Из жизни ударных дронов

69

Прощупывание будущего воздушного боя: истребитель Rafale сопровождает ударный беспилотник Neuron, предназначенный для прорыва хорошо защищенного воздушного пространства. В связи с превосходной боевой эффективностью ракет «земля-воздух» нового поколения только такие невидимые ударные БЛА (с низкой эффективной площадью рассеяния) будут способны сблизиться с наземной целью и уничтожить ее с высокой вероятностью поражения и вернуться домой для подготовки к следующей битве

Похожие на гигантских скатов, боевые дистанционно управляемые ударные дроны считаются одними из самых странных летательных систем, изобретенных человеком. Они представляют собой следующий эволюционный шаг в искусстве войны, поскольку определенно скоро станут авангардом любых современных военно-воздушных сил, так как в лобовом бою имеют массу неоспоримых преимуществ, особенно когда имеют дело с сильным симметричным оппонентом.



Уроки, которые вряд ли кого учат

По сути, рассматриваемые в качестве средства выведения экипажей из-под опасности в зонах с плотной ПВО, где шансы выжить не так уж велики, ударные беспилотные летательные аппараты (УБЛА), по существу, являются детищем стран с сильной оборонной промышленностью и солидными ежегодными бюджетами и зачастую с высокими моральными нормами касательно цены жизни ее солдат. В последние несколько лет США, Европа и Россия активно занимаются разработкой дозвуковых малозаметных УБЛА, за ними по пятам следует Китай, всегда готовый скопировать и адаптировать всё, что изобретают в мире. Эти новые системы вооружения очень сильно отличаются от дронов категории MALE (средневысотный, большой продолжительности полёта), которые все видят круглосуточно на своих телеэкранах и которые строят известные израильские и американские компании, например IAI и General Atomics, являющиеся на сегодняшний день превосходными экспертами в сфере, хорошо изученной компанией Ryan Aero со своим реактивным дистанционно управляемый летательным аппаратом BQM-34 Firebee... еще 60 лет назад.

УБЛА - это не просто «вооруженные» беспилотники, как это может показаться, даже если сегодня принято относить БЛА, подобные вооруженным MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, например, к ударным системам. Это совершенно неправильно употребляемый термин. Ведь кроме участия в наступательных действиях в безопасном или контролируемом союзными силами воздушном пространстве, БЛА совершенно неспособны пройти сквозь боевые порядки должным образом пилотируемых систем оппонента. Визит в Авиакосмический музей в Белграде действует как реальное откровение в этой сфере. В 1999 году при проведении операций НАТО в Югославии не менее 17 американских беспилотников RQ-1 Predators было сбито либо истребителями МиГ, либо ракетами ПЗРК «Стрела». Даже несмотря на свою осмотрительность, после обнаружения беспилотники MALE обречены и не проживут и часа. Стоит напомнить, что в той же кампании югославская армия уничтожила американский самолет-невидимку F-117 Nighthawk. Впервые в истории боевой авиации не обнаруживаемый радарами и считавшийся неуязвимым самолет был сбит. Единственный раз за всю свою боевую службу F-117 был обнаружен и сбит, причем в безлунную ночь (всего три таких ночи было в пятинедельной войне) ракетой антикварного ЗРК С-125 советского производства. Но югославы не были сбродом маргиналов с примитивными представлениями о военном искусстве подобно Исламскому государству (ИГ, запрещено в России) или Талибану, они были хорошо обученными и хитрыми профессиональными солдатами, способными адаптироваться к новым угрозам. И они доказали это.


Экспериментальный образец УБЛА Northrop Grumman X-47B сделал 17 мая 2013 года еще один исторический шаг, совершив несколько посадок с немедленным взлётом после касания на атомный авианосец «Джордж Буш», стоящий у побережья штата Вирджиния


В апреле 2015 года Х-47В продемонстрировал не только убедительную способность работать с авианосца, но он также доказал способность дозаправляться в воздухе. Вторым участником этого события над Чесапикским заливом стал топливозаправщик Boeing KC-707. Это реальная премьера для УБЛА, так как этот тест ознаменовал собой первую дозаправку беспилотного самолета в воздухе

Военной авиации всего сто лет, но она уже изобилует эффектными изобретениями, к новейшим можно отнести ударные беспилотные летательные аппараты или боевые дроны. За столетний период представление о воздушном бое в корне изменилось, особенно с момента окончания Вьетнамской войны. Воздушные бои Первой и Второй мировых войн с использованием пулеметов для уничтожения противника в настоящее время превратились в страницу истории, а появление ракет класса «воздух-воздух» второго поколения превратило и пушки в довольно устаревшее для этой задачи средство, и теперь они полезны только в качестве вспомогательного вооружения для обстрела земли с воздуха. Сегодня эта тенденция подкрепляется появлением гиперзвуковых маневренных ракет для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости, которые при пуске в больших количествах и в тандеме с ракетами ведомого самолета, например, практически не оставляют шансов для маневра уклонения любому противнику, летящему на большой высоте. Такая же ситуация и с современным вооружением «земля-воздух», контролируемым мгновенно реагирующей сетецентрической компьютерной системой ПВО. Действительно, уровень боевой эффективности современных ракет, которые с легкостью входят в хорошо защищенное воздушное пространство, стал в наши дни как никогда высоким. Возможно единственная панацея от этого - самолеты и крылатые ракеты с уменьшенной эффективной площадью отражения (ЭПО) или низколетящие атакующие средства с режимом облёта и огибания местности на предельно малой высоте.

В начале наступившего тысячелетия американские летчики задумались, что можно было бы сделать нового с дистанционно пилотируемой авиацией, которая стала довольно модной темой после ее расширенного применения в военных операциях. Поскольку вход в хорошо защищенное воздушное пространство становился все более и более опасным и был связан с огромным риском для боевых пилотов, даже тех, кто летал на новейших реактивных истребителях-бомбардировщиках, единственным способом решения этой проблемы стало использование вооружения, применяемого вне досягаемости средств поражения противника, и/или создание малозаметных ударных дронов с большой дозвуковой скоростью, способных исчезнуть в воздухе за счет использования особых технологий избежания радаров, включая радиопоглощающие материалы и продвинутые режимы постановки помех. Дистанционно управляемые ударные дроны нового типа, использующие каналы передачи данных с усиленным шифрованием со скачкообразной перестройки частоты, должны быть способны входить в защищаемую «сферу» и задавать работы системам ПВО без риска для жизней летных экипажей. Их превосходная маневренность с повышенными перегрузками (до +/-15 g!) позволяет им оставаться в какой-то степени неуязвимыми перед пилотируемыми перехватчиками...

В сторону философию «запрета доступа/блокирования зоны»

Создав два продвинутых стелс-самолета F-117 Nighthawk и В-2 Spirit, представленных с большой помпой и пусканием пыли в глаза, - первый в 1988 году, а второй десятилетием позже - Управление перспективных оборонных исследований DARPA и ВВС США сыграли важную роль в том, чтобы эта новая технология успешно была внедрена и продемонстрировала свои преимущества в боевых условиях. Хотя малозаметный тактический ударный самолет F-117 теперь уже снят с вооружения, часть технологических наработок, полученных при разработке этого необычного самолета (периодически становившегося объектом возмущений ревностных приверженцев эстетики), были применены в новых проектах, например F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а в еще большей степени в перспективном бомбардировщике В-21 (LRS-B). Одна из самых засекреченных программ, которые реализуют Соединенные Штаты, связана с дальнейшими разработками семейства УБЛА с использованием радиопоглощающих материалов и современных технологий активного обеспечения крайне малой заметности.

Основываясь на программах демонстрации технологий УБЛА, Boeing X-45 и Northrop Grumman Х-47, чьи достижения и результаты остаются по большей части засекреченными, подразделение компании Boeing «Phantom Works» и секретное подразделение Northrop Grumman продолжают сегодня разработку ударных беспилотников. Особой тайной окутан проект по УБЛА RQ-180, по всей видимости, разрабатываемый Northrop Grumman. Предполагается, что эта платформа будет входить в закрытое воздушное пространство и вести постоянную разведку и наблюдение, одновременно выполняя задачи активного радиоэлектронного подавления вражеской пилотируемой авиации. Схожий проект реализует подразделение Skunks Works компании Lockheed Martin. В процессе разработки гиперзвукового аппарата SR-72 решаются вопросы безопасной работы разведывательного БЛА в защищаемом воздушном пространстве, как за счет использования собственной скорости, так и за счет продвинутых радиопоглощающих материалов. Перспективные БЛА, созданные для прорыва современных (российских) интегрированных систем противовоздушной обороны, также разрабатываются компанией General Atomics; ее новый дрон Avenger, также известный как Predator С, включает множество инновационных стелс-элементов. По сути, для Пентагона сегодня, как и прежде, жизненно важно опережать то, что Россия создает, с целью поддержания нынешнего военного дисбаланса в пользу Вашингтона. И для Соединенных Штатов ударный дрон становится одним из средств обеспечения этого процесса.

Из жизни ударных дронов

Беспилотник Neuron компании Dassault возвращается на авиабазу Istres с ночного вылета, 2014 год. Летные испытания Neuron во Франции, а также в Италии и Швеции в 2015 году, продемонстрировали его превосходные летные качества и характеристики заметности, но все они до сих пор остаются засекреченными. Вооруженный дрон Neuron является не единственной европейской программой по демонстрации технологии УБЛА. Компания ВАЕ Systems реализует проект Taranis, он имеет почти такую же конструкцию и оснащен таким же двигателем RR Adour, что и беспилотник Neuron


УБЛА Taranis на авиабазе в Англии, на заднем плане истребитель Typhoon, 2015 год. Имея почти такие же размеры и пропорции, как и Neuron, Taranis, впрочем, более округл и не имеет отсеков вооружения

То, что разработчики американских УБЛА называют сегодня «защищаемое воздушное пространство» является одной из составляющих концепции «запрет доступа/блокирование зоны» или единой (интегрированной) системой противовоздушной обороны, с успехом развернутой сегодня российским вооруженными силами, как в самой России, так и за ее границами с целью обеспечения прикрытия экспедиционных сил. Не менее умные и смекалистые чем американские военные разработчики, хотя и с существенно меньшими деньгами, российские исследователи из Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) создали подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию кругового обзора метрового диапазона (от 30 МГц до 1 ГГц) П-18 (1РЛ131) «Терек». Новейшие варианты этой станции со своими специфическими диапазонами частот могут засечь бомбардировщики F-117 и В-2 с нескольких сотен километров, и это не остается загадкой для пентагоновских экспертов!

Начиная с 1975 года, ННИИРТ разработал первую трехкоординатную радиолокационную станцию, способную замерить высоту, дальность и азимут цели. В результате появилась обзорная РЛС 55Ж6 «Небо» метрового диапазона, поставки которой в вооруженные силы СССР начались в 1986 году. Позднее, после кончины Варшавского договора, ННИИРТ спроектировал радар 55Ж6 «Небо-У», который вошел в состав ЗКР большой дальности С-400 «Триумф», в настоящее время развернутый вокруг Москвы. В 2013 году ННИИРТ объявил о следующей модели 55Ж6М Небо-М, в которой в едином модуле объединены радары метрового и дециметрового диапазонов. Обладая огромным опытом разработки высококлассных систем обнаружения малозаметных целей, российская промышленность в настоящее время очень активна и предлагает новые цифровые варианты радара П-18 своим союзникам, которые зачастую могут одновременно выполнять функции радара управления воздушным движением. Также российские инженеры создали на современной элементной базе новые цифровые мобильные радиолокационные комплексы «Небо УЕ» и «Небо СВУ», все с возможностью обнаружения малозаметных целей. Подобные комплексы для формирования единых систем ПВО позднее были проданы в Китай, при этом Пекин получил в свое распоряжение хороший раздражитель для американских военных. Как ожидается, радиолокационные комплексы будут развернуты в Иране для защиты от любых израильских атак на его молодую атомную промышленность. Все новые российские радары являются полупроводниковыми активными фазированными антенными решетками, способными работать в режиме быстрого сканирования секторов/трасс или в традиционном режиме кругового сканирования с механически вращающимися антеннами. Российская идея интеграции трех радаров, каждый из которых работает в отдельном диапазоне (метровый, дециметровый, сантиметровый), является, несомненно, прорывной и направлена на получение возможности обнаружения объектов с крайне малыми признаками заметности.


Мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-18


Метровый модуль РЛС из комплекса 55Ж6МЕ "Небо-МЕ"


РЛК 55Ж6М "Небо-М"; радиолокационный модуль дециметрового диапазона волн РЛМ-Д

Сам по себе радиолокационный комплекс «Небо-М» радикально отличается от предыдущих российских систем, поскольку обладает хорошей мобильностью. Его конструкция изначально рассчитана на то, чтобы избежать неожиданного блиц-уничтожения американскими истребителями F-22A Raptor (вооруженными бомбами GBU-39/B SDB или крылатыми ракетами JASSM), наипервейшая задача которых уничтожение комплексов низкочастотного обнаружения российской системы ПВО в первые минуты конфликта. В состав мобильного радиолокационного комплекса 55Ж6М «Небо-М» входят три разных радиолокационных модуля и одна машина обработки сигналов и управления. Три радиолокационных модуля комплекса «Небо М» это: РДМ-М метрового диапазона, модификация РЛС «Небо-СВУ»; РЛМ-Д дециметрового диапазона, модификация РЛС «Противник-Г»; РЛМ-С сантиметрового диапазона, модификация РЛС «Гамма-С1». В системе используются современный цифровой индикатор движущихся целей и технологии цифрового импульсного доплеровского радара, а также метод обработки данных с пространственно-временной обработкой, что обеспечивает такие ЗРК, как С-300, С-400 и С-500, потрясающе быстрой ответной реакцией, точностью и могуществом действия по всем целям, кроме малозаметных, летящих на предельно малых высотах. Как напоминание, один комплекс С-400, развернутый российскими войсками в Сирии, смог закрыть для доступа союзной авиации круговую зону вокруг Алеппо радиусом примерно 400 км. Комплекс, имея на вооружении комбинацию не менее чем из 48 ракет (от 40Н6 большой дальности до 9М96 средней дальности), способен справляться с 80 целями одновременно... Кроме того, он держит в тонусе турецкие истребители F-16 и удерживает их от опрометчивых поступков в виде атаки на Су-24 в декабре 2015 года, поскольку зона, контролируемая ЗРК С-400, частично захватывает южную границу Турции.

Для США стало совершенным сюрпризом исследования французской компании Onera, обнародованные в 1992 году. В них говорилось о разработке 4D (четырехкоординатного) радара RIAS (Synthetic Antenna and Impulse Radar - антенна с синтетической апертурой импульсного излучения), базирующегося на использовании передающей антенной решётки (одновременное излучение набора ортогональных сигналов) и приемной антенной решетке (формирование дискретизированного сигнала в аппаратуре обработки сигналов, обеспечивающей фильтрацию доплеровских частот, включая пространственно-временной формирование диаграммы направленности и выделение цели). Принцип 4D позволяет использовать фиксированные разреженные антенные решётки, работающие в метровом диапазоне, таким образом, обеспечивая превосходное доплеровское разделение. Большое преимущество низкочастотного радара RIAS состоит в том, что он генерирует стабильную, неснижаемую эффективную площадь отражения цели, обеспечивает большую зону охвата и лучший анализ диаграммы направленности, а также повышение точности локализации и селективности целей. Достаточно для того, чтобы бороться с малозаметными целями и с другой стороны границы...


Китай, мировой чемпион по копированию западных и российских технологий, изготовил отличную копию современного УБЛА, в котором хорошо проглядываются внешние элементы европейских беспилотников Taranis и Neuron. Впервые поднявшийся в воздух в 2013 году, Li-Jian (Острый меч) был разработан совместно аэрокосмическим университетом Шеньяна и компанией Hongdu (HAIG). Очевидно, что это одна из двух моделей AVIC 601-S, которая продвинулась дальше выставочной модели. «Острый меч» с размахом крыльев 7,5 метров имеет реактивный двигатель (по всей видимости, турбовентиляторный украинского происхождения)

Создание малозаметных УБЛА

Хорошо информированный о новой эффективной системе запрета доступа, которая будет противостоять западной пилотируемой авиации в военное время, Пентагон остановился на рубеже столетий на создании нового поколения малозаметных ударных дронов типа «летающее крыло» с реактивным двигателем. Новые беспилотные аппараты с небольшой заметностью будут похожи формой на ската, бесхвостые с плавно переходящим в крылья корпусом. Они будут иметь длину примерно 10 метров, высоту один метр и размах крыльев около 15 метров (морской вариант подходит стандартным американским авианосцам). Беспилотники смогут выполнять либо задачи наблюдения продолжительностью до 12 часов, либо нести вооружение массой до двух тонн на расстояние до 650 морских миль, совершая крейсерские полеты со скоростью около 450 узлов, что идеально подходит для подавления ПВО противника или нанесения первого удара. За несколько лет до этого ВВС США блестяще проложили путь применению вооруженных дронов. Беспилотник RQ-1 Predator категории MALE с поршневым двигателем, впервые взлетевший в 1994 году, стал первой дистанционно управляемой воздушной платформой, способной с высокой точностью доставить до цели вооружение «воздух-земля». В качестве технологически продвинутого боевого дрона, вооруженного двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, принятыми на вооружение ВВС в 1984 году, он успешно развертывался на Балканах, в Ираке и Йемене, а также в Афганистане. Бесспорно неусыпный дамоклов меч над головами террористов по всему миру!


Разработанный на средства из засекреченного фонда DARPA, Boeing Х-45А стал первым «чисто» ударным беспилотником, сумевшим подняться в воздух. На фото он впервые сбрасывает бомбу с GPS-наведением, апрель 2004 года

Если компания Boeing была первым создателем УБЛА Х-45, способным сбросить бомбу, то американский флот не занимался практическими работами по УБЛА до 2000 года. Тогда он выдал контракты компаниям Boeing и Northrop Grumman на программу по изучению этой концепции. Требования к проекту по морскому УБЛА включали работу в коррозионной среде, взлет и посадку на палубу авианосца и соответствующее обслуживание, интеграцию в системы командования и управления, а также устойчивость к высоким электромагнитным помехам, свойственным условиям эксплуатации на авианосцах. Флот был также заинтересован в закупках УБЛА для разведывательных задач, в частности для проникновения в защищенное воздушное пространство с целью идентификации целей для последующего проведения атаки на них. Экспериментальный аппарат X-47А Pegasus компании Northrop Grumman, который стал основой для разработки платформы Х-47В J-UCAS, впервые взлетел в 2003 году. ВМС и ВВС США реализовывали свои собственные программы по УБЛА. Флот выбрал платформу Northrop Grumman X-47B в качестве демонстратора беспилотной боевой системы UCAS-D. С целью проведения реалистичных испытаний компания изготовила аппарат таких же размеров и массы, что и планируемая серийная платформа, с полноразмерным отсеком вооружения, способным принять существующие ракеты. Прототип Х-47В был выкачен в декабре 2008 года, а рулежка при помощи собственного двигателя впервые состоялась в январе 2010 года. Первый полет дрона Х-47В, способного к полуавтономной работе, состоялся в 2011 году. Позднее он принимал участие в реальных морских испытаниях на борту авианосцев, выполняя задачи совместно с палубными истребителями F-18F Super Hornet и дозаправляясь в воздухе от топливозаправщика КС-707. Что говорить, успешная премьера в обеих сферах.


Демонстрационный образец ударного беспилотника Х-47В выгружается из бокового подъемника авианосца George H.W. Bush (CVN77), май 2013 года. Как и все истребители американского флота Х-47В имеет складные крылья


Вид снизу на УБЛА Northrop Grumman X-47B, демонстрирующий свои весьма футуристические обводы. На беспилотнике с размахом крыльев около 19 метров установлен турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100. Он представляет собой первый шаг на пути к полностью работоспособному морскому ударному дрону, который по планам должен появиться в списке штатных летательных аппаратов после 2020 года

В то время как американская промышленность уже вовсю испытывала первые модели своих УБЛА, другие страны хотя и с десятилетней задержкой приступили к созданию подобных систем. Среди них можно назвать российское РСК «МиГ» с аппаратом «Скат» и китайскую CATIC с очень похожим «Dark Sword». В Европе британская компания ВАЕ Systems пошла своим собственным путем с проектом Taranis, а другие страны объединили усилия по разработке проекта с довольно удачным названием nEUROn. В декабре 2012 года во Франции nEUROn совершил свой первый полет. Летные испытания по наработке диапазонов режимов полёта и оценке характеристик невидимости успешно были завершены в марте 2015. За этими испытаниями последовали испытания бортовой аппаратуры в Италии, которые завершились в августе 2015 года. В конце прошлого лета в Швеции прошел последний этап летных испытаний, в рамках которого были проведены испытания по применению вооружения. Засекреченные результаты испытаний названы положительными.

Контракт по проекту nEUROn стоимостью 405 миллионов евро реализуют несколько европейских стран, включая Францию, Грецию, Италию, Испанию, Швецию и Швейцарию. Это позволило европейской промышленности начать трехлетний этап уточнения концепции и проектирования системы с соответствующими исследованиями в области заметности и повышения скорости передачи данных. За этим этапом последовал этап разработки и сборки, закончившийся первым полетом в 2011 году. За два года летных испытаний было совершено около 100 вылетов, включая сброс бомбы с лазерным наведением. Начальный бюджет 400 миллионов евро в 2006 году вырос на 5 миллионов потому, что был добавлен модульный бомбовый отсек, включая целеуказатель и саму бомбу с лазерным наведением. Франция при этом оплатила половину общего бюджета.


С парой бомб массой по 250 кг, уложенными в модульном бомбовом отсеке, беспилотник Neuron взлетает с аэродрома в шведской Лапландии, лето 2016 года. Тогда была успешно проведена оценка возможностей этого УБЛА как бомбардировщика. Видно редко замечаемое регистрационное обозначение F-ZWLO (LO означает малую ЭПО), нанесенное на створку отсека переднего шасси


250-кг бомба, сброшенная беспилотником Neuron над испытательным полигоном в Швеции летом 2015 года. Было сброшено пять бомб, подтвердивших возможности Neuron как малозаметного ударного дрона. Часть этих испытаний в реальных условиях была проведена под контролем компании Saab, реализующая наряду с Dassault, Aiema, Airbus DS, Ruag и НАI эту программу по продвинутому УБЛА, которая, скорее всего, завершится созданием перспективной ударной воздушной системы FCAS (Future Combat Air System) примерно к 2030 году

Потенциал британо-французского УБЛА

В ноябре 2014 года правительствами Франции и Великобритании было объявлено о двухлетнем исследовании возможности реализации проекта по усовершенствованному ударному дрону стоимостью 146 миллионов евро. Это может привести к реализации программы по малозаметному УБЛА, в которой будет объединен опыт проектов Taranis и nEUROn с целью создания единого перспективного ударного беспилотника. Действительно, в январе 2014 года на британской авиабазе Brize Norton Париж и Лондон подписали заявление о намерениях по перспективной ударной воздушной системе FCAS (Future Combat Air System). С 2010 года компания Dassault Aviation совместно со своими партнерами Alenia, Saab и Airbus Defence & Space работала над проектом nEUROn, а компания BAE Systems над своим собственным проектом Taranis. Оба аппарата типа «летающее крыло» имеют одинаковый турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Turbomeca Adour. Принятое же в 2014 году решение дает новый импульс совместным исследованиям уже реализуемым в этом направлении. Оно является также важным шагом на пути к британо-французскому сотрудничеству в сфере военного самолетостроения. Не исключено, что оно может стать основой еще одного первоклассного достижения наподобие проекта самолета Concorde. Это решение, несомненно, поспособствует развитию этой стратегической сферы, так как проекты по УБЛА позволят сохранить технологический опыт в авиационной промышленности на уровне мировых стандартов.


Рисунок того, что может превратиться в перспективную ударную воздушную систему FCAS (Future Combat Air System). Проект разрабатывается совместно Великобританией и Францией на основе опыта реализации проектов Taranis и Neuron. Новый, не обнаруживаемый радарами ударный дрон может появиться на свет не ранее 2030 года

Между тем, европейская программа FCAS и аналогичные американские программы по УБЛА стоят перед определенными трудностями, поскольку оборонные бюджеты по обоим берегам Атлантики довольно напряженные. Понадобится более 10 лет, прежде чем малозаметные УБЛА начнут принимать эстафету от пилотируемой боевой авиации, выполняя связанные с высоким риском задачи. Эксперты в области военных беспилотных систем уверены, что военно-воздушные силы начнут развертывать малозаметные ударные беспилотники не ранее 2030 года.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.ga.com
www.northropgrumman.com
www.dassault-aviation.com
www.nniirt.ru
www.hongdu.com.cn
www.boeing.com
www.baesystems.com
www.wikipedia.org
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    15 июня 2017 06:22
    Интересно, чем наши ответят? Или опять будем пыль глотать под бомбами, как в 1941 году?
    1. +9
      15 июня 2017 10:34
      Спасибо автору за прекрасную статью. Лишний раз наглядно показал,что на Западе занимаются не только " распилом",как любят выразится здесь, а создают очень и очень передовые образцы техники
  2. +2
    15 июня 2017 06:39
    Во вчерашнем интервью читал, что наш ответ импортным буржуинам будет делать МиГ, хотя есть вроде свой вариант от Як.
    1. +2
      21 июня 2017 10:50
      А элементная база? Опять транзисторы времён Хрущёва?
  3. +13
    15 июня 2017 07:09
    В апреле 2015 года Х-47В продемонстрировал не только убедительную способность работать с авианосца, но он также доказал способность дозаправляться в воздухе. Вторым участником этого события над Чесапикским заливом стал топливозаправщик Boeing KC-707. Это реальная премьера для УБЛА, так как этот тест ознаменовал собой первую дозаправку беспилотного самолета в воздухе]

    Не первая. Вот фотография опубликованная в январе 2015-го.


    Создав два продвинутых стелс-самолета F-117 Nighthawk и В-2 Spirit, представленных с большой помпой и пусканием пыли в глаза, - первый в 1988 году, а второй десятилетием позже

    Наоборот. Самолеты были совсекретными. Никакой помпы, а лишь ночные полеты подальше от не нужных глаз. До 1988-го года ВВС США вообще официально отрицали сам факт существования невидимки, а в первый раз его заметили днем аж в 1990-м. Где помпа, кэп? what

    Новейшие варианты этой станции со своими специфическими диапазонами частот могут засечь бомбардировщики F-117 и В-2 с нескольких сотен километров, и это не остается загадкой для пентагоновских экспертов!

    Могут засечь или засекают?

    Как ожидается, радиолокационные комплексы будут развернуты в Иране для защиты от любых израильских атак на его молодую атомную промышленность.

    Израиль никогда не собирался нападать на "молодую атомную промышленность" исламистов. Более того, реактор в Бушере даже не вызывал озабоченности в Иерусалиме.

    Как напоминание, один комплекс С-400, развернутый российскими войсками в Сирии, смог закрыть для доступа союзной авиации круговую зону вокруг Алеппо радиусом примерно 400 км.


    Это последний перл. Дальше читать не стал. Ефимцеву прошлый псевдоним подходил лучше.
    1. +7
      15 июня 2017 08:07
      Цитата: профессор
      Это последний перл. Дальше читать не стал. Ефимцеву прошлый псевдоним подходил лучше.

      По обилию воды, ничем не подтверждённых заявлений, а местами и откровенных глупостей очень похоже на творчество Даманцева. negative
      1. +5
        15 июня 2017 08:15
        Его я и имел в виду. Спасобо, что поправили. hi
      2. +5
        15 июня 2017 08:29
        Цитата: zyablik.olga
        По обилию воды, ничем не подтверждённых заявлений, а местами и откровенных глупостей очень похоже на творчество Даманцева.

        А я милого узнаю по походке? lol Видимо в сторону Евгения в последнее время стало лететь слишком много "тухлых помидоров", вот он и решил сменить псевдоним. request Только зачем? Ведь количество косяков в публикации от этого меньше не стало. no
        Цитата: профессор
        Его я и имел в виду. Спасобо, что поправили.

        С каких это пор ты перестал называть вещи своими именами?
        1. +3
          15 июня 2017 09:40
          Цитата: Bongo
          С каких это пор ты перестал называть вещи своими именами?

          Ну забыл я как зовут автора. feel Его статьи у меня в игнор листе. Теперь и этот его псевдоним будет там же.
          1. +3
            15 июня 2017 10:16
            Цитата: профессор
            Его статьи у меня в игнор листе. Теперь и этот его псевдоним будет там же.

            Суров ты... belay Да и как Даманцева можно забыть? wassat
    2. +3
      15 июня 2017 14:32
      Цитата: профессор
      Не первая. Вот фотография опубликованная в январе 2015-го.

      После успешных испытаний американцы поставили крест на Х-47В и запихали их (2 шт) в музей, теперь тремя фирмами клепают новый.
      1. 0
        15 июня 2017 19:00
        X-47B, с самого начала был промежуточной стадией ,для создания X-47C.
        1. 0
          16 июня 2017 06:56
          Цитата: BlackMokona
          X-47B, с самого начала был промежуточной стадией ,для создания X-47C.

          Не будет Х-47 ни В ни С
          1. +1
            16 июня 2017 08:24
            Цитата: saturn.mmm
            Не будет Х-47 ни В ни С

            X- Это экспериментальные машина. а программа уже ушла дальше.. А сам UCAAS , будет. Можно сказать, что он сейчас получить название MQ-25. Уже 19-20 будет на палубе.
            https://news.usni.org/2017/06/12/navy-has-picked-
            the-first-two-carriers-to-fly-mq-25a-stingray-unm
            anned-aerial-refueling-tankers
            1. 0
              16 июня 2017 23:08
              Цитата: iwind
              X- Это экспериментальные машина. а программа уже ушла дальше.. А сам UCAAS , будет. Можно сказать, что он сейчас получить название MQ-25. Уже 19-20 будет на палубе.

              Индекс 47 будет или нет, Если нет то не барай людям мозг.
              1. +3
                16 июня 2017 23:15
                Цитата: saturn.mmm
                Индекс 47 будет или нет, Если нет то не барай людям мозг.

                А если у Пак-фа не будет индекса Т-50 это будет не Пак-фа? Появиться новый самолет?
                1. 0
                  17 июня 2017 10:59
                  Цитата: iwind
                  А если у Пак-фа не будет индекса Т-50 это будет не Пак-фа?

                  Мы же про Америку.
                  Х-32, Х-35 ; Х-23, Х-22 и т.д.
    3. +1
      15 июня 2017 22:29
      Элитные подразделение ЦАХАЛа — Маглан, Дувдеван, Эгоз и Римон — провели в последнюю неделю учения в горах Троодос в центральной части острова Кипр. В составе израильского контингента, кроме 500 воинов спецназа, участвовали солдаты кинологического подразделения «Окец», инженерная часть «Яалом», подразделения беспилотников «Рохев шамаим» и спасательной группы ВВС 669.
      Командир «Эгоз» сообщил агентству Ynet, что солдаты знали, что их отправляют за границу, но о том, что это Кипр, им стало известно только в «Геркулесе».
      По словам офицера, целью учений была отработка действий в незнакомой местности и проверка взаимодействия с армией дружественного государства. В маневрах участвовали 100 бойцов спецназа Республики Кипр. Вместе с личным составом на Кипр перебросили вертолеты ЦАХАЛа Black Hawk, которые доставляли солдат в различные точки днем и ночью.
      Отрабатывались действия в горной местности в тылу врага как мелкими группами, так и большим подразделением. Солдатам была поставлена задача «захватить» территорию, на которой находятся как заброшенные, так и населенные деревни.

      15 июня 2017
      Израильский спецназ подготовился на Кипре к будущей войне в Ливане
      Миролюбивый вы наш израильский друх
      http://news.israelinfo.co.il/politics/67267
      1. 0
        16 июня 2017 23:13
        Цитата: Маз
        Элитные подразделение ЦАХАЛа — Маглан, Дувдеван,

        Они подготовились и готовы Хезболле показать кузькину мать.
  4. +1
    15 июня 2017 07:11
    Про ударные возможности и борьбу с партизанами, стэлс для прорыва ПВО...все это уже жевано-пережевано и упирается только в военно-исследовательские бюджеты.
    Куда интереснее тема завоевания превосходства в воздухе с помощью стаи относительно дешевых БПЛА. В статье всего пара строк об этом, а ведь потенциал БПЛА в этом направлении не менее важен и перспективен.
    1. 0
      15 июня 2017 13:23
      Цитата: g1washntwn
      Куда интереснее тема завоевания превосходства в воздухе с помощью стаи относительно дешевых БПЛА.

      Но не такой же как предатор. 200 км в час - это гражданский БПЛА, который американцы почему-то используют в военных целях.
  5. +1
    15 июня 2017 07:58
    Слишком много букАв. Ниасилил wassat
  6. +3
    15 июня 2017 09:26
    Много воды и почти нет реального описания эффективности применения БПЛА в условиях активного противодействия вероятного противника. А именно, более детального описания поведения того или иного БПЛА в условиях потери связи с центром управления, спутником и иными системами позиционирования и управления. Серийные БПЛА имеют существенный недостаток, в виде отсутствия развитой и защищенной системы самоуправления при потере связи с системами управления и позиционирования(что доказали инциденты в Крыму, Донбассе, Сирии). Я уже молчу про направленное подавление и/или перехват телеметрии с БПЛА, ведущий к потере управления и дающий возможность управлять им.
    1. +10
      15 июня 2017 09:43
      Не пишите ерунды. Никто еще не перехватывал управление дронами. Картинку с дронов перехватывали и то пока она не была на защищенном канале. Сейчас и это невозможно. Матчасть однако.
      1. +1
        15 июня 2017 09:59
        Цитата: профессор
        Никто еще не перехватывал управление дронами.

        "...я не слышал о том, что кто-нибудь перехватывал управление дронами". Так более адекватнее.
        А подмену данных глобального позиционирования можно считать перехватом?

        Цитата: профессор
        Матчасть однако.

        Но ведь как-то суперсовременный американский БПЛА всё же попал к иранцам...
        1. +6
          15 июня 2017 17:50
          Цитата: Лопатов
          "...я не слышал о том, что кто-нибудь перехватывал управление дронами". Так более адекватнее.
          А подмену данных глобального позиционирования можно считать перехватом?

          А сказки про подмену данных глобального позиционирования чем-то подтверждены? А инерционная система навигации тоже подменяется?

          Цитата: Лопатов
          Но ведь как-то суперсовременный американский БПЛА всё же попал к иранцам...

          Попал упав. Персы его подобрали и скеили. у американцев и Б-2 падали и другие ЛА.
          1. +1
            15 июня 2017 18:08
            Цитата: профессор
            А сказки про подмену данных глобального позиционирования чем-то подтверждены?

            Есть принципиальная возможность таких действий. Есть соответствующая аппаратура, к примеру, российский "Шиповник" или белорусская "Гроза". Есть удивляющиеся граждане, вблизи Кремля обнаруживающие, что они на самом деле во Внуково.

            Говорят, американские студенты (!!!) посредством собранной самостоятельно аппаратуры 4 года назад умудрились методом "ЖПС спуфинга" отклонить от курса яхту.

            Мы ведь уже обсуждали "сказки о том, что можно сбить БПЛА". И сегодня прошла новость, что американские подразделения по претворению "сказки" в жизнь из Ирака будут переведены в Сирию...

            Цитата: профессор
            Попал упав.

            Как удачно это он сделал. Прямо как аппарат, подвергшийся спуфинг-атаке...8)))
            Не особо верится, что на такого рода задания сверхсекретная техника может вылететь без соответствующей проверки на работоспособность.
            1. +6
              15 июня 2017 19:18
              Цитата: Лопатов
              Есть принципиальная возможность таких действий. Есть соответствующая аппаратура, к примеру, российский "Шиповник" или белорусская "Гроза". Есть удивляющиеся граждане, вблизи Кремля обнаруживающие, что они на самом деле во Внуково.

              Нет такой возможности. Сигнал военной ГПС еще никто не взломал. Времени не хватет.
              http://iz.ru/news/536181
              Войска РЭБ проиграли борьбу GPS
              Российские станции постановки радиоэлектронных помех не смогли помешать «американцам» уничтожить учебный объект

              Цитата: Лопатов
              Говорят, американские студенты (!!!) посредством собранной самостоятельно аппаратуры 4 года назад умудрились методом "ЖПС спуфинга" отклонить от курса яхту.

              Яхта шла на военном ГПС?

              Цитата: Лопатов
              Мы ведь уже обсуждали "сказки о том, что можно сбить БПЛА". И сегодня прошла новость, что американские подразделения по претворению "сказки" в жизнь из Ирака будут переведены в Сирию...

              Никогда не утверждал, что не нельзя сбить дрон или еще что-либо. Однако Шаманов сетовал, на то что российские десантники были не состоянии сбить грузинские дроны.

              Цитата: Лопатов
              Как удачно это он сделал. Прямо как аппарат, подвергшийся спуфинг-атаке...8)))
              Не особо верится, что на такого рода задания сверхсекретная техника может вылететь без соответствующей проверки на работоспособность.

              Любая техника отказывает. Даже облизываемый до дыр аэроплан стоимостью более чем $2 миллиарда за штуку.


              Тем не менее американский дрон именно упал в Иране развалившись на куски. Никто его не сажал. Персы его подобрали и склеили выдав это за великую победу. lol
              1. +1
                15 июня 2017 19:39
                Цитата: профессор
                Нет такой возможности. Сигнал военной ГПС еще никто не взломал. Времени не хватет.

                "...пока никто открыто не признал, что тем или иным образом "военный" сигнал был взломан" Надо быть аккуратным в формулировках и не столь категоричным.

                Цитата: профессор
                http://iz.ru/news/536181
                Войска РЭБ проиграли борьбу GPS

                Статья пятилетней давности. Вы ещё вытащите любимое интервью Шаманова, доказывающее неуязвимость БПЛА...

                Цитата: профессор
                икогда не утверждал, что не нельзя сбить дрон или еще что-либо. Однако Шаманов сетовал, на то что российские десантники были не состоянии сбить грузинские дроны.

                Упс... Всё таки вытащили 8))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

                Цитата: профессор
                Любая техника отказывает.

                Но ни один секретный ЛА американцев не был потерян над территорией противника из-за технических причин, не так ли... Вы же не считаете вслед за Задорновым американцев "не очень умными людьми"?
                1. +4
                  15 июня 2017 20:07
                  Цитата: Лопатов
                  "...пока никто открыто не признал, что тем или иным образом "военный" сигнал был взломан" Надо быть аккуратным в формулировках и не столь категоричным.

                  Читайте выше статью в Известиях.

                  Цитата: Лопатов
                  Статья пятилетней давности. Вы ещё вытащите любимое интервью Шаманова, доказывающее неуязвимость БПЛА...

                  За пять лет человечество шагнуло в новую технологическую эпоху, а Шаманов уже играет в домино с пенсионерами на лавочке? Может кто-либо сумел взломать простенький Скайп за эти 5 лет? lol

                  Цитата: Лопатов
                  Упс... Всё таки вытащили 8))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

                  Слов из песни не выкинешь.

                  Цитата: Лопатов
                  Но ни один секретный ЛА американцев не был потерян над территорией противника из-за технических причин, не так ли... Вы же не считаете вслед за Задорновым американцев "не очень умными людьми"?

                  Да ладно? Все теряют, а кое кто и находит. В Афганистане потеряли ни один секретный дрон. Что смогли вытащили, а что нет уничтожили разбомбив. Прикол в том, что якобы посаженный персами дрон продолжает летать над Ираном, но садилка у персов видать больше не работает. wassat

                  Как же аэропланы за $2 миллиарда долларов падают? А аппараты за 196 миллиардов долларов не падают?
                  1. +1
                    15 июня 2017 21:03
                    Цитата: профессор
                    Читайте выше статью в Известиях.

                    Я не считаю статью пятилетней давности отражающей современное состояние дел. Тот же "Шиповник-Аэро" появился через 4 года после выхода статьи.

                    Цитата: профессор
                    За пять лет человечество шагнуло в новую технологическую эпоху, а Шаманов уже играет в домино с пенсионерами на лавочке?

                    Всё проще. Украинцы спокойно сбивают БПЛА тем самым комплексом, который он забыл взять в Абхазию.

                    Цитата: профессор
                    Может кто-либо сумел взломать простенький Скайп за эти 5 лет?

                    "...пока никто не заявил во всеуслышание о взломе "Скайпа". Сколько можно просить быть более тщательным в формулировках? Особенно когда разного рода террористы оным скайпом предпочитают не пользоваться.

                    Цитата: профессор
                    Да ладно? Все теряют, а кое кто и находит. В Афганистане потеряли ни один секретный дрон.

                    Прекрасно. Можно хотя бы один пример. Машины уровня "Сентинела"
                    1. +1
                      16 июня 2017 07:27
                      Цитата: Лопатов
                      Я не считаю статью пятилетней давности отражающей современное состояние дел. Тот же "Шиповник-Аэро" появился через 4 года после выхода статьи.

                      И он основан на новых, не известных до селе физических принципах способных совершать невозможное? взламывать закрытый канал связи за считанные минуты? Подавлять инерциалку? Объясните плиз как суперкомпьютеры Китая и России не смогли взломать Скайп, а "Шиповник-Аэро" может взломать закрытый канал связи.

                      Цитата: Лопатов
                      Всё проще. Украинцы спокойно сбивают БПЛА тем самым комплексом, который он забыл взять в Абхазию.

                      Украинцы сбивают дроны всем подряд, включая личное оружие бойцов.

                      Цитата: Лопатов
                      "...пока никто не заявил во всеуслышание о взломе "Скайпа". Сколько можно просить быть более тщательным в формулировках? Особенно когда разного рода террористы оным скайпом предпочитают не пользоваться.

                      "Пока никто не заявил о создании подземного танка на ядерном топливе". Значит ли это, что он всё таки создан? А вот Скайп никто не смог взломать. Посему в Китае и в России заламывали руки его владельцам. wassat

                      Цитата: Лопатов
                      Прекрасно. Можно хотя бы один пример. Машины уровня "Сентинела"

                      Пожалуйста. Минимум два Херона с совсекретным оборудованием.

                      PS
                      А вот еще аппарат за $200 миллиардов долларов упал или по вашему американцы распилили выделенные на его подготовку в старту $450 миллионов? Значит этот аппарат мог упасть, а дрон нет. wink
            2. +2
              16 июня 2017 22:41
              Цитата: Лопатов
              Есть соответствующая аппаратура, к примеру, российский "Шиповник"...

              Которому из статьи в статью приписывают все новые волшебные умения. Хотя в оригинале...
              «Шиповник-Аэро» предназначен для обеспечения радио-мониторинга и блокировки обнаруженных каналов ДУ летательных аппаратов.

      2. +1
        15 июня 2017 22:06
        Если мы не находим такой информации в открытых источниках, это не означает что таких случаев нет. А, если вы, думаете, что БПЛА управляется исключительно "сверхзащищенным" каналом данных, то советую перечитать “ЖУРНАЛ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ” N 12, 2011. Особенно обратить внимание на статью и использованные ссылки на использованные источники и материалы "ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АНТЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ МОЩНОСТЬЮ ПЕРЕДАТЧИКА РЕТРАНСЛЯТОРА СВЯЗИ НА БЕСПИЛОТНОМ ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ". Из которых вы узнаете, что система управления БПЛА представляет собой сложный комплекс, со множеством уязвимых элементов, используя которые можно непосредственно влиять на БПЛА. Я уже не говорю про воздействие на промежуточные звенья, большой цепи управления ударными БПЛА, такие как мобильные и стационарные ретрансляторы, спутники различного назначения и системы дистанционной разведки.
        П.С. если вы думаете, что после перехвата управления, взломщик будет иметь доступ к рабочему интерфейсу оператора системы, дело ваше, но смотрите меньше американских фильмов.
  7. +2
    15 июня 2017 09:43
    Ультимативным шагом станет, конечно, дрон-истребитель.
    Раньше считалось, что препятствием является невозможность создать "сложнейшего" ПО
    и недостаточная мощность бортового компьютера.
    Но такое ПО, в принципе, появилось. И оказалось не очень сложным. И размещается на обычных, а не
    супер-компьюторах.
    Так что закат пилотируемой боевой авиации - дело не такого далекого будущего.
    1. +1
      15 июня 2017 10:06
      Цитата: voyaka uh
      Но такое ПО, в принципе, появилось. И оказалось не очень сложным. И размещается на обычных, а не супер-компьюторах.

      Боюсь, Вы что-то неправильно поняли. И до "заката пилотируемой авиации" ещё очень долго.
      1. +3
        15 июня 2017 13:12
        Появились так называемые программы "обезьянка перед зеркалом",
        само-обучающиеся, за счет копирования действий противника
        и чуть улучшая их. Раньше программисты пытались предугадать все варианты
        сами, получались миллионы ИФов ("если"), комп. не справлялся с обработкой.
        Теперь принцип изменился: "ты ничего не умеешь, научишься в бою, копируя
        противника". ПО пишет самое себя, по ходу практический действий, без вмешательства человека.
        Это фантастический новый тренд. Новый подход к понятию "искусственного интеллекта".
        Думали, что "мозг" должен быть "всеобъемлеще мудрым". Оказалось, что достаточно зеркального (почти) копирования, чтобы побеждать. Минимализм.
        1. +1
          15 июня 2017 14:39
          Цитата: voyaka uh
          Думали, что "мозг" должен быть "всеобъемлеще мудрым". Оказалось, что достаточно зеркального (почти) копирования, чтобы побеждать. Минимализм.

          А если две обезьянки перед зеркалом? У кого учиться?
          1. +1
            15 июня 2017 15:53
            Это будет следующий этап: битвы между роботами. Пока что
            задумываются, как роботу переиграть человека.
            1. 0
              15 июня 2017 16:29
              Цитата: voyaka uh
              Это будет следующий этап: битвы между роботами. Пока что
              задумываются, как роботу переиграть человека.

              Этот способ давно известен по игре в шашки, в конечном счете вырабатывается схема позволяющая выиграть.у халтурщика.
              1. +2
                15 июня 2017 16:36
                Пока что, чемпионы мира по игре в Го, наиболее интеллектуальной, интуитивной
                и абстрактной игре с числом вариантов на любой ход - миллионы,
                не смогли найти защиты от такой программы, записанной на ПиСи.
                То же самое с авиатренажерами воздушного боя - асы с треском проиграли
                самообучающейся программе.
                1. +1
                  15 июня 2017 18:20
                  Цитата: voyaka uh
                  То же самое с авиатренажерами воздушного боя - асы с треском проиграли
                  самообучающейся программе.

                  8))))))))))))
                  Мой личный рейтинг выполнения огневых задач. Самым сложным было "победить" простенькую программу на компутере, созданную доморощенными училищными программистами в погонах. Следующий по сложности- "стрельбы" на ВАПе-ЛАПе - тренажёре, на котором стрельба имитируется на макете местности, или лазером, или пулями. Следующий по сложности- реальные боевые стрельбы. Ну и самое простое- выполнение огневых задач в реальных боевых действиях.
                  1. +1
                    15 июня 2017 19:00
                    Я не пытаюсь всех переспорить. Просто это очень интересная тема.
                    И дроны - ее практическое применение. Но внедрение - медленное.
                    Если уж американские адмиралы зарезали Х-47, который прошел все испытания на авианосце... чего говорить о дронах-истребителях sad
                    1. +1
                      15 июня 2017 19:11
                      Не в том дело. Просто "проигрыш реальных лётчиков компутеру на симуляторе" совсем не показатель.
                      Обычно во всех "игрушках" применяются методы, способные уровнять интеллект компутера и игрока. Где-то менее заметные, где-то более, и потому раздражающие. Именно потому такую популярность получили онлайн-игры с противником- человеком
                      1. +2
                        15 июня 2017 22:40
                        На сегодняшний день интеллект компьютера в играх проигрывает интеллекту реального игрока, поэтому, сетевые игры гораздо интереснее для людей. Проигрывает, в основном, за счет "непредсказуемости" человека, который зачастую игнорирует логически правильные поступки, руководствуясь интуицией, инстинктами, поэтому альтернативы человеку в военном противостоянии пока нет.
                        А "выигрывает" компьютер, в основном, за счет более "точной" стрельбы, например, более "быстрой" реакции. Ведь, компьютеру гораздо проще "подсмотреть" какие клавиши игрок нажал. Читерит, в общем...
        2. +2
          15 июня 2017 22:33
          интересно, а как он будет обучаться получив в лоб удар ракетой и перейдя из мира искусственных интеллектов в мир обожженого металлолома?
          1. 0
            30 марта 2018 12:43
            Дронодрочерам невдомек, но самонаводящаяся ракета сама по себе является типичным образцом боевого беспилотника.
    2. +1
      15 июня 2017 11:17
      Цитата: voyaka uh
      Так что закат пилотируемой боевой авиации - дело не такого далекого будущего.

      Позвольте не согласиться. "Закат пилотируемой авиации" наступит не раньше начала серийного производства терминаторов с обликом Арнольда Шварценегггера.
      А если серьезно, то чем сложнее система вооружения, тем она уязвимее. Например, системы позиционирования, которые устанавливались на БРДМ-2 или БРМ-1 в 70-х - 80-х годах были сложны в эксплуатации и давали большую погрешность. Теперь с приемниками GPS (ГЛОНАСС) никаких проблем нет. Но если кто-то включит GPS-приемник в районе московского Кремля, то, видимо, удивится, увидев, что находится рядом с аэропортом Внуково.
      Аналогично и с ракетами, где цифровые карты местности и точки корреляции заменили GPS-приемниками.
      Сегодня и в обозримом будущем вся эта супер начинка служит для помощи солдату (офицеру), а не заменяет его.
    3. 0
      15 июня 2017 13:36
      Цитата: voyaka uh
      Так что закат пилотируемой боевой авиации - дело не такого далекого будущего.

      Беспилотная авиация не отменяет пилотируемую, а дополняет.
      Цитата: voyaka uh
      Ультимативным шагом станет, конечно, дрон-истребитель.

      Ту надо понимать что при создании дронов истребителей и перехватчиков малой кровью - то есть малыми затратами не отделаешься. Для машины весом примерно тонны в полторы надо будет создавать полноценный реактивный двигатель, радар. Кроме того такой дрон должен делать все автоматически ( без управления с земли) оператор должен только указать ему цель и дать приказ не уничтожение.
  8. +6
    15 июня 2017 10:58
    Надо признать полное фиаско тяжелых ударных дронов - все их разработки загнулись на этапе опытных образцов. Наиболее показательным в этом плане является провал проекта разработки подобного дрона для палубной авиации США. Мастодонты стоимостью от 100 млн. долларов и выше, поднимающие в воздух две 250-кг бомбы, служат только одной цели - пилежу бюджетов.

    Рулят малые дроны разведывательного назначения и для выполнения мини-ударных операций (так сказать) в рамках локальных войн с тапочниками.

    Тактическая ниша тяжелых ударных дронов (прорыв ПВО) с успехом замещается пилотируемыми самолетами - платформами с управляемым оружием на борту. Данные системы вооружений имеют непревзойденное значение ЭПР (полный нуль) в части самолета-платформы в связи с его полетом за радиогоризонтом и минимально возможное ЭПР в части управляемых авиационных ракет и бомб.

    И вообще - лучший тяжелый ударный дрон это КР bully
    1. +2
      15 июня 2017 22:44
      Тут вы правы и не правы. Чем вам не угоден суперхерон? Ниша замещается пока.
      1. 0
        16 июня 2017 00:27
        1,5 тонный Super Heron с размахом крыла 17 метров и крейсерской скоростью 130 км/ч - ни рыба ни мясо.

        В военном конфликте с высокотехнологичным противником сбивается любым оружием ПВО, в военном конфликте с тапочниками ударные задачи гораздо эффективнее решает пилотируемая авиация.
        1. +3
          16 июня 2017 09:19
          Если посмотреть шире на таких бпла как суперхерон,глобал хок нарабатывается опыт для перехода к реальным тяжелым ударным бпла,способным подавлять насыщенную пво и работать с высокотехнологичным противником. Не зря параллельно Локхид Мартин работает над SR 72,да и израильские разработчики не дремлют. Стоит вспомнить и опыт накопленный при разработке пегасус,а также во время запусков x 37b. И можно понять что перегрузки 15g,скорости 4-6 мах и полезная нагрузка несколько тонн не за горами.Вот что надо понимать. Некоторые это осознают,примером тому программа разработки бпла Охотник.
          1. 0
            16 июня 2017 15:48
            Тяжелый ударный дрон появится тогда, когда заработает искусственный интеллект, а этого пока нет даже на горизонте.

            Даже после появления ИИ будет гораздо эффективнее использовать многоразовые дроны как платформы для запуска одноразовых самонаводящихся ракет и планирующих бомб с минимальной ЭПР, нежели подставлять такие дроны под удар ПВО.
            1. +2
              16 июня 2017 16:30
              Ну на горизонте есть. Несколько истребителей с пилотами. Контроль.за сетью бпла. Один ведущий контролирует до 50 ведомых бпла. В роли ведущих ваши нелюбимые ф 35.
              1. 0
                16 июня 2017 16:34
                Как вы себе представляете контроль дронов, передвигающихся со скоростью 100-200 км/ч, с борта пилотируемого самолета с 900 км/ч?

                Кроме того, что мешает контролировать этих же дронов с земли, используя БПЛА-ретранслятор (что дешевле и безопаснее на несколько порядков?
                1. +1
                  17 июня 2017 09:44
                  Ничего не мешает ,но присутствие пилотируемых ла прибавляет боевой мощи группировке и оперативности в выполнении задачи. General atomic avenger макс скорость около 800 кмч,масса вооружения 4.5 т. Кстати крейсерская скорость x45 достигала сверхзвука.
                  1. 0
                    17 июня 2017 09:59
                    Цитата: Shahno
                    General atomic avenger ... масса вооружения 4.5 т

                    У крылатой ракеты боевая нагрузка на порядок больше, а ЭПР на порядок меньше.
                    1. +1
                      17 июня 2017 13:50
                      Эпр у кр и ф35 одинаковый. Кр одноразовая,а убпла многоразовый. Кр применяется по немобильным целям с известными коорд., а убпла несет ракеты воздух воздух,в-п и может работать по высокомобильным целям. Масса боевой части кр 450 кг,убпла может нести 2 ракеты в-п с бч по 450кг+6 ракет в-в на свои 4 тонны для вооружений,итого более 1000 кг бч. Кроме всего кр не ведет разведки,а убпла может вести разведку и наблюдение.
                      1. 0
                        17 июня 2017 13:58
                        ЭПР у КР на порядок меньше, чем у F-35 - я уже приводил таблицу советского ЦКБ "Алмаз" по крылатым ракетам.
                      2. +1
                        17 июня 2017 14:26
                        Ну во первых надо подождать подтвержденных данных по эпр f35. Даже если у кр меньше в несколько раз,то это выигрыш по дальности 30 проц. При учете др преимуществ убпла,можно сказать что для кр свой круг задач,а для убпла свой.
            2. +1
              16 июня 2017 16:34
              Да проблема вычислительных мощностей есть.
    2. +1
      17 июня 2017 09:47
      И кто вам сказал о провале разработки убпла для палубной авиации. Напомню например о sea avenger.
      1. 0
        17 июня 2017 09:53
        Программа закрыта.
        1. +1
          17 июня 2017 10:27
          Я бы не был столь категоричным. Модифицирована в MQ 25.
          "Stingray's primary mission will be airborne tanking, but the aircraft's pylons will also be engineered to fire missiles and drop bombs." И тот же sea avenger во многом взят за основу.
  9. +1
    15 июня 2017 22:56
    Синьор Помидор,
    "Проигрывает, в основном, за счет "непредсказуемости" человека, который зачастую игнорирует логически правильные поступки, руководствуясь интуицией, инстинктами"///

    С этими факторами разработчики ПО справились.
    https://rb.ru/longread/go/
  10. 0
    16 июня 2017 13:46
    Ето один подход - делать "невидимие" супердроньи с СУ которая умнее и лучше человека.
    Есть и другой подход - очень дешевие, хорошо видимие и "глупее человека" дроньи в очень большом количестве.
  11. 0
    17 июня 2017 14:34
    Shahno,
    Уменьшение ЭПР в десять раз уменьшает дальность обнаружения в 1,8 раза.
  12. 0
    18 июня 2017 04:11
    УДАРИМ ПО НЕВИДЕМОСТИ БИНОКЛЯМИ!!