Сила будущего. Двигатели для истребителей пятого поколения

В рамках программы разработки истребителя пятого поколения авиационной промышленности и смежным отраслям необходимо решить ряд сложнейших задач и создать все необходимое оборудование. Одной из самых сложных составляющих такой программы является создание двигателя с требуемыми характеристиками. Проекты перспективных силовых установок разрабатываются в ряде стран, причем несколько таких систем уже доведены до серийного производства. Рассмотрим текущее положение дел в этой области.

США

Первыми разработку двигателей для истребителей пятого поколения начали предприятия Соединенных Штатов. Эти проекты так же были первыми завершены, а затем доведены до серийного производства и последующей эксплуатации. Как следствие, к настоящему времени США получили возможность сообщать о новых рекордах и серьезном отрыве от зарубежных конкурентов. Буквально несколько дней назад американская промышленность сообщила о преодолении очередного важного рубежа.



Серийный самолет F-22A одной из строевых частей. Фото US Air Force


Первым американским двигателем нового поколения стало изделие Pratt & Whitney F119, создававшееся в рамках программы ATF и теперь используемое на истребителях Lockheed Martin F-22 Raptor. Несколько дней назад было объявлено, что такие двигатели, достаточно давно находящиеся в полноценной эксплуатации, в общей сложности наработали 500 тыс. летных часов. Руководитель проекта F119 Аманда Глоуд отметила, что подобное достижение ярко демонстрирует возможности имеющихся технологий. Также сообщается, что с 2005 года все построенные истребители F-22 в общей сложности провели в воздухе 200 тыс. часов.

Разработка двигателя F119 началась еще в восьмидесятых годах с целью оснащения будущих истребителей пятого поколения программы ATF. Контракт на полноценное проектирование был подписан в 1991 году. Через год первый опытный F119 был установлен на испытательный стенд, а в 1997-м готовые изделия нового типа были испытаны на опытных самолетах. Двигатели компании Pratt & Whitney использовались на опытных самолетах Lockheed YF-22 и Boeing YF-23. Последний не в полной мере устроил военных, и выбыл из конкурса. В итоге к серийному производству был рекомендован истребитель F-22 с двигателем модификации F119-PW-100.

Серийные самолеты Raptor оснащаются двумя двигателями F119-PW-100. Такое изделие представляет собой турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой и отклоняемым соплом, управляющим вектором тяги в одной плоскости. Двигатель построен по двухвальной схеме, роторы контуров высокого и низкого давления вращаются в противоположных направлениях. Компрессор низкого давления имеет три ступени, компрессор высокого давления – 6. Имеется по одной ступени турбины в обоих контурах. Сопло двигателя выполнено плоским и имеет отклоняемые створки, позволяющие изменять направление вектора тяги.

Двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеет общую длину чуть менее 5,2 м при максимальном диаметре менее 1,2 м. Масса изделия – 1,8 т. Температура перед турбиной составляет 1647°C. Тяга на форсаже – 15876 кгс (по другим данным, 16785 кгс). Согласно официальным источникам, два двигателя F119-PW-100 обеспечивают истребителю тяговооруженность не менее 0,88. При нормальном взлетном весе этот параметр достигает 1,15. Имеется возможность разгона до скорости 2410 км/ч. Без использования форсажа самолет способен развивать скорость 1960 км/ч. Боевой радиус определен в 760 км, тогда как перегоночная дальность достигает 2960 км.


Опытный образец двигателя F119 с управляемым соплом. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, к настоящему времени было выпущено более 500 двигателей Pratt & Whitney F119 всех модификаций. Эти изделия использовались на нескольких опытных образцах истребителя F-22, а в дальнейшем устанавливались на серийные самолеты. В общей сложности было построено 195 самолетов, из которых 187 являются серийными и предназначались для поставки военно-воздушным силам. Согласно последним данным, с момента официального старта эксплуатации истребители Raptor успели налетать в общей сложности 200 тыс. часов. При этом общая наработка двигателей, включая летные испытания опытных образцов, достигла 500 тыс. часов. Таким образом, став первым серийным двигателем для истребителя пятого поколения, изделие F119 смогло установить рекорд, который вряд ли будет побит в ближайшем будущем.

В дополнение к тяжелому и весьма дорогому истребителю F-22 американской промышленностью был создан самолет Lockheed Martin F-35 Lightning II. Для оснащения такой техники был создан турбореактивный двигатель Pratt & Whitney F135. Разработка такой силовой установки стартовала в девяностых годах и завершилась в середине прошлого десятилетия. Двигатель F135 создавался на основе существующего F119, из-за чего проект изначально носил обозначение F119-JSF – по названию программы разработки истребителя.

Разработка проекта F119-JSF / F135 завершилась в середине двухтысячных годов, и в 2007-м был представлен первый серийный образец. В дальнейшем продолжилась доводка техники, в результате чего проект заметным образом затянулся. Тем не менее, к 2013 году компания Pratt & Whitney поставила сотый серийный двигатель F135. К этому времени удалось избавиться от основной массы имевшихся проблем, а также поставить в серию три модификации двигателя, предназначенные для разных версий истребителя F-35.

Являясь дальнейшим развитием существующего изделия, двигатель F135 сохраняет основные его черты. Используется двухконтурная схема со схожим составом ступеней компрессоров. Была сохранена одноступенчатая турбина высокого давления, тогда как в контуре низкого давления была применена новая турбина с двумя ступенями. При помощи разных дополнительных устройств или технологий были созданы три модификации двигателя: F135-PW-100, F135-PW-400 и F135-PW-600.


Звено истребителей F-35 в полете. Фото US Air Force


Двигатель версии «PW-100» является базовым изделием семейства и предназначается для установки на самолетах F-35A военно-воздушных сил. Он имеет длину 5,6 м при диаметре не более 1,17 м. Масса изделия – 1,7 т. Максимальная тяга такого двигателя составляет 13 тыс. кгс, форсажная – 19,5 тыс. кгс. На базе «сотого» двигателя была создана модификация F135-PW-400, предназначенная для палубных истребителей F-35C. Единственным серьезным отличием такого двигателя является наличие усиленного антикоррозийного покрытия. Все характеристики остаются на прежнем уровне.

Самолеты F-35B, имеющие возможность укороченного взлета и вертикальной посадки, получают двигатели F135-PW-600, имеющие самые серьезные отличия. Такой двигатель имеет поворотное сопло, позволяющее перенаправлять тягу вертикально вниз. Кроме того, от двигателя вперед отводится дополнительный приводной вал, вращающий подъемный вентилятор. В результате такой переработки длина силовой установки в целом увеличилась до 9,37 м, из которых 1,35 м приходится на крупнейшие части подъемного вентилятора. Максимальная тяга такого двигателя составляет 12250 кгс, форсажная – 18600 кгс.

Первые самолеты семейства F-35 были построены и подняты в воздух в 2006 году. За прошедшее время машины трех модификаций были доведены до полноценного серийного производства. Уже построено и передано заказчику более 230 машин. Все эти самолеты несут по одному двигателю соответствующей модификации. Заявлена возможность разгона до максимальной скорости 1930 км/ч. Без использования форсажа истребитель F-35A способен лететь со скоростью 1470 км/ч. Боевой радиус достигает 1400 км, дальность – не менее 2200 км.


Двигатель F135-PW-600 с подъемным вентилятором. Фото Wikimedia Commons


Как видим, Соединенные Штаты, начав работы раньше других стран, к настоящему времени успели разработать и довести до серийного производства сразу два турбореактивных двигателя для истребителей пятого поколения. Эти изделия строятся в значительных количествах и эксплуатируются вооруженными силами.

Китай

Заметных успехов в деле создания истребителей пятого поколения и двигателей для них достиг Китай. В настоящее время китайская промышленность работает сразу над двумя перспективными самолетами, а также создает для них необходимые комплектующие. При этом, однако, в области двигателестроения наблюдается неоднозначная ситуация. Имея ограниченные возможности в деле разработки современных авиационных двигателей, КНР вынуждена самым активным образом использовать зарубежные изделия.

В январе 2011 года впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения Chengdu J-20. К настоящему времени было построено и выведено на испытания несколько опытных образцов, отличающихся по конфигурации и составу бортового оборудования. Так, по известным данным, опытные J-20 имели силовую установку двух версий, как китайского, так и зарубежного производства.

Ранее появлялась информация о закупке российских двигателей АЛ-31Ф, отличающихся высокими характеристиками. Такие двигатели могли бы использоваться вплоть до начала серийного производства самолетов и появления собственных изделий с аналогичными характеристиками. Также публиковалась информация о возможности использования последних модификаций двигателя Shenyang WS-10, представляющего собой китайской вариант развития советского/российского АЛ-31.


Китайские истребители Chengdu J-20 во время демонстрационного полета. Фото Wikimedia Commons


Согласно последним данным, серийные самолеты J-20 будут оснащаться турбореактивными двигателями Xian WS-15, разрабатываемых до настоящего времени. Проект стартовал еще в девяностых годах, и в середине двухтысячных дошел до стендовых испытаний. К концу прошлого десятилетия были получены определенные положительные результаты. Ранее в зарубежных профильных изданиях высказывались предположения, согласно которым проект WS-15 является китайской попыткой скопировать американский двигатель F119. Также ходили слухи о желании Китая скопировать российские двигатели последних модификаций семейства АЛ-31.

Из имеющихся данных следует, что изделие Xian WS-15 представляет собой турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой. Сообщалось о применении трехступенчатого компрессора низкого давления и шестиступенчатого компрессора в контуре высокого давления. Двигатель имеет общую длину более 5 м. При температуре перед турбиной порядка 1600°C планируется получить тягу до 19-20 тыс. кгс.

По разным оценкам, истребитель Chengdu J-20 с двумя двигателями WS-15 сможет показывать тяговооруженность не менее 1,05. При этом он сможет развивать скорость до 2100 км/ч. Возможность разгона до сверхзвуковых скоростей без использования форсажа пока не уточняется. Какие характеристики будет иметь серийный самолет с доведенными двигателями – пока неизвестно.

С 2012 года продолжаются летные испытания легкого истребителя пятого поколения Shenyang J-31. Согласно имеющимся данным, как минимум, в течение некоторого времени этот самолет испытывался в специфической конфигурации. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-93 российского производства, используемыми на истребителях четвертого поколения. В прошлом десятилетии Китай смог наладить выпуск своей версии РД-93 под названием Guizhou WS-13. В обозримом будущем планируется оснастить самолеты J-31 улучшенным двигателем WS-13E.


Легкий истребитель Shenyang J-31 на авиационной выставке. Фото Wikimedia Commons


Согласно ранее публиковавшимся сведениям, WS-13E будет представлять собой двухконтурный турбовентиляторный двигатель, являющийся дальнейшим развитием существующего РД-93. Серийные изделия базовой модификации WS-13 имеют восемь ступеней компрессоров высокого и низкого давления. При длине менее 4,2 м и диаметре около 1 м двигатель WS-13 весит 1,14 т. Существующее изделие на форсаже развивает тягу более 8800 кгс. В новой модификации WS-13 форсажную тягу планируется увеличить и довести до 9-9,1 тыс. кгс.

По понятным причинам, точное состояние перспективных проектов WS-13E и WS-15 не раскрывается. Китайская оборонная промышленность традиционно хранит свои основные секреты и не спешит оглашать самые интересные сведения о новых проектах.

Россия

Российская промышленность продолжает работы над единственным собственным проектом истребителя пятого поколения – ПАК ФА или Т-50. В рамках крупной программы также ведется разработка перспективного двигателя, отличающегося от существующих образцов повышенными характеристиками и новыми возможностями. Тем не менее, сложность подобных работ привела к тому, что опытные самолеты пришлось оснащать двигателями имевшихся типов, имеющими приемлемые характеристики. Прототипы Т-50 пока оснащаются турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1. В дальнейшем предполагается завершить разработку и поставить в серию совершенно новый двигатель, пока известный под обозначением «Изделие 30» или «Тип 30».

В контексте программы ПАК ФА «Изделие 30» рассматривается как т.н. двигатель второго этапа. Пока этот проект имеет только рабочее обозначение, но в дальнейшем возможно появление нового названия с литерами «АЛ». Ранее сообщалось, что к настоящему времени была разработана конструкторская документация и стартовала сборка опытных двигателей. Установка «Изделий 30» на опытный самолет и первый полет с их использованием запланированы на конец текущего года. В течение нескольких следующих лет будут выполняться новые проверки, а в 2020 году предполагается провести государственные испытания.


Один из опытных ПАК ФА / Т-50. Фото Alex S / Russianplanes.net


Несколько дней назад издание «Газета.ру» опубликовало новые подробности хода проекта «Изделие 30», полученные от неназванных источников в Московском ОКБ им. А.М. Люльки. Согласно информации от источника, предприятие работает в три смены, чтобы успеть к назначенным срокам и уложиться в установленный график. При этом имеются проблемы со смежниками: со своими обязательствами не справляется поставщик автоматики управления двигателем. После завершения текущих работ планируется установить опытный двигатель на летающую лабораторию и испытать в полете. Первая такая проверка запланирована на 6 ноября. Тем не менее, если смежники не справятся со своими задачами, график испытаний может быть изменен.

Также источник «Газеты.ру» подтвердил, что перспективный двигатель заметно отличается от существующих изделий, таких как АЛ-41Ф1, но получает новую турбину и полностью цифровую систему управления. Следствием этого станет получение повышенных характеристик тяги в сочетании со сниженным потреблением топлива. Все это позволит самолету, оснащенному «Изделиями 30», развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа с соответствующими положительными последствиями для применения техники в целом.

По разным данным, перспективный двигатель будет развивать тягу до 11000 кгс без использования форсажа и до 18 тыс. кгс с его применением. За счет этого самолет Т-50 будет иметь тяговооруженность, в зависимости от взлетной массы, не менее 1. Максимальная скорость оценивается в 2500-2600 км/ч, максимальная без использования форсажа – до 2000 км/ч. Двигатель «Тип 30» будет оснащен отклоняемым соплом, позволяющим управлять вектором тяги. Это даст самолету значительный прирост маневренности на всех режимах полета.

***

Несмотря на бурное развитие радиоэлектронных систем и рост их значения, двигатели по-прежнему остаются одной из самых важных и сложных в разработке частей перспективных самолетов. Особые требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения, приводят к соответствующим последствиям в контексте двигателестроения. Конструкторам приходится решать особо сложные задачи, без чего не удастся выполнить все требования заказчика и создать самолет с необходимыми характеристиками.


Двигатель АЛ-41-Ф1, используемый на существующих прототипах Т-50. Фото Wikimedia Commons


На данный момент сразу несколько стран работают над своими вариантами истребителей пятого поколения, однако далеко не все подобные разработки продвинулись достаточно далеко. Более того, лишь одна страна смогла довести перспективные самолеты до серийного производства. Другие пока проводят испытания или занимаются опытно-конструкторскими работами. Тем не менее, очевидно, в течение нескольких следующих лет США потеряют свое первенство, поскольку в серию могут пойти сразу несколько самолетов зарубежной разработки.

Ситуация с двигателями для перспективных истребителей выглядит похоже, однако заметным образом отличается. Так, Соединенные Штаты уже имеют два серийных двигателя, один из которых к тому же выпускается в трех модификациях, Россия только готовится к испытаниям первого образца схожего назначения, а о ходе китайских проектов почти ничего не известно. При этом очевидно, что разработка перспективной техники и комплектующих для нее продолжается и постепенно приводит к все новым и новым результатам. Конечным итогом всех проектов должно становиться начало серийного производства новых двигателей для установки на серийных самолетах, предназначенных для вооруженных сил. Два двигателя нового поколения уже решили эту задачу. Остальным только предстоит это сделать.


По материалам сайтов:
http://defensenews.com/
http://globalsecurity.org/
http://airwar.ru/
http://defence-update.com/
http://armyrecognition.com/
http://gazeta.ru/
http://janes.com/
http://flightglobal.com/
http://airforceworld.com/
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 96

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Uncle Lee (Владимир) 26 июня 2017 06:29
    А если не поставлять наш титан в Сша, будут летать ихние Рапторы ?
    1. ИмПерц (Игорь) 26 июня 2017 06:34
      Рапторы будут, у Боинга проблемы начнутся...
      (Итак, производство титана в мире по странам:
      Ведущей страной-производителем является Китай. Страна обладает максимальными запасами титановых руд. Из 18 известных заводов по получению титановой губки 9 расположены в Китае.
      Второе место занимает Япония. Интересно, что в стране на авиакосмический сектор уходит только 2–3% металла, а остальной используется в химической промышленности.
      Третье место в мире по производству титана занимает Россия и ее многочисленные заводы.
      Затем следует Казахстан.
      США – следующая в списке страна-производитель, расходует титан традиционным образом: 60–75% титана использует авиакосмическая промышленность).
      1. karish (Александр) 26 июня 2017 06:43
        Цитата: ИмПерц
        Рапторы будут, у Боинга проблемы начнутся...
        (Итак, производство титана в мире по странам:

        существует проблема с закупками титана ?
        если нет - о чем разговор ?
        1. ИмПерц (Игорь) 26 июня 2017 06:44
          На данный момент проблем с закупками нет.
        2. yehat (Сергей) 26 июня 2017 15:09
          титан - дефицитный ресурс. даже снижение поставок на 5% заметно увеличит его стоимость
          и начнутся проблемы у потребителей вроде американского впк.
          Еще более дефицитны технологии недорогой обработки титана.
          так что на этом рынке РФ более чем заметный игрок
        3. jonht (Евгений) 27 июня 2017 06:07
          Существует проблема обработки титана и изделий на его основе, а вот в этом наши очень даже преуспели...
          Если интересно по Гуглите...
      2. boriz (boriz) 26 июня 2017 11:34
        Тут важен не объём производства титана, а технологии.
        США покупают детали Боингов (а, кстати и Эрбас) не в Китае и не в Японии (не говоря уже о Казахстане). Хотя рады были бы в Японии купить. Но японцы (как и китайцы), могут только развить краденые технологии. Придумать что то своё - мозги не так устроены. Каждому - своё.
        1. CastroRuiz (CastroRuiz) 26 июня 2017 12:45
          Yaponci mogut razvit tolko kradenie tekhnologii ?! :)))
          A kde, v kakoy dimenzii Ti zhivyosh chelovechek ?!
          1. Deadушка (Виталий) 26 июня 2017 13:30
            Виртуальной клавиатурой можно воспользоватся(за неимением с кириллицей).
        2. 4-тыйПарасенок (Александр) 11 июля 2017 23:41
          Цитата: boriz
          Тут важен не объём производства титана, а технологии.
          США покупают детали Боингов (а, кстати и Эрбас) не в Китае и не в Японии


          Вот только Боинг уже 2 года доводит технологию 3Д печати титаном, и похоже что успешно...
          1. Vladimir 5 (Владимир) 2 марта 2018 16:30
            Вы представляете технологию 3Д печати. С титаном такое не катит, даже большинством металлов. Потому и зависят Боинг от поставок, иначе давно "печатали" по китайскому или японскому сырью...
    2. Maskom (маском) 26 июня 2017 08:50
      Вот ради таких статей захожу на ВО
      1. Bad_gr (Владимир) 26 июня 2017 13:07
        ......Согласно официальным источникам, два двигателя F119-PW-100 обеспечивают истребителю тяговооруженность не менее 0,88. При нормальном взлетном весе этот параметр достигает 1,15. Имеется возможность разгона до скорости 2410 км/ч.....

        Скорость в 2410 км/час для F-22 вряд ли, достижима. У него (в отличии от Т-50) воздухозаборники, в угоду малозаметности, сделаны не регулируемыми. Скорей всего, предел в районе 1900 км/час.
      2. Комментарий был удален.
  2. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 06:47
    титан в большом количестве используют для производства стоек шасси и элементов планера. Лопатки на новых двигателях начали делать из керамики и жароустойчивых композитов.
    1. Shahno (Павел) 26 июня 2017 06:52
      Да и на старых тоже делали,как появилась проблема высокой температуры после кс.
      1. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 06:56
        Я к тому, что без нашего титана американцы вполне себе протянут.
        1. EvilLion 26 июня 2017 08:09
          В советское время у нас закупали через подставную фирму, была попытка.
    2. N.O.M.A.D.E. (Владимир) 28 июня 2017 17:02
      Отчасти, и "раздувать" из сплавов титана, делая их структуру "сотовой".
      Не все так просто с "керамикой" и ко позитами
  3. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 06:50
    Lockheed YF-22 и Boeing YF-23

    Northrop емаё!
    отклоняемым соплом, управляющим вектором тяги в одной плоскости

    Кстати наши повозились с плоским соплом и пришли к выводу, что потери с ним прилично выше круглого.

    Ранее сообщалось, что к настоящему времени была разработана конструкторская документация и стартовала сборка опытных двигателей.

    Было в конце прошлого года или начале, не помню точно, что изд. 30 успешно запустили на стенде. Новость про летные испытания: http://zhukvesti.ru/articles/detail/38421/
    Так, Соединенные Штаты уже имеют два серийных двигателя, один из которых к тому же выпускается в трех модификациях

    По сути F135 это модификация того же F117, можно так же сказать про АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф. При том есть малый двигатель для МиГ-35 РД-33МК с форсажной тягой в 9 тонн, в сумме дающий те же самые 18 тонн на форсаже и 11 без оного, плюс может бонусно оснащаться всеракурсным УВТ. Хотя как говорят ЛФИ делать не будут, МиГ занят созданием дальнего гиперзвукового перехватчика.
    1. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 07:01
      ..думаю, прямая дорога нам к легкому-среднему истребителю с одним двигателем. это гораздо важнее высотных перехватчиков:
      ...Наряду с двухдвигательным истребителем пятого поколения, разработкой которого занимается компания "Сухой", в перспективе может быть создан легкий однодвигательный многофункциональный истребитель.
      "Мы убеждены, что такой самолет нужен. И в перспективе обязательно к нему придем. Если у нас появится тяжелый двухмоторный истребитель и вследствие этого дорогой, то будет и одномоторный истребитель. Жизнь все равно заставит сделать такую машину", - заявил "Интерфаксу-АВН" заместитель генерального директора научно-производственного объединения "Сатурн" Виктор Чепкин. Он отметил, что обе машины будут оснащены одним и тем же двигателем.
      "По этому пути уже давно идут США. Они сначала делают дорогой истребитель, например F-15, а потом, используя тот же двигатель, разрабатывают одномоторный истребитель типа F-16, который менее дорогой, но зато более массовый", - сказал В.Чепкин. Он отметил, что такая же идеология у китайцев. У них по лицензии производится тяжелый двухдвигательный истребитель Су-27 и есть свой одномоторный самолет F-X. (паралай)
      1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 07:14
        Не будут, я тоже надеялся, но в недавнем интервью говорилось о дальнем перехватчике и беспилотнике: http://bmpd.livejournal.com/2669506.html
        1. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 07:26
          А где мы возьмем нужно количество истребителей 5го поколения тогда?
          1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 07:27
            Будут клепать единый Т-50 видимо. Ну еще и инсайд от одного камрада, который сразу сказал чем заняты в РСК МиГ.
            1. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 07:33
              ну Т-50 даже не 200 штук в планах..разве что МиГ-35 заполнят пробел? А дальний перехватчик, мне кажется, несвоевременная трата денег. Если это не модификация Т-50го.
              1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 07:41
                Как понимаю собираются все же в основной массе 4++ делать, Су-35 и Су-30. МиГи вроде проскакивало вытеснят Су-33 с Кузи и заказ на них все же есть от МО.

                Насчет дальнего перехватчика, то для наших протяженных северных границ как раз такая машина крайне выгодна, фишка ее в скорости выхода в район пуска ракет. Не зря 31ые пошли на модернизацию, хотя это очень дорогая и сложная машина, но позволяет сильно уменьшить количество аэродромов и авиапарка.
                1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 12:49
                  Я думаю, что лучше сделать двух местный вариант Т-50 с увеличенной дальностью ( он и так имеет приличную дальность).
                  И не плодить большое количество разных самолетов. А аэродромы все равно строить нужно.
                2. ProkletyiPirat (Сергей) 7 июля 2017 12:59
                  Цитата: kugelblitz
                  асчет дальнего перехватчика, то для наших протяженных северных границ как раз такая машина крайне выгодна, фишка ее в скорости выхода в район пуска ракет.

                  Уже давно отказали от концепции истребительной авиации, наземные ПВО\ПРО намного эффективнее действуют, а за счёт меньшей стоимости в сравнении с "ЛА+база ЛА" их можно построить значительно больше.

                  Реально у истребительной авиации только одна задача, это отгонять вражеские ЛА от охраняемой территории. Потому и глупо делать чисто истребители, лучше реализовать что-то навроде Су-34, только с вооружением внутри корпуса, в случае дальнего перехвата просто ставить вместо бомб пару ракет и много топлива для форсажа.
    2. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 07:02
      Интересно, а на Ф-35 можно такое сопла прикрепить?
      1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 07:10
        Можно думаю, только видимо нехватка тяги скажется, которая с полной загрузкой топливом меньше единицы. У них и так из-за S-образных нерегулируемых воздухозаборников потери имеются, плюс лобовой профиль приличный, если приделать плоское сопло то ваще ленивым станет. Недавно в Ле Бурже крутил он высший пилотаж, очень вяло, МиГ-21 напоминает, который кое-где даже энергичнее себя ведет.
        1. Zaurbek (Zaur) 26 июня 2017 07:27
          Кстати, вяловато Ф-35 летал...согласен.
          1. voyaka uh (Alexey) 26 июня 2017 10:14
            Демонстрация была для военных летчиков, а не для публики.
            Локхид-Мартин хочет продавать Ф-35 серьезным европейским покупателям,
            а не поражать посетителей с видеокамерами.
            Публике, конечно, интересны дикие кульбиты, которые эффектно выполняют
            Су- и МиГ. Но в бою эти трюки неприменимы.
            Американский летчик показал строго набор практических приемов, важных
            для ближнего боя.
            1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 10:23
              Обсуждали репортаж bmpd в Ле Бурже и был момент с пилотажем Рафаля. А с чем ещё было сравнивать? И он реально порвал Пингвина, очень агрессивный пилотаж, резкий, виражи малого радиуса, после выполнения маневра без стабилизации мог внезапно крутануть другой. Как МиГи и Сушки прям.

              И кстати благодаря этому Рафаль в догфайте побил со счётом 4 к 1 F-22, из комментариев прочёл, что в последнее время на Рэд Флаг французов перестали приглашать.
              1. voyaka uh (Alexey) 26 июня 2017 12:20
                Полетная программа Ф-35 была не призвана доказать, что
                он лучший в ближнем бою - ближний бой для него исключение.
                А то что он способен четко выполнять все приемы ближнего боя.
                До этого, когда он был ограничен перегрузкой 3G, это вообще отрицали.
                В Париже от работал с допустимой перегрузкой в 7G. Следующий блок ПО
                сделает возможным перегрузку в 9G.
                1. Bad_gr (Владимир) 26 июня 2017 13:22
                  Цитата: voyaka uh
                  Следующий блок ПО сделает возможным перегрузку в 9G.

                  Мне попадалась информация по характеристикам Су-37. У него ограничение по перегрузкам было 12G (как на спортивных самолётах). Наш современный Су-35 корнями идёт от Су-37 (не путать со старым Су-35, который был модификацией с Су-27), хотя по паспорту у него стоит 9G.
                  Как-то смотрел ролик с интервью французского лётчика. Он сказал, что и американские лётчики во время пилотирования выходят на большие перегрузки, но в отличии от них французы на них летают, а не выходят кратковременно.
                  1. voyaka uh (Alexey) 26 июня 2017 13:57
                    Американцы вообще не любят финты высшего пилотажа
                    и ближний бой. Еще со 2-ой Мировой. В ближнем бою есть фактор неопределенности, и могут быть высокие потери. А это им не подходит.
                    У них в почете командная игра, без асов и риска. И огонь
                    с максимально возможных дистанций с подстраховкой и при
                    численном перевесе.
                    Израиль тоже с 80-х перешел на такую систему. Поэтому нам Ф-35
                    хорошо подходит. А кому-то нужен резкий Рафаль или Су-35.
                    1. kirgiz58 (Борис) 26 июня 2017 16:20
                      Цитата: voyaka uh
                      У них в почете командная игра,

                      У гиен тоже командная тактика. Наверно поэтому их не любят ни люди, ни звери. laughing
                      1. voyaka uh (Alexey) 26 июня 2017 23:31
                        И у львов. Охотятся все вместе, дружно. wink
                      2. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 07:40
                        Любовь вещь для всех разная. Тут главное поддержание численности популяции. Это показатель успеха. Сравните куда движется она у львов и куда у гиен ...
                      3. ЗВО (Алекс) 28 июня 2017 10:45
                        Цитата: kirgiz58
                        Цитата: voyaka uh
                        У них в почете командная игра,

                        У гиен тоже командная тактика. Наверно поэтому их не любят ни люди, ни звери. laughing


                        Зато всеми биологами признано, что гиены - самые эффективные хищники на нашей планете. И их подвид - всегда на высоте и занимает все больше и больше жизненного пространства.
                    2. ArikKhab 1 ноября 2017 11:51
                      то есть Рафаль (оставим Су за скобками) не подходит для "командной игры"? Понятно что Израиль не может закупать российское оружие по понятным причинам, а так же не горит желанием снова связываться с французами из-из многочисленных случаев непоставки оружия в прошлом, но как это относится к боевым качествам собственно Рафаля ?
                2. arkadiyssk 26 июня 2017 20:08
                  Ограничение в 7G у F-35 оно связано не с версией прошивки(т.е. она не программная), а с перепускными клапанами топливных баков, решение найдено еще в начале года, но на уже выпущенных самолетах она да, будет устраняться с кучей других вещей в блоковом наборе с выходом новой прошивки ПО.
            2. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 12:52
              Во время Фантомов и МиГов 21 и от пушек отказывались...И то же были разные теории воздушного боя. Время расставило все на свои места. Ф-35 в любом случае передний край науки и техники, прежде всего новая концепция универсального самолета.
            3. ProkletyiPirat (Сергей) 7 июля 2017 13:09
              Цитата: voyaka uh
              Демонстрация была для военных летчиков, а не для публики.
              Локхид-Мартин хочет продавать Ф-35 серьезным европейским покупателям,
              а не поражать посетителей с видеокамерами.
              Публике, конечно, интересны дикие кульбиты, которые эффектно выполняют
              Су- и МиГ. Но в бою эти трюки неприменимы.
              Американский летчик показал строго набор практических приемов, важных
              для ближнего боя.

              Стоп, давайте не путать ТТХ, все современные средства поражения могут быть установлены и на ф35 и на су и на миг и на рафаль, а вот сочетания двигатель+фюзеляж вы так просто не поменяете.

              И вообще лётные характеристики очень важны, например для ухода от ракет противника после отстрела ловушек.
            4. Слесарь (Сергей) 5 ноября 2017 00:14
              Цитата: voyaka uh
              Публике, конечно, интересны дикие кульбиты, которые эффектно выполняют
              Су- и МиГ. Но в бою эти трюки неприменимы.

              Скажите об этом вдовам американских пилотов -вьетнам ,корея ,это очень их успокоит laughing
              1. XXXIII (Владимир) 5 ноября 2017 00:40
                Цитата: Слесарь
                Цитата: voyaka uh
                Публике, конечно, интересны дикие кульбиты, которые эффектно выполняют
                Су- и МиГ. Но в бою эти трюки неприменимы.

                Скажите об этом вдовам американских пилотов -вьетнам ,корея ,это очень их успокоит laughing

                Что за самолет не знаю, но высший пилотаж спас жизнь пилоту и машину..... yes
      2. jonhr (jonh) 26 июня 2017 10:52
        изначально ф-35 и планировался , но только не с плоскими соплами, а круглыми осесимметричными соплами. в дальнейшем от этого отказались
        1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 07:41
          Цитата: jonhr
          а круглыми осесимметричными соплами

          - Это какие такие сопла? оно же одно у Ф-35?
          1. jonhr (jonh) 27 июня 2017 09:19
            это с изменяемым вектором тяги и называются осесимметричные
            на модификации б считайте что оно осесимметричное.
            ну а если пойдём дальше то один ф-35 одно сопло и много ф-35 это сопла. laughing
    3. gridasov 26 июня 2017 13:58
      То , что различной формы сопла кроме круговых являются не эффективными , а всем известно , что любые угловые формы являются элементами концентрации заряда и источником локальной поляризации напряжения. К тому же это можно обосновать исчерпывающе и теоретически . а не тратить средства и время на эксперименты. Но это все мелочи по сравнению с тем , что концепция всего двигателя , которые существуют сейчас , совершенно не логична , а значит и не эффективна по целому комплексу причин.
    4. karabas-barabas 1 июля 2017 11:02
      Цитата: kugelblitz
      Кстати наши повозились с плоским соплом и пришли к выводу, что потери с ним прилично выше круглого.


      При чём тут "потери"? Плоское сопло на Рапторе делает его в боковой, нижней и задней полусфере менее заметным, а Т-50 благодаря своим трубам сзади уже вряд-ли более стелс, чем обычная Сушка-27. Примечательно, что американцы имеют схоженные с заявленными сухими цифрами данные ТТХ имея плоское, менее заметное для средств обнаружения сопло.
      1. kugelblitz (kugelblitz) 1 июля 2017 11:22
        Да конечно, особенно с чудовищным шлейфом выхлопа. Сделали потому что не захотели возиться с всеракурсным. Не надо путать щели Хромого Гоблина и УВТ.
        1. karabas-barabas 11 июля 2017 18:33
          Ещё раз., ЭПР Раптора на порядок, или порядки ниже обычного ЛА такой же мощности и в задней полусфере, радар не видит никаких шлейфов, это для оптических систем интересно, но и то, в том случае, если Раптор где нить "рядом", не далее 30и км пролетит. А вот ПАК ФА, уже снизу, сбоку, сверху и особенно сзади будет на много сильнее светиться и шлейф у него не меньше. если уж на то пошло, его никуда е деть. Ерунда, что мол американцы просто не смогли как у Сушки сделать, или что не умеют сделать АЗ в БО, как у - Т-72, по этому заряжающий, всё из той же оперы, просто чушь и домыслы.
      2. ArikKhab 1 ноября 2017 11:54
        как сказал кто то из авиаконструкторов - и кирпич полетит, если поставить на него двигатель помощнее...
  4. Yak28 (Алексей ) 26 июня 2017 07:13
    Я конечно не специалист,но я не понимаю какая тут незаметность у пакфы с задом от СУ-27?У Ф-22 в плоских соплах заслонки стоят которые турбину закрывают,на Ф-117 похожая конструкция была,что бы снизить заметность.Как мне кажется Ф-22 будет сложнее заметить чем Т-50.А также я думаю что сверх маневренность благодаря отклоняемому вектору тяги тоже не особа нужна,я смутно верю что фигуры высшего пилотажа помогут уйти от современных ракет воздух-воздух,земля воздух.
    1. kugelblitz (kugelblitz) 26 июня 2017 07:22
      Цитата: Yak28
      я смутно верю что фигуры высшего пилотажа помогут уйти от современных ракет воздух-воздух,земля воздух.

      Пилоты говорят что можно при желании, впрочем в ИК-диапазоне все равно светят жестко, чай не Хромой Гоблин или Спирит со смешиванием и широкими щелями.



      Насчет турбин, то есть радар-блокеры и лопатки с покрытием как у НК-32, плюс воздуховод с радиопоглощающими материалами. Зато он регулируемый без потерь. И вообще по словам создателя F-16 делать неманевренный самолет это ересь, так как в бардаке военных действий будет и догфайт, и пушки, и ракеты ближнего боя.
      1. gridasov 26 июня 2017 14:06
        Технологии кардинального улучшения маневренности позволяют использовать распределение вектора тяги без изменения мощности работы двигателя , как такового . Поэтому эти технологии стоит рассматривать одновременно с возможностью создания условий для сохранения жизнеспособности пилота. О том как вектор тяги изменить в прямо противоположный от полета ЛА в любой следующий момент известно давно . Другое дело , что физики давно должны дать полное обоснование такого процесса .
    2. ArikKhab 1 ноября 2017 11:57
      "У Ф-22 в плоских соплах заслонки стоят которые турбину закрывают"
      Я не специалист, но есть вопрос...Как он с "закрытыми турбинами" летает ?
  5. EvilLion 26 июня 2017 08:18
    В настоящее время резервы повышения тяги двигателей практически исчерпаны, борьба идет за проценты. Не следует думать, что Изд. 30, которое обещает аж 20% прибавки может появиться в серийных образцах ранее 2030-го года. Это объективная реальность, не думаю, что согрешу против истины, если скажу, что двигатель технологически самая сложная часть самолета, даже радары куча народа делает, но военных движков в мире всего 2 серьезных производителя: США и Россия, Европа отстает, Китай чего-то там трепыхается, но без опыта десятков тысяч серийных изделий, которые СССР ставил на все свои бесчисленные МиГ-21, Су-7, МиГ-23 и наконец МиГ-29 с Су-27 у него нет шансов. И программы разработки новых двигателей, это запросто на десятилетия.
    1. CastroRuiz (CastroRuiz) 26 июня 2017 13:14
      Vi zabili sami vazhni vopros.
      Eto polne cifrovanoe automatizirovanoe upravlenie dvizhki 5. pok. S etim SSHA uzhe spravilis i RU poka net.
      V tom i est prichina, shto nemogut dovesti dvizhok 5. pok. izd. 30 do shtatnoy raboti, zdes otstavanie.
      V prochem Vi prav. kas. % efektivnosti raboti dvizhki. No eto vot paralelno svyazano s ey upravleniem.
      Otstavanie bazi IT.
    2. gridasov 26 июня 2017 14:39
      Концепция нового двигателя с параметрами энергоэффективности процессов на порядки выше уже существует. К тому же существует совершенно новая методика расчета процессов как термодинамического цикла и уже на этом методика расчета всего комплекса составных деталей такого двигателя.
    3. ProkletyiPirat (Сергей) 7 июля 2017 13:53
      Цитата: EvilLion
      В настоящее время резервы повышения тяги двигателей практически исчерпаны, борьба идет за проценты.

      Это верно только для классических двигателей. Есть как минимум несколько концептуально новых двигателей которые кардинально расширяю границы ограничений. Вот только беда в том что один человек или группа лиц неспособны создать готовый к испытанию двигатель, а те кто могут его создать не оплатят работу тех кто его придумал. Вот простой пример я проанализировал концептуально-технические модели реактивных двигателей(воздушных), и нашел две модели до которых пока ещё никто не додумался во всём мире. Даже мне как постороннему понятно что военные не откажутся от сверхзвукового бесфорсажного су-34 с вертикальным взлётом и посадкой(покупатель точно есть). Так вот, стоимость патента со всеми бумажками 50к-100к выдаётся на 10лет, проектирование, создание, испытание, доводка до ума и запуск производства этого авиационного двигателя займут больше 10лет, ну и накой хрен заниматься этим если я потрачу много лет и своих денег, а в итоге производитель мне скажет "извини, срок патента на твою полезную модель истёк, так что денег тебе не дам". И таких случаев в области инновационных технологий море...
    4. ArikKhab 1 ноября 2017 12:04
      Не надо компанию SNECMA (которая в 2005 году объединилась с компанией SAGEM, образовав холдинг SAFRAN) недооценивать... А ROLLS-ROYCE ? Двигатели у них как минимум не уступают американским
  6. tchoni (Евгений) 26 июня 2017 08:25
    Несмотря на бурное развитие радиоэлектронных систем и рост их значения, двигатели по-прежнему остаются одной из самых важных и сложных в разработке частей перспективных самолетов.
    максимум четвертой по значимости, а то и пятой. потому как основу пятого поколения составляют технологии снижения заметности. Далее их дополняет совершенный комплекс средств разведки воздушной и наземной обстановки. Далее следует комплекс средств поражения. А вот оставшиеся два места уже делят сверхманевренность и возможность бесфорсажного полета на сверхзвуке.
  7. xtur (Артур Петросян) 26 июня 2017 09:04
    приведённые в обзоре данные по движкам для Раптора и Т-50 не совпадают - Т-50 тяжелее, и и суммарная тяга движков должна быть выше, что бы получить одинаковую или сравнимую тягу на единицу веса самолёта
    1. EvilLion 26 июня 2017 19:25
      А Вики говорит, что наоборот легче. Хотя точный вес не опубликован.
  8. кедр (Евгений) 26 июня 2017 09:50
    Цитата: tchoni
    Несмотря на бурное развитие радиоэлектронных систем и рост их значения, двигатели по-прежнему остаются одной из самых важных и сложных в разработке частей перспективных самолетов.
    максимум четвертой по значимости, а то и пятой. потому как основу пятого поколения составляют технологии снижения заметности. Далее их дополняет совершенный комплекс средств разведки воздушной и наземной обстановки. Далее следует комплекс средств поражения. А вот оставшиеся два места уже делят сверхманевренность и возможность бесфорсажного полета на сверхзвуке.


    Тогда бы перспективные гиперзвуковые летательные аппараты не разрабатывались и гиперзвуковые двигатели соответственно...
    1. gridasov 26 июня 2017 14:10
      Остается только уточнить , что развитие и радиоэлектроники и двигателестроение опирается на фундаментальные исходные , которые не меняются. Поэтому говорить о развитии можно только в потенциале возможностей той элементной базы , которая берется за основу. .Реальное же развитие начнется тогда , когда в двигателестроении начнут обращать внимание на организацию самого физического процесса в рамках новых их алгоритмов , а радиоэлектроники в рамках новых устройств создающих более высокую плотность магнитных потоков.
      1. kirgiz58 (Борис) 26 июня 2017 16:25
        Ну когда же вы начнете говорить человеческим языком. Реально тяжело прорываться по извилинам вашего головного мозга. lol
        1. gridasov 26 июня 2017 17:12
          Вопрос обоюдоострый. Вы видите железо , а я вижу процесс в его алгоритмах и разумеется , что я остаюсь непонятым. При этом нет слов которыми можно описать комплексность и многоплановость процессов. Это можно сделать математически , но и математика в ее форме совершенно иная . Поэтому я конечно стараюсь , но это не только моя задача.
          1. Falcon5555 26 июня 2017 17:54
            Вопрос обоюдоострый.

            Что же в нем обоюдоострого? Простой вопрос... Вообще не острый. request
  9. magadan72 26 июня 2017 18:03
    Конечно ВВС это круто!Это локомотив современных технологий.Очень большой плюс безфорсажный сверхзвуковой полет.Это действительно прорыв.В статье почему то не упомянули Еврофайтер.Из открытой печати известно что он может тоже летать без форсажа на сверхзвуке.По моему безфорсажный сверхзвук нужен в первую очередь для бомбардировщиков стратегической и дальней авиации.Крейсерский дальний полет на сверхзвуке с последующим ударом и уходе на форсаже...КСТАТИ НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯТ ПРО БЕЗФОРСАЖНЫЙ СВЕРХЗВУК НА НОВЫХ ТУ-160 С НОВОСТРОЯ! А БЫЛ БЫ ПРОРЫВ! БЫЛО БЫ КРУТО!!! Зная об катастрофическом отставании в гражданской авиации (Супер Джет и МС всё равно по ряду причин не конкуренты западу...) Нашим конструкторским бюро начать проектировать авиалайнеры с двигателями для сверхзвука без форсажа!!!КТО ПЕРВЫЙ ВЫПУСТИТ СЕРИЮ ТОТ И ПОБЕДИЛ!!!!.первый дальне или средне магистральный пассажирский самолёт сразу же обесценит все остальные самолёты!Это будет как Дредноут среди классических броненосцев.У на есть шанс на победу!!!
    1. Bad_gr (Владимир) 26 июня 2017 23:21
      Цитата: magadan72
      ..... КСТАТИ НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯТ ПРО БЕЗФОРСАЖНЫЙ СВЕРХЗВУК НА НОВЫХ ТУ-160 С НОВОСТРОЯ! А БЫЛ БЫ ПРОРЫВ! БЫЛО БЫ КРУТО!!! ...

      Если этого режима у Ту-160 нет, значит этот режим для него и не нужен. Было бы необходимо - сделали бы.
      Вспомним сверхзвуковой пассажирский Ту-144Д, у которого крейсерская скорость была 2120 км/час на бесфорсажном режиме работы двигателей.
      1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 12:57
        Американцы проводили тесты на Ту-144 в 90ые годы. За их деньги проводили восстановление одной машины. По причине отсутствия родных двигателей были установлены НК -32 от Ту-160. А цель испытаний была именно изучение сверхзвуковых режимов полета. В результате испытаний отказались от идеи проектирования сверхзвукового лайнера и появился трансзвуковой дримлайнер Б-787
    2. ProkletyiPirat (Сергей) 7 июля 2017 14:10
      Цитата: magadan72
      Нашим конструкторским бюро начать проектировать авиалайнеры с двигателями для сверхзвука без форсажа!!!КТО ПЕРВЫЙ ВЫПУСТИТ СЕРИЮ ТОТ И ПОБЕДИЛ!!!!

      нет не будет победы, в граждаской авиации на первом месте стоит полная стоимость перелёта, а она складывается из затрат топлива, затрат предполётно-послеполётной подготовки и затрат на обслуживание и ремонт. На большей скорости выше затраты топлива, следовательно вырастает себестоимость перелёта, следовательно падает доход, а это никому не надо...
  10. wku (Виталий) 26 июня 2017 18:40
    зациклились на сверхманёвренности, я конечно не специалист, но почему-то кажется что Ф 35 и Ф 22 в особенности будут более манёвренны чем СУ 30 -35 с их отклоняемыми векторами тяги если у Ф 35 -22 вооружение будет во внутреннем пространстве, а к СУ навесить полный боекомплект на пилоны под крылья. не видел ни разу высшего пилотажа с полным боекмплектом или хоть его массово габаритными имитаторами. к примеру балерина или балерун лучше справятся с полосой препятствий любого спецназовца, если будут в спортивной форме, а если на них надеть каску, броник, разгрузку , подсумки, с магазинами, нацепить гранат, зарядов для подствольника, думаю ничего у них не выйдет.
    wku
    1. Bad_gr (Владимир) 26 июня 2017 23:30
      Цитата: wku
      ... не видел ни разу высшего пилотажа с полным боекмплектом или хоть его массово габаритными имитаторами....

      На одной из выставок, американцы нашим высказывали сомнения по поводу пилотажа с полной бомбовой нагрузкой (по поводу Су-27). Наши предложили посоревноваться, у кого лучше это получится. Американцы отказались.
      1. wku (Виталий) 27 июня 2017 11:40
        Цитата: Bad_gr
        Американцы отказались.

        ну так американцы отказались на обычных самолётах, там думаю у СУ действительно было преимущество , я своё сравнение привёл применительно к Ф 22 и 35 у которых боекомплект уложен внутри корпуса.
        wku
  11. Евгений Жевлоненко (Евгений Жевлоненко) 26 июня 2017 19:15
    Не ну мне реально смешно стало когда я прочитал про 500тыс часов, самолет боевой который эксплуатируется дай бог памяти 10+ лет и существует в версии почти 200 единиц и всего 200 а в сумме с испытаниями 500? чего? да супер джет которых можно по пальцам пересчитать, и одно время вообще не летал из за выявленных проблем, налетал уже 600тысяч, за неполных 4 года. они что вообще не летают? пысы да один гражданский другой военный, но блин какая разница в числах.
    1. Humungus (Евгений) 29 июня 2017 22:41
      Сколько кругов по трассе Формулы-1 вы проедете на своей машине, на одной резине, если будете двигаться с нормальной скоростью?
      Сколько кругов проезжает болид, до смены резины?
      Ответте только на два вопроса, и ответ я думаю, сами найдете.
  12. andrewkor 26 июня 2017 19:23
    Цитата: Uncle Lee
    А если не поставлять наш титан в Сша, будут летать ихние Рапторы ?

    По американскому законодательству титан на военную технику должен быть только отечественный,а на гражданскую хоть из России хить из Китая.
  13. PENZYAC (Андрей) 26 июня 2017 20:05
    Цитата: voyaka uh
    Демонстрация была для военных летчиков, а не для публики.
    Локхид-Мартин хочет продавать Ф-35 серьезным европейским покупателям,
    а не поражать посетителей с видеокамерами.
    Публике, конечно, интересны дикие кульбиты, которые эффектно выполняют
    Су- и МиГ. Но в бою эти трюки неприменимы.
    Американский летчик показал строго набор практических приемов, важных
    для ближнего боя.

    А кто решил, что в бою эффективно, а что нет?
    Эффективность раскрывает только реальное применение в реальных боях, а не чьё то мнение. Есть "трюки" определяемые возможностями самолёта и лётчика. Если самолёт или лётчик чего-тот не могут, это вовсе не означает, что это не эффективно. Все, абсолютно все фигуры высшего пилотажа когда то, кем то и на чём то были применены впервые...
    И вообще, пусть, если что, не жалуются, что русские нарушают общепризнанные приёмы и правила, типа, не так воюют, не так летают...
    1. voyaka uh (Alexey) 26 июня 2017 23:40
      "А кто решил, что в бою эффективно, а что нет?"////

      Решает практика. Воздушных боев реактивных истребителей было намало,
      но ни в одном их них не применялись фигуры высшего пилотажа, которые идут на "ура"
      на международных авиашоу.
      И это понятно. Во-первых летчиков, которые их могут выполнять, можно пересчитать на пальцах. Во-вторых, самолет заполненный горючим, и с полным комплектом оружия на пилонах эти трюки не способен сделать даже под управлением супер-аса.
      1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 13:01
        Но есть немало отзывов о превосходстве Миражей в ближнем бою над МиГ-21 и МиГ-23 М.... из ваших же источников...По результатам тех событий и появились такие советские самолеты как МиГ-23МЛД и МиГ-29.
        1. voyaka uh (Alexey) 27 июня 2017 14:47
          Это были бои второго-третьего поколения. Там действительно царствовали асы
          в ближних боях на маневренных машинах, вроде Кфир/Мираж.
          Гиора Эпштейн всех мочил насмерть в колпак кабины, заходя в хвост,
          из пушки своего Кфира. За двое суток завалил 8 реактивных истребителей.

          Но все кончилось ВДРУГ. Появились ракеты ВВ средней дальности (20-30 км)
          и более мощные радары: сначала на самолетах вроде АВАКС и Ф-15, чуть позже
          на Ф-16. На израильский Ф-16 поставили радар Эльта и он превратился в "киллера" со
          средней дистанции.
          Маневренность оказалась невостребованной в большинстве воздушных боев.
          1. ProkletyiPirat (Сергей) 7 июля 2017 14:20
            ну на это стоит заметить что то же самое ждёт и РВВ-СД\РВВ-БД, например как только установят заднею РЛС, дадут противоракеты(для ближней дистанции) и сделают РВВ-МД пригодным для уничтожения РВВ-СД, Тут же все РВВ-СД\РВВ-БД станут бесполезны и бой перейдёт в ближнею зону где снова нужна высокая манёвренность.
  14. Dagen (Андрей) 26 июня 2017 21:09
    В статье ни слова про АЛ-41Ф, который имеет изменяемую степень двухконтурности? Но рассказано про F-119, который начал разрабатываться позже, не имеет изменяемой степень двухконтурности и имеет более плохой покатель тяги к массе.

    Зато получилось рассказать, как Россия отстаёт даже в двигателях.
    1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 13:02
      Но Россия действительно отстает в двигателях не так критично как Китай, но по показателям экономичности и ресурсу отстает. Но нагоняет и самое главное делает это своими силами.
      1. Humungus (Евгений) 29 июня 2017 23:02
        "Россия действительно отстает".
        Действительно?
        От кого это? Не уж то от СГА? С чего вы взяли?

        Мое мнение: у них двигатели дольше работают без ремонта, наши в разы дешевле, при сходных характеристиках, при своевременном ремонте и замене, наши двигатели эффективнее. На все сказки о суперГравицапах, смотрю с ухмылкой, докажите, ну продемотстрируйте...

        Не знаю, что там китайцы создали, но даже "передрать" наши двигатели они не могут. Все двигатели для своих самолетов они покупают в России, свои похожи внешне, но не "тянут".
  15. kirgiz58 (Борис) 26 июня 2017 23:55
    voyaka uh,
    На сколько я в курсе, львы коллективно не охотятся. Где встретятся два льва, там сразу заруба за мамок. В прайде не бывает двух самцов. Только главарь и дети. А львиные девки, да толпой. Но что с них взять, это ж девки.
    1. Zaurbek (Zaur) 27 июня 2017 13:04
      Уважаемые зоологи. Охотятся именно львицы, Лев охраняет территорию и отбирает еду у львиц после охоты.
      1. voyaka uh (Alexey) 27 июня 2017 16:14
        Я не зоолог, но иногда смотрю U-TUBE
        Когда охотятся на крупных копытных: жирафу там или буйвола,
        то вперед - завалить - выходят львы, а когда на всяких зебр и мельче - охотятся львицы.
        Так что, львы - не такие лентяи, как кажется wink
  16. gridasov 27 июня 2017 00:05
    Первый шаг к решению любой проблемы , это признание ее существовании. Только единицы людей способны это признавать , но только один способен найти решение.
  17. un-e (Евгений) 1 ноября 2017 09:44
    Интересно, наработка на один двигатель около 1000 часов, считается выдающимся достижением? Это же какая надежность такая у двигателя? И этим восторгаются?
    1. ArikKhab 1 ноября 2017 12:17
      двигателей семейства CFM56 было выпущено более 15000 штук и общий налет составил 302 951 597 часов.
      1. un-e (Евгений) 16 ноября 2017 15:17
        Двигателей семейства CFM56 было аж 7 разных серий, о какой серии речь?
        1. un-e (Евгений) 16 ноября 2017 15:38
          Первые две серии А и В, налет небольшой - 8803 и 5326 часов соответственно, серия С налетала много 28752 часа, но самолет на котором стоял этот двигатель древний - DC8 (1958г.), серия 3 налетала 32965 часов, стояла на самом массовом наверное самолете B737, это отличный результат для такого двигателя, а дальше пошли опять прыжки, серия 5А отработала 25810 часов, что тоже очень хороший результат, а серия 5В всего 10892.... далее серия 5С - 28701 час очень хороший результат, а серия 7В - всего то 11639 часов, средненько. Надо сказать - двигатель древний, но видимо с постоянным упорством модернизировался на протяжении аж 59 лет !!!!! Что там осталось от изначального двигателя непонятно. Но факт остается фактом - двигатель древний.
  18. abrakadabre (Valery) 4 ноября 2017 21:46
    Боевой радиус достигает 1400 км, дальность – не менее 2200 км.
    Кто-нибудь может мне пояснить данную математику? Всегда думал, что боевой радиус не может быть больше чем: перегоночная дальность- немножко.
Картина дня