Германские рейхи. Священная Римская империя

Словосочетание «Третий рейх» известно практически каждому. Третий рейх – это нацистская Германия Гитлера. Но куда же подевались ещё как минимум два рейха – первый и второй? И что имеют в виду, когда говорят о «четвёртом рейхе»? Ответы на эти вопросы вы найдёте в серии статей рубрики «История», посвящённых германским рейхам.

Существительное рейх (нем. Reich), восходит к др.-в.-нем. форме rîhhi, образованной в свою очередь от прагерм. rīkjan – букв. «господское» (от прагерм. rīkz «господин», «правитель»). Позже слово Reich приобрело значение «земля, имущество, люди находящиеся под властью правителя». В значении, близком к приведённому, слово сохраняется и в современном немецком языке. Существительное das Reich может переводиться на русский язык как «государство», «держава», «царство», «империя».

Германские рейхи. Священная Римская империя



Итак, Первый рейх. Первым рейхом принято называть государственное образование, просуществовавшее с 962 г. по 1806 г., которое имело название Священная Римская империя германской нации (нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) и объединяло обширные территории Центральной Европы.

В свои лучшие годы империя объединяла собственно Германию, северную и среднюю Италию, Швейцарию, Бургундское королевство, Бельгию и Нидерланды, а также Чехию, Силезию, области Эльзас и Лотарингию.

Основатель Священной Римской империи – восточнофранкский король Оттон I Великий. Государство, основанное в 962 году, позиционировало себя как прямой преемник франкской империи Карла Великого, которая наряду с Византией считала себя наследницей античной Римской империи. Государство Карла Великого распалось в середине IX века. После смерти его последнего императора Беренгара Фриульского в 924 г. единая власть над обширными территориями Центральной Европы была утеряна и сосредоточилась в руках множества местных правителей. Но уже к середине X века европейская имперская инициатива перешла к Восточно-франкскому королевству, будущей Германии.

Необходимо оговориться, что процесс становления единой европейской империи, ядром которой была бы Германия, так и не был завершён за всю долгую историю существования государственного образования Священной Римской империи. Несмотря на самоименование в качестве империи, это государство на протяжении всей своей истории оставалось децентрализованным, имевшим сложную феодальную иерархическую структуру, объединявшую десятки территориально-государственных единиц. Хотя во главе империи, как и положено, стоял император, его власть не передавалась по наследству, титул присваивался коллегией курфюрстов. Кроме того, власть германского императора не была абсолютной и ограничивалась сначала аристократией, а позже, с конца XV века, - рейхстагом.

В первые века своего существования государство имело характер феодально-теократической империи, претендующей на высшую власть в христианском мире. Данное обстоятельство обусловило многовековую борьбу германских императоров за обладание Италией с папским престолом. Борьба с Ватиканом и усиление территориальной раздробленности Германии постоянно ослабляли императорскую власть.

Самым ярким периодом средневековой истории Священной Римской империи историки считают период правления династии Гогенштауфенов (1138-1254 гг.), самым видным представителем которой был Фридрих I Барбаросса. Главной мечтой его жизни было возрождение прежнего могущества империи Карла Великого, которой, впрочем, так и не суждено было осуществиться. Однако для её воплощения в жизнь правитель сделал очень много. Именно при Фридрихе I Барбароссе Священная Римская империя достигла наивысшего расцвета и накопила существенную военную мощь. Однако императору не удалось справиться с главной её проблемой – внутренней раздробленностью.


Священной Римской империи не было суждено стать подлинно монолитным государством, и к XV веку, как раз в тот период когда на Руси шёл активный объединительный процесс, дезинтеграционный потенциал Европы достиг своего максимума, угрожая превратить и без того не слишком монолитную Священную Римскую империю в конгломерат множества независимых государственных образований. Империи было необходимо укрепление и реформирование.

С приходом к власти династии Габсбургов в XV — начале XVI века в Священной Римской империи проходят реформы, направленные на укрепление единства страны и формирование нового баланса власти, позволившие государству создать достойный противовес формирующимся национальным монархиям Западной Европы. Однако свои коррективы в государственное управление внесли Реформация и Тридцатилетняя война, ещё больше ограничив власть императора и превратив общесословный рейхстаг в главный элемент имперской властной структуры.

С наступлением нового времени империя объединяла под своим началом представителей нескольких религиозных конфессий, сохраняя самостоятельность своих субъектов, а также защищая традиционные права и привилегия правящих сословий. К началу XVIII века Священная римская империя утратила способность к экспансии и ведению наступательных войн, не говоря уже об усилении императорской власти. Кроме того, крупные немецкие княжества продолжали идти по пути консолидации, укрепляя собственную государственность, что входило в прямое противоречие с архаичной имперской структурой. Таким образом, к концу XVIII века Первый Рейх, государственное образование под названием Священная Римская империя, перестал существовать. Датой окончания истории Священной Римской империи считается 1806 год, год формирования Рейнского союза и отречения от трона последнего императора Первого Рейха Франца II.
Автор: Павел Помыткин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. квирит 2 марта 2012 09:22
    (К началу XVIII века Священная римская империя утратила способность к экспансии и ведению наступательных войн, не говоря уже об усилении императорской власти) вот тут как раз и стоит вспомнить великую итальянскую СУВОРОВСКУЮ компанию ,организованной по прозьбе союзников ,в ходе которои были возвращены утраченные земли священнои рим.империй назад под власть ее короны ,после нас (россию,русских) просто кинули, а повтори он(суворов) галльскую компанию юлия цезаря < в мягком варианте> (без уничтожения мирного населения) история сейчас была бы другои .....
  2. Георг Шеп 2 марта 2012 09:35
    Не забудем и русскую доктрину времен Ивана Грозного - " Москва есьмь Третий Рим, - двое падамших, а третий стоит, а четвертому Риму - не бывать!".
    Георг Шеп
  3. Аскет 2 марта 2012 11:39
    Цитата: Георг Шеп
    Не забудем и русскую доктрину времен Ивана Грозного - " Москва есьмь Третий Рим, - двое падамших, а третий стоит, а четвертому Риму - не бывать!".


    Чтобы понять, верно ли мнение старца Филофея, надо понять, что же он сказал. В его изречении есть три части: в одной говорится о том, что уже произошло, во второй о том, что есть, а в третьей о том, чего не будет.

    Произошло падение первого Рима, в котором зародилось и было проповедано его народам христианство (и важно даже не падение Римского языческого государства, а гораздо более позднее духовное падение западного Рима в ересь латинства, из которого постепенно развилась лжерелигия человекобожия); пала под ударами турков Византия (Новый Рим – одно из официальных ее названий) – христианская империя, наследовавшая Древнему Риму. «Вся христианская царства приидоша в конец». И стоит «росейское царство» – единственное независимое на тот момент православное государство, а значит – и единственное государство, которое могло принять духовное наследие двух Римов в качестве православной империи. Принять, защитить и приумножить его. Осознание себя «Третьим Римом» – было осознанием и принятием на себя высочайшей ответственности – выполнять отныне роль Удерживающего - ибо «четвертому не быти». Россия отныне осмысливалась как своеобразный «привратник» Апокалипсиса, разделяющий историю и то, что после истории, от воли которого во многом зависит, когда и как откроется дверь.
    Кто может удержать современный нам, разъедаемый энтропией мир от сползания к хаосу, от гибельного всесмешения культур и религий, народов и государств, от превращения Человека, созданного по образу и подобию Божию – в безродного номада, в биоробота – без семьи, без Родины, без веры скитающегося по миру в поисках пропитания или удовольствий? Западная Европа, впавшая в гедонизм, для которой давно уже «Бог умер»? Штаты со всеми их заморочками, являющиеся главным глобализатором и главным источником хаоса в мире? Латинская Америка, может и глубоко религиозная, но явно находящаяся сегодня на периферии мира, даже и не ставящая перед собой такие задачи? Нехристианские страны?
    Это по силам только России, несущей в себе, через всю свою историю, несмотря на все свои грехи и падения, идеал «Святой Руси». Но для этого она должна возродиться – в первую очередь духовно, ну и конечно в культуре, в науке, в экономике, вновь стать сильным государством.
    1. Rodver 2 марта 2012 14:21
      Вот это верно. Сначала стряхнуть с себя весь либеральный хлам и скверну, напиться водою животворной из родника великих заветов наших русских предков и возродить, для начала, национальный дух и национальное сознание. И тогда, уверен, по-новому засияют идеалы "Святой Руси" и "Священной России".
      Rodver
  4. malera 2 марта 2012 17:10
    Цитата: Rodver
    Вот это верно. Сначала стряхнуть с себя весь либеральный хлам и скверну, напиться водою животворной из родника великих заветов наших русских предков и возродить, для начала, национальный дух и национальное сознание. И тогда, уверен, по-новому засияют идеалы "Святой Руси" и "Священной России".

    Я тоже за это. Я против того чтобы русский народ был одурманен сектой иудейской-православием. Возрадим веру наших прадедов! Христианство с мечем на Русь пришло от меча пусть и погибет.
    Согласен с одним изречением: "Не потерян ещё наш Русский дух, не забыли мы ещё наших предков. С каждым мгновением всё больше людей в нашей стране осознают, что они не рабы еврейского божка. Мы Русские – мы Сварожичи. Верные сыны наших предков - наших Богов. И как бы козлобородые попы не старались нам навязать принципы рабства, убожества и сирости нашими высшими ценностями останутся Русский дух, Русская кровь, Родная земля, Родная Природа, Русский Народ"
    malera
    1. brr77 2 марта 2012 19:35
      Не согласен, это первый шаг к гражданской войне. Необходимо постепенное вытеснение. Иначе будет раскол, как уже было в 17 веке.
      brr77
  5. Veteran 3 марта 2012 00:49
    Второй рейх - это кайзеровская Германия 1871 - 1918 гг. , очевидно, о нем речь пойдет в следующей статье автора. Третий рейх всем известен. А вот трактование четвертого рейха - многовариантное. Одно из мнений - современный интернациональный нацизм.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня