Military Review

Soviet complex protection of tank ZET-1

5
Soviet complex protection of tank ZET-1
T-62 tank equipped with integrated anti-cumulative screen protection (combat position, front-right view)



There were times when designers thought the best protection tank from a cumulative projectile is ... an umbrella! Yes, yes, do not be surprised, it was in the form of an umbrella worn on the barrel of the gun that the original defense was made. It got to the point that they even planned to adopt it, and already tested on a variety of Soviet tanks.

Anatoly Bakhmetov
GRID AGAINST SHELL


The successful use of anti-tank weapons with the cumulative principle of the destruction of armored objects during the Second World War pushed designers and scientists to further improve this type of ammunition. In the postwar years, armor penetration of cumulative projectiles was almost doubled.
By this time, it became clear that the reservation of Soviet tanks T-54, T-55, T-62 does not provide protection against destruction of the above-mentioned ammunition. The thickness of the armored parts of our tanks was: upper frontal sheet 100 mm with tilt angle 60 °, lower frontal sheet 100 mm when tilted 55 °, sides of the hull 80 mm with 0 ° and forehead of the tower 170-90 mm with 23 — 55 °. Therefore, to protect 85 mm cumulative projectile with a copper funnel, it was necessary to have a thickness of the upper front sheet 215 mm, the lower frontal 250 mm, the hull sides of at least 250 mm with the same angle of inclination. When firing 115-mm cumulative shells these parameters should have been 260, 290 and 200 mm, respectively. Such an increase in the thickness of armor parts of the tank hull would have led to an increase in their mass by 9 — 10, which, for obvious reasons, was unacceptable.
Therefore, to solve the problem of protecting tanks in the direction of firing and hull sides in the range of course angles 25 ° from cumulative ammunition caliber to 115 mm in 1964, the comprehensive screen protection ZET-1 was developed and tested. It consisted of a mesh frontal and solid side screens.
The properties of the screens as protection against cumulative ammunition are based on the fact that when this cumulative projectile hit this screen, it broke before meeting the tank's armor, resulting in a cumulative jet that had flown in the air a considerable distance before reaching the armor of the tank. When moving in the air, the jet disintegrated, as a result of which its penetrating ability decreased sharply, and it could not penetrate the armor.
The net screen weight was 60 kg, the minimum distance between the screen and armor was 1800 mm. The transfer time from the traveling position to the combat one was 2 — 3 minutes, and for setting the screen itself to the tank - no more than 15 minutes. The difference between the screens for the T-54 / 55 and T-62 tanks consisted only in the diameter of the base mounted on the gun barrel. The side screens were sectional and made of duralumin. Their weight was about 200 kg, the minimum distance between the tank side and the screen section (at the angle of rotation of the section to the tank axis at 30 °) was 1500 mm. The transfer time from the traveling to the combat position was about 1 minutes, and the installation time to the prepared tank was 3 minutes.
The main emphasis in the testing of complex protection was made on the determination of its survivability during the shelling, as well as the strength and reliability of attachment during the operation of the tank.
According to the developers of ZET-1, it had to ensure the destruction of only one section of the screen when an 85-mm projectile hit and two sections when an 100 — 115-mm projectile hit. The fire tests carried out at the beginning of 1964 almost completely confirmed the designers' intentions. Additionally, it was noted that the replacement of one section in the field was only 2 minutes.
An equally important stage of testing was to verify the reliability of the mounting of screens. To this end, the experienced T-55 and T-62 tanks passed sea trials (in the volume of 500 km) overcoming various obstacles. Upon their completion, it was noted that the mounting of both the onboard and mesh screens as a whole is quite reliable.
In conclusion, the state commission noted "a significant increase in the effectiveness of tank protection when applying the above protection," and also recommended "taking over the ZET-1 screen for supplying the Soviet army." In relation to the onboard screens, it was recommended to revise the way they are attached to the tank.
However, the mesh screens were not particularly “taken root” - by order of the Chief of the Main Automobile and Armored Directorate, their use was envisaged only during the “threatened period, just before the outbreak of hostilities”. After adopting the T-64 and T-72 tanks with a fundamentally different structure of armor (multi-layer) of increased projectile resistance, the need for mesh screens completely disappeared.

Tank T-55 equipped with integrated anti-cumulative screen protection (traveling position)

Tank T-55 equipped with integrated anti-cumulative screen protection (combat position)

Tank T-62, with integrated anti-cumulative screen protection (traveling position)

Tank T-62, with integrated anti-cumulative screen protection (combat position)

The hull of the T-54 tank, equipped with integrated screen protection and prepared for test shell firing

The T-62 tank, equipped with integrated anti-cumulative screen protection, overcomes the low forest area

Tank T-55 equipped with integrated anti-cumulative screen protection (combat position)

The status of the ZET-1 screen and the top frontal sheet after being hit by a 100-mm cumulative shrapnel screen of the T-12 gun

View of the shield of the starboard hull of the T-54 tank after four hits of the 85-mm cumulative projectile with a copper funnel

View of the shield of the starboard hull of the T-54 tank after the first hit of the 85-mm cumulative projectile
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. z-exit
    z-exit 22 July 2013 11: 04
    +1
    It is interesting to know whether the effectiveness of such protection was lost when fired by modern types of weapons
    1. svp67
      svp67 22 July 2013 21: 05
      +2
      Quote: z-exit
      It is interesting to know whether the effectiveness of such protection was lost when fired by modern types of weapons
      The main thing here is to understand what we want. I think that this system can be used as the first frontier (layer) of protection ... but then there are problems with the use of KAZ
  2. Sea snake
    Sea snake 22 July 2013 18: 42
    +1
    Thanks to the author for an interesting historical excursion with real photos. Everything ingenious is simple!
  3. Kukota
    Kukota 23 July 2013 08: 46
    0
    Explain to me someone:
    Tank T-55 equipped with integrated anti-cumulative screen protection (combat position)

    Why do the screens unfold in the direction of movement?
    1. svp67
      svp67 23 July 2013 23: 36
      +1
      Quote: Kukota
      Why do the screens unfold in the direction of movement?
      In the stowed position, the screens are pressed to the hull, in the combat position they are allotted at an angle, so the designers tried to create a kind of spaced reservation and reduce the weight of the structure, this design was widely used on the T64 and T64A, but was later abandoned, replacing it with a solid composite rubber fabric side screen ..

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-62, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой (боевое положение, вид спереди-справа)


Были времена, когда конструкторы считали, что лучшая защита танка от кумулятивного снаряда это... зонтик! Да да, не удивляйтесь, именно в виде зонтика, надеваемого на ствол пушки, была сделана оригинальная защита. Дошло до того, что ее даже планировали принять на вооружение, а уж испытывали на самых разных советских танках.

Анатолий Бахметов
СЕТКА ПРОТИВ СНАРЯДА



Успешное применение в годы Второй мировой войны противотанковых средств с кумулятивным принципом поражения броневых объектов подтолкнуло конструкторов и ученых к дальнейшему совершенствованию этого типа боеприпасов. В послевоенные годы бронепробиваемость кумулятивных снарядов была повышена почти в два раза.
К этому времени стало ясно, что бронирование советских танков Т-54, Т-55, Т-62 не обеспечивает защиту от поражения вышеуказанными боеприпасами. Толщины броневых деталей наших танков составляли: верхний лобовой лист 100 мм при угле наклона 60°, нижний лобовой лист 100 мм при наклоне 55°, борта корпуса 80 мм при 0° и лба башни 170-90 мм при 23—55°. Поэтому для защиты от 85 мм кумулятивного снаряда с медной воронкой было необходимо иметь толщину верхнего лобового листа 215 мм, нижнего лобового 250 мм, борта корпуса не менее 250 мм при тех же углах наклона. При обстреле 115-мм кумулятивными снарядами эти параметры должны были составлять 260, 290 и 200 мм соответственно. Такое увеличение толщин броневых деталей корпуса танков привело бы к увеличению их массы на 9—10 т, что, по понятным причинам, было недопустимо.
Поэтому для решения задачи защиты танков в направлении ведения стрельбы и бортов корпуса в диапазоне курсовых углов 25° от кумулятивных боеприпасов калибра до 115 мм в 1964 году была разработана и прошла всесторонние испытания комплексная экранная защита ЗЭТ-1. Она состояла из сетчатого лобового и сплошных бортовых экранов.
Свойства экранов как защиты именно от кумулятивных боеприпасов основываются на том, что при попадании в этот самый экран кумулятивного снаряда его разрыв происходил до встречи с броней танка, в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетала в воздухе значительное расстояние. При движении в воздухе происходил распад струи, вследствие чего ее пробивная способность резко снижалась, и она не могла пробить броню.
Вес сетчатого экрана составлял 60 кг, минимальное расстояние между экраном и броней — 1800 мм. Время перевода из походного положения в боевое составляло 2—3 минуты, а для установки самого экрана на танк — не более 15 минут. Различие экранов для танков Т-54/55 и Т-62 состояло лишь в диаметре основания, крепящегося на стволе пушки. Бортовые экраны были секционного типа и изготавливались из дюралюминия. Их вес составлял около 200 кг, минимальное расстояние между бортом танка и секцией экрана (при угле поворота секции к оси танка в 30°) составляло 1500 мм. Время перевода из походного положения в боевое составляло около 1 минуты, а время установки на подготовленнный танк — 3 минуты.
Основной упор при испытании комплексной защиты делался на определение ее живучести при обстреле, а также прочности и надежности крепления при эксплуатации танка.
По замыслу разработчиков ЗЭТ-1, она должна была обеспечить разрушение только одной секции экрана при попадании 85-мм снаряда и двух секций при попадании 100—115-мм снаряда. Проведенные в начале 1964 года огневые испытания практически полностью подтвердили замыслы конструкторов. Дополнительно отмечалось, что замена одной секции в полевых условиях составляла всего 2 минуты.
Не менее важным этапом испытаний являлась проверка надежности крепления экранов. Для этого опытные танки Т-55 и Т-62 прошли ходовые испытания (в объеме 500 км) с преодолением различных препятствий. По их окончании отмечалось, что крепление как бортовых так и сетчатого экранов в целом достаточно надежно.
В заключение государственная комиссия отметила «значительное повышение эффективности защиты танка при применении вышеуказанной защиты», а также рекомендовала «принять на снабжение Советской армии лобовой сетчатый экран ЗЭТ-1». В отношении бортовых экранов рекомендовалось пересмотреть способ их крепления к танку.
Однако и сетчатые экраны не особо «прижились» — по приказу начальника Главного автобронетанкового управления их использование предусматривалось только в «угрожаемый период, непосредственно перед началом боевых действий». После принятия на вооружение танков Т-64 и Т-72 с принципиально иной структурой брони (многослойной) повышенной снарядостойкости надобность в сетчатых экранах и вовсе отпала.

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-55, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой (походное положение)

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-55, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой (боевое положение)

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-62, с комплексной противокумулятивной экранной защитой (походное положение)

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-62, с комплексной противокумулятивной экранной защитой (боевое положение)

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Корпус танка Т-54, оборудованный комплексной экранной защитой и подготовленный для испытаний снарядным обстрелом

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-62, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой, преодолевает участок мелколесья

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Танк Т-55, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой (боевое положение)

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Состояние экрана ЗЭТ-1 и верхнего лобового листа после попадания в экран 100-мм кумулятивно-осколочного снаяряда пушки Т-12

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Вид экранной защиты правого борта корпуса танка Т-54 после четырех попаданий 85-мм кумулятивного снаряда с медной воронкой

Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1
Вид экранной защиты правого борта корпуса танка Т-54 после первого попадания 85-мм кумулятивного снаряда


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. z-exit 22 июля 2013 11:04
    Интересно знать, утратилась ли эффективность подобной защиты при обстреле современными типами воороужения
    z-exit
    1. svp67 22 июля 2013 21:05
      Цитата: z-exit
      Интересно знать, утратилась ли эффективность подобной защиты при обстреле современными типами воороужения
      Тут главное понять,чего же мы хотим. Думаю,что данную систему можно использовать,как первый рубеж (слой) защиты...но тогда возникают проблемы с применением КАЗ
  2. Sea Snake 22 июля 2013 18:42
    Спасибо автору за интересный исторический экскурс с реальными фотографиями. Всё гениальное - просто!
  3. Kukota 23 июля 2013 08:46
    Объясните мне кто-нибудь:
    Танк Т-55, оборудованный комплексной противокумулятивной экранной защитой (боевое положение)

    Зачем экраны разворачивают в сторону движения?
    1. svp67 23 июля 2013 23:36
      Цитата: Kukota
      Зачем экраны разворачивают в сторону движения?
      В походном положении экраны прижаты к корпусу, в боевом отведены под углом, таким образом конструкторы пытались создать некое подобие разнесенного бронирования и уменьшить вес конструкции,данная конструкция широко применялась на Т64 и Т64А, но в дальнейшем от неё отказались, заменив сплошным составным ткане-резиновым бортовым экраном..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня