Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 7. Советский бронеавтомобиль БА-10

Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии. Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) — советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.

История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний. Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА. До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей. Из-за довольно тонкой брони — 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины. Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.

Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм. Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений. Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней — на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок — 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.


Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА

Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей. Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен.

Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА. Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.

Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни — 6 мм. Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины. Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.


Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4. Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя. За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины. Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед. Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.

Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей. Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.

В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту. Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч. Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА. Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.

Бронеавтомобили БА-10 во время парада 1 мая 1939 года на Крещатике в Киеве, фото waralbum.ru

Доступ к двигателю бронемашины с целью проведения технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, которая крепилась к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель, и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор был размещен перед двигателем, его защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм, в этом бронелисте были расположены два люка с подвижными створками, они были предназначены для регулирования притока охлажденного воздуха к двигателю и радиатору. Рычаг открывания бронезаслонок радиатора находился на месте механика-водителя. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека бронеавтомобиля способствовали также щелевые жалюзи, расположенные в бортах моторного отсека, они были прикрыты плоскими бронекоробами.

Для повышения проходимости по пересеченной местности средний бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную. На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями, на модификации БА-10М они располагались на корме. Передние колеса бронемашины прикрывали крылья обтекаемой формы, задние — широкие и плоские, они образовывали над колесами своеобразные полки, на которых размещались металлические ящики с запчастями, инструментом и иным штатным снаряжением.

В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне была установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Башня бронеавтомобиля поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора. Для поиска целей использовались перископический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопическим прицелом ТОП образца 1930 года. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. 45-мм орудие 20К было предназначено для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости ее снарядов было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин. На расстоянии 500 метров снаряд 45-мм орудия пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом.

Вестовой на мотоцикле передает сообщение экипажу советского бронеавтомобиля БА-10. Задние колеса машины "обуты" в сьемные гусеничные ленты типа «Оверолл». Карельский перешеек. Фото: waralbum.ru

На ранней модификации бронеавтомобиля под обозначением БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами мехвода и стрелка, что было далеко не оптимальным решением и серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях и положительным образом сказалось на выживаемости экипажей. В случае повреждения в бою горючее теперь выливалось наружу корпуса.

Помимо новых бензобаков, на модернизированном среднем бронеавтомобиле БА-10М была введена броневая защита пулеметной установки, расположенной в лобовом листе корпуса, был использован новый поворотный механизм башни, изменено расположение глушителя, установлен стандартный ящик для запасных радиоламп, а также новый ящик ЗИП. Инструментальный ящик размещался теперь под полом, лом убрали внутрь корпуса боевой машины, уменьшили высоту спинок сидений в башне и изменили место крепления ракетницы и аптечки, также внутри появилась сумка, предназначенная для ручных гранат. Масса бронеавтомобиля возросла при этом до 5,5 тонн, однако на динамических качествах БА-10 это почти никак не отразилось. Часть бронеавтомобилей оборудовалась радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Последняя обеспечивала дальность связи телефоном: на ходу — до 15 километров, с места — до 30 километров, телеграфом на стоянке — до 50 км. Стоит отметить, что радиофицированными было достаточно большое количество бронемашин. К примеру, в 1940 году из 987 выпущенных БА-10М 410 (41,5%) были радиофицированными.

Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД. Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.

БА-10ЖД в Верхней Пышме

В предвоенный период бронеавтомобили БА-10 стали самым массовым средним бронеавтомобилем РККА. Первоначально эти боевые машины находились на вооружении 7-й, 8-й и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей. В разведывательных подразделениях данные машины достаточно скоро вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6. Впервые данный бронеавтомобиль использовался в боевых условиях в 1939 году в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), при этом бронеавтомобиль показал, что в состоянии бороться с японскими танками. Особенно хорошо свои противотанковые свойства они раскрывали при действии из засад. В дальнейшем бронеавтомобили БА-10 использовались во всех операциях и военных конфликтах с участием Красной Армии.

Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин. Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также во время войны с Японией в августе 1945 года.

Во время первых месяцев войны было потеряно огромное количество бронеавтомобилей БА-10, при этом большое количество бронемашин было брошено частями Красной Армии при отступлении из-за поломок или отсутствия горючего. Такие машины стали трофеями вермахта. Немцы захватили более 100 средних бронеавтомобилей, которые активно использовались ими без каких-либо существенных переделок под обозначением Panzerspahwagen BA 203(r). Основная их масса использовалась в тыловых районах для поддержания порядка на оккупированных территориях и ведения противопартизанской борьбы.

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 7. Советский бронеавтомобиль БА-10

На первом этапе Великой Отечественной войны советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10. Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками. Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи. Вероятно, последние из них использовались в Великой Отечественной войне в частях 2-го Белорусского фронта, в котором на 14 апреля 1945 года числилось 17 пушечных бронеавтомобилей, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.

Тактико-технические характеристики БА-10:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4450 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2470 мм, клиренс — 230 мм.
Колесная формула — 6х4.
Боевая масса — 5,1 тонны.
Бронирование — от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость — 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 260 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
Боекомплект — 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://military-angar.ru/hists/view/39
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/ba-10.htm
http://wikiwar.ru/ussr/broneavtomobil-ba-10
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

58 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. hohol95 Онлайн
    hohol95 20 июня 2017 15:26
    +9
    "К 13 октября на заводе № 189 кончились используемые для бронировки шасси ГАЗ-ААА, хотя небольшой задел по корпусам еще имелся. Выход был найден в использовании двухосных грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5. В кратчайшие сроки на них смонтировали бронекорпуса БА-10М, и 23 октября 1941 года первые три машины на двухосных шасси передали в войска. Вот что об этом сказано в приемном акте бронеавтомобилей, подписанном военпредом завода № 189 военным инженером 2-го ранга Дебенским при передаче броневиков 12-му танковому полку:
    "Машина БА-10 линейная № 933 – 1 (опытная на базе ГАЗ-АА);
    машина БА-10 радийная № 950 – 1 (на базе ГАЗ-АА);
    машина БА-10 линейная № 3001 – 1 (на базе ЗИС-5).
    С машинами передано 3 45-мм танковых пушки, 5 7,62-мм пулеметов ДТ, 48 осколочно-фугасных, 135 бронебойных 45-мм снарядов, 2430 обычных, 1215 трассирующих, 7866 бронебойно-зажигательных 7,62-мм патронов, 60 гранат Ф-1.
    Две машины – № 950 опытная на базе ГАЗ-АА и № 3001 опытная на базе ЗИС-5 по указанию майора т. Волкова переданы батальону ижорских рабочих".

    "Последние 3 БА-10М "на двухосных шасси" (каких, в документах не сказано) были собраны в ноябре 1941 года, после чего выпуск бронемашин в Ленинграде был прекращен. Всего с момента отгрузки бронемашин только для нужд Ленинградского фронта завод № 189 передал в войска 81 БА-10М, а общее производство с 1 июля 1941 года составляет 412 бронемашин. Итого за 1938-1941 годы Ижорский завод передал на вооружение Красной Армии 3392 бронеавтомобиля БА-10.
    Летом – осенью 1942 года на заводе № 189 собрали 6-9 (по разным данным) броневиков БА-10. Но несмотря на то что эти машины значились как вновь изготовленные, на самом деле для их сборки использовались разбитые БА-10 с изготовлением недостающих деталей."
    Максим Коломиец "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг."
  2. hohol95 Онлайн
    hohol95 20 июня 2017 15:27
    +10

    Вот фото этой машины на шасси ГАЗ-АА.
  3. 52гим Офлайн
    52гим 20 июня 2017 15:42
    +1
    А ведь ГАЗ мог сделать полноприводное шасси, если бы не отношение самих газовцев. Это отлично написано как раз у Коломийца.
    1. hohol95 Онлайн
      hohol95 20 июня 2017 16:49
      +1
      ЛБ-62! НО увы....
  4. hohol95 Онлайн
    hohol95 20 июня 2017 17:02
    +3
    В 1942 году представители Швеции, начали переговоры с финами о закупке у нескольких советских бронемашин.
    26 октября был подписан контракт на поставку трех корпусов БА-10 по цене 5000 крон за каждый.
    Им были предоставлены только бронекорпуса и башни, снятые с разбитых советских машин, после чего их установили на шасси трехосного Ford и присвоили обозначение Pansarbil m/31. Соответственно были внесены конструктивные изменения. Вместо советской 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ установили шведскую Bofors калибра 20-мм, а также перископ от легкого танка Strv m/41. Все бронемашины Pansarbil m/31 F поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма, и использовались только для обучения экипажей. Как и в Финляндии шведская модификация БА-10 пошла на слом с начала 1950-х гг. Последний Pansarbil m/31 F был списан в 1955 году, так что до наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.
  5. Ken71 Офлайн
    Ken71 20 июня 2017 18:47
    +3
    Столько ресурсов на с бессмысленный агрегат. А в каких количествах.
    1. hohol95 Онлайн
      hohol95 20 июня 2017 21:38
      +5
      Обоснуйте пожалуйста своё мнение - О БЕССМЫСЛЕННОСТИ БА-10 !
      1. Ken71 Офлайн
        Ken71 20 июня 2017 21:45
        +9
        Обосновываю. Это 3000 грузовиков которые армия не получила. Это 3000 пушек которые не получили батареи ПТО. Это тонны брони потраченные зря. Получен странный агрегат привязанный к дорогам неспособный замаскироваться ипричинить вред и отличная мишень для кого угодно.
  6. серж сибиряк 20 июня 2017 18:49
    +3
    Браво!Автору большое спасибо за статью.Очень интересно и весьма познавательно.Весьма!Такие машины только в кинофильмах и документальной хроники и видел.А про ж\д вариант даже и не подозревал.Благодарю.
  7. Дирижер Онлайн
    Дирижер 20 июня 2017 19:32
    +1
    Автору большое спасибо.
  8. ротмистр Офлайн
    ротмистр 20 июня 2017 19:56
    +1
    За статью спасибо.
  9. CastroRuiz Офлайн
    CastroRuiz 20 июня 2017 20:12
    +2
    "Mogli borotsa dazhe s germanskimi tankami".
    Tolko vozmozhno s Pzwg II i Pzwg III 1. vipuska mogla borotsa eta "shaytan-arba".
    1. hohol95 Онлайн
      hohol95 20 июня 2017 21:46
      +6
      Эта ШАЙТАН-АРБА могла и Pz.IV подбить! Да и ВАШИ Pz.35(t), Pz.38(t) были позубам сорокопятке БА-3/6/10! А уж бронемашину OA vz.30 пробивали бы из своей сорокопятки насквозь!
      1. Ken71 Офлайн
        Ken71 20 июня 2017 22:06
        +2
        Не могла она ничего подбить. Даже Pz 2 мог сделать из нее решето на любой дистанции. С таким движком эту телегу не загнать ни в одни кустики а на ровном месте это сидячая утка.
        1. hohol95 Онлайн
          hohol95 20 июня 2017 22:26
          +1
          Приведите пример более сильно вооружённого бронеавтомобиля на 1941 год!
          1. Ken71 Офлайн
            Ken71 21 июня 2017 06:37
            +1
            Сам броне автомобиль порочен своей привязкой к дорогам размерами и компоновкой. Думали что будет как дешевый танк.
        2. hohol95 Онлайн
          hohol95 20 июня 2017 22:35
          +11
          Хорошо, что Ваши размышления были не знакомы старшему лейтенанту Суровцеву.
          Он бы тогда побоялся бы 22 июня 1941 года взводом из 6 БА-10 расстрелять из засады 6 германских танков!
          И ОТТО КАРИУС был бы сильно удивлён Вашим словам!
          Ведь его танк Pz.38(t) 8 июля 1941 года на берегу реки Двины подбила именно сорокопятка! Радисту оторвало левую руку! Кариус лишился нескольких зубов!
          А Вы говорите - НИЧЕГО ПОДБИТЬ НЕ МОГЛИ!
          1. Сергей-8848 Офлайн
            Сергей-8848 20 июня 2017 22:43
            +3
            Вряд ли любой самонахваленный фашистский крендель из гитлеровских панцервойск достоин ПРОПИСНЫХ букв, применённых в Вашем комментарии (при всём уважении к исторической правдивости).
            1. hohol95 Онлайн
              hohol95 20 июня 2017 22:54
              +2
              Изменить уже не могу! А то, что прибрехнуть он был недурён - так это ТАК! Особенно под конец войны!
          2. Ken71 Офлайн
            Ken71 21 июня 2017 06:48
            0
            Первый эпичный бой известен лишь со слов нашей стороны. Причем немцы судя по этому описанию вели себя как клинические . По второму вообще не нашел кто его подбил.
            1. hohol95 Онлайн
              hohol95 21 июня 2017 07:56
              +1
              Подбили танк Кариуса из 45 мм пушки 53К! Танковая версия 20К устанавливалась на танки и бронеавтомобили. Если бы это было бы орудие калибром 76 мм и более то Отто наверное не отделался бы только выбитыми зубами!
              1. Ken71 Офлайн
                Ken71 21 июня 2017 08:16
                +1
                А могли побить из птр. Или гранатой. Или еще как. И в говорим не за пушку а за грузовик обшитый броней с пушкой. Менее ценный чем все это по отдельности.
                1. hohol95 Онлайн
                  hohol95 21 июня 2017 09:13
                  +4
                  ПТР в РККА лета-осени 1941 года не было! Кариус сам описал, что в них попали из орудия! Орудие 53К и орудие 20К идентичны баллистикой и боеприпасами, а значит и бронепробиваемостью!
                  И не в обиду приведу Вам слова М. Н. Свирина -
                  "Сегодня многие любители истории бронетанковых войск недоумевают, почему фашистская Германия рачительно использовала свои небогатые запасы танковых шасси, превращая даже малосерийные легкие и трофейные машины в САУ, тогда как СССР, обладавший тысячами слабых и устаревших морально и физически танков Т-26 и БТ «не почесался» переделать их в более мощные САУ, пригодные для борьбы со всеми немецкими танками?
                  Ответ на сей вопрос и сложен, и прост. Сложен потому, что рассуждающие таким образом отличаются, как правило, абсолютизацией своего собственного я. Они чаще всего лучше других знают, как надо было поступить когда-то тому или иному ответственному лицу, но при этом совершенно незнакомы с положением дел, что сложилось в рассматриваемое время, и совершенные профаны в конкретике."
                  1. Ken71 Офлайн
                    Ken71 21 июня 2017 09:35
                    0
                    Со Свириным мне приходилось переписываться и я большой поклонник его творчества. Но в данном случае го хамская цитата из самой неудачной книги говорит лишь за то что он сам не смог найти рациональный ответ на этот вопрос. Хотя по моему ответ в компоновке советских легких танков которые не позволяли без полной переработки делать сау. Яркие примеры это типа су100. Но для т26 и БТ такой вариант бы не прошел.
                    1. hohol95 Онлайн
                      hohol95 21 июня 2017 09:52
                      +4
                      А может быть военные сами блуждали в "лесу своих желаний" и сбивали с верного пути конструкторов!
                      На ёлку залезть и не поцарапаться...
                      А во время войны в Ленинграде взяли Т-26-е и соорудили простую самоходку

                      Просто, сердито, но вполне пригодно для боёв!
                    2. hohol95 Онлайн
                      hohol95 21 июня 2017 09:57
                      +3
                      А по использованию танков серии БТ вполне подошёл хотя бы японский вариант САУ ХО-НИ!

                      Но это всё домыслы и мысли потомков! Мы с Вами НЕ ЖИЛИ в то ВРЕМЯ!
                      1. Ken71 Офлайн
                        Ken71 21 июня 2017 10:02
                        0
                        Полностью согласен. Приятно было пообщаться. Но надо работать
                  2. Ken71 Офлайн
                    Ken71 21 июня 2017 09:40
                    0
                    Еще раз. Не важно из чего попали . Важно что сам БА не подходил для борьбы с танками по всем параметрам. Везде застревающий и плохо бронированный он мог принести пользу при большой удаче.
                    1. hohol95 Онлайн
                      hohol95 21 июня 2017 10:11
                      +7
                      Так никто и не утверждает, что БА были средством борьбы с танками!
                      Задачи бронеавтомобилей - связь, разведка, охранение! Всё! А то,что их кидали в атаки на орудия ПТО - претензии к командирам растерявшим танки. Хотя у них порой под рукой были только БА!
                      Пример применения 1-го отдельного автобронебатальона Ленинградскиго фронта -
                      4 февраля 1943 года 1-й бронебатальон получил задачу поддержать 63-ю гвардейскую стрелковую дивизию 55-й армии и очистить от противника поселок Красный Бор. Батальон прибыл к месту предстоящих боев 6 февраля и до 11 февраля вел разведку и готовился к наступлению. Для опознавания машин своей пехотой их башни "окрасили в красный цвет, на правой стороне и задней части надписывались номера с 601 до 623".
                      11 февраля БА-10, действуя методом подвижных засад, огнем поддерживали наступление 269 и 270-го стрелковых полков вдоль Московского шоссе на Красный Бор. А на следующий день весь батальон участвовал в отражении немецкой контратаки, а затем, преследуя отходящего противника, ворвался на южную и юго-западную окраины поселка.
                      В ходе двухдневных боев 1-й оабб потерял 8 человек убитыми (в том числе командир 1-й роты старший лейтенант Колбасов), 20 ранеными (в том числе командир 2-й роты лейтенант Мамич), 5 БА-10 сгорело, 2 было подбито, но после восстановлено. В бою за Красный Бор бронемашины уничтожили 8 противотанковых и 1 зенитное орудие, минометную батарею, 8 пулеметных точек и 148 солдат и офицеров противника. 13 февраля батальон вывели в тыл для приведения в порядок.
                      12-13 марта 1943 года на пополнение 1-го оабб поступило 6 БА-10 из состава 14-го укрепрайона и 23-й армии, а 15 марта батальон получил задачу – "выйти в прорыв северо-западнее Красного Бора на Саблино, на больших скоростях овладеть Саблино, перерезать Минскую железную дорогу и удерживать рубеж до подхода 123-й стрелковой дивизии".
                      Атака началась в 13.00 19 марта 1943 года, но из-за сильного огня пробиться к Саблино броневики не смогли и, потеряв 3 БА-10 подбитыми, отошли на исходные позиции. А так как действовавшие впереди части Красной Армии успеха не имели, батальон вывели в тыл. До конца марта машины батальона использовались для связи в составе нескольких стрелковых дивизий, а затем 1-й оабб перебросили в Колпино, а затем в Б. Шемиловку, на окраину Ленинграда. Вплоть до января 1944 года батальон в боях не участвовал, его машины использовались для службы связи и охраны западного побережья Ладожского озера совместно со 104-м пограничным полком войск НКВД.
                      24 января 1944 года 1-й оабб поступил в распоряжение 67-й армии с задачей – поддержать части 56-й стрелковой дивизии при атаке поселка Ново-Лисино.
                      26 января 2-я рота батальона после артподготовки при поддержке пехоты овладела Ново-Лисином и, преследуя отходящего противника, с боем взяла поселок Логи, который удерживала в течение 4 часов, до поддержки стрелковых частей. В ходе боя рота потеряла 7 человек убитыми, 5 ранеными, 3 БА-10 сгоревшими и 1 подбитым.
                      На следующий день 1 и 3-я роты бронебатальона (всего 12 БА-10), имея на бронемашинах 7-8 автоматчиков, атаковали противника в районе поселка Зайцево, но после упорного боя из-за сильного артиллерийского огня и минных полей броневики отошли на исходные позиции. Потери составили 6 убитыми, 14 ранеными, 3 машины сгорело и 1 подбита. В ходе двухдневных боев 1-й бронебатальон своим огнем уничтожил один немецкий танк и захватил 6 75-м и 3 37-мм противотанковых орудия в полной исправности.
                      2 февраля 1944 года 1-й оабб придали 220-й танковой бригаде, с которой он действовал на направлении Гдов – Псков, а также проводил разведку ледовых путей по Псковскому озеру. В это же время на пополнение прибыло 2 БА-10.
                      3 апреля 1944 года в 1.40 1-й отдельный автобронебатальон атаковал деревни Яваново и Павлово и после ожесточенного боя занял их, разгромив до двух рот пехоты с противотанковыми орудиями. Заняв огневые позиции, броневики удержали занятый рубеж до подхода своей пехоты, но предпринятая после этого попытка атаковать немецкие позиции за деревнями Явново и Павлово успеха не имела. Машины попали под артиллерийский огонь в лоб и с флангов и вскоре все были уничтожены. Уцелели только 3 БА-10 1-го взвода 3-й роты, которые курсировали по дороге Олешино – Явново, поддерживая атаку огнем. В 6.30, подобрав всех раненых, взвод отошел в Олешно. В ходе этого боя 1-й оабб понес огромные потери – 15 человек было убито, 22 ранены и 18 пропали без вести, сгорело 15 БА-10. После этого в составе батальона осталось всего 3 бронемашины, его вывели во второй эшелон, и он больше не участвовал в боях.
                      Нехватка танков на Ленинградском фронте вынуждала применять БА для поддержки пехоты!
            2. hohol95 Онлайн
              hohol95 21 июня 2017 08:35
              +1
              Так и бой 22 июля 1944 года в котором Кариус сотоварищами из своей роты уничтожил 17 ИС-2 и 5 Т-34, а затем из засады ещё 28 танков неустановленных моделей известен только с его слов!
              На деле по донесения же других немецких командиров было уничтожено 17 Т-34 и 6 ИС-2 при этом 6 Т-34 уничтожены другой ротой тигров до подхода роты Кариуса.
              И еще одна деталь — в отчете ни слова не говориться об уничтожении 2-й ротой вечером 22 июля еще 28 советских танков! Речь идет только о том, что в ночь на 23 июля 2-я рота вместе с незначительными силами пехоты (о ней в воспоминаниях Кариуса не говорится ни слова) удерживала деревню Барсуки, отбивая атаки танков и пехоты противника. Далее следует упоминание о том, что «в течение ночи были подбиты вражеские танки». Какие и сколько — ни слова, но по итогам за день в отчете идет речь лишь о двух советских танках подбитых 23 июля. В 4.30 утра 23 июля 2-я рота оставила Барсуки и отошла на новый рубеж, а в конце дня сосредоточилась в Кривани.
              По отчётам советской стороны потеряно было - девять Т-34–85 и пять ИС-2!
              И никаких дополнительных "левых" 28 штук уничтоженных танков!!!
              1. Ken71 Офлайн
                Ken71 21 июня 2017 09:45
                0
                Между потеряно и подбито очень большая разница
        3. Фидель Офлайн
          Фидель 23 декабря 2017 22:43
          0
          Pz 2 мог только тихо умереть в тех самых кустах. Очень интересно как бы работала его 20-ти миллиметровая пушка "на любой дистанции")) Про джоули, калибры, заряд, соотношение калибра и доставляемой мощности, а также прочими не существенными мелочами не буду Вас утомлять))
  10. Грац Офлайн
    Грац 20 июня 2017 20:22
    0
    Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин.
    ________________________________
    странно неужто действительно столько было что то сомнения берут, что никто не догадался бтр то тогда в таких кол-вах наделать
    1. Ken71 Офлайн
      Ken71 20 июня 2017 22:06
      +2
      Это не БТР. От слова совсем
      1. Грац Офлайн
        Грац 20 июня 2017 22:50
        0
        я к тому что если наклепали столько довольно бестолковых машин почему бтр то не доперли в таких кол-х сделать
        1. hohol95 Онлайн
          hohol95 20 июня 2017 23:08
          0
          А вы бы на месте Тухачевского или помощника начальника УММ (управление механизации и моторизации) РККА Бокиса в 1932 году, что решили бы?
          Прародитель советских БА-3/6/10 был БАИ принятый на вооружение в 1932 году!
          Вы знакомы с производственными мощностями! С наличием парка станков и колличеством квалифицированных рабочих на заводах с 1927 (год принятия на вооружение первого советского (бронеавтомобиля БА-27) по 1941 годы ! Поделитесь с нами "лапотниками" идеями и мыслями!
          1. Ken71 Офлайн
            Ken71 21 июня 2017 08:37
            0
            БТР послевоенные это тот же бронированный грузовик. То есть БА могли бы быть заменены.
            1. hohol95 Онлайн
              hohol95 21 июня 2017 08:53
              0
              Замах у Вас на РУБЛЬ, а ответ на КОПЕЙКУ! hi
              1. Ken71 Офлайн
                Ken71 21 июня 2017 09:27
                +2
                Замах был не мой. По вопросу БТР. Еще раз. Технологическом БА 10 не проще БТР на базе грузовиков. То есть вполне было можно заменить 3000 броневиков на БТР и плюс получить сотни противотанковых батарей. Принесло бы больше пользы.
                1. hohol95 Онлайн
                  hohol95 21 июня 2017 09:33
                  0
                  Как ЖАЛЬ, что Вы не были на месте Бокиса, Тухачевского, Павлова, Кулика, Халепского и других. Под вашим чутким руководством в СССР к 1941 году уже бы соорудили бы ракету для освоения ЛУНЫ!
                  1. Ken71 Офлайн
                    Ken71 21 июня 2017 09:50
                    0
                    Как жаль что перечислены вами товарищи оказались не на высоте своего положения. Хотя конечно история не изменится но обсуждать ошибки мы можем. А что касается БА то применение его в предвоенных конфликтах позволяло сделать выводы.
                    1. hohol95 Онлайн
                      hohol95 21 июня 2017 10:17
                      0
                      Оценивая роль мотоброневых бригад в ходе конфликта у реки Халхин-гол, Маршал Советского Союза Кулик в своем докладе 24 июля 1939 года наркому обороны сообщал: "7, 8 и 9-я бронебригады – по существу бронированная кавалерия, более подходящая для охраны границ и внутреннего порядка, пехотный бой вести не умеют. Однако сыграли большую роль в первый период боевых действий, но понесли большие потери".
                      1. moskowit Офлайн
                        moskowit 21 июня 2017 16:09
                        +1
                        Цитата: hohol95
                        Маршал Советского Союза Кулик в своем докладе 24 июля 1939 года наркому обороны сообщал: ".

                        Григорий Иванович на время доклада носил звание "командарм 1-го ранга". Маршалом Советского Союза Кулик стал 7-го мая 1940 года...
                  2. CTABEP Офлайн
                    CTABEP 26 июня 2017 20:43
                    0
                    Как жаль, что в ответ на аргументированные посты, вы пишите чушь. Война показала порочность идеи пушечных БА, иначе бы их продолжали клепать и в 1941-1945 годах. А так армия, и так плохо механизированная осталась без грузовиков (это, на минуточку, автомобилей по штату на 7 дивизий), легких противотанковых пушек, которые так же были нужны (иначе бы их не делали всю войну) и пулеметов. Не говоря уже о затратах трудоресурсов на изготовление БА и затратах броневой стали. Понятное дело, лучше иметь бронеавтомобиль с 45-мм пушкой (да даже с одним пулеметом), чем ничего, и ими воевали, иногда даже неплохо. Но война показала порочность самой идеи, а вы тут с пеной у рта доказываете обратное.
                    PS а недостаток БТРов в РККА, точнее их почти полное отсутствие, было одной из серьезных проблем. Но до войну не туда смотрели, а по ходу войны было уже не до того.
                    1. hohol95 Онлайн
                      hohol95 26 июня 2017 22:36
                      +1
                      Отвечу на Ваш взгляд не аргументированным вопросом персонажа из фильма "КРАСНАЯ ЖАРА" - КАКИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА???
                      Война не доказала порочность бронеавтомобиля (пример ЮАР), а слабость машин созданных на шасси простых коммерческих грузовиков и легковых автомобилей!
  11. faiver Онлайн
    faiver 21 июня 2017 06:26
    0
    Зря тут некоторые хаят данную машину, на начальном этапе войны БА-10 соответствовал, но жаль что наши не догадались все таки вместо него сделать зентный БА калибром 20-37мм, ну правда на тот момент еще ни кого не было ЗСУ
    1. Ken71 Офлайн
      Ken71 21 июня 2017 07:36
      0
      То что БА устарели было очевидно еще в войне с японцами. Но продолжали клепать. Как бипланы. Могут принести пользу если очень повезет.
    2. hohol95 Онлайн
      hohol95 21 июня 2017 08:01
      +2
      Вы не правы -были только в различных исполнениях,

      У нас были только счетверёнки на шасси простых грузовиков, немцы ставили 20 мм на шасси Pz.I и шасси своих полугусеничных транспортёров.
      1. faiver Онлайн
        faiver 21 июня 2017 08:53
        0
        я говорю о полноценных зсу а не о эрзац установках и 42ой год это уже как бы не начало войны...
        1. hohol95 Онлайн
          hohol95 21 июня 2017 08:57
          +1
          ГУГЛ вам в помощь -
          Таким образом, произведенный серией в количестве 24 единиц, Flakpanzer I стал первым зенитным танком вермахта. Все машины поступили на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614). Батальон был сформирован в Апьтварпе (Altwarp), в одном из центров формирования подразделений ПВО сухопутных войск, в районе Штеттина. В период переделки боевой машины велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей. Как моторизованное подразделение батальон располагал довольно разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин.
          В конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал через Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, в Румынию в район Ясс. Оттуда начался "долгий марш" - по меньшей мере 600 км - в предполагаемый район боевых действий на южном участке Восточного фронта.
    3. hohol95 Онлайн
      hohol95 21 июня 2017 08:09
      +3

      Вот счетверёнка в кузове ГАЗ-60.
  12. hohol95 Онлайн
    hohol95 21 июня 2017 10:13
    0
    Ken71,
    drinks hi Удачи в работе!
  13. hohol95 Онлайн
    hohol95 21 июня 2017 11:08
    +2

    Во ещё фото машины на базе БА-10 с ликвидированным боевым отделением!
    Фото подписано, как "БА-10 аэростатный".
  14. Комментарий был удален.
  15. hohol95 Онлайн
    hohol95 21 июня 2017 16:38
    0
    moskowit,
    Фраза взята из книги Коломийца М. В. Знать он "косинул" немного!
  16. Bersaglieri Офлайн
    Bersaglieri 21 июня 2017 18:52
    0
    Главные проблемы всех довоенных БА: слабый двигатель и отсутствие полного привода. Ну и непонимание командованием их тактической "ниши" (разведка , охрана)
    .
    1. maximghost Офлайн
      maximghost 21 июня 2017 22:53
      +5
      Дело скорее не в непонимании, а в том, что дыры надо было затыкать хоть чем то.
      1. Bersaglieri Офлайн
        Bersaglieri 9 июля 2017 12:42
        0
        Cогласен. Как и "эрзац-танки" на автоагрегатах, Т-60 и Т-70
  17. А1845 Офлайн
    А1845 23 июня 2017 10:26
    +1
    Автору спасибо, отличная статья.
    А машина интересная, едва ли можно было что-то более серьезное сделать на базе обычного народнохозяйственного грузовика.