«Морской Дьявол» СССР: возродится ли реактивный гидробомбардировщик ЛЛ-600

«Морской Дьявол» СССР: возродится ли реактивный гидробомбардировщик ЛЛ-600


Начало двадцатого века ознаменовано промышленным и технологическим бумом, что привело к быстрому индустриальному развитию и появлению новых машин, агрегатов и техники в целом. Также в 20 веке было несколько войн, что в совокупности с развитием предприятий привело мир в эпоху принципиально новой военной техники. Инженеры многих стран мира придумывали диковинное оружие, мощь и характеристики которого могут поразить умы даже современного человека. И нет ничего удивительного в том, что среди гениев конструкторской мысли были наши соотечественники.

В данной статье речь пойдет о генерал-майоре инженерно-технической службы, авиаконструкторе  Георгии Михайловиче Бериеве и его детище – реактивном гидробомбардировщике ЛЛ-600, который, к сожалению, не успел покупаться в лучах славы. Однако, по меркам своего времени, самолет был очень прогрессивным и за счет своих характеристик и способностей мог снискать славу настоящего «Морского дьявола».


Гениальный конструктор

Георгий Михайлович Бериев – один из самых неизвестных из знаменитых авиаконструкторов в истории самолетостроения российского государства. Этот инженер, без преувеличения, является родоначальником морской авиации России и прогрессором морского авиастроения. Благодаря ему мир увидел летающую лодку МБР-2 (построена в 1931 году). Это самый массовый предвоенный гидросамолет, который в последствии участвовал во Второй мировой войне в качестве разведывательного летательного аппарата. Его использовали  для ближней разведки и иногда дальней.

Позднее Бериев сконструировал первую в СССР летающую лодку с турбореактивным двигателем, которая получила название «Р-1». Правда, гидросамолет не был достроен, так как проект закрыли. Но уже тогда конструктор показал весь свой потенциал, создав бомбардировщик водного базирования, который не уступал по скорости американским истребителям McDonnell FH-1 Phantom и Grumman F9F Panther.

Несмотря на ряд неудач советский авиаинженер построил и принятые в эксплуатацию машины. Например, Бе – 10 – реактивный гидросамолет, которому принадлежат мировые рекорды скорости для данного типа техники. Примечательно, что они не побиты до сих пор – 912 км/ч. Конечно, невозможно обойти стороной и легендарный Бе-12 «Чайка», который применялся для борьбы с подводными лодками противника и мог использовать прорывные ядерные глубинные подводные бомбы 5Ф48. Самое интересное, что данный самолет был амфибийным, то есть взлетал как с суши, так и с воды. Были и другие летательные аппараты, каждый из которых обладал своими уникальными характеристиками. Однако один самолет заслуживает наибольшего внимания.


Бе-10

Бе-12 продемонстрировал, что реактивные гидросамолеты можно успешно использовать в рамках военных операций, однако оставалось решить одну задачу: как сделать так, чтобы бомбардировщик мог пролететь через весь океан выполнить задачу и вернуться? И ответ был найден – заправлять самолеты. Только делалось это специфическим образом, и именно для этого был построен ЛЛ 600.



Данный летательный аппарат по своей сути является гигантской тяжелой летающей лодкой. Гидросамолет построен по принципу «летающего крыла» с треугольной формой. Проект ЛЛ-600 был разработан под руководством Г.М. Бериева в ОКБ ТМЗ (ОКБ Бериева), а эскизный образец появился уже в 1966 году.  

Характеристики гидробомбардировщика поражали воображение. Да они и сейчас заставляют о многом задуматься.  Взлетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм. В воздух машину поднимали восемь турбореактивных двигателей «ТРД НК». Такая мощь позволяла развивать скорость в 900 километров в час. Фактически никто в мире не мог построить боевую летающую лодку с такими показателями.

Отличительной особенностью этой машины являлось то, что она могла скрытно заправляться прямо в море. То есть не в воздухе, как это делали М-4, Ту-16 и Ту-95, а при помощи субмарин-танкеров или специализированных контейнеров. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов, гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. Таким образом, весь океан или море становилось огромным аэродромом.  Военные предполагали, что ЛЛ-600 будет использоваться для усиления морской и противолодочной авиации. Гениальность ЛЛ-600 заключается не только в том, что он может подниматься с воды с огромной массой, но и то, что самолет при своем весе сохранял плавучесть, непотопляемость и остойчивость.

В интервью изданию «ПолитЭксперт» военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009), командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев раскрыл информацию о вооружении и боевых возможностях ЛЛ-600.



Эксперт пояснил, что проект гидробомбардировщика не ограничивался применением лишь на море. Были и другие вариации.

«ЛЛ-600 - это не только летающая лодка-бомбардировщик, он еще разрабатывался как торпедоносец. Он мог бороться как с подводными лодками, так и с кораблями противника в надводном положении. Известно, что в арсенале летательного аппарата имелись глубинные бомбы. Также гидросамолет имел и стандартное для своего времени вооружение, включая пушечное», - пояснил собеседник «ПолитЭксперта».

Нельзя исключать и тот вариант, что ЛЛ-600, который являлся во многом последователем Бе-12, также мог использовать ядерные глубинные бомбы.

К сожалению, несмотря на успех проекта, его пришлось закрыть, так как в СССР успешно испытали баллистические ракеты. Новое оружие исключало риски по доставке к зоне конфликта самолета, который ко всему прочему, еще и нужно дозаправлять в море.  Более того, изменилась сама по доктрина применения морских военных сил и появились новые технологии. На смену тяжелым гидросамолетам пришли легкие, мощные и сверхзвуковые истребители-бомбардировщики. Ими было не только проще управлять, но легче обслуживать. Конечно, невозможно обойти стороной и тот факт, что появились авианосцы.

Право на возрождение

Однако прекращение массового строительства военных гидросамолетов не означает, что на таких перспективных летательных аппаратах поставили крест. Многие из военных проектов вполне хорошо чувствуют себя в рамках гражданского авиастроения. Однако и боевое назначение подобных агрегатов до сих пор возможно.

Дело в том, что гидросамолеты имеют одно неоспоримое преимущество – они взлетают с воды. А это значит, что подобный тип техники можно успешно использовать в отдаленных регионах, где по некоторым причинам невозможно построить большой сухопутный  военный аэродром. Более того, Сергей Хатылев уверен, что при стечении определенных обстоятельств строительство военных гидробомбардировщиков могут возобновить.

«Сегодня старые Бе-12 активно используются не только в России, но и за рубежом. Его даже индийцы покупают. Некоторые списанные, сломанные самолеты этой модели выкупают у нас же в России и ремонтируют, а потом успешно используют для гражданских нужд. Например, посредством тех же Бе-12 доставляют почту, вещи на Сахалине, Курильских островах и некоторых других отдаленных регионах», - поделился своим опытом Сергей Хатлыев.

В завершение эксперт расскзал, что сегодня существует концепция развития подобных самолетов и она реализуется. Правда, особой огласке не придается, но модернизация и разработка новых летательных аппаратов идет полным ходом. Поэтому нельзя исключать, что в скором времени появятся новые гидробомбардировщики.
Автор: Григорий Павлодубов
Первоисточник: https://politexpert.net/43491-morskoi-dyavol-sssr-vozroditsya-li-reaktivnyi-gidrobombardirovshchik-ll-600


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Zulu_S 11 июня 2017 16:10
    злетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм

    А в граммах это целый миллиард!
    Например, Бе – 10 – реактивный гидросамолет, которому принадлежат мировые рекорды скорости для данного типа техники.

    Был снят с вооружения довольно быстро, т.к.были проблемы с эксплуацией, пилотажем, коррозией корпуса.
    Бериев был замечательный авиаконструктор, но всё-же автор выпадает из реальности.
  2. Curious 11 июня 2017 17:56
    "Этот инженер, без преувеличения, является родоначальником морской авиации России и прогрессором морского авиастроения" - это, я так понимаю, о Бериеве.
    Читая такие перлы, возникает мысль - что-то с сайтом творится нехорошее.
    Откуда берут этих авторов- недоучек, которые заполонили сайт своими "произведениями", написанными корявым конско-турецким языком и иллюстрирующие только одно - полное отсутствие у авторов знаний по теме. Разве ж можно так читателей не уважать?
    Георгий Михайлович Бериев - выдающийся авиаконструктор, но он, во первых, не заслужил, чтобы о нем писали такие авторы, во вторых, ему не нужна чужая слава, ему своей достаточно.
    Бериев не может быть родоначальником морской авиации России.
    Как род сил ВМФ России морская авиация была создана накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.
    Если брать создание летающих лодок, то здесь несомненно первенство пренадлежит одному известнейших авиаконструкторов первой половины ХХ века Дмитрию Павловичу Григвловичу.
    Из 80 конструкций самолетов, разработанных им или под его руководством, особо выделяются морские летающие лодки, которые долгое время были непревзойденными в мире и состояли на вооружении гидроавиации РИФ

    Он создал и один из лучших в мире истребителей своего времени, воспитал целую плеяду конструкторов авиационной и зенитно-ракетной техники и подарил мировому авиастроению ряд идей, которые используются в конструкциях самолетов и по сей день.
    Автор и статья - шлак.
    1. fider 11 июня 2017 18:21
      Curious, поправь - Григорович.
      1. Curious 11 июня 2017 19:35
        Да, спасибо! Конечно Григорович. Просто смартфон - не лучшее устройство для таких комментариев.
    2. avt 11 июня 2017 20:03
      Цитата: Curious
      Если брать создание летающих лодок, то здесь несомненно первенство пренадлежит одному известнейших авиаконструкторов первой половины ХХ века Дмитрию Павловичу Григвловичу.

      Что характерно - российский и советский авиаконструктор ,и реально его -Григоровича вполне можно назвать
      Цитата: Curious
      родоначальником морской авиации России.
      При всём уважении к Бериеву - он таки ученик и уже следующее поколение
      Цитата: Curious
      статья - шлак.

      what Может отстой ? Интересно - автор за работы Бартини вкугсе по сверхзвуковому бомберу -гидроплану ? Вот мне кажется чтоды -да , таки-нет. Был бы в кугсе - это всё...не писал бы.
      avt
  3. APASUS 11 июня 2017 18:07
    Восстановили бы хотя бы экранопланы ,а потом уже и бомбардировщики ,если дело пойдет.А пока явно выигрышную тему гноят. Сколько было восторгов про БЕ-200 ,а это до сих пор штучный самолет
    1. Ин100грамм 11 июня 2017 21:27
      Цитата: APASUS
      Сколько было восторгов про БЕ-200 ,а это до сих пор штучный самолет

      Слишком узкое применение, поэтому штучный. Не всегда нужны самолеты с возможностью посадки на воду. А удорожание думаю существенно. Но думаю китайский "ксерокс" скоро сделает своё дело. Экранопланы ещё более специфичен в применении. Особенно в военной области. Хотя для гражданского применения на просторах нашего Севера возможно и хорошие
      1. APASUS 11 июня 2017 21:54
        Цитата: Ин100грамм
        Слишком узкое применение, поэтому штучный.

        Да ладно.
        Машина может взлетать с воды и с аэродрома .Основные сферы применения: охрана водных поверхностей,проведение спасательных операций, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов.
        Цитата: Ин100грамм
        Не всегда нужны самолеты с возможностью посадки на воду.

        Если взять просторы Сибири и отсутствие дорог то такая возможность может сильно пригодиться.
        Цитата: Ин100грамм
        Но думаю китайский "ксерокс" скоро сделает своё дело.

        Ждать надо больше,имея гарантированный спрос на эту машину это до сих пор штучный товар
        1. Ин100грамм 11 июня 2017 23:43
          Цитата: APASUS
          Основные сферы применения: охрана водных поверхностей,проведение спасательных операций, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов.

          Иногда он избыточен для всего этого спектра задач.
          1. Авиатор_ 12 июня 2017 11:14
            Избыточный А-40, а Бе-200 - вроде, в самый раз для МЧС, а больше никому он и не нужен.
  4. Doliva63 13 июня 2017 22:05
    Да уж, способ дозаправки - это нечто! good "Были люди в наше время"(с)
Картина дня