История французских танков – легенды и забытые проекты

Создание во Франции бронированных машин шло даже во время оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками. Освобождение территории Франции, ознаменовало для нее не только победу, но и тяжелый процесс восстановления и создания собственной армии. Начинается наша история с переходного танка ARL–44. Начало разработок - 38 год. Это был новый тип танков, в основу которых легло шасси «В1». Согласно проекта, танк должен был получить башенную часть нового типа конструкции и 75 мм длинноствольную пушку. К началу войны работы по созданию танка были на уровне разработок. Но и во времена оккупации проектные работы по танку велись не менее успешно, чем до нее. И при освобождении Франции, сразу же запускается в производство первый образец нового танка. В серию новый танк пошел в 46 году, что для Франции являлось, несомненно, подвигом промышленности, если учитывать факт пятилетней оккупации. Вследствие разнообразных причин танк стал своеобразной переходной моделью и поступает на вооружение как «ARL – 44». Французские военные хотели получить 300 единиц таких танков, но всего построили 60 машин данной серии. Их взял на вооружение 503-й танковый полк.

Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.

История французских танков – легенды и забытые проекты



Следующий танк, разработанный французскими специалистами, был «AMX 12t». Это младший брат будущего французского «AMX 13». Уже из названия видно, что вес данного танка равнялся 12 тоннам. Ходовая часть младшего брата имела опорный задний каток, который был в то же время и ленивцем. Как выяснилось, такая конфигурация катков была ненадежна и вызывала постоянные проблемы натяжения гусениц. Эта ходовая часть с измененной конфигурацией катков, где ленивец стал отдельным элементов ходовой части, что привело к удлинению корпуса танка, стала базой при создании легенды французских танкостроителей «AMX-13». Башня AMX 12t была прародительницей башни танка «AMX-13». Танк, согласно проекту, был оснащён автоматом заряжания.

История французских танков – легенды и забытые проекты


46 год. Закончен этап проектирования нового танка. Согласно требований AMX 13 имел легкий вес для перемещений самолетами для поддержки парашютных десантов. Новый AMX 13 получает торсионную подвеску, двигатель, расположенный впереди и справа, тогда как слева размещался водитель-механик. Основная особенность делающий этот танк неповторимым – качающаяся башня. Башня оборудовалась орудием верхнего исполнения. При вертикальной наводке пушки использовалась только сама верхняя часть. Башню устанавливали в кормовой части корпуса, и в ней размещался остальной экипаж бронированной машины – командир и наводчик. 75 мм орудие танка проектировалось с немецкого орудия «7.5 cm KwK 42 L/70», такие стояли на «Пантерах» и обеспечивалось оно широким спектром снарядов. Башня получила довольно интересную автоматическую систему перезаряжания барабанного типа – 2-а барабана, каждый по 6 снарядов. Барабаны находились в кормовой части башни. Боекомплект в 12 боеприпасов позволял танку вести очень быстрый огонь, но как только боеприпасы в барабанах закончились, танку надо было укрыться и произвести перезаряжание барабанов вручную, снаружи машины.

История французских танков – легенды и забытые проекты


Серийное производство AMX 13 началось в 52 году, для его производства были использованы мощности «Atelier de Construction Roanne». Без малого 30 лет поступал на вооружение в ВС Франции. Несколько сот единиц AMX 13 до сих пор служат в танковых подразделениях Франции. Один из самых массовых европейских танков, поставлялся в 25 государств. На сегодня насчитывается порядка ста модификаций танка. На его базе создают всевозможные бронированные машины: САУ, комплексы ПВО, БТР и самоходные ПТУры.

AMX-13/90- является первой модификацией основного AMX 13. Поступил на вооружение в начале 60-х годов. Основное отличие – установленное 90 мм орудие, снабженное кожухом и дульным тормозом. Немного сократился боезапас – теперь орудие танка имело 32 боеприпаса, из которых 12 были установлены в барабанном магазине. Орудие могло вести огонь фугасными, бронебойными, кумулятивными, подкалиберными снарядами.

История французских танков – легенды и забытые проекты


Batignolles-Chatillon 25t является проектной модификацией основного AMX 13. Было создано только две единицы данной модификации. Для повышения живучести машины увеличивают размер и придают дополнительную броню. Эти и несколько других изменений в сумме дали вес танка – 25 тонн. Согласно проекту, команда танка состояла из 4-х человек, проектная скорость данной модификации - 65 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«Lorraine 40t» создавался вдогонку таким монстрам как советский ИС-2 -3 и германский «Tiger II». Конечно, танк не смог догнать эти выдающиеся танки ни по броне, ни по массе, и, наверное, установка 100 мм, а потом 120 мм орудия была своеобразной попыткой приблизится к ним. Но все проекты таких танков либо оставались на бумаге, либо были выпущены в ограниченном количестве. Все проекты данной серии использовали в качестве ДУ немецкий «Майбах». «Lorraine 40t» были выпущены в 2-х экземплярах-прототипах. По сути, это несколько облегченный «AMX-50». Присутствовали в решение танка и отличительные особенности: башенная часть, расположенная в носовой части танка, и «щучий нос» - аналогично ИС-3. Также были применены резиновые шины для опорных катков, что дало танку дополнительную амортизацию.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«М4» - первая модель тяжелого танка. Что бы как-то догнать СССР и Германию по созданию тяжелых танков, французские конструкторы начинают строительство своего тяжелого танка. Первая модификация получает название «М4» или проект 141. Данная модель практически скопировала немецкий Тигр. Ходовая часть получила гусеницы мелкозвенчатого исполнения и «шахматные» опорные катки, подвеску торсионного типа с гидроамортизацией. Клиренс танка мог изменяться до 100 мм. Отличие от немецкого тигра – трансмиссия и ведущие катки были кормового исполнения. Согласно проекту танка, он должен был весить порядка 30 тонн, но на практике для этого пришлось бы уменьшить бронирование до 3 сантиметров. Это смотрелось на фоне «Тигра» и ИСа совсем смехотворно. Броню увеличивают до 9 сантиметров и устанавливают под оптимальными углами, поэтому вес машины значительно вырос по сравнению с проектным. Танк получил 90 мм «Шнейдер» в башне классического типа и пулемет калибра 7.62 мм. Команда машины – пять человек. Данная модель не была выпущена даже в прототипе, так как принимается решение заменить классическую башенную часть на новую от компании «FAMH»

«AМХ-50 – 100 мм» - серийный тяжелый танк. Основная особенность – из-за параллельной разработки AМХ-50 и AМХ-13 имеют большое внешнее сходство с последним.
49 год. Выпускается две единицы танка «AМХ-50 – 100 мм». 51 год – танк небольшой серией идет на вооружение ВС Франции. Танк получился очень неплохим и выгодно отличался от американского и британского аналога. Но вследствие постоянной нехватки средств, «AМХ-50 – 100 мм» не стал массовым танком. Из компоновки – МТО находилась в корме корпуса, водитель-механик с помощником находились в отделение управления, командир машины располагался в башенной части слева от орудия, наводчик орудия – справа. Корпус литого типа выполнен с оптимальным размещением под углом лобовой брони, толщина лобовых и верхних бортовых бронелистов - 11 сантиметров. Переход нос-борт выполнен благодаря скошенным поверхностям. Отличается от проекта М4 дополнительными катками (5 внешнего и 4 внутреннего типа). Пулемет с лобового листа заменяется на спаренный с орудием пулемет. Кроме этого, башенная часть получила автономную зенитную установку – два пулемета калибра 7.62-мм. Башенная часть качающего типа была разработана компанией «FAMH». До 50 года в нее устанавливали 90 мм орудие, потом в немного модифицированную башню поставили 100 мм орудие. Остальная конструкция башни соответствует конструкции башни AМХ-13. ДУ – бензиновый Майбах «HL 295» или двигатель «Saurer» дизельного типа. Конструкторы ожидали, что использование двигателей, мощностью в 1000 л.с., даст возможность приобрести танку скорость хода порядка 60 км/ч. Но как показало время, танк не смог преодолеть планку в 55 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«AMX-65t» - танк Char de 65t - аван-проект тяжелого танка. Начало основных разработок - 50 год. Подвеска шахматного типа, четырехрядное расположение катков. Лобовая броня по типу «щучий нос» по аналогу советского ИС-3 с меньшим наклонным углом. В остальном – копия Королевского Тигра. Согласно проекта ДУ – 1000 сильный двигатель «Майбах». Возможное вооружение – 100 мм орудие и пулемет зенитного типа.

«AМХ-50 – 120 мм» - тяжелый танк. Имел три модификации 53, 55 и 58 года. Французский «конкурент» советского ИС-3. Лобовая часть выполнена, как у конкурента, - по типу «щучий нос». Модификация 53 года имела башню классического типа с орудием калибра 120-мм. Но конструкция получилась неудобной. Модификация 55 года – башня качающего типа со спаренным с 120 мм орудием 20-мм пушку для поражения легкобронированной техники. Значительно усилена лобовая броня, практически в два раза. Это приводит к серьезному увеличению веса: до 64 тонн против прежних 59 тонн. Военному ведомству такая модификация из-за увеличенного веса не понравилась. Модификация 58 года. «Облегченная» до 57.8 тонны модификация «AМХ-50 – 120 мм». Имела литой корпус и закругленную лобовую броню. Планировалось использовать в качестве ДУ тысячесильный Майбах. Однако двигатель не оправдал надежд: из заявленных 1.2 тысячи лошадок, двигатель не давал и 850 л.с. Использование 120-мм пушки привело к неудобству перезаряжания, боеприпасы от орудия было тяжело перемещать одному- двум человекам. Команда машины 4-е человека, и отя четвертый член экипажа числился как радист, фактически являлся перезаряжающим. Танк не был построен из-за появления кумулятивных снарядов, данная броня таким снарядам была слабой помехой. Проект сворачивают, но не забывают. Наработки будут использованы при разработке проекта «ОБТ АМХ-30»

История французских танков – легенды и забытые проекты


Не только танки
«AMX 105 AM» или М-51 – первая самоходная машина на базе «AMX-13», 105 мм гаубица самоходного типа. Первый образец создан в 50 году. Первые серийные САУ пополнили ряды вооруженных сил Франции в 52 году. САУ имела неподвижную, смещенную на корму, открытую рубку. В рубке установили 105 мм «Mk61» образца 50 года выпуска. На орудии имелся дульный тормоз. Там же разместили 7.62 мм пулемет зенитного типа. Некоторые САУ «AMX 105 AM» вооружали дополнительно 7.5 мм пулеметом, что устанавливался в башне с круговым вращением. Основной недостаток – медленная наводка на следующую цель. Боезапас 56 боеприпасов, в число которых входили и бронебойные снаряды. Дальность поражение фугасным боеприпасом 15 тысяч метров. Ствол выпускали 23 и 30 калибров, он был обеспечен дульным тормозом двухкамерного исполнения. Для управления стрельбой САУ AMX 105 AM оснащалась 6-ти кратным прицелом и 4-х кратным гониометром. Данные САУ поступали на экспорт – их использовали Марокко, Израиль и Нидерланды.

«АМХ-13 F3 AM» - первая европейская послевоенная САУ. Принята на вооружение в 60 году. САУ имела орудие калибра 155 мм, длиной 33 калибра и дальностью поражения до 25 километров. Скорострельность – 3 выстр/мин. «АМХ-13 F3 AM» не брала с собой боезапас, его возил для нее грузовик. Боезапас - 25 снарядов. Также грузовой автомобиль перевозил и 8 человек – команду САУ. Самые первые «АМХ-13 F3 AM» имели бензиновый 8-ми цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением «Sofam Model SGxb.». Последние САУ имели 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением «Detroit Diesel 6V-53T». Дизель был мощнее бензинового двигателя и позволял САУ передвигаться на 400 километров со скоростью хода 60 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«BATIGNOLLES-CHATILLON 155mm» проект САУ. Основная идея – установка башни вращающегося типа. Начало работ по созданию образца - 55 год. Башню закончили разрабатывать в 58 году. В 59 году от проекта отказываются, прототип САУ построен не был. Согласно проекту, скорость хода - 62 км/ч, масса 34.3 тонны, команда состоит из 6 человек.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«Lorraine 155» - САУ типа 50 и 51. Основа проекта – база «Lorraine 40t» с установкой 155 мм гаубичного орудия. Основная идея – размещение казематной части. Вначале, на первом образце она размещалась в центре САУ, на следующем образце – сместилась в носовую часть САУ. Обладание шасси прорезиновыми катками сделало САУ интересным вариантом для использования. Но в 55 году проект закрывают в пользу другого проекта САУ «BATIGNOLLES-CHATILLON». Основные данные: масса - 30.3 тонны, команда - 5 человек, скорость хода - до 62 км/ч. Вооружение САУ – гаубица калибра 155 мм и спаренная с ней 20-мм пушка.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«AMX AC de 120» первый проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 46 года. Получила «шахматную» подвеску и рубку в носовой части. Внешне имела сходство с немецкой «JagdPanther». Проектные данные: вес САУ - 34 тонны, броня - 30/20 мм, команда - 4 человека. Вооружение: 120 мм «Schneider» и башенный пулемет справа от рубки. ДУ Майбах «HL 295» мощностью в 1.2 тысячи л.с. «AMX AC de 120» - второй проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 48 года. Основное изменение – конструкция рубки. Меняется силуэт машины: он становится заметно ниже. Теперь САУ стала похожа на «JagdPzIV». Изменилось вооружение: рубка САУ получила 20 мм «MG 151» турельного исполнения, корма САУ две 20 мм «MG 151».

История французских танков – легенды и забытые проекты


И последний рассмотренный проект - AMX-50 Foch. Самоходная артустановка на базе «AMX-50», получает 120 мм орудие. Очертаниями САУ напоминала немецкую «JagdPanther». Имелась пулеметная башня с ЗП «Reibel» на дистанционном управлении. Командирская башня была обеспечена дальномером. Водитель САУ наблюдал за обстановкой через имевшийся перископ. Основное предназначение – поддержка 100 мм танков, уничтожение наиболее опасной бронированной техники противника. После успешных испытаний в 51 году малым количеством идет на вооружение ВС Франции. После, при стандартизации вооружения членов НАТО, САУ снимают с конвейера и 52 году проект закрывают в пользу проекта танка «создания AMX-50-120».

История французских танков – легенды и забытые проекты
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. SerGL 27 февраля 2012 09:01
    Необходимо срочно перевести статью на русский язык!
    Читать перлы типа: "Орудие могло вести огонь расширенной номенклатурой снарядов – фугасные, бронебойные, кумулятивные, подкалиберные снаряды." просто невозможно - глаза ломаются!
    SerGL
  2. Lazer 27 февраля 2012 09:16
    Во вторую мировую, танки французам так и не пригодились.
    Вопрос, почему?
    1. SerGL 27 февраля 2012 09:31
      Танковые части - это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Стратегия и тактика французской армии застряла в Первой Мировой. Французские танки в основном создавались как средство поддержки пехоты. Просчеты в определении того, какая война грядет, оказались для Франции роковыми.
      SerGL
      1. Shveik 27 февраля 2012 10:47
        SerGL для французов роковой ошибкой окзался - их тупиковый генофонд ;)
        http://www.albinoblacksheep.com/text/victories.html
        http://images.encyclopediadramatica.ch/0/00/Cryingfrog.jpg
        http://images.encyclopediadramatica.ch/0/0b/Ebay_screen.jpg
        Shveik
        1. SerGL 27 февраля 2012 13:10
          Ну, я бы не был столь категоричен, бывают и у франков оригинальные технические идеи.
          Но если говорить про период ВМВ, то в техническом плане французская бронетехника являла собой дикое сочетание новаторства и архаики, как то:
          -броневое литье и приверженность к одноместным башням;
          -рациональные углы наклона брони и архаичная конструкция ходовой для тяжелых танков.
          -протектированные бензобаки, гидроусилители на тяжелых танках - и полное непонимание значения танка на поле боя.

          Наши тоже не понимали, но История дала нам шанс выучиться.
          SerGL
      2. хищник 27 февраля 2012 13:35
        + еще на востоке не оказалось " армий Самсонова и Ренненкампфа "
        хищник
    2. почти дембель 27 февраля 2012 11:46
      Да потому , что вместо того . чтобы воевать , французы ограничились гламурными реверансами.Им и армия тоже не особо пригодилась.Немцы довольно уютно себя чувствовали на захваченной территории и даже не утруждали себя уничтожением французской промышленности , зная , что она работает на них.Поэтому смешно читать ,что в 46-м году франция совершила подвиг промышленности
      1. SerGL 27 февраля 2012 14:24
        Ну, у французов очень сложные отношения с немцами.

        В 19-м веке то они немцев окучивали, то немцы французов. Это у нас отношение к врагу, топчущему родную землю резко отрицательное, у европейцев к этому другой подход (и не будем говорить, что лучше или хуже - каждому своё).

        А на счет европейской промышленности, работавшей на нацистскую Германию, это не совсем ясный вопрос. Несмотря на оккупацию промышленно-развитых стран, немцы видимо все же не до конца доверяли местным, поэтому не разворачивали на заводах производство непосредственно вооружений (ну, если только Чехию и Австрию не принимать в расчет), ограничиваясь выпуском запчастей и т.п..

        И, да, согласен, если французская промышленность в 1946 году смогла освоить мелкосерийный выпуск продукции, ранее не выпускавшейся, то это можно считать достижением, но никак не подвигом ;)
        SerGL
        1. Алекс 23 мая 2014 23:47
          Цитата: SerGL
          А на счет европейской промышленности, работавшей на нацистскую Германию, это не совсем ясный вопрос.
          В случае с Францией все как раз предельно ясно. Вы абсолютно правы, что немцы на её территории не создавали предприятий по ПРОИЗВОДСТВУ вооружений, но всё остальное - за милую душу. И дело не в недоверии: французское сопротивление только в романах такое мощное было, на деле всё было гораздо более прозаичнее. Просто французская военная промышленность не вписывалась в военную концепцию Германии, ни в начале войны, ни в её конце. А вот ремонтные предприятия ВМФ (в частности, для ПЛ) работали даже более эффективней, чем в Рейхе.

          Так что, не будь де-Голля, Франция ещё бы и за пособничество ответила. Всё это - факты общеизвестные, только в СССР долгое время на этом внимание не акцентировали, мы с ними типа дружбу водили...
      2. тюменец 27 февраля 2012 20:12
        Цитата: почти дембель
        Им и армия тоже не особо пригодилась.Н

        После *Катапульты* им и флот не особо пригодился. Да и территории несравнимы с нашими. Получил по мордам, отступил, тут и Франция кончилась. Не умели видимо, стоять, когда отступать некуда. А всю армию в Сопротивление не отправишь.
        тюменец
        1. Lazer 11 марта 2012 15:10
          Для маневра места не хватило.
        2. Алекс 24 мая 2014 00:12
          Цитата: тюменец
          После *Катапульты* им и флот не особо пригодился.
          До неё, кстати, тоже.
    3. глебыч 27 февраля 2012 23:51
      Lazer, во вторую мировую танки французов не пригодились потому-что их просто на просто ещё в 1940 немцы захватили.
      глебыч
      1. nmd_1 28 февраля 2012 11:31
        Вторую мировую с отечественной не путайте, 1939г. и 1941г. Стыдно не знать разницу winked
        nmd_1
  3. awg75 27 февраля 2012 09:33
    интересно было почитать посмотреть спасибо автору
    1. Chicot 1 3 марта 2012 22:43
      Согласен. Автору- респект good !
  4. Kars 27 февраля 2012 12:46
    Согласен интересная статья.
    Всегда удивлялся французким качающимся башням.
    И жаль что нет фото Пантер на службе Французкой армии.
    1. bandabas 27 февраля 2012 20:09
      Кстати да. Французы после 2-ой Мировой очень охотно эксплуатировали Пантеры
  5. Киевлянин 27 февраля 2012 13:51
    Я так понимаю автор осветит в своих статьях все ветки из WoT))))
    Киевлянин
    1. SerGL 27 февраля 2012 14:26
      А тут даже перевыполнение! Ведь в ВоТ французской арты нет ;)
      SerGL
  6. 755962 27 февраля 2012 15:22
    Статья интересная и познавательная ,буду рад ознакомится с продолжением в настоящем времени.
    755962
  7. Zynaps 27 февраля 2012 17:28
    пусть французы не обижаются, но представленная бронетехника на вид адски угрёбищная. и это у нации, понимающей толк в дизайне.
    Zynaps
    1. тюменец 27 февраля 2012 20:20
      Наоборот, похоже на наши мечты о *необитаемой башне*. wink
      тюменец
  8. nnz226 28 февраля 2012 21:26
    Рассказывать про "тяготы" пятилетней оккупации для французской промышленности - откровенное враньё! Немцы не разрушали заводы во Франции, ибо те пахали на Рейх и Вермахт, как ударники капиталистического труда, с 1940 по 1944 год без выходных и праздников, так что промышленность не надо было восстанавливать, а рабочие кадры имели пятилетний опыт работы ....
  9. Алекс 24 мая 2014 00:16
    То, как автор просто восторгается Францией, изо всех сил пытаясь выставить её одновременно и жертвой нацизма, и техническими гениями (чего только стоят выражения типа "легендарный танк") полностью портит впечатление от статьи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня