Всемирная история создания танков – французская «тридцатка»

Устройство французской «тридцатки»
Компоновка танка выполнена по классической схеме. Отделения водителя-механика выполнено в передней части танка, БО расположено в центральной части, МТО расположили в корме танка. «AMX-30» получил корпус сварного изготовления, лобовую часть – литую. Внешне французский и немецкий танки очень схожи. Лобовой верхний бронелист расположили в 68 градусов по отношению к вертикали, толщина брони 80 мм. Броня бортовых листов, установленных под оптимальным углом 57 мм. Броня корытообразного днища 15 мм. Башню танка выполнили литой, лобовая броня башни 81 мм, верхняя броня башни 20 мм, остальная броня башни 41 мм.
Месторасположение водителя-механика расположено в левой половине отделения. В лобовой броне над местом водителя оборудовали овальный люк. Крышка люка при открытии смещается влево. Немного впереди люка, установлены 3 перископических прибора «М223» для водителя-механика. Центральный из них, может заменяться активным ПНВ «OB-16-A» панорамного типа. В темное время суток производится подсветка проектором «РН-8-В» ИК/БС, который расположен на башне, с левой стороны. В дневное время прожектор прикрыт бронированными створками. Перевод прожектора в один из режимов работы выполняется дистанционно.

Башенная часть «Т-105» установлена посередине корпуса. Имеет развитую кормовую нишу. Существует мнение, что башня французской «тридцатки», лучшее решение в вопросе баллистической стойкости. В этом отношении AMX-30, обогнал «Леопард-1», «М60» и «Chieftain». Орудие танка 105 мм «CN-105-F1» с длиной ствола 5.88 метра. По характеристикам пушка танка сопоставима с британской «L7». Продувка стола после выстрела осуществляется сжатым воздухом. Вертикальные углы – от 20 до -8 градусов. Боезапас орудия 47 боеприпасов унитарного типа. 28 боеприпасов уложены справа от водителя-механика в боеукладке, 19 боеприпасов уложены непосредственно в башне танка.
Состав боеприпасов:
- снаряды бронебойные подкалиберные. Скорость снаряда 1520 м/с, вес 17.1 килограмм, бронебойность на расстоянии в 5 километров – 15 сантиметровая броня, выполненная под углом 60 градусов;
- снаряды осколочно-фугасные. Скорость снаряда 1000 м/с, вес 21 килограмм;
- снаряды кумулятивного типа;
- осветительные и дымовые снаряды.
Управлять огнем может как наводчик, так и командир танка, они располагаются справа от орудия в башне, с левой стороны располагается заряжающий. Командирская башенка оборудована десятком приборов наблюдения перископического типа. Немного впереди башенки установлен прицел «М-270» комбинированного (день-ночь) типа. Еще командир машины обеспечен оптическим дальномером, база 2 метра, кратность 12х, диапазон 0.6-3.5 километра. Наводчик орудия располагается в башне, немного ниже и впереди командира. Он имеет в распоряжении дневной прицел «М-271» привязанный к орудию и ИК-прицел «OB-17-A» активного типа с 4-х кратным увеличением. Под этот привел наводчика, имеется ИК-прожектор, установленный в левой верхней части башни.

Кроме орудия, танк имеет на вооружении два пулемета. Первый пулемет калибра 20 мм спарен с орудием башни. Пулемет можно блокировать основной пушкой и может наводиться самостоятельно по вертикали от 40 до -1 градуса. За счет высокого угла можно вести огонь по воздушным объектам противника. Второй пулемет 7. 62 мм калибра «NF1» установили на башенке командира. Управление пулеметом – механично-дистанционное. Управлять им может как командир машины, так и наводчик. 2 гранатомета 80 мм калибра дымовых завес установлены на бортах башни. На крыше башенной части оборудовали 2 люка – один для заряжающего, другой для командира танка. Для наведения 20 мм пулемета днем используется прицел «М267», кратностью 10х, в темное время используется ИК-прицел активного типа с 4-х кратным увеличением «ОВ-23-А». Башня командира «ТОР-7» имеет вращение противоположное вращению основной башни. Поворотный привод башни электрогидравлического типа. Борта башни имеют ограждения - корзину для укладки различного имущества и снаряжения. В МТО установили в виде единого блока двигатель с трансмиссией. ДУ – 4-х тактный 12-ти цилиндровый многотопливный двигатель с жидкостным охлаждением «HS110-2» дизельного типа, с характеристиками мощности в 720 л.с., возможна работа двигателя на керосине, солярке и бензине. Запуск ДУ осуществляет электростартер. Глушители раскиданы по бортам МТО, на крыльях, в районе кормы корпуса. Механическая трансмиссия «5SD-200D» обеспечивает 5 передач движения вперед и 5 передач движения назад. Баки «тридцатки» имеют общую емкость порядка одной тонны и располагаются в МТО и ОУ. Ходовая танка состоит из пяти катков опорного типа, пяти катков поддерживающего типа на каждый борт. Подвеска «тридцатки» торсионного исполнения. Опорные катки 2-х скатного исполнения с бандажами из резины. Диски катков выполнены из сплавов алюминия, ступицы из стали. Балансиры 1 и 3 опорного катка установлены в противоход. 1 и 5 узел подвески имеют гидравлические амортизаторы. Направляющие колеса двухскатного исполнения также имеют бандажи из резины. Гусеничное полотно с последовательными ОМШ, траки обладают асфальтоходными резиновыми подушками. Ресурс ходовой до 5 тысяч километров. «AMX-30» обладает защитной системой от ОМП и системой автоматического пожаротушения. Система защиты от ОМП стоит в нише на корме башни. Танк способен пройти по дну водного препятствия глубиной в пять метров. Подготовка к преодолению такого препятствия до 10 минут. У механика-водителя для такого случая имеется гирополукомпас. Перед преодолением, машина проходит герметизацию, закрывают орудийный ствол заглушкой и подготавливают ИЗС.

Основные характеристики:
- вес -37 тонн;
- команда машины 4 человека;
- длина 9.5 метра;
- ширина 3.1 метра;
- высота 2.3 метра;
- просвет- 44 сантиметра;
- ДУ «Hispano-Suiza HS-110-2»;
- трансмиссия – «Minerva ENC 200»;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность хода 520 км/ч;
- связь – ПУ и радиостанция.
Дополнительная информация:
Французская «тридцатка» считается очень легким танков западного производства 2-го поколения. Для своего времени обладала достаточными огневыми и мобильными характеристиками, но слабой даже на то время бронезащитой. Проведенная модернизация не смогла улучшить ситуацию. Использование дополнительных элементов «G2» навесного типа, только увеличило вес танка и снизило характеристики мобильности.
Информация