Москва готовит спецназ для Арктики

26
Чем дальше, тем острее становится в мире борьба за ресурсы. И, по мере усиления этой борьбы, меняется значение Русского Севера. Из «ледяной пустыни» он превращается в «кладовую мира». Уже сегодня в Арктике добывается 80% российского природного газа, нефть, фосфор, никель, золото, сурьма... Север дает России 12–15% ВВП и около 25% экспорта. И это при том, что потенциал Арктики используется в лучшем случае на 10%. Претендентов на столь лакомый кусок хватает, и после развала СССР они активизировались.





В частности, активно наращивают свое военное присутствие в Арктике страны НАТО. Причем в последнее время к традиционным военно-морским базам, станциям слежения, системам противовоздушной и противоракетной обороны добавляются и наземные силы – а это уже средства не только обороны, но и наступления. Армия США объявила конкурс на создание оборудования и экипировки для высоких широт, активно обучает морских пехотинцев навыкам войны на севере. В Норвегии, в непосредственной близости от российской границы, создан современный полигон НАТО. Канада усиливает патрульные части, традиционно набирающиеся из эскимосов.

Выступая на VI Московской конференции по международной безопасности, министр обороны РФ Сергей Шойгу отметил, что Россия рассматривает действия НАТО в Арктике как демонстрацию силового продвижения в своих интересах. Без ответа такая демонстрация не осталась, и, согласно указу президента, 1 декабря 2014 года было создано объединенное стратегическое командование «Север», или иначе Арктические войска России.

Началась активная работа по строительству и модернизации аэродромов. На последнем Параде Победы иностранные наблюдатели увидели зенитные ракетные комплексы «Тор-М2ДТ» и ракетно-пушечные «Панцирь-СА» на базе предназначенного специально для Арктики двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30. Но если заполярное небо прикрыто надежно, то с наземными войсками возникли проблемы.

ДЖЕКУ ЛОНДОНУ И НЕ СНИЛОСЬ

Протяженность арктического побережья России – 22 600 км. На большей его части нет ни дорог, ни людей. Это огромные территории, даже не нанесенные толком на карту. Зимой лютые морозы, полярная ночь, ветры, бураны. Летом – хлябь оттаявшей мерзлоты, да и сколько его, того лета? Если обычным порядком размещать здесь воинские части, Арктические войска проглотят весь военный бюджет, как пирожок, и даже вкуса не заметят.

Правда, и противнику тоже не подвести серьезный воинский контингент – Россия контролирует и Северный морской путь, и воздушное пространство. Впрочем, ни о какой наземной войне в обычном понимании этого слова (кроме Кольского полуострова) речь не идет, поскольку солдатам без специальной подготовки путь в Арктику заказан. А вот действия малыми группами хорошо подготовленного спецназа – дело перспективное. Не обязательно под флагом НАТО – куда удобней действовать с помощью наемников из частных военных компаний (ЧВК), а то и под «крышей» экологических движений.

Супостату просто: сгрузил потихоньку группу на нужном участке Северного морского пути с проходящего судна или скинул с самолета – и дело сделано. А нам как быть? Каким способом гонять незваных гостей на колоссальных, абсолютно безлюдных просторах? Либо держать по всему побережью воинские части и заставы, либо... либо решать проблемы логистики.

Допустим, на нашу территорию проникло нечто. Это нечто надо опознать и обезвредить. А для этого неплохо бы до него добраться. Причем абсолютно все – не только оружие и снаряжение, но и горючее, продовольствие, палатку и печку – надо везти с собой. И при этом действовать быстро, иначе противник выполнит задачу и уйдет, а подоспевшим арктическим войскам останутся только пустые консервные банки.

А дорог здесь нет. То есть вообще нет. Есть некие укатанные тропы – но они зависят от времени года, маршрутов оленеводов и еще множества факторов. Зато полно не нанесенных ни на какие карты распадков, обрывов, плюс такие милые сюрпризы ландшафта, как торосы и полыньи, которые в принципе непредсказуемы. И людей тоже нет, кроме местных оленеводов и обитателей редких поселков и полярных станций.

Распиаренные журналистами покатушки на оленях и собаках – аттракцион для прессы. Олень бегает медленно, нуждается в корме и отдыхе, везет мало. Во время одного из походов наши десантники проверили возможности копытно-рогатых на практике: тройка оленей с каюром и двумя снаряженными десантниками (то есть около 300 кг на санях) прошла аж целых 150 м, после чего один из олешков просто упал. На этом вопрос закрыли.

Автомобиль или вездеход – это другая противоположность. Он большой, много на себе тянет, в нем тепло ехать, но есть недостаток – плохая проходимость. Для него приходится специально выбирать маршрут, а в пургу или при нулевой видимости стоять и пить чай, пока распогодится.

Что же делать? И тут на помощь пришли туристы-экстремалы. Серьезных путешественников по Северу немного – слишком опасный аттракцион. Но в данном случае одна нужная группа существует.

«СЕВЕРНЫЙ ДЕСАНТ» ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ

Александр Петерман, предприниматель из Нижневартовска, ходит в тундру уже девять лет. Его экспедиции давно переросли экстремальные походы, став целым проектом под названием «Северный десант» (сам Петерман и большая часть его людей – в прошлом военнослужащие ВДВ и спецподразделений).

Первый поход команда совершила в 2008 году, в 2009-м она едва не погибла, после чего ее участники взялись за дело всерьез. В первую очередь стали искать и модернизировать средства передвижения – снегоходы. Основные требования к транспорту: машина должна быть надежной, ремонтопригодной и желательно легкой.

Снегоход – этакий «арктический мотоцикл»: две гусеницы и лыжа-направляющая. Модель, которую использует экспедиция, весит чуть больше 350 кг, скорость – до 50 км/ч, проходимость – замечательная: можно просто идти по азимуту. Пересеченная местность, торосы, даже бич Севера – ледокольный след – для него не препятствие. Может тащить за собой сани весом до тонны. Казалось бы, идеальный вариант, но почему-то канадские спецподразделения на снегоходах уходят в рейд всего на сутки-двое. Может быть, им и хватит, но для наших расстояний это не разговор.

Дело в том, что пойти в тундру даже на очень хорошем заводском снегоходе и с заводским снаряжением – это лотерея. Роковым может стать каждый из множества мелких факторов, которые невозможно выявить ни на одном испытании. Понимание же того, в каком направлении модернизировать технику, дает только многолетний опыт.

– К примеру, ноги на снегоходе открыты, – рассказывает механик группы Дмитрий Фадеев. – При минус 40 градусов боковой ветер проникает в любую щель, даже в незавязанный шнурок (результат – обморожение. – Е.П.). Мы делаем боковую защиту от ветра, ставим лист морозостойкого высокомолекулярного пластика, потому что обычный пластик сломается. Поднимаем ветровое стекло до уровня глаз – в штатной комплектации стекло низковатое, и какая бы у тебя ни была хорошая шапка, встречный ветер все равно задувает. Ставим дополнительные баки, чтобы на заправку уходило меньше времени, с насосом – на ходу просто перекачиваем топливо. Дополнительные расширители лыж, дополнительные фары спереди и сзади. В пургу, в метель видимость меньше 2 м, а сзади раньше были только габаритные огни.

О прицепных санях Дмитрий поведал целую сагу. Напоминаем: в Арктике надо везти с собой абсолютно все (на практике получается до тонны груза на снегоход). Если сани развалятся за 500 км от жилья – это срыв экспедиции. Если за 3000 – это опять же смерть. В последнем походе для эксперимента группа взяла с собой одни сани из авиационного алюминия. Производитель гарантировал 3000 км при нагрузке в 600 кг. Они продержались 800 (при нагрузке 400 кг), а потом просто развалились.

С санями группа мучилась очень долго. Из чего только их не делали. Ни металл, ни пластик на морозе не живут – становятся хрупкими, как сухари, и ломаются. Живет, как ни странно, дерево. Поэтому полозья делают клееные из карагача, ясеня и каменной березы. Соединение со снегоходом – из транспортерной ленты, которая тоже не теряет гибкости на морозе. В последнем походе этот малый кусочек ленты спас жизнь одному из участников. В пургу, при нулевой видимости водитель не заметил четырехметрового обрыва. Человек упал вниз, а снегоход повис на креплении саней. Не выдержи крепление, он упал бы на водителя: 350 кг с высоты в 4 м – гарантированная смерть.

Группа экспериментирует не только с техникой, но со всем, с чем только возможно – с одеждой, питанием, снаряжением. И везде поиск, везде какие-то свои оригинальные наработки. Плюс навыки хождения ночью, в пургу, по торосам, по ледокольному следу, умение не терять друг друга в любой обстановке... В день они могут пройти до 600 км, опыт автономного хождения по тундре – до месяца, а при необходимости они могут продержаться раза в три дольше. Сейчас в своем секторе туризма группа Петермана – лучшая в мире. И они готовы – более того, они хотят и стремятся передать весь свой опыт Министерству обороны.

Обычно в таких случаях говорится с печалью: «Однако министерству этот уникальный опыт не нужен». Но не в этом случае!

Александр Петерман – член Наблюдательного совета Союза десантников России, что облегчает задачу, поскольку он умеет говорить с военными на одном языке. Кроме того, он – действительный член Русского географического общества, председателем которого является Сергей Шойгу. Так что контакт с Министерством обороны состоялся успешно. В феврале 2016 года «Северный десант» провел недельный семинар для воинов спецчастей по выживаемости в условиях Крайнего Севера. Один из участников семинара прошел с группой маршрут.

В этом году с «Десантом» шли уже шесть офицеров спецназа и десантных войск. Задачи их были велики и многообразны. Во-первых, каждый по возвращении сможет стать инструктором в своей части. Не мэтром, но опыт за две недели они получили немалый, есть что передавать. Во-вторых, испытаны образцы вооружения, приборов и техники, предназначенных для действий в высоких широтах. Не забыты и исследование местности, отработка тактических задач…

Вернувшихся из тундры «десантников» встречали не только родные, друзья и журналисты. На встречу с ними приехал член Военно-промышленной комиссии, первый командующий Силами специальных операций Олег Мартьянов, который всегда уделял особое внимание специализированным частям. Тем более Арктические войска создаются в России в первый раз.

Олег Мартьянов высоко оценил результаты похода. Базовая подготовка, полученная офицерами, позволила им адаптироваться к тяжелейшим северным условиям, никто не выбыл. Большая часть вооружения и экипировки тоже прошла испытания более или менее успешно. В любом случае стали видны те препятствия, которые надо преодолеть разработчикам. Кстати, темпы работы очень лихие, сравнимые с предвоенными. Например, год назад участвовавший в походе офицер оценил связь на два с плюсом или три с минусом, а в этом году она получила уже твердую четверку.

Планы у Министерства обороны очень серьезные, можно даже сказать, амбициозные. Сейчас, на первом этапе, основная задача – пропустить через экспедицию тех офицеров, которые смогут у себя в подразделениях работать инструкторами. А в дальнейшем предполагается тестировать штатные боевые подразделения, численностью 15–20 человек.

У Военно-промышленной комиссии – свои задачи. В первую очередь привлечь к работе изготовителей вооружения и снаряжения. Представитель концерна «Калашников» уже побывал в Нижневартовске. На очереди создание специального беспилотника на солнечных батареях (обычные аккумуляторы холода не выдерживают). Ну и, конечно, надо как-то решать проблему снегоходов – экстремалы могут позволить себе ходить на канадских машинах, а российская армия – нет.

Но для всех намеченных целей «Северного десанта» явно маловато. Да и в конце концов у военных свои задачи, а у путешественников – собственные маршруты и планы. Но есть у Александра Петермана одна задумка, которая эти проблемы решит. Он мечтает создать в Нижневартовске учебно-тренировочный центр арктических войск. А почему, собственно, нет? Нижневартовск удобен с точки зрения все той же логистики: здесь есть аэродром, шоссейная и железная дороги. Климат в Сибири достаточно суровый. А когда речь дойдет до полевых испытаний, то можно погрузиться на трейлеры: несколько сотен километров – и ты в тундре. Это гораздо дешевле, чем строить центр на Крайнем Севере.

Проект поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин и, судя по тексту письма, отправленного в Нижневартовск, Министерство обороны тоже, выразив «заинтересованность в создании указанного центра». Есть надежда, что в ближайшее время будет принято решение о его строительстве, но уже сейчас «Северный десант» сэкономил России не только большие деньги, но и самое важное – время. По признанию Олега Мартьянова, без нижневартовцев подготовка спецназа затянулась бы как минимум на пять-шесть лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 июня 2017 05:43
    Даже совершенно не далёкому от политики, и от жизни понятно, что интересы мировых ведущих государств, вскоре сосредоточатся на Арктике. И то, что мы начали освоение во всех областях, в том числе и в оборонной составляющей, это очень правильно и своевременно. Мерикатосы уже скулят что опоздали. Но тут закон Природы - кто не успел, тот опоздал.
    1. +18
      11 июня 2017 06:23
      Они (мерикатосы) опоздали лет на дцать. Что бы хоть как-то присутствовать в Арктике нужно иметь средства доставки туда живой силы, техники и провизии (саму технику, подходящую для тех широт, тоже нужно иметь). Если забросить можно с помощью авиации, то забрать только по средствам флота. А у Американцев ледокола то два (если я не ошибся). И те в портах Аляски. Они льды полюса не проломят, слабые. Во всём мире не наберётся такое количество ледоколов подобного класса, как у РФ. Пока все в пролёте!
      1. +1
        11 июня 2017 06:27
        Logall Сегодня, 06:23 ↑ Новый
        Они (мерикатосы) опоздали лет на дцать.

        ... дай то Бог! ... Ваши слова, да Господу в уши... нам конкуренты, особенно с мерикатосовским полосатым, не желательны...
        1. +19
          11 июня 2017 06:51
          [/quote]дай то Бог! ... Ваши слова, да Господу в уши... нам[quote]

          В СССР в бога не вернули. Поэтому сами не плошали. И дали нам огромный задел в этой области.
          А нам то и господь может...
    2. +3
      11 июня 2017 09:18
      Пора бы олигархов - нефтесосов притянуть раскошелится на арктические войска. Ведь там их будущие скважины.
      1. +1
        11 июня 2017 21:28
        Цитата: сибиралт
        Ведь там их будущие скважины.

        Они будущим не живут.
        1. 0
          12 июня 2017 15:15
          Семен Семеныч вы не правы, вот они жулики и воры живут будущим свои потомков, кому передадут кровно наворованное бабло.
          Это остальные живут сегодняшним днем, поскольку на более достойное существование средств не хватает.
    3. 0
      12 июня 2017 19:40
      Автор статьи Елена Прудникова явно лоббирует интересы коммерсантов для выделения бабла для специального дважды ударного арктического батальона материально-технического обеспечения белых медведей и песцов.
  2. +2
    11 июня 2017 09:03
    Петерман явно тянет " одеяло" на себя. Климат, растительный покров и т.д. Арктики и Н.Вартовска очень отличаються(сам с этих краев). Создание специализированной ВЧ в районе Салехарда или Н.Уренгоя более оправдано. Организовать призыв из местных. Научить их навыкам обращения с современными образцами вооружения и связи более логично.
    1. +1
      11 июня 2017 11:30
      А как хантов, манси, ненцев и талышей замотивировать?
      1. +1
        11 июня 2017 13:51
        Цитата: рич
        А как хантов, манси, ненцев и талышей замотивировать?

        Деньгами и соц. пакетом по более чем у "туристов",те в любое время на большую землю свалят а аборигенам там жить.
        1. +3
          11 июня 2017 14:14
          А вы что нибудь про льготы коренным малочисленным народам крайнего севера слышали? Так вот, не буду их перечислять и погружаться в подробности (интернет вам в помощь), скажу проще - одной семье хантов в ХМАО по силе содержать небольшую хорошо вооруженную армию. Было бы как говорится желание)))
          А если без шуток, то когда в наших старых паспортах была графа национальность, человек живущий в ХМАО мог выбирать любую по желанию, кроме как хант или манси. Причина была меркантильная - льготы. Так, что замотивировать коренное население деньгами и соц. пакетом это надо постараться.
          1. +1
            11 июня 2017 14:43
            Цитата: рич
            А вы что нибудь про льготы коренным малочисленным народам крайнего севера слышали? Так вот, не буду их перечислять и погружаться в подробности (интернет вам в помощь), скажу проще - одной семье хантов в ХМАО по силе содержать небольшую хорошо вооруженную армию. Было бы как говорится желание)))

            Слышал,да ежедневно по спутнику смотрю,как раз спутник газпромовский Ямал.
            Коренные все время жалуются,хоть газпром можно сказать ренту платят,видно не хватает.
            С одной стороны да же до забавного доходит,в квартирах от газпрома в выходные пьянки устраивают,на что жалуются соседи а те в ответ вы же в тундру на отдых ездите,так мы в города то же...
            Все таки им чего то не хватает,как у нас уйдут в степь-я там царь и бог.Но за землю биться будут до последнего.Может на участки земли поделить для родовых общин,тут и конституцию придется переделовать.Когда оно свое родное по законам по чему ее не защищать а так завтра в любое время могут "попросить".
  3. 0
    11 июня 2017 11:39
    не верю что арктика представляет серьезный интерес для сша и европы. главный аргумент полезные ископаемые а их что в других частях света нет? китай япония к 2025 г. будут получать газ со дна моря технология уже работает (китайцы говорят что японцев в этом вопросе обогнали) запасов газа там на 1000 лет, развитие нанотехнологий уже сегодня позволяет создавать материалы с уникальными свойствами. запад просто делает ставку на технологии зачем им ресурсная база да еще в таких климатических условиях. для человечества гораздо полезнее воще туда не лезть не портить природу. кто был на нашем севере в местах нефтедобычи тот знает как там все загажено. как закзал один немецкий бизнесмен зачем нам газ и нефть у нас есть мерседес мы его сделаем и обменяем на нефть и газ
  4. +4
    11 июня 2017 13:25
    Заполярье,как и тайга ошибок не приемлет.Даже отсутствие проволоки или пассатиж может оказаться фатальным.Неговоря об остальном.Статью писала женщина.Хотелось-бы прочитать её опыт в жизни заполярной.Климат в Сибири достаточно суровыйОткрытие планетарного масштаба.
  5. +1
    11 июня 2017 14:00
    Для того, чтоб гонять овцебыков и оленей уже спецназ придумали. laughing
    1. +4
      11 июня 2017 14:49
      Для того, чтоб гонять овцебыков и оленей уже спецназ придумалиПриглашаю помёрзнуть и попытаться выжить.Не гарантирую доставку тела в штаты.Мишки то-же иногда есть хотят.А мне свалить в зимовьё.И почему вас не любят?Интересный вопрос.Это я про людей,если что.
  6. 0
    11 июня 2017 16:50
    один энтузиаст дело не вытянет, необходима финансовая помощь от государства-тем более ее размер не будет очень велик-в размере пары самолетов
    1. +19
      12 июня 2017 05:03
      Интересно, а вы точно статью читали? Странно слышать такое мнение. Но наверное вы правы. Государство зря бабло расходует:
      Строит ледоколы. Разрабатывает амуницию. Подготавливает технику для полярного климата. Обучает специалистов для работы в Заполярье...
      А нужно было просто спросить Хаджи Мурата! Он бы спас от растраты столько гос. ДЕНЕГ.
      Шойгу сейчас бьёт себя по лбу:
      "Точно! Нужно было только два самолёта. Что теперь делать со всем этим оборудованием? Лижбы Путин не узнал. Он меня.....")))
      1. 0
        12 июня 2017 16:34
        Молодец Logall, лизнул до блеска.
        С каждым новым ледоколом жизнь в России становиться всё веселее и веселее, радости полные штаны, народ в экстазе скачет на майдене и орёт "Либерала на гиляку".
        Экономикой страны надо больше заниматься и царскую рыночную барахолку надо закрывать, как Черкизон.
        1. +18
          12 июня 2017 22:15
          [/quote]С каждым новым ледоколом жизнь в России становиться всё веселее и веселее, радости полные штаны,[quote]

          Так давайте прододим всё:
          Армию, флот, нефтяные месторождения. Деньги распределим между россиянами. Заживём!!! Только своим сыновьям в глаза смотреть не смогу. Я их учу любить родину. Не мусорить, а иначе уже их детям придется в грязи жить...
  7. +3
    12 июня 2017 16:59
    Супостату просто: сгрузил потихоньку группу на нужном участке Северного морского пути с проходящего судна или скинул с самолета – и дело сделано.


    Мадам погорячилась. Ну, сгрузят группу. Диверсанты? Товарняки под откос пускать? Нет там ни откосов. Некого пускать. К слову, чего до сих пор не сгрузили – и дело сделано? Правильно. Не хрен там делать группе этой, нет там для группы "дела".
  8. 0
    12 июня 2017 19:49
    Вопли англосаксов в 19 веке:"Это не справедливо,что Россия одна владеет Сибирью!!"
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    13 июня 2017 06:22
    Скоко буков! Нужно использовать БПЛА, которые будут патрулировать территорию круглосуточно! И надо их сделать.а не бюджет пилить, а то димон опять чего-нибудь норвегам подарит за наш счёт!
  11. 0
    13 июня 2017 18:07
    "Уже сегодня в Арктике добывается 80% российского природного газа, нефть, фосфор, никель, золото, сурьма... "
    Дальше читать не стал.автор не знает географию
    .А́рктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. ... Википедия
    А добывают в Сибири.
  12. 0
    15 июня 2017 14:13
    Я думаю не зря Москва готовит спецназ для Арктики,ведь они могут помогать местным жителям,но смотря какие люди там находятся-но это не в тему.Россия бережно относится к своей земле и защищает её, но надо исследовать другие земли и возможно территория станет больше.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»