Military Review

Conqueror of Navarin

5
Conqueror of Navarin 280 back, 5 June 1737, was born Ivan Abramovich Gannibal. The Russian commander was the eldest son of "Arap Peter the Great" and the great great uncle of the great poet A.S. Pushkin. Ivan Hannibal became famous for the successful assault of Navarin, and the founding of the city of Kherson.


Ivan Abramovich Hannibal was born on May 25 (June 5) 1737 of the year (according to other sources, in 1736 or 1735) in the estate of Karjaküla, near Revel (now Tallinn) in Estland. He was the eldest 11 children of Abram Petrovich Hannibal and Christina Regina von Sheberg. Abram Petrovich by origin was the son of an African leader (possibly from Ethiopia), who was captured and sold into slavery. In 1704, the Russian ambassador Savva Raguzinsky brought him to Moscow, where he was baptized a year later. Since the godfather was Tsar Peter I, in Orthodoxy Ibrahim received the patronymic Petrovich. "Arap Peter the Great" was constantly around the king, slept in his room, accompanied in all the campaigns, Peter gradually began to entrust various important matters. In France, he received an engineering education. He chose to wear the surname Hannibal from the end of the 1720-s, in honor of the famous ancient Carthaginian commander Hannibal. Abram Petrovich stuck to the party dissatisfied with the elevation of Alexander Menshikov, for which he was sent into exile. In 1730-s - again in the service. Hannibal went up the hill with the accession of Elizabeth and rose to the rank of general-in-chief.

Even as a child (9 years), Ivan, against the will of his parents, was enlisted for military service. After graduating from the Naval Artillery School and the Marine gentry corps, he entered the service in the fleet. 10 February 1769 was appointed chief of naval artillery. He served in naval artillery, participated in many naval battles, where he showed courage and ingenuity.

During the Russian-Turkish war of 1768-1774. was in the First Archipelago expedition. Russia at that time did not yet have fleet at the Black Sea. The ships of the Baltic Fleet under the command of Alexei Orlov and Admiral Grigory Spiridov were supposed to strike the Ottoman Empire at the Mediterranean Theater. In St. Petersburg, they planned to raise a large-scale uprising of the Christian peoples of the Balkans (primarily the Greeks of the Peloponnese and the islands of the Aegean Sea), disrupt the sea communications of the Turkish Empire, block the Dardanelles, capture important coastal points, thereby distracting Porto from the Danube Theater and Crimea.

In February 1770, the Russian squadron reached the shores of Greece, where it attempted to organize an anti-Turkish uprising. For this landing was landed. The main forces of the Russian fleet headed west of the peninsula and besieged the fortresses of Navarin, Modon (Methoni) and Coron (Koroni). While the main forces of the squadron bombarded Coron, a squadron of 2 battleships (“St. Januarius”, “Three Saints”) and a frigate (“St. Nicholas”) under the general command of Ivan Hannibal laid siege to Navarin. The fighting against Navarin began on March 30 (April 9), when the Russian ships were met with strong fire from the fortress. Entering the bay, the Russian ships stopped at anchor at a distance of a cannon shot from the city. An 8 gun battery made of 24-pound caliber guns was erected on an elevated position on the east side of the city. Another battery of two 24-pound cannons was located at a height lying at the entrance to the bay from the west side. The fire from the Russian batteries led to the fact that a significant gap was formed in the wall of the fortress. The Turkish commandant did not become a hero and ordered the surrender of the city. 10 (21) April, the Russians occupied Navarin. The Russian trophies were 7 flags, 42 copper cannons, 3 mortars, 800 poods of gunpowder and other supplies. Navarinskaya bay was very convenient for fleet parking, and became the temporary base of the Russian fleet.

In the future, Hannibal took part in the Battle of Chesme. In a naval battle, he distinguished himself in the manufacture of firefighters (the ship that was used to arson and destroy enemy ships) and his art of controlling artillery to destroy the Turkish fleet. 27 November 1770 was awarded the Order of St. George of the 3 degree. December 7 1772 was promoted to major general. 10 July 1775 was awarded the Order of St. Anne. 7 July 1776 was appointed the general-lieutenant of the naval artillery. Since 1777, he is a member of the Admiralty College.

18 June 1778, Queen Catherine II, signed a decree establishing the fortress of Kherson and the shipyard (named after the Greek city of Chersonese of Tauris). At this time, the Russian Empire was actively creating a new part of the Russian Empire - Novorossia. The formerly deserted land, the Wild Field, was transformed by the efforts of the Russian people into a powerful industrial and prosperous region, first of the Russian Empire, and later of the Soviet Union. The development of New Russia was led by Prince Grigory Potemkin, who was then the de facto ruler of Russia (the all-powerful favorite of the Tsarina) and who had almost unlimited powers. Kherson became the cradle and the first base of the Black Sea Fleet, the economic and political center of the region.

Under the leadership of Ivan Hannibal, the city of Kherson was founded in 1778, in the same year he was appointed the chief commander of the Kherson fortress. Hannibal zealously set about fulfilling the task entrusted to him. Having formed 12 companies' mouth, he prepared forest materials in the upper reaches of the Dnieper and delivered them to the site. He hired more than 500 carpenters in the inner regions of the Russian Empire, in a short time built a shipyard and in August laid the fortified city. Three years later, there was already a new city with a palace, an admiralty, a foundry house, an arsenal, shipyards, barracks and private houses. The fortress had a garrison and was armed with 220 guns. Various ships were built at the shipyard, military and merchant ships were in the harbor, foreign trade houses appeared in the city. Ivan Abramovich attracted many Greek and Italian settlers to Kherson and its environs.

January 1 1779, Hannibal was promoted to the rank of lieutenant general. In the 1780 year, Ivan Abramovich was granted 10 thousand acres of land. 21 April 1781 was awarded the Order of St. Alexander Nevsky. 16 May 1783 was awarded the Order of St. Vladimir 1-th degree. In connection with the illness, and partly because of disgrace (due to a quarrel with the all-powerful leader G. A. Potyomkin) in 1784, he retired in the rank of chief general. There is an opinion that the anger of Potemkin was caused by the slowness of the work of Hannibal on the construction of ships of the Black Sea Fleet (he did not have the relevant experience and knowledge), and they were urgently needed because a new war with Turkey was coming.

The rest of his life Hannibal spent in his estate Suyda near St. Petersburg. He died in St. Petersburg 12 October 1801, was buried in the Lazarevsky cemetery of the Alexander Nevsky Monastery.
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 5 June 2017 07: 04
    +2
    "The heat of Africa gave birth, the coolness rested his blood, he served Russia, he made a path to eternity. Wailing about him, his kindred and neighbors, This monument to him was erected with zeal". Epitaph on the grave of I. Ganibal ...
  2. kvs207
    kvs207 5 June 2017 09: 23
    +2
    How many such glorious pages of our history have not yet been opened.
    This moment is incomprehensible.
    "As a child (9 years old), Ivan against the will of his parents was enlisted in military service."
    How so? Father is a general, all the more so, "the arap of Peter led whom" and resisted?
    1. Monarchist
      Monarchist 5 June 2017 18: 27
      0
      This intrigued me, interestingly: did Alexander pay attention to this mistake or was he in a hurry and did not read?
  3. Curious
    Curious 5 June 2017 12: 53
    +5
    “Due to illness, and partly due to disgrace (due to a quarrel with the all-powerful favorite G. A. Potemkin), he resigned in the rank of general-general. It is believed that Potemkin’s anger was caused by the slowness of Hannibal’s construction work ships of the Black Sea Fleet (he did not have the corresponding experience and knowledge), and they were extremely necessary, since a new war was approaching with Turkey. "
    Despite the fact that the biography of I.A. Hannibal is well known; this moment is always mentioned in passing.
    The fact that Hannibal could not cope with the task is indirectly indicated by the preserved report of Vice Admiral F. Klookachev. addressed to G. Potemkin. In May 1783, Vice Admiral F. Klokachev, the commander of the Azov Flotilla, had to accept the post of chief of Kherson Admiralty from Lieutenant General I.A. Hannibal recalled to Petersburg. In his report, F. Klokachev points out: ““ Inspecting the admiralty and the ships under construction, which I found in a small building, moreover, it’s also not enough to build any rank of forest, in which neither Captain Ovtsyn, nor the ship foreman, nor even the keepers themselves or the arrival They don’t know the expense account. On the passage, my satisfied number saw forests scattered by rivers and water, of which a lot had completely decayed from long-standing lying without preservation. I was in all the shops to see supplies and materials, but I unexpectedly found almost empty ones ... In a word, this port was found both in poor and in a disordered state. ”
    An interesting version of this moment is put forward by a very interesting person, the "walking encyclopedia" of the history of Kherson, Alexander Nikolaevich Skorohod.
    A man of truly phenomenal erudition, I have met him.
    It should be noted that in Kherson they remember and honor the name of the founder of the city I.A. Hannibal, as well as political and military figures involved in the events of that era: Prince G. A. Potemkin, commander A. V. Suvorov, and Admiral F. F. Ushakov. I met a lot of interesting moments at the local historians and workers of the regional museum of local lore.
    According to Skorokhod, having learned the truth about the state of affairs in Kherson and his shipyard, Catherine was very angry: none of the courtiers could remember such a thing.
    “Dress of an ordinary naval servant and galleys. Land, estates and awards to the treasury, ”the empress threw to Hannibal, whose swarthy face turned whiter than the wall in an instant.

    His name, inextricably linked with the name of Peter I, saved the General-Zeichmeister. Such a sentence would cast a shadow on the memory of the emperor. This Catherine could not afford; she idolized Peter I.
    Cooling down, the Empress thought about her prestige: five years - and not a single descent ship with hundreds of thousands of treasury money invested. How will it look in the eyes of the Senate and the Admiralty Collegiums?
    On February 22, 1784, by her Decree, Catherine II dismissed Lieutenant General I. A. Hannibal for health reasons and paid him full salaries until the end of her life. Providing the general financially, the empress “buried” him as a military and state husband: until his death he was forbidden to occupy any responsible position. And this is 49 years old!

    The true reason for the removal of Hannibal from business knew a very narrow circle of very high-ranking officials. And 45 years later, when Alexander Pushkin extracted the name of Hannibal from the oblivion of history, there were no longer anyone who knew the truth. Direct documents exposing Hannibal to embezzlement could not be due to the foregoing. As for the documents confirming his mediocrity, negligence and professional incompetence, they are preserved in the Central State Archive of the Russian Navy in St. Petersburg.
    What Hannibal could not do in five years was defeated in half a year by his successor, Admiral Fedor Klokachev. On September 16, 1783, the ship “Glory of Catherine” and the frigate “Kherson” were launched, a little later - “St. Pavel". It was they who made up the nucleus of the future Black Sea Fleet.
    The full version can be viewed at http://artkavun.kherson.ua/gannibal_razbazaril_de
    ngi_prednaznachnye_dlja_stroitelstva_flota_v_he
    rsone.htm.
    Unfortunately, in 2006, the Skorokhod was gone. Therefore, I failed to find out on what documents he based his version.
    1. Monarchist
      Monarchist 5 June 2017 18: 46
      0
      Curious, 1 thanks for the link to Fedorov (found, but could not read it completely: the Internet is dancing, the PAP format does not open well) I already read a long time ago: “In search of weapons”, but I didn’t know about things either.
      2.How are the names marked in Kherson: Klokachev, Potemkin, etc.? And another question, but not

      take offense at how the new authorities relate to this name, because they represent the Russian Empire.
      R.s.
      Perhaps Catherine the Great really revered Peter. And then some of the crown-bearers and later leaders (do you need names?) Belonged to history superficially and ostentatiously

Покоритель Наварина

Покоритель Наварина 280 назад, 5 июня 1737 года, родился Иван Абрамович Ганнибал. Русский военачальник был старшим сыном «Арапа Петра Великого» и двоюродным дедом великого поэта А. С. Пушкина. Иван Ганнибал прославился успешным штурмом Наварина, и основанием города Херсон.

Иван Абрамович Ганнибал родился 25 мая (5 июня) 1737 года (по другим сведениям, в 1736 или 1735 году) в усадьбе Карьякюла, близ Ревеля (ныне Таллина) в Эстляндии. Он был старшим из 11 детей Абрама Петровича Ганнибала и Христины-Регины фон Шеберг. Абрам Петрович по происхождению был сыном африканского вождя (возможно, из Эфиопии), которого захватили в плен и продали в рабство. В 1704 году русский посол Савва Рагузинский привёз его в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был царь Пётр I, в православии Ибрагим получил отчество Петрович. «Арап Петра Великого» неотлучно находился возле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах, постепенно Пётр стал поручать различные важные дела. Во Франции он получил инженерное образование. Фамилию Ганнибал он предпочёл носить с конца 1720-х годов, в честь знаменитого античного карфагенского полководца Ганнибала. Абрам Петрович пристал к партии недовольных возвышением Александра Меншикова, за что был отправлен в ссылку. В 1730-е годы — снова на службе. Ганнибал пошёл в гору с воцарением Елизаветы и дослужился до чина генерал-аншефа.

Ещё ребёнком (9 лет) Ивана против воли родителей зачислили на военную службу. Окончив Морскую артиллерийскую школу и Морской шляхетский корпус, он поступил на службу во флот. 10 февраля 1769 года назначен цейхмейстером (начальником) морской артиллерии. Служил в морской артиллерии, участвовал во многих морских сражениях, где проявил храбрость и изобретательность.


Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. находился в Первой Архипелагской экспедиции. Россия в это время ещё не имела флота на Чёрном море. Корабли Балтийского флота под командованием Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова должны были нанести удар по Османской империи на Средиземноморском театре. В Петербурге планировали поднять масштабное восстание христианских народов Балкан (в первую очередь греков Пелопоннеса и островов Эгейского моря), нарушить морские коммуникации Турецкой империи, блокировать Дарданеллы, захватить важные приморские пункты, тем самым отвлечь Порту от Дунайского театра и Крыма.

В феврале 1770 года русская эскадра достигла берегов Греции, где попыталась организовать антитурецкой восстание. Для этого был высажен десант. Основные же силы русского флота направились на запад полуострова и осадили крепости Наварин, Модон (Метони) и Корон (Корони). Пока главные силы эскадры обстреливали Корон, отряд из 2 линейных кораблей («Святой Януарий», «Трёх святителей») и фрегата («Святой Николай») под общим командованием Ивана Ганнибала осадили Наварин. Боевые действия против Наварина начались 30 марта (9 апреля), когда русские корабли были встречены с крепости сильным огнём. Войдя в залив, русские корабли остановились на якоре на расстоянии пушечного выстрела от города. На возвышенном месте, находящемся с восточной стороны города, была возведена 8-пушечная батарея из орудий 24-фунтового калибра. Другая батарея из двух 24-фунтовых пушек была устроена на высоте, лежащей при входе в залив с западной стороны. Огонь с русских батарей привёл к тому, что в стене крепости образовалась значительная брешь. Турецкий комендант не стал геройствовать и приказал сдать город. 10 (21) апреля русские заняли Наварин. Русскими трофеями стали 7 знамён, 42 медные пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и другие запасы. Наваринская бухта была очень удобной для стоянки флота, и стала временной базой русской флота.

В дальнейшем Ганнибал принимал участие в Чесменском сражении. В морском сражении отличился при изготовлении брандеров (судно, которое использовали для поджога и уничтожения вражеских кораблей) и своим искусством управления артиллерией для уничтожения турецкого флота. 27 ноября 1770 года награждён орденом Святого Георгия 3-й степени. 7 декабря 1772 года произведён в чин генерал-майора. 10 июля 1775 года награждён орденом Святой Анны. 7 июля 1776 году назначен генерал-цейхместером морской артиллерии. С 1777 года — член Адмиралтейств-коллегии.

18 июня 1778 года царицей Екатериной II был подписан указ об основании Херсонской крепости и верфи (названного в честь в честь греческого города Херсонеса Таврического). В это время Российская империя активно созидала новую часть Российской империи — Новороссию. Ранее пустынный край — Дикое поле, усилиями русского народа был превращен в мощный промышленный и процветающий район сначала Российской империи, а позднее и Советского Союза. Развитие Новороссии проходило под руководством князя Григория Потёмкина, бывшего тогда фактическим правителем России (всесильный фаворит царицы) и имевшего почти неограниченные полномочия. Херсон стал колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края.

Под руководством Ивана Ганнибала в 1778 году был заложен город Херсон, в этом же году он был назначен главным командиром Херсонской крепости. Ганнибал ревностно принялся за исполнение возложенного на него поручения. Сформировав 12 рот мастеровых, он заготовил лесные материалы в верховьях Днепра и доставил их на место. Нанял во внутренних областях Российской империи более 500 плотников, в короткое время построил верфь и в августе заложил укрепленный город. Через три года уже существовал новый город с дворцом, адмиралтейством, литейным домом, арсеналом, верфями, казармами и частными домами. Крепость имела гарнизон и была вооружена 220 орудиями. На верфи строились различные суда, в гавани находились военные и купеческие корабли, в городе появились торговые иностранные дома. Иван Абрамович привлек в Херсон и окрестности много греческих и итальянских переселенцев.

1 января 1779 года Ганнибал произведен в чин генерал-поручика. В 1780 году Ивану Абрамовичу было пожаловано 10 тыс. десятин земли. 21 апреля 1781 года награждён орденом Святого Александра Невского. 16 мая 1783 года награждён орденом Святого Владимира 1-й степени. В связи с болезнью, и частью из-за опалы (по причине ссоры с всесильным фаворитом Г. А. Потёмкиным) в 1784 году вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Есть мнение, что гнев Потёмкина был вызван медлительностью работы Ганнибала по строительству кораблей Черноморского флота (он не имел соответствующего опыта и знаний), а они были крайне необходимы, так как надвигалась новая война с Турцией.

Остаток жизни Ганнибал провёл в своём имении Суйда под Петербургом. Умер в Петербурге 12 октября 1801 года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Офлайн
    parusnik 5 июня 2017 07:04
    +2
    "Зной Африки родил, хлад кровь его покоил, России он служил, путь к вечности устроил. Стенящие о нем, родня его и ближни, Сей памятник ему с усердием воздвигли".Эпитафия на могиле И.Ганибала...
  2. kvs207 Офлайн
    kvs207 5 июня 2017 09:23
    +2
    Сколько таких славных страниц нашей истории ещё не открыты.
    Вот этот момент непонятен.
    "Ещё ребёнком (9 лет) Ивана против воли родителей зачислили на военную службу."
    Как так? Отец - генерал, тем более "арап Петра Вел кого" и противился?
    1. Монархист Офлайн
      Монархист 5 июня 2017 18:27
      0
      Меня это и самого заинтриговало, интересно: Александр обратил внимание на этот ляп или заспешил и не вчитывался?
  3. Curious Офлайн
    Curious 5 июня 2017 12:53
    +5
    "В связи с болезнью, и частью из-за опалы (по причине ссоры с всесильным фаворитом Г. А. Потёмкиным) в 1784 году вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Есть мнение, что гнев Потёмкина был вызван медлительностью работы Ганнибала по строительству кораблей Черноморского флота (он не имел соответствующего опыта и знаний), а они были крайне необходимы, так как надвигалась новая война с Турцией".
    Несмотря на то, что биография И.А. Ганнибала хорошо известна, этот момент в ней всегда упоминается вскользь.
    О том, что Ганнибал мог не справиться с поставленной задачей, косвенно говорит сохранившийся рапорт вице-адмирала Ф. Клокачева. на имя Г. Потемкина.В мае 1783 г. вице-адмиралу Ф. Клокачеву, командующему Азовской флотилией, пришлось принять должность начальника херсонского адмиралтейства у генерал-поручика И.А. Ганнибала, отозванного в Петербург. В своем рапорте Ф. Клокачев указывает:"«Осматривая адмиралтейство и строящиеся корабли, которые я нашел в малом построении, паче что ещё и недостаточно к строению всякого звания лесов, в коих ни капитан Овцын, ни корабельный мастер, ни даже сами содержатели ни приходного, ни расходного счёту не знают. В проезд же мой довольное количество видел лесов, разбросанных при речках и воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило. Был я во всех магазинах, чтоб видеть припасы, материалы, однако неожидаемо сыскал почти порожние… Словом сказать, сей порт нашел и в бедном, и в беспорядочном состоянии».
    Интересную версию этого момента выдвигает очень интересный человек, " ходячая энциклопедия" истории Херсона, Александр Николаевич Скороход.
    Человек действительно феноменальной эрудиции, мне с ним доводилось встречаться.
    Надо отметить, что в Херсоне помнят и почитают имя основателя города И.А. Ганнибала, а так же причастных к событиям той эпохи политическим и военным деятелям: князя Г. А. Потёмкина, полководца А. В. Суворова и адмирала Ф. Ф. Ушакова. У местных краеведов и работников областного краеведческого музея я встречал очень много интереснейших моментов.
    По версии Скорохода, узнав правду о положении дел в Херсоне и его верфи, Екатерина страшно разгневалась: такой ее никто из придворных не мог припомнить.
    «Платье рядового морского служителя и на галеры. Земли, имения и награды в казну», - бросила императрица Ганнибалу, смуглое лицо которого в один миг стало белее стены.

    Спасла генерал-цейхмейстера его фамилия, неразрывно связанная с именем Петра I. Подобный приговор бросал бы тень на память императора. Этого Екатерина не могла себе позволить; она боготворила Петра I.
    Остыв, императрица подумала и о своём престиже: пять лет - и ни одного спущенного корабля при вложенных сотнях тысяч казенных денег. Как будет она выглядеть в глазах Сената и Адмиралтейств-коллегий?
    22 февраля 1784 г. своим Указом Екатерина II отправила генерал-поручика И. А. Ганнибала в отставку по состоянию здоровья с выплатой ему полного жалованья до конца жизни. Обеспечив генерала материально, императрица «похоронила» его как военного и государственного мужа: до самой смерти ему было запрещено занимать какую-либо ответственную должность. И это - в 49 лет!

    Истинную причину отстранения Ганнибала от дел знал очень узкий круг очень высокопоставленных лиц. А через 45 лет, когда Александр Пушкин извлек из забытья истории имя Ганнибала, знающих правду никого в живых уже не было. Прямых документов, изобличающих Ганнибала в казнокрадстве, не могло быть в силу вышеизложенного. А что касается документов, подтверждающих его бездарность, халатность и профессиональную некомпетенцию, то они сохранились в Центральном Государственном архиве ВМФ России в Петербурге.
    То, что не смог сделать Ганнибал за пять лет, одолел за полгода его преемник адмирал Фёдор Клокачев. 16 сентября 1783 года были спущены на воду корабль «Слава Екатерины» и фрегат «Херсон», чуть позже - «Св. Павел». Это они составили ядро будущего Черноморского флота.
    Полностью эту версию можно посмотреть по ссылке http://artkavun.kherson.ua/gannibal_razbazaril_de
    ngi_prednaznachennye_dlja_stroitelstva_flota_v_he
    rsone.htm.
    К сожалению, в 2006 г. Скорохода не стало. Поэтому узнать, на каких документах он основывал свою версию, мне не удалось.
    1. Монархист Офлайн
      Монархист 5 июня 2017 18:46
      0
      Curious,1 спасибо за ссылку на Федорова(нашел,но полностью прочесть не смог: интернет пляшет,формат РАР плохо открывается)я уже давненько читал:"В поисках оружия",но о штуках или не было или забыл.
      2.Как в Херсоне отмечены имена:Клокачева, Потемкина и т.д.? И еще вопрос,только не

      обижайтесь,как новые власти относятся к этим именем,ведь,они олицетворяет Русскую Империю.
      Р.s.
      Пожалуй Екатерина Великая действительно чтила Петра. А то некоторые из венценосцев и позднейшие руководители (имена надо?) к истории относились поверхностно и показушно