Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84

Хорватский основной боевой танк M-95 Degman, известный также под индексом M-84D, является дальнейшим развитием югославского ОБТ M-84, который в свою очередь является адаптированной версией советского танка Т-72. Танк M-95 Degman был принят на вооружение хорватской армии в 1995 году. Главным элементом системы модернизации танка стало использование новой системы пакетного бронирования корпуса или, как ее еще принято называть, «активной зашиты». Башня и корпус танка защищены специальными пластинами динамической защиты, которые обеспечивают лучшую защищенность танка от огня противотанковых средств противника.

Основным оружием ОБТ является 125-мм орудие, работающее в паре с автоматом заряжания. Данное орудие производится в Хорватии самостоятельно и несколько превосходит советский аналог пушки танка Т-72. Дополнительным вооружением танка являются 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой и 12,7-мм пулемет MG, установленный на башне. Для ведения огня используется 3 типа выстрелов: бронебойные подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. 22 выстрела находятся в автомате заряжания, еще 20 хранятся отдельно в боевом отделении танка.

Помимо этого серьезные изменения претерпела система управления огнем (включает бортовой компьютер, дневные и ночные прицелы, тепловизоры, лазерный дальномер, систему датчиков) и БИУС танка. Предполагается, что компьютерная начинка машины создана известной израильской компанией Elbit Systems. На танке установлены тепловизоры, что позволяет уверенно вести боевые действия в ночное время и заменены средства связи. В перспективе танк сможет вести огонь через ствол орудия израильскими ПТУР LAHAT. Помимо этого, ведутся работы по оснащению танка 120-мм гладкоствольной пушкой, которая бы соответствовала стандартам и боеприпасам НАТО.
Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84
ОБТ M-95 Degman


Экипаж танка состоит из 3 человек, включая механика-водителя, наводчика и командира. Масса танка 44,5 тонны. В движение танк приводится дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью в 1000 л.с., существуют также наработки по установке на танк более мощного двигателя мощностью в 1200 л.с. Так или иначе, даже со стандартным двигателем танк является очень подвижным, разгоняясь по шоссе до 70 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 700 км.

Основной боевой танк Югославии/Сербии M-84

В 1983 году в Югославии начались работы по созданию танка М-84, а уже с 1984 года он начал поступать на вооружение армии. Танк М-84 был создан, как вариант модернизации советского ОБТ Т-72, лицензия на производство которого была приобретена в СССР. Помимо Югославии лицензии на выпуск и производство самого массового танка современности приобрели Чехословакия и Польша. Все они входили в число стран организации Варшавского договора.

Танк М-84 сохранил классическую компоновку с задним расположением МТО. В носовой части корпуса танка располагался механик-водитель, в башне слева от орудия – наводчик, справа – командир танка. Заряжание пушки осуществлялось автоматически при помощи автомата заряжания (АЗ). В механизированной боеукладке находилось 22 выстрела, еще 20 выстрелов располагались в нижней донной части корпуса танка, которая наименее уязвима в бою, так как пространство в 70-80 см. от земли обычно скрыто складками местности и практически неподвержено попаданиям. Распределение и перечень функции экипажа в целом соответствовали таковым на танке Т-72. Основным отличием был алгоритм работы наводчика танка. Функции наводчика при ведении огня были упрощены, этого удалось добиться путем применения баллистического вычислителя с датчиком топо-метео-баллистических параметров и повышением уровня автоматизации подготовки исходных установок для прицельной стрельбы.
Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84
ОБТ M-95 Degman

Югославским новшеством при изготовлении танка стало использование механической обработки под сварку кромок и фасок деталей для башни и корпуса танка. Это позволило существенно повысить культуру корпусного производства и исключило возможность проведения вредных и трудоемких операций по зачистке кромок деталей шлифовальными или ручными машинами, а также снизило трудоемкость термообработки на операциях отпуска кромок после газовой резки и создало предпосылки для роботизации сборки корпуса под сварку. Еще одним нововведением югославских инженеров стало применение легко сдвигающихся вперед, вместо съемных на серийном танке Т-72, ограждений казенной части орудия со стороны наводчика и командира. Применение сдвигающихся частей ограждения позволило снизить время и улучшить условия безопасности регулировочных работ в зоне казенной части орудия.

Первоначальный боевой вес танка Т-72 равнялся 41 тонне, однако югославская версия M-84 в ходе модернизации и мероприятий направленных на улучшение живучести стала весить 44 тонны. При этом в динамике танк только прибавил, этого удалось добиться путем использования многотопливного V-образного двенадцатицилиндрового двигателя В-46 мощностью 1000 л.с., который ставился на танки с индексом M-84A, начиная с 1988 года. Несмотря на рост массы машины, удельная мощность танка возросла, что привело к улучшению маршевых возможностей и подвижности. Увеличение мощности двигателя было достигнуто при помощи установки на него 2-х турбокомпрессоров.

Дополнительно танк получил новую систему противоядерной, химической и биологической защиты DRHT, созданную югославскими инженерами вместо советской ГО-27. Также танк оснащался югославской радиостанцией RD-9, взамен советской Р-123.
Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84
ОБТ M-84

Основные же отличия танка M-84 от Т-72 были в его СУО, прицельных приборах и приборах наблюдения. На танке была установлена новая СУО, созданная в Югославии и получившая название SUV М-84. Данная система управления огнем превосходила аналогичную на танке Т-72 и, по мнению российских специалистов, приближается к СУО отечественного танка Т-80. Югославские инженеры реализовали в СУО ряд оригинальных технических решений. К их числу можно отнести безгироскопный прицел с зеркалом, стабилизированным в 2-х плоскостях, использование для питания системы управления статического напряжения, применение тахометрической системы стабилизации пушки и прицела.

В состав СУО SUV М-84 входили:

Комбинированный ночной/дневной прицел-дальномер наводчика DNNS-2, совмещающий в себе функции дневного и ночного, пассивного типа прицелов с лазерным дальномером. Прицел обладал значительно меньшими габаритами в сравнении с советским ТПД-1К. Канал лазерного дальномера позволял измерять дальность в диапазоне от 200 до 10 000 метров. При этом на советском танке возможность использования лазерного дальномера в ночных условиях практически отсутствовала.

Баллистический вычислитель, в запоминающем устройстве которого находились алгоритмы работы, обеспечивающие автоматическую выработку углов упреждения и прицеливания, преобразование координат с учетом крена, а также программы самоконтроля и диагностики.

Пульт управления вычислителем, который обеспечивал выбор ручного или автоматического ввода дальности до цели, значений бокового и продольного ветра, температуры воздуха, атмосферного давления, а также выбор типа выстрелов и изменения начальной скорости снаряда. На панели управления было 2 цифровых табло: верхнее содержало значение введенной дальности, нижнее – значение вводимого данного в зависимости от положения переключателя ввода данных.

Метеорологический датчик, который крепился на передней части крыши башни по ее оси в специальной металлической трубе, из которой при помощи тросикового привода датчик выдвигался в «рабочее» положение. Датчик включал в себя полупроводниковые устройства, которые измеряли температуру воздуха, атмосферное давление, а также скорость продольного и бокового ветра.
Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84
ОБТ M-84

Оригинальным прибором югославской СУО был гироблок, который располагался на люльке пушки снизу. Гироблок содержал 3 гиротахометра, 2 из которых отвечали за измерение угловых скоростей погрешности стабилизации орудия в вертикальной и горизонтальной плоскости, третий гиротахометр отвечал за измерение угловой скорости крена. Также в состав устройства входили 2 акселерометра, отвечающих за измерение крена оси цапф и углов возвышения орудия. Гироблок был полностью югославской разработкой.

Комплекс приборов наблюдения танка М-84 состоял из:

Комбинированного (дневной/ночной) электронно-оптический прибор (ЭОП) наблюдения DNKS-2 командира танка.

Электронно-оптического прибора ночного видения PPV-2 механика-водителя.

Набора призменных приборов наблюдения наводчика, механика-водителя и командира танка TNP-65/160/165/168. Номенклатура и установка данных приборов были полностью идентичны танку Т-72.

Комбинированный прибор DNKS-2 служил для решения задач поиска, обнаружения и распознавания целей командиром танка в круглосуточном режиме работы, а также выдачи целеуказания наводчику, измерения углов на местности и корректировки результатов стрельбы. Данный прибор включал в себя:

Бинокулярный оптический канал дневного видения, состоящий из 2-х идентичных симметрично расположенных оптических ветвей, имеющих увеличения в 4 и 9 крат и угол зрения в 10 градусов каждая.

Электронно-оптический псевдобинокулярный пассивный канал ночного видения, разработанный на основе ЭОП с микроканальной пластиной. Угол поля зрения также равнялся 10 градусам.
Балканские танки: хорватский танк M-95 Degman и сербский М-84
ОБТ M-84AB1 или M2001

В электронно-оптической схеме и конструкции прибора DNKS-2 танка M-84 по сравнению со штатным советским прибором ТКН-3 М имелся ряд улучшений. Изменение положения визирной оси прибора в плоскости вертикального наведения от -8 до +12 градусов реализовывалось за счет поворота головного зеркала, а не за счет прокачки всего прибора, как на танке Т-72. Данное техническое решение было более предпочтительным с эргономической точки зрения. Особенно это было актуально в условиях ударных и вибрационных нагрузок на командира танка, которые неизбежно возникали при движении машины. Также данное решение позволило увеличить диаметр объектива канала ночного видения. Еще одной особенностью было использование ЭОП с равномерным разрешением по поверхности фотокатода, за счет этого удалось добиться одинакового изображения по всему полю зрения канала ночного видения.

В процессе своего производства танк постоянно модернизировался, его СУО улучшалась, он получал новые комплексы защиты. Последней, наиболее совершенной версией танка, является вариант M84AB1, известный также под обозначением М−2001. Модернизация танка заключалась в установке комплекса оптико-электронного подавления «Штора» и динамической защиты «Контакт-5» российского производства. Данный танк обладает собственным комплексом управляемого вооружения и по своим характеристикам не уступает российскому танку Т-90С. В настоящее время данная машина продвигается на экспорт в Кувейт и другие страны. Ее конкурентом на кувейтском рынке является хорватский танк M-95 Degman.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4
  1. bereg 2 марта 2012 11:09
    И снова тюнинг старья , конечно дешево и сердито , но бедный т 72 уже порядком заездили
    bereg
  2. rennim 2 марта 2012 12:43
    T-72 отличная машина.Думаю что на её базе ещё десятилетия будут выпускать разного рода конструкции.
  3. Kars 2 марта 2012 13:50
    жаль нет жизнеописания М-84 во время Бури в Пустыне.
  4. datur 2 марта 2012 21:51
    жив еще курилка, рано списывать его в утиль!!!!! wink
  5. копарь 2 ноября 2012 11:27
    Этот танк еще долго будет на службе,пока концепция не поменяется.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня