Вертолет? Экраноплан!

9


Ровно 95 лет назад, 17 июня 1922 года впервые поднялся в воздух оригинальный летательный аппарат, спроектированный американским изобретателем Генри Берлинером. Он представлял собой слегка переделанный фюзеляж от истребителя "Ньюпор-23", к которому вместо бипланной коробки крепилась поперечная балка, а к ней - два несущих винта противоположного вращения диаметром по 4,5 метра. Винты через систему валов и шестеренчатых редукторов вращал английский звездообразный мотор "Бентли" мощностью 220 л.с.



На фюзеляже, перед хвостовым оперением был установлен еще один маленький горизонтальный винт, который служил для управления по тангажу в режиме висения и полета на малых скоростях, а на концах балки - по три продольные аэродинамические поверхности, поворачивая которые пилот должен был управлять креном. Для разворотов и изменения высоты в движении предназначались обычные самолетные рули.

На испытаниях аппарат смог взлететь и устойчиво держаться в воздухе, но достигнутая им высота не превышала трех метров. Подъем осуществлялся за счет эффекта "воздушной подушки". Берлинер назвал свое изобретение геликоптером, то есть - вертолетом, но, по сути, это был экраноплан. Возможностями вертолета он не обладал.

На следующий год был построен второй образец, снабженный трипланными несущими поверхностями, которые должны были помогать винтам поддерживать машину в полете. Для него Берлинер придумал название "геликоплан". Однако "геликоплан" тоже не смог высоко подняться над землей.

Наконец, в 1924 году появилась третья модификация с широкими бипланнными крыльями и большими концевыми элеронами. Этот аппарат достиг наибольшей из всех трех образцов высоты - аж целых четыре с половиной метра и скорости - 65 километров в час. Но он не мог взлетать вертикально, а только с короткого разбега.

В том же году Берлинер продемонстрировал свою летающую машину американским военным, попросив у них денег на продолжение опытов. Однако их не впечатлили бреющие полеты "геликоплана" и в финансировании было отказано. Берлинер прожил долгую жизнь и умер в 1970 году, но проектировать вертолеты больше не пытался.

На заставке один из первых подъемов "геликоптера" летом 1922 года. Видно, что левые управляющие поверхности отклонены вправо для парирования крена.



При взгляде на эту фотографию может создаться впечатление, будто "геликоптер" Берлинера очень лихо набирает высоту, но он всего лишь висит в воздухе с опущенным хвостом.



В ходе испытаний машину слегка переделали, в частности, увеличив площадь руля направления.



Вторая машина Берлинера - "геликоплан-триплан".



Генри Берлинер (в центре) и двое механиков на фоне его третьего изделия - "геликоплана-биплана".



Та же машина целиком. Хорошо видны большие элероны на концах нижнего крыла.



"Геликоплан-биплан" в полете на почти предельной высоте.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 июня 2017 09:08
    Ещё немного, и получился-бы конвертоплан crying
    1. 0
      30 июня 2017 09:27
      winked А почему Вы предлагаете в качестве конвертоплана макет, который так "им " и остался? Пирожков взялся, - а вот осилить такой тип техники, ему явно не дано wink и аэродинамика "хромает", и конструктивчик - явно не переосмыслен! lol
      У если представлять, то хошабы уж это чё-ли...
      1. +6
        30 июня 2017 10:16
        ...Макет- потому, что такой-же бестолковый как и пердолёт Берлинера hi
        1. 0
          30 июня 2017 10:40
          ...а нормально летающие конвертопланы, за сравнения брать - "не судьба!" bully ??? hi
          Напр., отетя:
          1. +5
            30 июня 2017 10:49
            [quote=SVVP]"не судьба![/quote]][/quote]
        2. 0
          30 июня 2017 10:56
          wink ...у вас по обеим мается представления? belay Или только передположения??? lol
        3. AUL
          0
          6 июля 2017 13:24
          .Макет- потому, что такой-же бестолковый как и пердолёт Берлинера
          Не будь такого "пердолета", как и самолета Можайского(так и не полетевшего) - не было бы сейчас ни "Черной акулы", ни Ту-160... Много чего бы не было! Так что умерьте свое высокомерие, и лицо попроще, плиз!
  2. 0
    24 июня 2017 22:38
    Создается впечатление, что Сикорский, Камов,Миль за этим всем наблюдали.. smile когда за леденцами в лавку бегали .
    Автору Виват !
  3. 0
    25 марта 2018 10:39
    Похоже, эта штука называется "автожир"

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»