Подводный дождь

Освоение Севморпути изначально не подразумевало, что через льды придется проводить столь нежные создания, как подводные лодки. Корпуса, выдерживающие огромный столб воды, неспособны противостоять точечным нагрузкам, а уж как давят ледовые поля, морякам-полярникам известно отлично. Однако еще до войны был осуществлен первый удачный переход дизельной подводной лодки с Кольского полуострова во Владивосток.

20 мая 1940 года вышло постановление Комитета обороны при Совнаркоме СССР о переводе одной подводной лодки из состава Северного флота на Тихий океан. 23 мая в соответствии с приказом наркома Военно-морского флота № 00120 начала формироваться экспедиция особого назначения (ЭОН-10) по переводу в навигацию подводной лодки Щ-423 из Полярного во Владивосток Северным морским путем. 14 июня приказом наркома ВМФ № 00145 командиром ПЛ Щ-423 назначен опытный подводник капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин. К чести организаторов отметим, что лозунга «Пройти любой ценой» не было, – подразумевалось и то, что в Арктике редко все получается так, как задумано. На весь период перехода по Севморпути назначили обеспечивающее судно – транспорт «Анатолий Серов», на котором специально установили дистиллятор и станцию УКВ. В его вместительных трюмах, кроме 250 тонн экспедиционного груза, топлива, аварийно-спасательного и подрывного имущества, а также дополнительного артиллерийского боезапаса для подводной лодки, был обустроен специальный кубрик на 36 мест для отдыха подводников во время коротких стоянок или на случай вынужденной зимовки.

Подводный дождь



Лодку, помимо «Серова», на разных этапах сопровождали один-два ледокола. Как только начались льды, у подводников, кроме ожидаемых проблем при движении на самом малом ходу среди льдин, возникла неприятная ситуация с конденсатом. Из-за большой разности температур забортного и отсечного воздуха отпотевание внутри прочного корпуса оказалось таким сильным, что в отсеках оно больше походило на мелкий дождь, который шел круглые сутки.

17 октября 1940 года Щ-423 подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Золотой Рог Владивостока, пройдя за 73 суток 7227 миль (из них 682 – во льдах) через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено.

В годы войны, насколько известно, опыт трансполярного перехода серийной «щуки» использован не был, но уже в конце 40-х годов подводные лодки проводили Севморпутем караванами.

С появлением АПЛ для подводного плавания стала доступна вся акватория Северного Ледовитого океана, однако обмен лодками между Тихоокеанским и Северным флотами все равно оказался возможен лишь в ограниченные сроки – из-за мелководья в районе Берингова пролива часть пути огромного арктического перехода все равно приходится преодолевать в надводном положении. Потому можно считать уникальной экспедицию 2014 года по переброске по приказу министра обороны РФ Сергея Шойгу двух АПЛ – «Братск» и «Самара» из Авачинской губы (Камчатка) в Северодвинск. Поскольку лодки отправлялись на ремонт и глубокую модернизацию, для транспортировки было нанято специальное полупогружное судно «Трансшельф» (Нидерланды), используемое для перевозки нефтедобывающих платформ. Подлодки были погружены на борт 23 августа 2014 года. Сопровождали транспорт ледоколы «50 лет Победы» и «Вайгач». Надо сказать, что момент для проведения экспедиции выбрали удачно: ледовая обстановка оказалась благоприятной и примерно через месяц атомоходы были в пункте назначения.
Автор: Арсений Гришин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/37226


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Teberii (Андрей) 18 июня 2017 07:12
    Молодцы подводники ,опасная служба и очень трудная.
    1. Сергей 777 (Gareth Lasby) 18 июня 2017 08:27
      И на первый взгляд как будь-то не видна.
    2. сибиралт (Олег) 18 июня 2017 09:20
      Однако, без Нидерландов не обошлись.
      1. Bad_gr (Владимир) 18 июня 2017 10:13
        Цитата: сибиралт
        Однако, без Нидерландов не обошлись.

        Если мне не изменяет память, то судно, на котором перевозили лодки, бывшее наше, но было проданно в Ельценовское время, как не нужное.
        1. Котище (Владислав Котище) 18 июня 2017 13:33
          Печально, но Вы правы!
          Полупогружное судно "Трансшельф" было построено в конце 80-х в Финляндии для СССР. В 90-х продано в Нидерланды.
          Логика подсказывает, что необходимо иметь свои суда подобного класса!
        2. kig 18 июня 2017 13:35
          Если мне не изменяет память - совершенно верно. Судно строилось для СССР, и долго работало на шельфе Сахалина. В конце 90-х его сдали в аренду известной компании Dockwise, которая владеет и оперирует большим количеством подобных судов. Кажется, в 2004 его окончательно продали ей же. И, по-моему, это были уже не ельцинские годы?
          kig
        3. jonhr (jonh) 22 июня 2017 13:33
          ну уж если быть объективным то оно скорее финское
          1. Bad_gr (Владимир) 22 июня 2017 13:54
            Цитата: jonhr
            ну уж если быть объективным то оно скорее финское

            Кто его заказал и на чьи деньги строилось ?
            1. jonhr (jonh) 22 июня 2017 14:26
              ну так и голландцы его не за пряники взяли. а строили финны и значит финское. вы ведь не говорите что например купили телефон за ваши деньги и называете его вашим. он китайский
              1. Bad_gr (Владимир) 24 июня 2017 20:51
                На мой взгляд, если этот корабль был построен финами, продавался и был кем-то куплен, то значит он финский.
                Но если проект наш, построен на наши деньги, то корабль наш, где бы он не строился.
                1. jonhr (jonh) 24 июня 2017 20:57
                  могу вас успокоить. проект не ваш. Предшественником судна стал голландский корабль «Mighty Servant»
                  1. Bad_gr (Владимир) 25 июня 2017 13:18
                    Цитата: jonhr
                    могу вас успокоить. проект не ваш. Предшественником судна стал голландский корабль «Mighty Servant»

                    Понятно. Но-вашему, тот кто оплатил постройку, вроде-как, тут и не при чём.
                    1. jonhr (jonh) 25 июня 2017 17:40
                      как не при чём. это называется заказчик. сейчас другой собственник
                    2. Brylevsky 15 августа 2017 04:43
                      В коммерческом судостроении все немного не так, как вам кажется. Постарайтесь принять эту информацию без обид, а просто к вашему сведению. Автор ниже правильно упомянул такого участника сделки, как "заказчик", и это не спроста. Дело в том, что в СССР были определённые сложности с постройкой именно гражданских коммерческих судов. Это парадокс, но это факт. Некоторые типы танкеров и нефтерудовозов строили на Чёрном море (там они попадали, в основном, в Черноморское морское пароходство); там же была построена небольшая серия транспортных рефрижераторов типа "Бухта Русская" и, по крайней мере, одно судно из этой серии имеет порт приписки Владивосток; строились суда специального назначения, а так же рыбодобывающего флота, но ледоколы, транспортные рефрижераторы большого водоизмещения, плавбазы, плавзаводы (рыбоперерабатывающие, немподумайте чего другого), а так же некоторые другие типы судов строились в: ГДР, Польше, Финляндии, Японии. По опыту своей работы на некоторых из них я могу сказать, что немцы, финны и поляки строили очень, очень хорошие суда, которые до сих пор работают на флоте. Так вот, когда моряки говорят между собой о пароходах ("пароходы", это у нас такое жаргонное название), то один из первых вопросов будет: "где его построили?" - "Он финской (польской, немецкой, японской, китайской, южно-корейской и т.д.) постройки. Во Владивостоке, наверное, все ледоколы Дальневосточного морского пароходства, финской постройки, хотя на них флаг РФ и порт приписки Владивосток, но об этом никто никогда в разговорах не упоминает, как само-собой разумеющиеся. Место рождения судна, это как национальность для человека, - на всю его жизнь...
  2. Deadушка (Виталий) 18 июня 2017 10:02
    Нам бы такие суда(«Трансшельф») тоже пригодились.
    В свободно время можно было бы в аренду сдавать.
  3. Мар.Тира (Олег) 18 июня 2017 10:02
    Цитата: Сергей 777
    И на первый взгляд как будь-то не видна.

    Совсем не давно в СМИ прошла сенсационная новость.На входе в р.Обь,в Карском море,были обнаружены немецкие мины.Каким путём они туда попли.Только двумя.Подводной лодкой,или с самолётов.Но первый предпочтительней.Так что враги тогда не дремали,а сейчас тем более.
  4. ЦУС-ВВС (Валерий) 18 июня 2017 10:32
    а чем ведуться бортовые журналы на ПЛ? если стояла такая сырость как дождь,и в случае утопления лодки чтоб не растеклись записи?
    1. KCA 18 июня 2017 13:50
      обычный графитовый карандаш? не мёрзнет, не течёт от жары, не размывается водой
      KCA
      1. Brylevsky 15 августа 2017 06:53
        Журнал, это юридический документ. Заполнение его простым карандашом подразумевает, что запись можно стереть и написать другую. Это оставляет богатое поле для различных злоупотреблений, потому что в журнале отражается повседневная жизнь корабля, а не только боевые действия. Не знаю, как на лодке, но все вахтенные журналы на надводных кораблях заполняются обычными шариковыми ручками, все по той же причине. И только черновые журналы иногда заполняются простым карандашом, и только в том случае, если не несут юридической значимой информации. Фактически, это разного рода записные книжки. Например, ЗКШ, "записная книжка штурмана". Вся остальная "мукулатура", которая в случае ЧП изымается прокуратурой, заполняется чем угодно, но только не тем, что можно стереть.
        1. KCA 15 августа 2017 07:49
          Запись, даже сделанную карандашом, полностью удалить невозможно, даже экспертиза районного города Мухоска восстановит любую информацию в вахтенном журнале, что уж говорить о контрразведке, которая будет изучать все журналы в случае ЧП
          KCA
          1. Brylevsky 15 августа 2017 10:09
            Ну, даже не знаю, что вам на это возразить smile ...Возможно, вы правы и судебная экспертиза, действительно, сможет обнаружить затёртый текст. Как я уже говорил выше, я не знаю, чем пишутся вахтенные журналы на подводных лодках, - я там не был. На надводных кораблях, где мне приходилось бывать, вахтенные журналы писали обычными шариковыми ручками. Примерно 20 лет назад, когда я только пришел на флот (гражданский) молодым третьим помощником и потянулся к судовому журналу с карандашом в руке, старпом меня чуть не убил am laughing ...У подводных военных, вероятно, всё обстоит иначе.
            1. Bad_gr (Владимир) 15 августа 2017 18:51
              Попадалась информация (вроде бы про японцев, времена 1941-45 ) журнал заполнялся чернилами , которые морской водой смывались полностью. Делалось для того, что бы в случае попадания журнала в воду, как меньше данных досталось противнику.
              PS
              Давно об этом читал, возможно где-то ошибаюсь.
  5. Curious (Victor) 18 июня 2017 14:42
    !Корпуса, выдерживающие огромный столб воды, неспособны противостоять точечным нагрузкам".
    В силу каких-то необъяснимых факторов сайт ВО выбирает авторов уровня "Мурзилка -милитари", притом это распространяется на все рубрики, от Новостей до Истории.
    Поэтому автор и написал ерунду. Прочному корпусу подлодки льды не страшны. Они страшны для легкого корпуса подводных лодок, выполненных по двухкорпуной схеме. Конструктивное оформление легкого корпуса, оконечностей подводных лодок, надстроек и ограждений выдвижных устройств обычно рассчитывалось на волновые нагрузки при плавании на водной поверхности. Отсюда и проблеммы во льдах.
    Если кому интересно прочитать о первом переходе подводной лодки Севморпутем не в стиле "for children", ссылка
    https://gazeta-voenmeh.ru/278.
    1. водяной (Владимир) 20 июня 2017 13:45
      Летом 1977 года спасательная подводная лодка проекта 940 самостоятельно совершила переход северным морским путем из Владивостока в Полярный. И никто об этом не шумел. Все было просто и обыденно. Правда носовую оконечность перед переходом усилили ледорезом - на всякий случай.
      1. Curious (Victor) 20 июня 2017 13:53
        Согласитесь, что за 37 лет уровень знаний об условиях плавания по Севморпути несколько повысился, да и ледокольное обеспечение проводки несравнимо.
        1. водяной (Владимир) 20 июня 2017 23:04
          Не соглашусь.
  6. техник72 (техник72) 18 июня 2017 15:09
    Цитата: ЦУС-ВВС
    а чем ведуться бортовые журналы на ПЛ? если стояла такая сырость как дождь,и в случае утопления лодки чтоб не растеклись записи?

    Химическим карандашом.
  7. Anchonsha (Anchonsha) 18 июня 2017 19:44
    Молодцы и подводники, и и суда обычные, которым тоже не просто приходилось обеспечивать подлодки даже ценой своей жизни в ходе всех этих экспедиций на Дальний Восток.
  8. dgonni (Dgon) 29 апреля 2018 14:22
    У меня всё recourse ( для транспортировки было нанято специальное полупогружное судно «Трансшельф» (Нидерланды), используемое для перевозки нефтедобывающих платформ.) Дальше домысливайте сами. Это просто говорит об том что на дальнике ремонт и модернизация невозможны.
Картина дня