Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark

General Dynamics F-111 — двухместный тактический бомбардировщик американского производства. Этот самолет тактической поддержки стал первой серийной машиной, на которой было внедрено крыло изменяемой стреловидности, РЛС следования рельефу местности и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами. 27 июля 1996 года на церемонии, которая была посвящена выводу данных бомбардировщиков из состава ВВС США, было узаконено неофициальное наименование этого боевого самолета — Aardvark (Трубкозуб).

Бомбардировщику предрекали по-настоящему революционную роль, которая была подобна той, что сыграли первые реактивные самолеты. Чрезмерные надежды разработчиков и военных в итоге не оправдались, машина рождалась в муках, однако в конечном итоге была доведена до серийного производства и смогла оказать существенное влияние на развитие военной авиации. Отработанная на бомбардировщике F-111 схема изменения стреловидности крыла применялась в дальнейшем на ряде западных и российских боевых самолетов. ТРДДФ стал основной силовой установкой для боевых моделей, а автоматика следования рельефу местности — неотъемлемой частью всех современных ударных авиационных комплексов. Все это позволило эксплуатировать различные варианты данного самолета в ВВС США до 1996 года, а в ВВС Австралии — до декабря 2010 года.

История создания


Первые запросы на создание боевого самолета с крылом изменяемой стреловидности появились в США еще в 1950-е годы. К началу 1960 годов требования к новому боевому самолету еще более усложнились. Роберт Макнамара, возглавивший министерство обороны США в составе команды Джона Кеннеди, был ярым приверженцем критерия «стоимость-эффективность» и полагал, что в целях сокращения военных расходов нужно уменьшить до минимума число типов вновь разрабатываемых боевых самолетов. 16 февраля 1961 года Макнамара рекомендовал ВВС США изучить возможность создания самолета способного осуществлять поддержку наземных войск в интересах армии и решать задачи ПВО в интересах ВМС США.


В сентябре того же года принимается решение о разработке нового самолета в вариантах для ВВС и ВМС под новое техническое задание. Это был первый в истории США случай проектирования самолета в вариантах наземного и корабельного базирования. Взлетная масса модификации для ВВС должна была составить порядка 27 200 кг, версии для ВМС — порядка 25 000 кг.

29 сентября 1961 года 10 американским компаниям было направлено техническое задание на разработку нового самолета, а уже в феврале 1962 года компании Boeing и General Dynamics получили контракты на осуществление дополнительных проектных исследований боевого самолета, получившего обозначение F-111А в варианте для ВВС и F-111B в варианте для нужд ВМС. В ноябре 1962 года военные объявили о выборе проекта, предложенного компанией General Dynamics. Важную роль в этом выборе сыграла большая общность конструкции модификаций F-111A и F-111B, предложенных инженерами данной компании. Всего фирма потратила более 2 миллионов человеко-часов на подготовку и проработку всех предложений по проекту, в том числе конструкторы провели порядка 5 тысяч часов испытаний в аэродинамической трубе. Уже 21 декабря 1962 года с компанией был заключен контракт на производство 23 опытных самолетов (18 для армии и 5 для флота), а в ноябре 1963 года General Dynamics выдала субконтракт на разработку и выпуск самолетов F-111В компании Grumman.


Боевой самолет F-111 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности (КИС) и двумя двигателями (ТРДДФ), расположенными в хвостовой части фюзеляжа. В конструкции планера бомбардировщика широко использовались алюминиевые сплавы. Также применялись титановые сплавы и сталь. Обшивка киля и кессонов крыла состояла из монолитных механически обработанных панелей из алюминиевого сплава, остальная обшивка самолета (за исключением носового обтекателя и законцовок стабилизатора) — была выполнена из трехслойных панелей толщиной порядка 22 мм с сотовым заполнителем. Шасси самолета трехопорное с одноколесными основными и двухколесной передней стойками.


Впервые опытный самолет F-111A поднялся в небо 21 декабря 1964 года, а вариант F-111B — 18 мая 1965 года. Первый серийный тактический бомбардировщик F-111A поднялся в небо 12 февраля 1967 года, в октябре того же года самолеты начали поступать на вооружение. Первая, вооруженная ими эскадрилья, достигла состояния боеготовности в марте 1968 года, а первое авиакрыло — только в июле 1971 года. Согласно планам американских военных от 1965 года ВВС и ВМС страны должны были получить 1350 самолетов F-111А и еще 350 самолетов F-111B. Однако в июле 1968 года все работы по проекту F-111B были полностью остановлены в связи с чрезмерно высокой взлетной массой данного самолета (31 300 кг у первого опытного тактического бомбардировщика и 34 020 кг у первого серийного образца вместо расчетных 25 000 кг) и неудовлетворительных характеристик.

В конечном итоге объем выпуска F-111A существенно уменьшился в связи с возникшими техническими проблемами: недостаточная согласованность характеристик воздухозаборников и двигателей, осложнения в ходе прочностных испытаний и другие проблемы. Существенную роль сыграл заметный рост массы и стоимости боевой машины. Несмотря на разработку усовершенствованных модификаций самолета, которые позволили частично решить выявленные технические проблемы, всего с 1964 по 1976 год в США было выпущено только 562 самолета F-111 в различных модификациях.

Из этого числа тактическому авиационному командованию ВВС США было передано 455 самолетов в вариантах F-111A/D/E/F, самолеты обладали идентичными геометрическими характеристиками, но отличались друг от друга составом БРЭО, конструкцией воздухозаборников и модификацией двигателей. К примеру, второй серийный вариант самолета — F-111E отличался от F-111A большими размерами воздухозаборников двигателей. На варианте бомбардировщика F-111D была размещена новая авионика (прицельно-навигационная система Мk.2, ИЛС), более мощные двигатели. Считалось, что вариант F-111D превосходил другие модификации F-111 и был единственным среди них, кто мог достаточно эффективно вести воздушный бой. Однако из-за недоведенности авионики эти возможности самолета не были полностью реализованы, и с середины 1980-х годов данная модификация использовалась главным образом в роли учебно-тренировочного самолета.


Боевое применение

В боевых действиях бомбардировщики F-111 применялись главным образом на территории Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Впервые самолеты появились над полем боя уже в марте-апреле 1968 года в рамках проведения операции «Комбат Лансер». Для американских военных это было довольно рискованным шагом, так как на тот момент времени первые серийные самолеты, вышедшие из заводских цехов годом ранее, состояли на вооружении всего несколько месяцев (с октября 1967 года). К тому моменту завершились только их летно-конструкторские испытания, а войсковые наоборот — только начинались. Но военные хотели как можно скорее оценить бомбардировщик в реальной боевой обстановке, и 17 марта 1968 года на авиабазе Тахли в Северном Таиланде приземлились 6 самолетов F-111А. К концу месяца они выполнили 55 боевых вылетов по целям на территории Северного Вьетнама, при этом с боевых заданий не вернулось два бомбардировщика, а еще спустя месяц был потерян третий самолет. Больше американцы судьбу не испытывали. Потеряв за месяц половину участвовавших в операциях бомбардировщиков, они приостановили боевые испытания F-111.

В операции «Комбат Лансер» бомбардировщики F-111А применялся практически в автономном режиме, как это и предусматривалось разработанной для самолета тактикой. Даже перелет самолетов в Таиланд происходил с использованием лишь бортовой инерциальной навигационной системы и без проведения дозаправки топливом, хотя и с выполнением промежуточных посадок. Для тактического самолета тех лет это было достаточно крупным достижением. В боевых вылетах самолеты сохраняли режим радиомолчания. Поэтому точные причины потерь двух первых бомбардировщиков, экипажи которых пропали без вести, так и остались неизвестными. Экипажу третьего F-111А удалось успешно катапультироваться, а обломки бомбардировщика были найдены.

Расследование обстоятельств гибели третьего самолета совпало с разбором условий потери управляемости еще одного серийного F-111А, который разбился в США на базе Неллис. В обоих случаях причиной аварий самолетов было названо усталостное разрушение сварной тяги управления цельноповоротным стабилизатором. Поэтому американцы считают, что и два первых самолета, потерянных в Юго-Восточной Азии, могли разбиться по той же причине, а не стали жертвами системы ПВО противника. В то же время, по вьетнамским данным, как минимум один самолет F-111A был сбит огнем зенитной артиллерии.


Второй раз самолеты F-111А вернулись в небо Вьетнама уже в самом конце войны. Они использовались с сентября 1972 года по февраль 1973 года. В этот период боевые операции с их участием оказались более успешными. Всего самолеты совершили более 4 тысяч вылетов. За это время было потеряно всего 6 (по другим данным — 7) из 52 боевых машин. К тому же бомбардировщик продемонстрировал высокий уровень надежности в полевых условиях. Коэффициент отмены вылетов на боевые задания был равен всего лишь 0,85%. При этом за полгода многие самолеты успели совершить по 100 вылетов.

В Юго-Восточной Азии F-111A были новейшими боевыми самолетами: все остальные машины как американские, так и вьетнамские — разработки еще 1950-х годов. Коренным отличием F-111A была способность совершать полеты с огибанием рельефа местности и точно выходить на цель, что позволяло экипажу «вслепую» эффективно использовать обыкновенные некорректируемые боеприпасы. Конечно, использование управляемого оружия могло еще больше повысить эффективность бомбардировщиков, но F-111 предназначался для рейдов в плохую погоду (был период муссонов) или ночные часы, когда управляемые боеприпасы того временного периода не могли эффективно применяться из-за отсутствия надежных оптико-электронных систем обнаружения целей и наведения. Обычно бомбардировщики несли по 12-16 бомб разного калибра: 227 и 340 кг, но могли использоваться и бомбы калибра 907 кг.

F-111A использовались для нанесения ударов по целям в Северном Вьетнаме (в районе с самой сильной системой ПВО), а также в Лаосе, и снова, как и в 1968 году, летали автономно — без прикрытия и дозаправки в воздухе. Более 98% всех боевых вылетов данных бомбардировщиков проходило на малой высоте (60-75 метров при скорости полета 0,9 Маха) в режиме огибания рельефа местности. Американские пилоты называли подобный полет «лыжными гонками». Тактика и возможности самолета себя оправдывали.


Северовьетнамская система ПВО оказалась не в состоянии эффективно противостоять маловысотным целям, так как на ее вооружении находились в основном ЗРК С-75, предназначенные для поражения высотных объектов, а также зенитная артиллерия. При этом и для маловысотных ЗРК С-125, которые также появились у вьетнамцев в 1972 году, бомбардировщик F-111 был очень трудной целью, так как нижняя граница уверенного поражения у этого советского зенитно-ракетного комплекса составляла 200 метров.

Второй раз в боевых условиях самолеты использовались 5 апреля 1986 года в рамках операции, получившей кодовое обозначение «Каньон Эльдорадо». Целью авиационного удара была резиденция ливийского лидера Муамара Каддафи в Триполи. В налете приняли участие 13 самолетов F-111F, а также 3 самолета EF-111А, базировавшиеся в Великобритании. Согласно американским данным, один бомбардировщик F-111F был потерян, еще один поврежден, но ливийцы сообщали о существенно большем уроне со стороны американской авиации.

В дальнейшем бомбардировщики F-111 широко использовались в январе-феврале 1991 года во время проведения операции «Буря в пустыне». Самолеты применялись для нанесения ударов по иракским тактическим и стратегическим целям и объектам. 66 бомбардировщиков F-111F (из состава 48-го тактического истребительного авиакрыла) были развернуты на территории Саудовской Аравии, отсюда же совершали полеты и несколько EF-111A (самолет радиоэлектронной борьбы). Помимо этого, 22 F-111E и пять EF-111A действовали с территории Турции. Всего в рамках данной операции самолеты F-111 совершили более 4 тысяч вылетов при коэффициенте боеготовности более 85% (на 8% больше, чем в мирное время). При этом ни один бомбардировщик в ходе боевых действий потерян не был. Операция «Буря в пустыне» стала последним случаем боевого применения бомбардировщиков F-111.


На экспорт данный тактический бомбардировщик поставляла только в одну страну — Австралию. При этом англичане также заказывали для себя вариант F-111K, но сделка об их поставке сорвалась. Самолеты для ВВС Австралии были поставлены в 1973 году после существенной задержки, которая была связана с устранением технических проблем. Австралийские самолеты отличались крылом увеличенного размаха, как у FB-111A, при этом австралийские F-111C обладали менее мощными двигателями и авионикой, как на F-111A. Всего на вооружение 82-й эскадрильи ВВС Австралии на базе Эмберли в Квинсленде поступило 24 бомбардировщика данного типа. Еще четыре самолета F-111A были куплены у ВВС США, чтобы заменить выработавшие свой ресурс самолеты, они были доработаны до стандарта австралийской версии F-111C.

В начале 1990-х годов австралийские военные приобрели еще 15 самолетов F-111G. Первоначально эти боевые самолеты находились на хранении и использовались по мере выработки ресурса ранее приобретенного парка F-111C, однако в начале 2000 годов некоторые из них начали подниматься в небо. При этом 4 австралийских бомбардировщика были переделаны в разведывательный вариант RF-111C, разведывательное оборудование размещалось в отсеке вооружения. Австралия стала последним оператором бомбардировщиков F-111, самолеты были сняты с вооружения ВВС страны сравнительно недавно — в декабре 2010 года.

Летно-технические характеристики F-111E:

Габаритные размеры: длина — 22,4 м, высота — 5,22 м, размах крыла — 9,47 м (сложенное положение), 19,2 м (развернутое положение), площадь крыла — 48,77 м2 и 61,07 м2 соответственно.
Масса пустого самолета — 21 394 кг.
Масса снаряженного самолета — 37 577 кг.
Максимальная взлетная масса — 45 359 кг.
Масса топлива — 14 700 кг (во внутренних баках).
Силовая установка — 2 ТРДДФ Pratt & Whitney TF-30-P-100 максимальной тягой 2х79,6 кН, на форсаже — 2х112кН.
Максимальная скорость полета (на высоте) — 2655 км/ч (2,5 М).
Боевой радиус действия — 2140 км.
Перегоночная дальность — 5190 км.
Практический потолок — 17 985 м.
Боевая нагрузка — до 14 290 кг, управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные), УР класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».
Экипаж — 2 человека.

General Dynamics F-111E Aardvark (Pima air museum), фото: ru-aviation.livejournal.com

















Источники информации:
http://aviation-gb7.ru/F-111.htm
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20983.htm
http://ru-aviation.livejournal.com/3711664.html
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 94

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67 (Сергей) 1 июня 2017 15:33
    F-111 - "незаконный папа" советского Су-24.... Но у "сушки" боевая судьба более удачная и долгая.
    1. MooH (Андрей) 1 июня 2017 15:41
      Скудноватая статья, на ВО есть гораздо более подробная и проработанная. Кому интересно, ищите поиском.
      1. NIKNN (Николай) 1 июня 2017 21:53
        Цитата: MooH
        Это был первый в истории США случай проектирования самолета в вариантах наземного и корабельного базирования

        Не просто скудноватая , но больше безграмотная (устали уже диллетанты из интернета статьи создавать....Читать противно непрофессионалов...
        Во первых
        Это был первый в истории США случай проектирования самолета в вариантах наземного и корабельного базирования

        Ни когда он корабельным даже не проектировался!!!
        Во вторых он создавался как истребитель...(примерно как у нас позиционировался, как Миг25), по этому у него и оборудование(для дальнего воздушного боя ставилось), именно по этому есть модификации F-111A(истребитель) и FB-111A(бомбардировщик), и RF-111A (разведчик)
        В третьих и как истребитель не пошел...
        Однако могу согласиться с тем, что это передовой самолет своего времени!!! Спорить тут безполезно...Эталон с которого стоило снимать копии(правда дорого)
        Как то так получилось(и у них и у нас, что данная плптформа не пошла..), Не знаю какую платформу выберут "ОНИ", у на сплатформа для такой техники стала Су27 (Су34 на его базе и Су35 тоже), они пытаются пока обходится F15(как плаформой) F-22 для этого пока не подходит....
        1. onibo (Oleg) 2 июня 2017 09:48
          Это и комментировать нельзя.. Ни о чем статейка. Для таких как svp67 "F-111 - "незаконный папа" советского Су-24.... Но у "сушки" боевая судьба более удачная и долгая.".. Только смех разбирает .. Ну.. Какая статейка- такой и комментатор.. Детский сад.. (не выдержала "душа поэта") .. Давно читаю.. и вижу что все падает уже ниже плинтуса.. Ржут над "псаками", а сами уже докатились до ее уровня..
        2. Bad_gr (Владимир) 5 июня 2017 16:06
          Цитата: NIKNN
          Ни когда он корабельным даже не проектировался!!!

      2. Bad_gr (Владимир) 5 июня 2017 15:54
        Цитата: MooH
        на ВО есть гораздо более подробная и проработанная.

        https://topwar.ru/66861-f-111-odin-iz-samyh-udach
        nyh-v-svoem-klasse.html
  2. Razvedka_Boem 1 июня 2017 16:02
    Довольно удачная машина получилась.
    1. Авель (Александр) 3 июня 2017 16:49
      Не сказал бы, что очень удачная, даже для своего времени. Скорее недоведенная. Идеология хорошая, а вот с воплощением....
  3. ВЕРЕСК 1 июня 2017 16:36
    Достаточно красив и силён.Для своего времени очень удачная машина.При хорошей модернизации и сейчас-бы вес имела.
  4. Zaurbek (Zaur) 1 июня 2017 16:43
    У Ф-111 есть бомболюк?
    1. AUL (Александр) 1 июня 2017 17:56
      Нет, он бомбы из форточки кидает!
      AUL
    2. Bersaglieri 1 июня 2017 18:03
      У FB-111- внутренний отсек.
  5. Даос (Алексей Маштаков) 1 июня 2017 17:47
    Ну автор пропустил интересную особенность 111го. Это была ещё и машина на которой катапультировалась кабина пилотов целиком. Машин с изменяемой геометрией на самом деле валом ... а вот с такой системой спасения вроде как он единственный из серийных был.
    1. Doliva63 (Валентин) 2 июня 2017 17:04
      Помнится, это называлось "катапультируемый модуль".
      1. Авель (Александр) 3 июня 2017 16:50
        Который сами американцы признали "недоделкой" и отказались от идеологии
        1. Bad_gr (Владимир) 5 июня 2017 16:10
          На бомбардировщике B-1 подобную кабину хотели ставить, но потом от этой идеи отказались.
  6. kugelblitz (kugelblitz) 1 июня 2017 17:58
    Я гляжу с МиГ-23 он практически ровесник, точно так же долго доводился до ума, но у МиГа из-за чрезмерной облегченности проблемы с прочностью возникли. А тут наоборот сделали дубовым. И интересно что и из МиГа сделали бомбер, даже по своему более крутой с Кайрой. Работать мог в полностью пассивном режиме, с телевизионным наведением, как и подсветом лазером.
  7. Bersaglieri 1 июня 2017 18:03
    Лучший тактический бомбардировщик периода 70х-80х по совокупности характеристик. Нынешний его аналог- это Су-34
    1. IGOR GORDEEV (Игорь) 2 июня 2017 07:02
      Цитата: Bersaglieri
      Лучший тактический бомбардировщик периода 70х-80х по совокупности характеристик. Нынешний его аналог- это Су-34

      Аналог в каком плане? То что они оба являются бомбардировщиками - это и так понятно. laughing
      1. supertiger21 (Аслан) 4 июня 2017 22:06
        Цитата: IGOR GORDEEV
        Аналог в каком плане? То что они оба являются бомбардировщиками - это и так понятно.


        Товарищ Bersaglieri прав! F-111, Су-34, а также его предшественник Су-24 - единственные фронтовые бомбардировщики с поперечным расположением пилотов в кабине.
        1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 18:24
          Остальные как Су-17 просто одноместные.
  8. Роман Абрамов (Роман Абрамов) 1 июня 2017 19:25
    Помню как смотрел фильм про окб Сухого и как конструктор су-24 рассказывал как на выставке на коленке срисовал обводы f-111.Красивая машинка.А вот наш клон угловат и не так хорош.А летает наш потому что су-34 должен был заменить су-24 ещё 20 лет назад.но не сложилось тогда как известно
    1. капрал (Святослав) 1 июня 2017 20:47
      Цитата: Роман Абрамов
      и как конструктор су-24 рассказывал как на выставке на коленке срисовал обводы f-111.

      На второй или третий день выставки удалось сфотографировать, причем сначала робко, а потом уже в наглую. И никто не пресек, видимо посчитали что с русские все равно сопрут, ежели чего решили laughing
      1. kugelblitz (kugelblitz) 1 июня 2017 20:58
        Возникшие в связи с применением нового крыла трудности обеспечения устойчивости и управляемости были успешно решены специалистами ЦАГИ благодаря обнаруженному ими эффекту: аэродинамический фокус крыла при изменении угла стреловидности мало изменялся в случае, если на нем имелся корневой наплыв и было соответствующим образом подобрано место расположения оси поворота консоли. Исследования доказали возможность создания универсальной компоновки самолета, которая и легла в основу нового МиГа, а также бомбардировщика Су-24. Отработка аэродинамики МиГ-23 проводилась в аэродинамических трубах ЦАГИ Т-106М и Т-109 с использованием крупноразмерных моделей. О важности этих работ говорит тот факт, что в 1975 г. фундаментальные исследования ЦАГИ по самолетам с изменяемой геометрией крыла были отмечены Государственной премией.

        Вероятно, облик нового МиГа формировался и не без западного влияния. На командование ВВС и политическое руководство страны произвели большое впечатление расчетные характеристики и многорежимность американского истребителя-бомбардировщика F-111, оснащенного крылом с изменяемой стреловидностью.


        Вощем посмотрели, но работу выполнили все же самостоятельно. Принципиальных отличий хватает.

      2. Комментарий был удален.
    2. kugelblitz (kugelblitz) 1 июня 2017 20:50
      Сдается мне это из области мифов, так как первый вариант планировали оснащать подъемными двигателями. Отсюда такая форма фюзеляжа.

      1. Zaurbek (Zaur) 1 июня 2017 21:05
        Это вообще один из стартовых образцов Су-24. А из воспоминаний ГК Су-24- он лично с фотоаппаратом ходил и фотографировал Ф-111 в деталях на европейской выставке
        1. wazza (Wazza) 2 июня 2017 08:51
          Там все ходят с фотоаппаратами и фотографируют, бывает даже в кабине дают посидеть или полетать.
      2. bober1982 (vladimir) 2 июня 2017 07:41
        Отсюда такая форма фюзеляжа
        Су-24 первоначально делали на базе Су-15,и на этом фото,что вы показали - хорошо видно,самолет больше похож на Су-15,не только фюзеляж,но и характерные для Су-15 крылья.Ну а далее - перешли к F-111,как более перспективному варианту.
        1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 08:34
          На Су-15 отрабатывали прототип первого варианта с подъемными двигателями.
          1. bober1982 (vladimir) 2 июня 2017 08:38
            Может быть и просто экспериментировали,с двигателями,а так надо ведь было на базе чего-то делать новый самолет,вот и выбрали Су-15
            1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 08:41
              Естественно не на пустом месте. А с изменяемой геометрией очень сильное сходство больше с МиГ-23, по причине рекомендаций ЦАГИ по крылу и воздухозаборникам.
              1. bober1982 (vladimir) 2 июня 2017 08:48
                Американцы отказались от геометрии крыла,сразу после F-111,единственный самолет был таким,посчитали бесперспективным направлением,в отличие от нас.
                1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 09:37
                  А как же F-14? Да и 111ый тоже довольно долго продержался на вооружении.
                  1. bober1982 (vladimir) 2 июня 2017 10:16
                    Значит ошибся, с F-14
                    F-111 большой роли не играли,хотя конечно ветеран заслуженный, да и самолетов не так много было.
                    1. Даос (Алексей Маштаков) 3 июня 2017 16:16
                      А ещё В1В лансер... схема с изменяемой геометрией была единственным техническим решенеием до появления интегральных компоновок (а они появились когда это позволила вычислительная техника) обеспечивающая приемлимые ВПХ в сочетании со сверхзвуковыми скоростями. Так что ... кстати не забудьте Торнадо...
                    2. Zaurbek (Zaur) 4 июня 2017 09:01
                      А еще долгожитель - Торнадо...
                2. yehat (Сергей) 5 июня 2017 11:23
                  так "отказались", что почти средства разработок авиации направили на программы Б-1Б и F-14.
    3. wazza (Wazza) 2 июня 2017 08:49
      Ну и чего они эти драгоценные срисованные и сфотографированные обводы на Су-24 не повторили?
      1. капрал (Святослав) 3 июня 2017 13:24
        Цитата: wazza
        Ну и чего они эти драгоценные срисованные и сфотографированные обводы на Су-24 не повторили?

        1- сделали подобное
        2- есть док. фильм, там все объясняется. Ищите и обрящете.
        1. wazza (Wazza) 3 июня 2017 16:22
          Так где обводы, где? Спасибо, такой ереси не надо... Тут уже выше Бобер объяснил что Су-24 делался на базе Су-15. Мотивом всего-лишь было сделать ударный двухдвигательный самолет покрупнее чем МиГ-23. Переменная стреловидность была еще на одном из Су-7Б, позже стал называться Су-17.
        2. Zaurbek (Zaur) 4 июня 2017 09:01
          Конкретно от Ф-111 взяли расположение экипажа...
          1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 18:22
            В спускаемой капсуле? В бомбардировщиках и раньше сидели рядом.
            1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 18:27
              В каких реактивных?
              1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 18:54
                И в реактивных, что в этом дает смена типа двигателя вообще?
                1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 18:55
                  Ну в реактивных пару американских и пару наших и все. США перешли к тандемной схеме.
                  1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 19:12
                    Потому что дальше были истребители-бомбардировщики.
      2. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 18:26
        Кабину повторили, концепцию в целом то же. Подход на малых высотах- конек Су-24...
        1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 18:56
          Спускаемую? И у МиГ-27 это конек, и у Су-17. И даже у Ту-160.
          1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 18:58
            А она нужна? спускаемая? Вот и не повторили...
            1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 19:09
              Там вообще ничего не повторяли. Су-24 это просто увеличенный МиГ-23Б на базе Су-15.
              1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 19:12
                Вы поняли, что написали?
                1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 19:14
                  Это вам походу не понять...
                  1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 19:18
                    Там общего только только крыло с изменяемой геометрией. МиГ истребитель - другие нагрузки на крыло, скорости, оборудование, тактика применения, один двигатель....это как КамаЗ-увеличенный Фиат 124...
                    1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 19:35
                      Там общее с Су-15. Переменная стреловидность общая еще с одним из Су-7Б.
                      1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 19:41
                        1. в Су-24 один пилот, второй штурман и оператор
                        2. На Ф-15Е с огибанием рельефа никого не тошнит...
                    2. Комментарий был удален.
                    3. wazza (Wazza) 5 июня 2017 20:10
                      Штурман и оператор Су-24 пилотировать тоже может.
                      На F-15Е переменной стреловидности нет чтобы тошнило долго.
                      1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 20:15
                        Как раз переменная стреловидность нужна для того, что бы не тошнило...
                    4. wazza (Wazza) 5 июня 2017 20:24
                      Без нее последствия будут еще хуже.
                      1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 20:27
                        Короче Ф-111 и Су-24- прямые аналоги с поправкой на размеры и дальность, а МиГ-23 совсем другая история.
                    5. wazza (Wazza) 5 июня 2017 20:38
                      Короче, в них всего-лишь летчики сидят рядом. В тандемном F-4 оператору это работе никак не мешало, а для того чтобы работать по земле это надо быть вообще в стеклянном носе как на Ил-28 или Як-28. История такая что ВВС потребовался ударник с бомбовой нагрузкой и дальностью побольше чем у МиГ-23. После чего эти самолеты часто путали, точно также как МиГ-21 и Су-9.
                      1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 20:42
                        Ключевой момент в создании Ф-111 и Сухого 24. После всех локальных войн- полеты с огибанием рельефа- под это заточена и аэродинамика и радар и "мозги". МиГ 23- отдельная попытка создания многорежимного истребителя.
                    6. wazza (Wazza) 5 июня 2017 20:54
                      "Ключевой момент" - что? Огибание рельефа или экипаж рядом? Следовать рельефу старались еще до появления РЛС, особенно по ночам в ВОВ. Просто во Вьетнаме в отличие от Синая он не такой ровный.
                      МиГ-23 раньше Су-24 полетел, не так далеко, и в бомбардировочной модификации так много отвезти не мог.
                      1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 21:07
                        Старались, но это стало возможно (долгое время подлета) с появлением РЛС и переменной стреловидности..
                    7. wazza (Wazza) 5 июня 2017 21:43
                      Это стало нужно чтобы визуально не обнаружили самолет на фоне неба. МиГ-21 и Миражи с Фантомами с их стреловидностью так летает приемлемо, ему без переменной стреловидности неприемлемо большая полоса нужна.
                      1. Zaurbek (Zaur) 6 июня 2017 15:29
                        Это стало нужно после Вьетнама, когда комплексы С-75 затруднили полеты на больших и средних высотах и.. для уменьшения разбега и пробега.
                    8. wazza (Wazza) 6 июня 2017 16:19
                      Это всегда было нужно. Опять забыли про Бл.Восток.
    4. Авель (Александр) 3 июня 2017 16:53
      Ну, конечно же. Обводы, это хорошо, но далеко не все. И Су-24 должны были заменить, но его возможностей еще долго хватало. МиГ-21 тоже старенькая машина. Но многие им до сих пор пользуются, и особо не страдают
  9. Hog (Hog) 1 июня 2017 21:17
    ИМХО красивейший из американских самолетов.
    Hog
  10. mar4047083 (Марат) 1 июня 2017 21:26
    Теперь поклонникам МиГ 23 и МиГ 27, ясно от куда ноги растут? Хотя в зачёте у МиГ23 такой рекорд ,какой F 111 и не сниться.
    1. kugelblitz (kugelblitz) 1 июня 2017 21:34
      Стоит напомнить поклонникам F-111 откуда ноги изменяемой геометрии растут. wassat

    2. Zaurbek (Zaur) 2 июня 2017 07:59
      ..а Су-17? Тема с крыльями (в пром масштабах) шла синхронно в США, Франции и СССР, но довели до Ума ее в СССР. Следующим шагом стала интегральная компоновка. Но для длительного полета на малой высоте с огибанием рельефа изменяемая геометрия незаменима.
      1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 08:36
        Тут я соглашусь, нельзя просто так без теоретических и практических работ взять и срисовать. Американцы задали тренд, у нас его подхватили, так как столкнулись с проблемами высоких посадочных скоростей треугольных крыльев и тонких скоростных профилей.
        1. mar4047083 (Марат) 2 июня 2017 10:15
          С этим любой согласится. Без определённой производственной базы и научных разработок что либо скопировать в современном мире нереально. В МиГе была использована идея ,возможно отдельные узлы ,но это другой самолёт. Конечно не будь Ф-111 никто бы не создавал МиГ-23. У нас почему то многие вещи делаются с оглядкой на США ,непонятно только зачем.
          1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 10:21
            Цитата: mar4047083
            возможно отдельные узлы

            Ага, лазили со штангенциркулем по самолету или за ящик водки тайно вывезли чертежи.
            1. mar4047083 (Марат) 2 июня 2017 13:40
              Это не обязательно было делать. Из Вьетнамщины приходило достаточное колличество узлов и агрегатов. Американцы так вообще летающии изделия (так сказать в сборе ,чтоб не париться) из Израильщины получали.
              1. kugelblitz (kugelblitz) 2 июня 2017 15:26
                По срокам не сходится данная версия, к тому времени МиГ-23 уже начал летать.
          2. Zaurbek (Zaur) 2 июня 2017 19:59
            Тема с крыльями (в пром масштабах) шла синхронно в США, Франции и СССР,
          3. yehat (Сергей) 5 июня 2017 11:27
            . Конечно не будь Ф-111 никто бы не создавал МиГ-23

            первые самолеты с изменяемой геометрией крыла создавались русскими еще до второй мировой войны. что касается миг-23 и су-24, то изменяемая геометрия была временным решением в период, когда развитие двигателей и других элементов самолетов не обеспечивали растущих требований к ЛТХ. Тот же миг-23 и F14 с изменяемой геометрией создавались из-за проблем с местами базирования - один на грунте, другой на авианосце.
            1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 18:29
              Как раз нет....Просто Ф-111 подтвердил наработки СССР, а лебединая песня "изменяемой геометрии" - МиГ-23 МЛД... с возможными перегрузками 6-7ж
              1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 18:59
                В 11+, как-то так...
                1. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2017 19:02
                  Вы закусили? Я не до понял.
                  1. wazza (Wazza) 5 июня 2017 19:11
                    Закусывали летчики НАТО и израильтяне потом.
                    1. Zaurbek (Zaur) 6 июня 2017 15:32
                      До появления МиГ-23 МЛ и МЛД... потом перестали закусывать. К тому же для длительных полетов у земли у МиГа нет оборудования.
                      1. wazza (Wazza) 6 июня 2017 16:21
                        Проехали... То что там не 6-7 для них явилось неприятной неижиданностью. По скоростному полету на низкой высоте за МиГ-23 рекорд, не за Су-24. Это оборудование занимает много места?
  11. Комментарий был удален.
  12. AKS-U (Жора) 1 июня 2017 21:59
    Похож на Су-24.
    1. supertiger21 (Аслан) 2 июня 2017 08:59
      Цитата: AKS-U
      Похож на Су-24.


      Вернее будет сказать, что Су-24 похож на F-111.
  13. mar4047083 (Марат) 1 июня 2017 22:38
    Цитата: kugelblitz
    Стоит напомнить поклонникам F-111 откуда ноги изменяемой геометрии растут. wassat

    Сомнительное утверждение. Эксперементальный самолёт под грифом Х. Может идея и зародилась в нацистких умах ,но в серии воплотилась впервые всётаки в Ф 111 и МиГ23 . Я имел в виду именно серийнй выпуск.
  14. Градиент 3 (Николай) 2 июня 2017 17:05
    "Все это позволило эксплуатировать различные варианты данного самолета в ВВС США до 1996 года"
    Об ушедших...Или хорошо...
    Или ...ничего...
  15. voyaka uh (Alexey) 2 июня 2017 20:31
    Я не знал, что Ф-111 так долго и интенсивно участвовали в войнах.
    1. yehat (Сергей) 5 июня 2017 11:28
      я вообще считал F-111 самым крутым "бомбером" в США, круче даже, чем проект Валькирия.
  16. Зеленая Чукотка (рустем) 2 июня 2017 23:17
    Цитата: svp67
    F-111 - "незаконный папа" советского Су-24.... Но у "сушки" боевая судьба более удачная и долгая.

    вот только подумал не наша ли это "сушка"?
    1. Авель (Александр) 3 июня 2017 16:58
      "Запорожец" тоже похож на машину
  17. Zaurbek (Zaur) 6 июня 2017 16:31
    wazza,
    У любого бомбардировщика тяговооруженность хуже чем у истребителя. Рекорд может быть и у МиГа, но летать в автоматическом режиме огибая препятствия он не может. А Сухой делает это в любую погоду и время суток. И вы правы оборудование на Су-24 весит много+бронирование кабины.
  18. _Рожден_в_СССР_ (Адылбек) 15 декабря 2017 22:21
    Какой же красивый все таки зараза )))
Картина дня