Читторгарх: крепость раджпутов, водоемов и храмов (часть первая)

Всегда приятно, когда после публикации первой статьи тебя просят продолжить тему и дать ее продолжение. Вот и после материала о форте Кумбхалгарх меня попросили рассказать об упоминавшемся в нем Читторгархе – крепости, явно заслуживающей внимания. И тут и мне, и читателям ВО можно сказать повезло. Всегда приятно писать о чем-то, имея под руками и фотографии, и информацию непосредственно «оттуда». Сам я в Читторгархе не был, но зато там побывала близкая подруга моей дочери и привезла мне целый диск замечательных фотографий. Долго он у меня лежал без дела и вот наконец «наступил его час».

В прошлый раз в начале материала о могучем индийском форте Кумбхалгарх (https://topwar.ru/116395-kumbhalgarh-fort-kumbhal-velikaya-indiyskaya-stena.html) речь шла о том, что сам он является вторым по размерам после форта Читторгарх в Раджастане, а выстроен он был раджпутским правителем раной Кумбхой, вместе с несколькими другими крепостями. Причем рана Кубха лично разрабатывал планы 32 из них. А как же тогда форт Читторгарх, и кто такие раджпуты вообще? Начнем с последнего, потому что их история очень интересная и по-своему поучительна.


Форт Читторгарх. Вот так он выглядит снизу из долины.



А вот это очень забавный снимок: таков наклон окружающей местности на подступах к форту. Человек, решил, видимо, «срезать» себе путь и пошел вверх напрямую.

Слово «раджпут» происходит от санскритского «раджа путра», что значит «сын раджи», то есть «сын владыки». Что же касается вопроса об этническом происхождении раджпутов, то о нем ученые ведут споры до сих пор. Западноевропейские историки считают, что они мигрировали в Индию из Центральной Азии где-то между I и VI веками нашей эры. У индийцев свое версия, согласной которой они выходцы из Северной Индии и представляли касту «кшатриев» (воинов), а «раджпутами» их назвали в раннем Средневековье.


Раджпутский боевой слон. Рисунок датируется 1750–1770 гг., выполнен в г. Кота, Раджастан.

Как бы там ни было, но раджпуты и впрямь отличались своей воинственностью и потому уже с IX века играли активную роль в политической жизни на севере Индии. При этом их имя было окружено ореолом мужественности, поскольку если ситуация для них была безвыходной, то раджпуты не останавливались перед тем, чтобы совершить джаухар – ритуальное массовое самоубийство. Единственным достойным занятием для мужчины-раджпута могло быть только лишь военное дело. Для настоящего раджпута были недостойными ни земледелие, ни торговля и даже чрезмерно увлекаться религией ему не рекомендовалось. Хотя раджпуты были индуистами, им не только не запрещалось, а вменялось в обязанность есть мясо и пить вино, дабы поддерживать в себе воинственность. Традиционным оружием раджпутов были широколезвийные мечи кханда.


Меч раджпутов – кханда.

Уже в эпоху раннего средневековья, вскоре после падения империи Гуптов (647 г.) они владели большей частью северной Индии, где создали множество небольших княжеств, которыми властвовали вожди 36 основных раджпутских кланов.

Читторгарх: крепость раджпутов, водоемов и храмов (часть первая)

Шлем раджпутов из музея Альберт-холл в Джайпуре.

Когда в X веке в северную Индию хлынули мусульманские завоеватели раджпуты в силу своей раздробленности оказать им должного отпора из-за своих междоусобиц не смогли. Но и завоевателям так и не удалось их исламизировать, и в раджпутских княжествах сохранились исконно индийские религии – джайнизм и индуизм.


Снаряжение воина XVIII в. из Раджастана: чилта хазар маша (Одеяние из тысячи гвоздей), кухах худ (шлем), базу банд (наручи), тулвар (меч). Национальный музей Индии, Нью-Дели.

Естественно, что именно поэтому мусульманские владыки империи Великих Моголов относились к раджпутам крайне отрицательно (ведь ислам заповедал им убивать тех, кто поклоняется многим богам, а уж многоруким и слоноголовым – тем более!). Поэтому в начале XIV века они предприняли попытку уничтожить государство раджпутов или по крайней мере сильно его ослабить. Раджпуты понесли поражение от Бабура в битве при Кхануа (1527), а его внук Акбар (1568-1569) захватил многие их крепости. Склонившись перед силой сильных, раджпутские феодалы (за исключением правителей области Мевар) перешли на службу к Великим Моголам, но выторговали у них право на сохранение своей автономии в составе империи.


Махарана Пратап Сингх, легендарный правитель Мевара XVI века.

И все было бы после этого хорошо, если бы султан Аурангзеб не оказался столь ревностным мусуллимом и не занялся насильственным обращением индуистов в ислам. Кроме того, он ввел «налог на веру», налог за индуистские паломничества, запретил строительство индуистских храмов, а существующие не начал превращать в мечети. Кроме того, он проводил политику дискриминации индусов в армии и выдавливание их из сферы торговли и госслужбы, то есть задел тех, кого задевать всегда было очень опасно: торговцев и чиновников. Все это вызвало многочисленные восстания по всей Могольской империи, подавлять которые было очень сложно. А затем раджпуты пошли еще дальше. В обмен на сохранение местной автономии и защиту от набегов свирепых афганцев, они в начале XIX века заключили договор с англичанами и согласились на переход под британскую юрисдикцию. В 1817 – 1818 гг. британское правительство постепенно заключило такие договоры почти со всеми раджпутскими княжествами. В результате этого британское правление распространилось на всю территорию Раджпутаны – то есть земли раджпутов, ну а после обретения Индией независимости Раджпутана стала индийским штатом Раджастан. Интересно, что в годы Великого восстания, известного у нас в России как восстание сипаев, раджпуты поддержали англичан, а не своих братьев по вере – повстанцев!


Знатный раджпут 1775 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

История самого же форта Читторгарх («гарх» как раз и означает форт, изначально он назывался Читракут) уходит корнями в глубину веков. Сохранились легенды, что правитель Гухилы по имени Баппа Равал захватил укрепление, что находилось на его месте еще в 728 или 734 году н.э. В одной из них, правда, говорится, что он получил его в приданое. Некоторые историки сомневаются в историчности этой легенды, утверждая, что правитель Гухилы тогда еще не контролировал Читтор. Как бы там ни было, но можно считать, что уже в VIII веке какая-то крепость здесь была.


Форт Читторгарх в 1878 г. Картина Марианны (1830-1890). Англичане охотно посещали Раджпутану, а их художники рисовали картины тамошней экзотики.

И тогда же с VIII по XVI века Читторгарх был столицей государства Мевар, который контролировался раджпутским кланом Сисодия. Крепость трижды становилась объектом атаки армий мусульман: в 1303 году – к нему подступили войска делийского султана Ала ад-дина Халджи, в 1534-1535 годах – это был султан Гуджарата Бахадур-шах, а в 1567-1568 годах до Читторгаха добралась армия самого Акбара Великого.


Осада крепости Читтор в 1567 г. Взрыв мины под стеной крепости. Могольская миниатюра из «Акбар-наме». 1590-1595 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон

И во всех этих случаях, когда крепость вот-вот должна была пасть под натиском врага, ее защитники сдаче на милость победителя предпочитали смерть для себя и ритуальное самосожжение для всех членов своих семей. Ну, а когда в 1568 году Читторгарх был основательно разрушен шахом Акбаром, столицу Мевара перенесли в Удайпур.


Сцена битвы. Бхагавата пурана. Центральная Индия. 1520-1540 гг., Коллекция Кронос, Нью-Йорк.

Сегодня Форт Читтор (как называют его англичане) или Читторгарх (как называют его индийцы) представляет собой крупнейший из всех фортов Индии и прямо-таки уникальный памятник средневековой индийской архитектуры и военного зодчества. Общая его территория охватывает участок площадью… 305 гектаров, а вместе с буферной зоной – 427 гектаров. Все укрепления Читторгарха расположены на изолированном скалистом плато длиной около 2 км и шириной 155 м, которое в свою очередь на 180 метров поднимается над равниной. Что же касается протяженности стен форта, в плане имеющего форму рыбы, то она равна 13 км.


Форт Деравар, принадлежавший династии раджпутов Бхатти. Находится в современной области Бахавалпур в Пакистане. Полукруглые, выступающие из стены бастионы были особенностью раджпутской крепостной архитектуры.

Интересно, что практически все стены вместе с полукруглыми бастионами возведены так, чтобы прямо за ними вниз уходили едва ли не отвесные обрывы скалистого плато. Поэтому они построены не столь мощными, как в Кумбхалгархе, да в этом и не было никакой необходимости. Подняться к форту позволяет извилистая горная дорога длиной более одного километра, ведущая от города в долине к главным воротам форта Рам Пол. Есть и другие дороги. Но пользуются не всеми. Внутри форта тоже есть дорога, которая позволяет добраться до всех ворот и памятников, расположенных уже внутри крепостных стен. Всего же ворот, ведущих в крепость, семь. Все они построены правителем Мевара раной Кумбхой (1433-1468) и названы по названиям расположенных здесь же холмов: Пэйдал Пол, Бхайрон Пол, Хануман Пол, Ганеш Пол, Джорла Пол, Лакшман Пол и Рам Пол.


Вид из форта на город, расположенный у его подножия.

С 2013 года это один из объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, так что теперь уже не только Индия, но и весь мир должен заботиться о том, чтобы сохранить его для наших будущих потомков. Добраться до него не слишком сложно, поскольку он находится на полпути от Дели до Мумбаи и туда ведет национальная автомагистраль №8 и вдобавок железная дорога. Железнодорожная станция находится от форта в шести километрах, автовокзал – в трех.


Щит раджпутов.

Внутри форта находится масса различных интересных сооружений. Это и собственно его стены и бастионы, храмы и дворцы, но, пожалуй, самое удивительное это… его водоемы. Здесь на высоте 180 м встретить такую массу воды просто никак не ожидаешь. Причем, в начале здесь было 84 водоема, из которых до наших дней сохранилось всего лишь 22. Они устроены так, что питаются естественным водосбором и осадками и представляют собой хранилище объемом в четыре миллиарда литров, которое может полностью удовлетворить потребность в воде для армии в 50 000 человек, которая могла бы свободно укрыться за его стенами и использовать территорию форта в качестве базового лагеря!


Один из сохранившихся водоемов форта.

Кроме того, здесь можно увидеть и осмотреть 65 различных исторических сооружений, среди которых четыре дворцовых комплекса, 19 старинных храмов, и многое другое. Есть также интересный музей, в котором находится впечатляющая коллекция индийского оружия, рестораны, магазины сувениров – одним словом все, что нужно современному туристу. Правда, за вход сюда индиец заплатит только пять рупий, а вот иностранец – 100!


Сурай Пол – ворота во внутренний двор.

Археологам удалось выяснить, что самое ранее укрепление на одном из холмов было построено еще в V веке и затем последовательно расстраивалось вплоть до XII века. Вторая часть оборонительных укреплений была построена уже в XV веке. Помимо дворцового комплекса, расположенного на самой высокой точке в западной части форта, здесь много храмов, таких, например, как Храм Кубха Шьям, Храм Мира-Бай, Храм Ади Варах, Храм Шрингар Чаури и мемориал Виджая Стамба. Стены форта со встроенными в них полукруглыми бастионами состоят из каменной кладки на известковом растворе.


Бастионы и стены Читтора выглядят не столь мощными, как в Кумбхалгархе, но, тем не менее, они очень интересны своей архитектурой. Устройством машикулей они напоминают донжон замка Шато-Гайяр во Франции. Они встроены в парапет стены и позволяют стрелять прямо вниз и в стороны. А вот сброшенные из них камни при этом катились по стене и затем отлетали в стороны. Промежутков между зубцами нет, но есть бойницы в самих зубцах.


Створки ворот усажены остриями…

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 16 июня 2017 07:51
    Интересно, что в годы Великого восстания, известного у нас в России как восстание сипаев, раджпуты поддержали англичан, а не своих братьев по вере – повстанцев!
    ..Подошли рационально, лучше синица в руке ,чем журавль в небе..В этом восстании не видели для себя перспектив..Спасибо, ждем продолжения...
    1. Curious (Victor) 16 июня 2017 07:59
      Лучше синица в руках, чем дятел в заднице.
  2. Curious (Victor) 16 июня 2017 07:58
    "И во всех этих случаях, когда крепость вот-вот должна была пасть под натиском врага, ее защитники сдаче на милость победителя предпочитали смерть для себя и ритуальное самосожжение для всех членов своих семей."
    Джахуар – древний индийский обычай массового самосожжения. Оно совершалось женщинами и детьми в осажденных замках, когда исход был очевиден в пользу врага.
    Мужчины должны умереть в бою, поэтому согласно обычаю «шака», они бросались в последний бой и достойно в нем умирали.
    Такие массовые самоубийства присущи были не только Индии.
    На Бали существовал ритуал «Пупутан», который предполагает, что все мужчины и женщины должны заколоть себя и своих детей всех возрастов.
    Самый известный случай - 1906 год, когда Балийская королевская семья предвидела нападение голландцев, и, зная, что их сопротивление бесполезно, все члены королевской семьи и сотни их последователей покончили жизнь самоубийством.
    1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 12:53
      Джахуар – древний индийский обычай массового самосожжения. Оно совершалось женщинами и детьми в осажденных замках, когда исход был очевиден в пользу врага.

      Ну, и что Вы натворили? belay сейчас набегут сторонники славяно-арийской теории и будут доказывать с пеной у рта, что, так как наши старообрядцы тоже себя сами сжигали в скитах, значит, аналогии налицо, и индийский обычай массового самосожжения придумали древнеславяне и никто другие. laughing
      насчет массовых самоубийств - Камакура еще яркий пример.
      1. Curious (Victor) 16 июня 2017 13:58
        Дело в том, если почитать литературу по философско-антропологическому анализу деструктивной человеческой деятельности, особенно в части аутодеструктивной, а особенно ее крайнюю форму - суицид, то я хотел бы посмотреть на наших апологетов неоистории, которые потянут этот сложнейший философский, антропологический, психологический и психиатрический вопрос.
        В тех же древнеиндийских текстах встречается такой почетный способ самоубийства, как смерть на медленно тлеющем костре из навоза коровы. Как объяснить подобные желания? Тут на Клесова не сошлешься. Так что пусть доказывают. Почитаем.
        1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 14:01
          первая фраза сломала мой мозг, "как шоколад в руке" wassat загнули, пять баллов! good
          1. Curious (Victor) 16 июня 2017 14:05
            Вопрос реально сложный и интересный, я бросил углубляться, потому что на людей начал смотреть как на совершенно на этой планете явление лишнее.
            1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 14:21
              и не будем углубляться! давайте о позитивном. Был мой арендодатель в Индии пару лет назад. Грит: "Коля, поехали со мной, у меня приятель отказался, а там такая красота, Тадж-Махал и прочее!" fellow Я культурно отказался. no Приехал он обратно. Я ему: "Станислав Дмитрич, ну, как там красота?" wink А он чуть не плюется: "Да какая, грит, красота! Плюют, гадят посреди улицы, возле каждой достопримечательности толпы нищих, люди сами себя ужасно уродуют (сознательно!), чтоб милостыню просить! angry Единственно, что понравилось - много мартышек везде winked ". То есть, там не только песни и танцы, как в фильмах показывают! drinks везде хорошо, а дома лучше drinks
              1. Curious (Victor) 16 июня 2017 14:38
                Дело в том, что все как то сосредоточились на Китае, как на стране с большим населением. Но в Индии население столько же - тоже почти 1,4 миллиарда! И Индия обходит Китай! Так что пребывание в этой стране реально напрягает психологически и опасно физически. Я, когда в 1986 году ехал в командировку, получил то ли 8, то ли 9 прививок. Обязательно! Сейчас все прут на свой страх и риск.
                Что касается обезьян. то это натуральные ОПГ с четкой организацией и паханом во главе. Их то там бить нельзя - священное животное. У меня товарищ один раз в коттедж окно не закрыл - одни нецензурные выраженния. Вы себе не представляете, с каким удовольствием советские металлурги наблюдали обезьяну, попавшую под напряжение 35 кВ.
                1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 15:49
                  Вы себе не представляете, с каким удовольствием советские металлурги наблюдали обезьяну, попавшую под напряжение 35 кВ.

                  я уже ничему не удивляюсь. good Вы страшный человек и еще тот затейник, доказано Веней lol
                2. parusnik (Алексей Богомазов) 16 июня 2017 16:17
                  Почитал все Ваши комментарии, подумал..наверное хорошо,что я "не выездной"..нееее выехать можно, но потом отчеты в службу безопасности писать, с кем пил, с кем спал, что покупал, куда ходил..на фик..
                  1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 16:26
                    но потом отчеты в службу безопасности писать, с кем пил, с кем спал, что покупал, куда ходил..на фик..

                    как обезьяну под напряжение 35 кВ подсовывал.. laughing drinks
                    1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 17:03
                      как слон на тебя (Вас) облегчился, а рикша (тормоз такой!) не успел фанеркой прикрыть.. как пьяный в открытую канализацию провалился.. laughing
                      1. parusnik (Алексей Богомазов) 16 июня 2017 17:21
                        laughing good drinks ..Вот, вот ...наверное так...У нас главбух в Германию съездил..потом отчеты в СБ полгода писал в духе:Штирлиц шел на встречу.. Больше загранку не ездит..Я как в 15 -м попал в списки сайта Миротворец..народ прикалывался...Затем на "Князе Владимире" совещание устроили в этом году в мае..заодно круиз пробный проводили Сочи-Севастополь..Руководство всех филиалов предприятия все попали на Миротворец..Как говорится и вас посчитали...
                  2. Curious (Victor) 16 июня 2017 18:23
                    Я не знаю, что там у Вас за система. Во времена СССР да, инструктажи проводили и бойцы невидимого фронта присутствовали в группах, командах, делегациях. На эту тему у Веллера есть очень интересный рассказ о студенте Инъяза.
                    Потом сколько не ездил, задалбывают только отчеты о командировках. На каждый цент дай чек.
              2. kalibr (Вячеслав) 16 июня 2017 15:42
                Самое страшное в Индии ехать на рикше и попасть в пробку на улице неподалеку от слона. Слон как останавливается, так и облегчается и тогда на асфальт летит ведро навозу и два ведра мочи. С высоты! Брызги во все стороны. Правда у рикши есть фанерка и он ей закрывает седока... Но не всегда помогает! Потом священная корова объевшись пакетов на свалке подыхает на шоссе... Это тоже... "подарок судьбы". Ну и открытая канализация на улицах. Это вообще разговор особый!
                1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 15:47
                  Ну и открытая канализация на улицах. Это вообще разговор особый!

                  Вячеслав Олегович, похохмю (или "схохмлю"? как правильно?). То есть, если нужны будут фото европейских городов средневекового периода, фото канализации можно брать из Индии? laughing вроде, в Европе так же все было? а тротуары они в Германии с тех пор до сих с мылом моют - генетическая память о расплескавшемся в дрогнувшей руке ночном горшке? fellow
                  1. kalibr (Вячеслав) 16 июня 2017 16:12
                    Лишь отчасти верно. Там все так и не так, как в Европе! Но я об этом напишу как-нибудь. А в Германии моют с мылом да, в память... Золотари с пятого этажа сносили емкость с... и в бочку, ну и проливали. И как господам идти куда? Вот и были по утрам. Тоже и во Франции - во вторую Империю многоэтажки были, а канализация - бочка на лестничной площадке. Все лилось, переливалось, проливалось. Откуда такая страсть к духам? Вот отсюда! И откуда такая зависть к российским помещикам. Огромные дворы, где находилось место и будочкам для дворни и "комнаткам" для облегчения. Почитайте ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ и РАЗИН СТЕПАН Чапыгина. Там эти тонкости очень хорошо отражены!
                    1. Микадо (Николай) 16 июня 2017 16:16
                      "Степан Разин" читал, но давно, на тонкости внимания не обращал.
                      Откуда такая страсть к духам? Вот отсюда!

                      а потом еще и парики.
                      1. Curious (Victor) 16 июня 2017 18:47
                        Почитайте Гиляровского, "Москва и москвичи". Он там бесподобно выезд ассенизационного обоза описывает, в центре Москвы.
                2. Curious (Victor) 16 июня 2017 18:51
                  Для того, чтобы Вас слон обгадил на улице города, надо на юг Индии ехать и везучим быть. В том же Дели вероятность такого события такая же, как вероятность покуса медведем в Пензе.
  3. GrandAdmiral (Алексей) 16 июня 2017 15:54
    Спасибо за очередную интересную статью!
  4. Оператор (Андрей) 16 июня 2017 17:22
    Потомков ариев среди населения Индии в среднем не много - порядка 10-15%. Но вот в высших кастах кшатриев и брахманов процент носителей R1a поднимается до 65%. Иначе говоря, после завоевания Индии арии отформатировали местное общество под себя.

    Социальные лифты в Индии не работают, поэтому простой люд из низших каст как был представлен дравидами (гаплоруппа L) и множеством других национальностей, так и остается таким до наших дней.

    Сами же арии - представители высших каст Индии, в течение 3,5 тысяч лет живущие в окружении более многочисленных народов, метисировали и перешли на гибридный арийско-дравидский язык хинди, в основе которого лежит санскрит, но только в основе. То же самое относится и к культуре потомков ариев, которая гибридизировалась не только с дравидской, но и с мусульманской культурами.

    Славяне в плане сохранения культуры и языка рулят, поскольку потомки ариев в их составе достигают 60% (Польша), а в локальном максимуме распространения носителей R1a - 100% (Центрально-Черноземный район России). До принятия христианства славянская культура была практически идентична культуре ариев, при этом язык носил следы влияния иллирийцев, кельтов и северных семитов (скифов).
  5. Микадо (Николай) 16 июня 2017 17:36
    parusnik,
    потом отчеты в СБ полгода писал в духе:Штирлиц шел на встречу.. Больше загранку не ездит..

    я банку раз в год отчеты заполняю: "А не являюсь ли я (организация) иностранным агентом?" "А не являюсь ли я филиалом какой-нибудь иностранной организации?" и все такое в этом же духе. Как будто они сами не видят все платежи! Отчетность глупая, но им, видимо, для галочки. Вот сидишь и битый час эти галочки проставляешь, причем форма опросника систематически меняется (ради этого мартышкина труда специально держат отделы, видимо!) Слава Богу, что хоть не подозревают, что "гранты лично от Сороса, из его лично рук получаю". как-то так!
Картина дня