Цусима 2.0, или Как «реформаторы» флот громили

27
Цусима 2.0, или Как «реформаторы» флот громили

Недостроенный «Варяг» рядом с «Адмиралом Кузнецовым» 1991 г. Фото с сайта defensesitrep.tumblr.com

В наши дни вид дымящего авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» вызывает смех не только у натовских адмиралов, но и у многих доморощенных «европейцев», не упускающих случая посмеяться над «ватой». Тем более, что за последние годы число тех, кто свою Родину презрительно именует «эта страна», заметно выросло, особенно после известных событий на Украине.
К сожалению, «европейцам» невдомек, что российский ВМФ выглядел бы совсем иначе, если бы не разгром начала девяностых, учиненный пришедшими к власти «эффективными менеджерами» горбачевско-ельцинского призыва. Которые за последующие четверть века продемонстрировали лишь два умения – воровать в космических масштабах да пускать по ветру все достижения предыдущей эпохи.



Само собой разумеется, всё то, что было до них, они называют «совковым Мордором», поливают помоями и взращивают на этих помоях все новые и новые поколения россиян. Маскируя таким нехитрым образом свою воровскую суть.

Однако, маскируйся не маскируйся, но некоторые поступки «реформаторов» до сих пор хорошо известны и не забыты. И свидетели живы, которые могут рассказать много чего интересного о начале лихих девяностых. В том числе и о том, как «реформаторы» расправились с военно-морским флотом. Да и не с ним одним.

Но вернемся к дымящему авианосцу «Адмирал Кузнецов». Если бы в середине восьмидесятых пост Генерального секретаря КПСС занял не будущий рекламщик американской пиццы и по совместительству «лучший немец» М. Горбачев, а кто-то другой, то в проливе Ла-Манш и в Средиземном море плавали бы совсем другие корабли. Которые точно не дымили бы так, как «Кузнецов». По той простой причине, что дымить им попросту нечем.

Как известно, ядерная силовая установка не дымит, а у преемника «Кузнецова» - авианосца «Ульяновск» - как раз и предусматривалась ядерная силовая установка. Этот корабль проекта 1143.7 выводил наш флот на качественно иной уровень, позволяющий почти на равных конкурировать с американским флотом. Разумеется, отечественные авианосцы не строились бы в таких количествах, как американские, тем более что этого не предусматривала наша оборонная доктрина, но качественно авианосцы проекта 1143.7 ничем не уступали американским.

Более того, по некоторым показателям превосходили. Например, по ударному ракетному вооружению и сверхзвуковым истребителям вертикального взлета и посадки Як-141, аналог которых – F-35B – появился у американцев только сейчас. Но к огромному облегчению американцев, горбачевско-ельцинские «эффективные менеджеры» умудрились потопить «Ульяновск» на суше, а Як-141 сбить на взлете. Попутно прихлопнув и наш палубный АВАКС Як-44.

Разработка «Ульяновска» началась в 1984 году, и через четыре года – в ноябре 1988 года - корабль был заложен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Стоит обратить особое внимание на сроки проектирования сложнейшего корабля, которое заняло меньше времени, чем сейчас тратится на разработку легкового автомобиля. Вот так работали «отсталые» советские инженеры, прекрасно обходясь без компьютерного моделирования и создавая уникальные, сложнейшие корабли в кратчайшие сроки. Ну чем не повод презрительно посмеяться над убогой и бездарной «ватой»?

В строй авианосец должен был вступить в 1995 году, но так получилось, что уже к концу 1992 года от корабля остались одни воспоминания. Хотя к середине 1991 года его готовность составляла 18,3%. Его судьбу, впрочем, как и судьбу страны, определили три перебравших нарзана персонажа, к несчастью представлявших РСФСР, УССР и БССР. Которые в Беловежской пуще подмахнули одну бумажку, после чего отрапортовали о проделанной работе американскому президенту.

Вот и получилось, что вместо запланированных к постройке четырех атомных океанских исполинов уже 5 февраля 1992 года началась разборка недостроенного «Ульяновска» силами все тех же рабочих николаевского Черноморского судостроительного завода, которые всего несколько месяцев назад строили корабль. Правда, строили его советские рабочие, а разбирали уже украинские. Причем разбирали так стремительно, что уже 29 октября освободили стапель.

Самое интересно, что тогда мало кто из них понимал, что они ликвидируют не только корабль, но и свое будущее и будущее своего завода. Вскоре из сорокатысячного коллектива завода 90% персонала будет сокращено, сам Черноморский судостроительный завод по-обезьяньи переиначат в «Смарт Мэритайм», и завод, некогда строивший крейсера, линкоры и атомные авианосцы, будет сдавать свою территорию под офисы и склады и радоваться любому, самому паршивому заказу. Например, установить пару заплаток на импортный сухогруз или придать божеский вид обноскам украинского ВМФ.

В общем, Украине тоже стоит сказать большое спасибо своим «эффективным менеджерам», которые её грабили и разоряли ничуть не меньше, чем их российские подельники. Достаточно вспомнить судьбу недостроенного родного брата «Адмирала Кузнецова» - авианосца «Варяг». Едва только Украина оформила на него права после уничтожения СССР, так сразу же выставила его на продажу. Покупатель в лице китайских бизнесменов, обещавших превратить корабль в плавучее казино, нашелся достаточно быстро и вскоре «Варяг» потащили на буксире в Желтое море.

Причем украинские «эффективные менеджеры» умудрились продать «Варяг» по цене металлолома, несмотря на то, что авианосец был готов на 67%. Разумеется, китайцы были не настолько тупыми, чтобы превращать современный боевой корабль в казино. Они его достроили, заодно освоив многие премудрости такого непростого дела, как строительство авианосцев, и в 2012 году ввели в строй под именем «Ляонин». Более того, в этом году спустили на воду нелицензионную, усовершенствованную копию «Варяга».

У некоторых читателей вполне может возникнуть закономерный вопрос – а почему Россия не выкупила «Варяг» и не профинансировала достройку «Ульяновска»? Забрали же мы обратно стратегические бомбардировщики Ту-160, так почему отказались от нужных нам кораблей? Ответ на этот вопрос дадут цифры статистики: «Расходы на военно-морской флот в 1989 году составили 12 миллиардов 90 миллионов рублей» (С. Павлов «Советский ВМФ 1990-1991 г».

В 1992-93 годах, после «блестящего» шестилетнего правления «лучшего немца» Горбачева, закончившегося уничтожением второй мировой сверхдержавы, Россия стояла на паперти с протянутой рукой. Денег нет. Этой, ставшей через десятилетия бессмертной, фразой, можно охарактеризовать все девяностые. Куда делись деньги и золотовалютные запасы богатейшей страны – тема для отдельной статьи, но на тот момент страна была нищая и не могла себе позволить такие дорогостоящие игрушки, как авианосцы.

Кроме того, не стоит забывать о психологии «эффективных менеджеров», которым авианосцы тоже не были нужны. Украсть их было нельзя, продать весьма непросто, вот почему «Варяг» и уплыл к китайцам, а «Ульяновск» разобрали.

Ликвидация «Ульяновска» привела к уничтожению палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Як-44. Отныне базироваться ему было попросту негде и проект закрыли. Та же самая участь ожидала и палубный истребитель вертикального взлета Як-141. Правда, в отличие от лишь проектируемого Як-44, Як-141 уже летал. Пускай пока на испытаниях, но самолет, что называется, активно «ставили на крыло».

Но 1991 год стал роковым и для этой, не имеющей мировых аналогов, машины. В 1992 году Як-141 привезли в Фарнборо, где на него положили глаз представители концерна «Локхид-Мартин». Американцы к тому времени числились у нас чуть ли не в близких родственниках, поэтому произошло то, что ещё каких-то пять лет назад казалось немыслимым: «некоторые из элементов системы его (Як-141 – прим. ред.) вертикального взлета были приобретены «Локхид-Мартин» за полмиллиона долларов» (Д.Оливер, М. Райли «X-planes» 2000 г).

Речь шла о трехсекционном поворотном сопле, которое американцы применили на истребителе F-35B. Говоря другими словами, за каких-то полмиллиона долларов была куплена уникальная технология, которая сэкономила американцам миллиарды. Да и то, довести свой истребитель до ума им удалось всего несколько лет назад. В то время как Як-141 совершил свой первый полет ровно тридцать лет назад. Опять таки, чем не повод позубоскалить над убогими, отсталыми «совками»?

Как известно, создание любого технически сложного изделия, будь то космический челнок «Буран», авианосца «Ульяновск» и Як-141 требуют не только качественного усиления от организации-производителя, но и от смежников. Говоря другими словами, создание нового изделия локомотивом тянет за собой и другие отрасли, поэтому уничтожив «Ульяновск» и Як-141, «эффективные менеджеры» уничтожили ещё много чего остального, что осталось «за кадром».

Нанесенный ими вред стране не поддается оценке, но он, вне всякого сомнения, огромен. И что самое печальное, «отыграть назад» уже не получится. Такие технически сложные изделия, как «Ульяновск», Як-141 и «Буран» являются пиковой точкой развития экономики, промышленности и науки. Только соединив воедино все достижения научно-технического прогресса можно создавать нечто подобное. Именно это мы наблюдали долгие годы в США и Европе, а сейчас на аналогичный уровень выходит Китай.

Последний же скопировал не только проект авианосца «Варяг», но фактически копирует советскую схему строительства авианосцев, выходя на тот уровень, на который СССР вышел в конце восьмидесятых годов. В настоящее время Китай освоил строительство обычных авианосцев, а в следующем десятилетии введет в строй свои, атомные «ульяновски».

А способна ли нынешняя Россия выйти на свой пик, как это сделал СССР тридцать лет назад? Маловероятно. Во всяком случае, речь в ближайшие годы будет идти не о наследниках «Ульяновска», а об изыскивании средств на модернизацию «Адмирала Кузнецова», который, судя по всему, так и останется единственным авианосцем в составе российского ВМФ. А летчики палубной авиации у нас так и будут оставаться такой же диковинкой, как, например, космонавты.

Объем данной статьи не позволяет рассказать про другие корабли, павшие жертвой «реформаторов». Например, из шести стратегических подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» три были уничтожены. Самое интересное, что деньги на их утилизацию выделяли США и Канада. Из четырех атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан» в строю находится лишь один «Петр Великий».

А крейсер «Адмирал Лазарев», который год находится в подвешенном состоянии? Из-за проблем с финансированием до сих пор неясно, что его ждет – модернизация или утилизация. В резерве, то есть в шаге от списания, находятся и его однотипные собратья – «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов».

Некогда могучий советский флот, насчитывавший в конце восьмидесятых в своем составе 1380 боевых кораблей, 1142 самолета и вертолета и 364 подводные лодки, из которых 62 были атомными, после разгрома начала девяностых представляет собой весьма печальное зрелище.

За все это персональное спасибо стоит сказать тем товарищам, кто в девяностые годы мало того, что загнал флот в базы, превратив корабли в плавучие казармы, так ещё и сокращал численность флота такими темпами, какими его не сокращали японские пушки и торпеды в русско-японскую войну. Вот только японцы были врагами, а «реформаторы» мало того, что годами сидели на разных хлебных, бюджетных должностях, так нередко ещё и персональными фондами обзаводились и даже госнаграды получали. Хотя в тех же США за подобные «реформы» их, в лучшем случае, ждало бы пожизненное заключение.

О разгроме нашего флота в конце 20 века не напишут книг, как о цусимской катастрофе или таллиннском переходе. Никто даже такой термин, как «разгром», употреблять не будет, делая вид, что ничего не произошло. Хотя стоило бы опубликовать список уничтоженных «реформаторами» кораблей, который, вне всякого сомнения, будет гораздо длиннее и страшнее того списка, что был опубликован в России сразу после цусимского разгрома.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    22 июня 2017 15:48
    А самое страшное, что большинство этих «эффективных менеджеров» и «реформаторов», только теперь уже в окружении своих детишек и родственичков, так до сих и сидят на хлебных-бюджетных должностях и по прежнему пилят и дербанят всё, что им попадается под руку! sad
    1. +15
      22 июня 2017 17:27
      Цитата: Сергей-svs
      А самое страшное, что большинство этих «эффективных менеджеров» и «реформаторов», только теперь уже в окружении своих детишек и родственичков, так до сих и сидят на хлебных-бюджетных должностях и по прежнему пилят и дербанят всё, что им попадается под руку! sad

      Да что вы...? Некоторые пользователи ВО пишут в комментариях, что Россия "поднимается"... Только не уточняют куда и зачем...
      1. +4
        22 июня 2017 19:32
        «Поднимаемся» - это слишком громко сказано, скорее пытаемся вылезти из клоаки, в которую нас «эффективно» так погрузили эти «менеджеры-реформаторы»! negative
    2. 0
      28 июня 2017 11:26
      Легко винить Горбачева и Ельцина ))) Чудовищные расходы на военку погубили СССР и так же возможно погубят и РФ.Даешь пушки вместо хлеба)))) Как Тухачевский предлагал Сталину переделать 20-30 тысяч. тракторов на танки..))) Что вы жрать будете???? Калибры??)))
      1. c3r
        0
        9 июля 2017 07:22
        Вы правы,винить Горбачева-Ельцина легко вот судить по закону тяжело,а винить легко!
  2. +7
    22 июня 2017 16:22
    Автор, хватит " сыпать соль на рану"!
    Я 100 тысяч раз сожалею,что "беловежской тройке" не досталась "паленка" и закусывать они не мухоморчиками. Шушкевич был предусмотрительно хозяин: приготовил хорошей" Зубровки" и маринованных огурчиков. Нашего "красноносика"жажда замучила и он.......,а Шушкевич"шишку держал"( по крайней мере Бурбулис все" положительное " приписывает себе и хозяину)
    А измена началась много раньше и не в Кремле или под плоской,а в 1953, когда Власика арестовали.
    По поводу выкупа"Варяга" не всё однозначно. Представьте себе такую картину: Вам нужна машина,а у соседа есть,но сосед думает продавать или нет. Примерно так было и с"Варягом"
    1. 0
      24 июня 2017 13:49
      Согласен с вами, именно после убийства Сталина и Берии.
  3. +13
    22 июня 2017 16:39
    помню те дни ..непонимание и неприятия того что происходит.какой о фантастический фильм..и название фильма предательство, и разгром Советского Союза.

    громили свои же граждане. посмотрите хронику тех дней.её много. а начиналось все с борьбы спривилегиями..какие сейчас имеют привилегии эти упыри..

    ЦКовским и не снилось.. и что сделали для страны ЦКовские, и эти реформаторы,. одни подняли до сверхдержавы страну..а вторые опустили страну,до уровня Гондураса.

  4. +6
    22 июня 2017 17:28
    Разумеется, отечественные авианосцы не строились бы в таких количествах, как американские, тем более что этого не предусматривала наша оборонная доктрина, но качественно авианосцы проекта 1143.7 ничем не уступали американским.
    Более того, по некоторым показателям превосходили. Например, по ударному ракетному вооружению и сверхзвуковым истребителям вертикального взлета и посадки Як-141, аналог которых – F-35B – появился у американцев только сейчас.

    Боюсь, что Як-141 на палубе "Ульяновска" был бы только в теории. Потому как на место Як-141 претендовал нормальный МиГ-29К. Вряд ли кто-нибудь из морских лётчиков разменял бы полноценный истребитель на самолёт КВВП - Як - об палубу ****к.
    Тем более, что на "Ульяновске" проблем со взлётом не было - там планировались даже 2 катапульты.

    Вообще, вся история с Як-141 - это больше политика, чем тактика. Точнее - это попытка и на ёлку влезть, и кое-что не ободрать: протащить нормальный авианосец через "сапогов", Устинова и Амелько. Поскольку Устинов был ярым сторонником КВВП - то в табличных составах авиагрупп, начиная с с 11435, неизменно появлялись Як-141. А потом на палубу садились МиГ-29 и Су-33.
    1. +4
      23 июня 2017 10:00
      Цитата: Alexey RA
      Боюсь, что Як-141 на палубе "Ульяновска" был бы только в теории.

      Приветствуем Алексей hi . Вы совершенно правы, роды ЯК-141 были долгими и тяжёлыми. Под этот самолёт создавался "Горшков" в девичестве "Баку",неспособность КБ Яковлева довести самолёт до ума поставила крест на "Горшкове".
      Цитата: Alexey RA
      протащить нормальный авианосец через "сапогов", Устинова и Амелько.

      smile Интересно то, что "сапогами" не Устинов, не Амелько небыли!
      Устинов упорно лоббировал ВПК, а Амелько лоббировал интересы Флота!
  5. +10
    22 июня 2017 18:28
    В начале 90 мне повезло поработать на чудо-корабле - ССВ-33 "Урал". Так же павшего жертвой... Жалко до слез.
  6. +4
    22 июня 2017 21:38
    "Месть - блюдо, которое подают холодным"....
    ...........................
    Почти 20 лет прошло, когда горбачёв и далеее ЕБН с толпами окружавших их рвачей - неучей "профукалди флот". Флот, который не они создавали. Я застал пик советского ВМФ начала 80 -х. на СФ и БФ. Обидно было видеть, как режут по-живому и корабли и людей.
    ..........................
    Так может пора спросить с наследников "выгодополучателеЙ" , тех кто передал детям - внукам наворованные на разгроме СВОЕГО флота деньги???
    1. 0
      24 июня 2017 13:51
      Не СВОЕГО, а НАШЕГО!
      1. 0
        24 июня 2017 16:52
        Сам заметил эту неправильную фразу поздно, не мог исправить winked
  7. +1
    22 июня 2017 21:59
    -Что случилось с флотом?
    -Он развалился...( легкая улыбка)...
    1. +9
      23 июня 2017 05:04
      Автор рассказал о гибели Советского Флота. Я могу рассказать о разрухе моего пароходства: из 100 пароходов осталось 12. А многих пароходств и не осталось, от слова совсем. И таких историй люди могут рассказать тысячи...
      Помянем "святые" девяностые годы боцманским матом ! hi
      1. +1
        24 июня 2017 13:52
        А может стоит сделать так, чтобы просто помянуть наследников разгрома страны? По мне так пора уже.
  8. +2
    23 июня 2017 10:18
    Господа, Вам ещё не надоело - если бы да кабы. История не знает сослагательного наклонения
    1. +1
      23 июня 2017 12:01
      Цитата: Homer_Junior_Simpson
      Господа, Вам ещё не надоело - если бы да кабы. История не знает сослагательного наклонения

      А статья не про альтернативную историю, а про реальную с фактами и цифрами. И Плеханов не занимается тут сочинительством - он просто говорит о реальных делах, которая современная власть старается умалчивать, ибо свои богатства сделала и делает и по ныне на развале и распилке наследия СССР.
    2. +1
      24 июня 2017 13:53
      Но это не означает, что историю не надо знать. Правду истории.
  9. +2
    23 июня 2017 12:25
    Я почемуто думаю что дымящий Кузнецов вызвал ужас у просвещённых европейцев!Только с него можно было реально дотянуться до Ливии и разбить планы по разграблению нефти и газа Ливии.А в Сирии и ВКС хватит.Что то мне кажется что основной целью похода была возможность потрепать нервы НАТО именно у Ливии.
  10. +3
    23 июня 2017 13:31
    Эти менеджеры ни когда не были и не будут хозяйственниками, им плевать на государство - а главное набить карман. Они ж, убрали из УК конфискацию имущества в том виде каком она была в СССР. Одно слово св,,,,,,
  11. +1
    23 июня 2017 23:05
    Петеньки первого на них нет!!!!!! Полетели бы не только бороды!!!! Место торгаша в лавке,а не в СТАВКЕ!
  12. 0
    24 июня 2017 04:21
    Вот только японцы были врагами, а «реформаторы» мало того, что годами сидели на разных хлебных, бюджетных должностях, так нередко ещё и персональными фондами обзаводились и даже госнаграды получали. Хотя в тех же США за подобные «реформы» их, в лучшем случае, ждало бы пожизненное заключение.\\\\\\\
    good good good good good
  13. 0
    24 июня 2017 13:47
    Читаешь такое и зубами скрипишь от злости и обиды за страну и народ.
    О разгроме нашего флота в конце 20 века не напишут книг, как о цусимской катастрофе или таллиннском переходе. Никто даже такой термин, как «разгром», употреблять не будет, делая вид, что ничего не произошло. Хотя стоило бы опубликовать список уничтоженных «реформаторами» кораблей, который, вне всякого сомнения, будет гораздо длиннее и страшнее того списка, что был опубликован в России сразу после цусимского разгрома.


    А лучше так - корабль и имена тех, кто его угробил. А также , где эти твари сейчас. И так по всему уничтоженному - от корабля до завода или колхоза. Назвать все и всех своими именами. Может тогда, наконец, поумнеем и сделаем правильный выбор.
  14. 0
    24 июня 2017 17:50
    Цитата: sds87
    А статья не про альтернативную историю, а про реальную с фактами и цифрами. И Плеханов не занимается тут сочинительством - он просто говорит о реальных делах, которая современная власть старается умалчивать, ибо свои богатства сделала и делает и по ныне на развале и распилке наследия СССР

    СССР развалили Верховные советы республик. Статья 75 КонституцииССС говорила о том, что любая республика имеет право на выход.Горбачёв, начавший перестройку не предложил никакой новой экономической политики.Хотел вывести отделы отк из подчинения директоров заводов. Не дали.А как только начался путч ГКЧП, события в Риге,когда десантники разгоняли демонстрацию, применение войск Радионовым в Тбилиси, стало предлогом для парада суверенитетов. А одному человеку огромную страну не развалить. Павловская реформа, когда заработал станок, пустые прилавки, карточки в Москве, чтобы покупать продукты.Кстати, " эффективные менеджеры" очень многие партаппаратчики, комомольские работники.
  15. 0
    25 июня 2017 00:09
    Цитата: Serg65
    Приветствуем Алексей hi . Вы совершенно правы, роды ЯК-141 были долгими и тяжёлыми. Под этот самолёт создавался "Горшков" в девичестве "Баку",неспособность КБ Яковлева довести самолёт до ума поставила крест на "Горшкове".

    Вы не правы. Корабль не создается под какой-то тип самолета, а наоборот, самолет создается под корабль.
    Что касается ЯК-141. Вы правы, роды были долгими и тяжелыми. Что касается "Горшкова" (он же "Баку")
    Он должен был бы отличался от ранее заложенных кораблей увеличенным водоизмещением и наличием уже самолетов катапультного взлета МИГ-23. Однако в лице Устинова этот вариант поддержки не нашел и его долго, почти 5 лет достараивали. Планировали и разумеется ЯК-141. Они, между прочем планировались и на УДК типа "Херсон" и на противолодочниках типа "Халзан"