Символ российской драмы

50
Символ российской драмыЭто событие произошло на петербургском судостроительном заводе «Новое Адмиралтейство». Официальная церемония прошла в присутствии Николая. Именно император повелел назвать корабль в честь богини зари. Свое название «Аврора» унаследовала от одноименного парусного фрегата.

«Аврора» была одним из трех бронепалубных кораблей, построенных под руководством инженера Константина Токаревского. Двумя другими крейсерами такого типа стали «Диана» и «Паллада».



Постройка корабля растянулась более чем на шесть лет – крейсер впервые вспенил воду 24 мая (по новому стилю) 1900 года в 11 часов 15 минут. Причем, он вошел строй на два года позднее своих «сестер». Пришлось устранять многочисленные ошибки при проектировании и недоделки во время строительства. «Аврора» уступала - и по оснащению, и по скоростным качествам - другим боевым кораблям подобного класса.

Впрочем, в начале ХХ века этого еще никто не знал. Выглядел новый крейсер весьма эффектно. Браво смотрелся и личный состав под командованием капитана 1-го ранга – на морском сленге – каперанга – Ивана Сухотина.

Церемония спуска на воду «Авроры» прошла под залпы артиллерийского салюта. Крейсер благополучно сошел на воду, «без перегиби и течи», как докладывал впоследствии Токаревский. Вскоре корабль вошел в состав Российского императорского флота.

В начале сентября 1916 года «Аврора» отправилась на капитальный ремонт в Кронштадт. С корабля сняли артиллерию, выгрузили в арсенал боезапас. Были демонтированы дымовые трубы, вскрыты кожухи котельных отделений. С помощью буксиров корпус крейсера перевели к стенке петроградского Адмиралтейского завода.

Следует отметить, что экипаж крейсера, в котором преобладали старослужащие, отличался особой сплоченностью и верностью воинскому долгу. Однако постепенно все стало меняться – начался глухой ропот. Отчасти виной тому стало элементарное безделье – дел на корабле было мало, матросы часто сходили на берег, видели и слышали, что происходит в столице. А Петроград уже бурлил – неумолимо приближалась Февральская революция.

Кому пришло в голову поместить в корабельный трюм рабочих, задержанных в городе за революционную агитацию - Бог весть, но эта глупость случилась. Поползли слухи, что это лишь начало, и командование собирается использовать «Аврору» как плавучую тюрьму.

27 февраля 1917 года, ощутив растущее напряжение, командир корабля, капитан 1-го ранга, участник Русско-японской войны, кавалер нескольких боевых орденов, Михаил Никольский потребовал, чтобы задержанных убрали с крейсера.

Когда рабочих вывели на палубу, воздух содрогнулся от радостных криков. На требование офицеров прекратить шум, матросы ответили грубыми ругательствами и угрозами. И тогда Никольский – то ли интуитивно, то ли опасаясь расправы, несколько раз выстрелил из револьвера по толпе. Его поддержал старший офицер Павел Огранович. На палубу рухнули трое: двое из матросов были ранены, один – убит.

Матросы, сдерживая злобу, отхлынули. И тут Никольский совершил роковую ошибку. Он доложил в штаб командования о случившемся, но, вопреки советам других офицеров, не вызвал для усмирения матросов казачью сотню. Командир решил, что сам сумеет успокоить команду.

Между тем командир крейсера ранее абсолютно точно предсказал надвигающиеся события. В рапорте командованию Михаил Ильич сообщал: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».

Никольский попытался взять инициативу в свои руки – обрисовал морякам ситуацию в городе, объяснив ее… провокациями немецких шпионов. Однако понимания не встретил. Наоборот, на него смотрели горевшие ненавистью глаза. Ему и другим офицерам снова, еще более яростно, угрожали. К слову, в то время экипаж крейсера состоял из 550-ти матросов и младших командиров, 14-ти офицеров, судового врача и священника.

В ночь на 28 февраля командир не сомкнул глаз. На душе было неспокойно - он слышал возбужденные выкрики, топот множества башмаков, бряцание оружия. Никольский вызвал к себе в каюту старшего механика и передал ему свое обручальное кольцо и нательный крест. Чтобы тот передал супруге, если с ним что-то случится…

В тяжких раздумьях Михаил Ильич встретил мрачное февральское утро.

У борта «Авроры» стали собираться рабочие с красными флагами и лентами. Они призывали команду крейсера идти вместе с ними в город. Никольский объявил, что матросы свободны и все, кроме вахтенных, могут сойти на берег. Однако моряки не стали уходить с крейсера, а позвали непрошенных «гостей» к себе.

Оружие, в том числе офицерское, поделили между собой, часть отдали пришлым. Те, изначально настроенные воинственно, проявили еще большую агрессивность, узнав, что накануне произошло на корабле. Рабочие решили отвести Никольского и других офицеров в Таврический дворец, где собирали «пленных», то бишь тех, кто служил самодержавному строю.

От Никольского и Ограновича, с которых сорвали погоны, потребовали взять в руки красные флаги и возглавить шествие. Но офицерская честь не позволила им нарушить присягу. Да и подчиняться обезумевшей черни было ниже их достоинства.

Первым пал Огранович – один из опьяненных «свободой» матросов – это был машинист крейсера Сергей Бабин – вонзил ему штык в горло. Увидев гибель своего товарища, Никольский содрогнулся, однако мужественно отверг повторное требование нести красный флаг. И тогда из толпы раздался выстрел. Как позже выяснилось, в своего командира выпалил другой машинист – Николай Брагин.

В Февральских событиях 1917 года на Балтийском флоте погибло 95 моряков, в том числе в Гельсингфорсе – 45, Кронштадте – 40, Ревеле – 5, Петрограде – 4. Пропали без вести 11 и покончили с собой 4 офицера, погибло более 20 кондукторов.

На «Авроре» был избран судовой комитет, председателем которого стал артиллерийский унтер-офицер Яков Федянин. Сначала в его составе большевики отсутствовали, но к лету, после выступлений партийных пропагандистов, корабельная ячейка «Авроры» насчитывала уже более сорока членов РСДРП. На крейсере начались бесконечные митинги и собрания.

Тем временем, ремонт на нем продолжался, и в октябре «Аврора» должна была выйти в море для испытания машин. Однако Центробалт постановил: «Авроре» «…всецело подчиняться распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета». И корабль остался на стоянке у набережной Невы.

Спустя много лет, в 1950-м, Александр Белышев, в то время главный механик завода «Ленэнерго», бывший в семнадцатом году комиссаром крейсера «Аврора», делился воспоминаниями с юными нахимовцами. Разумеется, он рассказывал ребятам и о том, как отдал приказ комендору Евдокиму Огневу произвести исторический выстрел по Зимнему дворцу. Историки до сих пор пребывают в сомнениях, какими снарядами – холостыми или боевыми – стреляли с крейсера?

Сам Белышев в 1917 году написал историческое письмо-оправдание, которое опубликовала «Правда»: «…Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?

К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности…»

Тем не менее, некоторые свидетели событий уверяли, что «Аврора» стреляла боевыми снарядами. Так, английский журналист Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир», писал: «Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила...»

Выстрел – или все-таки их было два? – из бакового орудия «Авроры» прогремели 25 октября (по старому стилю) 1917 года в 21 час 40 минут. С тех пор крейсер считается легендарным, ибо после его залпа начался штурм Зимнего дворца. Это событие знаменовало воцарение в России власти, изменившей ее политический строй.

Впрочем, историк Сергей Мельгунов считал, что штурм Зимнего начался раньше – с другого холостого выстрела – из Петропавловской крепости. По мнению других историков, события на Дворцовой площади разыгрались стихийно, без всякого сигнала.

«Аврора» обрела известность не только благодаря участию в обеих революциях 1917 года. Крейсер причастен и к трем войнам ХХ столетия.

Боевое крещение «Аврора» получила в Русско-японской войне. Крейсеру, находившемуся в составе 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского, довелось участвовать в печально-знаменитом Цусимском сражении. «Аврора» и еще три корабля – «Олег», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» – прикрывали «транспорты». Эта задача оказалась крайне тяжелой, ибо русские корабли атаковали более десятка неприятельских боевых судов.

На «Аврору» обрушился град снарядов. Два из них попали в правый борт, вывели из строя расчеты двух орудий и вызвали пожар. Он был успешно потушен, однако «Аврору» ждало еще несколько тяжелых ударов. В частности, крейсер получил две пробоины, и потоки воды устремились в отделение носового торпедного аппарата.

Тем не менее, крейсер остался на плаву – во многом благодаря героизму и самообладанию членов экипажа. На мачте сильно поврежденной «Авроры» (всего в нее попали 18 снарядов), продолжал гордо реять Андреевский флаг. Его шесть раз (!) сбивала его японская артиллерия, но всякий раз моряки водружали полотнище на свое место.

В Цусимском сражении «Аврора» потеряла 15 членов экипажа. Кроме того, более 80-ти человек получили ранения различной степени тяжести. Невосполнимым уроном стала гибель командира крейсера, капитана 1-го ранга Евгения Егорьева...

17 июля 1914 года командир «Авроры» контр-адмирал Григорий Бутаков получил короткую радиограмму: «Морские силы и порта. Дым, дым, дым». Это означало, что Балтийский флот, в составе которого находился крейсер, приводится в полную боевую готовность. Началась война с Германией.

«Аврора» выходила в дозор в Финского залива, принимала участие в охранении потерпевшего крушение крейсера «Магдебург». В 1916 году «Аврора» была задействована в десантной операции в Рижском заливе. Было несколько случаев, когда «Аврору» атаковали немецкие аэропланы, однако они не сумели нанести крейсеру серьезных повреждений.

Летом 1918 года «Аврору» отбуксировали в Кронштадт, сняли вооружение и поставили на консервацию. Корабль опустел – одни моряки разбрелись по домам, другие ушли воевать на Гражданскую войну. В одном из сражений сложил голову комендор Огнев...

Про крейсер надолго забыли и вспомнили лишь в конце 1922 года. Корабль представлял унылое зрелище – борта были ободраны, каюты разграблены, на палубах лежал толстый слой грязи. «Аврору» пришлось снова ремонтировать и оснащать вооружением.

23 февраля 1923 года обновленный корабль вернулся в строй. «Оркестр играет «Интернационал», – писала газета «Красный Балтийский флот». – На кормовом флагштоке «Авроры» развертывается ярко-красный флаг, на гюйс-штоке – пестрый гюйс. «Аврора» подняла флаг! «Аврора» снова в рядах пролетарского флота».

Шло время. «Аврора» стала учебным кораблем, совершила несколько заграничных плаваний. Но в конце тридцатых годов крейсер собрались было отправить на… металлолом. Спас случай – подводникам понадобилось несамоходное штабное судно, и эту роль некоторое время выполнял крейсер.

Когда грянула Великая Отечественная, «Аврора» была включена в систему противовоздушной обороны Кронштадта, и не раз подвергалась налетам люфтваффе. Однако зенитчики крейсера не дремали. К примеру, 16 сентября 1941 года они сбили вражеский самолет.

Вскоре крейсер получил несколько попаданий, после которых сильно накренился на правый борт. Однако немцы продолжали обстреливать «Аврору, пытаясь отправить на дно реликвию Октября. Но неприступная крепость оставалась на плаву…

Еще во время войны, в августе 1944 года «Аврору» отбуксировали в Ленинград, а год спустя героический корабль стал объектом съемок фильма о своем легендарном «родственнике» – крейсере «Варяг», который вместе с «Авророй» воевал в Цусимском сражении ровно сорок лет назад.

17 ноября 1948 года отремонтированный крейсер занял место окончательной стоянки на Большой Невке. «Аврора» стала базой Нахимовского военного училища, на его борту открылся музей боевой славы корабля.

С тех пор корабль несколько раз ремонтировали, обновляли, меняли планировку внутренних помещений. 30 лет назад – в 1987 году была закончена большая реставрация крейсера, продолжавшаяся три года. Когда «Аврору» вернули на место, поползли слухи, что была заменена сильно проржавевшая подводная часть корабля. Ее якобы затопили в Финском заливе под Санкт-Петербургом, а части внутренней отделки жители близлежащего поселка разобрали на сувениры.

Впрочем, сдается, что это не выдумка. «Всего-то и нужно – пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х, – писала в ноябре 2007 года «Российская газета», орган правительства РФ. – Части корабля видны то тут, то там. Трапы стали лестницами в домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металломом с крейсера покрыты крыши...»

Это было не последнее испытание «Авроры».

В 2014 году начался очередной ремонт корабля. Год назад крейсер вернули на привычное место, и о его борта снова ударяют волны Невы. Вечером его огни видны далеко окрест.

Как там, в старой советской песне? «Старинные пушки смотрят сурово. / Балтийское небо над головой. / Тебе и не снилось, крейсер «Аврора», / Что станешь ты символом драмы людской…»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    11 июня 2017 06:24
    а год спустя героический корабль стал объектом съемок фильма о своем легендарном «родственнике» – крейсере «Варяг», который вместе с «Авророй» воевал в Цусимском сражении ровно сорок лет назад.


    Не стоит переписывать историю. "Варяг" не участвовал в Цусимском сражении. Да и родственниками их назвать нельзя.
  2. +12
    11 июня 2017 07:21
    Стоит добавить, что в июне 2009 г. на "Авроре" устроили вечеринку с участием И.И. Клебанова, Э.С. Набиуллиной, В.И. Матвиенко. Чем не продолжение драмы? А точнее глумление над символом.
    1. 0
      11 июня 2017 10:12
      все путинское окружение... кстати где ж матвиенке еще вечеринки проводить ежели ее сынку отказали в покупке острове на речке пирита под Таллинном. для тех кто не знает- присмотрел он участок земли под особняк и вертплощадку,. как раз году к 2005-2008 относиться. лень на делфи.ее архив копать,кому интерсно ищите
  3. +14
    11 июня 2017 07:34
    Писал явно сторонник общечеловеческих ценностей,клеймя символ социалистической революции.
    1. +2
      11 июня 2017 16:50
      Хорош символ. Обалдевшие от безделья мореманы перед которыми снова замаячила перспектива повоевать поддержали бунт. И вместо стенки оказались героями. Кстати если стрелять болванками то особых разрушений быть не должно.
      1. +2
        13 июня 2017 12:44
        это ты обалдевший от каши в голове несешь бред. Морячки были весьма начитанными гражданами и заряженными на революцию, спасибо за это капиташкам типа никольского которым не хотелось опускаться как там в статье нацарапано "черни было ниже их достоинства", что бы вести полит. работу с экипажем и по человечески относится к морякам. В результате скотского отношения и пренебрежения к морякам многие офицеры поплатились своей высокомерной головой. Моряки были одной из самой само организованной группой принимавшей участие в революции, что и показали события 1917-1918 годов.
        1. 0
          14 июня 2017 16:33
          И кстати, как утверждает доктор ист.наук Назаренко, в 1917 году на БФ убыль среди офицеров составила всего около 60 человек, основными причинами были: убийство, болезни, суицид...
          1. 0
            19 июня 2017 09:14
            товарищ, за цифры не в курсе, надо почитать.
            Кстати про флот того времени хорошие лекции

  4. +7
    11 июня 2017 07:48
    Так интересно!- всё до имён и фамилии так подробно, а вот какими снарядами стреляла, никак не узнать!
    Очередная утка в новорусскоукропском стиле- символе сегодняшней русской драмы. Автор Бурт
  5. +8
    11 июня 2017 08:05
    Постройка корабля растянулась более чем на шесть лет – крейсер впервые вспенил воду 24 мая (по новому стилю) 1900 года в 11 часов 15 минут. «Аврора» уступала - и по оснащению, и по скоростным качествам - другим боевым кораблям подобного класса.Впрочем, в начале ХХ века этого еще не знали

    О чем не знали ? О том, что в 1898 году заложили Аскольда, а в 1900 его спустили ?
    О том, что в 1899 году заложили Варяга, а в 1901 его спустили ?
    О том, что в 1899 году заложили Богатыря, а в 1901 его спустили ?
    Когда «Аврору» вернули на место, поползли слухи, что была заменена сильно проржавевшая подводная часть корабля. Ее якобы затопили в Финском заливе под Санкт-Петербургом, а части внутренней отделки жители близлежащего поселка разобрали на сувениры.

    А разве это не так ? Достаточно было пройти по помещениям крейсера, что бы это увидеть.
    Автор, может, перед тем, как написать , стоит изучить материалы ?
    1. +3
      11 июня 2017 09:13
      Единственное назначение Авроры, которое реально можно было придумать после ее принятия в строй -борьба с торговлей. При отсутствии эскорта у каравана. Что-то подобие действий ВОК. Или для разгона чужих миноносцев, для чего бы прекрасно пошли ее 24 трехдюймовки, но гонять крейсе в 6300 тонн за миноносцами-не жирно ли ? Для эскадренного боя или равноклассовых дуэлей Аврора была непригодна.
      1. +4
        11 июня 2017 11:06
        Цитата: Альф
        Единственное назначение Авроры, которое реально можно было придумать после ее принятия в строй -борьба с торговлей.

        Для этого у 3-х диан не было ни дальности хода, ни его скорости.
        Единственным бронепалубным крейсером 1 ранга РИФ, который являлся крейсером-истребителем торговли, был Варяг. Обязанности БРП крейсера-истребителя торговли мог кое-как выполнять и Богатырь. Хотя по проекту это был крейсер-разведчик. Был еще и крейсер-истребитель торговли 2 ранга Боярин. Но он был не очень удачен. Россия просто так экзотически спонсировала родину императрицы-матери, Данию.
        Дианы, это промасштабированные Светланы. У России не было тогда нормальных корабельных машин. Поэтому у диан была применена трехмашинная и трехвальная схема. В отличие от оптимальной в те времена, двухвальной. А для этого требовался объем корпуса. Поэтому проект Светланы просто раздули в размерах, оставив основные пропорции и размерения без изменений. И изменив лишь размеры кораблей, а также их водоизмещение.
        В результате Россия получила 3 новых крейсера-стационера (они же "колониальные крейсера"). Дополнительно к непонятно зачем купленной Светлане. Нафига России были 4 НОВЫХ колониальных крейсера, это загадка истории. Ведь заморских колоний у нее не было. Причем размеры диан были совершенно не детские для крейсеров-стационеров. Как и стоимость. Думается, разгадка "загадки" проста, деньги "осваивали".
        А вообще крейсера-стационеры в мире тогда строили крайне редко. Обычно их роль во флотах исполняли крейсера-пенсионеры других классов.
        1. 0
          11 июня 2017 12:54
          А как же "Аскольд"?
          1. +1
            11 июня 2017 15:11
            Цитата: Cannonball
            А как же "Аскольд"?

            Аскольд был крейсером-разведчиком. Но не дальним, как Богатырь, а ближним. Поэтому его закупка еще в те времена была признана ошибкой. Т.к. он в какой-то мере дублировал броненосный Баян. Вместо Аскольда в категории "бронепалубный крейсер-разведчик" чуть позже был закуплен Богатырь.
            А вообще Россия тогда закупила по одному экземпляру БРП крейсеров каждого вида. С целью дальнейшего изучения и возможного клонирования.
            Клонировали, внеся изменения, Богатырь и Новик.
            Клонировали, промасштабировав, Светлану.
            Варяг, Аскольд и Боярин остались в одном экземпляре. Если Аскольд и Боярин были не сказать, что как-то особо удачны. То с Варягом другая история. После РЯВ подобный тип кораблей, дальние крейсеры-истребители, стал не нужен. Нечего стало истреблять.
            Также нельзя не вспомнить и о броненосном ближнем крейсере-разведчике Баян. Его тоже клонировали, как смогли.
            1. +1
              11 июня 2017 23:24
              Судя по бредовой классификации, очередной клон Прохожего.
              1. +1
                11 июня 2017 23:46
                Цитата: Snakebyte
                Судя по бредовой классификации

                Бредовой? Отчего же она вдруг бредовая? "Миром правят дураки"?
                Цитата: Snakebyte
                очередной клон Прохожего

                А это еще кто? В других темах меня по-другому называют.
                А что, я обязательно должен быть чьим-то клоном? А выбрать тогда можно?
              2. +2
                12 июня 2017 12:58
                Цитата: Snakebyte
                Судя по бредовой классификации, очередной клон Прохожего.

                Какой клон?:)))) Это он и есть:)
            2. +2
              12 июня 2017 22:59
              "Варяг" - то же крейсер-разведчик.

              Руководство русского Морского ведомства в 1897 году определило следующий необходимый состав русской эскадры в Тихом океане к 1903 году: 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера и 20 крейсеров-разведчиков.
              То есть, крейсеров-истребителей не предусматривалось.

              Дальность плавания "Богатыря" 10 узловым ходом составляла 4900 миль.
              У "Аскольда" этот показатель выше - дальность плавания 10 узловым ходом - 6136 миль. Так что скорее "Богатырь" был ближним разведчиком.
              Мощность машин также больше у "Аскольда" 23600 л.с. против 20368 л.с. у "Богатыря".

              Комендоры «Аскольда» были одними из лучших в эскадре, так они стреляли в восемь раз точнее чем канониры «Варяга». 19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на ходу 18 уз при ветре 3—4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие результаты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм —12 и из 40 47-мм — пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, выполненной им 16 декабря 1903 года (последние учения перед его знаменитым боем), хотя и шёл с меньшей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.

              В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры.

              Сравнивать же "Аскольд" с "Бояном" некорректно, так как "Баян" - броненосный крейсер, а не бронепалубный.

              Прототипом "Боярина" был "Новик", который также был прототипом "Жемчуга" и "Изумруда". Так что говорить о "неудачности" проекта не приходится.
              1. +1
                12 июня 2017 23:49
                Цитата: Cannonball
                "Варяг" - то же крейсер-разведчик.

                Молодой человек. Не надо мне писать такие вещи про РИФ. Если я вам пишу, что Варяг был крейсером-истребиттелем. То так оно и было.
                Это отчетливо видно по его ТТХ, составу вооружений и размерениям корпуса.
                Цитата: Cannonball
                20 крейсеров-разведчиков

                Не фантазируйте. Речь шла о бронепалубных крейсерах. А их было несколько видов.
                Цитата: Cannonball
                То есть, крейсеров-истребителей не предусматривалось.

                Т.е. предусматривались. В количестве 2 шт. Варяг и Боярин.
                Цитата: Cannonball
                У "Аскольда" этот показатель выше - дальность плавания 10 узловым ходом - 6136 миль.

                Не выдумывайте. В проектные 4300 м.м. не уложились, уложились только в 3700 м.м. После чего по факту Аскольд стал ближним крейсером-разведчиком 1 ранга.
                У Аскольда был серьезный косяк в плане экономичности, у него было три машины и три вала. Поэтому уголь он жрал не по-детски.
                Цитата: Cannonball
                "Аскольда" 23600 л.с. против 20368 л.с. у "Богатыря"

                Это только скорость.
                Цитата: Cannonball
                начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры.

                Каков результат "активных действий"?
                Цитата: Cannonball
                Сравнивать же "Аскольд" с "Бояном" некорректно, так как "Баян" - броненосный крейсер, а не бронепалубный.

                И что с того? Это только особенности конструкции. При этом они оба были ближними крейсерами-разведчиками 1 ранга. Поэтому сравнивать их не то что можно, а даже и нужно.
                Цитата: Cannonball
                Прототипом "Боярина" был "Новик"

                Между ними вообще не было ничего общего. Ну, вот вообще разные были во всем. И антиподы, Боярин крейсер-истребитель. Новик, крейсер-разведчик. Оба 2 ранга. Оба ближние для своих классов. Хотя если сравнивать абсолютные цифры, то Боярин ходил заметно дальше, разумеется.
                Цитата: Cannonball
                который также был прототипом "Жемчуга" и "Изумруда". Так что говорить о "неудачности" проекта не приходится.

                В "камешках" от Новика мало что осталось. Да и удачными их сложно назвать. Это называется "доработали немецкий проект". В результате из крейсера-разведчика получилось что-то среднее. Ни крейсер-разведчик. Но и ни крейсер-истребитель.
        2. 0
          11 июня 2017 13:39
          Дополнительно к непонятно зачем купленной Светлане.


          Чем Вам крейсер " Светлана" не угодил?
          1. +3
            11 июня 2017 15:13
            Цитата: 27091965i
            Чем Вам крейсер " Светлана" не угодил?

            Почему не угодил? Непонятна роль, которую Светлана (и дианы) должны были выполнять в РИФ. А сама по себе Светлана, как колониальный крейсер, для своего времени была вполне ничего. Уж переростки дианы-то с ней не сравнить.
            1. +1
              11 июня 2017 15:53
              Непонятна роль, которую Светлана (и дианы) должны были выполнять в РИФ.


              В 1896-1897 году англичане с согласия Российского Военно-морского министерства изучали его работу и службу флота. Крейсер " Светлана" был охарактеризован, думаю не без участия наших адмиралов, как крейсер предназначенный для обслуживания Тихоокеанских станций. Ну, а то, что он туда не попал это уже не его вина. Я с Вами согласен, что это колониальный крейсер, правда использовали его для других целей.
              1. +2
                11 июня 2017 16:25
                Цитата: 27091965i
                Крейсер " Светлана" был охарактеризован, думаю не без участия наших адмиралов, как крейсер предназначенный для обслуживания Тихоокеанских станций.

                Но где были эти станции? Если Владик, то там обслуживание было по суше. Да и Артур так обслуживался.
                Станций для обслуживания не было. Однако 4 крейсера-стационера в РИФ зачем-то были. Может у кого-то что-то планировали захапать?
                Еще удивляет "мудрость" адмиралов. В Чемульпо на штатную роль диан (роль крейсера-стационера) был отправлен крейсер-истребитель Варяг. А Диана и Паллада в это время болтались в Артуре.
                Цитата: 27091965i
                Я с Вами согласен, что это колониальный крейсер, правда использовали его для других целей.

                Крейсера-стационеры (колониальные крейсера) в военное время использовались, как корабли эскорта. Вот как раз для противодействия крейсерам-истребителям всех рангов и мастей. А на дальних подступах крейсера-истребители отлавливались (перехватывались) крейсерами-разведчиками.
                Так что место Авроры при Цусиме, это самое то место для кораблей этого класса. Да и место Олега (крейсер-разведчик) при Цусиме по большому счету, тоже была подходящим. Тем более, что он был российской постройки и к Цусиме подошел уже не имея хорошего хода. На одной из машин не работал один цилиндр.
                1. +1
                  11 июня 2017 17:04
                  Цитата: K2017
                  Но где были эти станции? Если Владик, то там обслуживание было по суше. Да и Артур так обслуживался.


                  Началось это все ещё до Порт-Артура, во время Кульджинского кризиса. Когда с Балтики с большим трудом собрали и отправили на Дальний Восток боеспособные корабли. На переходе выяснялось, что они не соответствуют крейсерским параметрам. В 1892-1894 годах удалось на Дальнем Востоке и в Средиземном море собрать две эскадры. Но позднее выяснялось, что не хватает почти 700 тысяч на содержание этих флотов. Позже от Корей получили разрешение на нахождении в её портах Русских военных судов. Вот так и возник вопрос о не дорогом крейсере-стационаре.
            2. +1
              12 июня 2017 23:05
              "Светлана" вообще использовалась как яхта генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича. То был не боевой, а парадный корабль с роскошными апартаментами.

              Так как основным предназначением корабля было использование в качестве яхты генерал-адмирала, корабль был специально оборудован для этого. Значительную часть батарейной палубы за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями занимали изысканно отделанные апартаменты, включавшие в себя прихожую, приемный салон, рабочий кабинет, спальную каюту, а также комнаты для прислуги. Для того, чтобы шум динамо-машин не мешал пассажирам, все четыре динамо-машины были сосредоточены в одном месте, вдали от апартаментов — на носовой платформе, вопреки требованиям обеспечения живучести корабля.

              Для того, чтобы по-максимуму очистить верхнюю палубу, которая должна была быть по-яхтенному свободной, бортовые 152-мм орудия были установлены на расположенной ниже батарейной палубе, что затрудняло ведение огня при волнении.

              Еще одной особенностью корабля было то, что вместо иллюминаторов в бортах были оборудованы прямоугольные окна.
              1. +1
                12 июня 2017 23:54
                Цитата: Cannonball
                То был не боевой, а парадный корабль

                Не фантазируйте. И не пересказывайте сказки за разного рода "шустрыми баталерами". И прочими пустозвонами.
                Однако соглашусь, Светлана строилась, как флагманский корабль. Поэтому была оборудована т.н. адмиральским салоном. Это нормально явление на боевых кораблях. И это явление не делало корабль НЕ боевым.
                1. 0
                  13 июня 2017 21:37
                  Я не фантазирую, я констатирую факты.
                  "Светлана" никогда не строилась как флагманский корабль.

                  Крейсер «Светлана» изначально разрабатывался по заказу генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича, который высказал желание о постройке для него яхты, которая могла бы «сопровождать императорскую яхту для следования в Копенгаген». Боевое назначение этого корабля было вторичным.

                  Единственно, где она флагманствовала - присоединившись к основной эскадре после Суэца, крейсер возглавил разведывательный отряд, включавший также крейсер II ранга «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал».
                  По приказу адмирала Рожественского, «Светлана» вместе с остальными кораблями разведывательного отряда крейсеров, занималась охранением транспортов. В результате в первый день сражения — 14 мая крейсер оказался в арьергарде основных сил, держась между противником и транспортами.
                  Хорош флагман!!!
                  1. +1
                    13 июня 2017 22:21
                    Цитата: Cannonball
                    Крейсер «Светлана» изначально разрабатывался по заказу генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича, который высказал желание о постройке для него яхты

                    Яхта Великого князя Алексея Александровича построена быть могла. Но она не могла быть в составе РИФ.
                    Цитата: Cannonball
                    Хорош флагман!!!

                    А это вы о чем?
              2. 0
                13 июня 2017 13:18
                Цитата: Cannonball
                Значительную часть батарейной палубы за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями занимали изысканно отделанные апартаменты, включавшие в себя прихожую, приемный салон, рабочий кабинет, спальную каюту, а также комнаты для прислуги.


                « В Киле крейсер «Светлана» осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей. Они нашли, что их французским коллегам удалось сохранить хорошие боевые качества крейсера, несмотря на удобные и сравнительно просторные помещения предназначенные для генерал-адмирала

                Еще одной особенностью корабля было то, что вместо иллюминаторов в бортах были оборудованы прямоугольные окна.


                В оригинале не много не так:
                « Квадратные окна вместо круглых иллюминаторов прямо указывали на яхтенный характер крейсера»

                Так Скворцов А.В. в своей статье переквалифицировал часть броненосцев и крейсеров Франции в яхты.

                Лучше использовать несколько источников, и желательно не только изданных в России.
        3. 0
          12 июня 2017 00:25
          Цитата: K2017
          Единственным бронепалубным крейсером 1 ранга РИФ, который являлся крейсером-истребителем торговли, был Варяг. Обязанности БРП крейсера-истребителя торговли мог кое-как выполнять и Богатырь

          и полегли они в первые дни войны..причем утоплены своими экипажами..и все..не стало истребителей торговли...хотя воевать с островными государствами так и надо...но ни Германия ни РИ чего то этого не понимали.(не берем успехи подлодок только надводные)все маялись эскадренным боем.
          1. +3
            12 июня 2017 01:39
            Цитата: Екатерина II
            и все..не стало истребителей торговли..

            Был еще ближний истребитель торговли 2 ранга Боярин. Но он был не особо удачен и выпускать его на "охоту" было опасно. Может быть поэтому он базировался не во Владике, где и полагалось базироваться всем кораблям ближнего действия, а в Артуре.
            Были еще броненосные крейсера-истребители (рейдеры). Три штуки. Первый был древний, второй был старый, а третий ...., третий только так назывался. И его назначение понять было сложно. Ходили эти "рейдеры" кучкой (называлась эту кучка ВОК), дабы защищать друг друга от японских броненосных крейсеров-защитников торговли. Коих было 6 штук. Да еще 2 бюджетных броненосца (они же линкоры для бедных) японцы приспособили для этих же целей. Т.е. для защиты торговли.
            Хождение кучкой ВОКу не помогло, японцы таки его накрыли, утопив при этом древнего (крейсер Рюрик). Они утопили бы и остальных, но ГК их защитников был выбран неправильно, поэтому даже невеликая броня старого и непонятного оказалась им не по зубам.
            Еще в РИФ был достаточно уникальный корабль, ЭБР Ретвизан (американской постройки, проекта Крампа). Уникальность его заключалась в том, что этот достаточно сильный корабль обладал качествами ЭБР-рейдера. Так получилось случайно, Крамп предоставил на утверждение свой проект ЭБР. Проект утвердили, но "лишнюю" броню приказали убрать, она стоила немалых денег. А поскольку проект был уже просчитан, то вместо этой брони Крамп добавил угля в угольные ямы. И от этого Ретвизан приобрел дальность действия, свойственную рейдерам. Несмотря на срезанную броню Ретвизан был самым сильным ЭБР РИФ времен РЯВ. Хотя до японских новых ЭБР (4 шт.) ему было далеко. В качестве ЭБР-рейдера Ретвизан не применялся никогда.
            Еще для крейсерской борьбы можно было попытаться приспособить ближние крейсера-разведчики. Броненосный, Баян. И бронепалубный, Аскольд. Но для этого они также должны были базироваться не в Артуре, а во Владике.
            Вот, собственно и весь выбор кандидатов в истребители торговли. Больше ничего не было.
            Цитата: Екатерина II
            все маялись эскадренным боем.

            Да, особенно странно это выглядело у России. У которой "в рукаве" было аж 4 корабля, которые по ТТХ хоть как-то походили на ЭБР. Это Ретвизан, Цесеревич, Полтава и Победа. Даже если бы японцы потеряли 2 Сикисимы (реально потеряли лишь одну + старую Ясиму), то все равно, вступать с ними в линейный бой с такими мощами было делом заранее бесполезным. Поэтому 1ТОЭ, как только вступила в бой с японскими линейными силами, тут же была разгромлена и перестала существовать, как боевая единица.
      2. +3
        11 июня 2017 15:59
        Цитата: Альф
        Для эскадренного боя или равноклассовых дуэлей Аврора была непригодна.

        И как только она с Олегом в Цусиме умудрилась транспорты от стада японских крейсеров защитить, не подскажете?:)))
        Крейсер, конечно, был нехорош, но с бронепалубными крейсерами воевать все же мог. Просто "Авроры" обычно сравнивают с более качественными "Варягом", "Аскольдом" и "Богатырем", забывая о том, что столь мощными и быстроходными кораблями мало кто из флотов мира мог похвастать
    2. +1
      13 июня 2017 12:34
      Цитата: Альф
      А разве это не так ? Достаточно было пройти по помещениям крейсера, что бы это увидеть.

      А по внутренним помещениям понять это сложно. wink

      © Перископ
      Восстановление герметичности корпуса на "Авроре" в 1987 производили по хитрой схеме - обшивку и прилегающие конструкции отрезали на уровне выше ватерлинии ("А"), а внутренние конструкции - ниже нижней палубы ("Б"). В результате, новодел во внутренних помещениях - это самый нижний уровень. куда пускают далеко не всех. А на общедоступных палубах исторические конструкции сохранились.
  6. +5
    11 июня 2017 08:32
    Во время ВОВ крейсер стоял в Ломоносове. Днище сгнило и заменено. Стоят фальш-заклёпки. Ну и что?
    1. +4
      11 июня 2017 09:05
      Цитата: vodkinmotors1
      Днище сгнило и заменено. Стоят фальш-заклёпки. Ну и что?

      Ну, сгнило так сгнило, заменили так заменили. Все это знают и относятся к этому философски. А автор из этого факта чуть ли не легенду сотворил.
      1. +3
        17 июня 2017 14:25
        Цитата: Альф
        А автор из этого факта чуть ли не легенду сотворил.

        При этом пропустил по-настоящему легендарный эпизод из жизни крейсера. Орудия,снятые с "Авроры", защищали Ленинград. Их позиции были между Вороньей горой и Киевским шоссе. Установлен памятник морякам погибшей батареи "Аврора".
  7. +11
    11 июня 2017 09:03
    У автора явно с головой не в порядке, сам описал про то как из боевого корабля сделали тюрьму и про то как офицер, *сосредоточие всего самого блистательного и благородного* устроил стрельбу в матросов. Ну и какое может быть отношение к таким офицерам?
    В Гражданскую Войну большая часть офицеров, в том числе выпускники Академии Генштаба, служили РОДИНЕ в рядах КРАСНОЙ АРМИИ, а вот отщепенцы показали своё отношение к РОССИИ, когда обслуживали интервентов, и к народу, когда проводили массовые экзекуции и казни.
  8. +5
    11 июня 2017 09:16
    Крейсер "Аврора" .
  9. +4
    11 июня 2017 09:24
    Крейсер " Аврора"
  10. +6
    11 июня 2017 09:28
    Сайт продолжает собирать авторов, произведения которых можно охарактеризовть "на все руки от скуки" .
  11. +8
    11 июня 2017 10:06
    позорная статейка
  12. +2
    11 июня 2017 11:22
    крейсере «Варяг», который вместе с «Авророй» воевал в Цусимском сражении ровно сорок лет назад

    полный и абсолютный кошмар.... куда катимся... редактура вообще никуда не смотрит что ли?!?!?!?!?
    1. +5
      11 июня 2017 12:12
      Крейсер Варяг, который под предводительством Тутанхамона, вместе с Авророй, разгромил воздушный флот Ливонского ордена в Цусимском сражении...
      1. 0
        11 июня 2017 12:41
        Вы еще забыли уточнить что это все происходило в Созвездии Тау-Кита... а Цусима это планетная система Тау-Китян (-Китайцев?!?!)... вот... а Ливонский орден это.... извините не работает фантазия с утра... а расширители сознания и прочие интелект-допинги я не принимаю..... может под пивко вечером чего надумаю....
  13. +2
    12 июня 2017 00:31
    его "собрат" по Цусиме(если так можно выразиться) со стороны победителей -Микаса. Она роль памятника исполняет. И понятно, двигаться н еможет. Это вообще хлопотно держать музей да еще и сохранять его плавучесть и способность передвигаться-и историческую ценность...В общем то про днище--если был ли иной путь-подскажите...В СССР мало что ставили на музей из флота. Те же единственные линкоры от царя пошли на метал, знаменитые корабли ВОВ тоже не стали музеями..ну не получалось у нас как у американцев с морскими объектами...Вот Авроре повезло...никто из ее собратьев из РИ так как она -не выжил.(военные корабли).А жаль..тот же Цесаревич или линкор императорской серии(или Киров)-стоило бы сохранить хоть в качестве неплавучего музея
    1. 0
      12 июня 2017 13:08
      Цитата: Екатерина II
      А жаль..тот же Цесаревич или линкор императорской серии(или Киров)-стоило бы сохранить хоть в качестве неплавучего музея

      Не сыпьте соль на раны:)))
  14. 0
    12 июня 2017 11:19
    Странно. А почему не указывается, что "Аврора" - один из не многих кораблей, что прорвались через Цусиму( к стати японцы нам за неё ещё не ответили). Скрываем Подвиг?
    1. +2
      13 июня 2017 12:41
      Цитата: Старый Воин
      Странно. А почему не указывается, что "Аврора" - один из не многих кораблей, что прорвались через Цусиму

      А потому что оценка действий Энквиста весьма неоднозначна.
      Это "Алмаз" прорвался. "Изумруд" почти прорвался.
      А "Аврора", "Олег" и "Жемчуг" пошли не во Владивосток, а в Манилу - где и интернировались.
  15. 0
    13 июня 2017 21:29
    Цитата: K2017
    Молодой человек. Не надо мне писать такие вещи про РИФ. Если я вам пишу, что Варяг был крейсером-истребиттелем. То так оно и было.
    Это отчетливо видно по его ТТХ, составу вооружений и размерениям корпуса.

    Спасибо, конечно за "молодого человека", но я им был лет тридцать назад.
    Если вам так понравился термин "крейсер-истребитель", то хочу вас поправить, нет такого термина. Есть "крейсер-истребитель торговли". Почитайте книгу Виктора Катаева "Крейсера - истребители торговли", там и "Варяг" упомянут, и "Аскольд" и многие другие русские крейсера.
    Вообще-то в РИФ времён русско-японской войны крейсера официально подразделялись на крейсера 1 и 2 ранга. Точка. Неофициально крейсера 1 ранга подразделялись на броненосные и бронепалубные.
    Термины - "Крейсера-разведчики (Скауты)", "Крейсера - истребители торговли" в русской классификации не употреблялись.
    Были ещё минные крейсера, но то были ранними типами эскадренных миноносцев.
    Кстати термин "эскадренный миноносец" в 1904-1905 гг также был неофициальным.
    В 1907 г. была введена новая классификация крейсеров. Они стали броненосными крейсерами, либо просто - крейсерами.
    В 1915 г. - новая классификация, с крейсерами и линейными крейсерами.
    Это реальные факты. Учите матчасть.

    Теперь по "Варягу" и "Аскольду".

    Вооружение "Варяга":
    12 × 152-мм/45 орудия Канэ.
    12 × 75-мм/50 орудия Канэ;
    8 x 47-мм/40 орудия Гочкиса;
    2 x 37-мм/22,8 орудия Гочкиса;
    2 x 7,62-мм пулемёта;
    2 x 63,5-мм/19 орудия Барановского
    6 x 381-мм ТА;
    2 x 254-мм ТА (для катеров);
    35 мин.

    Вооружение "Аскольда":
    12 × 152/45-мм орудия Канэ.
    12 × 75/50-мм орудия Канэ;
    8 x 47/43-мм орудия Гочкиса;
    2 x 37/23-мм орудия Гочкиса;
    2 x 7,62-мм пулемёта;
    2 x 63,5/19-мм орудия Барановского (для десанта).
    6 x 381-мм ТА;
    2 x 254-мм ТА (для катеров);
    35 мин.

    Найдите отличия в вооружении ))
    Про размерения корпуса вообще нечто:
    (длина/ширина/осадка)
    "Варяг" - 129,56 / 15,9 / 6,02 м.
    "Аскольд" - 132,5 / 15 / 6,2 м.

    Практически близнецы, только количеством труб различаются ))


    Цитата: K2017
    Не фантазируйте. Речь шла о бронепалубных крейсерах. А их было несколько видов.

    Я написал выше о "видах" крейсеров. Не нравится такая классификация, читайте «Программу усиленного судостроения для нужд Дальнего Востока» 1897 г.


    Цитата: K2017
    Т.е. предусматривались. В количестве 2 шт. Варяг и Боярин.

    Чушь. "Варяг" - крейсер 1 ранга, "Боярин" - крейсер 2 ранга. Позднее их причислили к бронепалубным.

    Цитата: K2017
    Не выдумывайте. В проектные 4300 м.м. не уложились, уложились только в 3700 м.м. После чего по факту Аскольд стал ближним крейсером-разведчиком 1 ранга.
    У Аскольда был серьезный косяк в плане экономичности, у него было три машины и три вала. Поэтому уголь он жрал не по-детски.

    Для плавания 10 узловым ходом "жрать уголь не под-детски" нет никакой необходимости.

    Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

    Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

    Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

    У "Аскольда"

    Девять котлов Торникрофта-Шульца давали пар для машин, восемь из них размещались попарно в четырех котельных отделениях, а один — в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кгс/см2, общая поверхность колосников — 107 м2, а общая нагревательная поверхность котлов — 5020 м2. Паропроизводительность одного котла равнялась 21,2 т/ч, КПД — 60%, расход угля — 1 кг/л.с. в час.

    Нормальный запас угля в 720 т обеспечивал дальность плавания всего 2340 миль вместо проектных 6500 миль. Полный запас топлива составлял 1050 т, а усиленный — 1250 т. Расход угля на полном ходу составлял 18 т/ч.

    Цитата: K2017
    Каков результат "активных действий"?


    11 февраля 1904 года «Аскольд» вместе с крейсерами «Баян» и «Новик» участвовал в перестрелке с четырьмя японскими крейсерами.

    5 мая «Аскольд» выходил в море, прикрывая минный транспорт «Амур», который поставил минное поле возле Порт-Артура.

    28 июля 1904 года Русская эскадра флота Тихого океана вышла в море для прорыва во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Н.К.Рейценштейна возглавлял отряд крейсеров, шедший в кильватерной колонне за броненосцами. В это же день состоялось сражение в Жёлтом море. После боя броненосных сил, когда отряд русских броненосцев повернул назад для возвращения в Порт-Артур, «Аскольд» и «Новик» пошли на прорыв сквозь японскую эскадру. Бой был жестоким, русские моряки показали лучшие черты стойкости и героизма и в 19 часов 40 минут русские крейсеры прорвались.

    В бою крейсер получил тяжелые повреждения. Погибли один офицер, десять матросов, ранения получили четыре офицера и 44 матроса.
    Орудия выпустили по японским кораблям 226 фугасных 152-мм снарядов, 155 стальных и 65 чугунных 75-мм снарядов, 160 47-мм снарядов. В полдень 30 июля 1904 года «Аскольд» стал на якорь в устье реки Вузунг.

    11 августа 1904 года по приказу из Петербурга «Аскольд», пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» и канонерская лодка «Манджур» спустили флаги. Замки орудий, боевые отделения торпед, винтовки и некоторые детали машин сдали в арсенал. 28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани Русского общества КВЖД вместе с миноносецем «Грозовым» и канонерской лодкой «Манджур».

    2 октября 1905 года, в Шанхае получили уведомление об окончании Русско - Японской войны и о ратификации мирного договора между Россией и Японией.

    11 октября на «Аскольд» вновь подняли Андреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга К.В.Стеценко крейсер вышел во Владивосток.

    Цитата: K2017
    И что с того? Это только особенности конструкции. При этом они оба были ближними крейсерами-разведчиками 1 ранга. Поэтому сравнивать их не то что можно, а даже и нужно.

    Поржал!!! Это как сравнивать БТ-7 с КВ-1. "И что с того? Это только особенности конструкции."
    Про "разведчики" я уже писать задолбался, тем более, про "разведчиков 1 ранга". А почему тогда не 2-й гильдии?

    Цитата: K2017
    Между ними вообще не было ничего общего. Ну, вот вообще разные были во всем. И антиподы, Боярин крейсер-истребитель. Новик, крейсер-разведчик. Оба 2 ранга. Оба ближние для своих классов. Хотя если сравнивать абсолютные цифры, то Боярин ходил заметно дальше, разумеется.

    Ещё раз поржал. Учите матчасть, адмирал, вы наш, диванный.

    Цитата: K2017
    В "камешках" от Новика мало что осталось. Да и удачными их сложно назвать. Это называется "доработали немецкий проект". В результате из крейсера-разведчика получилось что-то среднее. Ни крейсер-разведчик. Но и ни крейсер-истребитель.

    Как говорится:"Плюнь в глаза - всё божья роса". Слив засчитан. Учите матчасть!!!
    1. Комментарий был удален.
  16. 0
    6 июля 2017 11:17
    Увы, все три богини оказались слабыми кораблями. Сама концепция крупного, но слабобронирванного корабля уже изживала себя. Да и воевать им пришлось в эскадренном бою - наихудший расклад для бронепалубников.

    Ну а исторический путь корабля все и так знают. Скажу одно - долгое нахождение Авроры в строю, следствие исключительно скудости корабельного состава накануне 1МВ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»