Гибридные автомобили на смену «Хамви»

22
Несколько лет назад американские военные стали говорить о необходимости замены армейского автомобиля HMMWV (также часто именуется Humvee, «Хамви»). Когда «Хамви» принимали на вооружение, он считался вполне современным и хорошим транспортным средством, но войны последних десяти лет значительно изменили взгляды военных на подобный класс техники. Пентагон «обвиняет» машину в неэкономичности и недостаточной защите экипажа. Для улучшения защищенности военным часто приходилось самостоятельно устанавливать импровизированное бронирование в кустарных условиях. Впервые пришлось делать это еще в ходе «Бури в пустыне», из-за чего такая броня получила название «hajji armor» – «арабское бронирование», причем слово «hajji» имеет явно негативные коннотации. Американским вооруженным силам, как показала практика, нужны специально созданные автомобили с достаточным уровнем защиты, а также с нормальным потреблением топлива. Первые проекты для замены «Хамви» появились лет пять-семь назад. С тех пор было начато немало новых программ, однако сейчас разговор пойдет только о двух из них.

Достаточное бронирование имеет немалый вес, это очевидный факт. Отсюда исходит требование к более мощному и более прожорливому двигателю. Поскольку о запуске нового автомобиля в серию несколько лет назад даже речи не шло, некоторые участники программы замены HMMWV решили пойти по скользкой дорожке эксперимента и попробовать создать военный бронеавтомобиль с гибридной силовой установкой. Суть этой технологии заключается в следующем: на автомобиле классической схемы мощность двигателя передается на ведущие колеса через трансмиссию. На гибридном авто кроме двигателя внутреннего сгорания присутствует и электрический. В зависимости от конкретного типа гибридной силовой установки, могут различаться способы их взаимодействия между собой и ведущими колесами. Наиболее распространенной на данный момент является схема, в которой бензиновый или дизельный двигатель приводит в действие генератор, а тот, в свою очередь, подзаряжает аккумуляторы и выдает электрический ток на тяговый электромотор. Главный плюс всех «гибридов» кроется в ощутимом снижении расхода горючего. Дело в том, что изменение оборотов ДВС сказывается на расходе топлива, а механическая коробка передач за счет потерь на трение и т.д. также в некоторой мере увеличивает необходимое количество горючего. При использовании генератора и электромотора бензиновый/дизельный двигатель может работать на одних и тех же оборотах вне зависимости от условий езды. Как результат, потребление топлива и вредные выбросы снижаются.

Гибридные автомобили на смену «Хамви»
L-ATV (Light All-Terrain Vehicle – Легкий транспорт повышенной проходимости)


Наиболее интересным и перспективным из ныне существующих «гибридов» для армии является автомобиль L-ATV (Light All-Terrain Vehicle – Легкий транспорт повышенной проходимости), созданный в Oshkosh Corporation. Эта бронемашина изначально создавалась в соответствии со недавно появившейся концепцией MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – Защита от мин и засад). Поэтому L-ATV имеет бронирование, соответствующее второму классу защиты стандартов НАТО и выдерживает попадание 7,62-мм бронебойных пуль или взрыв под днищем фугаса с шестью килограммами взрывчатого вещества. В перспективе, как говорят в «Ошкош Корпорейшн», возможно усиление собственной брони или даже установка дополнительных панелей – силовая установка позволит проделать это без значительных потерь в ходовых качествах. Любопытно, что дизельный и электрический двигатель на L-ATV взаимодействуют по так называемой параллельной схеме. Система под названием ProPulse подразумевает, что электромотор ни на одном этапе поездки не приводит в движение машину самостоятельно. Электрический двигатель помогает дизелю добирать необходимую мощность на разгоне, при пробуксовке и в других ситуациях, для которых характерен повышенный расход горючего. Тем не менее, конструкторы предусмотрели возможность передвижения только за счет электрической системы, однако в таком случае запас хода сокращается на порядок. Утверждается, что благодаря этой возможности бойцы смогут почти бесшумно выдвигаться в нужный район, не подвергаясь опасности «поймать» вражескую пулю. Помимо оригинальной силовой установки L-ATV стоит обратить внимание и на подвеску этого авто. Все четыре колеса имеют независимую подвеску проекта TAK-4i. Механизм этой системы обеспечивает ход колес в 20 дюймов, что должно обеспечить, как минимум, достаточную проходимость для сравнительно тяжелой машины. В ходе испытаний L-ATV гоняли по самым разным поверхностям, от глубокого снега до песчаной пустыни, и везде скорость и проходимость были не хуже, а в ряде случаев и лучше, чем у старого доброго HMMWV.

Инженеры из Oshkosh Corp., словно желая привлечь заказчиков дополнительными «опциями», ввели в состав электросистемы своего броневика весьма интересную функцию. Подразумевается, что зарядка аккумуляторов должна происходить при помощи работающего дизельного двигателя – мощность идет не только на трансмиссию, но и на генератор. Однако в случае необходимости экипаж машины может в прямом смысле слова включить ее в бытовую розетку для подзарядки. Само собой, на полное «заполнение» батарей уйдет немало времени, однако такая возможность точно не будет лишней. Так, например, в ходе боя дизельный двигатель может быть серьезно поврежден. В этом случае пригодится и способность подзаряжаться от розетки, и возможность езды только на электромоторе. Кроме того, L-ATV можно использовать в качестве мобильной электростанции: электричество, запасенное в аккумуляторах или вырабатываемое генератором, через специальный комплект из кабелей, разъемов и т.д. можно подавать на бытовые электросети. Этим способом при надобности обеспечивается электропитание штаба, казармы или полевого госпиталя. Представители компании-разработчика утверждают, что себестоимость выработки электричества броневиком L-ATV не превышает аналогичный показатель крупной электростанции.

FED Bravo - гибридный бронемобиль для американской армии


Компания TARDEC имеет собственные взгляды на автомобили повышенной топливной эффективности и часть их касается гибридной силовой установки. В ходе проекта FED (Fuel Efficient Demonstrator – Демонстратор топливной эффективности) было создано два автомобиля-прототипа. С названиями прототипов в TARDEC особо не мудрили. Один получил литеру «A», другой стал именоваться «B». Только вскоре для пущего удобства машины переименовали в соответствии с английским фонетическим алфавитом. Они стали называться FED Alpha и FED Bravo соответственно. Внешне обе машины не отличаются, а все различия упрятаны под капотом и днищем. «Альфа» представляет собой самый обычный бронированный внедорожник с дизельным двигателем. Однако не все так просто. При схожей с HMMWV снаряженной массе при аналогичных «нагрузках» FED Alpha потребляет всего лишь треть от необходимого для «Хамви» топлива.

FED Alpha


FED Bravo, в свою очередь, стал классическим гибридным автомобилем. В отличие от L-ATV, авто от TARDEC использует для движения только электрический мотор. Бензиновый или дизельный двигатель на FED Bravo связан только с генератором. Интересно, что «Браво» может подзаряжать свои аккумуляторы не только от генератора. Для этих же целей на крыше и двери багажника имеются панели солнечных батарей. Очевидно, эффективность такого источника энергии невелика, но в качестве дополнения к основному генератору они могут быть полезными. В конце концов, Alpha и Bravo на данный момент являются только «концепт-карами». Как и L-ATV, «гибрид» от TARDEC оснащен электрической системой, способной отдавать и получать электроэнергию извне. Относительно эффективности использования FED Bravo в качестве электростанции данных пока нет.

К сожалению, L-ATV и FED Bravo являются экспериментальными машинами военного назначения. Поэтому точных данных о скорости, потреблении топлива или даже об уровне защиты крайне мало. Так, например, по внешнему виду авто FED Bravo можно сделать предположение, что его броня соответствует второму или третьему классу защиты. Однако TARDEC эти предположения не подтверждает и не опровергает. Зато обе компании, занимающиеся созданием гибридных военных автомобилей, регулярно хвастаются своими успехами в продвижении. Броневик L-ATV в силу своего возраста уже доведен до той стадии, на которой можно изготовлять опытную партию для испытаний в войсках. Машины линейки FED пока что готовятся предстать перед высокой комиссией Пентагона.

Вполне возможно, что в самом ближайшем будущем выбор военных чиновников США падет именно на бронированные автомобили с гибридной силовой установкой. Да, подобная техника в силу различных причин стоит заметно дороже машин с «классическими» двигателями и трансмиссией. Но этому минусу противостоят сразу несколько плюсов: меньшие расходы на горючее, возможность перевозить более тяжелые грузы и способность машин выполнять не только транспортные задачи (подвижная электростанция). Выбор будет непростым, поэтому ответственным лицам из американского оборонного ведомства стоит все тщательно взвесить и несколько раз проверить. Ну а военным и инженерам других стран нужно, как говориться, мотать на ус.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Игорек
    +3
    3 марта 2012 09:05
    Нормальная машина и проходимость хорошая,нам бы тоже поэксперементировать с гибридными силовыми установками.
    1. Fidain
      +3
      3 марта 2012 14:24
      Kakaya raznica chto za dvizhok,vo pervix chem slozhneye tem xozhe v boevix usloviax a vtoroe po bez dorozhie gebrid,ne gebrid zhryot mnogo.Vet gebrid tolko v na spskax i na rovnoi doroge rabotaet.A yesli dazhe oni bolse silni batareiki postaveli to eto znachet chto mashina budet tezheleye plyus bornya...
      Voobshe skolzkaya doroga,no vse znayut glavnoe v boivix destviax eto nadyozhnost texniki,a s takoi elektroniki garanti ne kto ne dast
    2. dvina
      +1
      3 марта 2012 15:11
      Зачем нам то эксперементировать? Экологичность гибридов не более чем рекламный трюк. Это возможно когда-нибудь и осуществиццо,но на данны момент 99% эл энергии в мире добывается сжиганием чего-либо....
      Применительно к гибридам есть пара моментов,которые как бы делают эту схему перспективной.
      ... ДВС почти всегда работает в режиме максимального КПД,а значит экономичен и выбросы минимальны.
      Правда в реальности все эти прибавки сжираются добаленным весом и сложностью конструкции...
      Дотошные немцы ужо всё просчитали... Современный ДВС экологичнее гибрида,по сумме фактов...
      1. +3
        3 марта 2012 17:48
        при чём тут экологичность? это военная техника, само понятие экологичность для войны чуждо. вАжно ЭКОНОМИЧНОСТЬ.
  2. +4
    3 марта 2012 09:39
    гибридная силовая установка требует очень качественного сервисного обслуживания-сложновата для армейских ремонтников,стоимость аккамулятора очень высока да и ресурс в наши морозные зимы сильно понижается.простой надежный дизель мне кажется для нас пока важнее
  3. +2
    3 марта 2012 10:46
    вредные выбросы снижаются

    какой бред,когда военные об экологии пеклись?
    так и на рогатки бы перешли,порох же тоже с вредом горит
    1. +2
      3 марта 2012 11:08
      Выбросы снижаются пропорционально расходу горючего. А расход горючего напрямую влияет на финансовую сторону. Вот они и "заботятся о природе" собственного кошелька.
  4. dred
    0
    3 марта 2012 13:13
    Неплохой автомобиль.Удачи американцам.
  5. andrklimanov
    +2
    3 марта 2012 13:17
    вот плохо когда человек пишет объективный коммент а его сразу "минусуют" за то, что он "похвалил" вражескую технику
    Цитата: Игорек
    Нормальная машина и проходимость хорошая,нам бы тоже поэксперементировать с гибридными силовыми установками.
    1. Игорек
      +1
      3 марта 2012 13:24
      Да тут походу,какая-то банда появилась они всех минусуют без разбору,это началось еще вчера.Надо вообще убрать эти плюсы,минусы и погоны,чтобы они не мешали нормальному общению.
      1. +3
        3 марта 2012 14:55
        Да пусть и дальше будут все эти плюсы-минусы-погоны и прочие атрибуты сайта. Только ввести такое правило- хочешь кому-то там выставить свою оценку- будь добр оставь свой коммент.
  6. +1
    3 марта 2012 14:37
    Любой механизм можно усложнять до известного предела. Что выйдет с этим гибридником дальше- посмотрим... У электродвигателя есть свои плюсы и свои минусы. Минус- это вес, точнее соотношение веса агрегата и выдаваемой им мощности. В этом отношении ДВС пока что лидирует... Да и сложность (и стоимость) обслуживания возрастет. И необходимо будет увеличивать число квалифицированных технарей... Впрочем, это всего лишь испытания. Да и то не у нас...
    Кстати, у нас эдак в году 2005 (точно не упомню, читал в "Авто-Ревю") пробовали предложить военным электромобиль (не гибрид, а чистый электро) класса УАЗ-469. Но толи авто сырым был, толи военные излишни консервативными оказались (хотя я их и понимаю), но что-то там не сраслось и больше про это чудо инженерной мысли ничего слышно не было...
    1. -1
      3 марта 2012 18:00
      Цитата: Chicot 1
      пробовали предложить военным электромобиль (не гибрид, а чистый электро) класса УАЗ-469

      о чём Вы?
      нормальный,не паркетник,внедорожник уже нонсенс-где столько розеток?
      а уж военный только враг или дурак (и не знаю кто хуже) предложить мог
      или электролинии и станции договоряться не бомбить?
      "бобик",он же УАЗ-469,может солдат в поле починить,в чём его и красота,а электромобиль?
      1. +1
        3 марта 2012 20:41
        Ну как же. В салон - дизель-генератор, чтобы ток вырабатывал. Воткнул в розетку вилку и пусть дальше на электромоторе ездит. Тады и батареи не нужны.
        1. +1
          3 марта 2012 22:10
          Такой вот гибрид: три мотора. Дизель генератор и э-мотор. Ну и ещё кривой стартер - куда без него. Да , ещё крепкий трос, чтобы кто-нибудь тянул.
  7. +1
    3 марта 2012 16:34
    Утопия какая то, недостатка топлива у нас нет, как указано выше гибрид экономит только при ровной нагрузке на шоссе, за счет обслуживания и первоначальной стоимости экономии точно не будет, вес батарей и пихла высокий, лучше брони тогда уж повешать поболе, ресурс в зимних условиях учитывать надо, хотя RX400h зимой приятно запускать, но жрет то он столько же сколько и RX300 если по городу
    Как прогресс конечно нужно развивать гибридные силовые установки но до поставки в войска еще очень далеко, если очень надо трофейным попользуемся laughing
  8. Ion Coaelung
    +2
    3 марта 2012 18:45
    Щас Вам Прохоров предложит военный внедорожник Ё-мобиль!
    1. 0
      4 марта 2012 12:21
      а вот и не предложит,кто его уже послезавтра вспомнит?

      гибрид это по любому усложнение,а ценность техники,тем более военной,в простоте и надёжности,чему ярчайший пример АК
  9. vylvyn
    0
    4 марта 2012 08:19
    Гибридный авто в полях зимой - полный бред. Пишут, что имеются для подзарядки даже солнечные панели. Ну тогда ещё и ветрогенератор ставьте, ночью ведь солнца нет, а на холоде батареи ой как быстро разряжаются.
  10. Mr. Truth
    0
    4 марта 2012 10:02
    Замена хамви это хорошо, только хамви легкий, его по воздуху можно блек хоуком перебросить, а большинство этих машин только чинуки и поднимут.
  11. Steppenwolf
    +3
    4 марта 2012 16:37
    Тут много говорили о надёжности и долговечности гибридной установки - не забывайте ,что:
    1) военная техника рассчитана на определённый, достаточно неболъшой по гражданским меркам пробег, после чего или отправляется на ремзавод или под пресс, так что чувствую, акб не успеет за время службы транспорта силъно устатъ.
    2) если мне памятъ не изменяет, первым тойотам Приус (кто не в теме - один из первых серийных гибридов) в этом году, если не ошибаюсъ, стукнет 15 лет ,и завезли их к нам предостаточно , так что можно почитатъ отзывы, тем более болъшинство владелъцев обитают на Далънем Востоке и в Сибири, так что в жизнеспособности схемы в мороз речи не идёт...
    P.S. Заводская гарантия на акб приуса - 8 лет...
  12. 0
    19 января 2015 16:21
    Все ж америкашки молодцы, хоть и богатые ки, а секономить не дураки.