Сегодня у нас на повестке дня истинно русская техника — сани. И не простые, а самоходные, которые снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом. То есть аэросани. И все равно не простые, а бронированные.

История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России. Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые предназначались отнюдь не для военных нужд, но в качестве легких прогулочных и спортивных экипажей.


Тем не менее, огромные просторы Российской империи при слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны, в 1912 году, на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск первых отечественных транспортных аэросаней. Однако в войну аэросани использовались весьма слабо, первое боевое применение было зафиксировано в 1915 году, но значительного количества фактов применения аэросаней в военных целях в истории не сохранилось.

Первая советская конструкция аэросаней от Туполева появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до воплощения в серии.

Предтечей НКЛ-26 были аэросани НКЛ-16 конструкции Н. М. Андреева.



Аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции.

При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом максим и второй номер расчета с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из автоматов могли вести через открывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы.

Рассказы об оружии. Аэросани НКЛ-26


Недостатком НКЛ-16 было отсутствие собственного вооружения и бронирования, поэтому в декабре 1941 — январе 1942 года под руководством Н. М. Андреева и М. В. Веселовского началось строительство новых аэросаней НКЛ-26 на Московском глиссерном заводе.

Уже в январе 1942 года на льду Ладожского озера аэросани работали по переброске грузов в Ленинград, а боевые аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение дороги жизни. С началом войны на базе транспортных аэросаней НКЛ-6 были разработаны специальные разведывательные аэросани НКЛ-26.



После окончания войны большая часть транспортных аэросаней была переданы для использования в народном хозяйстве. Значительная часть НКЛ-26 и НКЛ-16 была передана Министерству связи РСФСР. Они обслуживали доставку почты на регулярных линиях по рекам Амур, Лена, Обь, Северная Двина, Мезень, Печора и других мест, где было невозможно использование обычных транспортных машин. Производство аэросаней было прекращено в 1959 году.

Сани НКЛ-26 имели 10-мм бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту.

Вооружение состояло из одного пулемёта ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей почти круговой сектор обстрела. Запас патронов 10 магазинов и 10 гранат РГД-33.





В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2. Мотор, мощностью 110 л.с. обеспечивал саням скорость до 70 км/ч по ровной поверхности и 30-35 км/ч по пересеченной.



На двигатель для запуска с места водителя дополнительно ставили электрический стартёр и генератор. Их место — слева и справа от внешних сторон нижних цилиндров. Двигатель сопрягали ещё с одним агрегатом — подогревателем воздуха на входе в карбюратор. Его установка улучшала работу двигателя при низких температурах, исключая обеднение рабочей смеси, поступающей в цилиндры, и вымерзание всасывающих каналов и карбюратора.

Первые модели были выпущены с деревянным корпусом с четырьмя независимо подвешенными управляемыми лыжами. Каркас собирался из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, а потом обшивался 10-миллиметровой водостойкой фанерой.

Его передняя часть защищалась укреплённым под углом в 60° к вертикали броневым щитом — листом противопульной брони толщиной 10 мм. В щите, перед водителем, находился смотровой люк с откидной створкой, в которой выполнена узкая прорезь. Единственная дверь располагалась слева от водителя, по бортам имелись два небольших окна из обычного стекла для бокового обзора.



В крыше корпуса, над командиром, находилось круглое отверстие, снабжённое усиленной окантовкой. На окантовку закреплялось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемёта типа ДТ. Турель имела бронированный щиток с фигурным вырезом для пулемёта.
Механизм поворота обеспечивал горизонтальный угол обстрела до 300°; 60° приходилось на зону вращающегося воздушного винта.




Были попытки усилить огневую мощь НКЛ-26, например, за счет направляющих с реактивными снарядами.

В задней части, за отсеком командира, размещался бензиновый бак.

Ходовая часть аэросаней состояла из четырёх одинаковых по размерам лыж, полуосей и пружинных телескопических амортизационных стоек. Лыжи открытые, Т-образного сечения, взаимозаменяемые. Передняя часть шире, чем задняя, что способствовало уменьшению бокового трения при движении по рыхлому снегу.



Управление аэросанями осуществлялось с помощью рулевого колеса, через систему тросов и рычагов. При вращении колеса одновременно поворачивались все четыре лыжи, что резко повышало манёвренность.



Состояли на вооружении боевых аэросанных батальонов, которые действовали совместно с общевойсковыми частями (главным образом с лыжниками) и выполняли самостоятельно задачи по службе боевого обеспечения — разведка, связь, преследование и прочее.



Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на экипаж из двух человек — командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и водителя-механика.


Аварийный комплект на всякий случай: запасной винт и лыжи. На случай аварии или нехватки топлива.

В целом, НКЛ-16 и НКЛ-26 несли свою службу довольно успешно. И продолжали свою работу после войны.

Данный (и, возможно, единственный в стране) экземпляр НКЛ-26 можно увидеть в экспозиции Музея Отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Возможно, где-то в стране в музеях на Севере остались отдельные экземпляры, но эти сани в музее военной истории в Падиково полностью восстановлены и находятся в полностью рабочем состоянии.

Автор:
Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. WildOwl Офлайн
    WildOwl 7 июня 2017 16:09
    +6
    Справедливости ради надо бы вспомнить и о "родне" аэросаней глиссерах, которые также с успехом применялись и до и во время войны. К примеру НКЛ 5.
    1. slavyan4269 Офлайн
      slavyan4269 7 июня 2017 16:56
      +2
      полностью с Вами согласен
    2. venaya Онлайн
      venaya 7 июня 2017 16:58
      +3
      Цитата: WildOwl
      .. надо бы вспомнить и о "родне" аэросаней глиссерах ..

      Просто мода тогда, в те годы появилась. Причина: бурное развитие авиации с соответствующими успехами в области как авиационного моторостроения так и повышения тяги авиационных винтов. Недостаток - очень низкое КПД движителя (винтов) на малых скоростях. После войны в Канаде получилось удачно использовать в качестве движителя облегчённую гусеницу, начался бум снегоходов. На них при достаточно больших скоростях (уже при режиме глиссирования) возможно также передвижении по открытым участкам воды, к примеру по полынье, даже болоту. Считаю все эти направление средств передвижения достаточно перспективными, желательно в меру возможностей их скорейшим образом развивать. Экономический эффект здесь может быть огромным, учитывая огромные просторы нашей страны и фактическое отсутствие развитой дорожной сети. Дороги хоть и нужно строить, но не всегда затраты на их строительство возможно окупить, а уж про применение подобного направления средств транспорта в вооружённых силах и говорить не приходиться, явно перспективны.
      1. Лопатов Офлайн
        Лопатов 7 июня 2017 19:04
        +11
        Цитата: venaya
        Причина: бурное развитие авиации с соответствующими успехами в области как авиационного моторостроения

        Слышал, что на аэросани изначально шли авиационные двигатели с выработанным ресурсом. Которые уже нельзя было применять в авиации по соображениям безопасности.

        Цитата: venaya
        Считаю все эти направление средств передвижения достаточно перспективными, желательно в меру возможностей их скорейшим образом развивать.

        При СССР аэросани были одним из "локомотивов научно-технического творчества населения. По крайней мере "Техника Молодёжи" каждый год в 70-е проводили слёты. А так же дельтапланеризм, сверхлёгкая самодельная авиация, самодельные автомобили, багги, "внедорожники"... Слёты, пробеги, соревнования, в т.ч. международные...

        Серьёзно к теме подходили, жаль ушло всё это.
    3. Проксима Офлайн
      Проксима 7 июня 2017 22:47
      +9
      Цитата: WildOwl
      Справедливости ради надо бы вспомнить и о "родне" аэросаней глиссерах

      Не мешало бы в статье "вспомнить" и про боевое применение аэросаней, а оно весьма интересное!
      Из воспоминаний К.К. Рокосовского:

      "«По нашей просьбе В.Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Каждые аэросани были вооружены легким пулеметом.

      Очень крепкая помощь, и не только для живой связи, как обнаружилось.

      Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Создалось на время критическое положение.

      Главный наш связист полковник П.Я. Максименко был как раз в аэросанной роте. По его инициативе ее использовали для удара по врагу.

      Рота моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулеметов. Немцы были рассеяны, истреблены. Спаслись только те, кому удалось добежать до кустов на опушке леса.

      Взятые в этой стычке пленные в голос говорили, что эта атака их ошеломила: они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летят по глубокому снегу. (У этого замечательного в зимних условиях средства было слабое место – пропеллер мешал двигаться по узким лесным дорогам и кустарникам.)»
      1. zadorin1974 Офлайн
        zadorin1974 8 июня 2017 10:45
        +1
        Статья хорошая!Но и Роман до конца не довел ее-в летнее время аэросани использовались в двух вариантах:колесные и поплавковые.
  2. Curious Онлайн
    Curious 7 июня 2017 17:03
    +3

    Аэросани НКЛ -26 в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме. Но эти сани изготовлены практически заново.
  3. мотострелок Офлайн
    мотострелок 7 июня 2017 17:26
    +3
    НКЛ, это НарКомЛес, именно этот наркомат занимался санями и глиссерами
  4. ротмистр Офлайн
    ротмистр 7 июня 2017 17:43
    +3
    В годы войны были военные училища, которые готовили специалистов, для аэросаных подразделений.
    1. СОЛИКАМСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ с дислокацией в гор. Соликамске.
    2. КОТЛАССКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ с дислокацией .в гор. Котласе.
    I. Соликамское Военное училище предназначить для подготовки следующего личного состава:
    1500 человек механиков-водителей десантных аэросаней.
    400 человек командиров частей и подразделений десантных аэросаней (курсы подготовки).
    100 человек помощников командиров батальонов и рот по технической части (курсы переподготовки).
    Всего 2000 человек.
    Котласское Военное Училище предназначать для подготовки следующего личного состава:
    1000 человек механиков-водителей боевых аэросаней.
    740 человек командиров боевых аэросаней.
    260 человек командиров частей и подразделений боевых аэросаней (курсы переподготовки). Всего 2000 чел.
    ПРИКАЗНАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР№ 0078 от29 августа 1941 год г. Москва За статью спасибо.
  5. da Vinci Офлайн
    da Vinci 7 июня 2017 17:47
    +5
    Этот агрегат использовали в фильме "Семеро смелых". drinks
  6. Жаль никто не создал бронированный БТР на основе аэросаней, тог да бы разведку и диверсионную работу можно было поднять на ной уровень...
  7. амурец Офлайн
    амурец 8 июня 2017 00:54
    +7
    Первая советская конструкция аэросаней от Туполева появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до воплощения в серии.

    А,наверное последняя конструкция аэросаней от Туполева у нас применялась в 60-е годы. На погранзаставах Амурской области они были. Это аэросани-амфибия ОКБ Туполева А-3.

    По крайней мере, последний раз я видел их в зиму 1968-1969гг.
  8. michell Офлайн
    michell 7 августа 2017 16:14
    0
    Вооружение состояло из одного пулемёта ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей почти круговой сектор обстрела.


    Могу ошибаться, но, по-моему, это самый что ни на есть ДА-1 (Дегтярев авиационный). Во-первых - вряд ли бы конструкторы стали разрабатывать турельное крепление для танковой модификации при наличии готового решения для авиационного пулемета. Во-вторых - характернейшая деталь пулемета на фото - брезентовый гильзоприемник с застежкой "бабушкин кошелек". Предназначался он для собирания гильз, поскольку хаотично падающие в нижнюю часть фюзеляжа самолета гильзы могли заклинить тяги управления рулями высоты и направления, проходящие по днищу фюзеляжа. Читал в советское время в "Технике - молодежи", что это была первая в СССР деталь, при разработке которой была использована скоростная киносъемка - на первых образцах пулемета при наполнении гильзоприемника примерно на четверть стреляные гильзы переставали падать в гильзоприемник и заклинивали пулемет. Скоростная киносъемка позволила выявить проблему, форма гильзоприемника была изменена, на серийных образцах дефект более не проявлялся.