Длинный меч для дальнего похода

54
На китайских верфях закладываются и строятся новые эсминцы с управляемым ракетным вооружением. Корабли из состава флота, в том числе приобретенные в России, основательно модернизируются.

В Шанхае на верфи «Цзяннань Чансин» Китайской национальной судостроительной корпорации выполнена сборка первого, начатая 1 октября 2010 года, и ведется строительство второго и третьего корпусов тяжелого эсминца с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта 055. В мае 2016-го на стапеле были уже четко видны очертания головного корабля. С 7 августа прошлого года начата сборка элементов надстройки, ведутся монтажные работы. Четвертый эсминец данного проекта строят специалисты аналогичного предприятия, расположенного в Даляне. По информации китайских источников, в серии будет 12 кораблей. Первый из них ВМС НОАК получит уже в начале 2018 года.



Конструкторы с «Томагавками»

Тактико-технические характеристики эсминца УРО проекта 055 следующие: длина – 183 метра, ширина – 22 метра, осадка – 8 метров, водоизмещение стандартное – 9000 тонн, полное – 12 300 тонн, максимальная скорость – 32 узла, дальность плавания – 7000 миль, экипаж – 310 человек.

Вооружение эсминца достаточно современно. В носовой части расположена артиллерийская установка H/PJ-38 калибра 130 миллиметров, однако в перспективе будет устанавливаться 155-мм орудие. Там же размещен комплект из 64 вертикальных пусковых установок (ВПУ), обеспечивающих применение КР «Длинный меч-10», ПКР «Инцзи-12, -18, -83», ЗУР «Морское красное знамя-9 и -16». Второй комплект из 64 ВПУ размещается за основной мачтой и выхлопным коллектором и содержит крылатые ракеты для ударов по наземным целям.

КР «Длинный меч-10» обладает следующими ТТХ: длина – 8,3 метра, диаметр – 0,68 метра, максимальная скорость – 0,75 Маха, высота полета – 50–150 метров, стартовый вес – 2500 килограммов, боевая часть – 300–500 килограммов.

По данным китайских источников, при создании данной КР специалисты 3-го НИИ Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации использовали компоненты от российских ракет Х-55 и американских BGM-109 «Томагавк». Последние были выкуплены у «Талибана» после неудачной попытки ВМС США ликвидировать Усаму бен-Ладена в Афганистане.

Отметим, что это первый опыт размещения КР на надводном корабле ВМС НОАК, что продиктовано необходимостью придать ему многофункциональность, в том числе способность наносить удары по удаленным от береговой линии объектам.

Для борьбы с надводными силами противника в ВПУ эсминца проекта 055 размещаются ПКР моделей «Инцзи-12, -18, -83». В ВМС НОАК это опять-таки первый случай размещения на одном кораблей трех моделей ПКР. Такой подход позволит с наименьшими затратами выполнять разные виды задач.

Защита корабля от авиации вероятного противника и противокорабельных ракет возложена на ЗУР комплексов «Морское красное знамя-9» и «Морское красное знамя-16Б» дальнего и среднего радиуса действия соответственно.

Для ближнего рубежа ПВО есть зенитная пушечная 11-ствольная установка (ЗПУ) тип 1130 калибра 30 миллиметров. Для борьбы с воздушными целями на крыше вертолетного ангара будет смонтирована ПУ ЗРК малой дальности «Морское красное знамя-10» с боекомплектом на 24 ракеты. Их максимальная дальность не превышает 12 километров.

Вероятно, ВПУ эсминца позволят запускать противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) «Рыба-8 и -11» с дальностью 50 и 150 километров соответственно. Применение подобных боеприпасов обеспечивается возможностями расположенной в носовом обтекателе ГАС и пассивно-активной буксируемой станции, а также ГАС, опускаемых с корабельных вертолетов противолодочной обороны. Тактика следующая. Корабль-носитель принимает с вертолета информацию об обнаружении подводной лодки противника и производит пуск вслепую. После старта ракета получает данные по каналу навигационной системы, при необходимости выполняет поворот для выхода на курс и движения к цели. ГАС вертолета ПЛО обеспечивает наведение торпеды и расчет точного времени ее отсоединения от реактивного двигателя. По замыслу китайских специалистов «Рыба-11» должна выходить в предполагаемый район атаки так, чтобы не оставить противнику времени на противоторпедный маневр.

Длинный меч для дальнего похода


Вполне вероятно, что эсминцы проекта 055 будут представлять собой морской компонент национальной системы ПРО КНР за счет размещения в ВПУ ракет-перехватчиков «Красное знамя-19 и -26». Применение такого вооружения станет возможным благодаря РЛС с активными фазированными антенными решетками Х (тип 364Х, максимальная дальность освещения воздушного пространства – 600 километров) и S (тип 364С, максимальная дальность обнаружения воздушной цели – 400 километров) диапазонов, которые разрабатывают специалисты 14-го НИИ China Electronics Technology Group Corporation. Указанные РЛС ставятся в единой интегрированной мачте закрытого типа.

Кроме того, на эсминце будут системы УКВ-радиосвязи, средства РЭБ, радиотехнической и метеоразведки, цифровой шифрованной передачи данных (типа LINK). Также корабли оснащаются аппаратурой спутниковой связи и навигации «Бэйдоу».

Четыре газотурбинные установки QC-280 суммарной мощностью 113 мегаватт обеспечивают ход корабля через электродвигатели. Это позволит серьезно снизить вибрацию и шум, а значит, затруднит обнаружение.

Стоимость строительства одного эсминца УРО проекта 055 оценивается в пять-шесть миллиардов юаней.

У старых эсминцев второе дыхание

Модернизация эсминцев разных проектов, находящихся на вооружении ВМС НОАК, проводится по двум направлениям: замена систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Эсминец проекта 051В «Шэньчжэнь»

По данным китайских источников, на корабле с бортовым номером 167 устаревшая механизированная пусковая установка ЗУР «Морское красное знамя-7» будет заменена на 32 ВПУ ЗУР «Морское красное знамя-16Б», что позволит почти на порядок повысить возможности перехвата воздушных целей. Размещение ВПУ стало возможным после удаления части палубной надстройки.

ПКР «Инцзи-62» меняют на более современные «Инцзи-83», оснащенные помехозащищенными системами наведения и более мощными боевыми частями.

Спаренная артиллерийская установка тип 76 калибра 100 миллиметров пока оставлена без изменений, однако вполне вероятно в дальнейшем будет заменена на более современную, с башней пониженной радиолокационной заметности.

Вместо четырех устаревших спаренных зенитных пушек калибра 37 миллиметров установлены две новые ЗПУ тип 1130, которые обладают двумя режимами ведения огня – 2500 и 3500 выстрелов в минуту соответственно.



РЛС поиска надводных целей 360S заменена на более современную трехкоординатную тип 382. Она передает данные наведения на систему управления огнем AKJ-16, обеспечивающую применение ПКР. Устаревшую станцию тип 381А для поиска надводных и воздушных целей сменит более современная РЛС тип 364В, которая предназначена для наведение ЗУР «Морское красное знамя-16Б».

Управление огнем АУ возложено на РЛС тип 366. Использование указанных станций позволило уменьшить общее количество радиоэлектронной аппаратуры, повысить дальность обнаружения и сопровождения целей. Управление бортовым вооружением стало проще. Модернизация аппаратуры позволяет разместить новую многоканальную систему РЭБ.

Китайские кораблестроители сумели переделать вертолетный ангар. Теперь он вмещает две машины легкого класса.

Эсминец проекта 052В «Шэньчжэнь»

На верфи «Цзяннань Чансин» модернизируется эсминец дальней морской зоны с бортовым номером 168 «Шэньчжэнь», спущенный на воду в 2004 году. Кораблестроители заменят одноствольную артиллерийскую установку тип 87 калибра 100 миллиметра на 130-мм АУ H/PJ-38, что позволит повысить дальность ведения огня. Вместо системы ПВО М-22 «Ураган» с дальностью пуска 25 километров и боекомплектом на 24 ракеты появятся 32 ВПУ ЗРС «Морское красное знамя-16Б». В кормовой части монтируется поворотная установка для ЗРС малой дальности «Морское красное знамя-10» на 24 ракеты. Это позволит переделать ангар под два вертолета ПЛО. В принципе достаточно современные ЗПУ тип 730 заменят на тип 1130, что позволит повысить плотность огня зенитной артиллерии при борьбе с аэродинамическими и баллистическими целями на рубеже самообороны корабля.

Наклонные ПУ ST-16M для ПКР серии «Инцзи» останутся на своем месте, но будут адаптированы под более современные ракеты.

В целом по завершению процесса модернизации «Шэньчжэнь» получит новые системы ПВО, АУ обеспечит поражение наземных целей на дальности более 50 километров. Однако модернизация не позволит эсминцу наносить удары с использованием КР, на что сегодня способны корабли даже гораздо меньшего водоизмещения.

Вполне вероятно, что по такой же схеме будет модернизирован «близнец» – эсминец с бортовым номером 169 «Ухань».

Эсминец «Ханчжоу» проекта 956Э

Корабль с бортовым номером 136 из состава Южного флота ВМС НОАК также подвергся модернизации. Из систем вооружения, установленных в России, сохранены только две АУ АК-130. В носовой части появилась поворотная пусковая установка ЗРК ближнего рубежа «Морское красное знамя-10» с боекомплектом на 24 ракеты. В палубной надстройке смонтированы 16 ВПУ для ЗРС «Морское красное знамя-16Б», заменившие М-22 «Ураган», а также восемь ВПУ для КР «Длинный меч-10» или ПЛУР «Рыба-8». Перед ходовым мостиком установлена оптико-электронная система (ОЭС), предназначенная для обнаружения и сопровождения целей в оптическом и инфракрасном диапазонах.

На крыше ходового мостика установлена поисковая РЛС китайского производства. Над ней размещена РЛС управления огнем АУ тип 347.

Главная мачта увенчана трехкоординатной РЛС поиска воздушных целей тип 382, на выносных полках стоят системы опознавания «свой-чужой» и навигационные станции.

По бортам размещены наклонные ПУ для ПКР «Инцзи-12», а также многозарядные ПУ аэрозольных и электромагнитных помех тип 726-4.

На второй мачте новой конструкции установлена РЛС поиска низколетящих и надводных целей тип 364, модернизированные антенны космической связи.



По обеим сторонам вертолетной площадки расположены зенитные пушечные установки тип 1130 (11 стволов калибра 30 миллиметров) с собственными РЛС и ОЭС обнаружения и сопровождения цели.

Кроме того, корабль укомплектован новыми системами РЭБ китайского производства, катерами с жестким днищем и спасательными плотами.

Если китайским специалистам удастся привести все установленные системы в согласие, обновленный «Ханчжоу» станет примером очень удачной модернизации, заметно расширяющей возможности боевого применения.

Силовые установки модернизируемых кораблей остаются без изменений, поскольку доказали свою надежность в течение многих лет эксплуатации.

В целом усилия китайских кораблестроителей заслуживают положительной оценки и одновременно самого пристального внимания.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 июня 2017 07:45
    Китай не имеет баз за рубежом, как и возможности прямо выйти в Ледовитый, Атлантический океаны. Так что новым владыкой морей вмс китая не станет. Можно особо не париться no
    1. +13
      24 июня 2017 08:11
      Рядом с Сомали, в Джибути, в наиболее нагруженом районе судоходства стахановским темпом строят ВМБ НОАК. Она станет первой но далеко не последней базой КНР зарубежом.


      Ну и они имеют огромный практический опыт удаленного снабжения. ВМС НОАК регулярно заходит в порты Португалии, Испании и южной Америки. Плюс самый большой и быстроходный корабль комплексного снабжения в мире - сейчас входит в состав ВМС НОАК (американцы более жирные аналоги вывели из состава).
      1. +5
        24 июня 2017 12:51
        Добавлю, что в Южной Корее сейчас строятся для Китая (одновременно) три крупных ледокола. Они хотят проводить караваны судов по Ледовитому океану.
        1. +2
          24 июня 2017 21:04
          Цитата: voyaka uh
          Добавлю, что в Южной Корее сейчас строятся для Китая (одновременно) три крупных ледокола. Они хотят проводить караваны судов по Ледовитому океану.

          Дизельных ледокола!
          Рассматривать северный морской путь серьезно, не имея атомного флота, никак нельзя.
          1. 0
            25 июня 2017 10:32
            Они и над этим подумали:
            China Signs Nuclear-Powered Icebreaker Deal.
            Кроме того, еще один крупный ледокол финской разработки
            начали строить на китайской верфи. Спуск на воду в 2019.
        2. +1
          22 ноября 2017 08:32
          И что? Хотим пускаем их, не хотим не пускаем.
          1. 0
            4 декабря 2017 19:24
            Пускач сломается. hi
      2. 0
        24 июня 2017 20:53
        Заметьте, я говорил о тотальном господстве на море!!! А попытка взять под контроль один из районов мирового океана(хоть и важного) не сильно впечатляет, учитывая морские связи Китая и Европы.
    2. +21
      24 июня 2017 08:13
      Я бы, ко всему выше сказанному, бобавил: "пока" (пока не имеет, пока не станет, пока можно не париться).
      1. +3
        24 июня 2017 08:18
        Но Все равно нутро малехо гложет искренняя зависть!
    3. 0
      25 июня 2017 08:24
      У Китая уже целая сеть вмб по Африке и бв, париться как раз надо, учитывая их темпы строительства флота.
      1. +1
        25 июня 2017 10:54
        Цитата: К-612-О
        У Китая уже целая сеть вмб по Африке и бв,

        По подробнее можно? Кроме ВБ в Джибути и Пакистане вроде нет ничего...
    4. +1
      27 июня 2017 16:47
      Ага, нет. Только китайские подрядчики, по всей Африке строят порты, причём строят с такими конструктивными особенностями и на таких условиях, что не будучи предсказателем, скажу, что через пяток лет, у Китая будет много-много военно-морских баз.
    5. 0
      4 декабря 2017 19:22
      А если Китай попросит Россию о базе на севере, разве Россия откажет другу!?
      Или сначала попросит о возможности захода/обслуживания? what
      Съездит Димон в Китай и привезёт правительственное соглашение. good
  2. +6
    24 июня 2017 09:19
    Понравилась фраза - судовая силовая установка ЭМ Ханчжоу(пр 956Э) остаётся без изменений. т.к. показала свою надёжность в течении многих лет эксплуатации!!!!!!!Просто странно что наши специалисты ВМФ говорят об ущербности ЭУ Авианосца Кузнецов и ЭМ пр956 .как это понять!?...Много конечно отмазок! но ведь при СССР они ходили в автономки, работали в с заливе.... может что то со специалистами не то!???...
    1. +5
      24 июня 2017 09:33
      Для китайцев там норм - у них есть инструкция и по ней они будут иероглиф в иероглиф выполнять.

      Данная энергетика не прощает допусков и авось. Да. Вода чуть не проходит в верхний предел нормы - да ладно итак сойдет! Если ГТУ к такого уровня допускам относится нормально и ломается, только если совсем забить на регламент. То котел требует четкого выполнения всех процедур. С этим сложно. И если турбина - когда на нее совсем забили, еще восстанавливаемая обычно, в пределах 5-7 месяцев ремонта. То с котлом (а вернее с километрами тонких трубок) все сложно.

      При этом, китайцы делают кое что в направлении надежности. На новом АВе стоят уже новые котлы, повышенной надежности. Управление и контроль за котлами на электронику повесили еще на Варяге. На 956 - в модернизации возможно также введут эту систему (ну раз там все посты на электронику переводят).
    2. +1
      24 июня 2017 17:31
      Вы служили вахтенным механиком - "кочегаром" на "крокодиле" или на ЭМ 956 ? Если бы послужили, об "отмазках" не писали бы7
    3. 0
      24 февраля 2018 12:13
      Цитата: magadan72
      может что то со специалистами не то!???...

      Наши сэкономили на системе водоподготовки.. Там нужен уровень как для атомных реакторов, что весьма затратно.. Вот это и стало основной проблемой, китайцы видя наш опыт так делать не стали, и поэтому аналогичные установки у них работают весьма успешно..
  3. +6
    24 июня 2017 09:22
    Был недавно в СПбГМТУ на защитах магистров.Родной университет выпускает в этом году : 5 магистров кафедры конструкции и технической эксплуатации,10 магистров проектирования,и по 7 человек проектирования подводных лодок и океанотехников.5 человек приборостроителей.0 с технологии судостроения.Всё дневная форма обучения-как бы те,кому хоть чтото должны были в голову вдолбить. Причин не завидовать не видно,выпуск- не конкурент вообще любому гум. Вузу. Куда мы идём,друзья?
  4. +9
    24 июня 2017 09:31
    Впечатлил тип 1130

    1. +7
      24 июня 2017 15:25
      Цитата: san4es
      Впечатлил тип 1130

      Адский ад laughing
      1. +1
        24 июня 2017 21:07
        Цитата: Deadушка
        Цитата: san4es
        Впечатлил тип 1130

        Адский ад laughing

        Типа американский "Вулкан-Фаланс" Вас впечатлил
        1. +7
          24 июня 2017 21:12
          У "Вулкан-Фаланс" калибр и количество стволов меньше.
          У Китайцев 30-мм и аж 11 штук стволов.
          1. +1
            24 июня 2017 21:14
            Цитата: Deadушка
            У "Вулкан-Фаланс" калибр и количество стволов меньше.
            У Китайцев 30-мм и аж 11 штук стволов.

            Типа Вы многое хотите от китайского "ксерокса" не все сразу....
            Это я в части РЛС управления огнем и захвата цели...
            1. +6
              24 июня 2017 21:16
              Цитата: DOCTOR ZLO
              Типа Вы многое хотите от китайского "ксерокса" не все сразу....

              В смысле хочу?... это реальные параметры их установки, а не мои старческие бредни laughing
        2. +1
          24 июня 2017 22:50
          Типа американский "Вулкан-Фаланс" Вас впечатлил

          Вообще то в прародителях у него не "Фаланкс", а "Голкипер".
    2. Комментарий был удален.
      1. +7
        26 июня 2017 14:43
        Не в тему negative ...Не интересно am
        1. 0
          26 июня 2017 15:00
          Не обращайте внимания. Продолжайте впечатляться.
          1. +9
            26 июня 2017 20:03
            халва, халва …

            Это Вы про что? recourse
            1. +5
              26 июня 2017 20:12
              Цитата: Svarog51
              халва, халва …

              Это Вы про что? recourse

              Где халва? Не вижу... recourse
              1. +9
                26 июня 2017 20:43
                Володя, hi Ну вот, взял и всю малину испортил. laughing Я тоже хочу узнать у пессимистичного товарища, где халва на халяву. wassat
                1. +4
                  26 июня 2017 20:46
                  Цитата: Svarog51
                  Ну вот, взял и всю малину испортил.

                  Я малину боюсь собирать. Вдруг там медведь? soldier
                  1. +8
                    26 июня 2017 21:07
                    Тс-с! Вдруг партнёры читают, вот и будешь оправдываться, зачем медведя напоил. good drinks
                    1. +4
                      26 июня 2017 21:08
                      Цитата: Svarog51
                      Тс-с! Вдруг партнёры читают, вот и будешь оправдываться, зачем медведя напоил. good drinks

                      Я его не поил... Он сам... crying
                      1. +7
                        26 июня 2017 21:15
                        Ага, сделаю вид, что поверил в
                        Он сам...
                        тебя напоил. tongue
      2. +2
        2 июля 2017 12:10
        Занимательный коментарий.
        Какие вы видите фундаментальные проблеммы и как предлагаете их решать. Если можно в кратце, просто перечислить пункты.
        1. 0
          2 июля 2017 13:18
          Цитата: alexmach
          Занимательный коментарий.
          Какие вы видите фундаментальные проблеммы и как предлагаете их решать. Если можно в кратце, просто перечислить пункты.

          Ни вкратце, ни по пунктам (ни тушкой, ни чучелом). Извините, но фундаментальные проблемы вот так вот "походя" излагаются разве что в учреждении имени тов. Кащенко, или подобном.
          Если действительно интересуют фундаментальные проблемы развития государства, то прочитайте сначала первоисточник, откуда была взята цитата, которую Вы упоминаете.
          Это то, что предложил я. Это концепция полигона социально-экономического развития страны. Полигона (!).
  5. 0
    24 июня 2017 15:17
    Даа,956 они модернизировали любо-дорого посмотреть(если,конечно,все соответствует заявленным характеристикам).
    Нам бы хоть 4 корабля с такой модернизацией....
  6. 0
    24 июня 2017 17:09
    Очень хорошо было бы иметь в боевом строю около четырех эсминцев проекта956 .Имея ГЭУ аналогичную ГЭУ авианосца Адм Кузнецов, можно составить действительно мощную АУГ. С большой дальностью плавания особенно если перевезти на мазут! это здорово бы уменьшило эксплуатационные расходы,упростило бункеровку АУГ. ПВО соединения гораздо мощнее в таком составе...
    1. +1
      24 июня 2017 19:02
      magadan72 Сегодня, 17:09 Новый
      Очень хорошо было бы иметь в боевом строю около четырех эсминцев проекта956 .Имея ГЭУ аналогичную ГЭУ авианосца Адм Кузнецов, можно составить действительно мощную АУГ.

      В последний раз наш авианесущий крейсер, к берегам САР, ходил в сопровождении 2 БПК и одного ТАРК "Петр Великий", че плохой ордер?
  7. +1
    24 июня 2017 18:58
    Молодцы, что сказать, первая линия ПЛО у них 60 корветов УРО (построенных, заложенных, строящихся), вторая эсминцы УРО старых и новых проектов. Именно по количеству эсминцев УРО, определяют развитие экономики страны....
    1. 0
      30 июня 2017 14:49
      Фашисты значит самые бедные и слабые???)))))
  8. 0
    24 июня 2017 22:34
    У Китайцев поверьте есть более значимые проблемы, чем наш Дальний Восток. Они и так в тихую осваивают "Гектар ".
    ОТ Ядерной Российской ( вдруг чего ) продвинутой" шлепалкой "они не готовы отмахиваться. Тем более Россиия -Китай практически союзники.
    Остается одно - МОЧИТЬ штаты...
    кто против - в "Сад" wink
  9. 0
    24 июня 2017 23:24
    Советская школа судостроения, даже грустно стало...
  10. 0
    25 июня 2017 02:43
    Молодцы Китайцы, ничего не скажешь. И кораблик красивый.
  11. +3
    26 июня 2017 21:23
    Svarog51,
    Не, я Мишку не видел. Брат мой с Мишкой в маллиннике столкнулся. "Эй, мужик,скоко время?" Мужик не отвечает. "Эй, мужик, ты что, глухой?" Ага, глухой. Поближе подошел, и руки в гору.
  12. 0
    30 июня 2017 14:43
    Имхо,при предпоследней ниппо-чайной войны в 19 веке Китай так же имел довольно таки неплохой флот ,из Бронников,по паритету как ниппоский ,отбилдинговый у фашистов))фашист и командовал и....ZERO))))Чайные даже с вьетконгом не смогли справиться)))) на одного вьета +100 чайников и жидко обдрестались)))
  13. 0
    30 июля 2017 20:06
    ай да китайцы молодцы, корабль красивый, когда же наши разродятся am
    1. +1
      4 декабря 2017 19:27
      Разродятся, но уже скорее в плане "пора покупать". am
      1. 0
        30 марта 2018 01:07
        да все к этому и идет...
  14. 0
    22 ноября 2017 08:37
    Всё это очень интересно. Где-нить в районе Малаккского пролива и на форумах всепропальщиков с флотолюбами.
  15. 0
    4 января 2018 14:50
    Сколько laughing Китай не строил кораблей всё равно получаются джонки laughing
  16. 0
    4 января 2018 14:54
    Цитата: DOCTOR ZLO
    Молодцы, что сказать, первая линия ПЛО у них 60 корветов УРО (построенных, заложенных, строящихся), вторая эсминцы УРО старых и новых проектов. Именно по количеству эсминцев УРО, определяют развитие экономики страны....

    А про качество этих "эсминцев" забыли??? laughing Вот у берега они могут плавать
  17. 0
    4 января 2018 14:55
    Цитата: Одиссей
    Даа,956 они модернизировали любо-дорого посмотреть(если,конечно,все соответствует заявленным характеристикам).
    Нам бы хоть 4 корабля с такой модернизацией....

    "Нам бы хоть 4 корабля с такой модернизацией..."
    Не дай бог нам такие "поделки" laughing laughing