Основной боевой танк M-95 Degman (Хорватия)

В 1991 году Хорватия провозгласила свою независимость, что привело к негативным для Югославии последствиям. В частности, югославская промышленность лишилась крупнейшего производителя бронетехники – предприятия Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila (г. Славонски-Брод). Кроме того, Югославия лишилась возможность завершить разработку перспективного проекта основного боевого танка М-91 «Вихор», в котором самое активное участие принимал завод теперь уже независимой Хорватии. Тем не менее, существующий проект не пропал. Вскоре на его основе был создан новый вариант основного танка под обозначением M-95 Degman.

В первые годы независимости Хорватия, по объективным причинам, не могла заниматься развитием существующих проектов бронетехники или разработкой новых. Тем не менее, уже в середине девяностых годов работы возобновились с новой силой. Их результатом стало появление танка M-95, предлагавшегося собственной армии.

Основной боевой танк M-95 Degman (Хорватия)
Один из опытных танков M-95 Degman. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr



На момент выхода Хорватии из состава Югославии на заводе Ðuro Ðakovic оставалось два недостроенных опытных танка типа «Вихор». В соответствии с имевшимися планами, в обозримом будущем эту технику следовало достроить и укомплектовать всеми необходимыми системами, а затем испытать на полигоне. Однако сложная ситуация в стране, а затем и отделение Хорватии привело к отмене подобных планов. И все же завод-изготовитель не пожелал отказываться от перспективной разработки. В 1994 году он выступил с предложением о дальнейшем развитии имеющихся танков М-91 с последующим их доведением до серийного производства, на этот раз в интересах хорватских сухопутных войск.

Напомним, основной танк М-91 представлял собой дальнейшее развитие более раннего М-84, являвшегося доработанной версией советского Т-72М. Югославский проект подразумевал использование более мощного двигателя, обновленного орудия и серьезно модернизированных систем управления огнем. Согласно ранним планам, такая техника в середине девяностых годов должна была поступить на вооружение и со временем стать основой бронетанковых войск.


Проект подразумевал широкое применение динамической защиты. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Основные идеи и решения проекта «Вихор» представляли большой интерес, из-за чего теперь уже хорватские специалисты решили продолжить их развитие. Модернизированный вариант танка М-91 получил обозначение M-95 и имя Degman. Любопытно, что, являясь развитием югославской машины, новый танк позиционировался как вариант модернизации серийного M-84.

Проект «Вихор» подразумевал некоторое изменение конструкции броневого корпуса базового M-84 с заменой определенных комплектующих. Кроме того, для нового танка была создана литая башня увеличенных размеров. Похожий подход должен был использоваться и в новом проекте «Дегман». При этом доработки были необходимы как по техническим, так и по технологическим причинам. К примеру, предприятие из г. Славонски-Брод не могло самостоятельно изготавливать крупные литые башни, из-за чего понадобилась разработка сварного колпака.


Схема танка "Дегман". Рисунок Wikimedia Commons


По имеющимся данным, последний югославский проект подразумевал некоторое усиление лобовой брони в сравнении с базовым танком. Бронемашина M-95, в свою очередь, должна была получать не только усиленное бронирование, но и динамическую защиту. Блоками такого оснащения, разработанного израильской компанией Elbit, прикрывалась вся верхняя лобовая деталь и небольшой участок в центре нижней. Кроме того, динамической защитой усиливались бортовые экраны. В остальных частях корпуса защита оставалась прежней и имела в своей основе гомогенную броню, на бортах прикрытую дополнительными экранами. Компоновка корпуса была классической.

Не имея возможности выпуска башни танка М-91, хорватская промышленность была вынуждена разработать новый вариант колпака, отличавшийся меньшей сложностью производства. Предлагалось использование шестиугольной в плане конструкции с широким лобовым агрегатом, имеющим скуловые листы, и сходящимися к корме бортами. Лобовая часть башни получила комбинированную броню, борта и корма – гомогенную. Как и в случае с корпусом, лобовая проекция башни прикрывалась блоками динамической защиты.


Лобовая часть корпуса, виден промежуток перед смотровыми приборами водителя. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


В ходе разработки перспективного проекта инженеры завода «Джуро Джакович» несколько раз пересматривали состав силовой установки. Для получения характеристик подвижности на уровне «Вихора» требовалось использовать двигатель мощностью 1200 л.с. Тем не менее, возможность применения такого мотора отсутствовала. Из-за этого на разных стадиях проектирования предлагались некоторые 1000-сильные двигатели. Впоследствии не исключалась возможность применения более мощных силовых установок. Трансмиссия танка основывалась на агрегатах предыдущих машин и имела в своей основе механическую коробку передач с ручным управлением.

Ходовая часть вновь с минимальными изменениями заимствовалась из предыдущего проекта. На каждом борту помещалось по шесть сдвоенных опорных катков с независимой торсионной подвеской. Сохранялись три поддерживающих ролика, а также передние направляющие и кормовые ведущие колеса. Сверху ходовая часть прикрывалась надгусеничными полками с ящиками для имущества, а сбоку располагались бортовые экраны.


Прицел наводчика. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Более не имея доступа к югославским наработкам в области танкового вооружения, хорватский завод Ðuro Ðakovic был вынужден использовать на танке M-95 орудие более старой модели, разработанное советскими специалистами. Основным оружием танка сделали гладкоствольное орудие-пусковую установку 2А46 калибра 125 мм. Орудие с возможностью замены ствола, эжектором и полуавтоматическим затвором помещалось на стандартной установке, заимствованной у танка M-84.

Для использования с орудием был разработан новый вариант автомата заряжания, вероятно, использовавший определенные идеи и решения из проекта М-91. За счет оптимизации конструкции и некоторых нововведений удалось ускорить перезарядку на 15%, благодаря чему скорострельность увеличилась до 9 выстрелов в минуту. Боекомплект танка состоял из 42 выстрелов раздельного заряжания. 22 снаряда хранились в кормовой нише башни и находлись в механизированной укладке автомата заряжания. Прочие располагались на стеллажах боевого отделения. Танк M-95 сохранил возможность использования всей номенклатуры выстрелов для орудия 2А46, в том числе управляемых ракет.


Опытный танк на полигоне. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Вспомогательное вооружение танка Degman состояло из двух пулеметов и нескольких дымовых гранатометов. На одних креплениях с пушкой размещался пулемет винтовочного калибра. Крупнокалиберный пулемет предлагалось устанавливать на турели над командирской башенкой. Два блока по три гранатомета на каждом должны были размещаться на каждом борту башни. Таким образом, для маскировки можно было использовать до 12 гранат.

Одной из целей проекта «Вихор» было обновление системы управления огнем. Хорватские инженеры продолжили подобное развитие бронетехники, в результате чего M-95 тоже получил современные оптические и вычислительные системы. Изначально к разработке системы управления огнем привлекались только восточноевропейские организации, но впоследствии удалось заручиться поддержкой других компаний, являющихся лидерами рынка. В итоге танк Degman получил современные средства наблюдения и прицельные устройства, пригодные для использования в любое время суток. Применялись приборы ночного видения, лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. СУО напрямую связывалась со стабилизатором орудийной установки и ее приводами наведения.


M-95 во время испытаний. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Как и предыдущие танки югославской разработки, M-95 Degman управлялся экипажем из трех человек. В отделении управления корпуса располагался механик-водитель. На его месте имелся традиционный для танков люк в крыше, оснащенный смотровыми приборами. Из-за наличия люка и перископов конструкторам пришлось оставить крупный участок верхней лобовой детали без динамической защиты, которая могла бы перекрывать обзор.

Командир и наводчик находились в боевом отделении, справа и слева от орудия соответственно. Командир имел небольшую башенку со смотровыми приборами, над местом наводчика устанавливался собственный люк. Основная часть операций по управлению вооружением осуществлялась при помощи пультов на двух рабочих местах. Вручную должны были выполняться только загрузка снарядов из немеханизированных укладок, управление зенитным пулеметом и т.д. В распоряжении экипажа имелись средства связи, состав которых предполагалось определять в соответствии с пожеланиями заказчика. В частности, предусматривалась возможность использования радиостанций, включающих танк в крупные информационно-управляющие структуры.


Движение по трассе. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Обитаемый отсек танка получил коллективную систему защиты от оружия массового поражения. Также имелись средства пожаротушения. На случай предупреждения о возможных атаках танк мог комплектоваться системой обнаружения лазерного облучения.

Использование новой башни, дополнительной защиты и некоторых новых узлов и агрегатов привело к определенному росту габаритов и массы. Так, длина с пушкой вперед превысила 10 м, ширина по бортовым экранам – 3,6 м, высота – 2,2 м. Боевая масса танка без динамической защиты составляла 44,5 т, после ее установки – 48,5 т.


Подвижность осталась на уровне предыдущих M-84 и M-91. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Подвижность танка M-95 Degman зависела от типа силовой установки. При использовании «штатного» двигателя мощностью 1000 л.с. удельная мощность бронемашины составляла 20,6-22,5 л.с. на тонну (с динамической защитой или без нее). Применение 1200-сильного мотора позволяло повысить этот параметр до 24,75-27 л.с. на тонну. При использовании наиболее мощного двигателя и отсутствии дополнительной защиты максимальная скорость танка могла превышать 70 км/ч. Запас хода – не менее 600 км. Имелась возможность преодоления сухопутных препятствий и неглубоких водных преград, как вброд, так и по дну с использованием соответствующего оборудования.

Первый вариант проекта «Дегман» был предложен еще в середине девяностых годов. Вскоре появился заказ на строительство опытных танков, необходимых для проведения испытаний в интересах вооруженных сил Хорватии. Для экономии времени и финансов опытные танки нового типа были изготовлены путем модернизации имевшихся «Вихоров». После распада Югославии хорватской промышленности достались два недостроенных танка М-91, которые и стали основой для перспективных прототипов. Они получили новые башни и соответствующее оснащение боевого отделения.


Танк отличается развитой динамической защитой бортов. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Насколько известно, прототипы справились с поставленными задачами, но не сумели заметным образом повлиять на дальнейшее развитие хорватской армии. В силу финансовых ограничений сухопутные войска не смогли заказать серийное производство новых танков. Бывшие прототипы перспективного югославского танка, ранее не доведенные до полноценных испытаний, смогли справиться с проверками и попасть в армию в виде техники новой модели. Дальнейшее производство M-95, однако, не планировалось.

Тем не менее, армия нуждалась в обновлении парка техники, и с этой целью на базе наработок по танку M-95 был создан проект M-84D. Он подразумевает проведение капитального ремонта серийных танков M-84 с заменой значительного количества штатных комплектующих. В результате подобной переработки существующий танк по своим характеристикам и возможностям максимально приближается к опытным M-95 Degman. При этом, однако, достигается заметная экономия времени и денег. В отличие от полностью нового проекта, такая разработка смогла заинтересовать заказчика в лице хорватской армии.


Вид спереди сверху. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Проект M-84D предлагает установку дизельного двигателя мощностью 1000 или 1200 л.с., динамической защиты и новых приборов управления огнем. Кроме того, вместо пулеметной турели на командирской башенке теперь используется дистанционно управляемый боевой модуль Kongsberg Protector или Samson RWCS с аналогичным вооружением. Самым заметным обновлениям подвергся комплекс радиотехнических средств, теперь обеспечивающих не только голосовую связь, но и передачу данных об обстановке на поле боя. С точки зрения технического облика танки M-84D почти не отличаются от M-95. Главное различие двух машин заключается в их происхождении: M-95 планировалось строить с нуля, тогда как M-84D следовало перестраивать из наличных танков.

Модернизация имеющихся танков ожидаемо оказалась дешевле строительства новых, в результате чего армия Хорватии заказала перестройку некоторого количества бронетехники. Тем не менее, темпы выполнения таких работ оказались не слишком высокими, из-за чего к настоящему времени удалось модернизировать только 16 танков M-84A4 из 72 состоящих на вооружении. Будет ли обновляться остальной парк – неизвестно.


Танк демонстрирует возможный угол склонения ствола. Фото Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila / ddsv.hr


Первым и единственным на данный момент зарубежным заказчиком обновленных танков стал Кувейт. В середине прошлого десятилетия армия ближневосточной страны заказала перестройку 150 танков M-84, ранее выкупленных у Югославии. По завершении модернизации имеющихся танков предполагалось построить 66 новых машин типа M-84D. Однако заказ так и не был выполнен. В 2007 году работы в рамках контракта были остановлены и не возобновились до сих пор. По-видимому, Кувейт так и будет продолжать эксплуатацию бронетехники старой модели.

Нетрудно заметить, что в проекте M-84D использовались не только основные наработки по танку M-95, но и некоторые совершенно новые идеи и решения. Позже все нововведения проекта модернизации были внедрены в конструкцию полностью нового танка. Как следствие, в настоящее время предприятие Ðuro Ðakovic Specijalna Vozila предлагает зарубежным заказчикам танки M-95 Degman, имеющие значительные отличия от первых прототипов. Современный вариант такой машины имеет дистанционно управляемый боевой модуль, развитые средства связи и управления, а также иные новые приборы.


Основной танк M-84D - альтернатива более дорогому M-95 Degman. Military-today.com


Фактически основной задачей проекта M-95 Degman было продолжение работ по теме M-91 «Вихор» с целью получения реальных результатов. Кроме того, в рамках этих работ удалось адаптировать существующий проект к производственным возможностям хорватской промышленности. В случае успешного решения поставленных задач можно было рассчитывать на получение заказа, а армии представлялся шанс обновить парк бронетехники. Таким образом, базовый проект «Вихор», стартовавший еще в середине восьмидесятых годов, все же должен был привести к реальным результатам, хотя и не так, как планировалось изначально.

Тем не менее, сложная обстановка в регионе и многочисленные проблемы молодых независимых государств привели к известным результатам. В исходном виде основной боевой танк M-95 не смог заинтересовать заказчика в лице армии Хорватии, в первую очередь, по экономическим причинам. Разработанный на его основе проект модернизации имеющейся техники под названием M-84D посчитали более выгодным и даже довели до практической реализации, однако и на этот раз до массового производства дело не дошло. Реальные результаты на международном рынке так же не были получены. Танки M-84D и M-95 Degman до сих пор предлагаются потенциальным заказчикам, но, очевидно, уже не станут предметом новых договоров. Интересные и многообещающие танки столкнулись с серьезными проблемами политического и экономического характера, и теперь имеют минимальные шансы на попадание в войска.


По материалам сайтов:
http://ddsv.hr/
http://army-technology.com/
http://military-today.com/
http://armor.kiev.ua/
http://militaryfactory.com/
http://globalsecurity.org/
http://army-guide.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Appraiser 30 июня 2017 10:43
    Непонятно зачем изобретать "велосипед", и в чёт тут изюминка? Если за основу взят наш образец Т-72М. Ведь промышленное производство это дорогое удовольствие, тем более для такой страны как Хорватия. soldier
    1. Cветлейший 30 июня 2017 11:31
      Не совсем, это самостоятельная разработка Югославии. Т-90 тоже на базе 72 разрабатывали, что с того? https://topwar.ru/118977-osnovnoy-boevoy-tank-m-9
      1-vihor-yugoslaviya.html
      1. Torkvat Torkvat 30 июня 2017 19:28
        Бггг...сравнил ж..пу с пальцем)))
        1. Cветлейший 1 июля 2017 09:58
          А конкретней?
  2. Cветлейший 30 июня 2017 11:35
    Если сравнивать этот танк и его лысый вариант то разница исключительно в ДЗ
  3. Музыка 30 июня 2017 13:28
    Ничего нового. И число очень похоже на Т-14.
  4. wku 30 июня 2017 13:36
    вот смотрю я на этот танк, а думаю про Т72Б3 ! неужели наши конструкторы имели 2ку по геометрии в шестом классе, чтобы так нелепо разместить блоки ДЗ!, а смотрю н интерьер и не вижу открытых пучков проводов, скрученных кустарным способом изолентой и понимаю, что на заводах РФ выпускающих бронетехнику так не сделают, зря конструкторы и технологи на наших заводах зарплату получают!
    wku
    1. Rey_ka 30 июня 2017 14:31
      Цитата: wku
      неужели наши конструкторы

      танк Югославии Хорватии вы оттуда?
  5. mvg 30 июня 2017 15:58
    Кирилл, ну как то надо, перед тем, как статью выкладывать, ее и самому почитать. Неужели ляпы не видно? Вы не были замечены в выкладки таких материалов.. ((( Я то с дуру полагал, что авторы статей энтузиазисты.. )) и, как это, фанаты.. (
    mvg
  6. DiKoff 30 июня 2017 18:37
    Видать Хорватам денег девать некуда...
  7. мармеладный 30 июня 2017 22:00
    прекрасный образец того как должна навешиватся динамическая защита..не то что у нас
  8. zhidounictozhitel 1 июля 2017 01:31
    Цитата: мармеладный
    прекрасный образец того как должна навешиватся динамическая защита..не то что у нас

    Не то что на "меркаве" ?))))))
  9. Славянин 1 июля 2017 06:15
    Цитата: мармеладный
    прекрасный образец того как должна навешиватся динамическая защита..не то что у нас

    меня умиляют такие коменты...
    неужели вы всерьёз думаете что хорваты лучше чем наши инженеры знают как размещять ДЗ?
    ЭТО ТОЛЬКО ВЫГЛЯДИТ КРАСИВЕЕ..
  10. ronnon 1 июля 2017 06:35
    Цитата: мармеладный
    прекрасный образец того как должна навешиватся динамическая защита..не то что у нас

    Которую сделали евреи hi
  11. Клон 6 июля 2017 01:34
    Лично мне статья показалась интересной в том смысле, что продукция "а-ля СССР" еще очень долго будет помогать нашим бывшим "братьям" по соцлагерю изображать из себя "крутых пацанов"... фотки классные! good
Картина дня