Military Review

Underwater rain

29
Mastering the Northern Sea Route did not initially imply that such gentle creations as submarines would have to be carried out through the ice. The hulls that withstand a huge column of water are unable to withstand point loads, and even as ice fields crush, polar polar sailors know very well. However, even before the war, the first successful transition of a diesel submarine from the Kola Peninsula to Vladivostok was carried out.


May 20, 1940 issued a decree of the Defense Committee under the Council of People's Commissars of the USSR on the transfer of one submarine from the Northern fleet to the Pacific Ocean. On May 23, in accordance with the order of the People's Commissar of the Navy No. 00120, a special purpose expedition (EON-10) began to be formed to transfer the Shch-423 submarine from Polyarny to Vladivostok by the Northern Sea Route to navigation. On June 14, by order of the People's Commissar of the Navy No. 00145, the experienced submarine captain of the 423rd rank Ismail Zaydulin was appointed commander of the submarine Shch-3. To the honor of the organizers, we note that there was no “Pass at any cost” slogan - it was also understood that in the Arctic everything rarely works out as planned. For the entire period of the passage along the Northern Sea Route, a supporting vessel was appointed - the Anatoly Serov transport, on which a distiller and a VHF station were specially installed. In its capacious holds, in addition to 250 tons of expeditionary cargo, fuel, emergency and subversive equipment, as well as additional artillery ammunition for the submarine, a special cockpit was arranged for 36 places for recreation of submariners during short parking or in case of emergency wintering.

Underwater rain


The boat, in addition to the “Serov”, was accompanied at different stages by one or two icebreakers. As soon as the ice began, the submariners, in addition to the expected problems when moving at the slowest course among the ice floes, had an unpleasant situation with condensate. Due to the large temperature difference between outboard and cut-off air, the fogging inside the strong hull turned out to be so strong that in the compartments it looked more like a light rain that went round the clock.

October 17 1940 U-423 approached the pier of submarines of the Pacific Fleet in the Golden Horn Bay of Vladivostok, passing 73 miles (including 7227 in ice) miles through two oceans and eight seas in 682 days. The task of the motherland was completed.

During the war years, to the best of our knowledge, the experience of a serial “pike” transpolar transition was not used, but already at the end of the 40-s, the submarines conducted caravans at the Northern Sea Route.

With the advent of submarines, the entire water area of ​​the Arctic Ocean became available, but the exchange of boats between the Pacific and Northern fleets still turned out to be possible only in limited periods - due to the shallow water in the Bering Strait region, a part of the huge Arctic transition still has to be overcome in the surface position Therefore, the 2014 expedition of the year to transfer two submarines, the Bratsk and Samara, from Avacha Bay (Kamchatka) to Severodvinsk, can be considered a unique expedition to transfer two nuclear submarines, Bratsk and Samara, by order of the Russian Defense Minister. Since the boats were sent for repairs and deep modernization, a special semi-submersible vessel “Transhelf” (Netherlands) was hired for transportation, which was used to transport oil-producing platforms. Submarines were loaded aboard 23 August 2014. The icebreakers 50 of the Victory and Vaigach accompanied the transport. I must say that the time for the expedition was chosen successfully: the ice situation was favorable and after about a month the nuclear-powered ships were at their destination.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/37226
29 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Teberii
    Teberii 18 June 2017 07: 12
    +3
    Well done submariners, dangerous service and very difficult.
    1. Sergei 777
      Sergei 777 18 June 2017 08: 27
      +2
      And at first glance, as if it were not visible.
    2. siberalt
      siberalt 18 June 2017 09: 20
      +3
      However, the Netherlands was not dispensed with.
      1. Bad_gr
        Bad_gr 18 June 2017 10: 13
        +3
        Quote: siberalt
        However, the Netherlands was not dispensed with.

        If my memory serves me right, then the ship on which the boats were transported was our own, but was sold during Yeltsin’s time, as it was not needed.
        1. Cat
          Cat 18 June 2017 13: 33
          +8
          Sadly, but you are right!
          The semi-submersible vessel TransShelf was built in the late 80s in Finland for the USSR. In the 90s sold to the Netherlands.
          Logic suggests that you must have your own ships of this class!
        2. kig
          kig 18 June 2017 13: 35
          +3
          If my memory serves me - absolutely right. The ship was built for the USSR, and for a long time worked on the Sakhalin shelf. In the late 90s it was leased to the famous company Dockwise, which owns and operates a large number of such vessels. It seems that in 2004 it was finally sold to her. And, in my opinion, these were not the Yeltsin years anymore?
        3. jonhr
          jonhr 22 June 2017 13: 33
          0
          Well, to be objective, it’s rather Finnish
          1. Bad_gr
            Bad_gr 22 June 2017 13: 54
            +2
            Quote: jonhr
            Well, to be objective, it’s rather Finnish

            Who ordered it and on whose money was it built?
            1. jonhr
              jonhr 22 June 2017 14: 26
              0
              Well, the Dutch didn’t take him for gingerbread. and the Finns built, which means Finnish. You do not say that for example you bought a phone for your money and call it yours. he is chinese
              1. Bad_gr
                Bad_gr 24 June 2017 20: 51
                +1
                In my opinion, if this ship was built by the Finns, sold and bought by someone, it means it is Finnish.
                But if our project is built with our money, then our ship, wherever it is built.
                1. jonhr
                  jonhr 24 June 2017 20: 57
                  0
                  I can reassure you. the project is not yours. The forerunner of the ship was the Dutch ship Mighty Servant
                  1. Bad_gr
                    Bad_gr 25 June 2017 13: 18
                    0
                    Quote: jonhr
                    I can reassure you. the project is not yours. The forerunner of the ship was the Dutch ship Mighty Servant

                    Clear. But to your opinion, the one who paid for the construction, it’s like, has nothing to do with it.
                    1. jonhr
                      jonhr 25 June 2017 17: 40
                      0
                      nothing to do with it. This is called the customer. now another owner
                    2. Brylevsky
                      Brylevsky 15 August 2017 04: 43
                      +2
                      In commercial shipbuilding, things are a little different than you think. Try to take this information without offense, but just for your information. The author below correctly mentioned such a party to the transaction as the “customer”, and this is not casual. The fact is that in the USSR there were certain difficulties with the construction of civilian commercial ships. This is a paradox, but it is a fact. Some types of tankers and oil carriers were built on the Black Sea (there they fell mainly into the Black Sea Shipping Company); a small series of transport refrigerators of the type “Russian Bay” was built there, and at least one vessel from this series has a home port of Vladivostok; special purpose ships were built, as well as a fishing fleet, but icebreakers, transport refrigerators of large displacement, floating depots, floating plants (fish processing, think about something else), as well as some other types of ships were built in: GDR, Poland, Finland, Japan. From the experience of my work on some of them, I can say that the Germans, Finns and Poles built very, very good ships, which still work in the Navy. So, when sailors talk among themselves about steamboats ("steamboats", this is our slang term), then one of the first questions will be: "where was it built?" - "It is of Finnish (Polish, German, Japanese, Chinese, South Korean, etc.) construction. In Vladivostok, probably, all icebreakers of the Far Eastern Shipping Company, Finnish built, although they have the flag of the Russian Federation and the port of registry of Vladivostok, but no one ever talks about this for granted, the place of birth of the ship, it’s like a nationality for a person, for his whole life ...
  2. Dead duck
    Dead duck 18 June 2017 10: 02
    +5
    Such ships (TransShelf) would also be useful to us.
    In free time, one could rent out.
  3. Mar.Tirah
    Mar.Tirah 18 June 2017 10: 02
    +3
    Quote: Sergey 777
    And at first glance, as if it were not visible.

    Sensational news came quite a long time ago in the media. German mines were discovered at the entrance to the Ob River, in the Kara Sea. By the way, they got there. Only two. A submarine, or from airplanes. But the first is preferable. So the enemies then dozing, and now even more so.
  4. TsUS-Air Force
    TsUS-Air Force 18 June 2017 10: 32
    +1
    and what are the logbooks on the submarine? if there was such dampness as rain, and if the boat was drowned so that the records did not spread?
    1. KCA
      KCA 18 June 2017 13: 50
      +1
      ordinary graphite pencil? does not freeze, does not flow from the heat, is not washed out by water
      1. Brylevsky
        Brylevsky 15 August 2017 06: 53
        0
        A magazine is a legal document. Filling it with a simple pencil means that the record can be erased and another one can be written. This leaves a rich field for various abuses, because the journal reflects the daily life of the ship, and not just military operations. I don’t know how on a boat, but all logbooks on surface ships are filled with ordinary ballpoint pens, all for the same reason. And only draft magazines are sometimes filled with a simple pencil, and only if they do not carry legal relevant information. In fact, these are all kinds of notebooks. For example, ZKSh, "navigator’s notebook". The rest of the “mukulatura”, which in case of an emergency is seized by the prosecutor’s office, is filled with anything, but not with what can be erased.
        1. KCA
          KCA 15 August 2017 07: 49
          0
          It is impossible to completely delete the record, even made with a pencil, even the examination of the district city of Mukhoska will restore any information in the logbook, let alone counterintelligence, which will study all the magazines in case of emergency
          1. Brylevsky
            Brylevsky 15 August 2017 10: 09
            0
            Well, I don’t even know what to object to. smile ... Perhaps you are right and the forensic examination, indeed, will be able to detect the jammed text. As I said above, I don’t know how the logbooks on submarines are written - I was not there. On surface ships, where I had to go, logbooks were written with ordinary ballpoint pens. About 20 years ago, when I just came to the fleet (civilian) as a young third assistant and reached for the ship's journal with a pencil in my hand, the old man nearly killed me am laughing ... The underwater military, probably, is different.
            1. Bad_gr
              Bad_gr 15 August 2017 18: 51
              0
              Information came across (seemingly about the Japanese, the times of 1941-45), the magazine was filled with ink, which was completely washed off with sea water. It was done so that if the magazine got into the water, less data would go to the enemy.
              PS
              I’ve read about it for a long time, maybe I'm mistaken somewhere.
  5. Curious
    Curious 18 June 2017 14: 42
    +3
    "Hulls that withstand a huge column of water are unable to withstand point loads."
    Due to some inexplicable factors, the VO site selects authors of the Murzilka-Military level, and this applies to all sections from News to History.
    Therefore, the author wrote nonsense. The ice is not afraid of the solid hull of the submarine. They are terrible for the light hull of submarines, made according to the two-hull scheme. The design of the light hull, the extremities of submarines, superstructures and protections of retractable devices was usually calculated on wave loads when sailing on a water surface. Hence the problems in the ice.
    If anyone is interested to read about the first passage of the submarine Sevmorputom not in the style of "for children", link
    https://gazeta-voenmeh.ru/278.
    1. water
      water 20 June 2017 13: 45
      +3
      In the summer of 1977, the 940 project rescue submarine independently made the transition by the northern sea route from Vladivostok to Polyarny. And no one made a noise about it. Everything was simple and ordinary. True, the nasal tip before the transition was reinforced with an ice cutter - just in case.
      1. Curious
        Curious 20 June 2017 13: 53
        0
        Agree that over 37 years, the level of knowledge about the conditions of navigation along the Northern Sea Route has slightly increased, and icebreaking support for wiring is incomparable.
        1. water
          water 20 June 2017 23: 04
          +4
          I do not agree.
  6. Technician72
    Technician72 18 June 2017 15: 09
    +2
    Quote: NOC-VVS
    and what are the logbooks on the submarine? if there was such dampness as rain, and if the boat was drowned so that the records did not spread?

    Chemical pencil.
  7. Anchonsha
    Anchonsha 18 June 2017 19: 44
    0
    Well done and submariners, and ordinary ships, which also did not just have to provide submarines even at the cost of their lives during all these expeditions to the Far East.
  8. dgonni
    dgonni April 29 2018 14: 22
    0
    That's all I wanted to say recourse (For transportation, a special semi-submersible vessel “TransShelf” (Netherlands) was hired, used to transport oil production platforms.) Then think for yourself. It just says that repair and modernization are not possible on the long-distance.

Подводный дождь

Освоение Севморпути изначально не подразумевало, что через льды придется проводить столь нежные создания, как подводные лодки. Корпуса, выдерживающие огромный столб воды, неспособны противостоять точечным нагрузкам, а уж как давят ледовые поля, морякам-полярникам известно отлично. Однако еще до войны был осуществлен первый удачный переход дизельной подводной лодки с Кольского полуострова во Владивосток.

20 мая 1940 года вышло постановление Комитета обороны при Совнаркоме СССР о переводе одной подводной лодки из состава Северного флота на Тихий океан. 23 мая в соответствии с приказом наркома Военно-морского флота № 00120 начала формироваться экспедиция особого назначения (ЭОН-10) по переводу в навигацию подводной лодки Щ-423 из Полярного во Владивосток Северным морским путем. 14 июня приказом наркома ВМФ № 00145 командиром ПЛ Щ-423 назначен опытный подводник капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин. К чести организаторов отметим, что лозунга «Пройти любой ценой» не было, – подразумевалось и то, что в Арктике редко все получается так, как задумано. На весь период перехода по Севморпути назначили обеспечивающее судно – транспорт «Анатолий Серов», на котором специально установили дистиллятор и станцию УКВ. В его вместительных трюмах, кроме 250 тонн экспедиционного груза, топлива, аварийно-спасательного и подрывного имущества, а также дополнительного артиллерийского боезапаса для подводной лодки, был обустроен специальный кубрик на 36 мест для отдыха подводников во время коротких стоянок или на случай вынужденной зимовки.

Подводный дождь



Лодку, помимо «Серова», на разных этапах сопровождали один-два ледокола. Как только начались льды, у подводников, кроме ожидаемых проблем при движении на самом малом ходу среди льдин, возникла неприятная ситуация с конденсатом. Из-за большой разности температур забортного и отсечного воздуха отпотевание внутри прочного корпуса оказалось таким сильным, что в отсеках оно больше походило на мелкий дождь, который шел круглые сутки.

17 октября 1940 года Щ-423 подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Золотой Рог Владивостока, пройдя за 73 суток 7227 миль (из них 682 – во льдах) через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено.

В годы войны, насколько известно, опыт трансполярного перехода серийной «щуки» использован не был, но уже в конце 40-х годов подводные лодки проводили Севморпутем караванами.

С появлением АПЛ для подводного плавания стала доступна вся акватория Северного Ледовитого океана, однако обмен лодками между Тихоокеанским и Северным флотами все равно оказался возможен лишь в ограниченные сроки – из-за мелководья в районе Берингова пролива часть пути огромного арктического перехода все равно приходится преодолевать в надводном положении. Потому можно считать уникальной экспедицию 2014 года по переброске по приказу министра обороны РФ Сергея Шойгу двух АПЛ – «Братск» и «Самара» из Авачинской губы (Камчатка) в Северодвинск. Поскольку лодки отправлялись на ремонт и глубокую модернизацию, для транспортировки было нанято специальное полупогружное судно «Трансшельф» (Нидерланды), используемое для перевозки нефтедобывающих платформ. Подлодки были погружены на борт 23 августа 2014 года. Сопровождали транспорт ледоколы «50 лет Победы» и «Вайгач». Надо сказать, что момент для проведения экспедиции выбрали удачно: ледовая обстановка оказалась благоприятной и примерно через месяц атомоходы были в пункте назначения.
Автор: Арсений Гришин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/37226


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Teberii (Андрей) 18 июня 2017 07:12
    Молодцы подводники ,опасная служба и очень трудная.
    1. Сергей 777 (Gareth Lasby) 18 июня 2017 08:27
      И на первый взгляд как будь-то не видна.
    2. сибиралт (Олег) 18 июня 2017 09:20
      Однако, без Нидерландов не обошлись.
      1. Bad_gr (Владимир) 18 июня 2017 10:13
        Цитата: сибиралт
        Однако, без Нидерландов не обошлись.

        Если мне не изменяет память, то судно, на котором перевозили лодки, бывшее наше, но было проданно в Ельценовское время, как не нужное.
        1. Котище (Владислав Котище) 18 июня 2017 13:33
          Печально, но Вы правы!
          Полупогружное судно "Трансшельф" было построено в конце 80-х в Финляндии для СССР. В 90-х продано в Нидерланды.
          Логика подсказывает, что необходимо иметь свои суда подобного класса!
        2. kig 18 июня 2017 13:35
          Если мне не изменяет память - совершенно верно. Судно строилось для СССР, и долго работало на шельфе Сахалина. В конце 90-х его сдали в аренду известной компании Dockwise, которая владеет и оперирует большим количеством подобных судов. Кажется, в 2004 его окончательно продали ей же. И, по-моему, это были уже не ельцинские годы?
          kig
        3. jonhr (jonh) 22 июня 2017 13:33
          ну уж если быть объективным то оно скорее финское
          1. Bad_gr (Владимир) 22 июня 2017 13:54
            Цитата: jonhr
            ну уж если быть объективным то оно скорее финское

            Кто его заказал и на чьи деньги строилось ?
            1. jonhr (jonh) 22 июня 2017 14:26
              ну так и голландцы его не за пряники взяли. а строили финны и значит финское. вы ведь не говорите что например купили телефон за ваши деньги и называете его вашим. он китайский
              1. Bad_gr (Владимир) 24 июня 2017 20:51
                На мой взгляд, если этот корабль был построен финами, продавался и был кем-то куплен, то значит он финский.
                Но если проект наш, построен на наши деньги, то корабль наш, где бы он не строился.
                1. jonhr (jonh) 24 июня 2017 20:57
                  могу вас успокоить. проект не ваш. Предшественником судна стал голландский корабль «Mighty Servant»
                  1. Bad_gr (Владимир) 25 июня 2017 13:18
                    Цитата: jonhr
                    могу вас успокоить. проект не ваш. Предшественником судна стал голландский корабль «Mighty Servant»

                    Понятно. Но-вашему, тот кто оплатил постройку, вроде-как, тут и не при чём.
                    1. jonhr (jonh) 25 июня 2017 17:40
                      как не при чём. это называется заказчик. сейчас другой собственник
                    2. Brylevsky 15 августа 2017 04:43
                      В коммерческом судостроении все немного не так, как вам кажется. Постарайтесь принять эту информацию без обид, а просто к вашему сведению. Автор ниже правильно упомянул такого участника сделки, как "заказчик", и это не спроста. Дело в том, что в СССР были определённые сложности с постройкой именно гражданских коммерческих судов. Это парадокс, но это факт. Некоторые типы танкеров и нефтерудовозов строили на Чёрном море (там они попадали, в основном, в Черноморское морское пароходство); там же была построена небольшая серия транспортных рефрижераторов типа "Бухта Русская" и, по крайней мере, одно судно из этой серии имеет порт приписки Владивосток; строились суда специального назначения, а так же рыбодобывающего флота, но ледоколы, транспортные рефрижераторы большого водоизмещения, плавбазы, плавзаводы (рыбоперерабатывающие, немподумайте чего другого), а так же некоторые другие типы судов строились в: ГДР, Польше, Финляндии, Японии. По опыту своей работы на некоторых из них я могу сказать, что немцы, финны и поляки строили очень, очень хорошие суда, которые до сих пор работают на флоте. Так вот, когда моряки говорят между собой о пароходах ("пароходы", это у нас такое жаргонное название), то один из первых вопросов будет: "где его построили?" - "Он финской (польской, немецкой, японской, китайской, южно-корейской и т.д.) постройки. Во Владивостоке, наверное, все ледоколы Дальневосточного морского пароходства, финской постройки, хотя на них флаг РФ и порт приписки Владивосток, но об этом никто никогда в разговорах не упоминает, как само-собой разумеющиеся. Место рождения судна, это как национальность для человека, - на всю его жизнь...
  2. Deadушка (Виталий) 18 июня 2017 10:02
    Нам бы такие суда(«Трансшельф») тоже пригодились.
    В свободно время можно было бы в аренду сдавать.
  3. Мар.Тира (Олег) 18 июня 2017 10:02
    Цитата: Сергей 777
    И на первый взгляд как будь-то не видна.

    Совсем не давно в СМИ прошла сенсационная новость.На входе в р.Обь,в Карском море,были обнаружены немецкие мины.Каким путём они туда попли.Только двумя.Подводной лодкой,или с самолётов.Но первый предпочтительней.Так что враги тогда не дремали,а сейчас тем более.
  4. ЦУС-ВВС (Валерий) 18 июня 2017 10:32
    а чем ведуться бортовые журналы на ПЛ? если стояла такая сырость как дождь,и в случае утопления лодки чтоб не растеклись записи?
    1. KCA 18 июня 2017 13:50
      обычный графитовый карандаш? не мёрзнет, не течёт от жары, не размывается водой
      KCA
      1. Brylevsky 15 августа 2017 06:53
        Журнал, это юридический документ. Заполнение его простым карандашом подразумевает, что запись можно стереть и написать другую. Это оставляет богатое поле для различных злоупотреблений, потому что в журнале отражается повседневная жизнь корабля, а не только боевые действия. Не знаю, как на лодке, но все вахтенные журналы на надводных кораблях заполняются обычными шариковыми ручками, все по той же причине. И только черновые журналы иногда заполняются простым карандашом, и только в том случае, если не несут юридической значимой информации. Фактически, это разного рода записные книжки. Например, ЗКШ, "записная книжка штурмана". Вся остальная "мукулатура", которая в случае ЧП изымается прокуратурой, заполняется чем угодно, но только не тем, что можно стереть.
        1. KCA 15 августа 2017 07:49
          Запись, даже сделанную карандашом, полностью удалить невозможно, даже экспертиза районного города Мухоска восстановит любую информацию в вахтенном журнале, что уж говорить о контрразведке, которая будет изучать все журналы в случае ЧП
          KCA
          1. Brylevsky 15 августа 2017 10:09
            Ну, даже не знаю, что вам на это возразить smile ...Возможно, вы правы и судебная экспертиза, действительно, сможет обнаружить затёртый текст. Как я уже говорил выше, я не знаю, чем пишутся вахтенные журналы на подводных лодках, - я там не был. На надводных кораблях, где мне приходилось бывать, вахтенные журналы писали обычными шариковыми ручками. Примерно 20 лет назад, когда я только пришел на флот (гражданский) молодым третьим помощником и потянулся к судовому журналу с карандашом в руке, старпом меня чуть не убил am laughing ...У подводных военных, вероятно, всё обстоит иначе.
            1. Bad_gr (Владимир) 15 августа 2017 18:51
              Попадалась информация (вроде бы про японцев, времена 1941-45 ) журнал заполнялся чернилами , которые морской водой смывались полностью. Делалось для того, что бы в случае попадания журнала в воду, как меньше данных досталось противнику.
              PS
              Давно об этом читал, возможно где-то ошибаюсь.
  5. Curious (Victor) 18 июня 2017 14:42
    !Корпуса, выдерживающие огромный столб воды, неспособны противостоять точечным нагрузкам".
    В силу каких-то необъяснимых факторов сайт ВО выбирает авторов уровня "Мурзилка -милитари", притом это распространяется на все рубрики, от Новостей до Истории.
    Поэтому автор и написал ерунду. Прочному корпусу подлодки льды не страшны. Они страшны для легкого корпуса подводных лодок, выполненных по двухкорпуной схеме. Конструктивное оформление легкого корпуса, оконечностей подводных лодок, надстроек и ограждений выдвижных устройств обычно рассчитывалось на волновые нагрузки при плавании на водной поверхности. Отсюда и проблеммы во льдах.
    Если кому интересно прочитать о первом переходе подводной лодки Севморпутем не в стиле "for children", ссылка
    https://gazeta-voenmeh.ru/278.
    1. водяной (Владимир) 20 июня 2017 13:45
      Летом 1977 года спасательная подводная лодка проекта 940 самостоятельно совершила переход северным морским путем из Владивостока в Полярный. И никто об этом не шумел. Все было просто и обыденно. Правда носовую оконечность перед переходом усилили ледорезом - на всякий случай.
      1. Curious (Victor) 20 июня 2017 13:53
        Согласитесь, что за 37 лет уровень знаний об условиях плавания по Севморпути несколько повысился, да и ледокольное обеспечение проводки несравнимо.
        1. водяной (Владимир) 20 июня 2017 23:04
          Не соглашусь.
  6. техник72 (техник72) 18 июня 2017 15:09
    Цитата: ЦУС-ВВС
    а чем ведуться бортовые журналы на ПЛ? если стояла такая сырость как дождь,и в случае утопления лодки чтоб не растеклись записи?

    Химическим карандашом.
  7. Anchonsha (Anchonsha) 18 июня 2017 19:44
    Молодцы и подводники, и и суда обычные, которым тоже не просто приходилось обеспечивать подлодки даже ценой своей жизни в ходе всех этих экспедиций на Дальний Восток.
  8. dgonni (Dgon) 29 апреля 2018 14:22
    У меня всё recourse ( для транспортировки было нанято специальное полупогружное судно «Трансшельф» (Нидерланды), используемое для перевозки нефтедобывающих платформ.) Дальше домысливайте сами. Это просто говорит об том что на дальнике ремонт и модернизация невозможны.
Картина дня