Как "Аврора" не стала "Юноной": малоизвестные факты о легендарном крейсере

21
Как "Аврора" не стала "Юноной": малоизвестные факты о легендарном крейсере

Крейсер "Аврора" во время буксировки проходит Дворцовый мост, 1967 год

Он был заложен на судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство" (ныне "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург) 4 июня 1897 года, спустя три года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялся торжественный спуск на воду. Водоизмещение "Авроры" на тот момент составляло 6731 т.



В настоящее время — в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Минобороны. Является объектом культурного наследия РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX века.

ТАСС собрал наиболее любопытные факты из богатейшей истории легендарного крейсера.

"Богатырь" или "Полкан"

"Аврора" — последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи. Первые два корабля этого проекта были названы "Паллада" и "Диана", третий почти год был безымянным и именовался просто "крейсер водоизмещением 6630 тонн типа "Диана". В русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей.


Корпус крейсера "Аврора" после спуска на воду, 1900 год

Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера: "Аврора", "Наяда", "Гелиона", "Юнона", "Психея", "Аскольд", "Варяг", "Богатырь", "Боярин", "Полкан", "Нептун". Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: "Аврора".

Кстати, крейсер "Аврора" — второй корабль русского флота, носящий это имя. Первым был трехмачтовый парусный фрегат, построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1854 году он принял участие в героической обороне города Петропавловска-на-Камчатке.

По "Авроре" стреляли свои

В 1904 году крейсер вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рожественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе — "Русским произволом" (The Russian Outrage).


"Аврора" во время ходовых испытаний, 1903 год

Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев. В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море.

Командование эскадры решило, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь. Ими оказалась "Аврора" и крейсер "Дмитрий Донской", которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры. В результате обстрела на "Авроре" пострадали два человека.

Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую рождественскую елку, фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. "Александр III" в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по "Авроре" залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.
Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родину
Владимир Кравченко
судовой врач "Авроры"


На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рожественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.

Крокодилы, хамелеоны и лемуры

У моряков на "Авроре", как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. Некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Одного звали Сам, другого — Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.

"Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела — они надувались, преображались на глазах", — описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге "Судьба высокая "Авроры".

Экое горе! — жалуется один другому. — и спать ложиться-то страшно: из одного угла на тебя крокодил ползет, в другом удав свернулся клубочком. Встанешь, пойдешь искать местечко побезопаснее и со всех ног летишь на палубу, споткнувшись о черепаху (их у нас две, громадные, на них становиться обеими ногами можно). Идешь дальше: там ворчат, хрюкают лемуры, там хамелеон шипит, а пруссаки... что про них и говорить! Хуже собак накидываются, скоро всю шкуру с тебя сгрызут
Владимир Кравченко
судовой врач "Авроры"


Однажды, когда моряки решили, что приручение крокодилов удалось, их выпустили на ют (кормовая часть верхней палубы. — Прим. ТАСС) греться на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. О судьбе Того известно, что он ненадолго пережил собрата и был убит во время Цусимской битвы.

Цусимский везунчик

2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.


Кормовой флаг крейсера "Аврора" после Цусимского сражения

"Аврора" с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.
Но итог схватки был предрешен — большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров — "Олег", "Жемчуг" и "Аврора", а также один миноносец и два вспомогательных судна.

В Цусимском бою "Аврора" получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200 мм, были выведены из строя пять орудий. Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева, и 89 ранеными (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными). Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем. В ходе боя крейсер выпустил по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 — калибра 75 мм и 320 — 37 мм.

Первый рентген после морского боя

На "Авроре" впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге "Через три океана. Воспоминания врача о морском походе" писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.

Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном
Владимир Кравченко
судовой врач "Авроры"


Холостой с опровержением

Крейсер называют символом Октябрьской революции, однако считать его таковым можно лишь с натяжкой.

Приблизительно с 30-х годов благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям началось воспевание крейсера "Аврора". Слава этого крейсера особенно расцвела во время культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами, и крейсер "Аврора" становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное будто не существовало
Николай Ховрин
из воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота



Залп крейсера "Аврора", 1917 год

"Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру "Аврора" встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство", — описывал Ховрин участие "Авроры" в событиях в ночь на 26 октября 1917 года. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, он считал, что мера эта явилась необходимой, тем более что на "Авроре" были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве.

Кроме того, машины "Авроры" не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент "Аврора" дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана
Николай Ховрин
из воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота


После выстрела, позднее названного историческим, по Петрограду поползли слухи, что выстрелы по творению Растрелли производились боевыми снарядами. Для их опровержения в газете "Правда" от 9 ноября (27 октября) 1917 года была опубликована следующая заметка:

Письмо в редакцию.
Команда крейсера "Аврора" выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров.
Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. ...Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности.
Председатель судкома А. Белышев
Секретарь С. Захаров


Покушения на "Аврору"

Не исключено, что революционной "Аврору" стали считать потому, что экипаж крейсера действительно поддерживал большевиков. В 1917–1918 годах, как заявляет бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге "Сто лет в списках флота", было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.


"Аврора" в ходе восстановительных работ, 1923 год

В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты "Авроры" балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать "Аврору".

30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и принесли в судовой комитет. Офицер, который исполнял обязанности старшего артиллериста, обезвредил "адскую машину" и разрядил ее, вынув взрыватель с часовым механизмом и 3,6 кг тола. Однако на этом события не закончились: офицер ушел к себе в каюту изучать устройство взрывателя и устройство мины, а затем, при докладе командиру, случайно в его руках сдетонировал взрыватель. У офицер-артиллериста были изувечены руки, рана в боку.

Пушки "Авроры" обороняли Ленинград

Начало Великой Отечественной войны застало "Аврору" в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.

С июля 1941 года 130-мм орудия действовали в составе батареи "А", названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с "Авроры". В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.

Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.

Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная "живым паром" по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде "Балтиец". Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.

"Аврора" в роли "Варяга"

23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер "Аврора" был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере "Варяг" съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года.

Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям — восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера "Варяг". Для гримирования под "Варяг" необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.

Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где "Авроре" предстояло сыграть роль "Варяга". В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.

О "Варяге"

В 1904 году 10 японских эсминцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер. Пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вступили в неравный бой с японской эскадрой. За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера, но и сами получили серьезные повреждения. Корабли вернулись в порт, и по приказу командира "Варяга" капитана Руднева "Кореец" был взорван, а крейсер затоплен. На следующий день Япония объявила России войну.

Сувениры из "Авроры"

С 1984 по 1987 год на Заводе имени Жданова (ныне "Северная верфь") производился ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что "Аврора" якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.


Музей "Крейсер "Аврора", 1989 год

Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на Заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое. "Несохраняемая" старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО "Вторчермет", находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась "Аврора". В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена. Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 июня 2017 16:14
    поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера: "Аврора", "Наяда", "Гелиона", "Юнона", "Психея", "Аскольд", "Варяг", "Богатырь", "Боярин", "Полкан", "Нептун". Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: "Аврора".

    Такого списка не могло существовать в принципе. Потому что Аврора была однотипна Диане и Палладе. Поэтому Боярин, Богатырь и прочее здесь неуместны.
    "Александр III" в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по "Авроре" залпом, от которого ей был бы капут.

    Скорее всего ничего бы не было. Т.к. скорее всего не попали бы.
    Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.

    Эскадра между тем оставалась блокированной. Пока Россия не заплатила.
    корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.

    М-да.
    Уцелели три везунчика из отряда крейсеров — "Олег", "Жемчуг" и "Аврора", а также один миноносец и два вспомогательных судна.

    "Везунчики" уцелели только лишь потому, что вовремя слиняли от Цусимы. Не во Владик, а ровно наоборот.
    Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева

    Вообще-то только лишь капитана.
    Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем

    Это ли не доказательство героизма и профессионализма экипажа?
    крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вступили в неравный бой с японской эскадрой.

    Отрядом.
    За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера

    Ни разу никуда не попали.
    но и сами получили серьезные повреждения

    Кореец повреждений не получил. Варяг получил небольшие повреждения.
    по приказу командира "Варяга" капитана Руднева "Кореец" был взорван, а крейсер затоплен.

    На мелководье. Есть такая скрытая форма сдачи корабля противнику.
    1. +3
      12 июня 2017 03:46
      Не перебор - подряд две статьи об Авроре?
      1. +3
        12 июня 2017 09:47
        Согласен с Вами: малость перебор.
    2. +2
      12 июня 2017 09:45
      К2017."Есть такая скрытая форма сдачи корабля противнику" позвольте вопрос:если решили сдать корабль японцам , почему был взорван"Кореец"?
      И ещё замечание: японцы на всех кораблях кораблях посбивали прежние и дали свои. У"Варяга" на носу было новое"Сои", а на корме осталось прежнее. В благодарность за то,что затопили?
      1. +2
        12 июня 2017 10:36
        Цитата: Монархист
        почему был взорван"Кореец"

        Потому что это была старинная мелочевка. Цена которой медный грош в базарный день.
        Цитата: Монархист
        У"Варяга" на носу было новое"Сои", а на корме осталось прежнее. В благодарность за то,что затопили?

        Это вопрос к японцам. К тому же я очень сомневаюсь в том, что это не очередная байка рунета.
        1. +6
          12 июня 2017 20:59
          Варяг был затоплен, а не взорван по просьбе стационаров стран Англии и Франции.
          1. +1
            12 июня 2017 21:24
            Цитата: alstr
            Варяг был затоплен, а не взорван по просьбе стационаров стран Англии и Франции.

            Возможно эти "просьбы" носили категорический характер.
    3. +3
      16 июня 2017 16:32
      Именно так и было, император выбирал имя корабля из списка, который готовило морское ведомство. На тот момент эти имена были свободны.

      "Если бы, да ка бы..." - спорная тема. Но в таких ситуациях часто попадают в цель.

      Приказ Рожественского был нарушен, но к тому времени он вёл к потере кораблей без нанесения вреда противнику.

      Потери напрямую зависят от метода подсчёта. Если считать на момент прекращения огня, то может Вы и правы. Если считать с умершими от ран, то - нет.

      Скорее эскадра - отряду КА Уриа были приданы броненосный крейсер и отряд миноносцев.

      В кого-то попали, Асама месяц провела в ремонте.

      Варяг получил серьёзные повреждения, которые потребовали длительного ремонта после подъёма.

      Скорее Руднев пошёл на поводу командиров иностранных судов, которые противились подрыву крейсера.
  2. +1
    11 июня 2017 16:54
    "За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера"///

    belay Во всех источниках: никаких ни потоплений ,ни даже повреждений у японцев не было.
    1. +7
      12 июня 2017 00:20
      Цитата: voyaka uh
      "За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера"///
      belay Во всех источниках: никаких ни потоплений ,ни даже повреждений у японцев не было.

      ну надо тогда посмотреть ремонтировалась ли Асама и Чиода с Нанивой, или нет. Ессли нет-значит ничерта и не повредили.
      Для меня подвиг Варяга это не повреждения японцев--а попытка одного(двух) в невозможной ситуации найти выход. А то что ничего не получилось--это было неизбежно.А мужество это то что проявляют одни-когда другие бездарно загоняют в тупик.Кто то накосячил, а платить кровью..
      На Авроре не был-в тот момент там был не приемный день smile. Был в арт музеи рядом, полазил в центре, рядом с Авророй был, делал фото. Был отличный день и провел с пользой.
      Много читал о корабле раньше. Еще книжка о ЭПРОНе, в общем корабль не был чужим. Только вот разочаровал размерами...сказалось для человека рожденного в крупном советском порту, где современные суда крупнее военного флота.Аврора мне показалась вообще небольшим..я такими обычно миноносцы представлял...
      1. 0
        12 июня 2017 10:47
        Цитата: Екатерина II
        а попытка одного(двух) в невозможной ситуации найти выход.

        Выход найти было невозможно. Потому что один Асама покрошил бы пригоршню Варягов. Настолько разной была мощь этих крейсеров. А свое главное оружие, скорость, Варяг в тех проливах применить не мог.
        Но Устав требовал принять бой. И Руднев бой иммитировал (это было совершенно правильное, на мой взгляд, решение). После чего, если бы он взорвал Варяг, к нему не было бы вообще никаких претензий. Они и так официально не возникли. Но неофициально Руднев стал полуизгоем. Все же всё понимали. И уже тогда. Видимо без затопления Варяга на мелководье стационеры отказывались брать на свои борта экипаж Варяга. Но это только предположение.
        Цитата: Екатерина II
        Только вот разочаровал размерами

        Испытал абсолютно то же ощущение. До сих пор не могу понять, как там можно разместить 568 человек.
        1. PPD
          +2
          15 июня 2017 12:57
          Когда окажешься в сам в такой ситуации попробуй хотя бы так "поимитировать". Тогда и перестанешь глупь с Цусимы нести. Если сможешь конечно.
        2. 0
          12 января 2018 05:34
          однако Аскольд (бронепалубный) всыпал Асаме(броненосный) и прорвался в Шанхай.-всё дело в Рудневе на Варяге-он иммитировал бой(остаться чистым перед царём)-и подарил Варяг японцам(взрываться надо было).
    2. +3
      12 июня 2017 00:30
      Не во всех. Это из отчета Руднева. Переодически всплывает в патриотически настроенных источниках. И, кстати, о попаданиях по японцам говорил не только Руднев. Есть мнение, что японцы не признали наличие повреждений из тех же соображений, что и ваши не признают многие факты уничтожения военной техники.
  3. +4
    11 июня 2017 17:40
    С уважением и почтением отношусь к воинским традициям... Но граждане модернаторы, вы "рогом шевелить" собираетесь... За короткое время три, почти что одинаковых материала о крейсере "Аврора"... Место занять нечем?
    1. +4
      12 июня 2017 06:50
      Про крокодила Того статьи не было!
      1. +3
        12 июня 2017 12:21
        Заметьте, героически погибшим в Цусимском сражении fellow
  4. +2
    12 июня 2017 15:06
    Статья, типа: галопом по европам. В детстве читал книгу Юрия Чернова "Судьба высокая "Авроры", намного информативнее.
  5. +1
    12 июня 2017 16:01
    Спасибо. Познавательно и интересно.
  6. PPD
    +2
    15 июня 2017 12:55
    Дошёл до фразы "Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX века."
    Дальше читать бессмысленно. Аврора уже броненосец. Через статью наверно авианосцем станет. laughing
    Автор назвать себя постеснялся. Мол скромность украшает.
  7. +1
    15 июня 2017 20:52
    "Аврора" не броненосец, а бронепалубный крейсер.