Military Review

"Asymmetric answer"

2
One of the areas of military construction in the United States is the creation of a multi-component anti-missile defense system. The Republican administration of George W. Bush has decided to deploy a third missile defense position region in Eastern Europe - in addition to the two that exist directly in the United States (in California and Alaska). This is not the first attempt by the Americans to reduce the ability of the Strategic Nuclear Forces of Russia to retaliate.

At the beginning of the 1980s, during the presidency of Ronald Reagan, the Strategic Defense Initiative (SDI) was launched by the official Washington, which journalists called the Star Wars program. Then the USSR developed a strategy of countermeasures, which was included in history as an "asymmetrical answer". The experience of those years seems to be still relevant today - naturally, with a correction to a new, higher level of military technology.



In this regard, attention is drawn to the work just released in Moscow "Lenand", "How an" asymmetrical response "was prepared for the" Strategic Defense Initiative "by R. Reagan. Velikhov, Kokoshin and others." Its authors are S.K. Oznobishchev, one of the participants in the development of the Soviet "asymmetric strike", retired colonel-general V.Ya. Potapov, in the recent past, Deputy Secretary of the Security Council of the Russian Federation, and Colonel-General (Retired) V.V. Skokov. They view the Soviet strategy of an “asymmetric response” as one of the most interesting examples of a comprehensive political-military strategy (which included diplomatic and political propaganda measures, as well as specific programs for the development of weapons systems and their scientific and technical base).

Recall that in 1983, the US government announced that the task of research and development under the PIO program was to make nuclear weapon "obsolete and unnecessary." Realization of this task would undermine the foundations of the then-established bipolar equilibrium and strategic stability in the world. The authors of the work published by LENAND note that the announcement of the nomination of the PIO was perceived by a significant part of the top Soviet leadership not only negatively (which was justified), but also "very nervously." This reinforced Reagan and his "team" in the belief that they were "on the right track."

By itself, Reagan, as follows from the published work, was not a caricature character, as he is sometimes presented. Despite all his antipathy towards the USSR as an "evil empire," he sought to reach agreements with Moscow in the field of arms control. Few people know that Reagan wrote handwritten addresses to all the leaders of the USSR, who at that time quickly succeeded each other (Yu.V. Andropov, KU Chernenko, MS Gorbachev), with a proposal for a personal meeting. But no answers were received in Washington. The appeal to Gorbachev was found in the depths of our bureaucratic machine only after notification from the American side.

Of course, Reagan, who began his career as a film actor, did not understand military technical issues and at first fell under the influence of such scientific authorities of the USA as "the father of the American hydrogen bomb" Edward Teller and the physicist Lowell Wood. They argued the head of the White House that purely technical solutions to the problems of ensuring US national security were possible. And yet, the views of the American president under the pressure of changing geopolitical realities, arguments and proposals of the Soviet side (largely supported by coordinated actions of prominent domestic and American scientists) have undergone a significant evolution towards realism.

Ultimately, the SDI program remained unfulfilled in its “full form”. Under the influence of external and internal criticism from the United States by recognized authorities of the scientific world and prominent politicians, the American Congress resorted to its favorite practice for such cases - it began to reduce the allocation of the requested funds to the most odious and destabilizing projects.

The authors of the brochure indicate that the components of the "asymmetric strategy" of the Soviet side were developed at the USSR Academy of Sciences, departmental research institutes (among the latter, the development of the TsNIImash of the USSR Ministry of General Machine-Building, headed by Y.A. Mozhorin and V.M. Central Research Institute of the Ministry of Defense). The concept of "asymmetric response", and even more so its specific programs were implemented, as follows from the brochure, overcoming major obstacles. In the USSR, by the 4 years, there was a tradition of predominantly symmetrical actions - the actions "the tip against the tip".

And this tradition manifested itself when the Kremlin was faced with the question of how to meet the challenge of Reagan. It was necessary to find an optimal model of actions for the case of the deployment of multi-echelon anti-missile defense by the Americans in order to provide an opportunity for Soviet nuclear missiles to inflict "unacceptable damage" on the aggressor.

The main role in deciding in favor of the “asymmetric response” formula was played by a group of Soviet scientists led by a nuclear physicist and vice-president of the USSR Academy of Sciences Ye.P. Velikhov, who supervised fundamental and applied research in the interests of defense at that time. The open part of this group was the Committee of Soviet Scientists in Defense of Peace, against the Nuclear Threat, created by Velikhov (with the approval of the top leadership of the USSR).

For a long time Velikhov worked at the Kurchatov Institute of Atomic Energy - at the leading institute of the atomic industry of the USSR. In 1975, he became the head of the Soviet thermonuclear program. Velikhov's wide range of knowledge, his deep understanding of the problems of fundamental and applied science, as noted in the brochure, contributed to his being among the leaders of the Russian academic community, who raised the question of the development of computer science in our country.

The fact is that by the end of the 1970s, the USSR had a significant lag behind the USA, Japan and other developed countries in the information and communication sphere. The strategic mistakes in the development of electronic computers made by the Soviet leadership in 1960-s, when it was decided to copy the American computer equipment of the company IBM, instead of continuing their own development, embodied in such well-known computers as Strela and BESM-6.

In making proposals on specific elements of the Soviet "anti-SDI" program, Velikhov put a lot of effort into developing the information and analytical component of the Soviet "asymmetric response." Largely thanks to him, the foundations were laid for the revival of domestic developments in the field of general purpose supercomputers, which led to the creation of SKIF series machines.

The right hand in the "Velikhov group" was A.A. Kokoshin, who at that time held the post of deputy director of the Institute of the USA and Canada (ISKAN) of the USSR AS. Prior to his appointment to this post, he headed the department of military-political studies of this institute, becoming the successor of Honored Military Intelligence veteran MA. Milstein. In the same department ISKAN worked Colonel-General N.A. Lomov, who at one time occupied the post of Chief of the Main Operational Directorate of the General Staff. During the Great Patriotic War, Lomov, as Deputy Chief of the Main Operational Directorate of the General Staff, repeatedly personally reported to the Supreme Commander the situation on the fronts.

Interestingly, the son of Yu.V. Igor Y. Andropova, who worked in the Planning Department for Foreign Policy Activities of the USSR Ministry of Foreign Affairs, worked part-time in the same department of military-political studies as a senior researcher. In the 1983 year, Andropov Sr., being already the General Secretary of the CPSU Central Committee, planned to introduce a national security assistant post, and Kokoshin was considered for this position (at the end of 1983, Kokoshin’s general secretary was supposed to take place, but it did not take place due to a sharp deterioration Andropov’s state of health).

In general, the military-political research department of ISKAN in 1980-s was a unique interdisciplinary team that played an important role in developing a “asymmetric response” strategy. And the work "How to prepare an" asymmetric response "to SDI ..." is interesting with its detailed story about the "kitchen" of intense intellectual work, when it was decided how to neutralize Reagan "star wars." In particular, the very idea of ​​asymmetry arose due to the fact that, in the department, Kokoshin paid attention to the works of the national military theorist A.A. Svechin, who carefully studied the use of asymmetric strategies in different periods of history. According to Kokoshin himself, the treatise of the outstanding ancient Chinese theorist and strategist Sun Tzu, both in the military-technical and in the political-psychological dimension, also played an important role in shaping the "ideology of asymmetry". The ideas of asymmetry and formed the basis of a series of scientific and technical reports prepared by the "Velikhov group".

THE INTERESTS of ensuring an effective political and psychological impact on the American side and the "neutralization" of the arguments of the SOI lobbyists demanded public appearances from the "Velikhov group", both before the domestic and foreign audiences. In 1987, at the international forum "For a Nuclear-Free World, for International Security" in Moscow there was a discussion on the problems of strategic stability between Kokoshin and Academician A.D. Sakharov. The greatest differences in their speeches concerned the role of ground-based intercontinental ballistic missiles of mine type.

Sakharov at that time argued that such ICBMs are a “first strike” weapon, since they are the most vulnerable part of the strategic nuclear triad on each side. The party, "relying mainly on mine rockets, may be forced in a critical situation to deliver a" first strike, "he said. Relying on these arguments, the academician considered it necessary, when reducing strategic nuclear arsenals, to adopt the principle of mine-based ICBMs.

In fact, the brochure states that the logic of Sakharov’s reflections in many ways coincided with the arguments of a number of American politicians and experts who demanded in the process of limiting and reducing strategic offensive arms, first of all, reducing the Soviet ICBM, which would lead to a “redrawing” of the strategic nuclear triad of the USSR.

Historically, the USSR’s precisely mine-based ICBMs made up the lion’s share of the SNF arsenal. In addition, the mine ICBM in the USSR were the most technically advanced means and the ground component of the Soviet strategic nuclear forces had the most mature combat control system.

Kokoshin, on the other hand, pointed out that the threat of counter-oncoming or counter-strike is an additional factor of nuclear deterrence, and therefore the mine-based ICBMs cannot be considered as a "first strike" weapon. His position was based on the substantive knowledge of the characteristics of the various components of the strategic nuclear forces of both sides.

At the same time, it must be admitted that a significant part of Sakharov’s speech devoted to the problem of SDI “worked” for the USSR. The academician said that "the PIO is ineffective for the purpose for which, according to its supporters, it is intended," because the components of the antimissile defense deployed in space can be disabled "even at the non-nuclear stage of the war, and especially at the moment of transition to nuclear stage using anti-satellite weapons, space mines and other means. " Similarly, "many key land-based ABM facilities will be destroyed."

The arguments of Sakharov, who had great authority in the West, questioned the ability of the large-scale US missile defense system to provide effective protection against a "first strike." They largely coincided with what was presented in the open reports of the “Velikhov group” and in a number of publications by American and Western European scientists opposed to the PIO program.

One of the components that determined the optimal character of the Soviet response to the “star wars program” was the ability of the national team of scientists to reach the leadership of the USSR. This helped protect it from hasty and destructive anti-missile decisions.

Within the framework of the “asymmetric response” strategy to the American IDF, a wide range of measures was envisaged to increase the combat stability of the Soviet strategic nuclear forces (invulnerability of ICBM launchers and strategic missile submarine cruisers, the possibility of removing a strategic strike from under aviation, the reliability of the strategic command and control system of the strategic nuclear forces, the survivability of the state control system as a whole), as well as their ability to overcome multi-defense missile defense.

Means and procedures of a military-strategic, operational and tactical order were collected into a single complex, which made it possible to provide a sufficiently powerful retaliatory strike of retribution even under the most adverse conditions that would have arisen as a result of massive preemptive strikes on the Soviet Union. Even the principle of "dead hand" was envisaged, i.e. automatic launch of the mine-launched ICBMs that survived the preemptive strike of the enemy in the conditions of violation of the centralized command and control system.

As Academician Kokoshin later noted, it was important not only to develop and have it all “for a rainy day” (which could be the last day for both parties), but also to demonstrate to the opponent in a measured dose using the art of “strategic gesture”. And to make it look convincing both for the "political class" of the United States and for the highest-level American experts who would recognize any "stretch" and elements of misinformation ...

Job C.K. Oznobishcheva, V.Ya. Potapova and V.V. Skokova seems to be very timely. She not only recalls the existing domestic experience (moreover, successful) of developing an asymmetric strategy, but also draws attention to the importance of the practice of “embedding” scientific institutions and interdisciplinary teams in the process of developing political and military solutions, which allows for a serious analytical study of public policy in key areas national security. True, for this today it is important to take measures to support research teams and groups of scientists who are capable of carrying out such work professionally and on an ongoing basis.
Author:
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kefip
    kefip 20 May 2012 17: 05
    0
    Thank you for the article
    1. Terenin
      Terenin 5 August 2021 14: 18
      +5
      True, for this today it is important to take measures to support scientific teams and groups of scientists capable of performing such work in a qualified and permanent manner.

      That's just how long it took for "Calibers," Daggers, "Poseidons" ... we learned that such support was and is. yes

"Ассиметричный ответ"

Одним из направлений военного строительства в США является создание многокомпонентной системы противоракетной обороны. Республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего решено развернуть третий позиционный район ПРО в Восточной Европе - в дополнение к двум, существующим непосредственно на территории США (в Калифорнии и на Аляске). Это уже не первая попытка американцев уменьшить способность Стратегических ядерных сил России к ответному удару.

В начале 1980-х годов, во времена президентства Рональда Рейгана, официальным Вашингтоном была выдвинута "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которую журналисты прозвали программой "звездных войн". Тогда СССР выработал стратегию контрмер, которая вошла в историю как "асимметричный ответ". Опыт тех лет остается, как представляется, актуальным и сегодня - естественно, с коррекцией на новый, более высокий уровень военных технологий.

"Ассиметричный ответ"



В связи с этим внимание привлекает только что вышедшая в московском издательстве "ЛЕНАНД" работа "Как готовился "асимметричный ответ" на "Стратегическую оборонную инициативу" Р. Рейгана. Велихов, Кокошин и другие". Ее авторы профессор МГИМО МИД РФ С.К. Ознобищев, один из участников разработки советского "асимметричного удара", генерал-полковник в отставке В.Я. Потапов, в недавнем прошлом заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, и генерал-полковник в отставке В.В. Скоков. Они рассматривают советскую стратегию "асимметричного ответа" как один из наиболее интересных примеров комплексной стратегии политико-военного плана (включавшей в себя дипломатические и политико-пропагандистские меры, а также конкретные программы развития систем вооружений и их научно-технической базы).

Напомним, что в 1983 году государственное руководство США объявило, что задача научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе СОИ состоит в том, чтобы сделать ядерное оружие "устаревшим и ненужным". Реализация этой задачи подорвала бы основы сложившегося тогда в мире биполярного равновесия и стратегической стабильности. Авторы изданной "ЛЕНАНДом" работы отмечают, что сообщение о выдвижении СОИ было воспринято значительной частью высшего советского руководства не просто отрицательно (что было обоснованно), но и "весьма нервно". Это укрепило Рейгана и его "команду" во мнении, что они "на правильном пути".

Сам по себе Рейган, как следует из опубликованной работы, не был карикатурным персонажем, как его порой представляют. Несмотря на всю свою антипатию к СССР как к "империи зла", он стремился к достижению договоренностей с Москвой в области контроля над вооружениями. Мало кто знает, что Рейган писал рукописные обращения ко всем лидерам СССР, которые в то время быстро сменяли друг друга (Ю.В. Андропову, К.У. Черненко, М.С. Горбачеву), с предложением о личной встрече. Но ответов в Вашингтоне не получали. Обращение к Горбачеву было обнаружено в недрах нашей бюрократической машины только после уведомления с американской стороны.

Разумеется, Рейган, начинавший свою карьеру киноактером, не разбирался в военно-технических вопросах и поначалу попал под влияние таких научных авторитетов США, как "отец американской водородной бомбы" Эдвард Теллер и физик Лоуэлл Вуд. Те доказывали главе Белого дома, что возможны чисто технические решения проблем обеспечения национальной безопасности США. И все же взгляды американского президента под давлением меняющихся геополитических реалий, аргументов и предложений советской стороны (во многом обеспеченных скоординированными действиями видных отечественных и американских ученых) претерпели существенную эволюцию в сторону реализма.

В конечном итоге программа СОИ так и осталась нереализованной в своем "полноценном виде". Под влиянием критики извне и изнутри США со стороны признанных авторитетов научного мира и видных политиков американский конгресс прибег к своей излюбленной для подобных случаев практике - он стал сокращать выделение запрашиваемых средств на наиболее одиозные и дестабилизирующие проекты.

АВТОРЫ брошюры указывают, что компоненты "асимметричной стратегии" советской стороны разрабатывались в Академии наук СССР, в ведомственных НИИ (среди последних особо отмечены разработки ЦНИИмаш Министерства общего машиностроения СССР во главе с Ю.А. Мозжориным и В.М. Суриковым, 4-й ЦНИИ Минобороны). Концепция "асимметричного ответа", а тем более ее конкретные программы реализовывались, как следует из брошюры, преодолевая большие препятствия. В СССР к 1980-м годам сложилась традиция преимущественно симметричных действий - действий "острие против острия".

И эта традиция проявила себя, когда перед Кремлем стал вопрос о том, как отвечать вызов Рейгана. Требовалось найти оптимальную модель действий на случай развертывания американцами многоэшелонной противоракетной обороны, чтобы обеспечить возможность советским ракетно-ядерным средствам в ответном ударе нанести "неприемлемый ущерб" агрессору.

Главную роль в принятии решения в пользу формулы "асимметричного ответа" сыграла группа советских ученых во главе с физиком-ядерщиком, вице-президентом Академии наук СССР Е.П. Велиховым, курировавшим в то время по академической линии фундаментальные и прикладные исследования в интересах обороны. Открытой частью этой группы был созданный Велиховым (с одобрения высшего руководства СССР) Комитет советских ученых в защиту мира, против ядерной угрозы.

Длительное время Велихов работал в Институте атомной энергии имени Курчатова - в головном институте атомной промышленности СССР. В 1975 году он стал руководителем советской термоядерной программы. Широкий диапазон знаний Велихова, его глубокое понимание проблем фундаментальной и прикладной науки, как отмечается в брошюре, способствовали тому, что он оказался в числе лидеров отечественного академического сообщества, поставивших ребром вопрос о развитии информатики в нашей стране.

Дело в том, что к концу 1970-х годов у СССР складывалось значительное отставание от США, Японии и других развитых стран в информационно-коммуникационной сфере. Сказались стратегические ошибки в развитии электронно-вычислительной техники, сделанные советским руководством в 1960-е годы, когда было решено копировать американскую вычислительную технику компании "IBM" - вместо того, чтобы продолжать собственные разработки, воплотившиеся ранее в такие известные ЭВМ, как "Стрела" и "БЭСМ-6".

Внося предложения по конкретным элементам советской программы "анти-СОИ", Велихов приложил немало усилий, чтобы развивалась информационно-аналитическая составляющая советского "асимметричного ответа". Во многом благодаря ему были заложены основы возрождения отечественных разработок в области суперЭВМ общего назначения, что привело к созданию машин серии СКИФ.

Правой рукой в "группе Велихова" был А.А. Кокошин, занимавший в то время пост заместителя директора Института США и Канады (ИСКАН) АН СССР. До назначения на этот пост он руководил отделом военно-политических исследований этого института, став преемником заслуженного ветерана военной разведки генерал-лейтенанта М.А. Мильштейна. В этом же отделе ИСКАН трудился генерал-полковник Н.А. Ломов, занимавший в свое время пост начальника Главного оперативного управления Генерального штаба. В ходе Великой Отечественной войны Ломов в должности заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба не раз лично докладывал Верховному Главнокомандующему обстановку на фронтах.

Интересно, что сын Ю.В. Андропова Игорь Юрьевич, работавший в Управлении планирования внешнеполитических мероприятий МИД СССР, по совместительству трудился в этом же отделе военно-политических исследований старшим научным сотрудником. В 1983 году, Андропов-старший, будучи уже Генеральным секретарем ЦК КПСС, планировал ввести у себя должность помощника по национальной безопасности, и на эту должность рассматривался Кокошин (в конце 1983 года предполагалось представление Кокошина генсеку, но оно не состоялось из-за резкого ухудшения состояния здоровья Андропова).

В целом отдел военно-политических исследований ИСКАН в 1980-е годы представлял собой уникальный междисциплинарный коллектив, сыгравший важную роль в выработке стратегии "асимметричного ответа". И работа "Как готовился "асимметричный ответ" на СОИ..." интересна своим подробным рассказом о "кухне" напряженной интеллектуальной работы, когда решалось, как нейтрализовать рейгановские "звездные войны". В частности, сама идея асимметричности возникла благодаря тому, что в отделе обратили внимание Кокошина на труды забытого в то время отечественного военного теоретика А.А. Свечина, который внимательнейшим образом исследовал применение асимметричных стратегий в разные периоды истории. Как считает сам Кокошин, в формировании "идеологии асимметричности" для него важную роль сыграл также трактат выдающегося древнекитайского теоретика и стратега Сунь Цзы - как в военно-техническом, так и в политико-психологическом измерении. Идеи асимметричности и легли в основу серии научно-технических отчетов, подготовленных "группой Велихова".

ИНТЕРЕСЫ обеспечения эффективного политико-психологического воздействия на американскую сторону и "нейтрализации" аргументации лоббистов СОИ потребовали от "группы Велихова" публичных выступлений - как перед отечественной аудиторией, так и перед зарубежной. В 1987 году на международном форуме "За безъядерный мир, за международную безопасность" в Москве имела место дискуссия по проблемам стратегической стабильности между Кокошиным и академиком А.Д. Сахаровым. Наибольшие расхождения в их выступлениях касались роли наземных межконтинентальных баллистических ракет шахтного типа.

Сахаров в то время утверждал, что такие МБР - это оружие "первого удара", поскольку они-де являются наиболее уязвимой частью стратегической ядерной триады у каждой из сторон. Сторона, "опирающаяся в основном на шахтные ракеты, может оказаться вынужденной в критической ситуации к нанесению "первого удара", говорил он. Опираясь на эти аргументы, академик считал необходимым при сокращении стратегических ядерных арсеналов принять принцип "преимущественного сокращения" МБР шахтного базирования.

Фактически, указывается в брошюре, логика размышлений Сахарова во многих чертах совпадала с аргументацией ряда американских политиков и экспертов, требовавших в процессе ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений прежде всего сокращения советских шахтных МБР, что привело бы к "перекраиванию" стратегической ядерной триады СССР.

Исторически сложилось так, что у СССР именно МБР шахтного базирования составляли львиную долю арсенала СЯС. К тому же шахтные МБР в СССР были наиболее технически совершенными средствами и наземный компонент советских СЯС обладал наиболее отработанной системой боевого управления.

Кокошин же указывал на то, что угроза ответно-встречного или встречного удара является дополнительным фактором ядерного сдерживания, и поэтому шахтные МБР не могут рассматриваться как оружие "первого удара". Его позиция основывалась на предметном знании характеристик различных компонентов стратегических ядерных сил обеих сторон.

Вместе с тем надо признать, что значительная часть выступления Сахарова, посвященная проблеме СОИ, "работала" на СССР. Академик заявил, что "СОИ неэффективна для той цели, для которой она, по утверждению ее сторонников, предназначена", поскольку компоненты противоракетной обороны, размещенные в космосе, могут быть выведены из строя "еще на неядерной стадии войны, и особенно в момент перехода к ядерной стадии с помощью противоспутникового оружия, космических мин и других средств". Аналогично "будут разрушены многие ключевые объекты ПРО наземного базирования".

Аргументы Сахарова, имевшего на Западе большой авторитет, ставили под сомнение способность широкомасштабной ПРО США обеспечить эффективную защиту от "первого удара". Они во многом совпадали с тем, что было представлено в открытых отчетах "группы Велихова" и в ряде публикаций американских и западноевропейских ученых - противников программы СОИ.

Одной из составляющих, определившей оптимальный характер советского ответа на "программу "звездных войн", была возможность выхода отечественной группы ученых на руководство СССР. Это помогло уберечь его от скоропалительных и разорительных решений в противоракетной области.

В РАМКАХ стратегии "асимметричного ответа" на американскую СОИ предусматривался широкий комплекс мер как по повышению боевой устойчивости советских СЯС (неуязвимость пусковых установок МБР и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, возможность вывода из-под потенциального удара стратегической авиации, надежность системы боевого управления СЯС, выживаемость системы государственного управления в целом), так и по их способности преодолевать многоэшелонную противоракетную оборону.

В единый комплекс были собраны средства и процедуры военно-стратегического, оперативного и тактического порядка, что давало возможность обеспечить достаточно мощный ответный удар возмездия даже при самых неблагоприятных условиях, которые сложились бы в результате массированных упреждающих ударов по Советскому Союзу. Предусматривался даже принцип "мертвой руки", т.е. автоматический запуск уцелевших после упреждающего удара противника шахтных МБР в условиях нарушения централизованной системы боевого управления.

Как отмечал позднее академик Кокошин, важно было не просто все это разрабатывать и иметь "на черный день" (который мог стать последним днем для обеих сторон), но и в дозированной мере продемонстрировать оппоненту, используя искусство "стратегического жеста". Причем сделать так, чтобы это выглядело убедительно как для "политического класса" США, так и для американских экспертов высочайшей квалификации, которые распознали бы любые "натяжки" и элементы дезинформации...

Работа С.К. Ознобищева, В.Я. Потапова и В.В. Скокова представляется весьма своевременной. Она не только напоминает об имеющемся отечественном опыте (притом удачном) выработки асимметричной стратегии, но и обращает внимание на важность практики "встраивания" научных институтов и междисциплинарных коллективов в процесс выработки политико-военных решений, что позволяет обеспечить серьезную аналитическую проработку государственной политики на важнейших направлениях национальной безопасности. Правда, для этого сегодня важно принять меры по поддержанию научных коллективов и групп ученых, способных квалифицированно и на постоянной основе такую работу осуществлять.
Автор: Владимир Шаронов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 1
  1. kefip 20 мая 2012 17:05
    Спасибо за статью
    kefip

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня