Русские не были мародёрами, они принесли с собой программу развития Кавказа

144
Заграничный поход

25 декабря 1812 г. был издан царский манифест, возвещавший об окончании Отечественной войны. Но это не означало прекращения военных действий против Наполеона, которые теперь были перенесены за пределы России. Царь Александр не смог остановиться, и позволить воевать с французами Австрии, Пруссии и Англии. Хотя наиболее дальновидные русские деятели, включая М. Кутузова, так и предлагали сделать. Это был наиболее выгодный сценарий для России, когда ослабленная империя Наполеона, в силу экономических и демографических причин уже не способная претендовать на мировое господство, будет продолжать воевать с британцами, австрийцами и пруссаками. Россия же могла спокойно наблюдать за схваткой европейских хищников и решать свои задачи.



Однако Александр начал новую войну, снова в Западной Европе, которая стоила больших жертв и затрат, и принесла России кратковременную славу освободительницы Европы, но вскоре про это постарались забыть, а Российскую империю стали называть «жандармом Европы». Вступление русской армии в Западную Европу послужило сигналом к падению «Европейского союза» во главе с Наполеоном. Один за другим отпадали от Наполеона его бывшие союзники и выступали против Франции. Так, начались знаменитые заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., завершившиеся крахом наполеоновской империи, отречением Наполеона от власти и его изгнанием.

Уже в самом начале заграничного похода А. П. Ермолов был поставлен во главе всей артиллерии русской армии. В кампанию 1813 г. он участвовал в сражениях при Дрездене, Люцене, Бауцене, Кульме и Лейпциге. В сражении под Кульмом в августе 1813 года, возглавлял 1-ю гвардейскую дивизию, а после ранения генерала А. И. Остерман-Толстого принял его сводный отряд. Находился в центре сражения и в самый критический момент принял удар врага, сражаясь целый день против вдвое превосходящего по численности противника. Гвардия Ермолова спасла своим геройским самопожертвованием всю союзную армию, обеспечив ей конечную победу. Прямо на месте сражения Ермолов был награждён орденом Святого Александра Невского. От прусского короля за Кульм он получил крест Красного орла 1-й степени. По словам Дениса Давыдова: «знаменитая Кульмская битва, которая в первый день этого великого по своим последствиям боя, принадлежала по преимуществу Ермолову, служит одним из украшений военного поприща сего генерала». После кульмской битвы, Александр I спросил его, какой награды он желает. Острый на язык Ермолов, зная приверженность царя к иностранцам на русской службе, ответил: «Произведите меня в немцы, государь!» Эта фраза потом с восторгом повторялась патриотически настроенной молодежью.

В кровопролитной «Битве народов» в октябре 1813 года под Лейпцигом Ермолов, командуя русской и прусской гвардиями, решительной атакой вклинился в центр позиций Наполеона, лишив его возможности маневра. В декабре 1813 г. французские войска отступили за Рейн, и кампания 1814 г. началась уже в самой Франции. Наполеон упорно сопротивлялся, но фортуна уже отвернулась от него, против Франции выступили сильнейшие армии Европы. Русская армия сыграла важнейшую роль во Французской кампании. 18 (30) марта под стенами Парижа произошла последняя битва между войсками коалиции и Наполеона. Ермолов здесь командовал русской и прусской гвардиями. На следующий день союзные войска вступили в Париж. В мае 1814 г. он назначается командующим 80-тыс. резервной армией, дислоцированной в Кракове.

В начале марта 1815 г. собравшиеся на Венский конгресс представители держав, победительниц Наполеона, получили известие, что французский император, покинув место своей ссылки, о. Эльбу, высадился на юге Франции и стремительно приближается к Парижу. Большая часть Франции и армия восторженно встретили своего императора. Победители «перегнули палку» занимаясь реставрацией режима Бурбонов. Призрак великой империи Наполеона напугал его врагов. Отошли на второй план споры и разногласия между участниками конгресса, спешно формировалась новая союзная армия против Наполеона. Ермолов получил приказ о движении его корпуса к границам Франции. 21 мая он уже был в Нюрнберге, а 3 июня — в пограничном с Францией г. Аюбе. Но принять непосредственное участие в военных действиях против войск Наполеона русским войскам на этот раз не пришлось. 2(18) июня 1815 г. французская армия была разгромлена англо-прусскими войсками в знаменитой битве при Ватерлоо. Наполеон вновь подписал отречение от престола, сдался англичанам и был отправлен в ссылку на о. Святой Елены. Союзные войска вновь вступили в Париж. В их составе находился и корпус Ермолова. В ноябре 1815 г. Ермолов сдал корпус генералу И. Ф. Паскевичу и вернулся в Россию. Взяв отпуск, он отправился к отцу в Орел.

Кавказ

6 апреля 1816 г. последовал рескрипт императора Александра I о назначении Ермолова командиром отдельного Грузинского (с 1820 г. — Кавказского) корпуса и управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии. Одновременно состоялось и назначение его главой чрезвычайного посольства в Персию для выполнения важной миссии — проведения скорейшего разграничения земель между Ираном и Россией согласно Гюлистанскому мирному соглашению 1813 г. В начале августа генерал покинул столицу и отправился к месту своей новой службы — в Тифлис. 12 октября Ермолов официально вступил в свою должность, приняв дела у своего предшественника генерала Н. Ф. Ртищева.

В конце XVIII — XIX вв. в состав России вошла часть Грузии (она была раздроблена на различные государственные образования). В результате двух успешных войн с Персией (1804-1813) и Турцией (1806-1812) Российская империя приобрела обширные области на Кавказе, необходимо было навести порядок в новых владениях. Кавказ имел огромное военно-стратегическое значение для Российской империи. Во-первых, Кавказские горы были естественным рубежом России, удобным для обороны и ударов по врагу. Не зря Россия не раз воевала с Персией и Турцией, чтобы освободить Кавказ от их враждебного влияния и включить регион в свою сферу влияния. Шаг за шагом Россия теснила Персию и Турцию на Кавказе.

Во-вторых, на Ближний Восток, в Персию и Турецкую империю рвались Англия и Франция, постепенно подминая ближневосточный регион под себя. Запад натравливал на Россию Персию и Турцию, мутил воду на Кавказе, поддерживая антирусские настроения. Необходимо было пресечь враждебное внешнее влияние, а для этого твёрдо встать на Кавказе.

В-третьих, неспокойный Кавказ, страдающий от междоусобных войн, набегов горцев, старых традиций (вроде работорговли), не мог быть соседом России. Необходимо было цивилизовать отсталый регион, принести туда более высокую русскую духовно-материальную культуру. Только программа развития могла прекратить столетние кровавые войны, набеги горцев за добычей и людьми (для продажи). Необходимо было прокладывать дороги, строить города, создавать основы промышленности, социально-культурной инфраструктуры и т. д.

Ермолов, талантливый и энергичный государственный и военный деятель, был наиболее подходящей кандидатурой на пост наместника Кавказа. Он должен был решить задачи укрепления позиций России на Кавказе и успокоения горцев. Ермолов представил Александру I план своей военной и административной деятельности на Кавказе. План был одобрен царем. Он включал в себя приведение в подданство горских народов Северного Кавказа и завершение образования русского административного устройства на Кавказе. Задача была крайне сложной. Ермолов отмечал: «Кавказ — это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать ее, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду!» Так, началась долгая и упорная Кавказская война (1817-1864) —с покорением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа.

17 апреля 1817 г. Ермолов со свитой 200 человек выехал в Персию. 19 мая в Тавризе произошла его встреча с наследником престола Аббас-Мирзой, а в июле — переговоры с самим шахом в его летней резиденции. Миссия Ермолова завершилась успешно: были решены спорные пограничные и территориальные вопросы, установлены дипломатические отношения России с Персией.

Свою деятельность на Северном Кавказе Ермолов начал с покорения Чечни и Горного Дагестана. С одной стороны, действовали жестко, что было понятно горцам (на их языке). На Востоке традиционно уважали силу, слабость презирали. Ермолов, провозгласив принцип, «ни один набег не должен остаться безнаказанным», действовал решительно и жестко. Враждебные селения уничтожали, сады вырубались, покоренные племена приводили к присяге, брали заложников («аманатов»). Жителей селений сгоняли на строительство крепостей и дорог. Ермолов заново создал укрепленную Кавказскую линию как опору для планомерного наступления на территории горских народов Кавказа. В 1818 г. была заложена крепость Грозная (современный г. Грозный), затем цепь других крепостей и опорных пунктов по рекам Сунже, Тереку, Кубани, где были поселены казаки и расположены гарнизоны регулярных войск. Горные леса были удобны для ведения войны против русских. Поэтому в них прорубали специальные просеки, прокладывали дороги.

В начале 1818 г. народности Дагестана подняли восстание, заключили между собой союз о совместных действиях против русских войск. К нему примкнули Аварское, Казикумыкское ханства, владения Мехтулинское, Каракайдакское, Табасаранское и вольное Акушинское общество. Восстание охватило обширный район. Действуя решительно, Ермолов зимой 1818 г. разгромил Мехтулинское ханство, а в 1819 г. генерал В. Г. Мадатов покорил Табасарань и весь Каракайдаг. Битва 19 декабря 1819 г. русских войск с повстанческими отрядами решила судьбу Северного Дагестана, который был присоединен к России. Решительными мерами Ермолов подавил сепаратистские выступления в 1819-1820 г. светских и духовных феодалов в Имеретии, Гурии и Мингрелии. В 1822 г. Ермолов начал наступление на Кабарду, одновременно создавая линию крепостей в этом регионе. Попытка народов Чечни и Кабарды в 1825 г. поднять восстание была пресечена.

С другой стороны, русские не были завоевателями и мародёрами вроде британцев и американцев. Они принесли с собой программу развития, созидания. С приходом русских началась новая жизнь Кавказа. Прекращались междоусобные и межнациональные конфликты, массовый разбой и хищнические набеги уходили в прошлое, как и работорговля. Немало было сделано наместником Кавказа для развития сельского хозяйства, промышленности, торговли и культуры Закавказья. Ермолов поощрял развитие шелководства и виноградарства, строительство в городах, обеспечил безопасность дорог, реконструировал Военно-Грузинскую дорогу через Кавказский хребет и проложил ряд новых дорог, имевших большое стратегическое и хозяйственное значение. Генерал способствовал притоку русских поселенцев. В Тифлисе были построены монетный двор, меднолитейный и пороховой заводы. В 1819 г. стала выходить первая грузинская газета. Ермолов много занимался устройством сети школ в Грузии. В 1822 г. он освободил крепостных крестьян, принадлежавших мятежным кабардинским феодалам. Ермолов много занимался благоустройством Тифлиса, Дербента и Шемахи. На Кавказе происходит становление городской культуры. В Тифлисе им был открыт офицерский клуб с богатой библиотекой. На 100 тыс. руб., выданных ему на посольство в Персию в 1817 г., он построил для солдат госпиталь в Тифлисе. Были построены или благоустроены курорты в Ессентуках, Пятигорске, Железноводске и Кисловодске.

По прошению Ермолова через Закавказье был введен транзит для европейских товаров, что существенно оживило торговлю края. Для развития земледелия в Прикубанье были поселены 500 немецких колонистов. В 1822 г. на Кубань была переселена из Полтавской и Черниговской губерний часть казаков. Ермолов учредил особый комитет, «дабы обеспечить участь поселенцев и предупредить их нужды». В 1824 г. Ермолов составил Правила об управлении калмыками в Астраханской губернии, чтобы оградить этот народ от произвола местного чиновничества. 28 ноября 1824 г. по представлению Ермолова Александр I утвердил указ о праве выкупа в Грузии крепостных крестьян на волю во время продажи их с публичного торга: крестьянам давалась возможность с помощью субсидий от казны вносить за себя на торгах требуемую сумму и тем самым приобрести свободу со всем имуществом. Этот указ был в 1847 г. положен в основу аналогичного закона и для русских губерний.

Таким образом, Кавказ постепенно поднимался на более высокий уровень материально-духовной культуры. Политика с позиции силы и одновременно созидания, которую после Ермолова продолжили другие русские генералы, принесла свои положительные плоды. Кавказ стал русским. При этом русские, в отличие, к примеру, от британцев, создавали свою империю без тотального геноцида и разграбления покоренных народов и племен. Наоборот, приход русских на Кавказ вёл к замирению и процветанию области. В частности, это выразилось в росте численности населения Кавказа — ранее он сдерживался постоянными войнами, взаимной резней и низким уровнем хозяйственного развития.

Русско-персидская война 1826-1828 гг. Отставка

В июне 1826 г. Персия, подстрекаемая Англией, начала военные действия против России. Персидская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в Карабах и повела наступление по направлению на Тифлис. Ей удалось дойти до Гянджи, где она была наголову разбита в сентябре 1826 г. русским отрядом под командованием генерала И. Ф. Паскевича.

Получив от Ермолова донесение о вторжении персов, царь Николай I, не доверяя Ермолову (он подозревал его в связях с декабристами), решил использовать неудачное начало войны для смещения кавказского наместника. Он направил к нему в начале августа своего фаворита Паскевича. Новоприбывшему было передано командование войсками Кавказского округа, хотя формально он подчинялся Ермолову, что привело к конфликту. Для разрешения спора был послан генерал-адъютант И. И. Дибич. Он принял сторону Паскевича. В своих донесениях царю Дибич писал, что «пагубный дух вольномыслия и либерализма разлит между войсками» корпуса Ермолова.

Судьба Ермолова была решена. 3 марта 1827 года Ермолов подал в отставку «по домашним обстоятельствам». 27 марта он был освобожден от всех должностей. Уведомляя Ермолова об отставке, Николай I писал ему: «По обстоятельствам настоящих дел в Грузии, признав нужным дать войскам, там находящимся, особого Главного начальника, повелеваю Вам возвратиться в Россию и оставаться в своих деревнях впредь до моего повеления».

Стоит отметить, что Ермолова подозревали в связях с т. н. «декабристами», которые в декабре 1825 г. подняли мятеж с целью захвата власти. Действительно, генерал был близок со многими из них, хорошо осведомлен об их взглядах и настроениях, сочувствовал некоторым идеям, хотя и был против революции. Первыми его адъютантами были декабристы П. X. Граббе и М. А. Фонвизин. Позже Ермолов был в близких отношениях со многими декабристами, в том числе с К. Ф. Рылеевым, С. Г. Волконским, М. Ф. Орловым. На Кавказе под его начальством служили в разное время декабристы А. А. Авенариус, П. Г. Каховский, Е. Е. Лачинов, А. И. Якубович, В. К. Кюхельбекер, П. М. Устимович, П. А. Муханов, Г. И. Копылов и другие, некоторые входили в его окружение. Ближайшим другом Ермолова был А. С. Грибоедов, тесно связанный с декабристами.

Правда, стоит помнить, что о «декабристах», тайных общества в России знали многие. О них доносили ещё царю Александру, но он ничего не предпринял. Так, Ермолов предупреждал своего адъютанта полковника П. X. Граббе: «Оставь вздор, государь знает о вашем обществе». Такое же предупреждение он сделал и М. А. Фонвизину. Грибоедову генерал помог уничтожить опасные для него документы. О близости Ермолова к вольнодумцам в правительстве знали. В 1826 г. при разборе бумаг покойного Александра была обнаружена записка, датируемая 1824 г., в которой говорилось: «Есть слухи, что пагубный дух вольномыслия или либерализма разлит, или по крайней мере разливается, между войсками; что в обеих армиях, равно как и в отдельных корпусах, есть по разным местам тайные общества или клубы, которые имеют при том миссионеров для распространения своей партии — Ермолов, Раевский, Киселев, Мих. Орлов...» Николай I, будучи тогда великим князем, говорил о Ермолове: «Этот человек на Кавказе имеет необыкновенное влияние на войско, и я решительно опасаюсь, чтобы он не вздумал когда-нибудь отложиться». А во время самого восстания декабристов в столице и Москве ходили слухи, что Ермолов со своим корпусом не присягает и «пойдет на Петербург».

Однако сам Ермолов был человеком трезвомыслящим, опытным, поэтому считал идею восстания «вздором». Во время расследования дела декабристов слухи о том, что Ермолов сам является членом тайных обществ, не подтвердились. Кавказское общество было признано следствием «мнимым». Но в целом у Николая остался неприятный осадок и он решил отправить могущественного наместника Кавказа в отставку.

Русские не были мародёрами, они принесли с собой программу развития Кавказа

Портрет А. П. Ермолова кисти П. Захарова-Чеченца, примерно 1843 год

В отставке

После отставки Ермолов уехал к своему престарелому отцу в его орловское имение Лукьянчиково. Здесь он занялся хозяйством, много времени проводил за чтением книг, изредка выезжал в Орел. Принимал гостей. В августе 1827 г. Ермолова посетил его ближайший родственник и большой друг Денис Давыдов. В 1829 г. А. С. Пушкин по пути на Кавказ специально сделал крюк в 200 верст, чтобы заехать в село Лукьянчиково к Ермолову, который принял его «с обыкновенною любезностию». Позже, также по пути на Кавказ, у Ермолова бывал М. Ю. Лермонтов.

В 1831 г. Ермолов приехал в Москву, где состоялась аудиенция опального генерала с царем. По распоряжению Николая I Ермолов был введен в состав Государственного совета. Ермолов переехал в Петербург. В Государственном совете он сблизился с адмиралом Н. С. Мордвиновым, которого ценил как «человека высоких сведений и замечательного ума». Служба Ермолова в Государственном совете продолжалась недолго. Он стал равнодушно относиться к своим обязанностям, под разными предлогами уклоняться от заседаний. В 1839 г. Ермолов подал прошение об увольнении «до излечения болезни». Получив разрешение, Ермолов вернулся в Москву, где он продолжал мирную и размеренную жизнь.

До самой смерти Ермолов следил за событиями в мире, приводил в порядок свои мемуары, вел большую переписку с друзьями, много времени уделял чтению и любимому занятию — переплетению книг (даже написал руководство по переплетному делу). В своих московских домах Ермолов собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов. Был постоянным посетителем любительских музыкальных спектаклей и спектаклей Малого театра, особенно ценил игру П. М. Садовского. Незаурядный интерес Ермолов проявлял и к живописи, был в числе первых посетителей выставки работ воспитанников Московской художественной школы, в том числе В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. Также он любил общаться со старыми солдатами-ветеранами. Установились дружеские отношения Ермолова с историком М. П. Погодиным, который впоследствии издал сборник биографических материалов о Ермолове. С Ермоловым в Москве познакомился и писатель Л. Н. Толстой, который писал роман «Декабристы» и эпопею о войне 1812 г. В 1853 г. Ермолов был избран почетным членом Московского университета «в уважение отличных заслуг на пользу Отечества». В 1855 г. к столетию университета передал в его библиотеку за символическую плату свыше 8 тыс. книг.

15 февраля 1855 г. московское дворянство единогласно избрало Ермолова начальником Московского ополчения. Через несколько дней Ермолов получил уведомление об избрании его начальником Петербургского ополчения, а вслед за этим — начальником ополчений Новгородской, Калужской, Орловской и Рязанской губерний, что свидетельствовало о сохранении большой популярности Ермолова в русском обществе. Он согласился возглавить Московское ополчение. Правда, вскоре отказался от этой должности, мотивируя отказ своим преклонным возрастом.

Скончался Ермолов 11 апреля 1861 г. в Москве. Он завещал похоронить его в Орле рядом с могилой отца, «как можно проще», но жители Орла устроили грандиозную панихиду. Память о Ермолове глубоко почтили и в других городах России. Империя прощалась со своим солдатом и созидателем.

Великий русский писатель Н.С. Лесков так написал об Алексее Петровиче в специально посвященном ему биографическом очерке: «Славу его протрубили не пристрастные газеты, не реляции, которые пишутся в главных квартирах и возвещают то, что желательно оповестить главной квартире, — славу его пронесли во всю Русь на своих костылях и деревяшках герои-калеки, ходившие с Алексеем Петровичем и в огонь и в воду и после за мирным плетением лычных лаптей повещавшие «черному народу», как «с Ермоловым было и умирать красно».

Далее Лесков отметил: «Алексей Петрович Ермолов поистине характернейший представитель весьма замечательного и не скудно распространенного у нас типа умных, сильных, даровитых и ревностных, но по некоторым чертам «неудобных» русских людей, и разъяснение его личности в связи со всеми касательствами к нему среды, в отпор коей он принимал ту или другую позицию, должно составить вполне глубокую и благодарную задачу и для историка-биографа и для критика. Тому-то, кто сумеет судить о Ермолове правильно и беспристрастно, предстоит завидная доля сказать многое, очень многое «старым людям на послушание, а молодым на поучение».
144 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 июня 2017 06:55
    И как это
    Царь Александр не смог остановиться, и позволить воевать с французами Австрии, Пруссии и Англии. . Россия же могла спокойно наблюдать за схваткой европейских хищников и решать свои задачи.
    согласуется с этим:
    Русская армия сыграла важнейшую роль во Французской кампании


    Без России-Наполеона не добили бы. Он разбил бы Австрию, Пруссию, Англию, как и раньше и опять угрожал бы России.
    И для чего его тогда разбивали в 1812? Опять вс повторить?
    Прав был Александр 1
    1. +3
      7 июня 2017 01:52
      По интернету гуляет версия, что Ермолов был отозван с Кавказа из-за своей связи с декабристами. Эта версия появилась в начале 20 годов прошлого столетия в Советской России. Но, когда закончилось движение декабристов? Правильно в 1825 году. А Ермолов когда был отозван с Кавказа? В 1827 году.
      На самом деле Ермолов был отозван с Кавказа из-за своей слабости к женскому полу. Он принуждал с собой жить горянок. Пока не накололся. Очередной его наложнецей чуть не стала свободная осетинка из казачего рода. Атаман гребенской линии, в то время майор, Иван Дмитриевич Волженский узнав об этом, приехал в штаб Ермолова, забрал казачку и при всем народе ударил генерала нагайкой. Информация об этом быстро дошла до царя, из Петербурга был прислан Дибич, который и заменил Ермолова на Паскевича. Вскоре после этого Ермолов подал в отставку. Ермолова заставили признать нагуленных им детей и ограничили в пенсоне (для примера пенсион опального генерала был меньше пенсиона пленного Шамиля). Во время войны на Кавказе, как и другие офицеры, Ермолов держал при себе несколько наложниц «из азиатцев». C девушкой Тотай из аула Кака-Шура он заключил «кебинный брак». Однако факт заключения кебинного союза подвергается сомнению, так как такая форма брака категорически запрещена в суннитском направлении Ислама, к коему и принадлежали кумыки. От разных связей прижил сыновей Виктора (от кумычки Сюйды), Севера и Клавдия (оба от Тотай) и Николая, получивших от Александра II права законных детей, и дочь Софию (Сопиат, ум. 1870), оставшуюся в мусульманстве и вышедшую замуж за горца Махай-Оглы из аула Гили
      Иван Дмитриевич Волженский благополучно дослужился до полковника и в 1832 г., во время сражения под Гудермесом был застрелен в бою. В память о нем народная молва сложила песню «Пыль клубится по дороге», ставшей официальным гимном 1-го Кизляро-Гребенского полка Терского войска
      Пыль клубится по дороге (Гимн 1-го Кизляро-Гребенского полка)
      Пыль клубится по дороге тонкой длинной полосой,
      Из Червленной по тревоге полк несется Гребенской.
      Донесли с гребней дозоры - с гор сошла орда черкес
      Перерезала жолнеров, осадила Гудермес
      Скачет, мчится, точно буря, к Гудермесу подскакал,
      Где Кази-Мулла с ордою в десять тысяч его ждал.
      Полк не дрогнул, увидавши эту силу пред собой.
      Шашки вынул и помчался на бой смертный с той ордой.
      Здесь в горах трус не родиться все кавказцы удальцы
      Но как шашками рубиться, нету злей чем гребенцы
      Храбрый Волженский полковник первым врезался в орду
      И с полком он в ней метался, точно будто бы в чаду.
      Орда дрогнула, бежала, мы помчалися за ней.
      Но ждала нас там засада из коварных тех людей.
      Справа, слева обходили храбрый полк наш Гребенской
      Здесь Волженского убили, здесь-то кровь текла рекой.
      Полк рубился, насмерть бился с тем бесчисленным врагом.
      Враг от страху расступился, путь открыл перед полком.
      Полк прогнал их к переправе, что за Тереком была.
      Там кричали нам солдаты: «Честь и слава вам, ура!»
      1. +2
        7 июня 2017 02:11
        Пыль клубится по дороге (Гимн 1-го Кизляро-Гребенского полка)
    2. +1
      7 июня 2017 23:25
      Цитата: Ольгович
      Он разбил бы Австрию, Пруссию, Англию, как и раньше и опять угрожал бы России.

      Австрия и Пруссия в 1812м, вообще-то, были его союзниками laughing А чтобы разбить Англию, нужен был флот. А насчет угрозы России... вряд ли он снова стал бы наступать на те же грабли!Главная ошибка Наполеона - что он не поверил в проект Фултона, а иначе - как знать, мог бы вообще обойтись без вторжения в Россию - атаковал бы наглов!
  2. +2
    6 июня 2017 07:01
    Простой вояка сумел заслужить такое глубокое уважение в обществе! Феноменально! Это следует хорошенько многим обдумать.
  3. +5
    6 июня 2017 07:29
    Прекращались междоусобные и межнациональные конфликты, массовый разбой и хищнические набеги уходили в прошлое, как и работорговля. Немало было сделано наместником Кавказа для развития сельского хозяйства, промышленности, торговли и культуры Закавказья.
    ...За вот это все, теперь извиняться надо...
    1. smr
      +6
      6 июня 2017 08:53
      Какая работорговля уходили в прошлое, если в метрополии продавали крепостных как щенков?
      1. +3
        6 июня 2017 09:17
        Крепостные были полу-рабами, они могли сами женится. К тому же существовала прослойка свободных общинников(тех же казаков) и начинал зарождаться кулак - в основном на черноземе, который граничит с Кавказом. Для них то и заканчивается официальный период работорговли. Для крепостных к Александру 2, когда они из полурабов стали вечными должниками в связи с не решенным земельным вопросом в Российской империи.
        1. smr
          +5
          6 июня 2017 09:32
          Своих крепостных Суворов женил весьма интересным способом: в ряд выстраивались крепостные мужчины и женщины, из которых по росту подбирались пары, а затем поп венчал их всех. Так могли одновременно венчаться двадцать-тридцать пар. Естественно, мнением новобрачных никто не интересовался. Все делал - чтобы был "приплод"
          1. +1
            6 июня 2017 13:56
            Цитата: smr
            .. Все делал - чтобы был "приплод"

            Заметьте, насколько велика разница того времени по отношению к сегодняшнему, когда сегодняшние рабовладельцы активно развивают порнографию, гомосексуализм и ГМО продукты - всё, всё ради снижения численности населения оккупированных ими территорий. Особенно всё это наглядно заметно на территории современной Украины с рекордной потерей населения. Неужели вы того до сих пор этого не замечаете?
          2. avt
            +1
            6 июня 2017 14:13
            Цитата: smr
            Своих крепостных Суворов женил весьма интересным способом:

            Рабов , причём ещё и тех освобожденных с десятка три тысяч гора-аздо позже при вхождении русских войск в Туркестан, вообще ни как не женили.
      2. +1
        6 июня 2017 15:06
        Примитивное у тебя понятие о крепостном праве в Российской империи.в начале 19 века.
  4. +2
    6 июня 2017 07:32
    В статье отмечено что как только с Наполеоном начали воевать без *дураков*, по настоящему, так весь его *полководческий гений* исчез, и его били без всякого стеснения. Впрочем англичане, при Ватерлоо, внесли в военное искусство *новое слово*, сумев подкупить наполеоновского *военоначальника*, и это стало основой стратегии англо-саксов до сих пор.
  5. +2
    6 июня 2017 08:02
    ... спасибо за память - потомству в пример...
  6. smr
    +5
    6 июня 2017 09:02
    При этом русские, в отличие, к примеру, от британцев, создавали свою империю без тотального геноцида и разграбления покоренных народов и племен. Наоборот, приход русских на Кавказ вёл к замирению и процветанию области.
    ===============
    А когда открылся университет в Тбилиси, Баку, Ереване?
    Тбилисский Основан в феврале 1918 года.
    Ереванский Основан 16 мая 1919 года
    Бакинский в 1919 г.
    ??????
    Калькуттский университет — один из старейших и крупнейших университетов Индии. Основан в 24 января 1857 года в городеКалькутта — столице Британской Индии.
    Мумбайский университет (Бомбейский университет) Основан в 1857 году британской колониальной администрацией. До 1996 года носил название.
    Мадрасский университет Основан 5 сентября 1857 года декретом Совета по делам Индии Британской Ост-Индской компании. Университет имеет шесть кампусов и включает в себя более 50 кафедр.
    1. +2
      6 июня 2017 11:03
      Да достаточно сказать, что индусы после ухода англичан тщательно сохранили
      всю государственную структуру, построенную колонизаторами, сохранили английский
      язык в качестве государственного. И Индия продвигается успешно и самостоятельно
      экономически на английском колониальном наследии.
      1. +2
        6 июня 2017 11:45
        Цитата: voyaka uh
        индусы после ухода англичан тщательно сохранили
        всю государственную структуру,

        Вице-короля, англ. резидентов и княжества? Пропустил что-то.... request
        Цитата: voyaka uh
        сохранили английский
        язык в качестве государственного

        В Конституции Индии определён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус, в т.ч. и английский. В стране , которая языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента-это вынужденная мера, а не любовь.
        Цитата: voyaka uh
        на английском колониальном наследии.

        Индийцам ТАК скажите.
        1. 0
          6 июня 2017 11:53
          Государство - это не только верхушка (генерал-губернатор или президент).
          Гораздо важнее, это система банков, почта, сеть железных дорог, больницы,
          склады, порты. Все это индусы получили готовенькое и исправно функционирующее.
          Поэтому у них произошел не развал, а плавный переход к независимости после
          ухода англичан.
          1. +1
            6 июня 2017 12:16
            Цитата: voyaka uh
            Государство - это не только верхушка , это в, почта, сеть железных дорог, больницы, склады, порты.


            Если государство это то, что Вы перечислили, то сами индийцы его и построили.
            Или без англов они до сих пор бы на слонах гоняли?
            1. +1
              6 июня 2017 14:48
              "Или без англов они до сих пор бы на слонах гоняли?"////

              Очень вероятно.
              1. +1
                7 июня 2017 08:37
                Цитата: voyaka uh
                Очень вероятно.


                Например?
          2. 0
            8 июня 2017 00:16
            Цитата: voyaka uh
            Гораздо важнее, это система банков, почта, сеть железных дорог, больницы,
            склады, порты. Все это индусы получили готовенькое и исправно функционирующее.


            Ага... Это всё хорошо, только ведь не бесплатно! Напомнить про Амритсарскую бойню 1919? А, сколько народу англичане заморили голодом в Бенгалии в годы ВМВ (т.е. лет на 10 позже украинского "Голодомора")?
        2. +1
          7 июня 2017 07:35
          Я им преподавал, у меня есть знакомые и в Индии. И они говорят - "мы всем хорошим обязаны англичанам. Они построили дороги, мосты, школы..." А вот у вас было восстание сипаев... В ответ смущение и ответ: "Плохие люди есть везде!"
          1. 0
            8 июня 2017 20:42
            Цитата: kalibr
            В ответ смущение и ответ: "Плохие люди есть везде!"

            Т.е. все, кто добивался независимости Индии - плохие люди? Махатма Ганди, например...
      2. +1
        6 июня 2017 16:18
        Вояка,Вы меня убедили,что русские варвары,а английские самые лучшие. Теперь думаю:почему вы 6не просите английчан"колонизируйте нас скоре'? Или евреи не видят своего счастья или не всё так просто?
        1. +2
          6 июня 2017 17:03
          "Вояка,Вы меня убедили,что русские варвары,а английские самые лучшие"///

          Я хоть слово написал в своих постах о русских?
          Что творится в Вашей голове? Вы приписываете мне свои мысли, и в них же
          меня обвиняете.
          Давайте без паранои fellow
    2. +3
      6 июня 2017 11:27
      Цитата: smr
      А когда открылся университет в Тбилиси, Баку, Ереване?
      Тбилисский Основан в феврале 1918 года.
      Ереванский Основан 16 мая 1919 года
      Бакинский в 1919 г.
      ??????
      Калькуттский университет — один из старейших и крупнейших университетов Индии. Основан в 24 января 1857 года в городеКалькутта — столице Британской Индии.


      Да-да, только Калькуттский , Мадрасский и пр унивеситеты окрылись через 160 лет, после того, как Калькутта стала английской ( с 1698г), а в Баку открылся через 90 лет, после того, как стал российским. И преподаватели для него не с Марса телепортировались.

      Разницу улавливаете?
      1. smr
        +3
        6 июня 2017 11:49
        Улавливаю, Российская империя вообще ограничивалась не университетами, а офицерскими собраниями. И причем тут когда Калькутта стала английской?
        Рассуждая так Казань взяли 1552 а Казанский универ открыли 1804, разница 252 года.
        1. +3
          6 июня 2017 12:25
          Цитата: smr
          Улавливаю, Российская империя вообще ограничивалась не университетами, а офицерскими собраниями. И причем тут когда Калькутта стала английской?

          Значит-не уловили. request
          Цитата: smr
          Казань взяли 1552 а Казанский универ открыли 1804, разница 252 года.


          Казанский универ открыт всего лишь через 59 лет после МГУ.
          На момент занятия Калькутты в 1698 г универы в Англии были уже 600 лет, но построили они там универ только через 160 лет.
          1. smr
            +1
            6 июня 2017 12:42
            Ну вот. В Англии универам было по 600 лет, тогда еще Орда Московией рулила. И англы в Индии открыли всё же универы, а грузины, армяне и азербайджанецы так и не дождались этого от империи. Только от большевиков.
            1. +3
              6 июня 2017 13:21
              Цитата: smr
              Ну вот. В Англии универам было по 600 лет, тогда еще Орда Московией рулила.

              belay fool lol
              Цитата: smr
              И англы в Индии открыли всё же универы, а грузины, армяне и азербайджанецы так и не дождались этого от империи. Только от большевиков.


              Да-да, и преподавателей "подготовили" за 1 (один) год гр. войны. lol Или- с Марса взяли? recourse
            2. +1
              6 июня 2017 16:27
              Цитата: smr
              Ну вот. В Англии универам было по 600 лет, тогда еще Орда Московией рулила. И англы в Индии открыли всё же универы, а грузины, армяне и азербайджанецы так и не дождались этого от империи. Только от большевиков.

              В таком случае почему вы не установите у себя советскую власть?
    3. avt
      +1
      6 июня 2017 14:20
      Цитата: smr
      А когда открылся университет в Тбилиси, Баку, Ереване?
      Тбилисский Основан в феврале 1918 года.

      ,,Учиться , учиться и ещё раз - учиться . " то что делали бритые , называется сегрегация . Империя Российская принимала элиту сразу ко двору с введением в дворянство и обучали , по способности конечно индивидов, непосредственно в СВОЕЙ системе образования , как подданных Империи , а не лепили для туземцев эрзац ..Не мешая кстати обучаться , там у кого есть, и в своих медресе. А при с созданием нац республик , причём ещё ДО создания СССР , каждый из нацвождей захотел чтобы как у взрослых .
      Цитата: voyaka uh
      И Индия продвигается успешно и самостоятельно
      экономически на английском колониальном наследии.

      wassat bully Там от этого наследия осталось только - аглицкий язык и смертельная вражда к Пакистаную и все-е-е-е! bully
      1. +4
        6 июня 2017 14:32
        Аглицкий в индийском исполнении - это ещё та песня...
        wassat
      2. 0
        6 июня 2017 15:13
        ну ненависть ко всему мусульманскому ,у индусов-на генном уровне.
    4. +2
      6 июня 2017 16:06
      smr,Вы правы:русские власти на Кавказе занимались охотой на местных жителей и всех в рабство продали,а английчане только университеты открывали да?
  7. +4
    6 июня 2017 10:58
    Статья пестрит штампами из советских монографий.
    При этом русские, в отличие, к примеру, от британцев, создавали свою империю без тотального геноцида и разграбления покоренных народов и племен. Наоборот, приход русских на Кавказ вёл к замирению и процветанию области.
    Да ладно. Нормальная там резня такая шла. Сам Ермолов описывал, как русские отряды поголовно вырезали чеченские аулы - например, штурм Дадан-Юрта. Справедливости ради - не потому что русские были кровожадными, потому что чечены предпочитали смерть сдаче. Адыгов морили голодом, а потом выселили в Турцию. Нормально, все по имперски делалось - ну может иначе и не получалось.
    1. +2
      6 июня 2017 12:03
      Цитата: Prometey
      Да ладно. Нормальная там резня такая шла. все по имперски делалось


      С теми, кто резал-так же и поступали. Те, кто жил в мире-являлись такими же подданными, как и другие. Историк А. С. Орлов, «Северный Кавказ, как и Закавказье, не был превращён в колонию Российской империи, а вошёл в её состав на равных правах с другими народами»

      Для сравнения: индейцы в США стали гражданами только в 1924-через 300 лет (когда их уже практически не было)
      1. smr
        +1
        6 июня 2017 12:20
        Когда в Россию приходили захватчики - то их можно было убивать и резать, а если Россия приходила - то низзя?
        Двойные стандарты получается.
        ---------
        Северный Кавказ, как и Закавказье, не был превращён в колонию Российской империи, а вошёл в её состав на равных правах с другими народами»
        -------------
        Ага, а сколько черкесов, ногаев, и др. малых народов было истреблено и сколько бежало в Порту?
        Не забывайте -Сочи Геленжик - все это" вычищенные" от местного населения территории
        1. smr
          0
          6 июня 2017 12:32
          Также как Кубань и Терек
        2. +3
          6 июня 2017 12:48

          Цитата: smr
          Когда в Россию приходили захватчики - то их можно было убивать и резать, а если Россия приходила - то низзя?

          Ага, а сколько черкесов, ногаев, и др. малых народов было истреблено и сколько бежало в Порту?
          Не забывайте -Сочи Геленжик - все это" вычищенные" от местного населения территории


          Сочи отошел к России по ДОГОВОРУ- в результате войны с Турцией 1828 г. Местное население имело выбор-остаться или уехать в Порту.

          Кто остался-стали такими же подданными, как и другие (даже в армию не брали).

          Погибло много-со всех сторон. А разве где-то в мире тогда было иначе? Нет, гораздо ХУЖЕ (те же США и пр.)
          1. smr
            +1
            6 июня 2017 12:55
            После завершения Кавказской войны, население Черкесии (черкесские племена, а также родственные им убыхи, абазины и абхазы) в короткие сроки направлялось к Черноморскому побережью для последующего выселения в Османскую империю, захваченная же территория заселялась казаками, армянами и выходцами из центральной части Российской империи[5].
            Военные столкновения с черкесами начались в конце XVlll века в связи со строительством в Малой Кабарде крепости Моздок, сопровождавшимся изъятием земель и ограничением прав местного населения.[6] В 1810 году очередное восстание подавил генерал Булгаков. Карательная экспедиция сопровождалась массовым сожжением аулов и имущества:
            « — Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел потери… Они потеряли много имущество, которое сожжено с двумястами селений.
            1. smr
              +1
              6 июня 2017 12:58
              Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали адыги (шапсуги, темиргоевцы, абдзахи (абадзехи), натухайцы, бжедуги, кабардинцы и др.) и абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, тамовцы, шахгиреевцы). При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла царские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы[9]. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.
              1. smr
                +1
                6 июня 2017 13:03
                Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней.
                1. +7
                  7 июня 2017 17:56
                  Вы передёргиваете. Не надо путать военные действия и мирное время, ладно? А ля гёр ком а ля гёр. Вы хотя бы в Википедии посмотрите города Кавказа, когда они начали активно развиваться? А чего же тогда Османская Империя, Персия не развивали эти территории?
            2. +2
              6 июня 2017 13:24
              Вы когда чужие статьи воруете и пишите под своим ником-не краснеете?
              1. smr
                +2
                6 июня 2017 13:28
                Я не статью ворую (не писатель я) а факты привожу.
              2. smr
                +1
                6 июня 2017 13:33
                А вот писать про "... русские, в отличие, к примеру, от британцев, создавали свою империю без тотального геноцида и разграбления покоренных народов и племен. Наоборот, приход русских на Кавказ вёл к замирению и процветанию области". - это ложь, которую сами же русские историки опровергают
                Член-корреспондент Петербургской академии наук, историк, кубанский казачий политик и общественный деятель Ф. А. Щербина
                В несколько лет, когда ушли горцы и осели в нем русские, край буквально-таки опустел, а природа превратилась из матери в мачеху. Пока население довольствовалось казенным пайком, черкесские поляны заросли колючкой и засорились, черкесские сады заглохли, плодовые деревья одичали… Когда же население было обращено из казачьего сословья в поселян и было лишено казенного пайка, то оно сразу очутилось в безвыходном положении. Посевов и скота у него оказалось так мало, что ему нечего было есть и нечем стало жить. Произошел полный экономический крах. Одна часть жителей начала бросать занятые ими места и уходить на родину и на сторону, а другая, обирала природу и черкесские сады.
                1. +4
                  6 июня 2017 15:51
                  Цитата: smr
                  Произошел полный экономический крах.

                  Всё верно и логично . Люди пришли с другой экономической зоны, где по другому велась сельхоз деятельность. Конечно пока они не приноровились к новой природой и жили первое время очень плохо .
                  Те же горцы которые мирно торговали с русскими получили процветание и примирение. Никто с них налоги не брал, в их внутренний уклад не лез, законы по факту были у них свои . бЫЛО ТОЛЬКО ОДНО ТРЕБОВАНИЕ - не грабить и быть полностью лояльными подданными РИ.
                  1. +1
                    6 июня 2017 18:10
                    Полного замирения увы не произошло. Например у горцев в о время ВОВ больше погибло от кровной мести чем на войне! Это с учетом того что с приходом русских в те края эта клановая вражда поутихла.
          2. +2
            6 июня 2017 17:43
            Цитата: Ольгович
            Сочи отошел к России по ДОГОВОРУ- в результате войны с Турцией 1828 г. Местное население имело выбор-остаться или уехать в Порту.

            Сами то понимаете, о чем пишите? Турки никогда полноценно не контролировали Черноморское побережье Кавказа. Всё, что им принадлежало - это несколько крепостей, вроде Анапы. Адрианопольский мир - разграничил сферы влияния России и Турции, по которым турки признавали восточное побережье Черного моря сферой влияния России. Загвоздка была в том, что это были не пустынные земли. Черкесы ложили на все договоренности русских и турок и имели на то полное право, как коренное независимое население. Ну это вроде того, как допустим сейчас Польша и Литва подпишут договор и Литва, например, признает Калининградскую область сферой интересов Польши. А кому из калининградцев не понравится такой расклад - могут валить в Россию. Как считаете - насколько справедливы такие суждения?
            1. +2
              7 июня 2017 08:55
              Цитата: Prometey
              Сами то понимаете, о чем пишите?

              Я понимаю, вы-нет.
              Цитата: Prometey
              Загвоздка была в том, что это были не пустынные земли. Черкесы ложили на все договоренности русских и турок и имели на то полное право, как коренное независимое население

              Да-да, и тогдашние болгары, греки и пр. сербы с армянами тоже "имели право положить" на мнение Турции. fool lol Только почему-то именно Турция клала на их мнение, а не наоборот.
              Вы хоть соображаете -ЧТО пишите? Похоже, что нет совершенно.
              Цитата: Prometey
              Адрианопольский мир - разграничил сферы влияния России и Турции

              Еще и безграмотны

              Согласно договору:

              К России переходило все восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до пристани святого Николая с крепостями Анапа, Суджук-кале и Поти, а также города Ахалцихе и Ахалкалаки,

              Где там "сферы"?
              1. 0
                7 июня 2017 10:43
                Цитата: Ольгович
                Да-да, и тогдашние болгары, греки и пр. сербы с армянами тоже "имели право положить" на мнение Турции. fool lol Только почему-то именно Турция клала на их мнение, а не наоборот.

                А это здесь при чем? Болгария, Греция, Сербия были оккупированы, захвачены турками и включены в состав Османской империи - разницу улавливаете? Северный Кавказ был ничейной территорией - буферной зоной разделяющей три государства - Персию, Турцию и Россию. Местное население жило по своим законам и обычаям. О таких народностях как убыхи (адыги) до 19 столетия толком ничего никто не знал.
                Цитата: Ольгович
                К России переходило все восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до пристани святого Николая с крепостями Анапа, Суджук-кале и Поти, а также города Ахалцихе и Ахалкалаки,

                Ольгович, видите вон ту птичку на дереве - я дарю её вам - она теперь Ваша. Вот примерно так распорядилась Турция Северным Кавказом - отдала России то, что ей (Турции) никогда не принадлежало. А это современным языком и называют разделить сферы влияния. Так понятней? И несколько турецких крепостей на черноморском побережье - это не весь Северный Кавказ - это так, для сведения.
                1. +2
                  7 июня 2017 11:14
                  Цитата: Prometey
                  А это здесь при чем?

                  При том, что мнением населения о своем статусе-никто не интересовался. И против Турции кавказ-не воевал.
                  Ваша песня очень мне знакома: в Молдове поют то же самое: Россия не отбила в тяжелейших битвах Бессарабию у Порты, а.... оккупировала независимое княжество Молдову. fool
                  Цитата: Prometey
                  И несколько турецких крепостей на черноморском побережье - это не весь Северный Кавказ - это так, для сведения.


                  Что вы говорите? Тогда обратитесь к моему первому комментарию, который вы прокомментировали.
        3. +4
          6 июня 2017 13:30
          Зачистка пошла после того, как "несчастные" горцы вырезали не одно русское поселение и разрушили их крепости, а так же школы и больницы, на землях отошедших к России по договору с Турцией. К морю местных никто не сгонял, это было их решение, переселится в Турцию. Турки их подзуживали на это, только в назначенный срок корабли не прибыли. Кинули их турки как всегда. А местные всю зиму ждали их не берегу, да не дождались многие.
          1. smr
            +1
            6 июня 2017 13:39
            Не было там изначально ни каких русских поселений.
            -------------
            "К морю местных никто не сгонял"
            Тоже ложь: Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев»,
            1. smr
              +2
              6 июня 2017 13:44
              А вот еще свидетельство русского человека:
              "Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Почти нет никакого способа их усмирить, пока их не обезоружат, как обезоружили крымских татар — писал Пушкин в первой главе "Путешествия в Арзрум".
              1. +5
                6 июня 2017 14:02
                Что же вы ссылку не привели. Наверное это отсюда.https://rg.ru/2012/06/13/reg-ufo/anapa.htm
                l.
                Только там еще и про уничтожение крупнейшего невольничьего рынка в турецкой крепости Анапа. А то что горцы жили в основном добычей от набегов, забыли упомянуть? А русские поселения были.
                ...- 7 июня 1837 года высаживается десант русских войск на мыс Адлер (Константиновский), где создается укрепление. Ему дали название - укрепление"Святого духа".
                - 13 апреля 1838 года, эскадра русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Артюхова высадила в устье реки Сшатче (по - убыхски) десант генерал-майора Симборского, который занял расположенное здесь урочище и господствующую высоту, впоследствии названную Батарейка. В журнале Симборского была зафиксирована совершено точная дата - 21 апреля 1838 года - о закладке в этой местности русского укрепления - форта Александрия. (В 1839 году в связи со сходством названия с другим укреплением Черноморской береговой линии и во избежание недоразумения, форт Александрия был переименован в укрепление Навагинское, в честь известного полка русской армии.)
                - 3 мая 1838 года русские войска десантируются на правом берегу реки Шахе, где вскоре начинается постройка форта Головинский.
                - 7 июля 1838 года в устье реки Псезуапсе был заложен форт Лазаревский...
                После строительства укреплений Черноморской Береговой Линии и победного окончания Кавказской войны в 1864 году местным племенам было предложено или переселиться на Кубанскую равнину, (где плотная сеть строящихся казачьих станиц не позволила бы им заниматься разбоем), или переселиться в Турцию. Старейшины убыхов решили переселиться в Турцию. Большинство старейшин адыгов (шапсугов) и абхазов согласилось переселиться на Кубань...http://textarchive.ru/c-2396438-p5.html
                1. smr
                  +1
                  6 июня 2017 14:14
                  Нет, цитатка из другого источника.
                  А про русские поселения - так это и есть колониальная политика - захватить землю, построить крепости и форты, а потом обвинять аборигенов, что они их захватывают. Прям один в один примеры с фортами в Сев. Америке и Канаде.
                  1. +4
                    6 июня 2017 14:17
                    Если из Крыма и Кавказа не было набегов. Если бы не процветали здесь невольничьи рынки. То не трогал бы их никто здесь. Я Чечню 90-х с невольничьим рынками еще помню. Одна природа.
                    1. smr
                      +2
                      6 июня 2017 14:28
                      А чем крепостное право было лучше? И рынки и объявления в газетах.
                      Это Чичиков не покупал крестьян - а так это было в порядке вещей
                      1. +6
                        6 июня 2017 15:21
                        Цитата: smr
                        А чем крепостное право было лучше?

                        Да тем хотя бы, что это наше внутреннее дело было. Сами своих продавали и сами своих покупали. Мужиков не оскопляли и мальчиков в Турцию с Египтом не загоняли с сомнительными целями.
                        А гордые жители Кавказа торговали в том числе и нашими русскими людьми, захваченными в результате набегов. Ничего хорошего не вижу в том, чтобы одни Магометы превращали русских Иванов в евнухов для других Магометов.
                        Вот хотя бы по одной этой причине и стоило тогда сравнивать аулы с землёй.
                      2. +5
                        6 июня 2017 15:32
                        Цитата: smr
                        чечены предпочитали смерть сдаче.

                        что Чичиков делал набеги на горцев и потом их продавал через газеты? При чём здесь крепостное право и похищение людей для продажи или обращение в рабство.
                  2. +1
                    6 июня 2017 15:42
                    Ну так это заселяли изначально пустующие земли .Например татары , башкиры этим не занимались и по земле с русскими легко договорились. Раз вы признали себя подданными Порты , то чему удивляетесь что ваши земли Порта уступила России и она стала строить там крепости? Вы головой то думали когда туркам подчинялись?
                2. smr
                  +1
                  6 июня 2017 14:16
                  И еще цитата:
                  Историк П. С. Уварова в 1886 году писала:
                  "Черкесы, заселявшие этот край, вероятно, с очень давних пор, отнеслись весьма разумно к сельскохозяйственному богатству края: они не стеснялись и не останавливались пред глубокой обработкой отдельных горных полян и, заселив все горные ущелья, сумели, несмотря на постоянные набеги, жить с достатком, иметь поля и фруктовые сады, водить пчёл, рогатый скот и целые табуны лошадей. Достатка этого хватало и на лихого скакуна, и на богатое вооружение, и на изящную одежду.
                  Теперь все изменилось: край покорен, черкесы выселены и новые поселенцы — малороссы, казаки, греки поля запустили, фруктовые сады уничтожили, леса вырубают, а сами, несмотря на благодатный край, ходят такими же нищими, голыми, невзрачными, как и на севере. Приедешь в станицу – построек мало, земли пропасть; вместе с тем нет ни куска мяса, ни курицы, ни яйца, ни хлеба, ни крынки молока, ни зерна овса, ни клока сена. Хлеба и тут, подобно нашим средним и северным губерниям, не хватает дальше января. Спрашиваем: «отчего не сеете больше?» Ответ один: «сил не хватает»; и одна и та же причина: лень, нерадение и крайнее невежество. Становится и горько, и досадно смотреть на этих поселян: насилу двигаются, насилу отвечают, грязны до безобразия, начальство же их (избранные или назначенные старосты) и та молодежь, которая вращается среди них с какой-либо служебной или научной целью, - все поголовно какие-то униженные, бескостные, бескровные существа.
                  1. +2
                    6 июня 2017 15:34
                    Хорошая сказка, одобряю . Видимо до сих пор там русские в нищете живут .
                  2. +2
                    6 июня 2017 16:34
                    Ну да, только русские и не могут или не умеют трудиться на земле. А если там так и было, то заселяли не тех, кто хотел на земле трудиться. Отчего ж казаки на Дону, изначально беглые разбойники, земледелием стали заниматься и развивать хозяйство? Видимо от безделья и неспособности вести хозяйство.
                3. smr
                  +2
                  6 июня 2017 14:19
                  А вот взгляд со стороны:
                  В Западной Черкесии российские генералы также применяли тактику выжженной земли, уничтожали посевы, угоняли скот, обрекая население на голодную смерть. Селения сжигали сотнями, уничтожая всех не успевших скрыться жителей. Широко известным стал позорный курган генерала Засса с человеческими головами, сооруженный для устрашения окрестных черкесских деревень. Такие действия генерала даже вызвали возмущение самого императора. Подобные методы ведения войны приводили к жертвам среди мирного населения, но в военном плане российское командование терпело сокрушительные поражения.
                  Целые карательные армии по 40-50 тысяч человек буквально исчезали в Черкесии. Как писал один из русских офицеров: «Чтобы покорить Грузию, нам хватило двух батальонов. В Черкесии целые армии просто исчезают …» Русские цари устроили в Черкесии настоящую бойню не только для адыгов, но и для своей армии. «Потери русской армии в Черкесии, – писал в 1840 году британский офицер Джеймс Камерон, очевидец тех событий, – представляют ужасающую картину человеческого жертвоприношения».
                  1. +2
                    6 июня 2017 14:23
                    Мы можем с вами еще долго перекидываться цитатами и источниками. Остаюсь при своем мнении. С уважением hi
                    1. Комментарий был удален.
                  2. +3
                    6 июня 2017 15:37
                    Цитата: smr
                    писал в 1840 году британский офицер Джеймс Камерон

                    За всю кавказкую войну погибло 30 тысяч русских солдат и 50к грузин . Про что пишет сей англичанин непонятно , но то что вы его приводите как достоверный источник говорит про вас очень многое . Подлогами и враньём заниматься нехорошо.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. 0
                        7 июня 2017 10:52
                        Война России с Черкесией длилась 101 год, с 1763 по 1864 годы.
                        Полная брехня. Ну если, конечно, не называть войной стычки терских казаков с мелкими черкесскими бандами.
                        В 1763 году Россия только начала заселять современную территорию Ставропольского и Краснодарского краев. В плотное соприкосновение с адыгами русские подошли только в 19 столетии. Активная фаза Кавказской войны на Черноморском побережье Кавказа началась в 30-е годы 19 столетия, когда турки "подарили" России восточное побережье, правда, об этом адыги не фига не знали.
              2. 0
                6 июня 2017 15:44
                Цитата: smr
                писал Пушкин в первой главе "Путешествия в Арзрум".

                Так война шла уже больше десятилетия, какое должно было быть отношение друг с другом.
            2. +1
              6 июня 2017 21:04
              Не было там изначально ни каких русских поселений.
              -------------
              . На год образования внимание обратите...
          2. +6
            7 июня 2017 18:00
            Там не только османы, там и бритты "руку приложили". На ВО по моему была статья, об одном британце, как фрахтовал судно для доставки оружия горцам.
        4. +1
          6 июня 2017 16:35
          В таком случае армяне главные "захватчики":если судить по количеству населения в Сочи и побережью.
        5. 0
          8 июня 2017 00:10
          Цитата: smr
          Когда в Россию приходили захватчики - то их можно было убивать и резать, а если Россия приходила - то низзя?

          Только не надо забывать, что Россия пришла туда прежде всего для того, чтобы объяснить горцам, что их любимый бизнес нам активно не нравится, и что устраивать набеги на Россию с целью захвата рабов - это нехорошо! stop
          Ермолов, провозгласив принцип, «ни один набег не должен остаться безнаказанным», действовал решительно и жестко.
      2. +1
        6 июня 2017 17:34
        Цитата: Ольгович
        «Северный Кавказ, как и Закавказье, не был превращён в колонию Российской империи, а вошёл в её состав на равных правах с другими народами»

        Для информации - у России не было колоний в классическом понимании этого слова - не те территории захватывала.
        1. +1
          7 июня 2017 09:04
          Цитата: Prometey
          Для информации - у России не было колоний в классическом понимании этого слова - не те территории захватывала


          По-русски выразите свою мысль.
    2. -1
      6 июня 2017 15:15
      давайте не будем выдавать единичные случаи за систему.
  8. +2
    6 июня 2017 11:18
    Цитата: voyaka uh
    Да достаточно сказать, что индусы после ухода англичан тщательно сохранили
    всю государственную структуру, построенную колонизаторами, сохранили английский
    язык в качестве государственного. И Индия продвигается успешно и самостоятельно
    экономически на английском колониальном наследии.

    ... историю вам не знать простительно. А сколько жизней забрали у Индии и в Китае? Или это вам неведомо? Таки Великобританская культуршмультур - ещё та находка для туземцев...
    1. +1
      6 июня 2017 11:58
      "Таки Великобританская культуршмультур - ещё та находка для туземцев"///

      good Совершенно верно: все бывшие английские колонии развивались нормально
      в отличие от французских, португальских, бельгийских.
      Поэтому Британское Содружество Наций существует до сих пор. И его члены
      добровольно (английских войск давно нет) признают формальную власть английской королевы.
      1. +3
        6 июня 2017 12:50
        Цитата: voyaka uh
        все бывшие английские колонии развивались нормально
        в отличие от французских, португальских, бельгийских.


        lol
        Это, очевидно, СУДАН, НИГЕРИЯ, КЕНИЯ? lol
        1. +1
          6 июня 2017 14:45
          Судану не повезло - мусульмане разнесли все в прах.
          А Кения и Нигерия до сих пор одни из самых успешных (все относительно) в черной Африке.
          1. +1
            7 июня 2017 09:06
            Цитата: voyaka uh
            Судану не повезло - мусульмане разнесли все в прах.

            Не помогло анг. наследство, странно
            Цитата: voyaka uh
            А Кения и Нигерия до сих пор одни из самых успешных (все относительно) в черной Африке.

            неправда, увы.
      2. 0
        6 июня 2017 17:53
        Индия в него не входит.
    2. smr
      +2
      6 июня 2017 12:25
      Русско-тлинкитская война 1802—1805 гг. (Русско-индейская война) — серия вооруженных конфликтов между русскими колонистами и индейцами-тлинкитами за контроль над островом Ситка (ныне штат Аляска, США) и прибрежными водами промысла каланов.
      Или вот Гринев А.В.
      "Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски"
      Вопросы истории, 2003, № 8.
      "...Устроившись на зимовку в бухте на острове Атту, промышленники из артели Л. Беляева перебили всех не успевших бежать обитателей одного алеутского селения, в том числе женщин, которых заколов, сбросили с утеса в море8). Промышленники оправдывались тем, что островитяне и так должны были погибнуть от голода, поскольку все их продовольствие было отнято русскими. На этом Беляев и его подручные не остановились и, захватив еще одно селение, истребили до 40 человек, оставив в живых только молодых женщин — «для услуг»9).
      1. +3
        6 июня 2017 15:24
        А давайте тогда будет уравнивать действия русских на Аляске с действиями США против американских индейцев.Давайте может уравняем сотню убитых алеутов с десятками.миллионов индейцев Америки.
      2. +5
        6 июня 2017 17:56
        тлинкитам англичане забашляли на нападение, и всячески их науськивали на русских, сначала они устроили резню
        как ни казахский флажок так претензии...
  9. +4
    6 июня 2017 15:15
    Статья дефективная, как и большинство произведений Самсонова. Русские на Кавказе занимались абсолютно тем же самым, чем и прочие колонизаторы - убивали, насиловали, зарывали бомбы в домашние очаги и прочее.
    Другое дело, что все эти методы были необходимы для ликвидации такого закоренелого разбойничьего гнезда, коим являлся и является Кавказ. А чистых и гуманных методов войны ещё не придумали.
    Не надо стесняться и придумывать нелепые оправдания. Тяжело бремя белого человека, но его надо кому-то нести.
    1. +3
      6 июня 2017 17:14
      Не понятно, о чём спор то? Какие времена - такие и нравы. Просто почему-то русских выставляют кровожадными варварами, а остальные - сплошь мягкие и пушистые во все времена. Одна "Святая" инквизиция чего стоила! А остальным - несть числа.
      1. +1
        7 июня 2017 00:27
        Да и этот "белый человек" сюда пришел русских дерьмом измазать.
      2. +1
        7 июня 2017 08:01
        Цитата: Чёрный Полковник
        Не понятно, о чём спор то?

        Спор о том, что не надо вырисовывать из русских исключительную нацию. А именно этим Самсонов и занимается. Все европейские народы действовали в колониях одинаковыми методами.
        1. +1
          7 июня 2017 11:38
          Да ладно! Аборигенов таки на кострах живьём сжигали или в христианство насильно обращали?
          Об исключительности. Бросьте в меня камнем, если хоть одна нация не считает себя исключительной
          1. +1
            7 июня 2017 11:46
            Цитата: Чёрный Полковник
            Аборигенов таки на кострах живьём сжигали или в христианство насильно обращали

            Вы не знаете, что казаки творили очень много непотребств с коренными народами Сибири? Возьмите и почитайте про походы Атласова, Дежнёва и т.д. Читал как-то воспоминания одного нацмена, излагавшего историю о том, что в их племени казаки-первопроходцы первым делом сожгли всех старейшин для того, чтобы беспрепятственно обложить данью остальных.
            А как Вы думаете - аборигены с великим счастьем и любовью расставались с нажитым имуществом для удовлетворения потребностей Белого Царя и казачьих атаманов?
          2. 0
            7 июня 2017 12:32
            Цитата: Чёрный Полковник
            Бросьте в меня камнем, если хоть одна нация не считает себя исключительной

            Все считают, только врать при этом не зачем. Тем более самим себе.
    2. +2
      7 июня 2017 09:23
      Цитата: Heimdall(48)
      Русские на Кавказе занимались абсолютно тем же самым, чем и прочие колонизаторы - убивали, насиловали, зарывали бомбы в домашние очаги и прочее.


      Чушь: все тамошние народы сохранились и имели РАВНЫЕ права со всеми остальными поддаными.
      Вспомните, когда индейцы были признаны людьми и сколько их осталось в США.

      И это -одно и то же?
      1. 0
        7 июня 2017 09:38
        Цитата: Ольгович
        Вспомните, когда индейцы были признаны людьми и сколько их осталось в США

        Во второй половине 19 века индейцев в США было достаточно много. В это время власти начали пытаться интегрировать их в цивилизованное общество - пытались сделать из них фермеров, загоняли их детей в школы.
        Проблема в том, что большинство индейцев противилось этому - они хотели по прежнему кататься на лошадях по прериям и резать глотки встречному и поперечному. Естественно, что это их горячее желание не встречало понимания со стороны центральной власти и белых поселенцев, которые применяли жестокие репрессивные методы.
        Достаточное число индейцев вписалось в американское общество - начали возделывать землю и осваивать различные профессии - их положение было никак не хуже, чем у тех же освобождённых негров, а лучше. Другое дело, что их было мало и масса ещё спилась после этого.
        Резюмируя - те индейцы которые хотели и могли интегрироваться в новую жизнь прекрасно выжили, те же которые хотели жить старым порядком естественно погибли. Как погибла или выселилась та часть кавказских горцев, неотъемлемой потребностью которых была работорговля и набеги на российские станицы и сёла.

        Не следует лепить из американских индейцев невинных бедных овечек - эти люди всю свою историю занимались беспощадной резнёй друг друга. Но однажды настал тот миг, когда пришло племя более сильное и жизнеспособное. Это называется естественный отбор.
        1. 0
          7 июня 2017 11:26
          вы не ответили на простой вопрос: когда индейцы были признаны людьми :папой, США и пр?
          1. 0
            7 июня 2017 11:35
            Вы почему то валите всё в одну кучу - папу, США и т.д. А всё это отдельные темы со своей большой спецификой.
            Насчёт папы - полагаю что очень скоро, так как католическое духовенство сильно впрягалось за индейцев - Лас Касас и пр. Испанское правительство довольно быстро запретило использовать аборигенов в качестве рабов.
            Насчёт США -
            Наиболее ранним засвидетельствованным письменно случаем является признание гражданами США согласно Договору Дэнсинг-Рэббит-Крик 1831 г. миссисипских чокто — первых индейцев, получивших гражданство США.

            Так что очень рано. Кто хотел и понял текущий момент тот договорился и получил. А кто хотел свободно пулять из луков в женщин и детей, крутить хвосты мустангам получили пулю или одеяла с оспой.
          2. 0
            8 июня 2017 00:19
            Цитата: Ольгович
            когда индейцы были признаны людьми :папой, США и пр?

            Папой-то достаточно давно - ЕМНИП, в начале 17го века, если не раньше. Только вот матрасам папа не указ... no
      2. 0
        7 июня 2017 09:56
        Цитата: Ольгович
        все тамошние народы сохранились и имели РАВНЫЕ права со всеми остальными поддаными.

        Насчёт равных прав - в Российской империи инородцы (иноверцы) никогда не имели равных прав с русским населением. Последнее всегда имело приоритет и на его защиту при необходимости вставала армия. Ну по крайней мере до 1905 года так было.
        Всё это давало возможность крестьянам более-менее спокойно колонизировать всякие Туркестаны и Казахстаны, потому что всякий раз при конфликте с местными приходила армия и вставляла аборигенам фитиль куда полагается.
        1. +1
          7 июня 2017 11:29
          Цитата: Heimdall(48)
          Насчёт равных прав - в Российской империи инородцы (иноверцы) никогда не имели равных прав с русским населением. Последнее всегда имело приоритет и на его защиту при необходимости вставала армия.


          Документы можете привести -об отсутствии равных прав? Знать становилась русской знатью, низы-низами и оставались.
          Когда нападали-тогда армия и защищала-от бандитов. А КАК надо было? belay
          1. 0
            7 июня 2017 12:28
            Цитата: Ольгович
            Документы можете привести -об отсутствии равных прав?

            Неужели сами не слыхали ?
            1. Непризыв в армию отдельных групп населения - например, евреев начали рекрутировать только при Николае Павловиче, о чём есть интересные рассказы у Лескова. Кавказских мусульман и в Первую Мировую не призывали. А вот казанских татар уже призывали. Или это Вы не считаете различием в правах?
            2. Запрет на строительство инославных культовых сооружений в столицах. Мусульмане очень долго выбивали разрешение на строительство мечети в Москве - начали при Александре 1 а закончили в конце 19 века вроде, точно не помню.
            3. Про черту оседлости уже и говорить не буду.
            4. Почитайте Мамина-Сибиряка заодно - там описывается как русские скупали немеряные земли у башкир за бесценок - т.е. обманывая их за бусы. При попустительстве официальных властей.
            армия и защищала-от бандитов
            Ну тут дело в трактовке законов. Сейчас в аналогичных ситуациях русскому быстро 282 статью навесят и тоже спросят - а как надо было? И глаза такие же сделают - belay
            А тогда армия состояла из русских и как говаривал М. Д. Скобелев: «Хочу написать на своем знамени: „Россия для русских и по-русски“, и поднять это знамя как можно выше!»
            Поэтому вопрос "чью сторону занять" - не стоял.

            Достаточно документов привёл?
            1. +1
              7 июня 2017 14:19
              Цитата: Heimdall(48)
              Достаточно документов привёл?

              Ни одного
              1. 0
                7 июня 2017 14:28
                Цитата: Ольгович
                Ни одного

                Очень жаль, что Вы настроены не конструктивно.
            2. +1
              7 июня 2017 15:49
              Цитата: Heimdall(48)
              Документы можете привести -об отсутствии равных прав?
              Неужели сами не слыхали ?

              1. Вы думаете люди хотели в армии служить? Вы бредите . В Азии восстание подняли когда мобилизацию в ПМВ была среди аборигенов . Кавказцы пошли воевать за деньги. Евреи тоже не горели желанием служить . Остальные народы призывались когда они европизировались. Смысл призывать мингрела, если он просто не понимает русский язык или бросит позицию .
              Более того именно то , что малые народы не призывались в армию их население очень быстро росло.
              2. Так и русские не строили храмы где жило население другой веры . При этом никому молиться не запрещалось , вместо храмов были молильные дома которые никто не закрывал . В чём ущемление?
              3.Единственный народ который подвергался ограничением в правах и то только на частично .
              4. А сколько земель за бесценок скупили у русских крестьян или помещиков? Или у башкир нельзя, а у русских можно? Официально власти запрещали обманывать туземное населиние и для этого издавались законы. К сожалению человек так устроен, что он любит деньги и обманывать себе подобных.
              Цитата: Heimdall(48)
              А тогда армия состояла из русских и как говаривал М. Д. Скобелев: «Хочу написать на своем знамени: „Россия для русских и по-русски“, и поднять это знамя как можно выше!»

              Бред . Скобелев в войне 1868 года командовали казаками составленными из осетин . В русской армии всегда были отдельные калмыцкие, башкирские и татарские подразделения. После всеобщего призыва в армии служило люди разных национальностей.
              Скобелев мог говорить , что угодно но официальная позиция государства была другая.
              Цитата: Heimdall(48)
              Поэтому вопрос "чью сторону занять" - не стоял.

              Армия защищала тех кто был за государство , если русские бунтовали то их "зачищали" не хуже чем инородцев.
              1. +1
                7 июня 2017 16:14
                Цитата: единокровец
                1. Вы думаете люди хотели в армии служить? Вы бредите

                Я думаю только то, в данном случае, что в РИ разные группы населения имели разные права. О чём и упомянул. А все эти "отчего и почему" - переливание пустого в порожнее.
                Также я думаю, что правительство поступало крайне мудро, потому что призывать инородцев в армию это всё равно, что строить дом на песке.
                Так и русские не строили храмы где жило население другой веры

                Да ну? Т.е. ни в Казани ни в Грозном церквей не стояло? smile А ведь это изначально нерусские территории.
                Вы бредите

                3.Единственный народ который подвергался ограничением в правах и то только на частично .

                Любой дискриминируемый народ подвергается ограничениям лишь частично - дышать и думать никому не запрещено.
                А сколько земель за бесценок скупили у русских крестьян или помещиков

                Логики не понял - кто у кого чего купил? Вообще то полагал, что мы говорим об отношении титульной нации к инородцам.
                Бред . Скобелев в войне 1868 года командовали казаками составленными из осетин . В русской армии всегда были отдельные калмыцкие, башкирские и татарские подразделения. После всеобщего призыва в армии служило люди разных национальностей

                И что? В Америке негры в армии служили ещё в конце 19 века, а расовая сегрегация существовала до 70-х годов 20 века.
                Скобелев мог говорить , что угодно но официальная позиция государства была другая.

                Вот такая она была эта позиция - Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ», - Император Александр III (В кн.: Куропаткин А.Н. Русская армия. Спб., 2003. С.35)

                Ах, какой нетолерантный человек был smile Всех нынешних любителей рассказать сказку о всегдашнем русском интернационализме подвёл smile
                1. 0
                  7 июня 2017 16:43
                  Цитата: Heimdall(48)
                  Я думаю только то, в данном случае, что в РИ разные группы населения имели разные права. О чём и упомянул. А все эти "отчего и почему" - переливание пустого в порожнее.

                  Служба в армии это не ПРАВО, а ОБЯЗАННОСТЬ . Вы должны были это знать прежде чем писать . Многие инородцы не желали её исполнять, другие были неспособны. Правда это касалось только простонародье, дворяне же любой национальности служили в царской армии.
                  Цитата: Heimdall(48)
                  Также я думаю, что правительство поступало крайне мудро, потому что призывать инородцев в армию это всё равно, что строить дом на песке.

                  Если бы они их облагали другими обязанностями тогда было бы мудро.
                  Цитата: Heimdall(48)
                  Да ну? Т.е. ни в Казани ни в Грозном церквей не стояло? А ведь это изначально нерусские территории.

                  Грозная чисто русская крепость и там естественно была церковь. При чём здесь Иван Грозный непонятно. Опять же церковь он поставил в кремле ,где стоял русский гарнизон . В городе церквей не было долгое время.
                  Цитата: Heimdall(48)
                  Логики не понял - кто у кого чего купил? Вообще то полагал, что мы говорим об отношении титульной нации к инородцам.

                  Логика простая . Если у титульной нации точно также скупали земли за бесценок то бишь обманывали, то в чём ущемление инородцев когда их обманывали тоже. Или обман инородцев это притеснение, а русских это нормально?
                  Цитата: Heimdall(48)
                  И что? В Америке негры в армии служили ещё в конце 19 века, а расовая сегрегация существовала до 70-х годов 20 века.

                  Погодите, вы сначала сказали что в царской армии не служили инородцы.Теперь же пишите про сегрегацию . Ну так приведите примеры сегрегации в РИ . Даже евреи ей не подвергались как негры в америке, хотя их права ущемлялись

                  Цитата: Heimdall(48)
                  (В кн.: Куропаткин А.Н. Русская армия. Спб., 2003. С.35)

                  Я так понимаю слова Куропаткина важнее реальности ?) Ну тогда вы легко приведёте примеры где хотя бы всех инородцев выгнали с руководящих должностей или из армии.В чём выразилось принадлежность всего русским? Ну и не очень понятно, вы считаете что русский народ не обязаны уважать?
                  1. 0
                    7 июня 2017 20:22
                    Служба в армии это не ПРАВО, а ОБЯЗАННОСТЬ . Вы должны были это знать прежде чем писать .

                    С Вами похоже бесполезно разговаривать. Для кого то служба - это право, а для кого то обязанность. Когда моего двоюродного брата не взяли по здоровью в армию вся его семья горевала. Потому что для них это было ПРАВО, которого их лишили.
                    Но суть не в этом, а, ещё раз, в том, что в РИ различные религиозные и национальные группы имели различные права и обязанности. Так устроит? В данном контексте причины этого совсем не важны. Просто поймите - разные права и обязанности.
                    дворяне же любой национальности служили в царской армии.

                    Вы вообще с историей знакомы? Дворяне любой национальности до реформы служили по желанию, а не по призыву.
                    При чём здесь Иван Грозный непонятно. Опять же церковь он поставил в кремле ,

                    Не знаю причём здесь Иван Грозный laughing Он к городу Грозному никакого отношения не имеет и никаких церквей в его кремле не ставил. А на месте данной русской крепости раньше жили равнинные чеченцы, которых загнали в горы...
                    Ладно, мне всё понятно продолжать смысла нет ))
            3. +5
              7 июня 2017 18:08
              Кавказских мусульман и в Первую Мировую не призывали.

              Вра...., извиняюсь - НЕПРАВДА. Знаменитая "Дикая дивизия", которой командовал брат царя. Кого в неё набирали? И погуглите, в собственный его императорского величества конвой кто входил. В том числе и Кавказские мусульмане, В ОХРАНУ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ!!!
              1. +1
                7 июня 2017 20:24
                Цитата: Околоточный
                Знаменитая "Дикая дивизия", которой командовал брат царя. Кого в неё набирали?

                Дорогой друг, Вы же понимаете разницу между призывниками и добровольцами? Так вот Дикая Дивизия комплектовалась сугубо горцами - добровольцами. И охрана тоже. Поэтому не спешите с обвинениями не зная истины.
                1. +6
                  7 июня 2017 23:20
                  Уважаемый, hi , так кубанские сотни конвоя из каких комплектовались? Равенство было?
                  1. 0
                    8 июня 2017 07:58
                    Сотни конвоя комплектовались частично из инородцев, добровольно пришедших на военную службу. А вот казаки были обязаны служить. Чувствуете разницу?
                    Цитата: Околоточный
                    Равенство было?

                    Было конечно в чём то, я же не утверждаю, что кругом царило сплошное неравенство. Просто существовали ключевые отличия, исходя из религиозных и национальных особенностей.
                    Например, перекрывать улицы в Москве на Курбан-Байрам никто бы не позволил, несмотря на то, что татар в Москве было очень много.
  10. +2
    6 июня 2017 16:39
    Цитата: smr
    Также как Кубань и Терек

    Станицы: Шелковская и прочие, сколько там русских а?
  11. +6
    6 июня 2017 17:08
    На Северном Кавказе никогда не было собственных государств, северо-кавказские племена всегда входили в состав соседних государств - начиная от Хазарского каганата кончая Османской империей (перед вхождением в состав России).

    Когда Российская империя отвоевала у Османской империи Северный Кавказ, надо было что-то решать с местными племенами, которые ранее по прикрытием Турции совершали регулярные набеги на российскую территорию (чем и было вызвано отторжение от Турции этого региона).

    После того, как русские войска стали один за одним ликвидировать любителей совершать набеги на пограничные русские селения, местные абреки взвыли классически: "А нас-то за шо?"

    Правительство РИ предоставило абрекам на выбор целых три варианта:
    - перейти от паразитического образа жизни к ведению сельского хозяйства;
    - эмигрировать в Турцию (с полного согласия последней);
    - быть ликвидированными в качестве уголовных элементов.

    Каждое из северо-кавказских племен абсолютно самостоятельно выбрало один из вариантов.
    1. 0
      6 июня 2017 17:54
      Цитата: Оператор
      Когда Российская империя отвоевала у Османской империи Северный Кавказ

      Да не принадлежал Северный Кавказ Турции. Сфера влияния - это не принадлежность.
      1. +3
        6 июня 2017 18:17
        Северный Кавказ по Кючук-Кайнаржийскому договору 1774 года признавался в составе Османской империи


        Ясский договор 1791 года подтвердил прохождение границы между Россией и Турцией по реке Кубань. Северный Кавказ полностью вошел в состав России только в 1812 году по Бухарестскому договору.
        1. 0
          6 июня 2017 22:09
          Цитата: Оператор
          Северный Кавказ полностью вошел в состав России только в 1812 году по Бухарестскому договору.

          Это называется делить шкуру неубитого медведя. Не контролировали эти территории не Россия, ни Турция. Доказательством этому была почти полувековая война с горцами.
          1. +4
            6 июня 2017 23:03
            Я привел карту с официальными госграницами, согласованными обоими соседними странами и не где-нибудь в пустынях Центральной Азии или пампасах Южной Америки, а в Европе, где все очень ревностно относились к каждой пяди суверенной территории.

            Турция с горцами Северного Кавказа (пока он был в её составе) не воевала, а поддерживала в их набегах на приграничную российские регионы. Также она продолжала поддерживала горцев в набегах и после перехода Северного Кавказа в состав России. Без поддержки Турции была бы невозможна эта полувековая уголовщина.
            1. 0
              7 июня 2017 07:03
              Цитата: Оператор
              где все очень ревностно относились к каждой пяди суверенной территории.

              Это в 18 столетии-то? Да беспредельничали все, кому не лень в то время. Карта Европы кроилась перманентно и чихали все на договоренности.
              Цитата: Оператор
              урция с горцами Северного Кавказа (пока он был в её составе) не воевала, а поддерживала в их набегах на приграничную российские регионы. Также она продолжала поддерживала горцев в набегах и после перехода Северного Кавказа в состав России.

              Как она их поддерживала? Существование набеговой системы на Северном Кавказе объяснялось социально-экономическим устройством горских обществ, а не внешними факторами. В этом исследователи уже давно поставили точку. Ошибка Ермолова и его последователей состояла в том, что они не смогли разобраться в природе набегов и считали это лишь природной склонностью горцев к грабежам и насилиям. Только в 40-е годы 19 столетия царская администрация на Кавказе сделала правильный вывод - уничтожить набеговую систему возможно социально-экономическими мерами - вырвать горские общества из нищеты, постепенно обустраивая Кавказ. К этому, кстати впоследствии стал склоняться и Николай I.
              1. +1
                7 июня 2017 12:53
                Турция поддерживала набеги абреков поставками оружия на Северный Кавказ после его перехода под юрисдикцию Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года.
        2. Комментарий был удален.
          1. 0
            7 июня 2017 10:28
            Цитата: Квадро
            Без меня, меня женили.

            Примерно так.
    2. 0
      7 июня 2017 09:21
      Так и у индейцев Северной Америки не было собственных государств. И им тоже предоставили такие же варианты - уйти в Канаду, вести сельское хозяйство и быть ликвидированными. Посмотрите в Сети о судьбе вождя Вашаки... поучительно. Каждое из индейских племен абсолютно самостоятельно выбрало один из вариантов.
      1. 0
        7 июня 2017 13:06
        Индейцам Северной Америки США сначала предложили вариант - жить отдельно от белых в степных резервациях без всякого сельского хозяйства, а в конце 19 века кинули - согнали с этих резерваций в пустыни и горы.

        Российская империя оставила жить всех горцев, среднеазиатов, калмыков, казах и т.д. и т.п. в их исконных местах расселения при одном условии - чтобы они занимались мирным трудом (скотоводтво, земледелие, ремесла), а не бандитизмом.
  12. +1
    6 июня 2017 17:16
    Александр, Вы решили рассказать о А.П.Ермолове,но почему-то начали сразу с декабря 1812, а ведь, Ермолов родился не гениралом,а постепенно продвигался по службе,участвовал в войне 1805. У Вас ничего про раннью службу Ермолова ничего.
    Если упрекать ЕИВ Александра1 в том,что он не прикрутил боевые действия после освобождения России ,а почему тогда не упрекаете в этом Сталина? Сейчас есть такие"историки",что обвиняют Советский Союз в этом.
    Если при Союзе можно говорить про "мирового жандаима"(если вдуматься то Россия не была главной там) то сейчас уже можно и чуть по другому взглянуть на тот период.
    Вы уж простите меня,но мне Ваша последняя работа кажется не самой удачной
    1. +1
      6 июня 2017 20:25
      Александр, Вы решили рассказать о А.П.Ермолове,но почему-то начали сразу с декабря 1812, а ведь, Ермолов родился не гениралом,а постепенно продвигался по службе,участвовал в войне 1805. У Вас ничего про раннью службу Ермолова ничего...........................................
      ....................А полистать ленту на пару дней назад , к первой части , слабо ?
  13. +2
    6 июня 2017 18:54
    Дискуссия явно не полная ввиду отсутствия представителей Кавказа.
    "С приходом русских началась новая жизнь Кавказа". А самим горцам эта новая жизнь нужна была, вот в чем вопрос.
    Ведь Российская империя на Кавказ шла не университеты строить. Она решала свои стратегические интересы. Но у горцев интересы были совсем в другой плоскости. И совершенно естественно, они сорпотивлялись. А их нагибали. То же делали, решая свои стратегические задачи другие империи.
    Поэтому спор. кто более гуманно решал свои имперские задачи путем завоевания территорий, вообще лишен смысла. Тогда начинать надо с древних египтян, которые завоевывали Нубию, Финикию и Палестину с Сирией.
    Правда мнене древних нубийцев по этому вопросу не сохранилось.
    1. +3
      6 июня 2017 22:05
      Цитата: Curious
      "С приходом русских началась новая жизнь Кавказа". А самим горцам эта новая жизнь нужна была, вот в чем вопрос.

      Конечно не нужна . Грабить и торговать рабами намного интереснее и выгоднее, чем заниматься сельским хозяйством, промышленностью . Уже 21век на дворе, а кавказцы не изменились , немалая часть до сих пор так живёт.
      Цитата: Curious
      Ведь Российская империя на Кавказ шла не университеты строить. Она решала свои стратегические интересы. Но у горцев интересы были совсем в другой плоскости. И совершенно естественно, они сорпотивлялись.

      Российская империя везде занималась одним и тем же , строила города , дороги, торговала с местным населением . Конечно горцам это было не нужно.

      А что может сказать представитель кавказа? Просто любопытно
      1. 0
        6 июня 2017 22:27
        Так вот и мне любопытно.
        1. 0
          10 июня 2017 21:32
          Цитата: Curious
          Так вот и мне любопытно.

          Ну,как человек родом с Азербайджана скажу по поводу Северного Кавказа,поскольку общая религия и соседство дает представление о реальных настроениях народов Кавказа.
          Россия оккупант,которая их уничтожила,отняла их земли,переселила и отняла религию(тут уже СССР).
          Плюс Россию винят еще в политике внутреннего переселения.Ну например у кумыков,которые владычали на равнине переселили горцев.Ногайцев тупо перебили с помощью калмыков)))
          Короче все люто ненавидят Россию и также друг друга)))
          И там все сразу полыхнет,как только Россия ослабнет.Сначала выгонят и вырежут русских и армян(эти всегда были шестерками империи на местах)а потом примутся друг за друга.Начнут выяснять чей Хасавюрт в Дагестане,осетины с ингушами будут резать по поводу пригородного района и много других конфликтов.
          А так да Россия для всех оккупант и типичная колониальная империя.И попытки доказать обратное ведет только к злобе или к смеху)))
    2. +1
      7 июня 2017 12:59
      Curious
      До того, как РИ пришла на Северный Кавказ, СК множество раз приходил в Россию в виде бандитских вылазок - набегов горцев.

      Ну а потом было классическое "а нас-то за шо?" - вам лично это ничего не напоминает? bully
  14. +2
    7 июня 2017 07:48
    Цитата: Ищущий
    с десятками.миллионов индейцев Америки.

    Столько вообще не было. Не преувеличивайте. А русских было мало - вот и убивали мало. Было бы их там много - было бы все тоже. Когда дикари мешают их уничтожают! Чего тут стесняться?Это нормальная имперская политика! И Кавказ и Ср. Азия - тому подтверждение.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      7 июня 2017 12:55
      kalibr
      Не передергивайте: русские войска на Северном Кавказе убивали не дикарей, а уголовников - участников набегов.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          7 июня 2017 13:30
          После того, как Россия заключила Бухарестский договор с Турцией, южный Кавказ тоже стал российским, поэтому там тоже надо было разбираться с местным бандитизмом.
          1. Комментарий был удален.
            1. 0
              7 июня 2017 14:04
              Терпишь на своей земле бандитизм иностранных подданных, потом делаешь их территорию своей и разбираешься с бандитами по своему.
          2. Комментарий был удален.
            1. 0
              7 июня 2017 14:13
              Цитата: Квадро
              Генерал В. Нейман писал в своем рапорте от 1864 года: "Аулы и запасы хлеба и фруктов выжжены; с достоверностью можно полагать, что население должно будет в течение зимы или умереть с голоду, или выйти к нашим приморским пунктам для выселения в Турцию"
              Венюков М.И. "....война шла с неумолимою, беспощадною суровостью. Мы продвигались вперед шаг за шагом, но бесповоротно и очищая от горцев, до последнего человека,...

              Да, были тогда в России толковые государственные мужи.Благодаря таким крепла Русь хорошими темпами smile
              И никто не блеял тогда про многонациональность и многоконфессиональность. Спасибо, что напомнили их имена )
              Обидно, что всё спустили в одночасье.
              1. +2
                7 июня 2017 14:19
                Так что колонизатор он и в африке (и на кавказе и в азии) колонизатор. Quod erat demonstrandum
                1. 0
                  7 июня 2017 14:24
                  Цитата: Квадро
                  Так что колонизатор он и в африке (и на кавказе и в азии) колонизатор

                  Верно, камрад. А колонизируемый, он и есть колонизируемый - хоть чеченец хоть австралийский абориген. wink
                  1. +1
                    7 июня 2017 17:38
                    Русская армия появилась на Кавказе, когда все другие меры усмирения местных бандитов не сработали. Армия - это не Эмнисти Интернешинал, у неё другие методы.

                    P.S. Раскажите нам, как североамериканские индейцы, индусы и австралийские аборигены докучали своими набегами Англии laughing
                    1. 0
                      7 июня 2017 20:31
                      Цитата: Оператор
                      Русская армия появилась на Кавказе, когда все другие меры усмирения местных бандитов не сработали. Армия - это не Эмнисти Интернешинал, у неё другие методы.

                      Да мне без разницы - я Русскую Императорскую Армию не обвиняю. Хотите обозвать горцев бандитами и тем прикрыть факт обыкновенной колонизации? laughing Очень мудро ))
                      1. 0
                        7 июня 2017 20:36
                        Набегать не надо, тогда и колонизации не случиться.
                2. +1
                  7 июня 2017 15:29
                  Цитата: Квадро
                  Так что колонизатор он и в африке (и на кавказе и в азии) колонизатор. Quod erat demonstrandum

                  расскажи как бедных казахов колонизировали, поди вырезали вас аулами и скот отбирали.
                  1. +1
                    7 июня 2017 21:47
                    Да, и такое было. Причем старые русские авторы не стеснялись прямо про это писать.
          3. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
        1. +2
          7 июня 2017 13:39
          Черкесские князья служили Русскому царству и Российской империи, вот только на бандитских набегах черкесов это никак не сказывалось.

          Пришлось подключать Русскую Армию к решению этого вопроса.