100 лет назад погиб Петр Нестеров

100 лет назад погиб удивительный летчик и авиаконструктор Петр Николаевич Нестеров. Его отец занимался преподавательской деятельностью в Нижегородском кадетском училище, поэтому семья была небогата. После смерти Николая Федоровича образованная Маргарита Викторовна бралась за любую работу, однако прокормить четырех повзрослевших детей и оплатить жилье все же не могла. Из служебной квартиры после смерти супруга ее попросили съехать, а стоимость частных домов и комнат была непосильно велика. Осиротевшая семья переехала в социальный приют, именовавшийся Вдовьим домом. В память об отце остался большой сундук с пыльными книгами военно-научного характера и небольшая пенсия в 600 рублей за год.

100 лет назад погиб Петр Нестеров
Татьяна Иванова. Петр Нестеров и механик Нелидов у своего Ньюпора. 1993 г.


Петр Николаевич был направлен на обучение в нижегородское училище, в котором ранее преподавал его отец. Выбора у мальчика не было, так как бесплатно ему могли предоставить лишь военное образование. По словам однокурсников, Нестеров был любознательным, отзывчивым и талантливым мальчиком. Его музыкальные способности давали педагогам надежды на большое будущее на инструментальном или вокальном поприще. Вообще, мальчик был очень разносторонним, любил точные науки и в то же время увлекался художественной литературой, играл на мандолине и сочинял стихи. В юном возрасте Петр Николаевич легко освоил несколько иностранных языков, занимался точными науками, в том числе и орнитологией. Как любой мальчишка, Нестеров грезил небом, подвигами и приключениями. Однако от других мечтательных романтиков его отличал острый ум, железная воля, и целеустремленность. О настойчивом и упрямом характере сохранилась запись в аттестационном журнале училища датированная 1904 годом.


В 1904 году Нестеров был одним из шести лучших учеников своего выпуска и после получения документов направился в Михайловское артиллерийское училище, где успешно занимался в течение двух лет. По окончанию учебного заведения Петру Николаевичу было присвоено звание подпоручика и выдано направление во Владивосток для службы в артиллерийской бригаде. Инициативный и творческий Нестеров быстро освоился в новом коллективе и даже разработал свои первые проекты о корректировке стрельбы с позиций аэростата. В работе над правилами и рекомендациями особенно помогли Нестерову практические полеты на имевшемся в наблюдательной станции небольшом аэростате. Настойчивость вновь помогла Петру Николаевичу, и он добился временного закрепления на этом важном для него объекте. Отличался Нестеров от своих сослуживцев не только отличной памятью, умом и способностями, но и отношением к своим подчиненным, уважение которых быстро заслужил. Под руководством Петра Николаевича его расчет всегда занимал первые места в учениях по стрельбе.

100 лет назад погиб Петр Нестеров Не смотря на любовь к спорту и активный образ жизни, Нестеров не мог похвастаться крепким здоровьем, и в 1910 году был направлен во Владикавказ. Здесь судьба свела его с А. Коцаном, конструировавшим свой собственный планер. Эта встреча перевернула жизни молодого подпоручика, заставив направить все свои силы, таланты и время на разработку такого самолета, который бы в минимальной степени зависел от факторов внешней среды. Проекты и идеи Нестерова не были восприняты чиновниками, однако сдаваться Петр Николаевич не собирался, он твердо решил построить свой самолет.

В сарае на Провиантской улице создавал будущий авиаконструктор свой первый самолет. В эти годы он познакомился с Соколовым и его семьей и целыми днями пропадал за работой. 1911 году Нестерову был предоставлен отпуск, так как служба на Дальнем Востоке предполагала такую льготу, тем более этого настоятельного требовали врачи. Однако служба на окраине позволила Петру Николаевичу, не дожидаясь 28-ми лет жениться на своей подруге детства Ядвиге Луневской. По законам империи офицер, проходивший службу, для женитьбы должен был иметь хороший достаток, на случай своей внезапной смерти, что обеспечивалось достижением определенного возраста или внесением «реверса». Такое требование предъявлялось лишь к офицерам служащим на европейской территории империи, именно поэтому Нестеров и выбрал Восток.

Петр Николаевич был не только увлекающейся и творческой натурой, он также обладал свойством убеждать и вести за собой людей. Непреодолимое стремление к постройке совершенного самолета, ему удалось передать не только друзьям, но даже пожилой матери, которая участвовала в его комплектации. Маргарита Викторовна собственными руками шила обшивку для творения сына. В начале августа Нестеров совершил свой первый полет на планере. Помогал в первом испытании Соловьев. Успех первого полета был отражен в местной газете «Нижегородский листок». В это же время Петр Николаевич становится членом Общества воздухоплавателей в Нижнем Новгороде. В воспоминаниях Нестеров довольно часто возвращался к этому волнующему эпизоду своей жизни. С благодарностью говорил он о профессоре Жуковском и его ученике Соловьеве. Именно в составе общества Петр Николаевич начал создавать свой второй самолет, в конструировании которого использовал знания в орнитологии .

100 лет назад погиб Петр Нестеров В начале октября Нестеров делает очередной шаг к своей цели: поступает в Школу воздухоплавания для офицеров в Санкт-Петербурге. Стремление к познанию и творческое мышление были сразу отмечены его однокурсниками и педагогами. За одиннадцать коротких месяцев он сумел не только освоить программу, но и теоретически доказать возможность совершения на самолете мертвой петли в вертикальном пространстве. По этому поводу сокурсники даже сочиняли едкие эпиграммы, однако вскоре Петр Николаевич доказал верность своих расчетов и сам выполнил эту фигуру высшего пилотажа.

Через год после своего первого полета на планере Нестеров совершает тринадцати часовой перелет, а в сентябре был первый вылет в качестве самостоятельного пилота. Через несколько дней были сданы экзамены, и Петр Николаевич стал настоящим пилотом, зарекомендовав себя, как новатор и человек, стремящийся к экспериментам. Нестеров часто поражал своими маневрами даже однокурсников и товарищей, которые хорошо знали его привычки и особенности характера. Одним из таких случаев, например, произошел над Варшавой при посадке самолета с выключенными двигателями путем планирования и выписывания в воздухе восьмерок. Наблюдавшие за маневром пилоты с замиранием сердца следили за смертельным, как им казалось, виражом.

Несмотря на то, что практически все задуманное Нестерову удавалось, он не мог убедить в своей правоте скептиков. Признание пришло лишь в 1913, когда благодаря умению горизонтального планирования с выключенным мотором, Петр Николаевич смог выжить. Его бензобак загорелся и только выдержка и самообладание помогли благополучно посадить самолет. С этого момента к расчетам и доводам Нестерова стали прислушиваться даже те, кто строго следовал стереотипным правилам. В мае этого же года талантливого авиатора зачислили военным летчиком в киевский отряд. Вместе с женой и двумя детьми Петр Николаевич отправился на Украину, где каждый вечер супруги общались с местными и приезжими интеллигентами.

100 лет назад погиб Петр Нестеров В Киеве Нестеров познакомился с такими известными профессорами и конструкторами как Адлер, Терещенко, Андерс и другими светилами воздухоплавания. Вскоре он сам становится членом Киевского центра и предлагает самые невероятные и неожиданные решения. В это время Петром Николаевичем была внедрена программа обучения пилотов, в которой особое внимание уделялось изучению конструкции и деталей самолета.

Следующим рекордом, поразившим авиаторов, стали рекордные перелеты на огромные по тому времени расстояния, но останавливаться Нестеров не желал. Он понимал, что может сделать в этой жизни еще много всего полезного и чувствовал в себе силы для этого. Немалую поддержку оказывала ему его жена, которая безоговорочно верила в успех своего мужа и его таланты. 27 августа 1913 стало настоящим пиком авиаторских достижений Нестерова, он, наконец, выполнил «мертвую петлю». В Европе и Америке принято считать эту фигуру высшего пилотажа, впервые совершенную русским летчиком, достижением Макса Иммельмана. Тем не менее, именно Нестеров совершил петлю над Сырецким полем на высоте шестисот метров. Петру Николаевичу вручили медаль Киевского общества воздухоплавателей, а также присвоили звание штабс-капитана. Это был пик военной карьеры и славы. О Нестерове узнала не только Империя, весь мир обратил внимание на его достижения.

После выступления в Москве авиатора Пэгу, которому приписывалось первенство выполнения мертвой петли, право на эту фигуру было закреплено за Нестеровым. В связи с заслугами авиатора возросло и доверие к конструкциям его разработки, и заводу «Дукс» было поручено производство самолета Нестерова. До начала войны Петр Николаевич осваивал технику полетов в темноте, а также работал над различными конструкциями самолетов и прочими проектами.

С вступлением России в войну Нестеров отправился на фронт, невзирая на то, что по сроку службы имел полное право выйти в отставку. В рядах неприятеля самолет великого летчика скоро стали узнавать, а после удачно осуществленной первой бомбардировки, принесший не только значительные разрушения и человеческие потери во вражеской армии, но и ужас перед русской авиацией, за его поимку была обещана высокая награда.

Славную смерть нашел Нестеров неожиданно, (26 августа) 8 сентября 1914 года, решившись на осуществление тарана. До этого теоретически он уже рассматривал и обосновывал такую возможность, однако на практике выполнить такой маневр ему не представлялось возможности. Из материалов расследования понятно, что умирать Нестеров не собирался, просто в определенный момент винт его самолета увяз в конструкции крыла вражеского «Альбатроса», и оба самолета рухнули на землю с большой высоты. У города Жолквы имеется монумент этому великому летчику.

Удивительный экспериментатор подарил воздухоплаванию множество различных достижений и разработок, и практически все они были успешными и носили характер гениального новаторства. В феврале мы чтим его память и вспоминаем как человека, верно служившего своему Отечеству и внесшего весомый вклад в развитие русской авиации.
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. nnasty 8 сентября 2014 09:45
    К сожалению, даже в Нижнем, где стоит памятник Нестерову, его вспоминают только по значимым датам((
    1. Evgenx 8 сентября 2014 20:42
      На месте гибели Нестерова (западная Украина), при СССР был создан памятник и не большой музей, посвящённый его подвигу. После развала Союза всё было полностью уничтожено (не понятно за что?). Не осталось камня на камне! Сам видел и до и после!
  2. svp67 8 сентября 2014 09:45
    А завтра исполнится 101 год, как Нестеров исполнил свою "мертвую петлю", навсегда ставшей "петлёй Нестерова"... Как много он успел сделать, за столь короткую жизнь...
  3. Мур 8 сентября 2014 11:09
    С вступлением России в войну Нестеров отправился на фронт, невзирая на то, что по сроку службы имел полное право выйти в отставку.

    Здесь вот я не очень понял.
    В зависимости от занимаемой должности в Российской Императорской армии генералы и полковники увольнялись в возрасте от 58 до 62 лет. Подполковники в возрасте от 56 до 58 лет. Капитаны в возрасте 56 лет. Остальные обер-офицеры в возрасте 55 лет. Запомним это.
    Итак, Нестеров выпустился из Михайловского училища в 1906 г в возрасте 19 лет. Для ровного счёта пусть это будет 1-го октября.
    До 1-го октября 1911г. служил на ДВ.С учётом "4 дня за 3 в отдалённых районах" - 6 лет и где-то 7 месяцев.
    С 1-го октября 1911г. до 2 августа 1914 с учётом "7 дней за 5 в воздухоплавательных частях" - ещё ровно 5 лет. Добавляем на погрешность расчётов ещё 5 месяцев и получаем общий срок службы с учётом льгот 12 лет.
    Добавляем их к его выпускному возрасту (19 лет) и получаем 31 год. На самом деле ему было 27 "календарей".
    С моей точки зрения об увольнении по возрасту речи и быть не могло. Что само по себе ни в коей мере не уменьшает героизма офицера и его вклада в российскую и мировую авиацию.
    Буду рад наличию аргументированных опровержений.
  4. Костя-пешеход 8 сентября 2014 11:09
    Если говорить о несчастных случаях в военной сфере. Может кто-небудь подскажет: а сколько торпедных аппаратов было установлено в носу "Курска", и можно ли поместить ядерную боеголовку без ракетоносителя.

    Учитывая, что японские учёные на самой передовой. Вот архитектура киотского университета напоминает на "распятие" Сатаны в трёх экземплярах.

    Я это к тому, что если Гарик Варламов из 2ой серии "ХБ" хочет кого-то слить в унитаз, то киотский университете, его план - напоминае толчёк со сливным бочком. Может там живёт минотавр, пожирающий красавиц и элиту спецподразделений?

    По фото, видно, что учёный Кот им в лапы на цепь, только и не попался!

    ПС: знаете как можно смешно расшифровать тойота коррола - курица, ну та наседка из песни "Лесоповала" про руста. Это конечно воображение, но лучше чем брожение масс.
    Костя-пешеход
    1. AYUJAK 8 сентября 2014 11:33
      Что за бред сумасшедшего?
      1. Костя-пешеход 8 сентября 2014 11:43
        У кого награды стощил. Или может личные?

        Кстати, если говорить про универ, то главный кампус называется Ёсида, про Айсидору Дункан рассказывать не буду, а для неграмотных замечу, что ДА по Грузински произносится как "diakh"
        Костя-пешеход
    2. Костя-пешеход 8 сентября 2014 15:46
      Кстати если кто знает о японских экспериментах. Ну почему их бизнесмены в метро труться, то интересно визуально посмотреть на пропись япония без переключения.
      zgjybz - интересно это что в нас бульдозер засыпает, за чьи грехи?
      zbyjgz


      Может мы ещё их гомморру+ на себя взять должны. Слышали про компанию АНА (Ол ниппон айрлэйнс) Не здесь ли кроется секрет долговечности японцев и болезнями, особенно раковыми, среди европейцев?
      +Офис компании напоминает подвал автсралийского музея напротив АДФ ПиДэГэ знания по Виктории ул. А там в свою очередь "ссылочка" на Воложин. А в Воложенской обл есть, после радиации, заброшенный санаторий ввиде хре лейтенанта.

      Вот такой суровый мир либо Вы смерть - либо джапы вас!

      Костя-пешеход
      1. AYUJAK 8 сентября 2014 17:21
        А Umbrella - это зонтик.

        Вообще-то всех уроженцев альфа и проксима центавра просят собраться до конца 2014 г. на Ганимеде, спутнике Юпитера, т.к. на Земле ожидаются сильные волнения. И безопасность уроженцам этих систем не гарантируется (из последних новостей информ-агенств Сириуса).

        Так что вам лучше собираться в путь. Все равно ваш язык никто не понимает, а земной вы выучили плохо.
  5. Cristall 8 сентября 2014 11:43
    Петр Николаевич очень торопился, осуществляя таран. Пара шутов у него не было(хотя они уже были)
    Ньюпор стал разваливаться(отвалился двигатель) и пилот выпал из самолета....
    Вообще таран колесами сверху-уже тогда оспаривался..А петр Николаевич пошел на такой риск чтобы доказать.
    С петлей он доказал-что в воздухе везде опора. С тараном хотел доказать что сбивать нужно..иначе каждая фотопленка-это жизни русских солдат..
    Мир и честь павшему герою той войны...
    Надо признать что психологически таран очень напугал..Сыграло еще тот факт что "дикие варвары" совсем по дикому не жалея себя могут таранить...на короткий промежуток австрийская авиация побаивалась приближаться к русским аэропланам.
  6. ИмПерц 8 сентября 2014 11:56
    В стенаниях, про "Россию, которую мы потеряли", всегда стонут о зарплатах и доходах...
    Как к это му привязать
    Из служебной квартиры после смерти супруга ее попросили съехать, а стоимость частных домов и комнат была непосильно велика. Осиротевшая семья переехала в социальный приют, именовавшийся Вдовьим домом. В память об отце остался большой сундук с пыльными книгами военно-научного характера и небольшая пенсия в 600 рублей за год.
    .
    600 рублей в год это 50 в месяц, это зарплата, которую получал квалифицированный рабочий (не всякий), который тоже содержал семью и тоже снимал жильё (В Петербурге мало кто из рабочих мел собственную квартиру).
    Вопрос, где и куда эти реки текли???
  7. parusnik 8 сентября 2014 14:33
    Вот почему бы фильм не выпустить к юбилею..хотя и печальному..Спросите у молодёжи,кто такой Нестеров..думаю не ответят или с кем то спутают...
  8. Лев65 8 сентября 2014 14:35
    Кстати, уже давно авиационная и околоавиационная общественность ищет название для новой авиационной группы высшего пилотажа на самолетах "ЯК-130". Договорились уже до того, что будет называться "Крылья Тавриды" (Крым, то-сё winked ). Слышаться будет: "Крылья ставриды" laughing
    Предлагал и писал на сайтах - лучшее название - "НЕСТЕРОВ". И знают все, кто таков, и название свободно пишется на английском...
    Лев65
  9. Epizikl 8 сентября 2014 19:37
    Вечная ПАМЯТЬ основоположнику Высшего пилотажа!

    КПАСИВЫЕ и КЛАССНЫЕ СЛОВА: "В воздухе везде опора"!
  10. kr33sania 9 сентября 2014 07:19
    Исходя из того, что Пётр Николаевич Нестеров является российским национальным героем, в России для военных лётчиков следует учредить "Орден Нестерова" и давать его за выдающиеся лётные заслуги, бесстрашие и мастерство.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня