«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 1

Вольные времена казачества

Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.

Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.


История нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.

Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.

«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 1

Знаки атаманской власти (насека, шестопер, использовалась и булава)


Образ казачьего атамана для обычного человека — это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.

Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.

Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.

Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…

Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.


Так выглядел атаман


Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.

Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.

Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.

Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.

Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.

Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».


Казак из ранней эпохи с головой ногайца


И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.

Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.

Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.

Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.

Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.

Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других — «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.
Автор: Сидор Белый


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 23

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 17 июня 2017 07:17
    Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.
    ......Одна из интересных версий...Спасибо..
    1. Николай К (Николай) 17 июня 2017 07:42
      Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца»

      Сары это искаженное от царь. Еще Сарматы так назывались от Сар (царские) и маты (матери, женщины). Получается царь Азман. ман это индоевропейское "человек" Аз имеет тот же корень, что и Азов (город Асов) . Так что к тюрскому это имя не имеет никакого отношения.
      1. Фагелов (Александр Шевцов (Фагелов)) 17 июня 2017 08:02
        До УШ века многие донские казаки владели татарским языком. На татарском ( в тюркских языках) сары азман, или правильней "сары осман", переводится как " желтый турок".
        1. Николай К (Николай) 17 июня 2017 08:45
          Османами стали называть турок после воцарения династии Османов. Сами себя турки так обычно не называли. Вряд ли казачий атаман происходил из династии Османов. А вот вариант, что его имя Азман совпадало с именем основателя Османской империи Османа вполне возможно.
          1. рич (дмитрий) 17 июня 2017 12:13
            Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г.

            Старшинство совсем не обозначает начало казачьего войска. Тут автор не прав. Старшинство - это с какого времени войско перешло на царскую службу. Вот и все hi
          2. venaya (Вячеслав) 17 июня 2017 12:57
            Цитата: Николай К
            Османами стали называть турок после воцарения династии Османов

            Здесь не всё так однозначно: попробуйте посмотреть на эти термины с точки зрения других языков, к примеру на английском Османская империя = Ottoman empire. Здесь Otto ... весьма напоминает наш термин "отец", аналогично правомерно рассмотреть и термин "Батый" - явно напоминает слово "батя". Все языки взаимосвязаны, а слова "батя" и "отец" до сих пор широко используются в нашем языке, отсюда не сложно сделать весьма далеко следующие выводы. Прижизненные портреты что глав Оттоманской империи, что Империи Великих Моголов, что Сиамского государства показывают что все они очень напоминают по виду даже сегодняшних казаков, попробуйте на это обратить внимание. Аналогично английский термин Asia = асия = Азия., в общем божественная земле, вспоминаем что : "земля от Бога".
            1. Николай К (Николай) 17 июня 2017 14:07
              Азия возможно это от "страна Асов", которые предположительно жили на территории современной малой (опять же в значении изначальной) Азии, восточного причерноморья и азовского моря. В этом смысле имя Азман может происходить от самоназвания народа Асов, как Герман имя германцев, Алан осетин, Француа французов, Руслан русских и т.п.
              Кстати основатель империи Отоман I похоронен в Барсе, возможно он был не тюрком по происхождению, а представителем местной элиты. Может в том числе по этому Османа предпочитали использовать в качестве личной гвардии иностранных наемников-воспитанников янычар.
              1. venaya (Вячеслав) 17 июня 2017 15:56
                Цитата: Николай К
                основатель империи Отоман I ..., возможно он был не тюрком по происхождению ..

                Вы знаете как трудно и очень не плодотворно объяснять что в принципе не существует тюрских народов (и родов) в принципе. В действительности существуют только языки "тюрской языковой группы", причём они все родственны очень древне-русскому языку. К примеру, около 4-ёх тысяч лет назад сформировалось племя таджиков (= почитатели Даж-Бога), не так давно появились узбеки, а ведь это практически один народ (род) только узбеки говорят на языке тюрской языковой группы а таджики по привычки продолжают говорить на языке фарси (36% совпадений корневых слов с русским). Язык фарси используется также и в Персии (Иране) и соседних народов у курдов и т.д. Отучить людей от понятия "тюрские народы" практически не возможно благодаря оголтелой дезинформации во всех СМИ, литературе, и других источниках. По моему мнению Османскую империю (Ottoman empire) основали предки казаков, тому существуют объективные доказательства.
                1. болот 17 июня 2017 16:26
                  Цитата: venaya
                  . В действительности существуют только языки "тюрской языковой группы", причём они все родственны очень древне-русскому языку

                  Так для интереса Татарским владеете?А также построением предложений.
                  Заметка,англоязычные и германоязычные у нас довольно быстро обучаются казахскому языку,не желе славянофилы.
                  1. venaya (Вячеслав) 17 июня 2017 17:17
                    Цитата: болот
                    англоязычные и германоязычные у нас довольно быстро обучаются казахскому языку

                    Совершенно с вами согласен. Дело в том, что вся эта "германская языковая группа" (и идиш) просто относится к "западной-тюрской языковой подгруппе", отличии от "восточно-тюрской языковой подгруппе" к которой относятся языки народов Кореи и Японии. "Центрально-тюрская языковая подгруппа" зародилась порядка 17-ти тысячилетий назад в районе Южного Урала и сегодняшнего Северного Казахстана, ибо там зародилась гаплогруппа (род) R1b, которую и называют основоположниками этого довольно древнего диалекта, разошедшего тогда с ещё более древним, очень древнерусским языком. Если вам интересны современные теории о происхождении языков, то для этого существую узкие специалисты по этому направлению лингвистики, можете самостоятельно с этим ознакомиться.
                2. Николай К (Николай) 17 июня 2017 21:12
                  "только узбеки говорят на языке тюрской языковой группы а таджики по привычки продолжают говорить на языке фарси"
                  Не соглашусь с вами. Как показывают современные генетические исследования, среди таджиков преобладает арийская гаплогруппа, чего не скажешь об узбеках.
                  Вероятно предки таджиков брали в жены местных тюрских женщин, и со временем внешне стали похожи на тюрских соседей. Но генетику и язык сохранили.
      2. alatanas (Александър Атанасов) 20 июня 2017 16:28
        Сары - жёлтый, а не царский, а азман встрачется как фамилия в г. Тараклия, где проживает много болгар и гагаузов (они общего произхождения). Гагаузы - православные. Вероятно первый казачий атаман и был гагаузом.
  2. avt 17 июня 2017 07:45
    Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший».
    Я верю !Как и в то , что названия города Холмогоры придумали местным туземцам цивилизованные викинги от Хельмгард.Просто папуасы местные произнести цивилизованно не смогли . А казак от немецкого казакишон.
    Автор: Сидор Белый
    Скажу вам как Сидор Лютый - Ну и нахрена надо было эту мурзилку по сайту, да ещё в рубрике гиштория размазывать ?Может надо было на пару с Костей Сивковым выступать и еще какие коэффициэнты нарисовать ....казаческоатаманские? Статья -шлак , даже на ,,Мурзилку" не тянет. negative
    avt
    1. Николай С. (Николай) 17 июня 2017 10:48
      1.
      Цитата: Сидор Белый
      по мнению некоторых исследователей

      Такое утверждение равносильно другому: "одна бабка сказала". Написал бы автор: "например, В.И.Даль в толковом словаре", тогда можно было бы всерьёз ответить, где были эти гетманы и, тем более, гауптманы.
      Или такое:
      Цитата: Сидор Белый
      Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах.
      Уже раздражает. Где ответ на вопрос: кем? Автором? Укажите где это "впервые" тут: http://gramoty.ru/
      Если же речь о новгородских летописях, то там первое слово атаман относится к 1611 году.
      2.
      Цитата: Сидор Белый
      Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г.
      Очередная чушь. Какое официальное лицо установило это старшинство? 1570г. - это год самого старого из сохранившихся документов царя казакам! Кстати, просто рабочего, из которого следует что служба казаками царю имеет уже предшествующую историю.
      3. Ну и про Сары Азман. Исторический словарь считает совсем не так как автор тут понаписал: enc-dic.com/history/Sary-Azman-39262/
      4. Почему эта статьи здесь, а не в рубрике "Мнение".
    2. Curious (Victor) 17 июня 2017 14:42
      Чему Вы удивляетесь. Я повторю свой коммент к соседней статье. В выходные ресурс, судя по всему, заполняется дежурным админом, который черпает материалы с ресурсов типа kata-log.ru, 50rus.info, vasheslovo.com и подобных, где размещают ссылки все, у кого есть дома интернет и желание что-то написать, притом вне зависимости от уровня знаний. Черпается, естественно, по пониманию товарища админа. А понимание - вот оно. Тащит, что блестит. У меня была даже мысль сделать подборку типа "воскресные глупости", потом не стал, забанят опять. так что это не к автору вопрос. Это не туровень авторов, это уровень сайта.
  3. ротмистр (Юрий) 17 июня 2017 10:10
    Спасибо автору .Поставил плюс.
  4. Монархист (Лабинский Слава) 17 июня 2017 16:58
    Сидор БелыЙ,происхождение слова "Атаман"действительно запутано. Боюсь ошибиться,но кажется Ферсман, связывает с тюркским" Атта"(отец) и ""ман"( муж,витязь) отсюда" батько атаман". Как синоним атамана существовало"вотаман"( похоже на немецкое вахтман- страж).
    У казаков когда-то круг выбирал атамана ( у Гоголя в "Тарас Бульба" описано) позднее стали "шары катать": специальная урна с двумя отверстиями куда опускали черные или белые шары. Кажется 1 черный шар "разбивал"2 белых. Таким же путем и судили. Процедура "катания шаров" хорошо описана у Првенцева в книге"Над Кубанью"(автор описывает процедуру суда над одним из героев),. Камрады,пользуясь случаем , рекомендую перечитать или если не читали прочесть.
    Есть ещё художественный фильм"Дикое поле"(в ютубе поищите) там показано становление казачества.
    Кстати в 19 в. Некоторые авторы (Забелин в частности) считали,что казаки отдельная народность славянского племени.
    1. Curious (Victor) 17 июня 2017 19:52
      "Кстати в 19 в. Некоторые авторы (Забелин в частности) считали,что казаки отдельная народность славянского племени."
      Теорию эту уже в ХХ веке развивали казаческие историки-эмигранты.
      И.Ф. Быкадоров, историк войны 1812 г., в «Истории казачества» (Т.1. Париж, 1930) придерживался «самостийных», изоляционистских позиций: у казачества — особый тип государственности, противоположный по своему содержанию русским. Он однозначно противопоставлял казачество и русских: «Казачество – особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью московской (великорусской)».
      Историки-эмигранты в «Казачьем словаре-справочнике» предположили, что казаки – отдельный этнос, самостоятельная народность (четвертая ветвь восточного славянства) или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения. (Г.В. Губарев, А.И. Скрылов. Калифорния, 1966–1968 гг.).
      1. Котище (Владислав Котище) 17 июня 2017 21:12
        Берите выше! И договоримся до идей третьего рейха и Гебельса, который выводил казаков из ост-готов!?
        1. Curious (Victor) 17 июня 2017 21:48
          Вы будете удивлены, но остготы - не самые древние предки казаков. Просто статья написана на уровне шестого класса средней школы, в ней возникновение казачества и описано так же.
          На самом деле время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и более двух столетий в научной среде обсуждаются вопросы о происхождении казачества, социальной природе ранних казачьих сообществ. Эти вопросы и по сей день относятся к числу спорных тем в исторической науке – главным проблемным является вопрос о происхождении казачества и его раннем становлении и развитии (этногенезе). И теорий о происхождении казаков под два десятка.
          Для примера такая книга.

          История о Донском войске, сочиненная Директором Училищ в войске Донском, Коллежским Советником и Кавалером Алексеем Поповым. Часть 1. Харьков, Университетская Типография, 1814.
          В ней историю донского казачества описывают как историю скифскую – на том основании, что по-персидски козак значит скиф.
    2. Нагайбак (Андрей) 17 июня 2017 20:17
      Монархист" Как синоним атамана существовало"вотаман"( похоже на немецкое вахтман- страж)."
      Вроде как ватаманы предводители у ушкуйников были. И ушкуйники многие на Дон бежали впоследствии, после разгрома Вятской вечевой республики.
  5. Башибузук (Игорь Владимирович) 17 июня 2017 22:24
    А удивительно, что вариантов масса ...а очевидного и не заметили...
    в тюркских языках...ата - отец, по русски...ман, мен - я....притяжательное.
    Ну и как перевести -атаман-, -ата мен-....Отец я.... и все дела.
    ...
    А у ушкуйников были - ВОТАМАНЫ....даже в песне, распевочной, предбоевой -
    - вотаман снял серу шапку.
    и поставил на ребро.....
    ...
    предполагалось, что отступить нельзя...граница.
    ...
    Для волгарей -О-канье в обычном произошении. Так что, первоначальный смысл слова -Атаман- я по-прежнему не теряю, а считаю это слово от тюркских языков. Отец я...мать вашу......кстати, кто знает тюркские, легко сведут эти четыре слова.
    ...
    А о неразрывности древнерусских говоров и тюрских языков не говорил только ленивый.
    На Руси было двуязычие. В Волжской Булгарии. В Золотой Орде...и т.д.
    Православный и тюркский.
  6. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 15 декабря 2017 01:15
    Хорошо было бы указать,что казаки были,почти до 19 века речными пиратами.И только Е2 пересадила их на коней и то не сразу,лошадей пока не хватало.
Картина дня