Военное обозрение

Казаки «Игнатова Завета». Вольница и война некрасовцев

16
В 1707 году на Дону вспыхнуло знаменитое восстание под предводительством Кондратия Булавина — сотника бахмутской казачьей сотни, позже ставшего войсковым атаманом. Причиной восстания стали жестокости, творимые царской экспедицией под руководством князя Юрия Долгорукова, прибывшего на Дон по поручению Петра I для розыска и возвращения беглых крепостных крестьян. Уже в октябре 1707 года против царского порученца выступил Кондратий Булавин со своей сотней, к которому присоединились беглецы: крестьяне и беднейшая часть казачества. Так началось знаменитое Булавинское восстание.


Одним из ближайших соратников Кондратия Булавина стал 47-летний казак станицы Голубинской Игнат Некрасов. Однако весной 1708 г. на подавление Булавинского восстания были направлены значительные воинские силы, включая не только армейские части, но и запорожских казаков и калмыков. 7 июля 1708 г. Кондратий Булавин погиб при странных обстоятельствах. Терпя поражения от царских войск, оставшиеся силы булавинцев под командованием Игната Некрасова предприняли отступление и отошли в пределы Крымского ханства. Первоначально Некрасов и его последователи, названные некрасовцами, обосновались на Кубани — на правом берегу реки Лабы, в 7 км к юго-востоку от современного Усть-Лабинска. Здесь возникло укрепленное поселение, названное Некрасовским городищем, а позже — станицей Некрасовской.

В то время земли Кубани находились еще под властью Крымского ханства, поэтому Игнату Некрасову пришлось получать разрешение от крымского хана на создание здесь своего поселения. Кстати, хан, заинтересованный в союзниках в борьбе против России, свое «добро» некрасовцам, разумеется, дал. На кубанской земле появилось внутренне автономное образование — казачья вольная республика некрасовцев. История некрасовской республики, к сожалению, изучена довольно поверхностно. Между тем, сам феномен уникальной казачьей вольницы под патронажем крымских ханов удивителен. Жизнь в некрасовской республике строилась по «Заветам Игната». Письменные образцы этого документа были утеряны еще в XVIII веке, а может и не существовали вообще, поэтому «Заветы» передавались устно, от старших к младшим, из поколения в поколение. Основой «Заветов Игната» было своеобразно толкуемое православие старого обряда. Никонианство и никонианское духовенство «Заветами» отвергались, некрасовцы придерживались исключительно старообрядческой традиции. При этом, в отличие от других старообрядческих общин, в некрасовской республике казачий Круг был поставлен выше духовенства.

Если верить некрасовской традиции, «Заветы Игната» были составлены самим атаманом Некрасовым. Как бы там ни было, но они представляют собой очень интересный памятник альтернативного законотворчества. Многие историки до сих пор не могут прийти к выводу о том, что же легло в основы «Заветов Игната» — только ли старообрядство и традиции казачьего уклада и самоуправления, или же имело место и влияние того же ислама, исповедуемого турками и крымскими татарами — ведь «Заветы» слишком регламентировали не только особенности управления в казачьей общине, но и частную повседневную жизнь ее членов.

Устои в некрасовской общине были жесткими, но справедливыми. Морально-нравственные и поведенческие установки определялись не только религией, но и своеобразными представлениями некрасовцев о социальной справедливости. Здесь следует отметить, что костяк некрасовцев формировался не только из казаков, но и из беглых крестьян, спасавшихся на Дону от крепостного гнета. В основу некрасовского общежития ложились как принципы донского казачьего самоуправления, так и бунтарские установки булавинцев, не желавших более подчиняться какому-либо государственному угнетению.

Главным органом управления, решавшим все судебные и административные вопросы в поселении некрасовцев, признавался Круг. Именно он обладал правом принятия всех важнейших решений относительно и общины в целом, и каждого конкретного ее члена. Нравы в некрасовской общине были очень строгими. Во-первых, однозначно запрещались спиртные напитки — и производство, и торговля, и употребление. Во-вторых, устанавливалась очень жесткая иерархия взаимоотношений между старшими и младшими, родителями и детьми, мужьями и женами. Нарушение принятых правил поведения каралось, в зависимости от тяжести проступка, или поркой, или побиением батогами.

Очень серьезные наказания полагались за разврат и прелюбодеяния. Изменявшую мужу женщину могли закопать в землю по шею, сбросить в мешке в воду. С другой стороны, нещадно карали и мужей, которые обижали своих жен. Однако Круг был волен и освободить преступника от наказания. Кстати, после наказания преступник считался восстановленным в правах и уже никто не мог напоминать ему о былом преступлении или проступке. Это не относилось к убийцам или предателям, которых тоже закапывали в землю или топили. Такая же участь ждала и детей, посмевших поднять руку на родителей.

Казаки «Игнатова Завета». Вольница и война некрасовцев


Очень жесткие наказания были предусмотрены и за попытку создания семьи с иноверцами — полагалась смертная казнь. С помощью столь жестких санкций небольшая по численности некрасовская община стремилась сохранить свою этническую и религиозную идентичность, обезопасить себя от растворения в чуждой в культурном, языковом, этническом и религиозном отношениях тюркско-кавказской среде.

Социальная справедливость в некрасовской общине также поддерживалась достаточно жестко. Например, некрасовским казакам было запрещено использовать труд своих братьев в целях собственного обогащения. Если подавали нищим, то обязательно ту еду, которую сами употребляли в пищу. Каждая семья треть дохода отдавала на общие нужды — в казну войска, откуда средства расходовались уже на обучение детей, помощь сиротам и вдовам, покупку оружия, содержание церковных учреждений.

Полноправными членами общины считались мужчины-казаки в возрасте от восемнадцати лет и старше. Каждый казак был обязан не только лично участвовать в походах, но и обсуждать вопросы общины на Круге. Есаулом войска мог быть избран достойный казак в возрасте старше 30 лет. Уважаемый человек мог рассчитывать на избрание полковником или походным атаманом — но только если ему уже исполнилось сорок лет. Войсковым атаманом мог стать казак в возрасте пятидесяти лет и старше, которого избирали сроком на один год. Таким образом, в основе демократического принципа управления казачьей общины лежала возрастная иерархия.

Примечательно, что Некрасову удалось добиться признания фактической автономии созданной им казачьей республики со стороны крымского хана и османского султана. Также он сумел выстроить относительно мирные отношения с ближайшими соседями — черкесами и ногайцами. Крымские ханы фактически уравняли некрасовских казаков в правах с мусульманским населением ханства, не только разрешив ношение оружия, но и организовав снабжение оружием и боеприпасами некрасовской общины. В ответ некрасовцы приступили к выполнению привычных для казаков функций — охране пограничных рубежей, только уже Крымского ханства, а не России. Кроме того, некрасовцы обязывались участвовать в походах в составе крымских войск в качестве отдельной войсковой единицы, отличаясь высокой доблестью и превосходными боевыми качествами.

В 1711 г. Игнат Некрасов с внушительным отрядом казаков (по некоторым данным — до 3,5 тысяч сабель) предпринял дерзкий рейд на российскую территорию, вторгшись в пределы поволжских губерний. В ответ Петром I была даже снаряжена карательная экспедиция под командованием Петра Апраксина, но она потерпела неудачу и вернулась назад, так и не сумев разгромить некрасовцев.

Кстати, крымский хан Менгли-гирей даже распорядился создать в составе собственного войска казачью сотню для личной охраны, укомплектовав ее некрасовцами. Казаки продолжали исповедовать православие старого обряда и были освобождены от обязанностей по несению службы по воскресеньям. Решение создать охранное подразделение из казаков было весьма дальновидным поступком хана, поскольку казаки не были интегрированы в крымско-татарские расклады и не были связаны с противоборствующими кланами. За службу в составе ханской сотни ханское правительство жаловало казакам большие земельные наделы на Темрюке, предоставляло необходимое вооружение и обмундирование.

В 1737 г. 77-летний атаман Игнат Некрасов, как и подобает казаку, погиб в бою во время небольшого столкновения с русскими войсками. Однако и после его гибели некрасовцы сохранили османское подданство. Но в середине XVIII века, учитывая продвижение России на Кубани, некрасовцы стали переселяться в более далекую область Османской империи — в Добруджу, где было основано несколько некрасовских станиц. Здесь казаки — некрасовцы занялись привычным делом — несли сторожевую службу, периодически участвовали в османских походах. Однако казаков — некрасовцев ждало растворение в более многочисленной среде липован — тоже переселенцев из России, староверов, начавших массово переселяться в Молдавское княжество еще в начале XVIII в. Поскольку вера и устои липован и некрасовцев во многом совпадали, последние вскоре были ассимилированы в среде липован.

Другая группа некрасовцев в 1791 г. с Дуная переселилась в Малую Азию — в район Майноса (озера Куш), где также появилась весьма многочисленная некрасовская община. Именно она дольше всех сохраняла приверженность изначальным устоям, заложенным Игнатом Некрасовым. Подразделения казаков-некрасовцев принимали участие во многих русско-турецких войнах — на стороне Османской империи. Однако свою роль в дальнейшей судьбе некрасовской общины сыграли политические преобразования в самой Османской империи. Модернизация государственного устройства и вооруженных сил Османской империи не могла не отразиться на положении некрасовцев.



В 1911 г. были упразднены их привилегии и некрасовцы, как и представители других этноконфессиональных групп, получили обязанность отправлять призывников не в собственные отряды, а в части регулярной турецкой армии. Это обстоятельство не могло понравиться некрасовской общине, очень бережно хранившей свою автономию. К этому времени «прегрешения» некрасовцев перед Российской империей были уже забыты и российские власти дали разрешение на возвращение некрасовцев в Россию. Стоит отметить, что российские власти давно стремились вернуть казаков-некрасовцев. Наличие внушительной общины казаков на территории одного из главных противников России того времени — Османской империи — наносило серьезный удар по имиджу российского государства. Тем более, что они еще и принимали участие в боевых действиях против российских войск. Первую попытку организовать возвращение некрасовцев в Российскую империю предприняла еще императрица Анна Иоанновна — практически сразу же после смерти основателя общины атамана Игната Некрасова. Однако и это, и последующие приглашения некрасовцев в Россию не нашли поддержки у казаков, обосновавшихся в османских владениях. Лишь к началу ХХ в. ситуация стала меняться. Да и сами казаки — некрасовцы уже понимали, что в России им не грозит никакая опасность, а в Турции они всегда будут чужими, особенно в условиях нарастающего стремления турецкой элиты к подавлению национальных меньшинств.

Не противились возвращению казаков-некрасовцев в Россию и турецкие власти, которые к этому времени уже принимали новую парадигму государственного устройства. В Россию потянулись первые переселенцы, которым были выделены земли в Грузии. Однако в 1918 году, когда Грузия получила политическую независимость, некрасовцы стали переселяться из Грузии на Кубань — в район станицы Прочноокопской. Переселенцы были зачислены в состав кубанского казачества.



Репатриация некрасовцев в Россию была прервана Гражданской войной, последующим становлением советской государственности. Лишь в начале 1960-х гг. возвращение некрасовцев из Турции в Советский Союз возобновилось. В сентябре 1962 года из селения Коджа-Гёль в СССР вернулись 215 семей некрасовцев общей численностью в 985 человек. Они расселились преимущественно в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Кроме Ставрополья, некрасовцы расселились в Ростовской области, в Краснодарском крае — в Ново-Некрасовском хуторе Приморско-Ахтарского района; в хуторах Потемкинском и Новопокровском того же района и селе Воронцовка Ейского района Краснодарского края. Еще 224 некрасовца, не захотевшие возвращаться в Советский Союз, эмигрировали в Соединенные Штаты Америки, и лишь одна семья изъявила желание остаться в Турции. То есть, к началу 1960-х гг. закончилась «турецкая» эпоха в жизни некрасовцев, длившаяся более двух с половиной веков.

Разумеется, возвращение в СССР не способствовало сохранению некрасовских устоев в первозданной чистоте. Несмотря на то, что переселенцы старались придерживаться собственного уклада, интеграция в советское общество привела к достаточно печальным для общины результатам. Младшие поколения казаков-некрасовцев постепенно ассимилировались в окружающей среде, переходили на обычный для советских людей того времени образ жизни. Тем не менее, до сих пор многие казаки-некрасовцы стараются хранить память о необычной истории своей общины и в меру сил верность своим традициям.
Автор:
16 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. казак волгский
    казак волгский 23 июня 2017 06:16
    +4
    Спасибо ! Познавательная Статья! Поклон Казачий за Труд Автору!
  2. Klim Podkova
    Klim Podkova 23 июня 2017 06:58
    +2
    Спасибо автору.
    1. Alber
      Alber 27 февраля 2018 20:32
      0
      Цитата: Klim Podkova
      Спасибо автору.

      познавательно!
      это настоящая демократия
  3. moskowit
    moskowit 23 июня 2017 07:18
    +4
    Весьма интересно. В небольшой статье описывается вся история "некрасовцев". Вот только личность атамана представлена Автором каким то безгрешным "гуру", выдающимся администратором и законодателем, что мало действительно на самом деле. Но "людям нужны легенды", как говаривали в популярном фильме.... Они и появились...
  4. ротмистр
    ротмистр 23 июня 2017 08:46
    +4
    Восстание Булавина началось во время войны России и Швеции( Северная война). Булавин поддерживал личные и дружеские связи с Мазепой, который как известно выступил против России . Если говорить современным языком, был на стороне врага, подняв восстание в тылу русской армии. Восставших булавинцев не поддержало большинство донских казаков.Не поддержали это восстание и слободские казаки, которые принимали участие в его подавлении.Кстати началось это восстание еще в 1705г, когда Булавин захватил государственные Бахмутские солеварни. Если перевести на современный язык, своего рода Власов.
    1. mishastich
      mishastich 23 июня 2017 09:09
      +3
      Вы любезнейший ярлыки на людей не вешайте.
      С чего началось Булавинское восстание? С запрета царского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматума - выдать с Дона беглых крепостных. Соль - основной доход Донского войска. Беглые крепостные - основное пополнение. Правительство плюнуло на все привилегии казачество, хотя обязано выступать их гарантом.
      Были заняты солеварни, а отряды княза Долгорукого отправились ловить беглых.
      "А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги"(с) Чаев Н.С. Булавинское восст. (1707-08 гг.), в кн.: Тр. историко-археографич. ин-та АН СССР, т. 12, М., 1935.
  5. Ольгович
    Ольгович 23 июня 2017 09:02
    +3
    Крымские ханы фактически уравняли некрасовских казаков в правах с мусульманским населением ханства, не только разрешив ношение оружия, но и организовав снабжение оружием и боеприпасами некрасовской общины. В ответ некрасовцы приступили к выполнению привычных для казаков функций — охране пограничных рубежей, только уже Крымского ханства, а не России. Кроме того, некрасовцы обязывались участвовать в походах в составе крымских войск.

    Не в ответ, а за обязательство "участвовать в походах в составе крымских войск, в первую очередь, против России. Кому бы они были нужны-без этого?

    Вот и бежали, как суслики, вместе с своими покровителями, отовсюду-с Кубани и из Румынии. Незавидная судьба фактических предателей.....
    1. Котище
      Котище 23 июня 2017 21:42
      +1
      Дети за отцов не отвечают! Вдумайтесь в другое дорога домой заняла более трех веков!
  6. Heimdall(48)
    Heimdall(48) 23 июня 2017 09:50
    +3
    Лишь к началу ХХ в. ситуация стала меняться. Да и сами казаки — некрасовцы уже понимали, что в России им не грозит никакая опасность

    Промахнулись казаки. В России в ближайшем будущем их поджидала "человеколюбивая" советская власть. Жаль людей.
  7. армеец2
    армеец2 23 июня 2017 09:55
    +2
    Спасибо автору, статья, безусловно, интересная.
    Вместе с тем, некрасовцев нельзя назвать положительными героями. Фактически они поставили свою вольницу и старообрядчество выше и родины, и своего народа.
    Их "автономия" была скорее не "по некрасовски", а "по турецки/крымски". Турки/крымчаки получили от этого главное - иррегулярные части для борьбы с Россией. При этом некрасовская автономия была в большей степени декларативной. По мнению историков, любой турок/крымский татарин мог в некрасовской деревне взять что угодно, или убить кого угодно. А они все это терпели.
    1. Heimdall(48)
      Heimdall(48) 23 июня 2017 10:04
      +1
      Цитата: армеец2
      Фактически они поставили свою вольницу и старообрядчество выше и родины, .

      Церковь и есть настоящая родина. Если государство начинает её гнобить, то оно не выполняет своей основной функции и в топку его.
      и своего народа

      Подозреваю, что этническое происхождение казака сильно не совпадает с таковым у какого-нибудь псковского крестьянина. Поэтому назвать их одним народом можно только с большой натяжкой.
      Так что грех критиковать казаков - некрасовцев.
      1. армеец2
        армеец2 23 июня 2017 15:12
        +1
        Цитата: Heimdall(48)
        Церковь и есть настоящая родина. Если государство начинает её гнобить, то оно не выполняет своей основной функции и в топку его.

        А Вы почитайте что-нибудь об истории старообрядчества на Руси. Исследований - огромное количество. Может и узнаете о патриотизме старообрядцев в отношении России.
        Подозреваю, что этническое происхождение казака сильно не совпадает с таковым у какого-нибудь псковского крестьянина.

        Я бы подумал, что Вы из казаков, если бы флажок не свидетельствовал, что Вы из мамалыжников.
        1. Heimdall(48)
          Heimdall(48) 23 июня 2017 16:23
          0
          Цитата: армеец2
          Может и узнаете о патриотизме старообрядцев в отношении России.

          Читали-с. Такой там был патриотизм, что бежали от гос. центра во все стороны. А кого ловили тот двойной налог платил. Отменный был патриотизм от такого обхождения.
          Я бы подумал, что Вы из казаков, если бы флажок не свидетельствовал, что Вы из мамалыжников

          Ошиблись Вы дорогой товарищ в обеих случаях. Пальцем в небо попали, как говорится. ))
    2. Чёрный Полковник
      Чёрный Полковник 23 июня 2017 14:33
      +1
      По мнению историков, любой турок/крымский татарин мог в некрасовской деревне взять что угодно, или убить кого угодно. А они все это терпели.
      В этом я сильно сомневаюсь
  8. Curious
    Curious 23 июня 2017 10:06
    +3
    Учитывая ограниченный формат статьи автор очень кратко изложил события, предшествующие уходу "некрасовцев" на Кубань. Момент для понимания вопроса, как мне кажется, важный, поэтому попробую дополнить.
    Начало XVIII века. Реформы Петра I. Северная война. Царь Петр I испытывает жесточайший недостаток людских ресурсов.
    Поэтому на Дон отправляется полковник Долгоруков с отрядом солдат. Ему было приказано найти крепостных крестьян, бежавших от помещиков, и вернуть их хозяевам. Таким образом, нарушен был старинный обычай:"С Дону выдачи нет."
    Долгорукий уговаривать никого не собирался, действовал жестоко, что и вызвало ответные выступления, вылившиеся конце концов в Булавинское восстание. Кстати, зажиточные казаки были против Булавина, они не хотели проливать кровь за голытьбу, так что одна из версий гибели Булавина - его убийство этими самыми казаками.
    События приобрели серьезный масштаб. Количество войск направленных для усмирения восстания достигло 32 тысяч.
    Казнили около 24 тысяч человек, беглых вернули, станицы сожгли.
    Дальше обратимся к книге Д. А. Урушева "Русское старообрядчество".
    Чем интересен этот автор, он не только историк-религиовед, член Союза журналистов России, но и прихожанин старообрядческого Никольского храма у Тверской заставы (Москва).
    "Долг каждого человека — защищать свою землю и свою семью от захватчиков, грабителей и угнетателей. Священный долг каждого христианина — защищать свою веру и свою Церковь от еретиков и безбожников.

    Любовь ко Христу и Его Церкви превыше любви к родине и родне. Ведь и чужая земля может стать новой отчизной, и чужая родня — новой семьей. Но никто и ничто не заменит православную веру и Православную Церковь. При царе Петре это делом доказали казаки-некрасовцы, покинувшие отечество ради сохранения веры."
  9. Околоточный
    Околоточный 23 июня 2017 12:06
    +8
    Да, дела, живу в Усть-Лабинском районе, в Некрасовской по работе ну раз в месяц бываю стабильно, нормальная станица, казачье общество там тоже "не из последних". А вот о таких фактах не знал. Стыд и позор. Спасибо за статью. Кстати, в районе ст. Некрасовской, в 19 веке (по моему) был бой немногочисленного отряда русской армии с горцами. Русские войска победили.
    А вообще то, особенно на правобережье Кубани, название большинства станиц произошло от расквартированных там полков русской армии. Они охраняли Кавказскую Линию.