Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64Б



БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны.

Был создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей, как, например, захваченный под Москвой Sd.Kfz.221.




БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа.

Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.

БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты в городских условиях. Этому весьма способствовала удачная конструкция пулеметной установки, позволявшая вести огонь с хода по крышам и верхним этажам домов.

Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64Б


После войны БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.

ТТХ:
Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. — 50
Скорость по шоссе, км/ч — 80
Запас хода по шоссе, км — 560
Тип подвески — на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах
Преодолеваемый подъём, град. — 36
Преодолеваемая стенка, м — 0,25
Преодолеваемый ров, м — 0,35
Преодолеваемый брод, м — 0,9

К началу Великой Отечественной войны единственным находящимся в производстве лёгким бронеавтомобилем в СССР являлся БА-20М.



Созданный в середине 1930-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-М-1, БА-20 к 1941 году успел устареть: его заднеприводное шасси не обеспечивало достаточной проходимости на пересечённой местности, а броня, защищавшая только от небронебойных пуль, не отвечала возросшим требованиям по защищённости.

С 1941 года, в связи с сокращением производства ГАЗ-М-1 и переходом к выпуску нового полноприводного автомобиля ГАЗ-64, было решено перевести лёгкий бронеавтомобиль на базу последнего.

Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, первые серийные бронеавтомобили были собраны уже в том же месяце, однако в тот период они не были приняты военной приёмкой из-за отсутствия пулестойких шин типа «ГК». Тем не менее, первые 35 БА-64 были приняты военными уже в начале мая.

Одной из главных проблем БА-64 выявилась недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля.

В августе 1942 года по инициативе конструкторского бюро были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний.

Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно.



Модификации:
БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.


БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.


БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.


БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства Выксунского металлургического завода и ГАЗа.


БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

БА-64 имел противопульную броневую защиту. Броневой корпус БА-64 собирался при помощи сварки из катаных листов броневой стали толщиной, на машинах ранних выпусков, 4, 6, 9 и 12 мм, на всех последующих — 4, 6, 7, 9 и 15 мм.



В поперечном разрезе корпус имел шестигранную форму, все его поверхности размещались под углами не менее 30° к вертикали. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму и на БА-64 была толщиной 12, на машинах поздних выпусков — 15 мм, размещавшимся под углом в 40° к вертикали.

Нижняя часть борта корпуса выполнялась из расположенных под наклоном в 30° бронелистов толщиной 9 мм, на машинах поздних выпусков — 7 мм. Верхние бортовые листы также располагались под наклоном в 30° и имели толщину 6 мм в районе моторного отделения и 9 мм — в районе отделения управления и боевого отделения.

Корма корпуса состояла из 9-мм верхнего листа, расположенного под наклоном в 30°, и 6-мм нижнего, имевшего угол наклона в 35°. Днище и крыша корпуса имели толщину, соответственно, 4 и 6 мм.

Такой уровень бронирования обеспечивал машине защиту от винтовочных обычных 7,62-мм пуль — со всех дистанций, бронебойных — только для отделения управления и боевого отделения. От 12,7-мм обычных пуль верхний лобовой лист защищал на всех дистанциях, тогда как остальные лобовые листы — лишь на дистанциях более 500 м. От бронебойных же 12,7-мм пуль защищал только верхний лобовой лист, и лишь на дистанциях более 800 м.[31]

На БА-64Б толщина нижнего листа была увеличена до 11 мм, до 7 мм — толщина жалюзи воздухозаборника, до 8 мм — крышка воздухозаборника в крыше моторного отделения, до 11 мм — нижнего кормового бронелиста, тогда как толщина верхнего была напротив, уменьшена до 11 мм.



Помимо этого, корпус БА-64Б выполнялся из броневой стали марки 77, отличавшейся большей пулестойкостью.

Посадка и высадка экипажа на всех модификациях осуществлялась через дверцы отделения управления, помимо этого, командир мог осуществлять её через верх башни.





Башня бронеавтомобиля имела восьмигранную в плане форму в виде усечённой пирамиды, открытой сверху. Стенки башни располагались под наклоном в 30° и имели на машинах ранних выпусков толщину в 9 мм, на последующих машинах — 10 мм.



Башня размещалась на поворотной колонке, опиравшейся на пол боевого отделения, на машинах ранних выпусков связи с крышей корпуса она не имела, но на машинах поздних выпусков для увеличения устойчивости в башне были добавлены четыре ролика, опиравшихся на крышу.



Поворот башни осуществлялся вручную, толканием связывавшей её с опорной колонкой дуги. Для фиксации в нужном положении, башня снабжалась ручным тормозом-зажимом. Верх башни на машинах ранних выпусков мог прикрываться откидными металлическими сетками, позднее устранёнными, а также брезентовым тентом для защиты от непогоды. Помимо этого, высота башни на машинах поздних выпусков была увеличена с 275 до 290 мм.


Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Начальная скорость при стрельбе лёгкой пулей составляла 840 м/с, а темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, при боевой скорострельности до 100 выстрелов в минуту.



Пулемёт устанавливался в лобовой части башни на турельной установке, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от −36 до +54°. По наземным целям пулемёт вёл огонь через вертикальную амбразуру, горизонтальное наведение при этом, за исключением узкого сектора, обеспечиваемого амбразурой, осуществлялось поворотом башни. Для стрельбы по воздушным целям турельная установка могла при помощи маховика подниматься за верхний обрез башни, что позволяло её свободное вращение. Также пулемёт мог сниматься для использования вне машины, для чего он снабжался съёмными сошками.



Для наведения пулемёта при стрельбе по наземным целям использовался стандартный диоптрический прицел, позволявший прицельную стрельбу на фиксированные дистанции 400 м, 600 м, 800 и 1000 м. Максимальная прицельная дальность — 1500 м. При стрельбе по воздушным целям применялся кольцевой прицел, максимальная досягаемость пулемёта по высоте составляла 500 м.

Боекомплект пулемёта составлял 1260 патронов в 20 дисковых магазинах по 63 патрона, на оборудованных радиостанцией машинах он сокращался до 17 магазинов или 1071 патрона. Помимо пулемёта, для ближней обороны БА-64 комплектовался 6 осколочными гранатами Ф-1, а также личным оружием экипажа, таким как пистолеты-пулемёты.





Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелисте смотровым люком, в котором для наблюдения в боевых условиях был установлен перископический зеркальный смотровой прибор с триплексным защитным стеклом и внутренней броневой задвижкой, аналогичный установленному на лёгком танке Т-60 и обеспечивавший обзор лишь лобового сектора.


Если честно, непонятно, как водитель вообще хоть что-то видел в эту амбразурку. А если дождь или грязь, то еще и стеклоочиститель механический. С ручным приводом.





На БА-64Б к этому добавились два расположенных в верхних бортовых листах отделения управления смотровых лючка с броневыми заслонками. Командир машины мог вести наблюдение через открытый верх башни, либо через амбразуру пулемёта; помимо этого, в бортовых листах башни размещались две смотровые щели с броневыми заслонками, броневыми козырьками и защитным триплексным стеклом.

На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12РП или 12РПБ, отличавшаяся от первой наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи. Оба варианта 12РП обеспечивали дальность связи с места в 8—15 км, в зависимости от условий местности, в телефонном и до 30 — в телеграфном; в движении дальность связи сокращалась до 4 км, причём работа радиостанции на ходу на практике была возможна лишь для 12РПБ.



Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах.



Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты.

Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.

Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.



К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года.

Источники:
Никонов В. Д., Протасов А. В. Бронированные колёсные машины 1914—1990.
Прочко Е. М. Бронеавтомобиль БА-64.
Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг.
Автор:
Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

33 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Градиент 3 Офлайн
    Градиент 3 2 июня 2017 15:03
    +14
    Бронеавтомобиль...
    Был создан...В условиях идущей войны...
    Когда проводилась эвакуация промышленности на Восток...
    Когда рабочие и ИТР...Уходили на фронт..
    Еще один...Незаметный подвиг...
    Советских людей...
    1. svp67 Офлайн
      svp67 2 июня 2017 15:45
      +5
      Цитата: Градиент 3
      Бронеавтомобиль...
      Был создан...В условиях идущей войны...

      Причем в очень многих вариантах, вот и в такой был...
      1. hohol95 Офлайн
        hohol95 2 июня 2017 15:58
        +3
        БА-64ЖД (БАП-64В (Выксунский)! ОБЫЧНЫЙ для СССР бронеавтомобиль для передвижения по железной дороге! БА-64Г (Горьковский) - БА-64Г - проект был отвергнут военными как сложный и ненадежный. В 1943 году на ГАЗе изготовили еще два улучшенных образца БА-64Г, однако вскоре все работы по этим машинам свернули.
      2. Svarog51 Онлайн
        Svarog51 2 июня 2017 21:49
        +9
        Сергей, моё почтение hi Одна маленькая просьба - выкладывайте фото поменьше размером, а то у меня одно колесо на экран помещается.
    2. Господи , градиент , да когда ж вы перестанете изъясняться по заковыристому ; будьте же попроще , ну невыносимо видеть вашу инфернальную манеру письма.
      1. 13воин Офлайн
        13воин 3 июня 2017 12:19
        +2
        В каждом комментарии... Градиента...
        Столько "малозаметного"... Пафоса...
        Что только диву... Даёшься....))

        А что до БА-64, то действительно хороший аппарат для своего времени, учитывая, что опять использовалось шасси не специальной постройки, а серийного авто.
  2. hohol95 Офлайн
    hohol95 2 июня 2017 15:41
    +5

    Книга о СОВЕТСКИХ БРОНЕАВТОМОБИЛЯХ!!!
  3. Curious Онлайн
    Curious 2 июня 2017 16:37
    +1
    А по конкретному бронеавтомобилю, который выставлен в музее неужто никакой информации? Как попал в музей, в каком состоянии, как и кто реставрировал, какие узлы оригинальные. Вот что интересно.
    1. Ишь чего захотели , любопытный и дотошный вы наш laughing ; собрать информацию из интернета да надергать фоток оттуда же-- это ведь куда как проще , чем нырнуть в прошлое и досконально узнать прошлое какой либо вещи , это ведь точно как совершить путешествие в прошлое-- да у кого хватает терпения и трудолюбия на это? Только разве у вас wink .
  4. 52гим Офлайн
    52гим 2 июня 2017 16:49
    +4
    Эрзац, но было не до жиру. БА-64 честно протянул лямку и быстро стал историей. Последняя война-Корейская, потом нигде. А если бы не позиция самого ГАЗа в предвоенных полноприводных БА, то и не пришлось бы делать этого ка. Да, прочитайте М.Коломийца, и вопросы отпадут сами собой, а "рука потянется к левольверту" .
  5. kvs207 Офлайн
    kvs207 2 июня 2017 17:02
    +1
    Цитата: Градиент 3
    Бронеавтомобиль...

    Какой он, всё-таки, маленький. Видел у нас на выставке военной техники.

    Его старший брат, упомянутый выше.
  6. Монархист Офлайн
    Монархист 2 июня 2017 17:07
    +4
    Когда-то в детстве у двоюродного брата читал "ТМ"( о журналах мы уже говорили)я читал про бртнедризину.
    У меня была двоюродная бабушка,она тронулась умом,у нее видел фронтовой снимок: броневик на рельсах и несколько человек рядом. Судя по погонам и наградами(кажется орден Славы) снимок после 1943. Помню надпись:" отд.ЖД..а дальше.. х.з. Она почему-то очень дорожила снимком(дочери умерли до войны). Бабушка умерла , а у дальних родственников снимок вскоре потерялся.
    Возможно,фронтовая самоделка,а может и нет.
  7. Крым26 Офлайн
    Крым26 2 июня 2017 18:00
    +1
    Не понятно, какой рукояткой опускался бронещиток смотрового прибора водителя. Фиксацию деревянной рамки со стеклом - вижу. А бронещитка - где?
    1. zadorin1974 Офлайн
      zadorin1974 3 июня 2017 11:33
      0
      Вот как раз деревянная рамка и новодел-их на броневиках ни когда не ставили-мехводы ездилив очках и всегда грязные(не однократно видел на фото)
  8. Doliva63 Офлайн
    Doliva63 2 июня 2017 20:26
    +9
    Сняты с вооружения в 50-х? А что тогда я видел в 10 ГвТД (Крампниц)в 60-х? Вроде, в Группах обновление быстрее шло.
  9. sergo1914 Офлайн
    sergo1914 2 июня 2017 21:41
    +3
    Клеил такой в подарок коллеге по работе.
    Брутал.

    1. Хороший подарок good
  10. Грац Офлайн
    Грац 3 июня 2017 02:04
    +1
    чем то он мне ниву напоминает
    1. dokusib Офлайн
      dokusib 3 июня 2017 06:39
      0
      Нива создавалась с учётом требований министерства обороны. Кто знает может где-то до сих пор лежит документация по переоборудованию Нивы в лёгкий бронеавтомобиль. wink
      1. Svarog51 Онлайн
        Svarog51 3 июня 2017 07:34
        +9
        Бронировать НИВУ не собирались, а вот плавать - научили. Но армия от неё отказалась.
        НИВА ВАЗ-2122 "РЕКА"
        hi
  11. gla172 Офлайн
    gla172 3 июня 2017 06:19
    +1
    ...сиденье у командира как на ИЖ-56 или 49...кстати очень даже удобное!
  12. tchoni Офлайн
    tchoni 3 июня 2017 06:40
    0
    Раз уж сайт взялся писать о бронетехнике ВОВ, было бы любопытно увидеть на страницах сайта сравнение обзорности из т-34-76 разных модификаций и скажем, немецкого т4 или т3 так же разных модификаций.
  13. K2017 Офлайн
    K2017 3 июня 2017 13:09
    0
    БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны

    Судя по мемуарам, ужасный для водителей был БА. Но он был. И он был единственный.
    1. Rvanina Офлайн
      Rvanina 3 июня 2017 15:32
      0
      Сколько не читал-не слыхал ни положительных отзывов ни отрицательных хотя более 10 тысяч штук не мало вроде
  14. Rvanina Офлайн
    Rvanina 3 июня 2017 15:31
    0
    Вот бы про лыжный вариант побольше информации!-Чудо зверушка!-а так я поологаю что для разведки-прошустрить куда либо по дороге вперед-выдвинуться и осмотреться или встать быстро где ни будь за холмиком и скорректировать огонь минометной батареи(при возможности конечно) это не пешим паром под пулями перебегать .Считаю очень хорошая машина да и с ДШК мог и в ответку залепить не хило
    1. hohol95 Офлайн
      hohol95 3 июня 2017 18:30
      +2
      БА-64 ЗИМНИЙ. Летом 1942 года конструкторы ГАЗа начали проектирование зимнего варианта БА-64 с установкой на нем лыжно-гусеничного движителя, разработанного русским ученым и изобретателем С. Неждановским. Разработка с перерывами шла до ноября, в декабре началась сборка машины, получившей обозначение БА-64З (зимний), а в январе 1943 года она вышла на испытания.
      На БА-64З вместо задних колес монтировались коробчатые лыжи с установленными по бокам четырьмя небольшими сдвоенными катками. Гусеничная редкозвенчатая цепь охватывала лыжи, опираясь на катки. Привод на цепь осуществлялся зубчатым колесом специальной конструкции, смонтированным на ступице заднего колеса. Вместо передних колес на БА-64З установили лыжи от полугусеничного грузовика ГАЗ-60.
      Испытания БА-64З прошли с 30 января по 10 февраля 1943 года. Броневик уверенно преодолевал снежную целину, но его управляемость оставляла желать лучшего. Кроме того, значительно возрос расход топлива, а максимальная скорость движения составляла 22 км/ч. В результате весной 1943 года все работы по БА-64З свернули.
      БА-64 с ДШК -
      "Военному Совету БТ и МВ КА 22 апреля 1943 года ГАЗом были предъявлены три типа бронемашин БА-64 – ширококолейный, десантный и с установкой пулемета ДШК…
      Новые типы машин предназначаются:
      …2. Установка ДШК на БА-64:
      а). для прикрытия пехоты от авиации противника;
      б). для усиления ПВО подразделений фронтовой зоны.
      В соответствии с этим прошу:
      …изготовить к 1 июня 1943 года партию бронеавтомобилей с пулеметом ДШК в 10 штук для войсковых испытаний"».
      Однако ГАЗ отказался от переработки машины с установкой пулемета ДШК с ленточным питанием, мотивируя "сложностью размещения ленточного питания к крупнокалиберному пулемету в башне бронемашины БА-64"», а также загруженностью конструкторского бюро другими заказами. Поэтому бронеавтомобиль БА-64Д остался в единственном экземпляре.

      БА-64 С ПУЛЕМЕТОМ ГОРЮНОВА. В феврале 1944 года в мастерских НИБТ полигона на одном БА-64 установили 7,62-мм пулемет Горюнова СГ-43, который был более мощным, чем ДТ. Монтаж СГ-43 выполнили без каких-либо серьезных изменений в конструкции башни. Испытания, прошедшие в апреле 1944 года, показали следующее:
      "Отсутствие плечевого упора пулемета СГ-43 значительно ухудшает меткость и кучность стрельбы с места по сравнению со штатной установкой ДТ. Ведение эффективного огня с хода в любых дорожных условиях невозможно.
      При боковом крене бронеавтомобиля происходит завал тела пулемета из-за того, что отсутствует его вращение в кронштейне вокруг продольной оси.
      Смена коробки с патронами у пулемета СГ-43 возможна только при углах возвышения 12-15 градусов и при крайнем левом положении затворной рамы. В боевой обстановке выполнить это крайне неудобно и затруднительно".
      В результате все работы по установке СГ-43 на БА-64 прекратили.
      1. Rvanina Офлайн
        Rvanina 3 июня 2017 19:14
        0
        Спасбо-но что скорость мала-я то думал можно носится на нем по лесу
        1. hohol95 Офлайн
          hohol95 3 июня 2017 21:00
          0
          Носиться по лесу до первого дерева! drinks
          1. Rvanina Офлайн
            Rvanina 3 июня 2017 21:50
            0
            А то! Вперед!
  15. кудесник Офлайн
    кудесник 3 июня 2017 20:29
    0
    БА-643 лыжно-гусеничный, ну просто шедевр! вот не знал, что такое чудо ( в хорошем понимании) существовало! РУССКАЯ инженерная школа, шельмецы однако!
  16. Dekabrev Офлайн
    Dekabrev 4 июня 2017 23:36
    0
    Да! Это жесть! И без крыши! При бархатном русском климате! Интересно, отопление было? Впрочем, видимо, без надобности при вентиляции через естественные неплотности и дырке вместо крыши.
    Тяжко было на 50 л.с. пристойный броневик соорудить. Поэтому броню и перетаскивали с места на место - то толще, то тоньше. Спасал сравнительно не большой вес и полный привод. Но верно и другое - если бы его не на базе обычного автомобиля строили, то такого количества не получилось бы. Как говориться - это лучше, чем ничего.
  17. Dekabrev Офлайн
    Dekabrev 4 июня 2017 23:39
    +1
    Статья хорошая! Автору спасибо! Особо хорошо сделано описание бронирования и не плохо описание развития конструкции.
  18. Волька Офлайн
    Волька 8 апреля 2018 16:24
    +1
    ага, не дать не взять мотоконница была, так теперь нечто подобное кадыров клепает в Чечне...