Война в эфире. Часть 3


ЕС-1 - самолет радиотехнической разведки, разработанный японской фирмой Kawasaki на базе многоцелевого транспортного самолета С-1

Радиотехническая разведка

В то время как значительная часть этого цикла сосредоточена на активном радиоэлектронном подавлении, как одном из направлений радиоэлектронной борьбы, которая является инструментом, использующимся для передачи радиосигналов с целью ухудшения и препятствования использования противником электромагнитного спектра (ЭМС), другая часть из триады РЭБ (см. вводную часть «Война в эфире» Части 1) представляет собой обеспечение средствами радиоэлектронной борьбы, которое включает в себя и радиотехническую разведку (англоязычный термин Electronic Intelligence или ELINT - перехват каналов связи между радиотехническими средствами, а также сигналов РЛС и других устройств). Многое в РЭБ покрыто тайной, но радиотехническая разведка (РТР) является, возможно, самой закрытой сферой из всех. Сегодня интенсивная РТР ведется с воздушных платформ в Ираке и Сирии. Она проводится с целью мониторинга и точного определения использования телекоммуникационных средств боевиками Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ), а может быть также и сбора информации касательно электронных данных о боевом составе и дислокации подразделений сирийского командования ПВО, которое осуществляет руководство наземными средствами ПВО, включая радары, зенитные ракетные комплексы и зенитную артиллерию. Самолеты могут также собирать информацию, касающуюся российских наземных средств ПВО, особенно начиная с момента развертывания комплексов С-400 в ноябре 2015 года (см. раздел «Опасность на окраине города», «Война в эфире» Часть 1). Эта информация, несомненно, очень важна для безопасного проведения воздушных операций коалиции, возглавляемой США против ИГ, особенно в свете потери турецкого разведывательного самолета RF-4E 22 июня 2012 года (см. раздел «Опасность на окраине города»).


Начиная с октября 2014 года, британские ВВС развернули, по крайней мере, одну из трех новых платформ РТР Boeing RC-135W Airseeker, дислоцирующихся на кипрской авиабазе Акротири, на сирийско-иракском театре. Этот самолет базируется на разведывательном самолете Boeing RC-135V/W Rivet Joint, стоящем на вооружении ВВС США. Впрочем, ключевое отличие британского самолета от американского заключается в том, что первый оптимизирован под задачи радиоразведки (перехват каналов связи между людьми) и при этом имеет слегка усеченные возможности сбора данных РТР. Предполагается, что новые самолеты способны обнаруживать и определять местоположение трафика данных между тактическими радиостанциями при помощи оборудования LBSS (Low Band Sub System) компании ВАЕ Systems.

Успешное использование ЭМС зависит от понимания электромагнитной обстановки, в которой проводятся операции. Этому весьма способствуют такие изделия, как например, приемник Rockwell Collins IFMR-6070. Он позволяет мгновенно охватить частотный диапазон от 0,5 ГГц до 18 ГГц (возможно расширение рабочего диапазона до 0,5-40 ГГц) с выполнением точного измерения параметров радиолокационных сигналов и их анализа. Кроме того, представитель компании Rockwell Collins заявил, что они недавно «вывели на рынок многоканальный тюнер RC-8800, предназначенный для обнаружения сигналов в диапазоне от 0,5 до 20 ГГц». Он добавил, что оба этих продукта в настоящее время проходят оценку в вооруженных силах США и нескольких неназванных странах НАТО. Наряду с обнаружением потенциально враждебных радиосигналов способность обнаруживать другие нерадиочастотные угрозы для воздушных судов формирует важную часть воздушной РЭБ. Система предупреждения о ракетной атаке AAR-47 Missile Warning System компании Orbital ATK обнаруживает ракету за счет распознавания инфракрасного излучения струи выхлопных газов, тогда как акустические датчики, интегрированные в AAR-47, позволяют определять реактивные гранатометы и огонь стрелкового оружия, представляющие особую опасность для низколетящих военных воздушных судов, например, вертолетов. Представитель компании сообщил, что они изучают возможность интеграции коротковолновой ИК-камеры (SWIR) в архитектуру AAR-47 с целью улучшения визуального обнаружения приближающихся целей, особенно когда некоторые угрозы имеют низкие тепловые признаки заметности. В комбинации со встроенными сенсорами системы AAR-47 это поможет уменьшить количество ложных срабатываний. В компании Orbital ATK добавили, что в настоящее время тестируют в боевых условиях SWIR-камеру и прототипы AAR-47 с дополнительным акустическим устройством. Там надеются к 2019 году получить новый вариант AAR-47, готовый к поставкам военным, после чего AAR-47 будет поставляться как совершенно новое изделие или дополнительные возможности будут интегрироваться в уже эксплуатирующиеся системы.

Война в эфире. Часть 3

Компания Orbital АТК дополнила свою систему предупреждения о ракетной атаке AAR-47 новыми акустическими и коротковолновыми инфракрасными сенсорами с целью повышения уровня ее чувствительности


Одноразовая радиочастотная ложная цель BriteCloud компании Leonardo будет устанавливаться на ряд самолетов, включая JAS-39E

Европейские усилия

Итальянская компания Leonardo занимается установкой на легкий штурмовик Hawk Mk.209 индонезийских ВВС своего продвинутого приёмника предупреждения о радиолокационном облучении SEER. Поставки этой системы прошли в конце 2016 года. SEER собирает информацию о потенциальных угрозах и выводит ее экипажу либо на специальный индикатор оповещения об угрозах, либо на многофункциональные дисплеи в кабине. Кроме того, он может записывать и выводить повторно информацию о радиочастотных угрозах, собранную оборудованием во время выполнения задачи для разбора полета. Приёмник SEER способен записать до 20 часов работы, может определять и анализировать сигналы от диапазона S (2,3-2,5/2,7-3,7 ГГц) до диапазона К (24,05-24,25 ГГц), с возможностью расширения вниз до ультравысоких частот UHF (420-450/890-942 МГц) и вверх до диапазона Ка (33,4-36 ГГц). Оборудование общей массой всего 11 кг способно обнаружить излучения радара с быстрой перестройкой частоты продолжительностью до 50 наносекунд, также оно может обнаруживать импульсные доплеровские и непрерывные радиочастоты.

Это не единственный легкий штурмовик, который оборудуется новыми системами РЭБ. Итальянские ВВС получают систему управляемого противодействия ИК-средствам ELT/572 DIRCM (Directional Infra-Red Counter-Measure) разработки компании Elettronica для своих турбовинтовых транспортных самолетов C-130J Hercules. Система ELT/572 устанавливается на заводе компании Lockheed Martin в Соединенных Штатах, и по плану ее установка на итальянские самолеты C-130J должна была быть завершена к концу 2016 года. Система ELT/572 предназначена для защиты широкофюзеляжных самолетов и вертолетов, она нейтрализует ракеты с инфракрасным наведением классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» за счет ослепления их головок самонаведения. На авиасалоне Фарнборо в Великобритании летом 2016 года компания объявила о том, что будет сотрудничать с компанией Thales по разработке интегрированной системы самозащиты Cybele, которая будет устанавливаться на воздушные суда любого типа, как вертолеты, так и самолеты. В рамках проекта Cybele компания Thales предоставит систему предупреждения о ракетной атаке, приёмник предупреждения о радиолокационном облучении и автомат сбрасывания дипольных отражателей и тепловых ложных целей, а компания Elettronica предоставит оборудование радиоэлектронного обеспечения (содержит библиотеку радиочастотных угроз, позволяющую системе распознавать передачу чужих радиосигналов), систему управляемого противодействия ракетам с инфракрасным наведением и активную ложную цель Sparc, разработку которой компания Elettronica планирует завершить к концу 2017 года. Кроме того, у стороннего производителя будет закуплена система предупреждения о лазерном облучении для предупреждения экипажа об атаке ракет с лазерным наведением.


Истребитель JAS-39C/D сбрасывает ложные цели. Компания Saab оборудует новейший вариант этого самолета, JAS-39E, своим автоматом сбрасывания радиолокационных отражателей BOL-700

Точно так же, как и самолет РЭБ RC-135W британских ВВС, описанный выше, самолет радиотехнической разведки французских ВВС TransAllianz C-160G2 Gabriel может помочь в борьбе с ИГ, одновременно собирая общие данные РТР, возможно связанные с сирийской системой ПВО. По данным компании Thales, самолеты С-160G2, которых у французских ВВС две штуки, оборудованы системой AST АС сбора данных РТР о наземных, воздушных и морских РЛС в диапазоне частот от 250 МГц до 24,25 ГГц. Между тем, данные радиоразведки собираются подсистемой EPICEA (автоматический прослушивающий центр), также поставляемой компанией Thales.

Другие основные европейские поставщики систем РЭБ также были весьма активны в последние годы, включая компанию Airbus, которая поставила в 2016 году свою систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-60(V)2 MILDS-F военно-воздушным силам Нидерландов. Весной прошлого года компания объявила о том, что оборудует свои истребители F-16AM/BM такими же системами. Количество поставляемых систем остается засекреченным, хотя голландские ВВС эксплуатируют 61 такой самолет. В системе AN/AAR-60(V)2 используется инфракрасное устройство обнаружения, определяющее горячий факел выхлопных газов приближающейся ракеты «воздух-воздух»/»земля-воздух». Как только система AN/AAR-60(V)2 обнаруживает приближающуюся ракету и определяет ее траекторию, она инициирует сброс средств противодействия для защиты самолета и предупреждает экипаж с тем, чтобы тот мог начать противоракетный маневр. Система может справляться с множеством угроз, определяя самые опасные из них, и задействуя средства защиты в первую очередь против них. В состав системы входят несколько сенсоров, каждый из которых имеет поле зрения 120 градусов; они установлены по периметру самолета, обеспечивая тем самым круговое покрытие.

Если ВВС Нидерландов модернизируют свои истребители F-16AM/BM новыми системами самозащиты, то шведская компания Saab оборудует новые истребители JAS-39E Gripen, которые были представлены год назад, своей системой самозащиты BOL-700. Эта система разрабатывалась с самого начала с расчетом на сохранение небольшой эффективной площади отражения этого самолета. Это достигается либо за счет установки BOL-700 полностью внутри корпуса, либо на узле подвески. Самолет JAS-39E начнет поступать на вооружении бразильских и шведских ВВС в начале следующего десятилетия. Этот автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей будет контролироваться многофункциональной системой РЭБ от Saab, которая также устанавливается на истребители JAS-39E. Что касается средств противодействия системы BOL-700, то, скорее всего, она будет сбрасывать одноразовые цифровые радиочастотные ложные цели BriteCloud DRFM разработки Leonardo (Selex). Они рассчитаны на запуск из стандартных 55-мм пиропатронов. Система самозащиты во время полета определяет и располагает в соответствии с приоритетом передачу посторонних радиосигналов, которые она ретранслирует таким образом, чтобы увести источники этих радиосигналов от самолета.

Датская компания Terma предлагает свою компьютеризированную систему управления средствами РЭБ AN/ALQ-213. Если коротко, то система AN/ALQ-213 объединяет все системы самозащиты боевого самолета и позволяет управлять ими с единого контроллера в кабине. По словам руководителя направления воздушных систем в компании, на сегодняшний день поставлено более 3000 систем AN/ALQ-213 для самолетов и вертолетов многих армий мира. Он добавил, что компания Terma в настоящее время выполняет контракт на поставку системы AN/ALQ-213 для установки ее на борт средних транспортных вертолетов NH-90NFH/ ТТН, стоящих на вооружении голландских ВМС и ВВС. Первые системы AN/ALQ-213 для оборудования этих самолетов уже поставлены, а концу 2017 года ожидается завершение поставок. Система AN/ALQ-213 уже установлена на борту боевых вертолетов AH-64D Apache голландских ВВС, а также на борту патрульных самолётов береговой авиации P-8A/I Poseidon индийских, австралийских, южнокорейских и американских ВВС.


Система самозащиты Sky Shield от компании Rafael представляет собой комплексный комплект постановки помех, который можно устанавливать на ряд платформ, включая семейство легких боевых самолетов АМХ

Израиль

Наряду с промышленностью Европы и Северной Америки Израиль является известным центром передовых разработок в области воздушных средств РЭБ. Весьма активны в этой области компании Elbit Systems и Rafael Advanced Defence Systems наряду с Israel Aerospace Industries (IAI). Последняя компания поставила воздушные системы РЭБ для трех бизнес-джетов Gulfstream G-550 Shavit из состава израильских ВВС, которые выполняют сбор данных РТР. Детальный состав оборудования этих самолетов точно неизвестен, хотя по некоторым данным, они оборудованы комплектом, в состав которого входят системы радио- и радиотехнической разведки от IAI ELTA Systems. В официальных документах компании IAI показана система радиоэлектронной разведки EL/I-3001 AISIS (Airborne Integrated Signals Intelligence System) на самолете G-550, хотя и без маркировки ВВС Израиля. То есть, самолет G-550 Shavit либо имеет на борту систему EL/I-3001 AISIS, либо оборудован комплектом РТР на базе этой системы.

Помимо платформ стратегического и оперативного уровней, как например G-550 Shavit, компания IAI поставляет системы для защиты боевых самолетов, например модульную систему EL/L-8260, в состав которой стандартно входит либо приёмник системы оповещения о радиолокационном облучении RWR (Radar Warning Receiver), либо устройство предупреждения и определения источника радиолокационного облучения RWL (Radar Warning and Locating), плюс контроллер системы РЭБ. Эти базовое оборудование может комбинироваться с системой предупреждения о ракетной атаке MAWS (Missile Approach Warning System) и системой предупреждения о лазерном излучении стороннего производителя, автоматами сбрасывания средств РЭП, буксируемой радиолокационной ловушкой для противодействия ракетам класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», а также системой управляемого противодействия ИК-средствам. Система EL/L-8265 от IAI включает компоненты RWR и RWL. По словам Рами Навона, руководителя проектов по системам РЭБ в компании IAI, одним из самых важных и необходимых требований к системе является ее способность обнаруживать радары с малой вероятностью перехвата сигналов. Это означает, что любой приемник, установленный на военном самолете, должен быть способен обнаруживать передачу слабых радиосигналов, свойственную подобным радарам.

Господин Навон сказал также, что «любой современный приемник RWR должен быть способен определять местоположение конкретной РЛС с тем, чтобы безопасно ее избежать, точно поставить помехи или применить против этой угрозы кинетические средства в виде ракеты «земля-воздух» и «воздух-воздух» или противорадиолокационной ракеты». Навон отметил разработку компанией IAI новой технологии, названной «Spatial ELINT (пространственная РТР)». Этот подход усовершенствован с целью интегрирования в системы РЭБ этой компании, которые могут одновременно изучать большие объемы воздушного пространства и обнаруживать посторонние источники радиосигналов. При обнаружении этих угроз определяется их местоположение и ставятся помехи с точной направленной передачей сигнала, тогда как система РЭБ одновременно продолжает вести наблюдение за районом в поисках других угроз.


Система защиты EL/L-8222 компании IAI предназначена для сравнительно больших истребителей размера F-15. Как и ее меньшие аналоги, система EL/L-8222 может устанавливаться вместо вооружения самолета


В комплект All-in-Small компании Elbit входит единый контроллер средств РЭБ, который может управлять несколькими отдельными системами самозащиты

В портфолио компании IAI имеются и другие системы, EL/L-8212 и EL/L-8222, принципиальное отличие между ними заключается в физических размерах. Система EL/L-8212 предназначена для относительно небольших истребителей, например из семейства F-16, а система EL/L-8222 оптимизирована для более крупных платформ, например тактических истребителей семейства F-15. Обе системы EL/L-8212 и EL/L-8222 могут устанавливаться на узлы крепления ракет Raytheon AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile), а также AIM-7M Sparrow AAM, при этом сохраняются полностью эксплуатационные режимы полета самолета-носителя, как если бы контейнер был еще одной ракетой.


Система EL/L-8212 (обведена кружком) идеально подходит для истребителей размера F-16 и может устанавливаться на узлы крепления ракетного вооружения, например АIM-7, AIM-9 и AIM-120

Кроме компании IAI в Израиле можно также отметить подразделение компании Elbit - фирму Elisra, которая производит согласно своему заявлению «комплект РЭБ United EW Suite, оснащенный одним центральным быстросъемным процессорным блоком для обработки всех функций комплекта РЭБ (например, радар, предупреждение о ракетной и лазерной атаке, сбрасывание дипольных отражателей и ложных тепловых целей). Этот подход позволяет упростить установку и интеграцию (меньшее количество быстросменных блоков означает меньшую массу и энергопотребление) и снизить стоимость системы и объем обслуживания». Наряду с этой системой фирма предоставляет «инструменты обеспечения боевых задач для программирования библиотек угроз и разбора полетов. Инструменты обеспечения РЭБ позволяют быстро и непрерывно обновлять параметры угроз независимо конечным пользователем». В компании признают, что наряду с пилотируемой авиацией беспилотникам также необходимы системы самозащиты и РЭБ. Это привело к разработке постановщика помех Light SPEAR для беспилотников, который был продан нескольким неназванным заказчикам. Для пилотируемой авиации компания разработала комплект РЭБ All-in-Small в едином быстросменном блоке. Наряду с РЛС управления, системами предупреждения о ракетной атаке и лазерном облучении плюс средствами сбрасывания РЭП система All-in-Small может подсоединяться к системе управляемого противодействия ИК-средствам с целью борьбы с ракетами с инфракрасным наведением.


Постановщик помех Light SPEAR компании Elbit предназначен для обеспечения защиты беспилотников. Защита таких объектов становится все более выраженной тенденцией, особенно в сфере стратегических БЛА

Ассоциация сообщества радиоэлектронной войны определяет радиоэлектронную борьбу как «борьбу за контроль над электромагнитным спектром... с целью обеспечения в военное время дружественных вооруженных сил возможностями полного использования потенциала спектра и одновременного лишения противника способности им пользоваться». Изделия, описанные выше, играют важную роль в претворении этой максимы в реальность. После изучения нынешних систем обратим в следующей части наш взгляд на то, как воздушные средства радиоэлектронной борьбы будут развиваться в будущем.

Продолжение следует...

Статьи из этой серии:
Война в эфире. Часть 1
Война в эфире. Часть 2
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. avg-mgn 8 июня 2017 07:13
    Спасибо за цикл статей, материал читается с интересом и хорошо воспринимается.+
  2. Никкола Мак 8 июня 2017 10:58
    Появилась новая исключительно перспективная технология -управление радиотрактом в режиме реального времени компьютером.
    И поэтому неудивительно резкий шаг вперёд систем РЭБ - нам тоже сейчас нельзя отставать.
    Вроде начали свои мощные процессоры массово делать "Эльбрус" - это хорошая новость.
  3. Оператор 8 июня 2017 12:06
    С устройствами РЭБ пора завязывать на достигнутом - на АФАР они не действуют. Пора переходить на комплексы активной защиты.
    1. KKND 8 июня 2017 16:28
      Да да летит в самолет ракета и тут ее лазером бах, или микроволновым импульсом бух. Оператор поиграйте в С&С Generals там еще сейсмические бомбы есть и кое что покруче. Я в детстве играл мне все нравилось feel
      1. Оператор 8 июня 2017 19:02
        Судя по всему, вы так и не вышли из детства - авиационный КАЗ это противоракеты на борту самолета, а не лазер или "сейсмические бомбы".
Картина дня