Вертолет? Экраноплан!



Ровно 95 лет назад, 17 июня 1922 года впервые поднялся в воздух оригинальный летательный аппарат, спроектированный американским изобретателем Генри Берлинером. Он представлял собой слегка переделанный фюзеляж от истребителя "Ньюпор-23", к которому вместо бипланной коробки крепилась поперечная балка, а к ней - два несущих винта противоположного вращения диаметром по 4,5 метра. Винты через систему валов и шестеренчатых редукторов вращал английский звездообразный мотор "Бентли" мощностью 220 л.с.

На фюзеляже, перед хвостовым оперением был установлен еще один маленький горизонтальный винт, который служил для управления по тангажу в режиме висения и полета на малых скоростях, а на концах балки - по три продольные аэродинамические поверхности, поворачивая которые пилот должен был управлять креном. Для разворотов и изменения высоты в движении предназначались обычные самолетные рули.


На испытаниях аппарат смог взлететь и устойчиво держаться в воздухе, но достигнутая им высота не превышала трех метров. Подъем осуществлялся за счет эффекта "воздушной подушки". Берлинер назвал свое изобретение геликоптером, то есть - вертолетом, но, по сути, это был экраноплан. Возможностями вертолета он не обладал.

На следующий год был построен второй образец, снабженный трипланными несущими поверхностями, которые должны были помогать винтам поддерживать машину в полете. Для него Берлинер придумал название "геликоплан". Однако "геликоплан" тоже не смог высоко подняться над землей.

Наконец, в 1924 году появилась третья модификация с широкими бипланнными крыльями и большими концевыми элеронами. Этот аппарат достиг наибольшей из всех трех образцов высоты - аж целых четыре с половиной метра и скорости - 65 километров в час. Но он не мог взлетать вертикально, а только с короткого разбега.

В том же году Берлинер продемонстрировал свою летающую машину американским военным, попросив у них денег на продолжение опытов. Однако их не впечатлили бреющие полеты "геликоплана" и в финансировании было отказано. Берлинер прожил долгую жизнь и умер в 1970 году, но проектировать вертолеты больше не пытался.

На заставке один из первых подъемов "геликоптера" летом 1922 года. Видно, что левые управляющие поверхности отклонены вправо для парирования крена.



При взгляде на эту фотографию может создаться впечатление, будто "геликоптер" Берлинера очень лихо набирает высоту, но он всего лишь висит в воздухе с опущенным хвостом.



В ходе испытаний машину слегка переделали, в частности, увеличив площадь руля направления.



Вторая машина Берлинера - "геликоплан-триплан".



Генри Берлинер (в центре) и двое механиков на фоне его третьего изделия - "геликоплана-биплана".



Та же машина целиком. Хорошо видны большие элероны на концах нижнего крыла.



"Геликоплан-биплан" в полете на почти предельной высоте.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/637511.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. san4es 24 июня 2017 09:08
    Ещё немного, и получился-бы конвертоплан crying
    1. SVVP (Андрей) 30 июня 2017 09:27
      winked А почему Вы предлагаете в качестве конвертоплана макет, который так "им " и остался? Пирожков взялся, - а вот осилить такой тип техники, ему явно не дано wink и аэродинамика "хромает", и конструктивчик - явно не переосмыслен! lol
      У если представлять, то хошабы уж это чё-ли...
      1. san4es 30 июня 2017 10:16
        ...Макет- потому, что такой-же бестолковый как и пердолёт Берлинера hi
        1. SVVP (Андрей) 30 июня 2017 10:40
          ...а нормально летающие конвертопланы, за сравнения брать - "не судьба!" bully ??? hi
          Напр., отетя:
          1. san4es 30 июня 2017 10:49
            [quote=SVVP]"не судьба![/quote]][/quote]
        2. SVVP (Андрей) 30 июня 2017 10:56
          wink ...у вас по обеим мается представления? belay Или только передположения??? lol
        3. AUL (Александр) 6 июля 2017 13:24
          .Макет- потому, что такой-же бестолковый как и пердолёт Берлинера
          Не будь такого "пердолета", как и самолета Можайского(так и не полетевшего) - не было бы сейчас ни "Черной акулы", ни Ту-160... Много чего бы не было! Так что умерьте свое высокомерие, и лицо попроще, плиз!
          AUL
  2. Баракуда (Валерий) 24 июня 2017 22:38
    Создается впечатление, что Сикорский, Камов,Миль за этим всем наблюдали.. smile когда за леденцами в лавку бегали .
    Автору Виват !
  3. НэТ (Сергей) 25 марта 2018 10:39
    Похоже, эта штука называется "автожир"
Картина дня