Старенький U-2 против новейшего Global Hawk

Northrop Grumman начаты летные испытания новой разработки – многофункционального радара активного типа, который предназначается для MQ-4C, версии RQ-4 Global Hawk для ВМС. Новый радар должен изменить мнение военных по поводу Global Hawk и спасти программу производства дрона от сворачивания, которое уже обсуждается в ВВС США.

Старенький U-2 против новейшего Global Hawk


Недавняя информация о решении Пентагона завершить программу Global Hawk block 30, а в качестве альтернативы новейшим БПЛА продлить срок использования U-2, вызвала смешанную реакцию у экспертного сообщества. Ясно, что разработанный еще 57 лет назад военный разведчик дешевле и надежнее новейшего дрона. Но, как отмечают специалисты, у деревянной дубинки такие же преимущества перед штурмовой винтовкой, стоит ли на этом основании сворачивать производство последней?


В прессе до сих пор появляются комментарии о том, что «эксперты не видят логики в решении свернуть программу Global Hawk». Но стоит разобраться в причинах этого решения и обратить внимание на шаги, предпринимаемые Northrop Grumman для спасения своего детища.

ВВС США оправдывают сворачивание производства Global Hawk двумя пунктами: 1) урезанием бюджета на 2012 год, а на него, судя по всему придется новая военная кампания,2) U-2 обладает более высокими разведывательными возможностями, чем MQ-4, так как человек-пилот всегда может перенаправить аппаратуру на слежение за более важными целями. Первый пункт достаточно объективен, хотя разработка других, куда более сомнительных проектов продолжается. А второй, напротив, требует более подробного рассмотрения.

Вопреки ожиданиям у современного самолета нет одинаково эффективного кругового наблюдения в инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Самые эффективные из радаров и инфракрасных детекторов, установленных на разведывательных самолетах, направлены вниз и вперед. Этот факт объясняет множество причин, ключевая же заключается в том, что оперение и хвост летательного аппарата закрывают значительную часть обора. Пилот, находясь в кабине, всегда может скорректировать траекторию полета в нужную сторону, развернув туда средства для аэрофотосъемки. В отличие от оператора беспилотника, он может крутить головой, наклонить ее в сторону, одновременно наклонив самолет, чтобы рассмотреть что-либо прямо под ним. Это фактически обеспечивает ему 360 градусов обзора в горизонтальной плоскости, а при активных маневрах – и в вертикальной.

Старенький U-2 против новейшего Global Hawk


К примеру, выполняя обычный разведывательный полет по заданному маршруту, он может обнаружить более интересный объект – скажем, не отмеченные на карте блестящие рельсы в глуши. Именно так – обнаружив непонятные рельсы – НАТО удалось локализовать некоторые из советских подземных заводов. Еще один пример творческой работы летчика-наблюдателя: во время Великой Отечественной Войны немецкими солдатами вместо периодически засыпаемого ровика-туалета использовались консервные банки, которые затем выбрасывались из окопов. Советский воздушный разведчик знал об этом, определяя по разбросанным густой россыпью банкам, в какой из траншей находятся немецкие солдаты. Там, где банок не было, отмечались ложные огневые позиции, оборудованные для рассредоточения огня артиллерии. Полностью заменить человека во всех подобных нюансах в данный момент невозможно.

В БПЛА можно запрограммировать интерес к конкретным точкам, но разведка – это очень сложный вид военной деятельности. Вышеизложенных тонкостей в работе воздушного наблюдателя тысячи, причем в Ираке они одни, а в Афганистане или Сомали совсем другие. Заложить все из таких ситуаций в дрон нельзя. Поэтому наблюдение и аэросъемка ведется «ковровым» способом, записывается и осматривается все. К примеру, новые казармы солдат иракской армии в Багдаде удалось локализовать лишь через три месяца после захвата города. Именно столько времени понадобилось офицеру G-2 на обработку миллионов кадров, полученных БПЛА.

Также у дронов есть и свои специфические проблемы: модули для проведения кибератаки, которыми обладал Иран, позволили посадить БПЛА RQ-170. Понятно, что с U-2 подобный вариант не пройдет, пилота-человека труднее сагитировать на жизнь среди женщин в парандже.

Преодолеть названные проблемы должен новый активный радар, который, по утверждению разработчиков, является первым в мире, одинаково качественно работающий на 360 градусов и в открытом море, и в прибрежных районах. БПЛА изначально обладали формой, оптимизированной для этого, что теоретически позволяет реализовать подобное. Проведена большая работа для первичного отбора целей, которая позволит максимально поднять эффективность работы удаленного оператора. Система уже тестировалась в Палмдейле в Калифорнии, с использованием испытательной платформы Gulfstream II. После испытаний систему установили на недавно собранный MQ-4C. В данный момент новая версия БПЛА Global Hawk, оснащенная новейшим радаром, готова к испытаниям.

Разработчики сообщили об усовершенствовании системы по сопровождению объектов слежения: теперь дрон может запомнить конкретную цель и следовать за ней на разумном удалении. Есть возможность установить частоту съемки сопровождаемого объекта, чтобы не перегружать аналитиков. Есть слухи о том, что на MQ-4С уставлены пресловутые криптографические блоки, денег на разработку которых пожалели после распада СССР. По предположениям, это означает, что противники США больше не смогут перехватывать информацию с беспилотников и беспрепятственно сажать их.

Представители ВМС считают, что новинка станет достаточно эффективной для них – на море существенно проще проводить анализ рельефа и выбор целей, в случае, если не нужно бороться с подводными лодками. Однако ВВС по-прежнему довольно скептично настроены. Причем, причины не только практические, но и психологические. Доходит до смешного: отмечается, что высокий потолок U-2 делает его более защищенным от ПВО. По всей видимости, военные США забыли об архаичной ЗРК С-75, которая сбила в 1960-х семь подобных самолетов, после чего американцами пришлось забыть о разведывательных полетах над Кубой, СССР, Китаем и Вьетнамом.
Автор: Дедов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Ягуар 1 марта 2012 11:31
    разработанный 57 лет назад и сегодняшний U-2 совсем разные самолеты по параметрам.
    Ягуар
  2. Petrix 1 марта 2012 12:02
    А что мешает удаленному оператору работать как реальный летчик в кабине? Скорость передачи видеоизображения? Непонятно.
  3. Zerstorer 1 марта 2012 12:15
    Человек на борту (как элемент способный анализировать поступающую информацию) это хорошо. Но присутствие человека на борту ЛА имеет также и недостатки, довольно существенные для разведывательного ЛА. Например, ограничение времени полета физическими возможностями человека (либо создавать нормальные условия существования на борту). Потом для экипажа требуется предусмотреть системы жизнеобеспечения, аварийного покидания самолета, а помимо всего этого нужна еще герметичная кабина с хорошим обзором. А за все это приходится "платить" размерностью самолета, что не может не сказаться на его цене.
    С точки зрения "гибкости боевого применения" (перенацеливание на другую цель, обнаружение объектов по косвенным признакам и пр.) пилотируемый аппарат не имеет существенных преимуществ перед БПЛА, так как "человеческий фактор" и интеллект присутствует и у БПЛА в лице команды операторов. Кстати возможности у команды операторов значительно больше, чем у экипажа ЛА (сидишь, внимательно смотришь на большой экран, анализируешь smile если информации слишком много то нагрузку можно распределить между операторами).
    Вопрос защиты информации - решаем.
    1. Sergh 1 марта 2012 13:59
      По всей видимости вопрос просто бональный, с дронами ещё много и долго работать, а значит высасывают много денег. Просто ищут любую причину на отказ, а У-2 готовая кабылка, да и кроме маковых полей разведывать больше нечего, сайдет и так.
      Sergh
  4. Anatoly 1 марта 2012 13:26
    2200 год. Идет война в Афганистане. Гиперзвуковой американский
    беспилотник с помощью лазера уничтожил 150 военных роботов-талибов. При этом также пострадали 30 мирных афганских роботов, собирающих урожай мака на соседнем поле.
    Anatoly
  5. 755962 1 марта 2012 19:46
    «Падение беспилотника нанесло ущерб Израилю в 5 миллионов долларов. Как заявил бывший министр обороны Амир Перец: "Деньги не главное, главное, что пилот не пострадал"»
    755962
    1. Zerstorer 1 марта 2012 20:13
      Еще бы. Стоимость подготовки пилота намного превышает стоимость ЛА. Ну это уж так, если совсем цинично подходить к этому вопросу.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня