Лёгкий ударный самолёт SIPA S.1100

19
В 1958 году война в Алжире была в самом разгаре. Французская колониальная администрация уже четвертый год вела активную борьбу с многочисленными вооруженными группами местного населения, которые выступали за независимость Алжира от Франции. В военном отношении Франция имела абсолютное превосходство над противником, поэтому алжирские повстанцы сосредоточились на партизанской деятельности.

Во время войны в Алжире французские военные достаточно активно использовали авиацию. При этом на начальном этапе кампании в качестве боевой машины использовались и учебные самолеты SIPA S11, 12, являющиеся французской копией немецкого учебно-тренировочного самолета Арадо-396 периода Второй мировой войны. Полное отсутствие средств ПВО у алжирских повстанцев в первые годы конфликта позволяло французским военным использовать данные самолеты не только в качестве корректировщиков огня и разведчиков, но и в качестве легких штурмовиков, под крылом которых были размещены держатели для реактивных снарядов и бомб. При этом даже до появления у повстанцев зенитной артиллерии они иногда сбивали французские самолеты ружейно-пулеметным огнем с земли.



Принимая во внимание боевые действия, которые развернулись в Алжире, а до этого велись в Индокитае, французское военное министерство уже в первой половине 1950-х годов объявило конкурс на разработку легкого ударного самолета противопартизанского назначения. В 1955 году компания SIPA и ее конструктор Ива Гардана создали проект самолета, удовлетворяющий условиям объявленного конкурса. Это был S.1100 — легкий ударный самолет, который также называли противопартизанским.

Лёгкий ударный самолёт SIPA S.1100

Стоит отметить, что компания SIPA — Societe Industrielle Pour l'Aeronautique была образована во Франции перед началом Второй мировой войны, это произошло в 1938 году. В 1944 году на компанию была возложена ответственность за выпуск немецкого двухместного тренировочного самолета для повышенной летной подготовки Арадо (Arado) Ar 396. После высадки союзников во Франции и ее освобождения от немецко-фашистских войск, производство самолетов немцы вынуждены были перенести в Прагу на предприятия компаний Avia и Letov. При этом выпуск самолетов Ar 396 продолжился на заводе SIPA и после ухода немцев. Правда, до завершения Второй мировой войны во Франции собрали крайне незначительное количество данных самолетов, точное их число неизвестно.

Основное производство развернулось здесь уже после завершения войны. Немецкий учебный самолет строился уже для ВВС Франции. Машину выпускали в двух основных модификациях S.11 и S.12. Последняя модификация являлась французским вариантом модернизации самолета, SIPA S.12 выпускался в варианте с цельнометаллическим планером. В дальнейшем на базе этих машин было создано еще несколько моделей самолетов S.111 и S.121, отличавшихся более легкой конструкцией. Часть из этих самолетов в вариантах S.111А и S.121А, оборудованных для непосредственной поддержки войск, использовалась на начальном этапе войны в Алжире. Однако для эффективных противопартизанских действий необходим был специализированный боевой самолет.

Именно такой самолет и попробовали создать инженеры компании SIPA. Согласно проекту легкий ударный самолет должен был получить два ТВД (турбовинтовой двигатель) производства компании Turbomeca Bastan, но в дальнейшем их решили заменить на поршневые двигатели Pratt & Whitney Canada R-1340-S3H1 Wasp, развивавшие максимальную мощность 610 л.с. Новый многоцелевой военный двухмоторный моноплан должен был взлетать и с неподготовленных взлетно-посадочных полос, планировалось его использование с грунтовых аэродромов. Днище кабины пилотов, а также мотогондолы были бронированы, топливные баки выполнены протектированными.


Проект предусматривал установку на самолет достаточно мощного вооружения. Изначально планировалось использовать две 30-мм автоматических пушки DEFA 552 и сразу четыре крупнокалиберных 12,7-мм пулемета Browning, второй вариант предусматривал установку на самолет до 4-х 20-мм автоматических пушек HS 404. Помимо этого самолет мог принять на борт до 800 кг различной боевой нагрузки. В качестве подвесного вооружения могли использовать как неуправляемые ракеты, так и обыкновенные свободнопадающие бомбы. Всего на легком ударном самолете имелось три узла подвески.

Первый прототип нового легкого ударного самолета поднялся в небо 24 апреля 1958 года. После проведения успешных испытаний на конкурсе совместно с другим легким штурмовиком SE.116 французскими военными была заказана предсерийная партия, состоявшая из 10 самолетов. Предполагалось, что в будущем можно будет заказать партию из 200 серийных боевых машин, но несколько аварий, одна из которых привела к разрушению противопартизанского самолета SIPA S.1100, помешали реализации данных планов. В результате опытный экземпляр легкого ударного штурмовика SIPA S.1100 так и остался единственным воплощенным в металле.

На судьбе данной боевой машины сказалась и покупка в США штурмовиков «Скайрейдер», которые американцы продали Франции по очень привлекательной цене. При этом поршневой штурмовик Douglas A-1 Skyraider, созданный в штатах еще в 1940-е годы, успешно провоевал в годы Корейской и Вьетнамской войны. Именно «Скайрейдер» стал последним и наиболее мощным ударным самолетом, который принял участие в алжирской войне.


Летно-технические характеристики SIPA S.1100:
Габаритные размеры: длина — 11,3 м, размах крыла — 14,7 м, высота — 3,75 м, площадь крыла — 42,8 м2.
Масса пустого самолета — 4000 кг.
Максимальная взлетная масса — 6200 кг.
Силовая установка — 2хПД Pratt & Whitney Canada R-1340-S3H1 Wasp мощностью 610 л.с. каждый.
Максимальная скорость полета — 380 км/ч.
Крейсерская скорость — 350 км/ч.
Практическая дальность — 2000 км.
Вооружение — до 4х20-мм пушек HS 404, боевая нагрузка — 800 кг.
Экипаж — 3 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/s1100.html
http://vikond65.livejournal.com/261683.html?thread=5216563
http://477768.livejournal.com/4732147.html
Материалы из открытых источников
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 июня 2017 16:37
    какая богатая тема... однако... пря предвкушаю очередное словесное месиво. Итак, попробуем подвести небольшой итог: если вы владелец авиастроительной фирмы, выпускающей легкомоторные самолеты, обязательно заведите в продуктовой линейке машину с бронированными движком, кабиной хотя бы по 4, а лучше по 6 классу защиты, протектированными бензобаками, возможностью поднимать плюс к этому тонну-полторы (а то и две) полезной нагрузки. летающую со скоростью от 300 километров в час и больше и взлетающую с грунтовой полосы от 500м и короче. А, главное, дешевую (от5 лямов вечнозеленых в базе) и простую в управлении (можно посадить курсанта аэиоклуба) и обслуживании (можно доверить обслуживание человеку, чинившему трактора) машину.
    Купят....обязательно купят)
    1. +5
      14 июня 2017 17:52
      Это как-то больно сложно...
      Берёте самолёт. Любой. Дешёвый в эксплуатации.
      Устанавливаете на него оптико-электронный комплекс разведки и наведения, 1-2 автоматизированных рабочих места операторов, держатели для ракет ПТРК второго поколения, хорошую аппаратуру связи. С возможностью обратной конверсии в гражданский вариант.
      Устраиваете геноцид "благородным пофстанцам"
      1. 0
        14 июня 2017 18:13
        Эк вы сразу тохватили ПТРК! начинать надо с малого, понятного папуасу НУРСы, ФАБы, пушки.... пулеметы. А вы сразу в высокотехнологические дебри...Так у вас из покупателей только гейропецы и остануться. А конверсия гражданского грузовичка - самое то. Даже, помнится у Ан-2 был вариант легкого штурмовика) Хотя, опять же, переделать всегда сложнее и хуже чем с нова запилить)
        1. 0
          14 июня 2017 18:51
          Цитата: tchoni
          А вы сразу в высокотехнологические дебри...Так у вас из покупателей только гейропецы и остануться.

          Как сказать... Вон, иракцы "Сесна комбат караван" купили и весьма активно используют.
      2. 0
        12 июля 2017 14:17
        Цитата: Лопатов
        Устраиваете геноцид "благородным пофстанцам"

        Во-первых, есть войны справедливые и несправедливые. Во-вторых, здесь не колониальная Франция. "Повстанцы" - это часть национально-освободительного движения против мировой колониальной системы. Их война против Франции была прогрессивной, а потому справедливой. О "благородстве" колонизаторов достаточно хорошо известно.
        Наконец, Ваша идея
        Цитата: Лопатов
        Берёте самолёт. Любой. Дешёвый в эксплуатации.

        неверна в принципе. Создаётся не самолёт, а боевой авиационный комплекс (БАК). БАК должен быть не "дешёвый", а эффективный. Учитываются заданный полезный эффект, затраты ресурсов на его достижения и уровень потерь (боевых и небоевых). Учитывая сложность задачи, БАК есть продукт передовых технологий. А дешёвых «ноу-хау» не бывает.
    2. +1
      14 июня 2017 19:57
      Цитата: tchoni
      А, главное, дешевую (от5 лямов вечнозеленых в базе) и простую в управлении (можно посадить курсанта аэиоклуба) и обслуживании (можно доверить обслуживание человеку, чинившему трактора) машину.

      Насчёт дешевизны - это уже не обязательно.
      Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 19 января 2017 года направило Конгрессу США уведомление о планируемой поставке Кении по линии межправительственных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 12 турбовинтовых штурмовых самолетов Air Tractor AT- 802L и двух учебно-тренировочных самолетов Air Tractor AT-504, а также оборудование и вооружение для них. Предполагаемая стоимость поставки, уже одобренной Государственным департаментом США, составляет 418 млн долл.
      Как явствует из документов, к поставляемым Кении самолетам AT-802L должны быть поставлены 714 корректируемых 70-мм ракет APKWS, 114 управляемых авиационных бомб GBU-12 Paveway II калибра 500 фунтов, 222 управляемые бомбы GBU-58 Paveway II калибра 250 фунтов, 12 учебных бомб Mk 81/Mk 82, а также подвесные контейнеры с 12,7-мм пулеметами FN HMP400 LLC Herstal и 505 тысяч патронов к ним. Cтоимость вооружения (включенная в общую сумму) составит 53,6 млн долл.
      © bmpd
      То есть получается, что, за вычетом стоимости вооружения, 12 сельхозштурмовиков и 2 сельхозУТС обойдутся Кении в 364,4 мегабакса - аж по 26-27 лямов за штуку.

      В комментах у bmpd писали, что исходный цивильный Air Tractor AT- 802 стоит порядка 1 мегабакса.
  2. 0
    14 июня 2017 16:47
    А был ли он БРОНИРОВАН?
    1. +1
      14 июня 2017 18:13
      пол кабины и движки.
      1. +1
        14 июня 2017 21:34
        А стёкла не бронь? Нижние конечно улучшают обзор в низ, но и легко могут быть поражены огнём с земли!
  3. +1
    14 июня 2017 19:51
    При взгляде на кабину сего пепелаца почему-то сразу вспомнилась "рама" Fw 189.
  4. +1
    15 июня 2017 15:24
    Очень скромные характеристики для самолёта 1958 года. Бомбовая нагрузка как у Пе-2, скорость и пушечное вооружение как у Ил-2. Выбор французов в пользу американского самолёта очевиден.
    1. 0
      16 июня 2017 22:02
      Так у него и совокупная мощность моторов даже меньше, чем у Ила. Наверно, стремились сделать подешевле.
  5. +1
    15 июня 2017 20:31
    Як-130 в одноместном варианте. И слегка бронированный. Вот противопартизанская машинка. Особо, если убрать дорогую электронику.
    1. +1
      16 июня 2017 11:51
      противопартизанская машинка должна сильно походить на немецкого филина - FW 189
      нужно долго висеть, иметь возможность отличного обзора, высокую маневренность и послушность, должна быть малошумность полета и возможности широкого конфигурирования перед вылетом, всепогодность и нечувствительность к качеству топлива. И оборудование для поиска ночью - тепловизоры и проч.
    2. 0
      12 июля 2017 14:05
      Дорогая не "электроника", а алгоритмы систем автоматического управления и датчики обзорно-прицельных систем.
  6. 0
    16 июня 2017 11:47
    самолет очень похож на Ju.288A
    1. 0
      16 июня 2017 21:51
      Разве что количеством моторов и формой остекления кабины.
      1. 0
        12 июля 2017 14:07
        Это общие принципы дизайна определённого исторического периода. Ту-16, -104, -110, -124 и даже Ту-114 очень даже внешне похожи.
  7. 0
    12 июля 2017 14:20
    Лёгкий ударный самолёт... для колониальной войны Франции против алжирцев.