29 июня Россия впервые отмечает День кораблестроителя

29 июня 2017 года в России впервые в истории отмечают День кораблестроителя. Совсем молодой профессиональный праздник был утвержден на основании постановления правительства №659 от 30 мая 2017 года, его подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Отмечать его планируется по всей России 29 июня — на месяц раньше празднования Дня Военно-морского флота.

Стоит отметить, что руководители российских верфей и проектно-конструкторских организаций, профсоюзные лидеры и представители ветеранских организаций достаточно давно стучались в различные двери с просьбой установления в Российской Федерации общего для всех представителей судостроительной отрасли профессионального праздника. Примерно год назад к ним присоединились и журналисты, в частности, в поддержку установления такого праздника выступала «Российская газета». В результате их призывы наконец-то были услышаны и у всех российских корабелов теперь есть свой профессиональный праздник.


Символично, что решение об учреждении профессионального праздника было принято в юбилейный год — год 350-летия с момент выхода указа царя Алексея Михайловича (отца Петра I) о постройке на государственные средства первого российского фрегата «Орёл». «Орёл» стал первым русским парусным кораблем западноевропейского типа, представлял собой разновидность голландского пинаса. Это было трехмачтовое судно водоизмещением порядка 250 тонн, вооруженное 22 пушками (пищалями). Корабль предназначался для охраны русских торговых судов в Каспийском море. Постройка данного корабля обошлась тогда казне в 2221 рубль. По заключению Российского исторического общества, именно «Орёл» стал первым российским военным кораблем, который был построен по государственному заказу.


Особым символизмом историю наполняет то, что с «Орлом» связано достаточно много событий. Первый отечественный крупный военный корабль был связан с Москвой (он был построен в селе Дединово Коломенского уезда) и с Санкт-Петербургом. По одной из версий, именно его очертания изобразил голландский мастер Герман ван Болес на знаменитом шпиле Адмиралтейства. Помимо всего прочего считается, что впервые российский трехцветный флаг (триколор) был поднят именно на корме первого в истории страны фрегата.

В дальнейшем на Дединовской верфи началось строительство боевых кораблей европейского типа. Благодаря дальнейшей активной реформаторской деятельности императора Петра I число верфей в России быстро перевалило за две сотни. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для строительства военных кораблей, а после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью на территории страны стало Адмиралтейство. Первым крупным военным судном, которое сошло со стапелей Адмиралтейской верфи, стал 54-пушечный корабль «Полтава». Уже к 1714 году Россия располагала собственным сильным парусным флотом, а к 1725 году в стране был создан регулярный флот. Корабелами было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, а также существенное число скампавей (полугалер), брандеров, бомбардирских кораблей, прамов и шмаков и до 300 различных транспортных судов, не считая более мелких. С тех пор количество кораблей в России не только увеличивалось количественно, но и росло в качественном отношении, росла и география освоенных русскими моряками морских и речных маршрутов.

На протяжении трех с половиной веков в нашей стране был накоплен огромный опыт постройки кораблей и судов самых разных классов и типов, сегодня Россия по праву считается одним из лидеров судостроения в мире. К примеру, Российская Федерация до сих пор остается единственным государством, где успешно строятся и эксплуатируются атомные ледоколы. В настоящее время в российской судостроительной отрасли трудится более 200 тысяч человек, а включая все смежные производства — более 700 тысяч человек. Только в 2015 году в России было сдано 110, а в 2016 году — 112 единиц флота.


По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, строительство кораблей — это одна из первых индустриальных профессий в России, и в целом в истории всего человечества. Российские корабелы по праву могут считаться наследниками всей славной российской истории судостроения, которая началась еще 350 лет назад.

«Решение правительства России об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок для всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения как военного, так и гражданского», — отметил Алексей Рахманов, занимающий пост президента ОСК (Объединенной судостроительной корпорации). По его словам, это стимул для огромного количества людей, которые в России заняты сегодня корабельным делом, как можно больше своих сил отдавать во славу своей профессии.

На сегодняшний день в нашей стране действует более тысячи предприятий, которые заняты в судостроении, судоремонте, выпуске навигационного, двигательного, гидроакустического, палубного, вспомогательного и других видов оборудования, комплектующих и материалов для судов, а также занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области морской техники и кораблестроения. Самые крупные центры российского судостроения расположены в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Нижнем Новгороде, а также на территории Калининградской области.


При этом, начав с копирования иностранных боевых судов, спустя 350 лет российское кораблестроение прошло большой путь, и сегодня уже российские корабли востребованы на международном рынке. Так доля военно-морской техники в общем объеме выручки «Рособоронэкспорта» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») составляет в последние несколько лет порядка 12%, рассказал журналистам Александр Михеев, занимающий пост директора «Рособоронэкспорта». По его словам, начиная с 2000 года, Россия поставила на экспорт порядка 50 боевых кораблей, треть из них приходится на подводные лодки. Суммарный объем поставок военно-морской техники за указанный временной отрезок составил порядка 24 миллиардов долларов.

Только за последние четыре года наша страна поставила на экспорт 12 военных кораблей, судов и плавсредств. Об этом в среду, 28 июня, рассказывал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Помимо этого российские кораблестроители ежегодно выполняют разнообразные заказы на модернизацию, ремонт, переоборудование кораблей из состава иностранных военно-морских сил. Министр подчеркнул, что сегодня Росси занимает второе место после США в области военного кораблестроения, а ОСК находится на 7 месте в мире по объему выпуска продукции.

Не забывает Объединенная судостроительная корпорация и российский Военно-морской флот. ВМФ страны только до конца 2017 года должен получить порядка 40 кораблей и судов разного класса. Об этом главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев говорил 19 апреля 2017 года. По его словам, среди кораблей, которые получит до конца года российский флот, будут фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Горшков», а также ракетные катера, суда обеспечения и иные единицы флота.

В этот радостный для всех российских корабелов день «Военное обозрение» поздравляет всех работников судостроительной отрасли России, коллективы многочисленных верфей и конструкторских бюро, профильных учебных заведений, а также членов их семей и ветеранов отечественного судостроения с таким долгожданным профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти