Military Review

Mortars of the First World War

14
World War 1914-1918 brought to the fore the new species weapons. Among them is a mortar. Although in its essence the mortar is a fairly primitive tool (as if kulevrin and unicorns having emerged from the era), but with the use of powerful ammunition and appropriate tactics it took a prominent place in the arsenal of the participating armies of the conflict.


Especially valuable were the properties of the mortar at the positional stage of the war.

The conditions of positional warfare made it possible to abandon the most expensive quality of artillery guns - long-range. The task to produce significant damage at close distances and inflict a strong defeat by mounted fire and created a fertile ground for the use of mortars.

Conscious rejection of the range, coupled with the insignificance of the initial velocity of the projectile, made it possible to significantly reduce the charge, which in turn was associated with a decrease in the pressure of the powder gases inside the bore of the mortar. This allowed to reduce the thickness of the walls of the latter, and also reduced the recoil force when fired. Hence the amazing lightness of mortar weapons.

A small amount of pressure in the canal of the gun and a small initial velocity allowed a significant increase in the weight of the explosive charge of the mine due to its strength. Many types of mines were put into the mortar barrel with their tail. On the one hand, this made it possible, with regard to the strength of the projectile, to reckon only with its initial speed, and, without fear of breaking the projectile at the barrel of the gun, to bring its wall thickness to a minimum. On the other hand, it allowed to significantly increase the caliber of the projectile.

The German army was an innovator in the use of mortars - as early as 1914, it had 44 heavy and 116 light mortars in its arsenal. During the war, 170 and 250-mm systems were used most effectively.


German 250-mm mortar.

Assessing the advantages of the German trench artillery, the French began to improvise. The first French models of mortar weapons were very primitive (in many respects they repeated the experience of the Russian army at Port Arthur).

The French adapted old smooth-bore mortars and mountain tools intended for firing bombs and mines for trench shooting. Special samples of mortars appeared, but, considering the French craving for a maneuverable war, they were somewhat late.

The Russian army, which had a trench experience of the Russo-Japanese War, already by 1914-th year had the first samples of the domestic trench artillery. 6-inch (152-mm) heavy mortars of the model 1915 of the year (two systems - Putilov and Petrograd metal plants) were used.

But the front demanded lighter and more compact systems.

This led to the appearance of F. R. 58-type mortars on a wooden machine (total weight - 170 kg), the same mortar, but on an iron machine of the Nevsky Plant (weight of the 250 kg system) and on an iron machine of Izhorsky Plant (weight 235 kg ). All these samples fired different types of steel and cast iron mines, the maximum range of the shot, depending on the type of projectile (maximum weight - up to 40 kg), was 535 - 1120 steps.

Of light mortars, extremely lightweight 47-mm mortar of the Lichonin system is widespread. With a weight of 90 kg, he had considerable power, sending 25-kg shells (almost half of the weight is explosive) to a distance of 600-t steps.

The most important advantage of the mortar was that its projectiles flying along a howitzer trajectory had tremendous destructive power. Accordingly, the value of the mortar in the fight for the fortified bands is difficult to overestimate. Russian instructions from the time of positional war equated the effect of Lichonin's 47-mm mortars and 58-mm mortars to 48-linear (122-mm) and even 6-inch (152-mm) howitzers. It was stated that the strength of heavy mortars (89-mm and 9,45-dm (240-mm) English) exceeds the force of the 6-inch howitzer.

The strength of the explosive action of mortars was confirmed by the size of the craters they make. With the same caliber of shells, mortars produced more destruction than ranged weapons. Moreover, being a cheaper weapon and demanding less qualification for its calculation, the mortar spent less resources on the destruction of the fortification than the artillery gun. In addition, mortars easily destroyed and wire barriers, which were so difficult to give to light field implements.

In addition to the high-explosive action, mortars were also a good means of defeating enemy fighters. Moreover, the projectile falling at a large angle at a rupture yielded a significant number of small fragments with very high initial velocities, but very quickly losing them, and therefore not dangerous for their troops. Such a projectile incapacitated many enemy soldiers at the front line. Incidentally, the use of mortar weapons led to the "emptiness" of the front edge - only observers and sentries remained in the forward trenches. It was precisely mortars of medium and small calibers that were used to systematically weaken the enemy, inflicting losses on people through the so-called “disturbing” fire.

Another characteristic property of mortars was the increased steepness of the trajectory of fire, which made it possible to conduct not only mounted shooting, but even vertical. About the value of this property can not speak.

Possessing an exceptional steepness trajectory, some types of mortars at the same time were capable of flat shooting, which was also a very valuable feature of these weapons.

The main drawback of mortars was the extremely small range of fire (within 1-1,5 km). In a trench war, the struggle on the front line is enough, but no more. Moreover, with such a rapprochement with the enemy, the possibility of crushing the mortar with the enemy’s artillery was minimized - she was afraid to hit her own.

Another significant drawback of mortars is the slowness of their shooting — he is tolerant in a positional struggle, but when attacking or repelling an attack, he made himself feel very badly.

Of the constructive properties of a mortar, the tactical value had the simplicity of its device, making it possible to quickly assimilate methods of firing and care for these weapons, as well as allowing its repair by improvised means.

And the low cost of making mortars and saving gunpowder when shooting was of great importance. So, compared to a howitzer, a mortar gave 95% gunpower savings — a terrific figure!

If we talk about the tactics of the use of mortar weapons, it is necessary to note the following.

During a positional war and during periods of operational pause, the main task of the mortars was the constant and methodical shelling of enemy positions - at the limits of their range. Light and medium mortars were used primarily for inflicting casualties and destruction of trenches, and heavy mortars were used for fortifications.

The destruction of the enemy's strong fortifications (strongholds, fox holes, etc.) required the massive use of mortars. For this they were reduced to special groups. The participation of mortars in artillery preparation also released a significant amount of artillery, which was assigned other tasks.

The so-called mortar preparation is a very effective fire weapon.

In the period of the Gorlitsky breakthrough in April 1915, for example, the mortar training of the Germans supplemented the artillery preparation, while during the assault on Peremyshl in May 1915, the heavy mortars operated independently. But in any case, the mortar groups were supposed to work under the cover of artillery - this created the appearance of firing only heavy artillery batteries, and the actual mortars (due to proximity to the front line they were easier to hit) did not attract the attention of the enemy.

Mortars were used in the conduct of the so-called barrage fire - that is what the German military instructions recommended. This was very important - thanks to the large steepness of the trajectory, accuracy of mortar firing, as well as the safety of mortar fire for its advancing infantry. The moral impact of mines on the defender during the attack was very strong.

Thus, the mortars accompanied the infantry.
If the appearance of field artillery guns in the area of ​​attack could have grave consequences for the gunners, the mortar moved with the infantry - often imperceptibly. Moreover, it was thanks to the mortar that the idea of ​​a rolling barrage began.

In the conditions of the enemy's echeloned defense, when some strongholds in its rear were not destroyed and continued to resist, they were captured by infantry with the assistance of escort mortars.

Thus, during the preparation and execution of the breakthrough operations, mortars played an active role — they took part in the destruction of artificial obstacles and trench structures of the enemy fortified strip, participated in the organization of a mobile barrage, and then moved forward along with the attacking infantry, crushing the surviving resistance nodes along the way. the adversary.

In the defense of the fortified strip, mortars also performed important tasks. They carried out a counter-battery struggle and fired in order to inflict losses on the enemy in humans.

The participation of mortars in the barrage fire was especially important, since, given the steepness of their shooting trajectory, they could fire on areas inaccessible to light artillery fire.

Due to the direct service of infantry mortars and constant combat work in its combat formations, at the end of the war the Germans took the path of including mortar tactical units in the infantry regiment - with their direct submission to the regimental commander.

Due to the small range of mortars, they had a limited range of position selection - the most optimal location for Russian mortars was the trenches of infantry supports (that is, the nearest reserves). The positions of the mortars were camouflaged (bushes, deep folds of the terrain), since the mine (unlike the projectile) was visible almost all the time of the flight - and this greatly facilitated the enemy's determination of the location of the actual mortar.


Russian mortar on the front.

The following fact testifies to how great - not only tactical, but also operational - the value of a mortar could have.

With the victorious offensive of the Allies on the French front, which began in the 2 of July 1918, the German strongholds were the main obstacle to the offensive of the Allied forces: the Allies could not bypass some of them, since they were very skillful and interconnected that is, they represented a single firing system. Occupied by the weak forces of the Germans, they detained the allies not only for several days, but also for whole weeks. If the battle formations of the Anglo-French troops were adequately saturated with mortars, the speed of the attack, and, accordingly, the outcome and result of the operation (including the extent of the enemy's defeat) could have been completely different.
Author:
14 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Barcid
    Barcid 6 July 2017 15: 23
    +21
    Mortars still "rule" on the battlefields
  2. super.ufu
    super.ufu 6 July 2017 15: 28
    +1
    German heavy mortars near Przemysl, May 1915


    these are NOT mortars, these are mortars.
    langer 21 cm Mörser - “21 cm elongated mortar”, sometimes referred to as 21 cm Mrs. 16 - 211 mm German heavy mortar arr. 1916, during the First World War.


    after this signature under the photo I don’t even see the point of reading anything.
  3. Monster_Fat
    Monster_Fat 6 July 2017 15: 30
    +1
    Actually, the photograph which the author called "German heavy mortars under Przemysl ..." actually depicts mortars. So it is in the photograph that the “mörser” mortar is written. In German, the mortar is "Granatenwerfer" or "Mörtel" .... wink
  4. 27091965
    27091965 6 July 2017 18: 34
    +1

    I don’t know much about mortars, but the photograph, it seems to me, answers the theme. Although I could be wrong.
    1. alatanas
      alatanas 7 July 2017 14: 05
      0
      These are mortars or howitzers, but not mortars.
  5. Serge72
    Serge72 6 July 2017 19: 41
    +15
    An interesting review of the mortar weapons PMV
    And he did not know much about the tactics of those years. It turns out that 58 mm in terms of fire power was equal to a howitzer!
    Mal da deleted smile
    To the author - ATP hi
    1. Grid
      Grid 9 July 2017 09: 18
      +1
      Why so surprising? It was a rod mortar, firing a supercaliber mine with a mass of half a centner. And this at a higher filling ratio than the howitzer shell.
  6. den-protector
    den-protector 6 July 2017 21: 57
    +1
    I wonder if mortars were used by the warring parties in the civil war in Russia in 1917-1922. Little information about this.
  7. alatanas
    alatanas 7 July 2017 13: 57
    +2

    Mortar ferry across the PMV River Bulgaria, southern (Solunsky) front
    1. alatanas
      alatanas 7 July 2017 14: 14
      +3

      Small mortar shooting. The position of the Bulgarian troops on the Solun Front.
      1. Grid
        Grid 10 July 2017 14: 18
        0
        And do not you explain, very learned, for whom and against whom then Bulgaria fought?
        1. alatanas
          alatanas 10 July 2017 16: 07
          0
          Against the Serbs, from the end of 1915, against the Greeks and the Anglo-French after Greece entered the side of ANTANTA and against Romania and the Russian troops in Dobrudja until its complete liberation in 1917.
          Bulgaria waged all wars in order to unite the Bulgarian population remaining in foreign territories (see map of the San Stefan Treaty).
        2. alatanas
          alatanas 10 July 2017 16: 44
          0
          Not a “multi-learned” person, I’m just interested in history as it is, that is, objectively.
          War is a continuation of politics by other means. Politics is a concentrated expression of the economy.
          1. alatanas
            alatanas 10 July 2017 16: 49
            0
            They fought against the Serbs. In the 16th, against the Greeks with the English-French, against the Romanians and after their practical defeat against the Russian troops in the territory of Dobrudzhi until it was completely liberated from the Romanian government in 1917. year. They fought for the unification of all Bulgarians. (see map of the San Stefano Treaty).

Минометы Первой мировой

Мировая война 1914-1918 гг. выдвинула на передний план новые виды оружия. Среди них - миномет. Хотя по своей сути миномет является достаточно примитивным орудием (будто бы вышедшим из эпохи кулеврин и единорогов), но с помощью применения мощных боеприпасов и соответствующей тактики он занял видное место в арсенале армий-участниц конфликта.

Особо ценными оказались свойства миномета на позиционном этапе войны.

Условия позиционной войны позволили отказаться от наиболее дорогостоящего качества артиллерийских орудий - дальнобойности. Задача производить значительные разрушения на близких дистанциях и наносить сильное поражение навесным огнем и создала благоприятную почву для применения миномета.


Сознательный отказ от дальнобойности, сопряженный с незначительностью начальной скорости снаряда, дал возможность значительного уменьшения заряда, что в свою очередь было связано с уменьшением величины давления пороховых газов внутри канала ствола миномета. Это позволяло уменьшить толщину стенок последнего, а также уменьшило силу отдачи при выстреле. Отсюда - изумительная легкость минометного оружия.

Малая величина давления в канале орудия и малая начальная скорость позволили значительно увеличить вес разрывного заряда мины за счет ее прочности. Многие типы мин вкладывались в дуло миномета своим хвостом. С одной стороны это дало возможность, в отношении прочности снаряда, считаться только с его начальной скоростью, и, не опасаясь разрыва снаряда в дуле орудия, доводить толщину его стенок до минимальной величины. А с другой стороны это позволило значительно увеличить калибр снаряда.

Германская армия являлась новатором в использовании минометов – уже в 1914 г. на ее вооружении имелось 44 тяжелых и 116 легких минометов. В период войны наиболее эффективно применялись 170 и 250-мм системы.


Германский 250-мм миномет.

Оценив преимущества германской траншейной артиллерии, французы начали импровизировать. Первые французские образцы минометного оружия были очень примитивны (во многом повторяли опыт русской армии под Порт-Артуром).

Французы приспособили для траншейной стрельбы старые гладкоствольные мортиры и горные орудия, предназначенные для стрельбы бомбами и минами. Появились и специальные образцы минометов – но, учитывая тягу французов к маневренной войне, они несколько запоздали.

Русская армия, имевшая окопный опыт Русско-японской войны, уже к 1914-му году имела первые образцы отечественной траншейной артиллерии. Применялись 6-дюймовые (152-мм) тяжелые минометы образца 1915 года (двух систем – Путиловского и Петроградского металлического заводов).

Но фронт требовал более легких и компактных систем.

Это привело к появлению 58-мм миномета типа Ф. Р. на деревянном станке (общий вес – 170 кг), такого же миномета, но на железном станке Невского завода (вес системы 250 кг) и на железном станке Ижорского завода (вес 235 кг). Все эти образцы вели огонь различными типами стальных и чугунных мин, предельная дальность выстрела, в зависимости от типа снаряда (максимальный вес – до 40 кг), составляла 535 - 1120 шагов.

Из легких минометов широкое распространение получил чрезвычайно легкий 47-мм миномет системы Лихонина. При весе 90 кг он обладал значительной мощностью, отправляя 25-кг снаряды (почти половина веса – взрывчатка) на расстояние до 600-т шагов.

Важнейшее достоинство миномета заключалось в том, что его снаряды, летящие по гаубичной траектории, имели огромную разрушительную силу. Соответственно, значение миномета в борьбе за укрепленные полосы трудно переоценить. Русские наставления времен позиционной войны приравнивали действие 47-мм минометов Лихонина и 58-мм минометов к 48-линейным (122-мм) и даже 6-дюймовым (152-мм) гаубицам. Указывалось, что сила тяжелых минометов (89-мм и 9,45-дм (240-мм) английские) превосходит силу 6-дюймовой гаубицы.

Сила фугасного действия минометов подтверждалась размерами делаемых ими воронок. При одинаковом калибре снарядов минометы производили большее разрушение, чем орудия дальнего боя. Более того, являясь более дешевым оружием и требуя меньшей квалификации для своего расчета, миномет затрачивал на разрушение фортификационного сооружения меньше ресурсов, чем артиллерийское орудие. К тому же минометы легко разрушали и проволочные заграждения, что так трудно давалось легким полевым орудиям.

Кроме фугасного действия, минометы были и хорошим средством поражения бойцов противника. К тому же падающий под большим углом снаряд при разрыве давал значительное количество небольших осколков, обладающих очень большими начальными скоростями, но очень быстро их теряющими, и потому не опасных для своих войск. Такой снаряд выводил из строя на переднем крае много солдат противника. Кстати говоря, применение минометного оружия привело к «пустоте» переднего края – в передовых окопах оставались лишь наблюдатели и часовые. Именно минометы среднего и малого калибров применялись для систематического ослабления противника, нанося ему потери в людях посредством так называемого «тревожащего» огня.

Другим характерным свойством минометов была повышенная крутизна траектории огня, дающая возможность ведения не только навесной стрельбы, но даже вертикальной. О ценности этого свойства говорить не приходится.

Обладая исключительной крутизной траектории, некоторые типы минометов в то же время были способны и к настильной стрельбе, что тоже являлось весьма ценным свойством этого оружия.

Главным недостатком миномётов была крайне незначительная дальность огня (в пределах 1-1,5 км). В условиях траншейной войны, борьбы на переднем крае – достаточно, но не более того. К тому же, при таком сближении с противником минимизировалась возможность подавления миномета артиллерией врага – она опасалась поразить своих.

Еще одним существенным недостатком минометов следует признать медленность их стрельбы - он терпим в условиях позиционной борьбы, но при атаке или отражении атаки давал себя чувствовать очень остро.

Из конструктивных свойств миномета тактическое значение имела простота его устройства, дающая возможность быстрого усвоения приемов стрельбы и ухода за этим оружием, а также допускающая его ремонт подручными средствами.

И огромное значение имела дешевизна изготовления миномета и экономия пороха при стрельбе. Так, по сравнению с гаубицей миномет давал экономию пороха 95% - потрясающий показатель!

Если говорить о тактике применения минометного оружия, то необходимо отметить следующее.

Во время позиционной войны и в периоды оперативных пауз главной задачей минометов являлся постоянный и методический обстрел неприятельских позиций - на пределах своей дальности. Легкие и средние минометы применялись прежде всего для нанесения потерь в живой силе и разрушения окопов, а тяжелые – фортификационных сооружений.

Разрушение прочных фортификационных сооружений противника (опорные пункты, лисьи норы и пр.) требовало массированного применения минометов. Для этого они сводились в особые группы. Участие минометов в артиллерийской подготовке высвобождало и значительное количество артиллерии, которой ставились иные задачи.

Так называемая минометная подготовка – очень эффективное огневое средство.

В период Горлицкого прорыва в апреле 1915 г., например, минометная подготовка германцев дополнила артиллерийскую подготовку, в то время как при штурме Перемышля в мае 1915 г. тяжелые минометы действовали самостоятельно. Но в любом случае минометные группы должны были работать под прикрытием артиллерии - этим создавалась видимость стрельбы только тяжелых артиллерийских батарей, и действующие минометы (в силу близости к линии фронта их легче поразить) не привлекали внимания противника.

Минометы использовались и при ведении так называемого заградительного огня – именно это рекомендовали германские боевые инструкции. Это было очень существенно - благодаря большой крутизне траектории, меткости минометной стрельбы, а также безопасности минометного огня для своей наступающей пехоты. Моральное воздействие мин на обороняющегося во время атаки было очень сильно.

Таким образом, минометы сопровождали пехоту.
Если появление орудийных запряжек полевой легкой артиллерии в районе атаки могло иметь тяжелые последствия для артиллеристов, миномет передвигался вместе с пехотой – зачастую незаметно. Более того, именно благодаря миномету зародилась идея подвижного заградительного огня.

В условиях эшелонированной обороны противника, когда некоторые опорные пункты в его тылу оказывались не разрушенными и продолжали оказывать сопротивление, они захватывались пехотой при содействии минометов сопровождения.

Таким образом, во время подготовки и выполнения операций прорыва минометы выполняли активную роль - принимали участие в разрушении искусственных препятствий и окопных сооружений неприятельской укрепленной полосы, участвовали в организации подвижного заградительного огня, а затем продвигались вперед вместе с атакующей пехотой, по пути сокрушая уцелевшие узлы сопротивления противника.

При обороне укрепленной полосы минометы также решали важные задачи. Они осуществляли контрбатарейную борьбу и вели огонь с целью нанесения противнику потерь в людях.

Участие минометов в заградительном огне было особенно важно, так как учитывая крутизну траектории их стрельбы, они могли вести огонь по участкам, недоступным для огня легкой артиллерии.

Вследствие непосредственного обслуживания минометами пехоты и постоянной боевой работы в ее боевых порядках, немцы в конце войны пошли по пути включения минометных тактических единиц в состав пехотного полка - с непосредственным подчинением их командиру полка.

Из-за малой дальнобойности минометов они обладали ограниченным диапазоном выбора позиции – наиболее оптимальным местом расположения русских минометов являлись траншеи пехотных поддержек (то есть ближайших резервов). Позиции минометов маскировались (кусты, глубокие складки местности), так как мина (в отличие от снаряда) видна почти во все время полета – и это значительно облегчало противнику определение места нахождения действующего миномета.


Русский миномет на передовой.

О том, насколько большое - не только тактическое, но и оперативное - значение мог иметь миномет, свидетельствует следующий факт.

При победоносном наступлении союзников на Французском фронте, начавшемся во 2-й половине июля 1918 года, германские опорные пункты являлись главным препятствием для наступления союзных войск: обойти некоторые из них без больших потерь союзники не могли, так как они располагались очень искусно и были взаимосвязаны - то есть представляли собой единую огневую систему. Занимаемые слабыми силами германцев, они задерживали союзников не только на несколько дней, но и на целые недели. Если бы боевые порядки англо-французских войск были в должной мере насыщены минометами, темпы наступления, и, соответственно, исход и результат операции (в том числе степень поражения противника) могли быть совсем иными.
Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Barcid Офлайн
    Barcid 6 июля 2017 15:23
    +21
    Минометы до сих пор «рулят» на полях сражений
  2. super.ufu Офлайн
    super.ufu 6 июля 2017 15:28
    +1
    Германские тяжелые минометы под Перемышлем, май 1915 г.


    это НЕ минометы, это Мортиры.
    langer 21 cm Mörser — «21-см удлинённая мортира», иногда упоминается как 21 cm Mrs. 16 — 211-мм германская тяжелая мортира обр. 1916 года, времен Первой мировой войны.


    после этой подписи под фото даже не вижу смысла что либо читать.
  3. Monster_Fat Офлайн
    Monster_Fat 6 июля 2017 15:30
    +1
    Вообще-то на фотографии которую автор назвал "Германские тяжелые минометы под Перемышлем..." на самом деле изображены мортиры. Так именно на фотографии и написано "mörser"-мортира. На немецком языке миномет-"Granatenwerfer" или "Mörtel".... wink
  4. 27091965i Офлайн
    27091965i 6 июля 2017 18:34
    +1

    О минометах знаю не много, но фотография как мне кажется отвечает тематике. Хотя могу и ошибаться.
    1. alatanas Офлайн
      alatanas 7 июля 2017 14:05
      0
      Это мортиры или гаубицы, но не минометы.
  5. Серж72 Офлайн
    Серж72 6 июля 2017 19:41
    +15
    Интересный обзор минометного оружия ПМВ
    И о тактике тех лет многого не знал. Оказывается 58-мм по мощи огня приравнивался к пооевой гаубице!
    Мал да удал smile
    Автору - спс hi
    1. Grille Офлайн
      Grille 9 июля 2017 09:18
      +1
      А чего удивительного? Это был стержневой миномёт, стрелявший надкалиберной миной массой под полцентнера. И это при большем коэффициенте наполнения чем у гаубичного снаряда.
  6. den-protector Офлайн
    den-protector 6 июля 2017 21:57
    +1
    Интересно, применялись ли минометы воющими сторонами в гражданской войне в России в 1917-1922 г.г.? Мало информации об этом.
  7. alatanas Офлайн
    alatanas 7 июля 2017 13:57
    +2

    Переправа миномета через реку ПМВ Болгария, южный (Солунский) фронт
    1. alatanas Офлайн
      alatanas 7 июля 2017 14:14
      +3

      Стрельба из малого миномета. Позиция Болгарских войск на Солунском фронте.
      1. Grille Офлайн
        Grille 10 июля 2017 14:18
        0
        А не поясните ли вы, очень многоучёный, за КОГО и против КОГО тогда воевала Болгария?
        1. alatanas Офлайн
          alatanas 10 июля 2017 16:07
          0
          Против сербов,с конца 1915 г, против греков с англо-французами после вступления Греции на стороне АНТАНТЫ и против Румынии и русских войск в Добрудже до ее полного освобождения в 1917-м году.
          Все войны Болгария вела, чтобы объединить болгарское население оставшееся на чужих териториях.(см. карту Сан Стефанского договора).
        2. alatanas Офлайн
          alatanas 10 июля 2017 16:44
          0
          Не "многоученный" просто интересуюсь историей, такой какая она есть, т.е объективно.
          Война - продолжение политики другими средствами. Политика - концентрированное выражение экономики.
          1. alatanas Офлайн
            alatanas 10 июля 2017 16:49
            0
            Воевали против сербов. В 16-м против греков с англо-французами, против румын и после их практического разгрома против русских войск на територии Добруджи до ее полного освобождения от румынской власти в 1917-м. году. Воевали за объединение всех болгар. (см. карту Сан Стефанского договора).