поэтому, поначалу, потом покупать за границей пришлось все равно, мудрили с разными "хитрыми схемами". Вот как раз т.н. "богини", это одни из жертв этих "схем".
    А что можно было сделать, используя классическую схему и отечественные "крейсерские" машины, мы видим на примере Алмаза. Впечатляет, да?
    из них два (затем — три) — «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

    Карапасных крейсеров в РИФ была куча. Правда, все они были иностранной постройки.
    прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D'Entrecasteaux (1896).

    Явная же ерунда написана.
    Если вы посмотрите размерения (не размеры, а размерения) "богинь", то вы увидите, что это промасштабированная французская Светлана. А промасштабирована она потому, что надо было куда-то втиснуть 3 машины и 3 вала. В результате ничего нового не получили, все равно получили 3 крейсера-стационера. Т.е. то же самое, что и Светлана, но заметно дороже, машин-то стало три. Нафига их строили, непонятно. Заморских же владений у России не было. Поэтому ей эти стационеры были ни к чему. Видимо, как сейчас говорят, "деньги осваивали". Или где-то что-то планировали хапнуть. Светлану же зачем-то купили.
    (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость

    Только в сказках рунета. На самом деле для хода 20 узлов Крылов запрашивал 12700 сил. И это при идеальной геометрии корпуса, с которой в России было неважно. Поэтому реально меньше 14000 сил для 20 узлов нельзя было никак.
    Что 19, что 20 узлов не имело никакого значения. Варяг, пока не попал в руки российских эксплуатантов, ходил 23 узла. Богатырь, пока ...., далее см. выше Варяг, ходил 23,5 узла.
    2 машины Варяга выдавали примерно вдвое больше мощности, чем 3 машины "богинь". Вот и оцените "уровень технического развития".
    восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ

    Щитов, как на фото, не было. Крейсерам-стационерам щиты ни к чему.

    А вообще, надводный флот для России, это пустое баловство и лишняя трата средств. Он всегда был нещадно бит, этот флот. И в РЯВ, и в 1МВ, и во 2МВ. И еще раньше, в Крымскую, например. Поэтому и заниматься им нечего. Лучше сосредоточиться на мощной подводной ядерной составляющей. И надводном москитном флоте обеспечения.
  21. 0
    4 июня 2017 12:58
    Есть классная книга про Аврору времён лихих девяностых!
    Веллер М. И. "Ноль часов или Крейсер плывёт ; На встречу северной Авроры ; Гонец из Пизы ; Мат-россы ; Гром победы ; Сигнал в полночь"
    Почитайте, не пожалеете!)))
  22. 0
    17 декабря 2017 18:09
    Мой прадед. Ровно через 100 лет после знаменательных событий я сына водил на "Аврору", где служил его пра-прадед.
    1. 0
      17 декабря 2017 18:11
      фото из краеведческого музея г. Могилева
  23. 0
    27 мая 2021 08:28
    Интересная статья...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»