Short SC.7 Skyvan: «летающая коробка»

Short SC.7 Skyvan — это легкий британский транспортный самолет общего назначения, разработка которого началась еще в конце 1950-х годов. В пассажирском варианте мог перевозить до 19 человек. Самолет использовался как гражданскими перевозчиками, так и военными многих стран мира. Всего с 1963 по 1986 год было построено 153 самолета всех модификаций, они эксплуатировались в 47 странах мира. Очень часто внимание людей привлекает внешний вид данного самолета. Машина не случайно получила прозвище «летающая коробка». Оно обусловлено тем, что самолет обладает фюзеляжем практически квадратного сечения.

Проектирование самолета Short SC.7 Skyvan началось еще в 1959 году. Первый опытный экземпляр, имеющий обозначение Skyvan Series 1, поднялся в небо 17 января 1963 года. Характерными чертами проекта были большое относительное удлинение крыла и фюзеляж самолета квадратного сечения и максимальной вместимости, выполненный из легких панелей с двухслойной обшивкой. Нижняя поверхность хвостовой части фюзеляжа самолета представляла собой грузовую дверь на шарнирах. Впервые в небо машина поднялась с двумя поршневыми двигателями Continental GTSIO-520 мощностью 390 л.с. каждый, установленными на крыле. Однако изначально планировалось, что в будущем самолет получит более мощные турбовинтовые двигатели Turbomeca.

Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом. Главной отличительной чертой самолета был массивный и сравнительно короткий фюзеляж почти квадратного сечения. Конструкторы легкого транспортного самолета остановили свой выбор на такой форме в первую очередь из-за простоты конструкции и удобства загрузки внутрь машины различных грузов. Непредвиденным последствием коробкообразной формы фюзеляжа, из-за которого за самолетом закрепились прозвища «Сарай» и «Летающая коробка для обуви», стало то, что за счет наличия широкого плоского днища, работавшего как несущий корпус, создавалось до трети общей подъемной силы конструкции. Это существенно повысило взлетно-посадочные характеристики неказистой визуально машины. Самолет мог легко взлетать и садиться даже с очень небольших взлетных площадок. Высокорасположенное крыло и высокая высота фюзеляжа обеспечивали летательному аппарату дополнительную поперечную устойчивость. В воздухе аэродинамические качества самолета повышались за счет использования раздвоенной хвостовой части. В целом машина была устойчивой в полете, ее можно было использовать даже в достаточно сложных метеорологических условиях.



Первоначально самолет разрабатывался как транспортный, но впоследствии уже перед самым запуском в серийное производство конструкторы приняли решение сделать также и гражданскую пассажирскую версию. В будущем это их решение только прибавило данному летательному аппарату популярности. В пассажирском варианте на борту турбовинтового самолета с относительным комфортом можно было разместить до 19 пассажиров, что позволяло достаточно эффективно использовать летательный аппарат для региональных авиаперевозок. Особенно активно для этих целей «летающая коробка» использовалась в Африке, Южной Америке и Азии. В случае необходимости самолет мог взять на борт до 2339 килограммов полезного груза. Груз мог быть достаточно объемным, однако по длине транспортируемых объектов существовали серьезные ограничения. Погрузку и выгрузку груза облегчал простой люк, расположенный в задней части фюзеляжа. Транспортный люк открывался внутрь фюзеляжа вверх.

В мае 1963 года в воздух поднялась модель Skyvan Series 1A, оснащенная двумя двигателями Astazou II эффективной мощностью 520 л.с. каждый. А 29 октября 1965 года в небо поднялся первый серийный самолет под обозначением Skyvan Series 2. Он был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Astazou XII с эффективной мощностью 730 л.с. каждый. Данный вариант в 1968 году заменила модель Skyvan Series 3, оснащенная двумя турбовинтовыми двигателями Garrett TPE331. В пассажирской конфигурации самолет оснащался салоном, способным вместить до 19 пассажиров, также машина выпускалась в исполнении «люкс», она появилась в 1970 году и называлась Skyliner. Еще одной серийной модификацией был военно-транспортный самолет Skyvan Series 3M и вариант Skyvan Series 3M-200, предназначенный для перевозок более тяжелых грузов. Военно-транспортный самолет Skyvan Series 3M мог использоваться не только для перевозки различных грузов с одного аэродрома на другой, но и для десантирования людей и грузов, эвакуации раненных и пострадавших, а также проведения поисково-спасательных операций.

Всего до завершения производства в 1986 году было собрано 153 самолета различных вариантов, включая прототип. Несмотря на сравнительно небольшую серию, самолет активно продвигался на экспорт, машина эксплуатировалась в 47 странах мира. Большая часть выпущенных самолетов относилась к моделям серии Skyvan Series 3.

SC.7 Skyvan в аэропорту «Oulu», Финляндия

Согласно статистике на 13 января 2011 года в различных авиационных инцидентах, авариях и катастрофах было потеряно 42 самолета данного типа. В катастрофах с его участием погибло 104 человека. При этом самолет продолжает эксплуатироваться и в XXI веке как гражданскими перевозчиками, так и военными. По данным на 2009 год в мире продолжали эксплуатировать около 40 самолетов Short SC.7 Skyvan различных модификаций.

Летно-технические характеристики Short SC.7 Skyvan:
Габаритные размеры: длина — 12,21 м, высота — 4,6 м, размах крыла — 19,78 м, площадь крыла — 35,12 м2.
Масса пустого — 3331 кг.
Максимальная взлетная масса — 5670 кг.
Силовая установка — 2×ТВД Garrett AiResearch TPE-331-201 мощностью 2х715 л.с.
Максимальная скорость — 325 км/ч.
Крейсерская скорость — 317 км/ч.
Скорость сваливания — 111 км/ч.
Дальность полета — 1117 км.
Практический потолок — 6858 м.
Скороподъемность — 500 м/мин.
Экипаж — до 2-х человек.

Военно-транспортные самолеты Short SC.7 Skyvan австрийских ВВС во время полетов на авиабазе Цельтвег, 1997 год.






Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/sc7.html
http://avia.pro/blog/short-sc7-skyvan-tehnicheskie-harakteristiki-foto
http://avia-museum.narod.ru/england/short_skyvan.html
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. inkass_98 Офлайн
    inkass_98 (Юрий) 5 июля 2017 06:50
    +6
    Выглядит нелепо, но летает! Впрочем, шмель тоже с точки зрения аэродинамики летать не может, однако же...
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 5 июля 2017 07:48
      +6
      Цитата: inkass_98
      Впрочем, шмель тоже с точки зрения аэродинамики летать не может, однако же...

      Так и внешне чем-то похожи. И трудолюбивые оба.
    2. Zweihander Офлайн
      Zweihander (Zweihander) 6 июля 2017 05:15
      +2
      Кстати, шмель вполне таки по законам аэродинамики летает, не так давно проводили расчеты и оказалось раньше не учитывали возникающие при полете завихрения воздуха или что-то по типу этого)
      1. inkass_98 Офлайн
        inkass_98 (Юрий) 6 июля 2017 06:55
        +2
        Да уж, с завихрениями там все должно быть в порядке wink .
  2. tchoni Офлайн
    tchoni (Евгений) 5 июля 2017 07:28
    +2
    Чем то напоминает десантнфй планер от Яковлева Як-32 , кажется.
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 5 июля 2017 11:41
      +2
      Цитата: tchoni
      Чем то напоминает десантнфй планер от Яковлева Як-32 , кажется

      Десантный планер Як-14

      Загрузка техники.
      1. амурец Офлайн
        амурец (николай) 5 июля 2017 11:42
        +1
        Или вот такая фотография Як-14.
        1. tchoni Офлайн
          tchoni (Евгений) 5 июля 2017 13:09
          +1
          Давненько читал - вот и запамятовал. Помнится, справочник нще такой был - рланеры СССР....
    2. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 5 июля 2017 13:19
      +7
      Цитата: tchoni
      Чем то напоминает десантнфй планер от Яковлева Як-32 , кажется.

      До сих пор эксплуатируется другой самолёт такого класса IAI-201 "Арава". Причём был даже вооруженный вариант с НАР и пулемётами. Один такой до недавнего времени использовался против наркобаронов в Боливии.
  3. ротмистр Офлайн
    ротмистр (Юрий) 5 июля 2017 08:13
    +1
    Молодцы, умеют беречь деньги налогоплательщиков.
  4. Андрей НМ Офлайн
    Андрей НМ (Андрей) 5 июля 2017 09:06
    +4
    Из 153 самолетов 42 потеряно в авариях. Ничего себе аварийность.
    1. Deadушка Офлайн
      Deadушка (Виталий) 5 июля 2017 11:30
      +8
      http://aviation-safety.net/database/type/type-sta
      t.php?type=442
      Все относительно, от условий и мест эксплуатации много зависит.
  5. Svetlana Офлайн
    Svetlana (светлана) 5 июля 2017 10:51
    +3
    Цитата: inkass_98
    шмель тоже с точки зрения аэродинамики летать не может

    А пчёлка Антонова летала! http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/transp
    ortno-passazhirskie-samolety/1945-g-1991-g/samole
    ty-okb-antonova/legkij-mnogotselevoj-transportnyj
    -samolet-an-14-pchelka/
    [media=http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/1
    1/14.Passazhirskij-salon-An-14A..jpg]
    1. Вождь краснокожих (Назарий) 5 июля 2017 15:01
      +1
      Мне тоже сразу антоновскую пчелку напомнил, только угловатую ))))))
  6. MAILS Офлайн
    MAILS (Рафаэль Гайнутдинов) 18 июля 2017 15:35
    0
    Умели за бугром создать на редкость не красивые самолеты типа геркулеса
  7. Русфанер Офлайн
    Русфанер (Русфанер) 1 ноября 2017 13:12
    +1
    Мечта парашютистов! Прыгать из него - одно удовольствие! Жаль, что перестали выпускать, хорошая машина!
Картина дня